Научная статья на тему 'Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании'

Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГОПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL LAW / SECONDARY EDUCATION / ECOLOGICAL AND LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркин Дмитрий Олегович

В статье рассматриваются способы развития эколого-правовой культуры молодежи в учреждениях среднего образования, формулируются практические предложения по внедрению эколого-правового компонента в образовательные стандарты и программы школьных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of ecological and legal culture on the average education

The article considers the ways of development ecological and legal culture of the youth at secondary educational institutions; practical suggestions to introduce ecological and legal component into educational standards and school subjects curriculum are formulated.

Текст научной работы на тему «Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании»

УДК 349.6:371

Д. О. Буркин

Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании

В статье рассматриваются способы развития эколого-правовой культуры молодежи в учреждениях среднего образования, формулируются практические предложения по внедрению эколого-правового компонента в образовательные стандарты и программы школьных предметов.

The article considers the ways of development ecological and legal culture of the youth at secondary educational institutions; practical suggestions to introduce ecological and legal component into educational standards and school subjects curriculum are formulated.

Ключевые слова: экологическое право, среднее образование, экологоправовая культура.

Key words: environmental law, secondary education, ecological and legal culture.

В статьях 71-74 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на роль основных способов формирования экокультуры выдвигается всеобщее и комплексное экологическое образование, преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях всех уровней и профилей, подготовка и переподготовка специалистов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также предельно широкое и всеохватывающее экологическое просвещение общественности.

А.И. Казанник также полагает, что «решающий успех в деле охраны природы принесет нам не погоня за нарушителями экологических законов, а повседневная воспитательная работа. Скромный учитель, пробудивший у подростков любознательность и чувство жалости ко всему живому, зачастую вносит больший вклад в дело охраны природы и формирование высокой экологической культуры, чем легион стражей законности и

© Буркин Д. О., 2013

правопорядка»1. При всей очевидной справедливости данного утверждения необходимо указать на несомненную опасность слишком категоричного дистанцирования экологического образования и воспитания, с одной стороны, и экологического права, с другой. На наш взгляд, большинство авторов, пишущих о достижении высокого уровня экологической культуры, недооценивают значение именно эколого-правовой культуры, которая представляет собой правовой аспект экокультуры в целом как более объемного понятия.

Эколого-правовая культура личности формируется на основе общих и специальных знаний, суждений и представлений, касающихся не просто взаимодействия общества и природы, а более конкретной проблематики -правового регулирования отношений в этой сфере. Уровень экологоправовой культуры определяют представления о нормах, выработанных обществом и государством применительно к охране окружающей среды и рациональному использованию ее ресурсов. «Правовой слой» экокультуры формируется на основе знаний: 1) о содержании нормативно-правовых актов экологической направленности; 2) системе органов публичной власти, их природоохранной компетенции; 3) практике применения ими экологического законодательства; 4) ответственности за нарушение его норм и т. д.

Для успешного формирования эколого-правовой культуры учащейся молодежи - для начала общей, а потом и в ее специальных, профессиональных формах - указанные знания необходимо транслировать в средних учебных заведениях не просто путем преподавания дисциплин экологического цикла, но и в более широком, практически универсальном предметном спектре.

Так, в школьном курсе всемирной физической географии следовало бы актуализировать современную проблематику международно-правовой охраны окружающей среды. Учащимся уже со школьной скамьи необходимо получать не только знания о мировых запасах природных богатств, но и хотя бы самые общие представления о существующих на планете экологических угрозах, о консолидированных усилиях мирового сообщества по противодействию им всеми доступными правовыми средствами. В этой связи школьники должны знать о наиболее заметных источниках международного экологического права глобального действия и

1 Казанник А.И. Формирование экологической культуры в образовательных учреждениях профессионального образования России // Вестн. Омск. юрид. ин-та. 2005. № 3. С. 79.

универсального характера: Стокгольмской декларации по окружающей среде 1972 г., Всемирной хартии природы 1982 г., Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., Декларации ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и т. д. Школьный курс мировой экономической географии на этапе модернизации следует ориентировать на наполнение не только сведениями о структуре глобального промышленного производства, но и самой актуальной информацией о международно-правовых инструментах его повсеместной экологизации. Здесь прежде всего нужно раскрыть понятие «устойчивое развитие», выработанное учеными-экологами и закрепленное в базовых нормативных документах Организации Объединенных Наций. Также не лишним будет появление в указанном курсе тем, касающихся проблем деградации атмосферы и изменения климата на планете из-за негативных промышленных воздействий, с параллельным освещением правовых средств противодействия этим разрушительным процессам: Венской конвенции по охране озонового слоя 1985 г., Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1994 г., Киотского протокола к ней 1997 г. и др. Курсы физической и экономической географии России также могут быть обогащены сведениями о современных природоохранных институтах, которые имеют отношение уже к национальному экологическому праву (таких как, например, Климатическая доктрина РФ 2009 г. и т. п.). Экологизация школьного курса географии в нашей стране началась еще в 80-х гг. XX в. В наше время дальнейшее углубление этого позитивного процесса требует подкрепления «экологического элемента» внутри данного курса необходимым минимумом правовых знаний, которые конкретизируют его, придают ему весомость в глазах учащихся. Предлагаемое правовое наполнение «экологического сегмента» школьных уроков географии должно заметно повлиять на формирование прочных основ эколого-правовой культуры в сознании учащейся молодежи.

