Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации приоритетных задач эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза'

Организационно-педагогические условия реализации приоритетных задач эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / EKOLOGO-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS / PRIORITY PROBLEMS OF EKOLOGO-LEGAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / EKOLOGO-LEGAL PROBLEMS / EKOLOGO-LEGAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щепеткина И. В.

В работе актуализируется значимость эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза; рассматриваются приоритетные задачи эколого-правового воспитания студентов; представлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование эколого-правовой воспитанности выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF PRIORITY PROBLEMS OF EKOLOGO-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL

In work the importance of ekologo-legal education of students in educational process of high school is staticized; priority problems of ekologo-legal education of students are considered; the organizational-pedagogical conditions providing formation of ekologo-legal good breeding of graduates of the higher school are presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации приоритетных задач эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза»

альнои заинтересованности и социальной защищенности каждого, кто будет достойно участвовать в формировании национальной инновационной системы России. В процессе работы данных предприятий осуществляется синергия усилий по линии студент

- аспирант - преподаватель. При этом студенты, имеющие склонность к научной деятельности, в процессе сотрудничества со структурами в рамках университетских бизнес-инкубаторов на протяжении всего обучения вузе активно реализуют свой потенциал и к моменту выпуска имеют неплохие перспективы карьерного роста.

Как показало изучение опыта подготовки специалистов в современных вузах, а также личностный опыт позволили выделить следующие позиции, которые реализуются в процессе практической реализации идей новой образовательной парадигмы:

- использование личностного потенциала профессорско-преподавательского состава для актуализации мотивационной сферы студентов, развития профессиональной рефлексии личности;

- учёт и приоритет интересов студентов, их субъектного опыта при разработке методик обучения, формировании содержания образовательных программ, творческих проектов учебной и социальной направленности;

- взаимоуважение преподавателей и студентов, построение взаимоотношений на коллегиальной основе единомышленников,

- конгруэнтная направленность мыслей, чувств и стремлений преподавателей и студентов, безусловное позитивное принятие каждого студента;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки интеллектуального развития и личностной зрелости каждого студента;

- обеспечение сотрудничества в процессе освоения инновационных технологий, в совместной познавательной деятельности, в организации совместных проектов, принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса [4];

- формирование ответственности студентов за отношение к учебе, за собственный вклад в процесс обучения, развитие на-

Библиографический список

выков критической оценки сформированности собственных компетенций;

- развитие «Я-профессиональное» у будущих специалистов на основе достижений в различных видах деятельности в вузе (учебной, научно-исследовательской, социально-значимой).

Тем самым можно выделить новые принципы организации образовательного процесса в высшей школе с учётом положений новой парадигмы:

- паритетности, проявляющийся в субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и студентов и выступающего в виде регулирующего, управляющего фактора, определяющего направления профессионально - личностного развития будущих специалистов;

- мультикультурности, сотворчества преподавателей и студентов;

- самостоятельности, проявляющийся в обеспечении условий для самостоятельной работы будущих специалистов;

- осознанной перспективы, направленный на формирования у студентов видения новых перспектив собственного развития (как личностного, так и профессионального);

- коадаптации, проявляющийся в трансформации парадиг-мальных идей к практике образования в условиях данного вуза.

Таким образом, современная образовательная парадигма, применительно к вузовскому этапу образования, направлена на обеспечение синергетического эффекта от единства согласованной учебной и внеучебной работы со студентами. Вследствие чего, организаторам образовательного процесса необходимо добиваться того, чтобы внеучебные средства являлись системно организованными, комплексными, восполняющими дефицит учебного времени для апробации учебно-воспитательных инновационных технологий, способствующей накоплению у студентов опыта социально полезного поведения, формированию необходимых навыков в управлении своими эмоциями, конкретными чувствами, развитию инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умению преодолевать трудности, выдержке и самообладанию.

1. Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. - 1999. - № 3.

2. Насс, О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. - М., 2010.

