ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
16. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика.-1991.- № 10.
17. Непомнящая Т. А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества. // Университетское управление: практика и анализ.- 2003.- № 5-6.-С.121-125.
18. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.- 464 с.
19. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1 (90).- С.56-65.
20. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
21. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука.- 2012.- № 8.- С.5-14.
22. Симонова А. А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. / Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмул-лы. Уфа, 2011.- 43 с.
23. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 256 с.
J
Л
Санникова Марина Юрьевна
директор МБОУ гимназия № 45 Антропова Татьяна Сергеевна
педагог-психолог МБОУ гимназия № 45 г. Екатеринбург
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
Г
Аннотация. В статье представлен опыт работы МБОУ гимназии № 45 г. Екатеринбурга, участника научно-образовательной сети ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по повышению эффективности взаимодействия в системе «Учитель - ученик».
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал учащихся, креативность, педагогически организуемая жизнь ребенка, рефлексивное мышление.
С позиций ценностно-смыслового подхода важнейшим аспектом развивающего образования, процесса становления личности обучающегося, опыта понимания мира и его противоречий, нахождения себя в мире, формирования индивидуальной системы ценностей и жизненных ориентиров является смыслообразование. Субъективный контекст бытия ученика, безусловно, основное в этом процессе. В условиях обучения процесс смыслообразования определяется тем, насколько ученик воспринимает учебно-познавательную ситуацию как проблемную с точки зрения ее смысла, в какой степени освоен, понят или доступен предметный материал, затронуло ли содержание изучаемых предметов его уже сложившиеся интересы, склонности, мотивы, личностные ценности. Образовательная среда, в которой приоритетом является фор-
мирование смыслообразования, должна заключать в себе широкое культурное смысловое поле и учитывать потенциальные возможности самореализации обучающихся в разных видах творческой деятельности на основе освоенных культурных ценностей. В ходе организации взаимодействия между культурными, педагогическими и индивидуально-личностными ценностями системообразующую роль приобретает ценностная опосредованность образовательного процесса. Она включает осмысленное принятие педагогическим коллективом ценностей образования и средств их достижения, ценностно-смысловое единство коллектива педагогов, реализующееся на уровне ментальности, принятие и готовность к реализации педагогических ценностей другими субъектами образовательного процесса (семьей, социальными
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
партнерами). Особую роль в данном взаимодействии выполняет сообщество педагогов, обучающихся, родителей, объединенных общим пониманием смысла, целей и задач предстоящей деятельности. На уровне контактов «учитель - ученик» педагогические ценности преломляются через профессиональное сознание педагога, его компетентности, определяющие стратегии в каждом конкретном случае [1,2,8,9].
Именно поэтому проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учащимися, сегодня особенно актуальна. В системе образования взаимосвязь характера отношений «учитель - ученик» и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса.
Сегодня современные стандарты несколько изменили данные представления. Теперь учитель (тьютор, фассилитатор) создает обучающее и познавательное пространство, учит не столько определенным знаниям, сколько самой структуре активного поиска знаний. Понятие «ученик» также претерпело определенные изменения. Сегодня это личность, которая настроена на получение разнообразной информации, умеет работать с познавательным материалом, занимает социально активную позицию. Главным результатом образования для учащихся становится развитие всех необходимых компетенций, которые формируют личность в целом и определяют вектор дальнейшего жизненного пути человека [4,5,10,11,12].
Школьное образование не базируется на принципе свободы выбора. Во-первых - оно обязательно. Во-вторых, и ученики и учителя являются «заложниками» сложившихся обстоятельств. Ученики не могут выбирать понравившегося им учителя, учебные предметы, формы работы. Учителя, в свою очередь, тоже вынуждены работать в имеющихся условиях и с разными учащимися. И если взаимодействие в системе «учитель - ученик» нарушено, то о качестве обучения говорить не приходится. Система личностных взаимоотношений между участниками учебного процесса становится определяющей в образовании. В таком случае можно сделать вывод, что через стимулирование личностного роста учеников и учителей можно повысить качество обучения.
Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учениками, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна.
