Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахиров Рафил Атрафилович, Личман Елена Александровна

В текущей статье подробно изучены задачи, которые необходимо решить службам таможенного контроля после выпуска товаров, на примере Санкт-Петербургской таможни, анализируются основные показатели службы. В процессе выполнения работы были проанализированы варианты повышения показателя эффективности таможенного контроля непосредственно после выпуска товаров в обстоятельствах цифровизации. Установлены направления улучшения ТКПВТ. Проведенное исследование таможенной процедуры после выпуска товаров позволило сделать выводы о том, что в настоящее время имеются проблемы с обменом информацией с ФТС России и другими государственными органами контроля, а также между таможенными органами стран ЕАЭС. Следующей проблемой стала несогласованность сроков привлечения к административной ответственности. В результате авторами были предложены ряд мер по решению проблемных вопросов для увеличения показателя эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахиров Рафил Атрафилович, Личман Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

In the current article, the tasks that the customs control services need to solve after the release of goods are studied in detail, using the example of the St. Petersburg customs, the main indicators of the service are analyzed. In the course of the work, the options for improving the efficiency of customs control immediately after the release of goods in the circumstances of digitalization were analyzed. The directions of improvement of TKPVT are established. The conducted study of the customs procedure after the release of goods allowed us to conclude that there are currently problems with the exchange of information with the Federal Customs Service of Russia and other state control bodies, as well as between the customs authorities of the EAEU countries. The next problem was the inconsistency of the terms of bringing to administrative responsibility. As a result, the authors proposed a number of measures to solve problematic issues to increase the efficiency of customs control after the release of goods.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

Экономика предпринимательства

УДК: 339 ТАХИРОВ РАФИЛ АТРАФИАОВИЧ

Уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Санкт-Петербургской таможни, старший

лейтенант таможенной службы, e-mail: tolosh_92@mail.ru

ЛИЧМАН ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ассистент кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского государственного экономического университета, e-mail: elena.lichman@mail.ru

DOI:10.26726/1812-7096-2022-9-87-93 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Аннотация. В текущей статье подробно изучены задачи, которые необходимо решить службам таможенного контроля после выпуска товаров, на примере Санкт -Петербургской таможни, анализируются основные показатели службы. В процессе выполнения работы были проанализированы варианты повышения показателя эффективности таможенного контроля непосредственно после выпуска товаров в обстоятельствах цифровизации. Установлены направления улучшения ТКПВТ. Проведенное исследование таможенной процедуры после выпуска товаров позволило сделать выводы о том, что в настоящее время имеются проблемы с обменом информацией с ФТС России и другими государственными органами контроля, а также между таможенными органами стран ЕАЭС. Следующей проблемой стала несогласованность сроков привлечения к административной ответственности. В результате авторами были предложены ряд мер по решению проблемных вопросов для увеличения показателя эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная проверка, таможенный контроль после выпуска товаров, Федеральная таможенная служба, внешнеэкономическая деятельность.

TAHIROVRAFIL GABTRAFIKOVICH

Commissioner for Particularly Important Cases of the Administrative Investigations Department of the St. Petersburg Customs, Senior Lieutenant of the Customs Service, e-mail: tolosh_92@mail.ru

LICHMANELENA ALEKSANDROVNA

Assistant of the Department of Customs Affairs of St.

Petersburg State University of Economics, e-mail: elena.lichman@mail.ru

IMPROVING THE EFFICIENCY OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

Abstract. In the current article, the tasks that the customs control services need to solve after the release of goods are studied in detail, using the example of the St. Petersburg customs, the main indicators of the service are analyzed. In the course of the work, the options for improving the efficiency of customs control immediately after the release of goods in the circumstances of digi-talization were analyzed. The directions of improvement of TKPVT are established. The conduct-

ed study of the customs procedure after the release of goods allowed us to conclude that there are currently problems with the exchange of information with the Federal Customs Service of Russia and other state control bodies, as well as between the customs authorities of the EAEU countries. The next problem was the inconsistency of the terms of bringing to administrative responsibility. As a result, the authors proposed a number of measures to solve problematic issues to increase the efficiency of customs control after the release of goods.

Keywords: customs control, customs inspection, customs control after the release of goods, Federal Customs Service, foreign economic activity.

1.Введение

Особый интерес Федеральной таможенной службы России к таможенному контролю в настоящее время объясняется усилением эффективности и изменением качества работы ФТС, внесением изменений в законодательство РФ в области таможенного дела для приведения его в соответствие нормам международных договоров.

