Научная статья на тему 'Социально-педагогические требования к содержанию геоэкологической подготовки в условиях современной школы'

Социально-педагогические требования к содержанию геоэкологической подготовки в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ГЕОЭКОЛОГИЯ / ГЕОЛОГИЯ / ГЕОГРАФИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ЗНАНИЙ / MODERN SCHOOL / GEOECOLOGY / GEOLOGY / GEOGRAPHY / EDUCATIONAL PROGRAMS / INTEGRATIVE KNOWLEDGE BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Ольга Александровна

Геоэкологическая и, в частности, эколого-геологическая подготовка представляет собой процесс усвоения интегративных научных и методических основ знаний по всем аспектам взаимодействия в системе «человек — окружающая среда» и готовность учителя решать современные задачи геологического и эколого-геологического образования и воспитания школьников. В образовательном процессе современной школы есть целый ряд недостатков, противоречий и проблем. Существенным из них являются: явно недостаточное внимание к геологии и геоэкологии в средней школе; относительно медленное развитие новых подходов, связанных со становлением экологического, экономико-правового и геоинформационного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Pedagogical Requirements to the Content of Geoecological Training in the Conditions of the Modern School

Geoecological training as a whole and ecological-geological in particular training is the process of assimilation of integrative scientific and methodical bases of knowledge of all aspects of interaction in system “the person — environment” and the readiness of the teacher to solve modern problems of geological and ecological-geological education and education of school students. In the educational process of modern school there is a number of shortcomings, contradictions and problems. The most essential from them are: an insufficient attention to geology and geoecology at high school; a rather slow development of the new approaches connected with formation of the ecological, economical and legal and geoinformation field.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические требования к содержанию геоэкологической подготовки в условиях современной школы»

6. Shchepanskaja T. B. Sistema. Teksty i traditsii subkul’tury. (Natsija i kul’tura). M.: Izd-vo OGI, 2004. 288 s.

7. Chan K. Consumer socialization of Chinese children in schools: analysis of consumption values in textbooks // Journal of Consumer Marketing. 2006. Vol. 23. Num. 3. P. 125-132.

8. De Chenecey S. P. Branding in an entertainment culture // Young consumers. 2005. Quarter 2. P. 20-22.

9. Ghaith G. An exploratory study of the achievement of the twenty-first century skills in higher education // Education + Training. 2010. Vol. 52 No. 6/7. P. 489-498.

О. А. Чернова

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Геоэкологическая и, в частности, эколого-геологическая подготовка представляет собой процесс усвоения интегративных научных и методических основ знаний по всем аспектам взаимодействия в системе «человек — окружающая среда» и готовность учителя решать современные задачи геологического и эколого-геологического образования и воспитания школьников. В образовательном процессе современной школы есть целый ряд недостатков, противоречий и проблем. Существенным из них являются: явно недостаточное внимание к геологии и геоэкологии в средней школе; относительно медленное развитие новых подходов, связанных со становлением экологического, экономико-правового и геоинформационного направления.

Ключевые слова: современная школа, геоэкология, геология, география, образовательные программы, интегративная основа знаний.

O. Chernova

Social and Pedagogical Requirements to the Content of Geoecological Training in the Conditions of the Modern School

Geoecological training as a whole and ecological-geological in particular training is the process of assimilation of integrative scientific and methodical bases of knowledge of all aspects of interaction in system “the person — environment” and the readiness of the teacher to solve modern problems of geological and ecological-geological education and education of school students. In the educational process of modern school there is a number of shortcomings, contradictions and problems. The most essential from them are: an insufficient attention to geology and geoecology at high school; a rather slow development of the new approaches connected with formation of the ecological, economical and legal and geoinformation field.

Keywords: modern school, geoecology, geology, geography, educational programs, integrative knowledge base.

Анализ «Общеобразовательных программ по географии для 5-11 классов средней школы» показывает, что они предусматривают, в основном, географические знания о поверхности Земли, о ее географической оболочке, о внешних экзосферах Земли — атмосфере, гидросфере, биосфере, а также, отчасти, о техносфере. Их литогенная основа — литосфера, ее строение, история развития, процессы формирования и т. п. — в школьных общеобразовательных программах необоснованно отсутствует или приводится в незначительных объемах.