3. Шибаев, В.П. Профессионально-значимые личностные качества - основа имиджа преподавателя высшей школы / В.П. Шибаев, Л.М. Шибаева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - №4 (40).

4. Шибаев, В.П. Требования к преподавателю высшей школы в контексте реализации инновационной модели образования // Вестник университета (ГУУ). - 2011. - № 16

Bibliography

1. Sakharova, N.S. Kategorii «kompetentnostj» i «kompetenciya» v sovremennoyj obrazovateljnoyj paradigme // Vestnik OGU. - 1999. - № 3.

2. Nass, O.V. Formirovanie kompetentnosti pedagogov v proektirovanii ehlektronnihkh obrazovateljnihkh resursov v kontekste obnovleniya obthego srednego i vihsshego obrazovaniya: monografiya. - M., 2010.

3. Shibaev, V.P. Professionaljno-znachimihe lichnostnihe kachestva - osnova imidzha prepodavatelya vihssheyj shkolih / V.P. Shibaev, L.M. Shibaeva // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2011. - №4 (40).

4. Shibaev, V.P. Trebovaniya k prepodavatelyu vihssheyj shkolih v kontekste realizacii innovacionnoyj modeli obrazovaniya // Vestnik universiteta (GUU). - 2011. - № 16

Статья поступила в редакцию18.02.12

УДК 371.011

Shchepetkina I. V. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF PRIORITY PROBLEMS OF EKOLOGO-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL.

In work the importance of ekologo-legal education of students in educational process of high school is staticized; priority problems of ekologo-legal education of students are considered; the organizational-pedagogical conditions providing formation of ekologo-legal good breeding of graduates of the higher school are presented.

Key words: Ekologo-legal education of students; priority problems of ekologo-legal education; organizational-pedagogical conditions; ekologo-legal problems; ekologo-legal responsibility.

И.В. Щепеткина, ассистент каф. менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия Уральского гос. лесотехнического университета, аспирантка УрГПУ, г. Екатеринбург,

E-mail: inna4050@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В работе актуализируется значимость эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза; рассматриваются приоритетные задачи эколого-правового воспитания студентов; представлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование эколого-правовой воспитанности выпускников высшей школы.

Ключевые слова: эколого-правовое воспитание студентов; приоритетные задачи эколого-правового воспитания; организационно-педагогические условия; эколого-правовые проблемы; эколого-правовая ответственность.

Поиск наиболее оптимальной модели организации развития общества в условиях экологического кризиса и других современных реалий является актуальной проблемой для России так же, как для мирового сообщества в целом. С ростом численности населения Земли, повышением мощности производительных сил, увеличением количества потребляемых природных ресурсов и производимых отходов различных видов, нагрузка на биосферу со стороны общества постоянно возрастает. В этой ситуации необходимым условием сохранения устойчивости естественной среды является внедрение и широкое использование принципов рационального природопользования, различных подходов к решению экологических проблем, а также улучшение понимания людьми возможных последствий их действий и решений.

Экологический кризис не преодолеть одними технологическими и экономическими мерами, надо изменить всю ту систему ценностей и жизненных ориентиров, которая руководит поступками и действиями каждого из нас в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Модернизация системы образования России одним из приоритетных направлений предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.

По мнению А.И. Бахтина, можно лечить человеческий организм, пользуясь методами и средствами современной медицины; можно охранять и восстанавливать природную среду, опираясь на возможности и средства некоторой, сознательной части населения, но нельзя искоренить зло, именуемое, как отсутствие всеобщей экологической культуры и грозящее нам мировой катастрофой, не создавая условий для культурного развития человека, присвоения им нового экологически полноценного способа жизни. Человек, несущий в себе противоречия собственного мира, сам может остановить процесс разрушения, если эта задача совпадает с его целевой жизненной установкой, с содержанием действительного общественного идеала, к которому он исторически устремлен [1]. Надо сказать, что современные люди, в своей совокупности лишены элементарных экологических и правовых знаний. Они не знают чувства ответственности и не умеют заботиться о природе, а лишь безрассудно потребляют ее ресурсы. И если они не научатся беречь природу, не откажутся от чисто потребительского к ней отношения, не обретут надлежащих эколого-правовых знаний и умений, не подчинят свою жизнедеятельность экологическим и правовым критериям, то они попросту будут вычеркнуты из биосферы, как ненужный и вредный для нее элемент, обычным механизмом естественного отбора.