Основное направление деятельности ФТС РФ сегодня заключается в переходе к ТКПВТ (таможенному контролю на этапе выпуска товаров). В данной ситуации организация условий, препятствующих применению лицами, подвергающимися контролю, способов уклонения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, вызывает особый интерес со стороны ФТС РФ.

Таможенный контроль после выпуска (далее - ТКПВТ) - совокупность мероприятий, реализуемых непосредственно после выпуска товаров с целью проверки таких важных данных, как: факт выпуска товаров; точность информации, что представлена в декларации и при документации, которые были представлены соответственно во время таможенного оформления [1].

В научном плане роль ТКПВТ в таможенном регулировании получила достаточно широкое освещение. Однако, несмотря на множество публикаций о степени значения подобного таможенного контроля, остается немало нерешенных вопросов теоретического и прикладного характера.

2.Основная часть

Несмотря на то что ТКПВТ традиционно рассматривается в качестве инструмента, обеспечивающего экономическую безопасность, вопросы совершенствования ТКПВТ учеными практически не выдвигаются.

Например, является важным понимание того, как осуществляется таможенный контроль в данном контексте, как применяются его формы, как осуществляется работа структурных подразделений таможенного органа друг с другом и, наконец, выступает ли ТКПВТ как основной инструмент таможенных органов, участвующий в обеспечении экономической безопасности государства и эффективного развития внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). [2]

Отметим, что данный аспект имеет точки зрения исследователей, заключающиеся в боль-

Рис.1. Структура ТКПВТ

Региональные проблемы преобразования экономики, № 9, 2022

СТКПВТ подчиняется непосредственно начальнику таможни, который производит контроль реализации возложенных задач и функций.

Рис. 2. Задачи СТКПВТ Санкт-Петербургской таможни

Далее рассмотрим практику применения ТКПВ Санкт-Петербургской таможней.

В 2021 г. должностными лицами таможенного контроля после выпуска СПБ таможни выполнено ровно 27 осмотров территорий, помещений. По результатам поверок были обнаружены товары, которые запрещены к ввозу и реализации на территории РФ. В этот перечень вошли сыры, масла, мясо из стран ЕС, общий объем данной продукции составил 1,8 т. Также сотрудниками были изъяты 63 тысячи пачки сигарет и 449 кг кальянного табака без маркировки.

Таможенными служащими, а также служащими Роспотребнадзора, МВД РФ Россель-хознадзора вся нелегальная продукция, в частности, немаркированная и санкционная, была изъята из оборота [3].

Рис. 3. Количество возбужденных дел СТКПВТ Санкт-Петербургской таможни за 2021 г.

Далее рассмотрим более детально как осуществляется проведение таможенной проверки (рис. 4).

Рис. 4. Схема проведения таможенной проверки (укрупненно)

1 Аналитическая работа: на данном этапе СТКПВТ анализируются все сведения (анализ таможенного декларирования с использованием сведений о ранее выявленных рисках для определения аналогичных рисковых ситуаций, анализ массива деклараций, анализ результатов проведенных таможенных экспертиз, судебной практики, анализ деятельности участников ВЭД и др.), имеющиеся в наличии у органов таможни в отношении лиц, принимающих участие в ВЭД. Эту информацию они могут получить на базе своего исследования лиц, принимающих участие в ВЭД, с использованием СУР. Также источником сведений могут стать структурные отделы ФТС РФ и прочие органы правопорядка и контроля. Информация формируется на основе данных, которые переданы лицами, принимающими участие во внешней экономической деятельности, а также другими людьми. Одновременно с собственной аналитической работой в целях совершенствования системного подхода организации рассматриваемого направления контроля после выпуска товаров СТКПВТ осуществляется взаимодействие с другими функциональными и правоохранительными подразделениями таможни. Но эта работа не осуществляется при поручении вышестоящего органа таможни о выполнении проверки.

2. Выявление участников ВЭД: при выездных плановых таможенных проверках в обязательном порядке формируется планирование проверок, подписываемое начальником Санкт-Петербургской таможни либо лицом, которое выступает в качестве его заместителя. Также в рамках проведения подобных мероприятий осуществляется запрос участнику ВЭД о том, чтобы была предоставлена вся необходимая документация.

3. Подготовка: должностные лица СТКПВТ формируют список вопросов, которые требуется проверять, если возникнет соответствующая востребованность. Формируется программа проверок, которую должно утвердить начальство данного органа или его заместитель. Во время проверок на выезде необходимо предварительно отправить соответствующее уведомление.

4. Проведение проверочных мероприятий: СТКПВТ может взаимодействовать с другими структурными подразделениями таможни (Отдел таможенных платежей, Отдел документаци-онного обеспечения и др.), с правоохранительными и другими контролирующими органами, а также с непосредственно проверяемым лицом.

