Научная статья на тему 'Повышение эффективности понимания и усвоения студентами учебного материала дисциплины «Введение в военную технику» путем проведения лекций методом «Рассказ - беседа»'

Повышение эффективности понимания и усвоения студентами учебного материала дисциплины «Введение в военную технику» путем проведения лекций методом «Рассказ - беседа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / "РАССКАЗ-БЕСЕДА" / ЗАНЯТИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / LECTURE / " NARRATION-CONVERSATION" / CLASS / TEACHING MATERIAL MASTERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев Владимир Алексеевич

Рассматриваются методические вопросы особенностей проведения лекционных занятий со студентами первого курса кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» на примере педагогического опыта преподавания учебной дисциплины «Введение в военную технику». Предлагаются результаты опроса студентов и выпускников по использованию метода «рассказ-беседа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцев Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING AND MASTERING EFFICIENCY IMPROVEMENT OF THE “ INTRODUCTION TO MILITARY EQUIPMENT” SUBJECT BY STUDENTS VIA APPLICATION OF THE “ NARRATION-CONVERSATION” LECTURE METHOD

The paper considers methodical topics on reading of lectures for “ Automated Systems Design” department first-year students acquired from pedagogic experience in “ Introduction to Military Equipment” subject teaching. Students and graduates interview results about “ Narration-conversation” method application are given in the paper.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности понимания и усвоения студентами учебного материала дисциплины «Введение в военную технику» путем проведения лекций методом «Рассказ - беседа»»

Zhuravlev Sergey Dmitrievich, candidate of technical sciences, docent, deputy head of department "STC", zhuravlsdayandex. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»,

Rannich Victor Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, professor, vik nik raramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОНИМАНИЯ И УСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ВОЕННУЮ ТЕХНИКУ» ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ МЕТОДОМ «РАССКАЗ - БЕСЕДА»

В. А. Мальцев

Рассматриваются методические вопросы особенностей проведения лекционных занятий со студентами первого курса кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» на примере педагогического опыта преподавания учебной дисциплины «Введение в военную технику». Предлагаются результаты опроса студентов и выпускников по использованию метода «рассказ-беседа».

Ключевые слова: лекция, «рассказ - беседа», занятие, обучающийся, усвоение учебного материала.

Известно, что лекции как вид учебных занятий составляют фундамент теоретической подготовки студентов образовательных организаций высшего профессионального образования [1]. Поэтому своим содержанием и методами изложения они должны обеспечивать понимание обучающимися учебного материала, формирование у них творческого подхода к рассматриваемым вопросам, побуждение к дальнейшей самостоятельной работе по их усвоению.

Как правило, лекция предшествует другим видам учебных занятий. Поэтому ее основной задачей является не только раскрытие определенной темы, но и разъяснение ее значения, особенностей изучения учебного материала, а также логических связей с предыдущими и последующими занятиями, с другими учебными дисциплинами.

В этой связи важнейшее место для качественного усвоения обучающимися учебного материала занимает метод чтения лекции.

457

Здесь целесообразно подчеркнуть, что термин «чтение лекции» представляется в современных образовательных условиях крайне неудачным. Он возник в те времена, когда лекции действительно читали по конспекту [2]. Автор, основываясь, в том числе, и на большом личном опыте проведения лекционных занятий с разными категориями обучающихся (курсантами, студентами, офицерами, преподавателями, инженерно-техническими работниками), предпочитает термин «проведение лекции». Имея в виду, что на лекции, не только излагается учебный материал по соответствующей теме, но и проводится демонстрация различных видеофильмов, мультимедийных презентаций, показываются элементы конструкции различных изделий, объясняются физические принципы действия, используются приемы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся, их личное участие, в той или иной форме, в рассмотрении материала лекции т.п.

При этом в статье рассматривается именно вузовская лекция, так как проведение одиночной (разовой) лекции существенно отличается от лекции, являющейся частью учебной дисциплины, поэтому она позиционируется как часть курса лекций.

