Научная статья на тему 'Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования'

Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATION / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / ENVIRONMENTAL AND LEGAL COMPETENCE / DEONTOLOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов С. Б.

В статье рассматриваются возможности, преимущества и ценности интерактивных технологий в эколого-правовом образовании учащейся молодежи. Их использование в образовательно-воспитательном процессе позволяет активизировать потенциал экологической деонтологии в его содержании и оказывает существенное влияние на динамику становления эколого-правовой компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technology as an instrument for enhancing potential of environmental deontology in the content of general education

The article discusses the features, benefits and value of interactive technologies in environmental legal education for students. Their use in education and training process can increase the potential of environmental ethics in its content and has a significant influence on the dynamics of formation of ecological and legal competence of students.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования»

г

41

Социально-экологическое образование и воспитание личности

С.Б. Игнатов

Интерактивные технологии как инструмент активизации потенциала экологической деонтологии в содержании общего образования

В статье рассматриваются возможности, преимущества и ценности интерактивных технологий в эколого-правовом образовании учащейся молодежи. Их использование в образовательно-воспитательном процессе позволяет активизировать потенциал экологической деонтологии в его содержании и оказывает существенное влияние на динамику становления эколого-правовой компетентности обучающихся.

Ключевые слова: эколого-правовое образование, педагогическая технология, эколого-правовая компетентность, деонтологический потенциал.

Истоки экологической деонтологии кроются в классической деонтологии - науке о правилах профессионального поведения, нормах морали и нравственности, долженствовании и ответственности [4]. Ее концептуальные основания составляют положения учения об экологическом императиве - системе научно обоснованных норм и правил, предписаний и запретов, строго регламентирующих деятельность человечества в биосфере и способствующих сохранению ее устойчивости [6]. Экологическая деонтология объединяет в целостную систему знания об общественно значимых, экологически обоснованных нормах и правилах поведения и деятельности человека в природной среде и средствах их актуализации в его жизни.

Свое практическое воплощение она находит в нормах и требованиях экологического права как важнейшем регулятиве отношений человека

Социально-экологическое образование и воспитание личности

и окружающей его социоприродной среды [1]. Оно по своей глубинной сути выражает требования экологического императива путем применения к отношениям общества и природы норм, установленных законодательством.

Одно из прикладных ее направлений - формирование у каждого человека внутренней убежденности в необходимости их выполнения. И в этом плане интересы экологической деонтологии совпадают с интересами образования и воспитания личности, обладающей одной из важнейших компетенций социально-деятельностного плана - эколого-правовой. Понятийная матрица этой компетенции включает такие элементы, как эколого-правовая грамотность, экоцентрическое мировоззрение, экологоправовое мышление, ценностное отношение к природе, правовая ответственность, умение моделировать и прогнозировать развитие экологических ситуаций, навыки их разрешения в рамках правового поля [2]. Владение ими, использование в практической деятельности и проблемных жизненных ситуациях отражают уровень сформированности эколого-правовой компетентности (ЭПК) личности. На общеобразовательном уровне, в пределах элементарного владения, ею должен обладать каждый гражданин. Это предостерегает его от совершения экологических правонарушений и является средством профилактики экологической девиантности.

Становление отдельных элементов ЭПК может происходить стихийно, в процессе разрешения каких-то бытовых или производственных эколо-го-правовых ситуаций, которые время от времени возникают у каждого человека. Но основная нагрузка падает на образование, которое является ключевым инструментом ее формирования.

Одним из действенных инструментов ее формирования в условиях образовательного учреждения является содержание образования. Именно оно является тем полигоном, на котором происходит взращивание личности, формируются ее общекультурные и профессиональные компетенции, разрабатываются методы, методики, технологии образовательного процесса и формы его организации.

Анализ сложившегося содержания образования на разных уровнях его организации (старшая школа, начальное, среднее и высшее профессиональное образование) показывает наличие в нем определенного потенциала экологической деонтологии. Так, одной из задач содержания дисциплин естественно-научного блока является научное обоснование норм и требований экологического императива. Оно должно показывать, исходя из каких законов функционирования биосферы приняты те или иные нормы экологического законодательства, почему нужно поступать так, а не иначе. И эта линия должна поддерживаться и развиваться в процессе

их преподавания. К сожалению, деонтологический потенциал естественно-научных дисциплин на практике используется недостаточно.

