УДК 349.6:371
Д. О. Буркин
Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании
В статье рассматриваются способы развития эколого-правовой культуры молодежи в учреждениях среднего образования, формулируются практические предложения по внедрению эколого-правового компонента в образовательные стандарты и программы школьных предметов.
The article considers the ways of development ecological and legal culture of the youth at secondary educational institutions; practical suggestions to introduce ecological and legal component into educational standards and school subjects curriculum are formulated.
Ключевые слова: экологическое право, среднее образование, экологоправовая культура.
Key words: environmental law, secondary education, ecological and legal culture.
В статьях 71-74 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на роль основных способов формирования экокультуры выдвигается всеобщее и комплексное экологическое образование, преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях всех уровней и профилей, подготовка и переподготовка специалистов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также предельно широкое и всеохватывающее экологическое просвещение общественности.
А.И. Казанник также полагает, что «решающий успех в деле охраны природы принесет нам не погоня за нарушителями экологических законов, а повседневная воспитательная работа. Скромный учитель, пробудивший у подростков любознательность и чувство жалости ко всему живому, зачастую вносит больший вклад в дело охраны природы и формирование высокой экологической культуры, чем легион стражей законности и
© Буркин Д. О., 2013
правопорядка»1. При всей очевидной справедливости данного утверждения необходимо указать на несомненную опасность слишком категоричного дистанцирования экологического образования и воспитания, с одной стороны, и экологического права, с другой. На наш взгляд, большинство авторов, пишущих о достижении высокого уровня экологической культуры, недооценивают значение именно эколого-правовой культуры, которая представляет собой правовой аспект экокультуры в целом как более объемного понятия.
Эколого-правовая культура личности формируется на основе общих и специальных знаний, суждений и представлений, касающихся не просто взаимодействия общества и природы, а более конкретной проблематики -правового регулирования отношений в этой сфере. Уровень экологоправовой культуры определяют представления о нормах, выработанных обществом и государством применительно к охране окружающей среды и рациональному использованию ее ресурсов. «Правовой слой» экокультуры формируется на основе знаний: 1) о содержании нормативно-правовых актов экологической направленности; 2) системе органов публичной власти, их природоохранной компетенции; 3) практике применения ими экологического законодательства; 4) ответственности за нарушение его норм и т. д.
Для успешного формирования эколого-правовой культуры учащейся молодежи - для начала общей, а потом и в ее специальных, профессиональных формах - указанные знания необходимо транслировать в средних учебных заведениях не просто путем преподавания дисциплин экологического цикла, но и в более широком, практически универсальном предметном спектре.
Так, в школьном курсе всемирной физической географии следовало бы актуализировать современную проблематику международно-правовой охраны окружающей среды. Учащимся уже со школьной скамьи необходимо получать не только знания о мировых запасах природных богатств, но и хотя бы самые общие представления о существующих на планете экологических угрозах, о консолидированных усилиях мирового сообщества по противодействию им всеми доступными правовыми средствами. В этой связи школьники должны знать о наиболее заметных источниках международного экологического права глобального действия и
1 Казанник А.И. Формирование экологической культуры в образовательных учреждениях профессионального образования России // Вестн. Омск. юрид. ин-та. 2005. № 3. С. 79.
универсального характера: Стокгольмской декларации по окружающей среде 1972 г., Всемирной хартии природы 1982 г., Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., Декларации ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и т. д. Школьный курс мировой экономической географии на этапе модернизации следует ориентировать на наполнение не только сведениями о структуре глобального промышленного производства, но и самой актуальной информацией о международно-правовых инструментах его повсеместной экологизации. Здесь прежде всего нужно раскрыть понятие «устойчивое развитие», выработанное учеными-экологами и закрепленное в базовых нормативных документах Организации Объединенных Наций. Также не лишним будет появление в указанном курсе тем, касающихся проблем деградации атмосферы и изменения климата на планете из-за негативных промышленных воздействий, с параллельным освещением правовых средств противодействия этим разрушительным процессам: Венской конвенции по охране озонового слоя 1985 г., Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1994 г., Киотского протокола к ней 1997 г. и др. Курсы физической и экономической географии России также могут быть обогащены сведениями о современных природоохранных институтах, которые имеют отношение уже к национальному экологическому праву (таких как, например, Климатическая доктрина РФ 2009 г. и т. п.). Экологизация школьного курса географии в нашей стране началась еще в 80-х гг. XX в. В наше время дальнейшее углубление этого позитивного процесса требует подкрепления «экологического элемента» внутри данного курса необходимым минимумом правовых знаний, которые конкретизируют его, придают ему весомость в глазах учащихся. Предлагаемое правовое наполнение «экологического сегмента» школьных уроков географии должно заметно повлиять на формирование прочных основ эколого-правовой культуры в сознании учащейся молодежи.