Основным регулятором правомерного поведения личности в сфере экологических отношений выступает эколого-пра-вовое сознание. Под эколого-правовым сознанием следует понимать осознание субъектом совокупности знаний экологоправовых законов и последствий их нарушения, представление об эколого-правовом благополучии, отношение к природе как к ценности, формирующей стратегии его поведения в эко-лого-правовых ситуациях. Развитое эколого-правовое сознание обеспечивает признание природы наивысшей ценностью. Неразвитое эколого-правовое сознание определяет потребительское отношение к природе.

Таким образом, нарастающие масштабы влияния различных форм деятельности современного человечества на биосферу вызывают к жизни не только научные и научно-прикладные проблемы, но и необходимость направленного внедрения экологоправовых знаний в сознании людей и профессиональную деятельность специалистов разных профилей.

Понятие «эколого-правовое воспитание» пока является новым, и в науке еще не сложилось общепринятого его определения. Эколого-правовое воспитание трактуется нами, как целенаправленный психолого-педагогический процесс, целью которого является формирование у индивида не только научных экологоправовых знаний, но и определенных эколого-правовых ценностей, убеждений и моральных принципов, которые будут определять его жизненную позицию и поведение во взаимодействии с окружающей средой, и побуждать его к решению проблемы глобального экологического кризиса.

Необходимость изучения данной категории обусловлено ее влиянием на обеспечение безопасности жизни, в том числе и экологической. Через распространение эколого-правовых знаний, выработку положительного отношения к экологическим и правовым требованиям, а на основе этого и к формированию позитивных эколого-правовых убеждений, ценностей и готовности действовать в направлении соблюдения эколого-правовых норм - это один из верных путей к сохранению «себя» в биосфере.

Проблема взаимодействия человека и окружающей среды с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. Но, к сожалению, в исследованиях, посвященных экологическому и правовому образованию и воспитанию, на наш взгляд, необоснованно мало уделяется внимание интеграции правового и экологического воспитания. Только некоторые авторы (РГ. Бескоровайная, РЯ. Яковлев, Ю.М. Богданова, Е.М. Зорина и некоторые др.) в вопросах правового воспитания отдельно выделяют проблемы бережного отношения к природе и объектам мира природы. Ряд ученых предлагают раскрыть термин «экологическая воспитанность» через понятие «готовность» к экологически правомерному поведению и ответственному отношению к природе (Н.Ф. Виноградова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, И.Т. Суровегина, П.П. Костенков, С.Н. Николаева и др.).

Эколого-правовое воспитание - это органичная и приоритетная часть всей системы воспитания, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм).

Анализ нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, научных публикаций и практики работы учреждений высшего образования убеждает, что именно возможности образовательных ресурсов вуза создают условия для развития инновационных методов экологоправового образования и воспитания будущих специалистов. Но позитивно оценивая теоретический и практический опыт в области эколого-правового воспитания личности в образовательном процессе вуза, можно отметить, что проблема выявления и реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы эколого-правового воспитания студентов, не получила теоретической и практической завершенности в современных условиях. Проведенный анализ проблемы показывает, что реализация эколого-правового потенциала образовательной среды вуза скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер, а положительный результат при этом чаще всего зависит от заинтересованности и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов. Все вышесказанное позволяет констатировать наличие ряда противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между наметившимся глобальным экологическим кризисом, вызванным воздействием человека на биосферу, и требованиями мирового сообщества по реализации идей и принципов устойчивого развития, организации на их основе деятельности образовательных систем, процесса обучения и эколого-правового воспитания личности;

- на научно-теоретическом уровне - между потребностью педагогической теории в научно обоснованных подходах по организации процесса эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза и недостаточной их разработанностью;

- на научно-практическом уровне - между необходимостью реализации эколого-правового потенциала образовательного процесса вуза и недостаточной разработанностью организационнопедагогических условий его использования в эколого-правовом воспитании будущих специалистов.

