Научная статья на тему 'Концептуальные основы эколого-правового воспитания студентов в условиях вуза'

Концептуальные основы эколого-правового воспитания студентов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ECOLOGIC-LEGAL PROBLEMS / THE CONCEPT OF EDUCATION / ECOLOGIC-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS / PRINCIPLES OF ECOLOGIC-LEGAL EDUCATION / COMPONENTS OF ECOLOGIC-LEGAL EDUCATION / METHODS AND MEANS OF ECOLOGIC-LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щепеткина Инна Вадимовна

Актуализируется значимость эколого-правового воспитания студентов в системе высшего профессионального образования; дается определение понятию «эколого-правовое воспитание студентов»; выделяются основные принципы эколого-правового воспитания студентов; определяются его компоненты; рассматриваются методы и средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of ecologic-legal education of students in high school

The importance of ecologic-legal education of students in higher education system is stated; definition of the concept «ecologic-legal education» is given; main principles of ecologic-legal education of students are allocated; components of the process of ecologic-legal education are defined; methods and means of ecologic-legal l education of students are considered.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы эколого-правового воспитания студентов в условиях вуза»

УДК 37.091.212.5+37.034 ББК Ч48-951.350.7

И. В. Щепеткина

Екатеринбург

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-НРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эколого-правовые проблемы; концепция воспитания; эколого-правовое воспитание студентов; принципы эколого-правового воспитания; компоненты эколого-правового воспитания; методы и средства эколо-го-правового воспитания.

АННОТАЦИЯ. Актуализируется значимость эколого-правового воспитания студентов в системе высшего профессионального образования; дается определение понятию «эколого-правовое воспитание студентов»; выделяются основные принципы эколого-правового воспитания студентов; определяются его компоненты; рассматриваются методы и средства.

I. V. Shchepetkina

Ekaterinburg

CONCEPTUAL BASES OF ECOLOGIC-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

KEY WORDS: ecologic-legal problems; the concept of education; ecologic-legal education of students; principles of ecologic-legal education; components of ecologic-legal education; methods and means of ecologic-legal education.

ABSTRACT. The importance of ecologic-legal education of students in higher education system is stated; definition of the concept «ecologic-legal education» is given; main principles of ecologic-legal education of students are allocated; components of the process of ecologic-legal education are defined; methods and means of ecologic-legal l education of students are considered.

Усиливающееся внимание к проблеме совершенствования культуры взаимоотношений общества и природы обусловлено сложившейся экологической ситуацией. Философский анализ особенностей взаимодействия социума и природной среды вскрыл главную причину экологического кризиса — потребительское, утилитарное отношение к природе, ориентированное на удовлетворение потребностей общества без учета возможностей биосферы.

© Щепеткина И. В., 2011

Изучение состояния современной культуры, характера закрепленных в ней ценностных оснований отношения к природе позволил исследователям утверждать, что экологический кризис является кризисом общества, кризисом культуры и для его преодоления необходимо создание адекватной теории культуры с учетом особенностей, привнесенных экологической ситуацией. Это должно выразиться в построении такой системы человеческих ценностей, в которую войдут не только социаль-

ные, но и природные элементы, где природа в силу ее уникальности получит статус самостоятельной ценности. Таким образом, для преодоления сложившейся потребительской установки в отношении природы и разрешения тем самым экологической проблемы целесообразно качественно изменить содержание общественной культуры [1].

Концепция воспитания в настоящее время строится на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции является представление о более совершенном человеке, человеке — творце новой жизни. Расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания. Чем шире будет мыслить человек, чем больше будет знать и вмещать знания в свое сознание, тем менее разрушительной станет его деятельность [2].

Однако в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых человек может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.

Развитие сознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно жизненные взгляды и позиции, профессиональные компетентности и чувство ответственности за принимаемые решения формируются у личности в студенческие годы. И от того, какое понимание природы и отношение к ней вырабатывается в этот период, во многом зависит и последующее поведение человека в экологоправовой сфере. Распространение эко-лого-правовых знаний, выработка положительного отношения к экологическим и правовым требованиям и на основе этого формирование позитивных эколого-правовых убеждений и готовности действовать в направлении правовых требований — единственно верный путь к эколого-правовому воспитанию студентов.

Именно вуз позволяет создать такую среду, в которой становится возмож-

ным следующее: актуализация студентами полученных знаний, опыта поведенческих отношений в конкретных ситуациях при решении сложных ситуаций на практике; формирование мотивации психологической и практической готовности к достижению качественных результатов в профессиональной деятельности; мобилизация усилий на саморазвитие и самосовершенствование.

Между тем современная ситуация требует не только пересмотра общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиска актуальных методов и средств, способствующих организации эколого-правового воспитания в высшей школе.

Значительный вклад в развитие теории и методики экологического и правового воспитания, формирования экологической и правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, педагоги-практики. В разные периоды развития российского образования отдельно проблемы экологического и правового воспитания рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, И. Т. Суравегиной, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, И. Ф. Рябко, Е. В. Тита-ринцевой, В. В. Тищенко и др.