В соответствии с приведенным примером эколого-правовой элемент может быть введен в каждый курс средней школы, предполагающий хотя бы какое-то «экологическое наполнение». Тематика уроков биологии может быть существенно дополнена обзором международных и российских национальных правовых подходов к охране растительного и животного мира. В настоящий предмет следует ввести основные положения о биоразнообразии, которые закреплены в международных конвенциях, Федеральном законе «О животном мире» и других нормативно-правовых актах. Школьные уроки химии, включающие, как
199
известно, необходимый объем знаний о современном состоянии химических производств, стоит дополнить краткими сведениями о нормировании предельно допустимых выбросов, о закрепленных в российском законодательстве эколого-правовых средствах противодействия химическому загрязнению природы и т. п. Особое внимание на таких уроках следует уделить освещению мер ответственности, предусмотренной за нарушение норм права окружающей среды на химических производствах.
Наибольший удельный вес эколого-правовых знаний в средней школе должен приходиться на предметы гуманитарного цикла - в данном случае, прежде всего, на обществознание. Именно в этом курсе А.И. Казанник видит возможность ознакомить учеников «с экологическим законодательством России, рассказать о народной охране природы..., научить их понимать смысл социальных норм, обычаев и традиций, регулирующих отношения по охране окружающей природной среды на региональном уровне. Это станет дополнительной гарантией формирования высокой экологической культуры учеников»2. На уроках обществознания нужно рассказывать не только о действующем законодательстве, но и о традиционных практиках обычно-правового регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такие правовые обычаи существенно варьируются в историческом контексте от региона к региону, а потому их изучение в школе может стать частью столь необходимого в настоящее время регионального образовательного компонентаЗ. При этом курс новейшей истории в старших классах, неотъемлемой частью которого уже стало описание трагедии на Чернобыльской АЭС и других крупных экологических катастроф, следует снабдить ретроспективой развития мировых эколого-правовых институтов, становление которых происходило в рамках таких международных правительственных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.
Наиболее бесспорным инструментом формирования экологоправовой культуры учащихся средних школ следует признать, таким
2 Казанник А.И. Проблемы формирования экологической культуры в учебных заведениях общего образования России // Междунар. юрид. чт. Ч. IV. Омск: Омск. юрид. ин-т, 2004. С. 35.
3 Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Землеустройство на Северном Кавказе: взаимодействие обычного права горцев с межевыми узаконениями Российской империи // Г ос-во и право: теория и практика. 2011. № 1 (73). С. 89-95.
200
образом, предметы гуманитарного цикла. Как уже отмечалось, элементы экологического права должны быть присущи и дисциплинам естественнонаучного цикла (география, химия, биология и др.). Эту тенденцию необходимо усиливать при переходе к среднему профессиональному образованию, ибо оно предполагает получение прикладных специальностей. Среднее профобразование как более высокая ступень уже не может ограничиваться закладыванием основ общей эколого-правовой культуры учащейся молодежи. Оно должно содействовать развитию уже специальной эколого-правовой культуры будущего профессионала. С этой целью в учебные программы учреждений среднего профобразования нужно активнее вводить эколого-правовые компоненты - как в общеобразовательные дисциплины (например, в то же правоведение), так и в специальные предметы. Это, в сущности, следует рассматривать как приоритетный путь формирования профессиональных форм эколого-правовой культуры технической молодежи в средних специальных учебных заведениях. Особое внимание в училищах и колледжах необходимо уделять ознакомлению с эколого-
производственными нормативами, инструкциями и техническими регламентами, содержащими требования к охране природы, т. е. с узкоспециализированными нормативными актами, регулирующими
осуществление эколого ориентированных профессиональных функций будущих специалистов. Эта образовательная линия должна
активизироваться в период прохождения учебных практик на производстве.
Формирование общего уровня эколого-правовой культуры молодежи в общеобразовательных школах, а также развитие ее специализированных форм в учреждениях среднего профессионального образования должно проводиться комплексно и не может ограничиваться только экологическими и правовыми дисциплинами. Эколого-правовой образовательный компонент надо сделать неотъемлемой частью большинства изучаемых дисциплин, ведь только тогда учебные заведения среднего звена смогут стать эффективной «кузницей» не просто экологической, но и куда более квалифицированной по своей сути -эколого-правовой культуры в среде учащихся.