Выявленные противоречия, анализ психолого-педагогичес-кой и юридической литературы и опыта образовательно-воспитательной деятельности учебных заведений высшего профессионального образования позволили выявить организационно-педагогические условия реализации приоритетных задач эколого-пра-вового воспитания студентов в образовательном процессе вуза.

Приоритетными задачами эколого-правового воспитания студентов на сегодняшний день являются: получение студентами научных знаний о природе, необходимых для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей

природной среды; формирование у них представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; формирование эколого-правового мышления будущих российских специалистов, включающего представление о единстве мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов, о необходимости соизмерения деятельности человека с интересами сохранения экологии природной среды; закрепление эколого-правовых навыков для решения региональных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды; подготовка к работе с действующим российским законодательством, регулирующим природопользование и охрану окружающей среды; подготовка к правовой оценке экологического риска, которая представляет собой совокупность приобретенных знаний, освоенных умений и принятых отношений, определяющих возможность проведения объективной, профессиональной, сознательной и результативной деятельности по установлению степени, уровня и источника экологического риска, его виновников, а также вида и меры ответственности за его возникновение; изучение международно-правовых аспектов охраны окружающей природной среды, международного сотрудничества в решении экологических проблем современности.

Реализация этих задач во многом будет зависть от выполнения комплекса организационно-педагогических условий, среди которых мы выделяем:

1. Использование интерактивных методов, способствующих более эффективному обучению студентов и активизирующие эколого-правовой воспитательный процесс. Такие методы внесли в процесс обучения новизну, обусловленную особенностями динамики развития жизни и деятельности, потребностями личности, общества и государства в выработке у будущих специалистов социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе преподавателя высшей школы должно отдаваться приемам опосредованного педагогического воздействия, т.е. целесообразно отказаться от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержаться от излишнего дидактизма, назидательности, а вместо этого выдвигать на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций и разнообразную творческую деятельность [2]. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Организация интерактивного обучения в реализации процесса эколого-правового воспитания студентов предполагает моделирование экологических и эколого-правовых ситуаций, использование ролевых, деловых и имитационных игр (например, использование таких игр, как «Всемирное рыболовство», «У озера», «Экологический суд», «Оперативное совещание в прокуратуре свердловской области по вопросам нарушения экологической обстановки» и т.п.), общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций (анализ конкретных учебных ситуаций (case study) (например, кейс-ситуации: «Бытовые отходы», «Смог» «Земельный вопрос» и др.), круглые столы (например, в рамках нашего исследования был проведен круглый стол на тему «Экология города Екатеринбурга»), мозговой штурм, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, симпозиумы, видеоконференции и т.д.). Большое значение в процессе экологоправового воспитания имеет осуществление телекоммуникационного проекта, в рамках которого наиболее распространено применение метода web-квестов. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого студента. Образовательный процесс при этом направляется на развитие мышления и воображения, которые обеспечивают эффективную организацию познавательной деятельности студентов. В процессе формирования эколого-правовой воспитанности студентов были использованы такие web-квесты, как «Озоновый слой земли», «Проблемы экологии: кислотные дожди», «Бытовые отходы», «Природоохранное законодательство Российской Федерации и Свердловской области» и др.

Данные методы позволят наиболее эффективно организовать процесс эколого-правового воспитания студентов с учетом специфики его целевой направленности.

2. Наряду с интерактивными методами мы подчеркиваем особую значимость в эколого-правовом воспитании студентов проектных технологий.