Таким образом, необходимо найти ответ на вопросы:
1. Как построить взаимоотношения учителей с учениками, чтобы их взаимодействие позволяло получать максимальный обучающий результат в сфере образования и личностного развития учащихся, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?
2. Какими навыками и способностями должен обладать учитель, чтобы его предмет хотели и успешно изучали учащиеся?
3. Какими качествами должен обладать учащийся, чтобы получить максимальное количество знаний от разных учителей по разным предметам и эффективно использовать их для своего дальнейшего личностного и профессионального становления?
4. Есть ли универсальные средства, способствующие повышению эффективности взаимодействия учащихся с педагогами?
Ответом на эти вопросы может стать модель повышения эффективности взаимодействия «учитель - ученик», назначение которой - оптимизировать учебный процесс, которая разрабатывается МБОУ -гимназией № 45 в рамках сетевого взаимодействия ОУ Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) [6,7,13,14].
Объект исследования: взаимодействие в системе «Учитель - ученик»
Предмет исследования: базовые компетенции как главное условие повышения эффективности взаимодействия в системе «Учитель - ученик»
Цель: содействовать повышению эффективности взаимоотношений между учителем и учащимся посредством формирования компетенций учащихся и педагогов - рефлексии, толерантности, коммуникативности и креативности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего комплекса задач:
Задачи:
1. Раскрытие понятий: «Учитель», «Ученик», «Взаимодействие учителей и учащихся».
2. Теоретическое определение личностных качеств учителя и учащегося, способствующих повышению эффективности взаимодействия в учебном процессе.
3. Мониторинг имеющихся трудностей во взаимоотношениях в системе «Учитель - ученик». Метод неоконченные предложения.
4. Исследование мнения учащихся по теме «Современный учитель сегодня»
5. Исследование среди педагогов гимназии № 45 на тему: «Ученик в современной школе» - определение личностных качеств учащегося, способствующих повышению эффективности взаимодействия в учебном процессе. Метод неоконченные предложения.
6. Вовлечение педагогов и учащихся в разнообразные виды практической деятельности для формирования их психологической и социальной зрелости и развития необходимых для повышения эффективности взаимодействия компетенций: рефлексия и креативность.
«Взаимодействие в системе «Учитель - ученик»
«Учитель - профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся» (Википедия).
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Конфуций пишет: «Задача учителя - открывать новую перспективу размышлениям ученика».
По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития. А также формирования ее духовного мира.
В Википедии выделены основные качества педагога и критерии его успешности. Качества необходимые для эффективной работы и методики для выявления сформированности данных компетенций:
• Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников (изучение эмпатии педагогов).
• Умение придать личностную окраску преподаванию (активность и сформированность Я-концепции).
• Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников (мотивы достижения успеха).
• Умение управлять собой и детьми (волевая регуляция и самоконтроль - УСК).
• Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками (исследования типа общения педагога).
• Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
• Умение регулировать конфликты ненасильственным путём (стратегии поведения в конфликтных ситуациях).
• Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям (толерантность).
• Креативность.
• Способность к рефлексии.
Основные способы взаимодействия с учащимися состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения определяют их положительные духовные потребности, готовят к становлению личности. Формирование личности зависит от того, насколько развиты сущностные силы человека - умение думать, воображать, решать жизненные задачи, видеть, слышать, переносить физические нагрузки, предпринимать физические усилия, владеть орудиями деятельности, испытывать разнообразие эмоционального состояния и волевые напряжения.
Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективности, то есть независимых от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общим устойчивым свойством при любых конкретных обстоятельствах. Определить закономерность - значит, выявить основу идеального плана педагогической действительности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями - значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность. Приходится признавать, что до сих пор огромные затраты физических и духовных сил школьных учителей приносят мизерные результаты [15,16,17].
Вместо того чтобы проанализировать причины такого несоответствия, декларируется самоотверженность педагога как обязательное условие его работы с детьми. Аналогией тому могло быть следующее допущение: строители корабля не владели физическими законами, соорудили судно кубической формы, и, жертвуя своим временем, здоровьем, духовным развитием, отдают всего себя на то, чтобы все-таки доставить по реке судно к намеченной цели.