В соответствии с приведенным примером эколого-правовой элемент может быть введен в каждый курс средней школы, предполагающий хотя бы какое-то «экологическое наполнение». Тематика уроков биологии может быть существенно дополнена обзором международных и российских национальных правовых подходов к охране растительного и животного мира. В настоящий предмет следует ввести основные положения о биоразнообразии, которые закреплены в международных конвенциях, Федеральном законе «О животном мире» и других нормативно-правовых актах. Школьные уроки химии, включающие, как

199

известно, необходимый объем знаний о современном состоянии химических производств, стоит дополнить краткими сведениями о нормировании предельно допустимых выбросов, о закрепленных в российском законодательстве эколого-правовых средствах противодействия химическому загрязнению природы и т. п. Особое внимание на таких уроках следует уделить освещению мер ответственности, предусмотренной за нарушение норм права окружающей среды на химических производствах.

Наибольший удельный вес эколого-правовых знаний в средней школе должен приходиться на предметы гуманитарного цикла - в данном случае, прежде всего, на обществознание. Именно в этом курсе А.И. Казанник видит возможность ознакомить учеников «с экологическим законодательством России, рассказать о народной охране природы..., научить их понимать смысл социальных норм, обычаев и традиций, регулирующих отношения по охране окружающей природной среды на региональном уровне. Это станет дополнительной гарантией формирования высокой экологической культуры учеников»2. На уроках обществознания нужно рассказывать не только о действующем законодательстве, но и о традиционных практиках обычно-правового регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такие правовые обычаи существенно варьируются в историческом контексте от региона к региону, а потому их изучение в школе может стать частью столь необходимого в настоящее время регионального образовательного компонентаЗ. При этом курс новейшей истории в старших классах, неотъемлемой частью которого уже стало описание трагедии на Чернобыльской АЭС и других крупных экологических катастроф, следует снабдить ретроспективой развития мировых эколого-правовых институтов, становление которых происходило в рамках таких международных правительственных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.

Наиболее бесспорным инструментом формирования экологоправовой культуры учащихся средних школ следует признать, таким

2 Казанник А.И. Проблемы формирования экологической культуры в учебных заведениях общего образования России // Междунар. юрид. чт. Ч. IV. Омск: Омск. юрид. ин-т, 2004. С. 35.

3 Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Землеустройство на Северном Кавказе: взаимодействие обычного права горцев с межевыми узаконениями Российской империи // Г ос-во и право: теория и практика. 2011. № 1 (73). С. 89-95.

200

образом, предметы гуманитарного цикла. Как уже отмечалось, элементы экологического права должны быть присущи и дисциплинам естественнонаучного цикла (география, химия, биология и др.). Эту тенденцию необходимо усиливать при переходе к среднему профессиональному образованию, ибо оно предполагает получение прикладных специальностей. Среднее профобразование как более высокая ступень уже не может ограничиваться закладыванием основ общей эколого-правовой культуры учащейся молодежи. Оно должно содействовать развитию уже специальной эколого-правовой культуры будущего профессионала. С этой целью в учебные программы учреждений среднего профобразования нужно активнее вводить эколого-правовые компоненты - как в общеобразовательные дисциплины (например, в то же правоведение), так и в специальные предметы. Это, в сущности, следует рассматривать как приоритетный путь формирования профессиональных форм эколого-правовой культуры технической молодежи в средних специальных учебных заведениях. Особое внимание в училищах и колледжах необходимо уделять ознакомлению с эколого-

производственными нормативами, инструкциями и техническими регламентами, содержащими требования к охране природы, т. е. с узкоспециализированными нормативными актами, регулирующими

осуществление эколого ориентированных профессиональных функций будущих специалистов. Эта образовательная линия должна

активизироваться в период прохождения учебных практик на производстве.

Формирование общего уровня эколого-правовой культуры молодежи в общеобразовательных школах, а также развитие ее специализированных форм в учреждениях среднего профессионального образования должно проводиться комплексно и не может ограничиваться только экологическими и правовыми дисциплинами. Эколого-правовой образовательный компонент надо сделать неотъемлемой частью большинства изучаемых дисциплин, ведь только тогда учебные заведения среднего звена смогут стать эффективной «кузницей» не просто экологической, но и куда более квалифицированной по своей сути -эколого-правовой культуры в среде учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.