Лекции по учебной дисциплине «Введение в военную технику» читаются студентам кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» на первом курсе. При этом существенное отрицательное воздействие на успешность овладения знаниями по данной дисциплине оказывают следующие факторы:

1. Отсутствие у обучающихся опыта освоения совершенно новых для себя предметов. Такими предметами для студентов кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» специальности 15.05.01., в частности, являются «Введение в военную технику», «Проектирование комплексов управляемого вооружения», «Эксплуатация комплексов управляемого вооружения» и др.

2. Недостаточный запас школьных знаний для глубокого понимания и усвоения специальных инженерных знаний.

3. Сложность восприятия информации, которая изобилует новыми терминологическими посылами, техническими терминами, которые необходимо запоминать. По мнению ряда отечественных ученых С.Л. Рубинштейна, Н.А. Рыбникова, Е.Е. Соколова, С.Д. Смирнова, забывание осмысленного материала подчиняется иным закономерностям и происходит значительно медленнее. Н.А. Рыбников эмпирически установил, что осмысленное запоминание в среднем в 22 раза успешнее механического [3].

4. Отсутствие умений «привязать» физику, математику, геометрию и другие «школьные» предметы к вопросам проектирования и обеспечения эксплуатации конкретного образца военной техники.

5. Наличие индивидуальных трудностей в обучении у части студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.).

458

6. Эволюция информационно-коммуникационных технологий, которая привела к изменению способностей студентов к процессу усвоению знаний. Прежде обучающиеся усваивали информацию через достаточно длительный визуальный и речевой ряд, а сегодня они ориентируются в информационном потоке новой лекции не более 30.. .50 секунд.

7. На обучение приходят студенты поколения, воспитанное в атмосфере расшатывания и перманентного изменения образовательных ориентиров.

С учетом этих факторов встала задача создать такие учебные материалы лекций, в которых классическое содержание было бы воплощено в новом презентабельном формате проведения занятия.

Одним из механизмов ее решения, как показал опыт, является использование при проведении лекций метода «рассказ - беседа», наполненного элементами изобразительной наглядности и визуализации учебной информации, выполненными на базе современных информационных технологий.

Как известно, рассказ - это сюжетное повествование, в котором все важные выводы строятся на примерах, а теория дается через показ и анализ событий, фактов, поведения личности, конфликтных ситуаций и их разрешение. Беседа (применительно к занятию) - это рассмотрение учебного вопроса или фрагмента лекции с участием обучающихся в обмене мнениями. Сочетание же сюжетного изложения материала лекции с элементами диалога, в котором активно участвуют обучающиеся, и составляет основу проведения лекции методом «рассказ - беседа».

Выбор такого метода проведения лекции обусловлен тем, что именно «рассказ - беседа» позволяет реализовать не только основные функции учебного занятия, а именно [1]: информационную (преподаватель излагает необходимые сведения); стимулирующую (побуждает интерес к военной технике) и развивающую (развивает мышление), но (что особенно важно для студентов-первокурсников) и такие функции, как разъясняющую, закрепительную, контрольно-корректировочную и систематизирующую.

Разъясняющая функция лекции в форме «рассказ - беседы» заключается в том, что с ее помощью преподаватель вводит студентов в содержание и задачи темы лекции, связывая материал с ранее изученным или известным из школьных предметов, поясняет смысл нового, сопровождая его наглядной иллюстрацией. Как известно, если учебная информация не имеет для обучающегося личностного смысла, она не становится знанием, а забывается, как только он сдаст зачет или экзамен [4, 5].

Закрепительная функция «рассказ - беседа» реализуется в вопросах, практических заданиях, которые актуализируют уже знакомый материал, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют процесс усвоения знаний.