Общее количество геологических понятий в программах школьной географии с 5 по 11 классы содержит свыше 400 терминов. Только на решение всех сформулированных проблем отводится ... 15(!) часов.

Подготовка геоэкологическая, в целом, и эколого-геологическая, в частности, представляет собой процесс усвоения интегративных научных и методических основ знаний по всем аспектам взаимодействия в системе «человек — окружающая среда» и как состояние (готовность) учителя решать современные задачи геологического и эко-лого-геологического образования и воспитания школьников.

Проблемы эколого-геологического (геоэкологического) образования всегда занимали видное место в деятельности национальных и международных организаций. В стороне от этой темы не стоял ни один международный геологический конгресс. Следствием этого процесса становилось появление в школьных образовательных программах предмета «Геология», имелся такой опыт и в России. Данный опыт нельзя признать негативным, поскольку он стимулировал целый ряд исследований, посвященных различным аспектам содержания и организации геологического образования. Неудача заключалась в крайне недостаточной геологической подготовке учителей географии, химии, физики, преподающих этот предмет. В течение последних десятилетий, с появлением в науке и в образовании геоэкологии роль и место

геологии в образовании значительно расширились. Геоэкология и экологическая геология в образовании воспринимались ранее как природоохранительное просвещение. Именно в такой логике ставилась проблема в первых работах И. Д. Зверева [2] и др. Преобладающим в понимании и организации геоэкологического образования в этот период оказался сциентически-технократиче-ский подход, сущность которого определялась знаниями об экономичном использовании природных ресурсов, служивших источниками благ для человека.

При существующем содержании образования в педвузе подготовка к природоохранному образованию и воспитанию носила односторонний характер: усваивая научные знания о природе, о ее закономерностях и охране, студенты не могут перенести эти знания и навыки в реальную педагогическую природоохранную деятельность, так как у них не выработаны внутренние психологические условия такого переноса (мотивы, потребности, опыт практического участия), что вызвало необходимость создания новой концепции содержания образования — эколого-геологического, в частности, и геоэкологического, в целом. В последующие годы в работах И. С. Матрусова [3],

A. И. Жирова [1], В. П. Соломина [10],

B. Т. Трофимова [11], Е. М. Нестерова [5; 6; 7; 8; 12] и др. была показана возможность включения геоэкологических знаний как важнейшего элемента в содержание школьной предметной базы.

Под геоэкологическим образованием в настоящее время понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Содержание геологического и экологогеологического образования включает следующие ведущие элементы:

— систему представлений о геологических процессах и их последствиях;

— систему знаний о взаимодействии природы и общества;

— систему умений и навыков по изучению, оценке состояния и охране окружающей среды;

— ценностные эколого-геологические ориентации;

— систему правовых и моральных норм и правил поведения в окружающей среде.

Основной целью геологического и эколо-го-геологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах:

— ответственность за сохранение определяющей условия жизни человека окружающей среды, с которой он прямо или косвенно связан и на которую он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

— активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей природной среды, пропаганда идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждение негативных последствий влияния человека на окружающую среду.

— развитие интеллектуальной сферы — способности к целевому, причинному и вероятностному анализу эколого-геологиче-ских ситуаций, к альтернативному мышлению в выборе способов решения проблем; развитие эмоциональной сферы — эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; развитие волевой сферы — убеждения в возможности решения проблем; развитие стремления к распространению геологических и эколого-геоло-гических знаний и к личному участию в практических делах по изучению и защите окружающей среды.

Геологическая и эколого-геологическая подготовка является подсистемой в системе профессионально-педагогической подготовки в естественнонаучных дисциплинах, обусловленная социальной потребностью со-

временного этапа развития общества, а также в системе непрерывного образования и воспитания. Исходя из целей и задач геологического и эколого-геологического образования и современной модели профессио-граммы [4], профессиональная подготовка преподавателя заключает в себе следующие важные функции:

1. Методологическая функция — формирует системный подход к рассмотрению взаимосвязи между природой и обществом, направлена на осознание целостности окружающей среды и является теоретической базой формирования у учащихся научного мировоззрения, отражающего систему взглядов и убеждений о картине мира и месте человека в ней; показывает тесную связь геологического и эколого-геологического образования с философией, идеологией, моралью и общественной практикой по изучению, преобразованию и улучшению окружающей среды.

