Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РЕГБИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РЕГБИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTEGRAL TRAINING / GAME CYCLES / GAME MOMENTS / COMPETITIVE ACTIVITY / TRAINING / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИГРОВЫЕ ЦИКЛЫ / ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышев Е.А., Иванов В.А., Кокоулина О.П., Шакирова Ю.В.

Цель исследования - научно обосновать методику интегральной подготовки регбистов к соревновательной деятельности. Методика и организация исследования. На основании системы воздействий, направленных на взаимосвязи компонентов тренировки, была разработана методика интегральной подготовки регбистов, включающая три направления. В исследовании участвовало 30 спортсменов-регбистов, которые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, по 15 человек в каждой. КГ занималась по традиционной методике, ЭГ - по методике интегральной подготовки. Результаты исследования и выводы. Методика интегральной подготовки регбистов обеспечивает следующее: целенаправленное формирование межкомпонентных взаимосвязей сторон подготовленности, условия повышения уровня отдельных компонентов подготовленности и целостность их проявлений в соревновательной деятельности. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанной методики интегральной подготовки регбистов. За время педагогического эксперимента сдвиги по показателям общей физической, специальной физической и технической подготовленности в ЭГ «А» были статистически достоверно большими по сравнению с КГ «В» (р<0,05). Показатели игровой соревновательной деятельности как важнейшего интегрального критерия спортивного мастерства регбистов также были достоверно выше у представителей ЭГ «А» (р<0,05). Разработанная методика интегральной подготовки регбистов способствует достижению наиболее высокого уровня подготовленности, минимизирует время выхода спортсменов на качественно новый, более совершенный уровень спортивного мастерства и обеспечивает устойчивое повышение эффективности игровой соревновательной деятельности регбистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integral training as a means to improve effectiveness of rugby training system

Objective of the study was to scientifically substantiate the methodology of integral training of rugby players for competitions. Methods and structure of the study. Based on the system of actions aimed at the training component connections, we developed a technique of integral training of rugby players, which included three directions. The study involved 30 rugby players, who were divided into the Control Group and Experimental Group, 15 people each. The Control Group athletes were trained using the traditional methods, the Experimental Group ones - using the proposed integral training technique. Study results and conclusions. The integral training of rugby players contributed to the targeted formation of intercomponent connections between the components of their preparedness, provided conditions for increasing the level of development of individual components of preparedness and the integrity of their manifestations in competitive activities. The results of the educational experiment confirm the effectiveness of the developed technique of integral training of rugby players. During the experiment, the shifts in the overall physical, special and technical fitness rates in the Experimental Group "A" were statistically significantly greater as compared to the Control Group "B" (p<0.05). The competitive performance rates as the most important integral criteria of sports mastery of the rugby players were also significantly higher in the Experimental Group "A" (р<0.05). The developed technique of integral training of rugby players contributes to the achievement of the highest level of preparedness, minimizes the time needed to reach a qualitatively new, higher level of development of sports skills and ensures a sustainable increase in the effectiveness of competitive activity of rugby players.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РЕГБИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

консультации

повышение эффективности процесса подготовки регбистов средствами интегральной направленности

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 16.01.2020 г.

Информация для связи с автором: ivanov65@inbox.ru

Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Иванов1 Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Кокоулина1 Ю.В. Шакирова1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

INTEGRAL TRAINING AS A MEANS TO IMPROVE EFFECTIVENESS OF RUGBY TRAINING SYSTEM

PhD E.A. Lubyshev1

PhD, Associate Professor V.A. Ivanov1 PhD, Associate Professor O.P. Kokoulina1 Yu.V. Shakirova1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - научно обосновать методику интегральной подготовки регбистов к соревновательной деятельности. Методика и организация исследования. На основании системы воздействий, направленных на взаимосвязи компонентов тренировки, была разработана методика интегральной подготовки регбистов, включающая три направления. В исследовании участвовало 30 спортсменов-регбистов, которые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, по 15 человек в каждой. КГ занималась по традиционной методике, ЭГ - по методике интегральной подготовки.