5. Окончание проверки: формируется акт касательно проведения данной процедуры, делаются выводы и принимаются подходящие решения. Они могут касаться изменения таможенной стоимости, смены кода товара и прочих факторов. В то же время эта информация об итогах проверки добавляется в КПС и применяется в дальнейшем во время формирования профилей рисков.

На рис. 5 отражено количество таможенных проверок, проведенных СТКПВТ Санкт-Петербургской таможней в 2021 г.

№ N

■Вспо шохпшп шпкип 41

■ ккнриша ■Висилкп и и

Рис. 5. Количество таможенных проверок, проведенных СТКПВТ Санкт-Петербургской таможни за 2021 г.

По результатам данных проверок в доход федерального бюджета доначислено 460 млн рублей [4].

Также в настоящее время в отделах ТКПВТ применяются следующие программные ин-

/ А

ПС книиртие СТТШВТ

КИС аПосткетролы' КПС ^Мониторинг и анализ-" НСС -¿Малахит! АПС чАИСТЛЬ

_1ЕР .¡СПАРК^_

■4ДС ■уЦРСВЭД..

_ЭР«ГРОИС»_

_ЭСчБЭД-Пкфрь_

лис атсид-:-*

.АЛС Олгетр^н-лы г госу'сллттг' АИС ^Правоохран^ АПС чЗалол/Кстшкть»

Рис. 6. Основные программы, применяемые в рамках проведения контроля товара после выпуска

КПС «Постконтроль» выступает в качестве одного из инструментов, который часто применяется работниками и необходим в целях предоставления работникам соответствующей аналитической информации, нужной для исполнения соответствующих решений по итогам работы, а также организации информационного обмена непосредственно между СТКПВТ с органами правопорядка.

Программные средства, которыми пользуются подразделения, необходимо модернизировать, чтобы повысить эффективность подразделений. В настоящее время КПС не предполагает возможности проведения независимого анализа при отборе товаров для таможенного контроля. Совершенствование КПС улучшит процесс автоматизации отбора товаров для прохождения процедуры проверки, компенсирует недостатки в работе ведомств и, таким образом, увеличит поступления в федеральный бюджет [5]. Отмечается большое количество бумажных работ, что не отвечает имеющейся на сегодняшний день концепции таможни, предполагаю-

щей электронно-цифровой формат при осуществлении Таможенной стратегии 2030 [6].

Сейчас большая часть обмена данными в ходе организации и выполнения контроля осуществляется заказным письмом в бумажном формате с помощью почты, что занимает от десяти суток до 30 дней.

Формирование документа осуществляется на ПК и после этого распечатывается или осуществляется запись от руки. Далее документ отправляется получателю через почту.

З.Выводы

Изучение процедуры таможенного контроля выпуска товаров показало, что существует ряд затруднений, с которыми сталкиваются сотрудники таможенных органов:

1. Низкий уровень информационного обмена с ФТС РФ и прочими госорганами контроля. Документооборот в режиме онлайн затруднен необходимостью отправки запросов ФТС России в другие службы государственного управления [7]. Эта процедура требует времени и ведет к увеличению длительности проверок таможенными органами. Взаимное объединение баз данных таможенных органов способно повысить эффективность работы таможни [8]. Объединение ФТС России и других государственных служб возможно благодаря введению информационных технологий. Необходимо обеспечить оперативный доступ службам таможни и подразделений СТКПВТ к основной информации, необходимой для ускорения процедур проверки. Решением этой задачи может стать создание единой информационной базы, которая в автоматизированном режиме будет объединять данные ФТС России и других служб государственного управления, а также внедрение новых информационных механизмов.

2. Вручную должностными лицами таможенных органов после осуществленного выпуска товаров главная работа аналитического характера производится непосредственно при проведении контроля, так как система управления рисками характеризуется слабым уровнем автоматизации процессов.

Существующая документация ТКПВТ требует разработки инструкций, согласно которым будут проводиться проверки от таможни непосредственно после осуществленного выпуска. Основой рекомендации должны стать методы аудита. Необходимо усовершенствовать порядок отбора объектов контроля на базе СУР. В настоящее время сотрудники таможни руководствуются приобретенным опытом аналитической деятельности. На основе проведенной работы формируются аналитические и информационные справки. Следует усовершенствовать методологию таможенного контроля, дополнить инструкции касательно действий сотрудников таможни при анализе системы управления рисками.