Учитывая расширение сферы применения метода проектов от процесса обучения до воспитательного процесса, нам представляется возможным предложить расширенную трактовку сущности метода проектов как способа организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Специфика метода проектов в образовательном процессе вуза, соответственно, заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия студента с окружающим миром, освоения им окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной со студентом деятельности, опирается на его собственный опыт (в нашем случае эколого-правовой). Метод проектов возможно, на наш взгляд, рассматривать как метод педагогиза-ции (используем термин 20-х годов) процесса взаимодействия студента с окружающей природной средой. Работая по методу проектов, преподаватель осуществляет педагогическое сопровождение студента в будущей профессиональной деятельности по решению возникающих экологических ситуаций.

Внедрение в учебный процесс метода экологических проектов создает инновационно-развивающую среду, что подразумевает экологическую мотивацию учебной деятельности и проблемно-креативную направленность, обретение студентами экологических и правовых знаний и навыков самостоятельной работы, нового опыта экологического поиска, ориентацию на благополучие экологической среды.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательной и исследовательской деятельности студентов, умение так конструировать свои знания, чтобы ориентироваться в экологическом и эколого-правовом пространстве. На передний план выступает опережающее развитие самого человека как частицы окружающей среды. Традиционная связь «преподаватель - студент» меняется на связь «студент - преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Особое значение приобретает привлечение студента к процессу экологического поиска, в котором важным является не столько сам результат, сколько процесс достижения результата.

Таким образом, метод проектов имеет большие психологи-чески-педагогические возможности для эколого-правового обучения и воспитания, а также развития экологического мировоззрения. Во время выполнения проектов решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

- создание образа целостных эколого-правовых знаний для понимания закономерностей взаимодействия людей с окружающей средой;

- повышение мотивации в получении дополнительных экологических знаний с целью превращения экологического знания, мышления и идей в материальную силу прогресса общества;

- изучение методов научного познания применительно к окружающей среде;

- выработка способности к рефлексии и интерпретации полученных результатов;

- развитие исследовательских и экологических качеств личности и совершенствование экологического образа мышления;

- формирование эколого-правовых компетенций;

- организация базового алгоритма социального поведения на основе экологизации сфер общественной и производственной деятельности.

Выполняя индивидуальный экологический проект, студент может реализовать личностное видение предлагаемой преподавателем экологической ситуации или проблемы. Технология внедрения такого типа учебной деятельности предусматривает особое построение занятий, потому что проект может быть реализован лишь при условии наличия значащей в экологическом и исследовательском плане проблемы, решение которой требует от студентов интегрированных знаний. Важно сформировать мотивационный аспект к получению всей полноты информации по выбранной экологической проблеме. С этой целью можно использовать сравнительный экспресс-анализ важности той или иной экологической проблемы или ситуации, предлагаемой преподавателем для решения, возможных её модификаций; обсуждение вероятных вариантов использования проекта в конкретных жизненных экологических ситуациях.

Например, студентами нашего вуза, в рамках реализации процесса эколого-правового воспитания, был выполнен проект «Экоград: проектируем, моделируем». Концепция создания экологически эффективного района в городе Екатеринбурге.

Учебные цели проекта: помочь студентам понять сущность пригодных для использования в Екатеринбурге инновационных технологий градостроительства, обеспечивающих людям новое качество жизни, и направленных на энергосбережение и охрану окружающей среды на уровне городского района; организационно-правового механизма рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности жителей города; воспринимать и понимать правовую информацию в области охраны окружающей среды, правильно ее оценивать, интерпретировать и использовать; обрести навыки моделирования и прогнозирования развития социоэкосистем, принятия экологически обоснованных и выверенных с точки зрения права решений; развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, доступно излагать мысли, делать выводы, строить прогнозы; стимулирование интереса студентов к исследованиям; поиск и поддержки талантливых учащихся, способных к научноисследовательской деятельности;

Воспитательные цели проекта: помочь учащимся самоопределиться в системе правовых и экологических ценностей жизни человеческого существования, в осознании тесной связи правовых, экологических, экономических и социальных проблем, своей роли в устойчивом развитии государства, региона, родного города или поселка; грамотно оценивать свои действия и поступки, нести ответственность за их последствия.

