Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы обеспечения качества аудита'

Повышение эффективности системы обеспечения качества аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО АУДИТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА АУДИТА / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худякова А. С.

В статье освещаются результаты исследования проблем обеспечения качества аудита. Рассматриваются инструменты повышения эффективности системы обеспечения качества аудита. Автором предложены девять направлений повышения эффективности данной системы. Приведены необходимые процедуры для каждого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы обеспечения качества аудита»

n

л h ü to

J *

a

z

CD

О b

00 □

rn

о

о

I—

ш

I—

s

0 a ф

m

S

1

>

0

1 I Ф m I—

О

a

ö £

о

0

1_

0

1_

о <3

со О i— О О CL

о ф

Рис. 1. Схема софинансирования затрат по сопровождению новых технологий и обучению персонала предприятий ПСМ из регионального и федерального бюджетов

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурина Е.М. Основные направления развития промышленности стройматериалов. Доклад на заседании Межведомственной рабочей группы от 19.04.06 // Информационно-аналитический строительный Интернет-журнал I-STROI.RU Режим доступа: http://www.i-stroy.ru/docu/work _group/Osnovnyie_ nаprаvlemyаrаzvitiyа_pшmyishlennost/6023.html.

2. Гроссман М. О развитии малоэтажного строительства в России // ЖКХ и строительство. 2007. № 4.

3. Промышленность строительных материалов // Информационно-справочные и аналитические материалы Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/main/committee/ komstroy/amat.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАЧЕСТВА АУДИТА

ХУДЯКОВА А.С.

Волгоградский государственный университет, кафедра учета, анализа и аудита,

ассистент, e-mail: aasshh@yandex.ru

В статье освещаются результаты исследования проблем обеспечения качества аудита. Рассматриваются инструменты повышения эффективности системы обеспечения качества аудита. Автором предложены девять направлений повышения эффективности данной системы. Приведены необходимые процедуры для каждого направления.

Ключевые слова: аудит; аудиторские услуги; качество аудита; обеспечение качества аудита; система обеспечения качества аудита; эффективность системы

Коды классификатора JEL: M42, M48

¡3 Существует весьма широкая трактовка понятия эффективность как в качественном так и в количествен-ю ном плане, а растущая популярность данного термина привела к его использованию не только в экономике, Ц но и во многих других науках практически повсеместно. Вместе с тем увеличилась неоднозначность понимаем ния эффективности и множественность показателей [3, ^ 101]. о Сегодня под эффективностью понимают:

(г) • конкретный результат (эффективность действия чего-либо);

соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому; функциональное разнообразие систем;

числовую характеристику удовлетворительности функционирования; вероятность выполнения целевых установок и функций; отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.

Мы рассматриваем систему обеспечения качества аудита как механизм, позволяющий принимать и преобразовывать информацию, тем самым позволяя аудиторской фирме отражать объективную реальность, ориентироваться в окружающей среде, достигать оптимальных результатов деятельности и высокого уровня качества. Данное понятие позволяет оценить эффективность системы с точки зрения качественных показателей, характеризующих способность системы гибко реагировать на изменения любого рода в социально-экономической жизни и содействовать максимально эффективному протеканию внутренних процессов [7, с.15].

Механизм внедрения системы обеспечения качества аудита в конкретной аудиторской фирме включает следующие этапы:

• обоснование необходимости построения системы качества аудита;

• анализ и оценка факторов, влияющих на качество аудита;

• анализ этапов жизненного цикла в аудите;

• разработка мероприятий по повышению качества аудита;

• реализация мероприятий по повышению качества аудита.

Под эффективностью системы обеспечения качества аудита мы понимаем ее дееспособность, а именно, возможность её экономических ресурсов и потенциала воспроизводиться, переходя от одного качества к другому.

Следить за процессом воспроизводства системы и поддерживать его должно высшее руководство аудиторской фирмы. Требования постоянного контроля за системами качества даны в стандарте ИСО серии 9000, где говорится, что для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять мониторинг систематически и открыто [1]. В стандарте ИСО 9001 предлагаются рекомендации руководству организации, базирующиеся на восьми принципах менеджмента качества. Они сосредоточены на эффективности системы управления качеством в удовлетворении требований потребителя. Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации.

На основании данных принципов и применительно к нашей модели мы разработали девять направлений повышения эффективности системы обеспечения качества аудита (табл. 1).

Таблица 1.

Направления повышения эффективности системы обеспечения качества аудита

Направления повышения эффективности Этапы обеспечения качества аудита

Обоснование необходимости построения системы качества аудита Анализ и оценка факторов, влияющих на качество аудита Анализ этапов жизненного цикла в аудите Разработка мероприятий по повышению качества аудита Реализация мероприятий по повышению качества аудита

1. Ориентация на пользователей информации + + + + +

2. Лидерство руководителя + + + +

3. Повышение эффективности работы персонала + + + + +

4. Процессный подход +

5. Системный подход к обеспечению качества + + + + +

6.Постоянное улучшение + + + + +

7. Принятие решений, основанное на фактах + + + + +

8. Взаимовыгодные отношения с клиентами + +

9. Разработка внутренних стандартов и их постоянная актуализация + +

Рассмотрим более подробно все девять направлений повышения эффективности.