В содержании блока обществоведческих дисциплин раскрываются нормы и требования нравственного императива, проявляющие себя в общественной морали, которая фиксирует правила и модели поведения в природе как желательный стандарт, в поддержании которого заин- аль

тересовано общество. Этот стандарт раскрывается через нормы права, оци

регулирующие поведение человека в природной среде. Усиление экологического акцента в их содержании является необходимым условием реализации идей экологической деонтологии. В гуманитарных дисциплинах деонтологическая составляющая раскрывается в процессе приобщения обучающихся к идеалам экологической культуры и ознакомления их с народной экологической этикой. Они несут огромный воспитательный заряд. В процессе их освоения знания экологического законодательства, полученные в обществоведческих дисциплинах, дополняются отношением, формируется внутренняя убежденность в необходимости следования основному принципу экологической этики, который в течение многих столетий закладывался в сознание человека и передавался из поколения в поколение через культурные традиции народов, общественное и семейное воспитание. Насыщение содержания дисциплин технологического блока системой практико-ориентированных задач эколого-правового содержания способствует формированию умений моделирования ситуаций эколого-правового характера в виртуальном и реальном пространстве и овладению способами их разрешения, отработке навыков действий в рамках правового поля в стандартных и нестандартных экологических ситуациях. А это требует усиления деятельностной стороны образовательного процесса.

Однако каждая из образовательных областей не «живет сама по себе».

Все они имеют глубокую внутреннюю связь. Использование всевозможных форм интеграции знаний из разных предметных областей позволяет не просто объединить их в целостную систему, но и повысить их воспитательный потенциал. В качестве таких связующих форм могут использоваться специальные междисциплинарные модули эколого-правовой направленности, которые могут быть органично встроены в содержание традиционных учебных дисциплин и элективные поддерживающие курсы вариативной части.

С этой целью нами в рамках опытно-экспериметальных исследований был разработан семестровый элективный интегрированный курс «Экологическая культурология», который включал пакет междисциплинарных модулей, направленных на формирование эколого-правовой

технологии

Социально-экологическое образование и воспитание личности

компетенции: «Деонтологическая составляющая культуры и экологическое право», «История охраны природы в России», «Экологические традиции народов России», «История экологического права», «Экологическое право и устойчивое развитие», «Экологическая этика» [3]. Как показывает наш опыт, они с успехом могут быть адаптированы к разным ступеням обучения и использоваться в преподавании других дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебных планов.

Содержание данных модулей, построенное на интегративной основе, учитывает экономический, экологический, технологический, социальный, правовой и культурологический аспекты взаимодействия человека с окружающей его социоприродной средой. Их содержательные линии выстроены с учетом таких позиций, как взаимосвязь природного и социокультурного; гражданственность, ответственность и права человека; потребности и права будущих поколений; организация жизнедеятельности с минимальной нагрузкой на окружающую среду; экономное расходование природных ресурсов; удовлетворение потребностей ныне живущих поколений в пределах возможностей биосферы; культурное, социальное и природное разнообразие; качество жизни, равноправие и справедливость; ценностное отношение к окружающему миру; экологическая этика; позитивное видение будущего, понимание его прогнозируемости и ряд других.

При их проектировании наряду с принципами, обоснованными в классической дидактике, мы использовали принципы, специфичные для экологического образования: прогностичности, взаимодействия теоретической и практической экологической деятельности, взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологических проблем.

При этом необходимо было создать условия для реализации компетенции в действии, поступке, поведении, деятельности, ибо именно в деятельности и происходит превращение компетенции в компетентность. Поэтому при внедрении разработанного курса и отдельных его модулей в образовательную практику наряду с традиционными технологиями использовались и инновационные технологии и формы организации учебного процесса, основу которых составляет проблемный метод обучения и деятельностный подход: проектная организация учебной деятельности, технологии «кейс-стади», «веб-квест», деловые игры и другие [5].

Совместно с обучающимися были разработаны: 1) проекты «Экоцивилизация», «Экодом», «Куда девать отходы?», «Оптимизация работы городского транспорта», «Купля-продажа земли», «Экологический суд»; «кейс-стади» «Экологично - экономично», «Природоохранное

законодательство Тюменской области», «Правовой режим охраняемых территорий», «Экосообразность природопользования в традициях коренных народов Тюменского Севера»; 2) «веб-квесты» «Лесной пожар», «Пресная вода», «Пределы роста» и ряд других. При разработке их содержания использовалась экологически достоверная информация, опубликованная в экологических обзорах по Тюменской области. |

В работе с использованием этих технологий нами преследовалась три- и

ада целей. С

Учебные цели:

1) активизация системы знаний учащихся из дисциплин естественнонаучного, социально-гуманитарного, художественно-эстетического и технологического блоков, необходимых для решения проблемы;