3. Следующим организационно-педагогическим условием реализации процесса эколого-правового воспитания студентов в образовательном процессе вуза является научно-исследовательская деятельность студентов по эколого-правовой тематике.

Именно НИРС позволяет создать в вузе такую среду, когда становятся возможными - актуализация студентами полученных знаний, опыта поведенческих отношений в конкретных ситуациях при решении сложных ситуаций на практике; формирование мотивации психологической и практической готовности к достижению качественных результатов в профессиональной деятельности; осознание в ходе исследовательской деятельности междисциплинарных связей; мобилизация усилий на саморазвитие и самосовершенствование; прохождение индивидуальной траектории обучения [3].

Традиционно российская высшая школа использовала научно-исследовательскую работу студентов для повышения уровня профессиональной подготовки выпускников: студенческий творческий потенциал сравнительно широко применялся при решении актуальных проблем науки и производства.

Опыт включения студентов в научно-исследовательскую работу показывает успешность формирования их будущей профессиональной компетентности, профессиональной готовности и самостоятельности.

Эколого-правовые проблемы являются на сегодняшний день одними из актуальных объектов изучения. Научно-исследовательская деятельность студентов по эколого-правовому направлению

- это совокупность действий по овладению экологическими и правовыми знаниями о взаимодействии человека, общества, государства с окружающей средой, и формирование умений творчески решать учебные эколого-правовые ситуации.

Широкое и системное внедрение данной проблематики в научно-исследовательскую работу будущих выпускников вузов поможет в формировании их эколого-правовой воспитанности и грамотности.

С позиции НИРС эколого-правовые проблемы могут рассматриваться и как объект изучения и как педагогическое средство. Организационно-педагогические условия внедрения НИРС предполагают реализацию ее как открытой системы, включающей все возможные субъекты, так или иначе создающие экологическую или эколого-правовую ситуацию и участвующие в ее разрешении.

Научно-исследовательская работа, как неразрывная составляющая учебного, научного и практического процессов органически связана с разнообразными формами деятельности, способствующими формированию эколого-правовой компетентности студента, поскольку предполагает: работу со специальной литературой; подготовку рефератов, выполнение курсовых работ исследовательского плана; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, студенческих семинарах и научных конференциях,

научно-образовательных форумах, научных экспедициях; организацию научно-исследовательской практики; выполнение выпускной квалификационной работы исследовательского плана; подготовку научных публикаций; участие в выполнении научно-исследовательских проектов (договоры с предприятиями, научные гранты); проведение исследовательской и проектной работы в рамках учебно-научных и учебно-производственных центров.

Одной из форм научно-исследовательской работы студентов по эколого-правовой направленности также может быть организация проблемного кружка, который может объединять студентов разных факультетов и курсов. Большим достоинством данной формы НиРс является возможность рассмотрения выбранной проблемы наиболее глубоко и с разных ракурсов. Так, например, тема «Экологические проблемы современности» может быть рассмотрена с экономической (образование обширных по территории зон экологического бедствия; истощение невозобновляемых природных ресурсов), социальной (увеличение заболеваемости, смертности, ухудшение генофонда населения), правовой (нарушение права человека на благоприятную окружающую среду) и даже литературной (экологические проблемы современности в произведениях российских и зарубежных писателей) точек зрения. Это придаст заседаниям кружка большую разносторонность и привлечет в него большое количество студентов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей.

Научно-исследовательская работа, знакомя студента с реальными научными и производственными проблемами, в том числе и эколого-правовыми, также может сыграть важную роль в его профориентации, пробуждая мотивацию к дальнейшей специализации, выбору направления научной деятельности, как возможного вида будущей профессиональной деятельности.

4. Для студентов, интересующихся эколого-правовой проблематикой, можно и необходимо включить в расписание занятий в рамках регионального и вузовского компонентов специальные обобщающие интегративные поддерживающие курсы экологоправовой направленности. Это будет следующее организационно-педагогическое условие реализации процесса эколого-право-вого воспитания студентов в образовательном процессе вуза.