2. Межпредметная функция — выражается в том, что межпредметные связи способствуют изучению геологических проблем окружающей среды с позиций системного подхода к познанию природы и общества, показывает линии интеграции геологических идей и понятий с другими науками и предметным содержанием различных школьных дисциплин.

3. Познавательно-информационная функция — характеризуется расширением, углублением и актуализацией геологических знаний в подготовке преподавателей естественнонаучных дисциплин путем включения преобразовательных эффектов: информационного — изменение объема геологической информации, логической плотности материала: синтезирующего — формирование целостности знаний путем смены индуктивного подхода на дедуктивный; интегрирующего — усиление отдельных представлений учителей о комплексе геологических знаний, отражающих проблемы взаимодействия природы и общества; выявление в системе представлений учителей ведущих ге-

ологических идей и взаимосвязей, которые меняются при рассмотрении вариативности, различных точек зрения на геологические проблемы и их решение; проблемно-стимулирующего — воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу человека, создание информационно-познавательных противоречий для смещения представлений

о границах имеющихся знаний — знания о природе своего края, местности, знание основ природопользования и т. д.

4. Мотивационно-преобразующая функция — заключается в формировании мотивов понимания ценности природы, единства с нею; в совершенствовании компетентности в области геологии; в умении передать любовь к природе и свои убеждения учащимся; в формировании высокого уровня геологической и эколого-геологиче-ской культуры у учителей естественнонаучных дисциплин; в эколого-геологических знаниях о способах деятельности, направленных на преобразование и улучшение окружающей среды; в выполнении гражданского долга по ее защите, охране и восстановлению; в творческом подходе к организации образования учащихся с помощью применения новых идей, передового опыта, для развития профессионального мастерства.

5. Прогностическая функция — отражает понимание самими учителями геологических проблем и путей их решения, виденье способов воздействия в управлении деятельностью учащихся по охране и восстановлению окружающей среды, по формированию у них здорового образа жизни, в воспитании ответственного отношения к окружающей среде, в том числе соблюдения правил поведения в соответствии с нормами культуры. Процесс формирования ответственного отношения к окружающей среде затрагивает все формы сознания — научное, моральное, правовое, политическое, эстетическое. Но учитель должен помнить, что наивысшим уровнем сформированно-сти ответственного отношения к окружающей среде является, прежде всего, реальный

вклад его самого и каждого учащегося в изучение геологической и эколого-геологи-ческой компоненты окружающей среды своей местности.

В соответствии с основной целью геологического образования осуществление геологической подготовки в естественнонаучных дисциплинах основывается на принципах, которые согласуются с общими принципами дидактики и раскрывают социальные требования к содержанию геологического образования и воспитания.

Принцип научности предполагает достоверную информацию о сущности геологических процессов и их влияния на условия среды жизни человека. Это требует раскрытия объективных закономерностей развития природных и социальных систем в их взаимосвязи [9].

Решение геоэкологических проблем опирается на научные знания о геологических, физических, химических, биологических и географических процессах. Усвоение сущности причинных связей, структуры, энергетики и функционировании природных систем (геосистем, биосистем, антропосистем) становится базой выработки оптимизации взаимодействия человека (общества) с этими системами. Их качественное состояние обусловливает пределы влияния на них мощного антропогенного фактора.

Принцип гуманизации происходит из права человека на благоприятные условия жизни. Он выражает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к геологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, на защиту человечества от экологической катастрофы.

Принцип взаимосвязи глобальных, региональных и локальных аспектов геоэколо-логических проблем вытекает из особенностей восприятия геологических проблем разного уровня, позволяет затронуть как чувства, так и разум, интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип наце-

лен на выявление истоков геологических проблем как следствия неадекватного действия людей на конкретных территориях, пренебрегающих геологической ситуацией, требует понимания их взаимосвязи с региональными и глобальными проблемами.

Принцип «интеграции», «междисциплинарный подход» основан на педагогической необходимости объединения подходов к содержанию геологического образования и эколого-геологической деятельности.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социальноэкономических, правовых аспектов экологогеологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.