1. Ориентация на пользователей информации означает, что организации должны понимать текущие и будущие потребности внутренних и внешних пользователей аудита, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Мы разделяем потребности на предполагаемые и обусловленные. Обусловленные это, прежде всего наличие достоверной и полной информации, содержащейся в аудиторском заключении а так же его надежность и своевременность, под предполагаемыми автор понимает - приемлемую цену, большую подробность, наличие дополнительной информации.

Ориентация на пользователей может осуществляться путем проведения анкетирования среди имеющихся и потенциальных клиентов, а так же путем устного или письменного опроса. Она должна проводиться не реже одного раза в год оформляться документально и храниться в отделе методологии. Этот инструмент повышения эффективности должен быть применим ко всем элементам системы обеспечения качества аудита.

2. Лидерство руководителя.

П

л ь о (О

X *

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I— ф

I— ^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со I—

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а о

о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач повышения качества.

3. Повышение эффективности работы персонала.

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности [2, ^ 136]. Здесь направлением повышения эффективности может стать создание системы управления персоналом, включающую в себя кадровую политику, обеспечивающую выполнение следующих задач: процедуры планирования и регулирования численности персонала, процедуры приема персонала, процедуры развития персонала предприятия, процедуры оценки и аттестации персонала. А также создание системы мотивации и материального стимулирования персонала.

Во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву [4, ^85].

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Повышение эффективности работы персонала можно решить за счет правильно выбранной концепции стимулирования [5, с.15].

Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства и проч.) и внешними (действия других людей, предоставляющиеся возможности). На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности потребностей, которые постепенно меняются и чтобы мотивировать, руководитель должен оп-П ределить эти потребности и найти способ из удовлетворения. л По содержанию стимулы бывают экономические и неэкономические. О Среди экономических стимулов для аудиторской организации мы предлагаем использовать:

• дополнительный денежный доход (премирование),

• дополнительное свободное время.

^ Из неэкономических стимулов можно выделить: 2 • информирование об успехах, щ • регулярная оценка, ;> • продвижение по службе

0 4. Процессный подход применялся нами при разработке модели системы обеспечения качества аудита. Он используется при анализе и выделении этапов жизненных циклов в аудите. Желаемый результат достига-

д ется эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом [8, ^15]. □ Чтобы организация работала эффективно, она должна идентифицировать различные взаимосвязанные виды

01 деятельности и управлять ими. Деятельность по использованию ресурсов и управление ими с целью обеспе-О чения преобразования вводимого ресурса в продукцию можно рассматривать как процесс.

о 5. Системный подход к обеспечению качества означает, что все процессы, начиная с обоснования цели со-^ здания системы обеспечения качества аудита и заканчивая ее оценкой, должен рассматриваться в системе. о Выявление, понимание взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эф-^ фективность организации при достижении ее целей. Системный подход должен быть применим на всех эта-^ пам обеспечения качества аудита.

6. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную о цель. Организация должна планировать и внедрять текущий контроль, измерения, анализ и усовершенство-

0 вание процессов, необходимые для постоянного улучшения эффективности системы обеспечения качества.

1 Организация должна постоянно улучшать эффективность системы обеспечения качества посредством ис-® пользования политики в области качества, пересмотра целей функционирования системы, результатов ана-о лиза данных, корректирующих и предупреждающих действий руководства.

о 7. Принятие решений, основанное на фактах. Под этим направлением понимается то, что решения, при-^ нимаемые руководителями группы, проверки и аудиторской фирмы в целом основываются на анализе данных ^ и информации, эффективность которых напрямую зависят от совершенства коммуникаций в организации и Ф регулирования информационных потоков.

^ Нами выделяются следующие основные направления повышения коммуникации: ^ • организация периодических встреч с подчиненными, § • создание системы обратной связи,

0 • создание системы сбора предложений,

£ • развитие информационных технологий, которое на фоне общей активации процессов экономичес-^ кого развития в России, усиления конкурентной борьбы между аудиторскими фирмами, приобретает особое

1 значение и является основой повышения эффективности деятельности предприятия и увеличения произ-о водительности труда. В современных условиях аудиторским фирмам требуется обеспечение больших воз-^ можностей по использованию статистических методов при сборе аудиторских доказательств, выборке, пос-

I-

троению проверки, снижению времени на аудиторскую проверку. Выполнение таких требований возможно о только при организации комплексной автоматизации всех бизнес- процессов [6, ^20]. В этой связи предпри-^ ятиями рассматриваются различные подходы к построению собственных информационных систем. Ц • повышения эффективности внутреннего контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудио торской деятельности №7, необходимо постоянно осуществлять наблюдение за уровнем эффективности при-о нятых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) процедур внутреннего контроля качества. 0) Для этого мы предлагаем:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.