Контрольно-корректировочная функция «рассказа - беседы» раскрывается в вопросах, выясняющих глубину понимания и уровень усвоения темы, и используется для корректировки содержательной части материала занятий, последовательности, темпа его изложения и т.п.

Систематизирующая функция «рассказа - беседы» состоит в выявлении с помощью вопросов и заданий тестирующего характера системы связей между знаниями обучающихся, уровнями их усвоения, а также в структурировании массива знаний, необходимых для изучения последующих специальных учебных дисциплин.

Изложение основного содержания материала лекции методом «рассказ - беседа» по учебной дисциплине «Введение в военную технику» заключается в доходчивом разъяснении его узловых фрагментов, теоретических положений, в анализе фактического, цифрового и иллюстративного материалов. При этом сообщаемая преподавателем информация дискретна и состоит из отдельных блоков, которые делятся на отдельные элементы учебного материала: понятия, технические термины, иностранные слова, определения и т.д. [4].

Обучение, связанное с восприятием сообщаемой информации, ее запоминанием и усвоением аналогично просмотру фильма, в ходе которого сменяются блоки информации (текст, рисунки, схемы, графики, формулы). Обучающийся понимает новый блок сообщаемой ему информации, если он понимает каждый входящий в него элемент учебного материала. Если студент не усвоил какой-либо элемент учебного материала в блоке, то он не усваивает блок в целом (т.е. не может пояснить схему, дать определение, объяснить принцип действия). Поэтому в ходе рассказа - беседы преподаватель, проводящий лекцию по дисциплине «Введение в военную технику», часто обращается к обучающимся с вопросами, задачами сюжетного характера из практики проектирования и эксплуатации конкретных образцов военной техники или ставит вопросы (конструкторского, инженерного или эксплуатационного характера) и сам отвечает на них, в том числе путем демонстрации фрагментов видеофильмов, наглядного представления результатов стрельбы, процессов технического обслуживания, ремонта образцов и т.п. Все это способствует не только оживлению изложения материала занятия, но и вовлечению студентов-первокурсников в сюжет занятия, который продумывается заранее и обсуждается на методических совещаниях.

Основная особенность «рассказа - беседы» - создание у обучающихся первокурсников образных представлений о событии (например, о первом боевом применении противотанковых управляемых ракет), явлении (например, явлении выстрела), процессе (например, процессе заряжания боевой машины комплекса «Панцирь»). При этом живость, наглядность и убедительность рассказа - беседы достигаются не обилием фактов, приме-

ров, а особыми приемами и (или) средствами его конкретизации. Примерам таких средств конкретизации, используемых, в частности, при изучении дисциплины «Введение в военную технику» являются:

- фрагменты цели, пораженной конкретным типом боеприпаса или ракеты;

- разрезной макет зенитного автомата 2А38М;

- демонстрация работы системы автоматики зенитного автомата 2А38М с использованием средств анимации;

- видеофрагменты транспортирования техники железнодорожным транспортом и т.д.

При чтении лекций методом «рассказ - беседа» по дисциплине «Введение в военную технику» часто используются:

а) информационно-иллюстративный материал реальных военных событий, где применялись различные виды вооружений и военной техники, который дает возможность усилить яркость и подчеркнуть достоверность в отражении конкретного фрагмента занятия;

б) цифровой (статистический) материал. Например, основные тактико-технические характеристики ПТРК «Метис-М1», периодичность проведения различных видов технического обслуживания БМП-2 и т.д.

При этом для обеспечения эффективности усвоения учебного материала следует учитывать, что за 1 час человек со средними способностями может усвоить до 20 цифр при условии соблюдения следующих правил: цифры необходимо округлять, использовать образность в подаче цифр (сравнить их с чем-то наглядным, осязаемым), разбивка цифр на группы (по 2.3) с последующим кратким анализом и показом возможной динамики развития [2];

в) нормативно-технические документы (в частности: Руководство по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения; Инструкция по ка-тегорированию РАВ; Руководство о порядке проведения доработок вооружения и военной техники и др.);

г) яркие примеры-описания из научной и военно-мемуарной литературы;

д) точная характеристика описываемого процесса, события, то есть создание конкретных, как правило, визуализированных представлений о том, как оно выглядело;

е) характеристику личных впечатлений (особенно как участника реально произошедшего события) и отношения к нему.