Содержательная сторона практической деятельности основывается на естественнонаучных, общественно-гуманитарных знаниях, на умениях применять их при изучении и оценке состояния окружающей среды, для реального улучшения местной экологической ситуации. Реализация этого принципа служит не только целям формирования ответственного отношения к окружающей среде, но и позволяет успешнее решать задачи общего развития и воспитания.

Принцип непрерывности направлен на организацию обучения, воспитания и развития учащихся по вопросам геологии окружающей среды на всех этапах образования и их преемственности. Каждый из этих этапов геологического образования имеет специфические особенности. Характерной особенностью послешкольного геологического образования является дальнейшее развитие общетеоретических знаний в сочетании с практическими умениями и навыками применения их в условиях повседневной и трудовой деятельности.

Непрерывность процесса геологического образования включает в себя также воздействие на учащихся и студентов разнообразных источников информации и самообразования.

Принцип системности обеспечивает системную организацию геологического образования на основе взаимодействия всех его компонентов; целей, содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах образования. Этот принцип позволяет повысить эффективность образования, определить структурные, временные и содержательные компоненты для каждого этапа геологической подготовки. Система предусматривает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязей и развития, преемственность в логике человеческой деятельности.

Таким образом, геоэкологическая подготовка учителя в области предметной базы естествознания является необходимостью, социальным заказом общества, обусловленным, в том числе, и необходимостью геоэкологизации всей образовательной области знания, науки и производства. Совершенствование подготовки в области предметной базы естественнонаучных дисциплин сегодня определяется общей целью, функциями и специфическими задачами геоэкологического образования, его принципов.

В связи с этим предстоит существенно перестроить систему подготовки в области предметной базы естествознания так, чтобы привести в соответствие с современными потребностями общества и достижениями геологической и географической наук при решении экологических проблем. В реализации геоэкологической подготовки в области предметной базы естествознания особое значение имеет и краеведческий принцип, геоэколого-краеведческая подготовка школьников. Новые подходы, принципы геоэкологического образования вызвали необходимость по-новому взглянуть на содержание краеведческой подготовки. В системе научно-методической подготовки в области предметной базы естествознания важное место принадлежит геоэкологическому, в том числе и краеведческому, принципу в преподавании как естественнонаучных, так и других дисциплин.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня ности, вызванных необходимостью перео-

становится формирование у молодежи но- смысления взаимоотношений в системе

вых ценностных ориентаций и качеств лич- «человек — окружающая среда».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жиров А. И., Мосин В. Г., Соломин В. П. Создание, формирование и функционирование образовательных систем. СПб., 1999. 91с.

2. Зверев И. Д. Необходимость межпредметных связей в школьном обучении и отражение в них триединства «человек — общество — природа» // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. М.: Изд-во АПН СССР, 1976.

3. Матрусов И. С. Теория и практика связи обучения географии с жизнью: Дис. ... д-ра географ. наук. М., 1986. 45 с.

4. Мышинская Р. П., Чернихова Е. Я., Юренков Г. И. Краткая профессиограмма учителя географии средней общеобразовательной школы: Методические разработки по курсу «Введение в учительскую специальность». Л., 1991. 37 с.

5. Нестеров Е. М. Современные тенденции в области геологического образования общества //

Геология в школе и вузе: Материалы Междунар. конфер. СПб., 1999. С. 17-19.

6. Нестеров Е. М. Геология в современном естествознании // Образы геопространства: Сб. ста-

тей. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. С. 176-187.

7. Нестеров Е. М. Геология в естественнонаучном образовании: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 148 с.

8. Нестеров Е. М. Основы геологического образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ

им. А. И. Герцена, 2004. 128 c.

9. Нестеров Е. М., Грачева И. В., Зарина Л. М. Об информативности показателей общей минерализации и кислотно-щелочных свойств при определении степени загрязненности снегового покрова урбанизированных территорий // Экология урбанизированных территорий. 2012. № 3. С. 81-88.

10. Соломин В. П., Нестеров Е. М. Экологическая геология и ее место в школьном образовании и педагогическом вузе // Геология в школе и вузе: Материалы Междунар. конфер. СПб., 1999.