Постижение закономерностей открывает дорогу к свободному достижению цели, освобождает человека от колоссальных усилий, придает профессиональной работе легкость и изящество. А главное - радость! Но определить и точно сформулировать объективно протекающие процессы так, чтобы не допускать многозначного их понимания, нелегко. В сфере воспитания, где на поверхностный взгляд, все индивидуально, конкретно, персонализировано и никак не поддается обобщению. Занимаясь на уроке с педагогом, дети постигают отношение к знанию, к взрослому, к руководителю, к науке, к человеку вообще.
Педагогически организуемая жизнь ребенка - это та же жизнь, что ведут люди на земле, но только обогащенная постижением отношений к миру, выработанных на протяжении истории человеческого развития.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление. Как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей: используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются един-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ство и согласованность всех социальных институтов; ребёнок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Воспитательный коллектив школы представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов,- их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так как партнеры находятся не в равном положении. Педагогический коллектив играет особую роль по отношению к ученическому: он формулирует задачи по созданию и совершенствованию ученического коллектива, подбирает методы и формы их реализации, включает учащихся в коллективную деятельность, стимулирующую развитие личностных качеств и способностей школьников. Педагоги определяют организационную структуру детского коллектива, содержание его деятельности, общение школьников в процессе этой деятельности. Воспитательная эффективность ученического коллектива, характер его влияния на учащихся в конечном итоге зависят от деятельности учителей, направленный на сплочение и использование возможностей детского коллектива.
Как мы уже сказали, для учащихся педагогический коллектив - первый трудовой коллектив, под влиянием которого они находятся в течении ряда лет. Сам факт существования рядом работающего коллектива взрослых оказывает на ученический коллектив постоянное формирующее воздействие.
Вместе с тем и ученический коллектив оказывает заметное влияние на коллектив педагогов - на характер отношений между учителем и, конечно, педагогов с учащимися. С учетом общественного мнения учащихся педагоги определяют содержание совместной деятельности.
Ученический коллектив неизбежно влияет и на управленческую деятельность педагогов - на организацию взаимодействия и выбор методов воспитания.
Важным средством, корректирующим деятельность педагогического коллектива, является оценка учениками своих учителей, которая идет постоянно -скрыто или явно. О каждом учителе и педагогическом коллективе в целом у школьников складывается общественное мнение, которое передается от одного поколения учеников другому.
От того, как педагоги и учащиеся воспринимают друг друга, зависит многое. Чем разнообразнее жизнь детей, организуемая педагогами, тем больше возможности для проявления личностных качеств детей и взрослых, тем глубже и содержательнее их взаимоотношения. С накоплением опыта взаимодействия идет накопление знаний друг о друге, осознание причин, вызывающих те или иные действия, поступки педагогов и учащихся. Воспитательные идеи педагогического коллектива реализуются в убеждениях, взглядах, поступках учителей, в их каждодневном общении со школьниками. Характер взаимоотношений между
учителем и учеником выступает не только важным средством влияния на школьников, но и продуктом воспитательной, обучающей и развивающей деятельности педагогов.
Именно поэтому особое внимание нужно уделить выявлению и развитию таких важных компетенций учащихся и педагогов как рефлексии и креативности. На наш взгляд, именно от этих качеств может зависеть уровень социальной и психологической зрелости субъектов образовательного процесса, в основу которых ложиться разумное отношение к себе, своему окружению, активному принятию решений и ответственности как личностному новообразованию. Рефлексивное мышление позволяет учителю внимательно и глубоко отслеживать свой профессиональный уровень, формирует адекватное восприятие новой информации, делает мышление гибким и пластичным. Именно рефлексия позволяет педагогу вовремя отслеживать влияние собственного стиля преподавания на интерес учащихся, дает возможность учителю тонко чувствовать эмоциональный и психологический климат ученического коллектива. Рефлексия - поддерживает и уточняет действие. Действие без рефлексии необдуманно и бестолково. Глубина рефлексии зависит от степени образованности человека.