Результаты исследования и выводы. Методика интегральной подготовки регбистов обеспечивает следующее: целенаправленное формирование межкомпонентных взаимосвязей сторон подготовленности, условия повышения уровня отдельных компонентов подготовленности и целостность их проявлений в соревновательной деятельности.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанной методики интегральной подготовки регбистов. За время педагогического эксперимента сдвиги по показателям общей физической, специальной физической и технической подготовленности в ЭГ «А» были статистически достоверно большими по сравнению с КГ «В» (р<0,05). Показатели игровой соревновательной деятельности как важнейшего интегрального критерия спортивного мастерства регбистов также были достоверно выше у представителей ЭГ «А» (р<0,05).

Разработанная методика интегральной подготовки регбистов способствует достижению наиболее высокого уровня подготовленности, минимизирует время выхода спортсменов на качественно новый, более совершенный уровень спортивного мастерства и обеспечивает устойчивое повышение эффективности игровой соревновательной деятельности регбистов.

Ключевые слова: интегральная подготовка, игровые циклы, игровые моменты, соревновательная деятельность, тренировка.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate the methodology of integral training of rugby players for competitions.

Methods and structure of the study. Based on the system of actions aimed at the training component connections, we developed a technique of integral training of rugby players, which included three directions. The study involved 30 rugby players, who were divided into the Control Group and Experimental Group, 15 people each. The Control Group athletes were trained using the traditional methods, the Experimental Group ones - using the proposed integral training technique.

Study results and conclusions. The integral training of rugby players contributed to the targeted formation of intercomponent connections between the components of their preparedness, provided conditions for increasing the level of development of individual components of preparedness and the integrity of their manifestations in competitive activities.

The results of the educational experiment confirm the effectiveness of the developed technique of integral training of rugby players. During the experiment, the shifts in the overall physical, special and technical fitness rates in the Experimental Group "A" were statistically significantly greater as compared to the Control Group "B" (p<0.05). The competitive performance rates as the most important integral criteria of sports mastery of the rugby players were also significantly higher in the Experimental Group "A" (p<0.05). The developed technique of integral training of rugby players contributes to the achievement of the highest level of preparedness, minimizes the time needed to reach a qualitatively new, higher level of development of sports skills and ensures a sustainable increase in the effectiveness of competitive activity of rugby players.

Keywords: integral training, game cycles, game moments, competitive activity, training.

Введение. Специфическая особенность соревновательной деятельности в командно-игровых видах спорта состоит

в структурной и содержательной сложности, характеризующейся разнообразной полифункциональной деятельностью

консультации

спортсменов различных игровых амплуа. Целостный и многогранный характер игровой соревновательной деятельности требует высокого уровня компонентов подготовленности спортсменов-игровиков, а их взаимосвязь - специального целенаправленного воздействия.

Цель исследования - научно обосновать методику интегральной подготовки регбистов к соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. Структурно-игровой процесс в регби представляет собой циклически повторяющиеся фрагменты игры, определённые нами как игровые циклы, что позволяет рассматривать их значимость как системообразующий фактор. Фрагменты игры - игровые циклы - состоят из игровых моментов «чистого» времени игры и организационных интервалов - времени, когда происходят перестроения командных звеньев для продолжения игры. Игровые моменты классифицированы по составу атакующих и защитных командных действий на односоставные простые (одно технико-тактическое действие) и сложные (несколько технико-тактических действий), двухсоставные (команда владеет мячом - атакуя, теряет его, переходя в защиту), трехсоставные, четырехсоставные, пятисоставные и шести-составные.

Систему воздействий, направленных на взаимосвязи компонентов тренировки, составляют расположенные в строго логической последовательности средства и методы, обеспечивающие оптимальные условия повышения эффективности тренировочно-соревновательной деятельности. Интегральная подготовка регбистов, рассматриваемая с этих позиций, - это логически усложняющаяся система этапов - «блоков» - с конкретными задачами и подбором

средств и методов для их решения, которые взаимообразно соподчинены и направлены на достижение цели тренировки - целостной реализации потенциалов всех компонентов подготовленности спортсменов в игровой соревновательной деятельности. На рисунке показана разработанная нами система воздействий, направленных на взаимосвязи компонентов тренировки, основанная на взаимообразном соподчинении составных частей.

