УДК 371.011 ББК 74.200.508
Щепеткина Инна Вадимовна
ассистент
кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности Уральский Государственный Лесотехнический Университет
г. Екатеринбург Shchepetkina Inna Vadimovna Assistant
Chair of Management and Foreign Economic Activity Ural State Forest Engineering University Yekaterinburg
Организация эколого-правового воспитания студентов в системе высшего образования Students’ Ecological-and-Legal Education Organization Within Higher
Education System
В работе актуализируется значимость эколого-правового воспитания студентов в системе высшего образования; рассматриваются основные задачи эколого-правового воспитания студентов; обосновываются содержание и структура эколого-правовой подготовки; представлены методы и педагогические условия, обеспечивающие формирование эколого-правовой позиции будущих специалистов.
The article analyses the importance of the students’ ecological-and-legal education within higher education system; the primary goals of the students’ ecological-and-legal education are considered; the content and structure of ecological-and-legal education are proved; methods and pedagogical environmental complex providing the future experts’ ecological-and-legal views forming are presented.
Ключевые слова: Эколого-правовое воспитание, экологический кризис,
окружающая среда, экологическая и правовая грамотность, эколого-правовая позиция будущих специалистов.
Key words: ecological-and-legal education, ecological crisis, environment, ecological-and-legal literacy, future experts’ ecological-and-legal views.
Решение глобальных мировых экологических проблем в значительной степени зависит и от состояния окружающей среды в России, занимающей огромную территорию и оказывающей большое влияние на экологическую ситуацию на планете. По оценкам специалистов, в России около 300000 человек ежегодно погибают из-за неблагополучного состояния окружающей среды, из которых до 40000 человек - исключительно от поражения дыхательной системы. Зоны экологического неблагополучия охватывают уже около 15% российской территории страны, на которой проживает до 60%
населения. В соответствии с климатическими закономерностями каждые 7 лет один год становится критическим по погодным условиям для сельского хозяйства [1].
Охрана окружающей среды становится неотъемлемым компонентом процесса социально-экономического развития страны и не может рассматриваться в отрыве от него. Но сама охрана окружающей среды не является самоцелью - ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха людей. В России этот принцип приобрел характер конституционного. Согласно статье 42 Конституции РФ 1993 года «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции
Российской Федерации земля, недра, воды, леса и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти конституционные положения, как указывает О.Л. Дубовик, носят экологоэкономический характер [7], поскольку природа имеет многообразное значение и как среда обитания человека, и как источник природных ресурсов, и как экологическая система.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальную возможность проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль над их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды; мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению
окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства^].
В данном контексте особое значение имеют работы Н.Д. Вершило П.В. Рослякова, Э.В. Гирусова, С.Т. Евдокимовой, В.А. Бухваловой, Н.Н. Вересова, Г.Н. Гордиенко, Н.А. Городецкой, В.И. Грачева, С. Д. Дерябо, Л.В. Егорова, М.В.Емельяновой, А.Н. Захлебного, И. Д. Зверева, А.Н. Кочергина, Б.Т. Лихачева, В.Ю. Львовой, Н.Н. Моисеева, Л.П. Печко, Н.И. Пономаревой, Р.К. Репиной, Б. А. Рыбакова, А.П. Сидельковского, Я.В. Соколова, И.Т. Суравегиной, В.Н. Тихомирова. Как указывают исследования Э.В. Гирусова, одно из основных направлений решения экологических проблем лежит в сфере экономики и экологии, и именно поэтому сочетание экологии и экономики является одним из основных принципов охраны среды. Но не меньшая роль здесь принадлежит праву: оно может тормозить либо подталкивать общественные отношения, быть их стимулятором либо обременителем. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды базируется на системе законодательных и иных правовых актов, регулирующих указанные отношения. Это более 30 федеральных законов и около 200 подзаконных актов.
Общие правила охраны окружающей среды обладают всеми признаками права. Познав законы природы, совместив их с законодательством, выполняя задачу «не навредить», соблюдая свои обязанности - общечеловеческие и возложенные национальным правом, человек может многое [3]. От того, как право учитывает взаимосвязи производства с природной средой, зависит сохранение ее ресурсов и обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.
Цель эколого-правового воспитания личности, как утверждает Ю.М. Богданова заключается в том, чтобы перевести философию выживания на язык правового поведения, уяснить законодательные предписания,
проконтролировать их осуществление, принять посильное участие в функционировании природного механизма.
Вузы - равноправные участники научных исследований в области экологии и права. Они создают свои неукоснительные высокотехнологичные проекты. Это - и новые возможности, и новые идеи, и активное включение молодого поколения в инновационное развитие.
Главная задача профессорско-преподавательского состава вузов России -подготовить и воспитать таких выпускников, которые будут способны сохранить природные богатства нашей страны и естественную среду обитания человека, предотвратить экологически вредные последствия хозяйственной и иной деятельности.
Современный студент - это завтрашний специалист народного хозяйства, организатор производства, который должен обладать не только общей, но и эколого-правовой культурой. Высокая экологическая и правовая грамотность выпускников вузов - необходимое условие для успешной работы в народном хозяйстве, поэтому эколого-правовое воспитание студентов должно стать неотъемлемой частью их специальной подготовки. Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. В связи с чем, данный период имеет особое значение для формирования у студентов чувства эколого-правовой ответственности за принимаемые решения и действия.