Данное качество является не менее значимым и ценным и для учащихся. Как показывают разнообразные психологические исследования. Учащиеся с низким уровнем рефлексивного мышления склонны во всех своих неудачах винить окружающих их людей. Они не в состоянии предположить, что причинных собственных неудач могут являться они сами. Такое поведение приводит к тому, что ученик не способен исправлять свои ошибки и преодолевать трудности, а следствием этого становятся плохая успеваемость и конфликтность. Развитое рефлексивное мышление наоборот, помогает адекватно отслеживать всем участникам учебного процесса возникающие сложности и быстро находить пути решения сложившихся ситуаций.
Креативность (от англ. Create -создавать, англ. Creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. Именно на креативности педагога основывается креативная педагогика. Креативная педагогика - это наука и искусство творческого обучения, или, другими словами, знание и исследование того, как формиро-
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
вать (развивать) творчество и творческую личность, а также умение и искусство применять это знание, то есть делать это творчески в любом предмете обучения.
Педагог, обладающий таким качеством как креативность, имеет высокий уровень развития всех мыслительных процессов. Ему не составляет трудностей насыщать уроки нестандартными формами обучения, интересными нетрадиционными приемами и методами работы, что стимулирует познавательный интерес учащихся.
Как личностное качество ученика креативность также имеет колоссальное значение. Именно творчество в восприятии, переработке и использовании информации помогает учащимся уйти за рамки «зубрежки» предметов. Человек, способный критически мыслить легко находит пути решения стандартных задач нестандартными способами. Ему не составляет труда системное планирование и анализ всей учебной информации, перевод ее в междисциплинарное образование и использование полученных знаний во всех областях деятельности. Изучая поставленную в работе проблему, мы убедились, что определенные нами качества для создания конструктивной атмосферы взаимодействия в системе «Учитель - ученик»: рефлексия и креативность являются основополагающими, так как формирование именно этих качеств участников образовательного процесса сможет значительно повысить эффективность учебного процесса и решить некоторые социальные вопросы современной школы.
Создание модели выпускника опирается на определенные теоретико-методологические и концептуальные подходы к школьному образованию. Современная педагогика развивается по линии интеграции с другими науками и поиска интегральных критериев качества образования, которые носят надпредметный характер и отражают результаты развития, образования и воспитания в их взаимосвязи. Таким интегральным критерием качества образования выступает категория зрелости.
Зрелость как критерий качества образования в оценке его результата может быть соотнесена с такой целью, как целостное развитие растущего человека в образовательной среде, его физическое, психическое, социальное развитие как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности в их взаимосвязи.
Растущий человек - это человек в динамике своего возрастного роста и развития. Это Личность - «ответственно и разумно идущая вперед».
Характеристики зрелой личности (или личностной зрелости) представлены в теории личности американского психолога Г. Олпорта (Allport).
• Зрелый человек имеет широкие границы «Я» и может посмотреть на себя «со стороны».
• Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям, проявляет сочувствие и терпимость.
• Зрелый человек демонстрирует эмоциональную саморегуляцию и самоприятие, не озлобляется внутренне и не ожесточается.
• Зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие мира, опыт и притязания не передергивает факты и стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей.
• Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях.
• Зрелый человек обладает цельной жизненной философией системой ценностей, которые придают значимость и смысл практически всему, что делает.
Г. Олпорт отождествляет понятия «зрелая личность» и «здоровая личность», подчеркивая роль психического и духовного здоровья в достижении человеком зрелости.
На рубежных этапах возрастного развития, которые соотносятся со ступенями обучения в системе непрерывного образования и воспитания, растущий человек достигает своей вершины, своей общей зрелости как готовности к переходу на новую, более высокую ступень образования и развития. этот процесс созревания и взросления включает качественные изменения в физическом и психическом развитии, в состоянии здоровья, в обученности и воспитанности, в мотивации жизнедеятельности, в личностной сфере, в творческой самореализации индивидуальности растущего человека. Эти качественные изменения выражены в новых видах зрелости, связанных с ведущей деятельностью растущего человека в определенный период его развития и на определенной ступени обучения.