Актуальность интеграции в образовании определена тем, что одна из ключевых задач образования состоит в формировании у учащихся целостной картины мира, тогда как реальный учебный процесс построен преимущественно на узкопредметной, дисциплинарной основе.

О необходимости создания интегративных курсов свидетельствуют многочисленные публикации. Существует несколько ин-терпритаций понятия «интеграция». В первом случае, под интеграцией понимается любого рода содержательное объединение двух или более предметов в один или явно выраженная реализация межпредметных связей за счет пересекающихся тем, понятий, проблем и т.п. [4]. Во втором случае акцент смещается не на готовый объединенный курс, а на некое внутреннее стремление, при решении частных задач, к объединению предметных перспектив, картин мира, речевых умений (используемых при работе с любой учебной дисциплиной), а также к расширению ассоциативного поля обучающихся за счет интеграции предметных и вне-предметных знаний [5].

При разработке содержательных моделей интегративных поддерживающих курсов, отборе и структурировании учебного материала целесообразно использовать следующие критерии его значимости:

- эколого-правовой, познавательный и практический;

- развивающий (возможность гармоничного развития всех сфер личности студента);

- воспитательный (возможность создания условий для более полной реализации воспитательной функции обучения);

- моделирующий (возможность моделирования социальных, экономических, экологических процессов и прогнозирования их дальнейшего развития).

С целью обеспечения благоприятных условий для формирования у студентов эколого-правовой воспитанности нами были разработаны три интегративных поддерживающих курса: «Социальная экология» и «Законодательное регулирование природопользования» и Эколого-правовые проблемы региона (на примере Свердловской области).

Основные цели таких курсов: познакомить студентов с правовыми аспектами природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающими экологическую безопасность государ-

ства, хозяйствующих субъектов и отдельных людей; показать взаимосвязь прав и обязанностей гражданина российской федерации в сохранении качества среды своего обитания; помочь обрести начальные навыки применения нормативно-правовых актов.

Целевая направленность таких курсов - формирование эко-лого-правовой воспитанности студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущий компонент - обобщенные научные знания: правовые, экологические, естественнонаучные, экономические, общепрофессиональные.

Функции в учебно-воспитательном процессе вуза - развивающая диалектическое мышление, расширяющая правовые, углубляющая экологические, экономические, естественнонаучные, общепрофессиональные знания; мировоззренческая, формирующая систему взглядов на процессы устойчивого развития; культурологическая, прививающая толерантность к иным убеждениям, ценностные эколого-правовые установки личности студента.

Содержательное поле - система знаний эколого-правового характера.

Основные содержательные линии - экологическая, правовая, экономическая, культурологическая.

Механизмы интеграции - интегративно-гуманитарный подход, межпредметные связи, законы диалектики, принципы дополнительности и региональности.

В итоге изучения предложенных интегративных поддерживающих курсов студенты должны:

Знать:

- взаимосвязь категорий: природопользование, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, экологическая безопасность, экологическое право, эколого-правовая ответственность;

- важнейшие экологические проблемы современности, как на государственном, региональном, так и на местном уровне;

- понятийный аппарат социальной экологии: адаптация, антропогенное воздействие на природу, антропоцентризм, экологическое бедствие, болезнь, генофонд, гуманизм, комфортная среда и т.п.

- важнейшие подотрасли (лесное, земельное, водное, фау-нистическое, атмосферное право); институты (экологический вред, эколого-правовая ответственность, право собственности на природные объекты, государственное регулирование природопользования, а также институты особенной части экологического права); правовые категории (благоприятная окружающая среда, собственность, охрана земель, недра, водный режим, ленной фонд страны, животный мир и т.д.) экологического права;

- основные принципы экологического права: народовластия, гуманизма, законности, равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования и др.

Понимать:

- необходимость следования эколого-правовым нормам поведения;

- соотношение норм экологического законодательства с нормами и правилами экологических и нравственных императивов;

- нацеленность законодательства на обеспечение благоприятных условий жизни людей;

- свою роль в устойчивом развитии государства, региона, родного города;

- как себя вести в тех или иных эколого-правовых ситуациях;

- свою ответственность за неправомерную экологическую деятельность и принятие неправомерных экологических решений.