С. 176-179.

11. Трофимов В. Т., Соколов Б. А., Богословский В. А., Щвец В. М., Охрименко В. И., Рогов В. Ф. Основы концепции геологического образования в России // Вестник Московского университета: Сер. «Геология». 1998. С. 3-11.

12. Nesterov E. Geoscience and Natural Sciences in the System of geological formation of the Society // GeoDev. Dhaka, 2009. Р. 25-31.

REFERENCES

1. Zhirov A. I., Mosin V. G., Solomin V. P. Sozdanie, formirovanie i funktsionirovanie obrazovatel’nyh sistem. SPb., 1999. 91 s.

2. Zverev I. D. Neobhodimost’ mezhpredmetnyh svjazej v shkol’nom obuchenii i otrazhenie v nih triedinstva «chelovek — obshchestvo — priroda» // Mezhpredmetnye svjazi v shkol’nom prirodoohranitel’nom prosveshchenii. M.: Izd-vo APN SSSR, 1976.

3. Matrusov I. S. Teorija praktika svjazi obuchenija geografii s zhizn’ju: Dokt. dis. M., 1986. 45 s.

4. Myshinskaja R. P., Chernihova E. Jа., Juenkov G. I. Kratkaja professiogramma uchitelja geografii srednej obshcheobrazovatel’noj shkoly: Metodicheskie razrabotki po kursu «Vvedenie v uchitel’skuju spetsial’nost’». L., 1991. 37 s.

5. Nesterov E. M. Sovremennye tendentsii v oblasti geologicheskogo obrazovanija obshchestva // Ge-ologija v shkole i vuze: Materialy mezhdunar. konf. SPb., 1999. S. 17-19.

6. Nesterov E. M. Geologija v sovremennom estestvoznanii: Sb. «Obrazy geoprostranstva». SPb.: Izd-vo SPbGTU, 2000. S. 176-187.

7. Nesterov E. M. Geologija v estestvennonauchnom obrazovanii: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2004. 148 s.

8. Nesterov E. M. Osnovy geologicheskogo obrazovanija: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004. 128 s.

9. Nesterov E. M., Gracheva I. V., Zarina L. M. Ob informativnosti pokazatelej obshchej mineralizatsii

i kislotno-shchelochnyh svojstv pri opredelenii stepeni zagrjaznennosti snegovogo pokrova urban-izirovannyh territory // Ekologija urbanizirovannyh territory. 2012. № 3. S. 81-88.

10. Solomin V. P., Nesterov E. M. Ekologicheskaja geologija i eje mesto v shkol’nom obrazovanii i peda-gogicheskom vuze // Geologija v shkole i vuze: Materialy mezhdunar. konf. SPb., 1999. S. 176-179.

11. Trofimov V. T., Sokolov B. A., Bogoslovskij V. A., Shchvets V. M., Ohrimenko V. I. Rogov V. F Osnovy kontseptsii geologicheskogo obrazovanija v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta: Ser. “Geologija”. 1998. S. 3-11.

12. Nesterov E. Geoscience and Natural Sciences in the System of geological formation of the Society // GeoDev. Dhaka, 2009. Р 25-31.

Н. В. Сторчак

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА УНИВЕРСИТЕТОВ АНГЛИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Анализируются программы подготовки лидеров образования в университетах Англии, рассматривается содержание этих программ, выделяются те их содержательные модули, которые могут быть полезны для обновления магистерских педагогических программ в университетах России.

Ключевые слова: школьное образование, подготовка лидеров для школ, обновление педагогических магистерских программ для руководства школой.

N. Storchak

Possibilities of Using Educational Leadership Training Experience of British Universities for Updating of Masters’ Degree Programmes

The article analyses educational leadership training programmes in the British Universities in terms of the content of these programmes and the content of their modules in order to update Master’s educational programmes in the Universities of Russia.

Keywords: school education, school leaders preparation, updating of Master’s teacher leadership programmes.

В настоящее время в России происходит нии. Расширение функций управления шко-

переход школьных учреждений на само- лой требует привлечения к управлению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоятельность и автономность в управле- учителей и общественности. Данные меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.