На основании системы воздействий, направленных на взаимосвязи компонентов тренировки, и анализа результатов проведённых нами исследований игровой соревновательной деятельности в регби была разработана методика интегральной подготовки регбистов, включающая три направления.

Первое направление методики интегральной подготовки регбистов предусматривает обоснованное распределение средств интегральной направленности в выделенном разделе интегральной подготовки. Второе направление заключается в том, что в тренировочном процессе методами и средствами интегральной направленности постепенно и последовательно формируются межкомпонентные взаимосвязи. В зависимости от решения целевых задач периодов и этапов подготовки или отдельных компонентов структуры тренировочного процесса (мезо- или микроциклов) интегральная подготовка осуществляется в двух формах: методом сопряженно-последовательных воздействий (горизонтальные связи) или методом комплексно-целостных воздействий (вертикальные связи). Третье направление заключается в том, что в рамках средств интегральной направленности (средства блоков) воспроизводятся условия игровой соревновательной деятельности с разной степенью соответствия количественно-

I. Блок

Решение задач взаимосвязей отдельных компонентов

подготовленности -

II. Блок

Решение задач комплексных взаимосвязей компонентов

подготовленности -^-

III. Блок

Решение задач целостного проявления потенциалов взаимосвязей компонентов подготовленности с акцентом на отдельных

компонентах -*-

IV. Блок Решение задач целостного проявления потенциалов взаимосвязей компонентов подготовленности в соревновательной деятельности

офп техн

офп такт

офп сфп

офп

техн

сфп техн

сфп такт

сфп офп

сфп

техн

техн такт

техн офп

техн сфп

техн 1 с(Ьп

офп

| - направленность тренировочных воздействий при решении задач двух и более компонентов тренировки

Система направленных воздействий на взаимосвязи компонентов тренировки

№ 5 • 2020 Май | May

http://www.teoriya.ru

КОНСУЛЬТАЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

качественным и пространственно-временным параметрам, а также нагрузкам бегового и силового характера. Это позволяет совершенствовать физические качества и повышать функциональные возможности регбистов.

Варьирование параметров: игрового цикла (чередуя время работы - игровые моменты - с временем отдыха - организационными интервалами); количества игровых циклов в тренировочном занятии; содержания в игровых моментах технико-тактических действий нападения и защиты; количества переходов от защиты к нападению, и наоборот; нагрузки бегового и силового характера, её соотношения, объёма и интенсивности - целенаправленно программировалось. Это варьирование позволяло адекватно воспроизводить соревновательную деятельность и направленно влиять на эффективность тренировочных воздействий, формирующих межкомпонентные взаимосвязи и повышающих уровни компонентов подготовленности.

В исследовании приняли участие спортсмены-регбисты в количестве 30 человек, которые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, по 15 человек в каждой. КГ занималась по традиционной методике, ЭГ - по методике интегральной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов контрольных упражнений по определению силовой, функциональной, скоростно-силовой подготовленности после педагогического эксперимента показал, что в конечных результатах групп ЭГ «А» и КГ «В» наблюдались статистически достоверные сдвиги (р<0,05). Во всех случаях, кроме силовой подготовленности (р>0,05), прирост в группе «А» был статистически выше (р<0,05).

Положительные изменения произошли на уровне технического мастерства. Различие в методике тренировки в педагогическом эксперименте отразилось на конечных результатах.

Критерием оценки интегральной подготовленности является эффективность игровой соревновательной деятельности (СД). В начале педагогического эксперимента при исходном тестировании не было существенных различий между показателями групп «А» и «В» (р>0,05). Данные, полученные при заключительном тестировании, показали более высокие значения у регбистов ЭГ «А» (р<0,05). Регбисты опытной группы «А» за время эксперимента повысили эффективность соревновательных действий на 14,2 %, а регбисты группы «В» - на 7,5 % (р<0,05).