Исследование взаимоотношений в системе «Учитель - ученик» мы проводили с 2008 по 2011 г. на базе гимназии № 45 среди учащихся 5-8 классов и педагогов.
Была использована методика «Незаконченные предложения», модифицированная Т. С. Антроповой, педагогом-психологом психологической службы гимназии № 45.
При разработке данной диагностики, были определены следующие направления исследования:
1. Выявить представления учащихся о важнейших качествах «современного учителя».
2. Исследовать сформированность социальной зрелости учащихся - уровень нравственных представлений и ценностей, касающихся системы «Учитель - ученик», а также умения и навыки конструктивного взаимодействия.
3. Определить образ современного ученика глазами учителя.
1. Исследование представлений учащихся о важнейших качествах «современного учителя» показало, что большинство учащихся адекватно понимают, что наиболее значимыми качествами являются: умение интересно и понятно объяснять учебный материал, ум, сдержанность, доброта и т.д.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
65
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
При этом если ученики 5-х классов более выделяют личностные человеческие факторы, такие как доброта, красота, ум, юмор; то учащиеся 8-х классов наиболее значимыми качествами считают профессионализм, ответственность, строгость, терпение. Данная тенденция вполне
соответствует требованиям каждого возраста (младшего и старшего подросткового), когда мышление, становится все более рефлексивным (аналитическим), учащиеся более глубоко и профессионально познают процессы окружающей действительности.
Сводная таблица по 5-8 классам
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
^6%
^6%
19%
10%
61%
27%
31%
Т4%
□ 5-е классы
□ 6-е классы
□ 7-е классы
□ 8-е классы
43%
29%
Привлекательные личные качества
Профессионализм учителя
Умение находить контакт с учащимся
5-е классы
■ 14%
□ 0%
□ 1 □ 2 □ 3
54%
6-е классы
□ Привлекательные личные качества
■ Профессионализм учителя
□ Умение находить контакт с
учащимся_______________
7-е классы
8-е классы
31%
□ 1 ■ 2
□ 3
61%
□ Привлекательные личные качества
■ Профессионализм учителя
□ Умение находить контакт с
учащимся_______________
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
2. Исследование сформированности социальной зрелости учащихся - уровень нравственных представлений и ценностей, касающихся системы «Учитель - ученик», а также умений и навыков конструктивного взаимодействия показало, что только 50% - половина опрошенных респондентов имеют достаточный уровень социальной зрелости, соответствующий возрастным особенностям. Они предлагают адекватные формы сотрудничества и конструктивного
решения трудных ситуаций. Данные -----
учащиеся имеют достаточное развитие мыслительных процессов и логических причинно-следственных связей.
Остальные учащиеся избегают конструктивного сотрудничества, что не соответствует требованиям данного возрастного периода - главной чертой которого является повышенное чувство взрослости и противопоставление себя окружающему миру. Данные ученики на вопросы об их собственном мнении стараются отшучиваться, пропускать строки. Многие реагируют проявлением негативных демонстративных чувств. Подобное поведение может быть вызвано различными причинами:
• отсутствием налаженных форм сотрудничества между учащимися и взрослыми;
• недоразвитием нравственных представлений;
• отсутствием коммуникативной культуры;
• страхом брать на себя ответственность;
• несоответствием психического и биологического возраста (заниженное развитие) и т.д.
Подобные проявления могут свидетельствовать о низком уровне социальной зрелости и уровня субъективного контроля учащихся
3. Определение образа современного ученика глазами учителя.
По результатам анкетирования было выявлено, что главными качествами современного ученика, наиболее ярко сформированными сегодня педагоги считают сформированность регулятивной компетенции (дисциплинированность, прилежание, усердие и т.д.). Также, предпочтение отдается социально-личностной компетенции -сформированности личностных качеств ученика, таких как доброжелательность, трудолюбие, любознательность.
Особое влияние, по мнению учителей, играет сформированная мотивация у учащихся к обучению -заинтересованность в получении знаний.
Наименее развитыми педагоги посчитали сформи-рованность познавательных УД и развитие конкретных учебных умений - их назвали немногие учителя.