С помощью перечисленных средств и приемов студенты-первокурсники активно вовлекаются в изучение совершенно нового для них материала, имеют возможность поделиться своими мнениями по услышанному и (или) увиденному материалу учебного вопроса. Это по-

461

буждает их к творческой познавательной деятельности, привлекает внимание к обсуждению ведущих инженерных и конструкторских идей, воплощенных в реальных образцах.

Высокая результативность обучения при реализации метода «рассказ-беседа» достигается комплексным применением современных технических средств обучения как системы взаимосвязанных электронно-технических устройств нового поколения и соответствующих им средств программно-методического обеспечения. Это позволяет реализовывать одновременно несколько функций процесса обучения, представленных на рисунке.

Методически грамотное использование технических средств оказывает большое эмоциональное воздействие на обучающихся, наиболее полно реализует принцип наглядности в обучении, способствует активизации их познавательной деятельности, выработке психологической устойчивости, формированию и развитию творческого инженерного мышления.

Функции, реализуемые при использовании технических средств обучения

Накопленный опыт позволил выявить следующие наиболее предпочтительные педагогические приемы и средства, повышающие эффективность проведения занятий методом «рассказ - беседа» со студентами первого курса:

- обязательное осуществление рубрикации излагаемого материала (во-первых, во-вторых, в-третьих; основные, второстепенные и т.д.);

- использование разговорной манеры без включения в излагаемый материал сложных, малопонятных для обучающихся слов;

- при доведении ключевых определений, терминов и понятий своевременное и доходчивое разъяснение их смысла с обязательным приведением поясняющих примеров;

- использование метода повтора. Для запоминания основного определения (главной мысли) его рекомендуется повторить в ходе «рассказа -беседы» в различных вариациях и желательно в связях с другими, уже известными определениями, терминами, понятиями;

- изложение необходимой суммы знаний с применением проблемных методов (постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований) по схеме «от проблемы - к знанию»;

- использование эмоциональных приемов при изложении учебного материала (пафос и ирония, сдержанность и возбужденность и т.д.);

- при изложении сложных вопросов значительно замедлять темп, делать короткие паузы с тем, чтобы выделять основные мысли, фиксировать на них внимание обучающихся, периодически переходить к детальному разбору и объяснению;

- не перегружать рассказ цитатами, цифровым и иллюстрационным материалами.

- активно применять средства оживления и усиления выразительности речи (сравнения, образы, эпитеты, меткие пословицы и поговорки и т.д.);

- четко структурировать материал по уровням его знания (что знать наизусть, что близко к тексту (инструкций, руководств, стандартов и т.п.), о чем иметь представление).

Для оценки эффективности проведения лекций методом «рассказ -беседа» был проведен опрос с использованием анкет обратной связи 37 студентов 1-го...5-го курсов кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» Тульского государственного университета и 25 выпускников кафедры, принятых на работу в АО «КБП».

Студентам и выпускникам кафедры было предложено выразить свое отношение к лекции, проводимой методом «рассказ - беседа». Для обработки результатов был рассчитан индекс Яот отношения к такому занятию по формуле

К = кП- ко

Кот

кп + к о + кн

где кП, ко, кн - количество студентов и выпускников, высказавших положительное, отрицательное и нейтральное отношения соответственно.

Как видно из приведенной формулы, индекс Яот может иметь следующие значения: ЯТот - текущее (промежуточное) значение; яЛт - лучшее значение; - худшее значение. Условия предпочтительности величины Кот явно выражены: очевидно, что значение индекса Яот =-1 соответствует максимально отрицательному отношению студентов и выпускников к проведению лекций методом «рассказ - беседа», значение индекса Яот = +1 - максимально положительному.