Важным критерием эффективности СД регбистов является динамика ошибочных действий, отражающая уровень спортивного мастерства регбистов. Сокращение усредненных ошибочных действий составило для регбистов ЭГ «А» 12,7 %, КГ «В» - 6,5 %. Во всех случаях различия в уменьшении ошибочных действий между показателями КГ и ЭГ были подтверждены статистически (р<0,05).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что за время педагогического эксперимента эффективность игровой соревновательной деятельности повысилась в среднем у регбистов ЭГ «А» на 26,9 %, КГ «В» -на 14,0 %.

Выводы. Разработанная методика интегральной подготовки регбистов способствует достижению наиболее высокого уровня подготовленности, минимизирует время выхода спортсменов на качественно новый, более совершенный уровень спортивного мастерства и обеспечивает устойчивое повышение эффективности игровой соревновательной деятельности регбистов.

Использованная литература

1. Иванов В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов: дис. ...канд. пед. наук / В.А. Иванов. - М., 2004. - 188 с.

2. Иванов В.А. Содержание технико-тактических приемов в соревновательной деятельности регбистов. / В.А. Иванов // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 4. - С. 32-34.

3. Кокоулина О.П. Временные параметры соревновательной деятельности квалифицированных регбистов / О.П. Кокоулина, С.Ю. Татарова, В.В. Аверясов, Ю.В. Круглова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 8. - С. 80-82.

4. Кокоулина О.П. Критерии отбора студентов в учебные отделения регби и регби-7 / О.П. Кокоулина, Р.И. Заппаров // Сб.: Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. Под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - 2019. - С. 142-144.

5. Лубышев Е.А. Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры в ВУЗЕ / Е.А. Лубышев // Сб.: Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики. / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. Под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - 2019. - С. 191-195.

6. Лубышев Е.А. Спорт и социализация: социокультурный аспект / Е.А. Лубышев // Сб.: Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта / Материалы международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦО-ЛИФК. - 2018. - С. 452-456.

7. Лубышев Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение спортсмена в командных видах спорта / Е.А. Лубышев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 9. - С. 9.

References

1. Ivanov V.A. Integralnaya podgotovka v strukture trenirovochnogo protsessa kvalifitsirovannyih regbistov. Dis. kand. ped. nauk [Integrated training in training process design of skilled rugby players. PhD diss. abstract]. Moscow, 2004, 188 p.

2. Ivanov V.A. Soderzhanie tehniko-takticheskih priemov v sorevnovatel-noy deyatelnosti regbistov [Technical and tactical methods in competitive activity of rugby players]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2006, no. 4, pp. 32-34.

3. Kokoulina O.P., Tatarova S.Yu., Averyasov V.V., Kruglova Yu.V. Vre-mennye parametry sorevnovatelnoy deyatelnosti kvalifitsirovannykh regbistov [Skills-specific competitive timeframes in rugby sport]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2018. No. 8. pp. 80-82.

4. Kokoulina O.P., Zapparov R.I. Kriterii otbora studentov v uchebnye otdeleniya regbi i regbi-7 [Students' selection criteria in rugby and rugby-7 educational departments]. Fizicheskaya kultura, sport, tur-izm: innovatsionnyie proekty i peredovye praktiki [Physical education, sports, tourism: innovative projects and best practices]. Proc. International research-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the foundation of the physical education department. Ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. 2019. pp. 142-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lubyshev E.A. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii v prepoda-vanii fizicheskoy kultury v VUZE [Modern educational technologies in academic physical education teaching process]. Fizicheskaya kultura, sport, turizm: innovatsionnye proekty i peredovye praktiki [Physical education, sports, tourism: innovative projects and best practices]. Proc. International research-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the foundation of the physical education department. 2019. pp. 191-195.

6. Lubyshev E.A. Sport i sotsializatsiya: sotsiokulturny aspekt [Sport and socialization: sociocultural aspect]. Nauchno-pedagogicheskie shkoly v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Pedagogical research schools in physical education and sports]. Proc. international research-practical conference dedicated to the 100th anniversary of SCOLIPE. 2018. pp. 452-456.

7. Lubyshev E.A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sports-mena v komandnyih vidakh sporta [Psychological and pedagogical support of athlete in team sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 9. P. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.