3.Существует потребность в детальной проработке вопроса принятия решения странами-участниками Евразийского экономического союза, которое будет регулировать взаимодействие таможенных органов непосредственно при осуществлении ТКПВТ каким-либо участником. Основная проблема, которую требуется решить для эффективной деятельности таможенных служб ЕАЭС с целью осуществления таможенных проверок, - это низкий уровень обмена данными и информации. Соответствующий запрос в таможенные службы государств-участников ЕАЭС существенно увеличивает возможность выполнения поставленных задач перед сотрудниками таможни. Работа с документами и данными в режиме онлайн становится невозможной. Из-за этого увеличиваются затраты времени и ресурсов на таможенный контроль.

4. Также существует проблема несогласованности сроков привлечения к административной ответственности и проведения ТКПВТ. До того, пока не пройдет срок, равный трем годам со дня совершения АП, может осуществляться таможенный контроль (в соответствии с пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС), а постановление по делу об административном правонарушении (АП) по окончанию двух лет с момента совершения АП (ст. 4.5 КоАП РФ) не выносится [9-10]. Таким образом, только в течение двух из трёх, предусмотренных для выполнения таможенной проверки, орган таможни может привлекать участника ВЭД к ответственности.

В контексте реализации мер контроля при движении товаров на внутреннем рынке полагаем необходимым выступить за юридическое закрепление общего подхода и сотрудничества между таможенными службами Евразийского экономического союза. Такое решение обеспечит единый подход к осуществлению проверок. Данное утверждение основано на том, что в

Региональные проблемы преобразования экономики, № 9, 2022

сегодняшних реалиях отсутствует законодательное регулирование и затруднен сбор доказательств, которые бы свидетельствовали о незаконном движении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Кроме того, невозможно данные товары идентифицировать для подтверждения статуса даже при наличии у государств-членов ЕАЭС соответствующих таможенных до-

Литература

1. Приказ ФТС России от 07.12.2007 № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» //Таможенные ведомости. 2008. № 2.

2. Клейменова, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : учебник /А. Н. Клейменова. - 2-е изд.. -М. : Издательство Юрайт, 2020. (Высшее образование).

3. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс]. - URL : https.V/мвд.рф, свободный. - Загл. с экрана.

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - URL : http:// customs.ru, свободный. - Загл. с экрана.

5. Официальный портал Все о таможне [Электронный ресурс]. - URL : tks.ru. - Загл. с экрана.

6. Абуев, Н. М. Анализ развития управления таможенными услугами в зарубежных странах / Н. М. Абуев // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 3(137). С. 75-82. DOI 10.26726/1812-7096-2022-3-75-82. - EDNZNOCXU.

7. Личман, Е. А. Отдельные аспекты цифровизации таможенных услуг / Е. А. Личман // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование : сб. научных трудов по итогам IV национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-17 ноября 2021 г. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 130136.

8. Жеребен, Е. В. Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 60-71.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (в действующей редакции).

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в действующей редакции).

References:

1. Prikaz FTS Rossii ot 07.12.2007 № 1516 «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov i (ili) transportnyh sredstv» //Tamozhennye vedomosti. 2008. № 2.

2. Klejmenova, A. N. Tamozhennyj kontrol'posle vypuska tovarov : uchebnik /A. N. Klejmenova. - 2-e izd.. -M. : Izdatel'stvo YUrajt, 2020. (Vysshee obrazovanie).

3. Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del RF [Elektronnyj resurs]. - URL : https://mvd.rf, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

4. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby [Elektronnyj resurs]. - URL : http://customs.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Oficial'nyj portal Vse o tamozhne [Elektronnyj resurs]. - URL : tks.ru. - Zagl. s ekrana.

6. Abuev, N. M. Analiz razvitiya upravleniya tamozhennymi uslugami v zarubezhnyh stranah /N. M. Abuev // Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki. 2022. № 3(137). S. 75-82. DOI 10.26726/1812-7096-2022 -3-75-82. - EDN ZNOCXU.

7. Lichman, E. A. Otdel'nye aspekty cifrovizacii tamozhennyh uslug /E. A. Lichman // Teoriya ipraktika upravleniya gosudarstvennymi funkciyami i uslugami. Tarifnoe regulirovanie : sb. nauchnyh trudov po itogam IV nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 10-17 noyabrya 2021 g. - SPb. : Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, 2021. S. 130-136.

8. ZHereben, E. V. Razrabotka konceptual'nyh polozhenij vzaimodejstviya tamozhennyh i nalogovyh organov pri tamozhennom kontrole posle vypuska tovarov // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2020. T. 2. № 1. S. 60-71.

9. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (v dejstvuyushchej redakcii).

10. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (v dejstvuyushchej redakcii).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.