Результаты исследования теории и практики профессиональной подготовки будущих специалистов наглядно свидетельствуют о том, что одним из методов эколого-правового воспитания личности является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и
окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны природной среды во все сферы общественных отношений, регулируемых правом.
Эколого-правовые знания в высшей школе могут быть раскрыты и представлены в учебном процессе разными способами, например, путем прямого расширения эколого-правовой информации, введением дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов дисциплин учебного плана. При решении данного вопроса целесообразно выйти за традиционные рамки узкоотраслевых и дисциплинарных концепций, чтобы предложить будущим специалистам ценностное представление об экосистеме Земли.
Для формирования у студентов специальных знаний и умений в экологоправовой сфере целесообразно ввести такие спецкурсы, как «Правовая оценка экологического риска», «Правовые основы природопользования», «Социальная экология», обеспечивающие подготовку студентов к пониманию природоохранительной политики нашего государства, к активному личному участию в сохранении, улучшении и рациональном использовании естественных природных богатств.
Структура и содержание данных спецкурсов позволит будущим специалистам погрузиться в проблематику следующих вопросов: Естественные предпосылки общественного развития; Природа и культура; Общественный компонент окружающей среды; Загрязнение окружающей среды; Биосфера и ее законы; Деградация биосферы; Научно-технический прогресс и экологические проблемы современности; Обеспечение территориального экологического равновесия; Экологический кризис и его причины; Концепция перехода общества к модели устойчивого развития; Экологическая политика государства; Экологическая и правовая культура населения; и др.
Все вышеизложенное позволяет выявить приоритетные задачи экологоправового воспитания студентов в системе современного высшего образования:
1. Получение студентами научных знаний о природе, необходимых для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей среды.
2. Формирование у них представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных и локальных экологических проблемах современности.
3. Способствование формированию экологического мышления специалистов, включающего представление о единстве мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов, о необходимости соизмерения деятельности человека с интересами сохранения экологии природной среды.
4. Совершенствование и закрепление имеющихся знаний и представлений о природе как общественной и государственной собственности и правовом механизме охраны и регулирования эксплуатации естественных богатств, а также формирование эколого-правовых убеждений студентов.
5. Формирование знаний о социальных аспектах охраны окружающей среды, которые приобрели особую значимость в связи с формированием новой экологической доктрины российского государства.
6. Закрепление эколого-правовых навыков для решения региональных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды.
7. Подготовка к работе с действующим законодательством, регулирующим природопользование и охрану окружающей среды.
8. Подготовка к правовой оценке экологического риска, которая представляет собой совокупность приобретенных знаний, освоенных умений и принятых отношений, определяющих возможность проведения объективной, профессиональной, сознательной и результативной деятельности по установлению степени, уровня и источника экологического риска, его виновников, а также вида и меры ответственности за его возникновение.
9. Изучение элементов правовой системы контроля над природопользованием и охраной окружающей природной среды.
10. Изучение международно-правовых аспектов охраны окружающей среды, международного сотрудничества в решении экологических проблем современности.
Реализация данных задач в системе современного высшего образования во многом будет зависеть от выполнения комплекса педагогических условий, где одним из условий выступает осуществление взаимодействия студентов и преподавателей с профессиональным сообществом юристов, органами государственной власти, общественными организациями, социальными партнерствами по природоохранной деятельности. Следующим условием в процессе решения поставленной проблемы является включенность студентов в «импровизационное поле деятельности». Импровизацию в данном контексте можно рассматривать как способ действенного постижения - переживания реального мира. Педагогическая импровизация в эколого-правовом воспитании, несомненно, будет способствовать реализации принципа переноса имеющихся эколого-правовых знаний, умений и способностей выпускников вуза на будущую профессиональную деятельность. Особую значимость в комплексе условий приобретает организация научно-исследовательской работы будущих выпускников вузов, направленная на разрешение эколого-правовых ситуаций и отражение региональной экологической специфики.
Библиографический список
1. Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования / Э.В. Гирусов. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 591 с.
2. Дубовик, О.Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. - М.: ЭКСМО, 2008. - 768 с.
3. Евдокимова, С.Т. Правовые аспекты охраны окружающей среды / С.Т. Евдокимова - М.: Изд-во ИПК госслужбы, 2003. - 100 с.
4. Росляков, П.В. Методы защиты окружающей среды: учебник для вузов / П.В. Росляков. - М.: Издательский дом МЭИ, 2007. - 336 с.
5. Богданова, Ю.М. Экологический кризис как психолого-педагогическая проблема / Ю.М. Богданова // Педагогическое образование и наука. 2007. №3. - С. 15-22.
Bibliography
1. Bogdanova, Yu.M. Ecological Crisis as a Psychological-and-Pedagogical Problem / Yu.M.Bogdanova // Pedagogical Education and Science. - 2007. - №3. - P. 15-22.
2. Dubovik, O. L. Ecological Law/ O.L.Dubovik. - Moscow.: EKSMO, 2008. - 768 p.
3. Evdokimova, S.T. Legal Aspects of Environment Protection / S.T. Evdokimova.- M.: Civil Service Publishing House, 2003. - 100 p.
4.Girusov, E.V. Ecology and Environmental Management / E.V.Girusov. - M.: UNITY, 2007. - 591 p.
5. Roslyakov, P.V. Methods of Environment Protection: Textbook for Higher Schools / P.V.Roslyakov. - M.: MEI Publishing House, 2007. - 336 p.