Библиографический список

Уметь:

- воспринимать и понимать правовую информацию в области охраны окружающей среды, правильно ее оценивать, интерпретировать и использовать;

- моделировать и прогнозировать развитие эколого-право-вых ситуаций и принимать экологически-обоснованные и выверенные с правовой точки зрения решения;

- оценивать их последствия, нести ответственность за свои противоправные действия и поступки.

5. Еще одним организационно-педагогическим условием эффективности реализации процесса эколого-правового воспитания студентов является общение студентов и преподавателей с должностными лицами органов государственной власти (на уровне субъекта), местного самоуправления, представителями правоохранительных органов, общественных движений и организаций, занимающихся защитой окружающей среды, а также с будущими работодателями.

Такие формы выбраны не случайно, поскольку они в значительной степени затрагивают эмоциональную и поведенческую сферы личности, усиливают мотивацию овладения эколого-пра-вовыми знаниями, помогают студентам сориентироваться как в своих оценках суждений, позиций, отношений, поведения, так и других людей. Главной темой таких встреч, обычно является поиск возможных путей совместного решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Польза от таких встреч обоюдная: студенты вуза имеют возможность лично познакомиться и получить информацию от специалистов, а представители власти, руководители предприятий имеют возможность напрямую узнать, что интересует и волнует молодежь в сфере сегодняшней и завтрашней экологии нашего города.

6. Практическая деятельность студентов вуза в природной окружающей среде также является одним из организационно-педагогическим условий эффективности реализации процесса эколого-правового воспитания студентов

Такая деятельность формирует активную гражданскую позицию студентов, путем включения их в практическое решение актуальных экологических проблем.

Каждую весну и осень студентов можно вовлечь в экологическую акцию «Антимусор». Это уже хорошо всем известные субботники. Но слово «субботник» выглядит старомодно. Поэтому нужно придать креативности этому «действу» и назвать его «Экологическая акция «Антимусор»» или т.п.

Можно проводить конкурс среди студентов «Вторая жизнь вещей». Из пластика, древесины, бумаги, ткани, кожи, меха и прочих «бросовых» материалов студенты могут сделать много полезных и красивых предметов. Фантазия, вкус и умелые руки помогают не только раскрыть творческий потенциал, но и снизить экологическую нагрузку в городе.

Сегодня каждый студент имеет мобильный телефон с встроенным фотоаппаратом. MMS-сообщения помогут выявить множественные нарушения экологии в своем городе, а принятые соответствующими структурами меры административного воздействия позволят значительно сократить расходы на восстановление благоприятной окружающей среды.

Как видим, успехи в формировании эколого-правовой воспитанности зависят от комплекса организационно-педагогических условий.

1. Бахтин, А.И. Работа по экологическому образованию студентов // Специалист. - 2003. - № 1.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учеб. для вузов. - М., 2001.

3. Балашов, В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / В.В. Балашов, Г.В. Лагунов,

И.В. Малюгина. - М., - 2002.

4. Педагогическая энциклопедия [Э/р]. - Р/д: http://pedencyclopaedia.ru/

5. Педагогический словарь [Э/р]. - Р/д: http://mirslovarei

Bibliography

1. Bakhtin, A.I. Rabota po ehkologicheskomu obrazovaniyu studentov // Specialist. - 2003. - № 1.

2. Bespaljko, V.P. Pedagogika i progressivnihe tekhnologii obucheniya: ucheb. dlya vuzov. - M., 2001.

3. Balashov, V.V. Organizaciya nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti studentov v vuzakh Rossii / V.V. Balashov, G.V. Lagunov, I.V. Malyugina.

- M., - 2002.

4. Pedagogicheskaya ehnciklopediya [Eh/r]. - R/d: http://pedencyclopaedia.ru/

5. Pedagogicheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://mirslovarei

Статья поступила в редакцию 05.03.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.