На вопрос о том, от чего сегодня зависит успешность в учебе у современного школьника, педагоги предложили следующие ответы:
ул^ивыамш^нция
ЛЦ юсщап компетец
.смотивацип:
□ Мотивация
■ Регулятивная компетенция □Личностная компетенция
□ УУД
Главные качества ученика
□ Мотивация
■ Регулятивная компетенция
□ Личностная компетенция
□ УУД____________________
Успешность в учебе зависит от
□ Мотивация
■ Регулятивная компетенция
□ Личностная компетенция
□ УУД_____________________
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
67
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Наиболее ярко выраженными педагоги считают личностные качества учащихся. Регулятивные и мотивационный компонент заняли второе место, а УД (по мнению учителей) - сформировано недостаточно.
На вопрос о том, какие условия со стороны учащегося необходимы для того, чтобы учителя смогли повысить эффективность обучения и процесс взаимодействия с детьми, наибольшее количество ответов педагогов были связаны именно с УД и мотивацией, что отражает реальные требования к обучению.
Развитие УУД и мотивации, т.е. умение детей работать с учебными задачами, сформированность познавательных функций и осознанное желание получать знания и развиваться, становятся, по мнению педагогов, ключевыми компетенциями, которые необходимо сформировать, чтобы повысить эффективность обучения.
После анализа различных исследований мы определили дальнейшие задачи в работе по повышению эффективности взаимодействия в системе «учитель -ученик»:
1. Способствовать развитию социальной зрелости учащихся гимназии. Для этого мы разработали программу, апробацию которой намерены провести в 2012-2013 учебном году с учащимися среднего звена на факультативных курсах.
2. Формировать психологическую культуру всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, педагогов и родителей через организацию широкого спектра психологических мероприятий (круглые столы, конференции, семинары, мониторинги, психологические игры, исследовательская психологическая деятельность и др.).
3. Разработка мониторинга профессиональных и личностных качеств педагогов гимназии и отслеживание динамики результатов.
4. Развитие креативности и рефлексии педагогов, как главного условия формирования социальной зрелости учащихся.
Работая по изучению и профилактике нарушений в системе «учитель - ученик» мы убедились, что исследование и профилактика нарушений их взаимодействия крайне актуальны. Ученик приходит в школу получать не только знания и профильные умения. Здесь развивается его личность, его мировоззрение и первоначальные способы взаимодействия, которые в дальнейшем будут реализованы во взрослой жизни. Все базовые компетенции учащихся формируются, в том числе, и под влиянием педагогов.
Включение учащихся в исследование данной темы пробудило у них живой интерес и осознание, что они сами могут являться не только объектами воздействия взрослых, но активными субъектами взаимодействия. Именно это осознание своей значимости и раскрытие своих возможностей, являются главной целью реализации нового подхода в образовании и реализации ФГОС второго поколения. Они создают крепкую основу для формирования необ-
ходимых компетенций, и как следствие - социальной зрелости личности учащихся, заставляя ответственно и разумно подходить к своему настоящему и будущему.
Литература
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности.- 2002.- № 2.
2. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. Изв. УрО.- 2011.-№ 3 (82).- С.3-16.
3. Веденина Т. И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников // Фстиваль педагогических идей «Открытый урок». [Сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/413417/ (дата обращения: 1.06.2013).
4. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-1991.- № 4.- С.5-18.
5. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 512 с.
6. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88-94.
7. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- 2011.- № 5 (75). С.39-45.
8. Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс
в аспекте развития дивергентного мышления // Образование и наука. Изв. УрО РАО.- 2009.- № 4 (61).- С.23-36.
9. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.
10. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Самара: изд-во СГПУ, 1998.
11. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.
12. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л. М. Митиной. М., 2010.
13. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Изв. УрО РАО.- 2012.- № 1 (90). С.3-17.
14. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от ос-
мысления к деятельности» // эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5.
15. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000.
16. Современные технологии обучения: Тез. докл. IX между-нар. конф.. СПб.: ЛЭТИ, 2003.
17. Хуторский А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование.- 2003.- № 5.
68
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013