2) формирование ключевых компетенций, обеспечивающих адаптацию учащихся в быстроменяющемся многокультурном мире (социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, способность к самосовершенствованию и др.);

3) формирование предметных компетенций (эколого-правовая, эко-лого-биологическая, социально-экологическая, валеологическая и др.), составляющих базис экологической культуры и обеспечивающих экосо-образное взаимодействие учащихся с окружающей их социоприродной средой;

4) формирование умений проектирования своей деятельности в окружающей среде с учетом ее экологических последствий;

5) развитие эколого-правового мышления;

6) развитие способности к предвидению, моделированию и прогнозированию возможных экологических ситуаций и упреждению их негативных последствий;

7) формирование умений и навыков экологически обоснованной деятельности.

Воспитательные цели:

1) воспитание личностных качеств, отражающих уровень экологической культуры человека: экологический стиль жизни, «здоровый» прагматизм, экономия, бережливость, здоровый образ жизни, устремленность к сохранению качества жизненной среды;

2) воспитание ответственности и внутренней убежденности в необходимости неукоснительного выполнения норм и требований экологического права;

3) воспитание дискуссионной культуры, уважения к иному, пусть даже ошибочному мнению, стремления к поиску консенсуса, но при этом цивилизованного, честного и принципиального отстаивания своей точки зрения.

технологии

Социально-экологическое образование и воспитание личности

Развивающая цель: всестороннее развитие личности, способной воплощать в жизнь идеи устойчивого развития.

Рассматривая проблему, составляющую ядро этих технологий в разных контекстах (исторический, географический, экологический, профессиональный, психологический и др.), учащиеся знакомятся с разными способами и алгоритмами ее разрешения. Если подобные проблемы уже кем-то и когда-то решались, то задачей учащихся становится анализ этих решений и поиск возможностей их адаптации к условиям, которые предлагают задания. Это исследование позволяет им выявить специфические особенности заявленной проблемы в конкретной ситуации по сравнению с уже известными решениями подобных проблем в иных условиях, дает возможность, используя аналогии и ассоциации, выявить возможные способы ее нового решения, помогает учащимся выстроить стратегическую линию исследования.

Но эти подсказки - не «столбовая» дорога, и вовсе не значит, что участникам образовательного процесса нужно строго следовать предлагаемому им алгоритму. Путь к принятию оптимального решения сложен и извилист. Как и любой исследовательский процесс, он носит бифуркационный характер. На каждом этапе этого пути необходимо взвешивать все «за» и «против» следующего шага.

Конечно, деятельность обучающихся при их освоении осуществлялась в виртуальном пространстве и в значительной мере была имитационной, но давала возможность реализовать эколого-правовую компетенцию в процессе практической деятельности по моделированию и прогнозированию экологических ситуаций и принятию ответственных решений в рамках правового поля.

Как показывают проведенные нами пилотные диагностические исследования, в условиях использования этих технологий не только существенно повышается уровень эколого-правовой грамотности обучающихся, но и создаются благоприятные условия для формирования эколого-пра-вового мышления и всестороннего развития их личности. Обучающиеся не только знают, как грамотно поступать в проблемных эколого-право-вых ситуациях, но и используют имеющиеся знания в практической деятельности, успешно осваивая навыки разрешения проблемных экологоправовых ситуаций. А это уже уровень компетентности.

Преимущества этих технологий в формировании ЭПК перед традиционными методами обучения неоспоримы. Как показали результаты диагностик на разных этапах изучения курса (начало семестра, середина и конец), они способствуют активному использованию компетенции на практике, превращению ее в компетентность. По сути, они являются

своеобразным тренингом, в котором отрабатываются навыки принятия экологически ответственных решений в каких-то стандартных ситуациях.

Но у педагога, работающего с использованием этих технологий, всегда есть возможность усложнить ситуацию и перевести ее из разряда стандартных в нестандартную. А разрешение последней уже потребует творческих усилий обучающихся. |

Огромная ценность их использования состоит в создании условий для и становления и развития творческого потенциала и исследовательских навыков обучающихся, приобщения их к самообразованию, расширение возможностей становления ЭПК.

Библиографический список

1. Веденин Н.Н. Экологическое право. М., 2008.

2. Игнатов С.Б. Проблема формирования эколого-правовой компетентности учащейся молодежи: состояние и перспективы решения // Право и образование. 2012. № 3. С. 40-47.

3. Игнатов С.Б. Экологическая культурология. Тюмень, 2011.

4. Кант И. Лекции по этике. М., 2000.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалистов образовательных учреждений. СПб., 2001.

6. Моисеев Н.Н. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив XXI века // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 131-139.

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.