Понятие «эколого-правовое воспитание» пока является новым, и в науке еще не сложилось общепринятого его определения. На наш взгляд, целесообразно использовать следующее определение эколого-правового воспитания — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение личности с целью формирования у нее эколого-правовой воспитанности, т. е. комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее глубоких и устойчивых эколого-правовых знаний и убеждений, правомерным экологоправовым поведением в экологически значимых ситуациях, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Это воспитание с большим нравственным и гуманистическим содержанием, ориен-

тированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей в отношении к природе. Оно обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости гуманного отношения к ней — и посредством этого способствует решению экологических проблем.

Также эколого-правовое воспитание представляет собой совокупность представлений об экологическом праве, формирующихся у студентов на основе знания и опыта применения природоохранительного законодательства, глубокого осознания и понимания его требований.

Эколого-правовое воспитание формирует ценностное отношение личности к природе и правовым нормам, регулирующим взаимодействие общества и природы. Поскольку отношение к природе и праву как к ценностям детерминируется социальной сущностью человека, его местом в системе экономических отношений и вытекающими отсюда экономическими и социальными потребностями и интересами, то отражение природной действительности в идеологии несет на себе печать этих интересов.

Важность эколого-правового воспитания студентов обусловлена многими позициями. Сегодняшним студентам предстоит решать имеющиеся экологические проблемы и предотвращать появление новых. Для этого у них должны быть сформированы основы экологического миропонимания и экологически ориентированного правового поведения в природной среде [1].

Содержание природоохранных норм экологически воспитанная личность должна воспринимать не только как свои обязанности, требования к ней, но и как собственные убеждения. Именно это должно стать мотивом ее дел и поступков, связанных с окружающей средой. Объективные эколого-регулятив-ные факторы и воспитательное экологическое воздействие общества должны трансформироваться во внутренние побудительные силы, мотивы экологических поступков. Мотивы, как отмечал

А. Н. Леонтьев, выполняют двойную функцию. Первая состоит в том, что они побуждают и направляют деятельность субъекта, а вторая — в том, что они придают этой деятельности личностный смысл [3].

Анализ научно-исследовательских материалов об основополагающих принципах воспитательной системы позволяет сформулировать следующую систематизацию основополагающих принципов эколого-правового воспитания студентов:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной и правовой средой. Он означает, что эколого-пра-вовое воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение в том, что эколого-правовое воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей эколого-правового воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, через учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности студентов. Этот принцип опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому эколого-правовое воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой преподаватель должен стимулировать активность студентов, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

4. Принцип опоры на положительное в личности студента. Он требует

от преподавателя вуза веры в положительные результаты воспитания. Для этого имеется система методов, средств воспитания, его профессиональных умений.

5. Принцип ступенчатого характера обучения предполагает поэтапное овладение разнообразными экологоправовыми знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе эколого-правового образования и развития личности.

6. Принцип системности включает в себя регулярное применение различных методов, форм и средств, направленных на формирование экологоправовых знаний, навыков и умений.

7. Принцип научности знаний, в основу которого положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее студентам познавать их сущность, а затем использовать в своей профессиональной деятельности).

8. Принцип активности подразумевает такое состояние субъекта воспитания, при котором он из пассивного слушателя превращается в соучастника воспитательного процесса, т. е. переносит свои знания на других субъектов.

Процесс эколого-правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Информационно-познавательный компонент эколого-правового воспитания характеризует тот объем экологоправовых знаний о природе, необходимых для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей среды, который студенты получают во время образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности и в процессе самообразования.

Эмоционально-оценочный компонент состоит из представления студентов об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природ-

ную среду; о глобальных и локальных экологических проблемах современности. С помощью этого компонента формируется эколого-правовое мышление будущих специалистов. Этот компонент также отражает нормативную (регулятивную) и гуманистическую функции и включает ценности и идеалы, в основе которых лежат экоцентри-ческая позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность личности.

Поведенческо- деятел ьностн ый компонент. Только в деятельности может возникнуть мотивация. А деятельность может быть организована через научно-исследовательскую деятельность студентов, в работе экологического центра вуза, проведение экологических акций, озеленение улиц и т. д., целью которых является создание условий для погружения студентов из теории в практику эколого-правового воспитания. Этот компонент характеризует готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности в соответствии с эколого-правовым императивом — использованием специальных эколого-правовых знаний в конкретных условиях производства.

Практически невозможно перечислить все, что можно отнести к разряду «полезной» деятельности. Но если эта деятельность организуется содержательно, с активным участием студентов, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению.

Можно выделить следующие методы и средства эколого-правового воспитания, которые необходимы при формировании того или иного компонента эколого-правового воспитания студентов.

Методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности студента. Их функции: формирование эколого-правовых знаний в сознании, формирование эколого-правовых представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта, трансформа-

ция общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные.

Основной инструмент, источник методов убеждения — слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово преподавателей, но и слово работодателей, должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, представителей общественных организаций, правоохранительных органов, т. е. тех социальных партнеров, которые также заинтересованы в природоохранной деятельности. Ну и, конечно же, это суждения самих студентов, так как встречается немало ситуаций, когда слово авторитетного сверстника обладает сильным методом воздействия на умы и чувства молодых людей. Такие методы требуют высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся беседа, различные виды лекций (лекция вдвоем, видео-лекция, проблемная лекция, лекция-обращение и т. д.), рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности студентов, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима, имеет «личностный смысл» [3]. Позиция студентов должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью студентов должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике организация деятельности является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации [4].

Педагогическое требование здесь понимается как требование к выполне-

нию определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе, а в нашем случае это могут быть требования соблюдать природоохранное законодательство, сохранять природные богатства нашей страны и естественную среду обитания человека, предотвращать экологически вредные последствия хозяйственной и иной деятельности. То есть требование может быть выражено как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача или как конкретное указание к выполнению какого-либо действия. Например, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), следовательно, никто не может умалять этого права.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Его целесообразно использовать в развитых коллективах при оценке тех или иных эколого-правовых ситуаций. И цель преподавателя здесь — формирование здорового общественного мнения [4]. Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практической деятельности студентов, которая охватывает процесс обучения, общественно полезную работу, различные разъяснительные мероприятия: беседы, собрания, тематические встречи, затрагивающие такие темы, как «Деградация лесов», «Загрязнение атмосферы», «Нарушение режима природоохранных территорий», «Социальные аспекты охраны окружающей среды» и т. д., т. е. важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные экологические проблемы, давать им правильную общественную оценку, развивать дух плюрализма и демократизма.

Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А. С. Макаренко о педагогике «параллельного действия». Его суть заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися (в нашем случае студентами вуза) всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и,

наоборот, воздействие на отдельного — влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функционировать как хорошо организованное и социально здоровое звено общества [Там же].

Воспитывающие ситуации представляют собой обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Они могут быть взяты из реальной жизни или специально организовываться преподавателем. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности студентов, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения и ценности [5]. Это могут быть: работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду; работы по озеленению придорожных территорий; посещение судебных процессов, на которых рассматриваются дела по экологическим правонарушениям и т. д.

Методы стимулирования поведения и деятельности. Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Любая воспитательная деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности тесным образом связано ее стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на личность студента тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная деловая и имитационная игра, поощрение, наказание и др. [4].

Соревнование в процессе воспитания строится преподавателем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что молодым людям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение студентов в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативности, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, якобы противоречащих основным принципам гуманистической педагогики. Утверждается, что можно сравнивать только темпы личного продвижения, т. е. сравнивать личность сегодняшнюю с самой собой, но вчерашней. Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как образовательной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями [4].

Деловые и имитационные игры, которые широко применяются в высшей школе, также позволяют создавать ситуации переживания успеха, поскольку направлены на переживание жизненных эколого-правовых ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного студента или студенческого коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится студентом в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, он испытывает подъем энергии, уверенность в собственных

силах и дальнейшем движении вперед [6].

Об эффективности процесса эколо-го-правового воспитания следует судить в двух планах — результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями.

Результативность проявляется в уровне эколого-правовой воспитанности студентов, который выражается: в знании современной эколого-правовой ситуации и возникающих в связи с ней целей и задач; понимании профессиональной и гражданской ответственности за состояние окружающей среды; стремлении учитывать возможные негативные последствия современного природопользования; признании важности любви к природе, гуманности; стремлении перейти к неразрушающему природопользованию; активной и позитивной эколого-правовой позиции; осознанном конструктивном участии в современных эколого-правовых движениях и мероприятиях; осознании необ-

ходимости стремления к самостоятельному пополнению эколого-правовых знаний в течение всей жизни; умении прогнозировать эколого-правовое решение и решать эколого-правовые конфликты; умении комплексно применить различные нормы права для разрешения эколого-правовых ситуаций; умении проектировать и реализовывать комплексные мероприятия, предупреждающие возникновение экологических катастроф в будущем; знании инновационных технологий, средств и подходов, применяемых для решения экологических проблем современности.

Процессуальная оценка эффективности процесса эколого-правового воспитания студентов состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание эколого-пра-вового воспитания, выбраны методы, средства и его формы, учтены психологические и педагогические условия воспитания в деятельности преподавателя вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. БОГДАНОВА Ю. М. Экологический кризис как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2007. №3.

2. СЕЛИВАНОВ В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания. М. : Изд. центр «Академия», 2008.

3. ЛЕОНТЬЕВ А. Н., СМИРНОВ А. А., РУБИНШТЕЙН С. Л. Потребности и мотивы деятельности // Психология. М. : Учпедгиз, 1956.

4. СЛАСТЕНИН В. А., ИСАЕВ И. Ф., ШИЯНОВ Е. Н. Педагогика. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

5. ГРИЦЕНКО Л. И. Теория и методика воспитания : личностно-социальный подход. М. : Изд. центр «Академия», 2005.

6. КОЛЕСНИКОВА И. А., БОРОТЫНКО Н. М., ПОЛЯКОВ С. Д., СЕЛИВАНОВА Н. Л. Воспитательная деятельность педагога. М. : Изд. центр «Академия», 2007.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Г. С. Голошумова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.