Результаты опроса, обработанные в соответствии с используемым индексом отношения, приведены в таблице.

463

По результатам перевода ответов студентов и выпускников кафедры в индексные оценки видно, что студенты всех курсов и выпускники кафедры дают положительную оценку проведению лекции для первокурсников методом «рассказ - беседа».

Как видно из таблицы, выпускники кафедры и студенты старших курсов (четвертого и пятого) оценивают метод «рассказ - беседа» наиболее высоко, что очевидно связано с возможностью сравнивать реализуемые методы их обучения на основе накопленного опыта. Вывод, который сделали обучающиеся, участвовавшие в опросе: при фиксированном объеме учебного материала и количестве учебных занятий, использование метода «рассказ - беседа» приводит к росту прочности усвоенных знаний. Это подтверждает известную истину: знания, включенные в учебную деятельность, запоминаются надолго.

Результаты оценки отношения студентов и выпускников кафедры к лекции, проводимой методом««рассказ - беседа»

Опрашиваемая группа Рассчитанное значение индекса отношения

Студенты 1-го курса +0,71

Студенты 2-го курса +0.75

Студенты 3-го курса +0,67

Студенты 4-го курса +0,80

Студенты 5-го курса +0,83

Выпускники кафедры, работающие в АО «КБП» +0,87

Таким образом, основная идея метода «рассказ - беседа» состоит в наложении процесса усвоения студентами-первокурсниками теоретических и иных знаний на «канву» усваиваемых ими компетенций для будущей инженерно-конструкторской деятельности, предметной составляющей которой является военная техника. Этой закономерности соответствует реализуемый в курсе «Введение в военную технику» метод проведения лекций «рассказ - беседа», что и подтверждает правильность применения.

Список литературы

1. Андреев Е.Г. Педагогика в работе лектора. М.: Политиздат, 1974.

80 с.

2. Водейко Р.И. Познавательные процессы и лекционная пропаганда. Минск: Высш. Шк., 1976. 47 с.

3. Зинченко Т.П. Память в экспирементальной психологии. Спб.: Питер, 2002. 213 с.

4. Майер Р.В. Компьютерные модели понимания и усвоения учебного материала // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №8. С. 32 - 38.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 304 с.

Мальцев Владимир Алексеевич, д-р техн. наук, проф., начальник управления, Россия, Тула, cps-khpamail.ru, АО «КБП»

UNDERSTANDING AND MASTERING EFFICIENCY IMPROVEMENT OF THE "INTRODUCTION TO MILITARY EQUIPMENT" SUBJECT BY STUDENTS VIA APPLICA TION OF THE "NARRA TION-CONVERSA TION" LECTURE METHOD

V.A. Maltcev

The paper considers methodical topics on reading of lectures for "Automated Systems Design " department first-year students acquired from pedagogic experience in "Introduction to Military Equipment" subject teaching. Students and graduates interview results about "Narration-conversation " method application are given in the paper.

Key words: lecture, "Narration-conversation ", class, teaching material mastering.

Maltcev Vladimir Alekseevich, doctor of technical sciences, professor, head of department, cps-khpa mail. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»

УДК 331.2

ЭФФЕКТИВНАЯ ОПЛАТА ТРУДА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

С. Д. Журавлев, Р. А. Жуков, Л.В. Глаголев

Предложена методика стимулирования эффективного труда работников. Обоснованы принципы, позволяющие проводить субъективно-объективную оценку деятельности работников. Разработан алгоритм для реализации предлагаемой методики, который может применяться в различных субъектах экономики: бюро, отделах, подразделениях предприятия, муниципальных образованиях и регионах в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: эффективность труда, стимулирующие выплаты, субъективно-объективная оценка, алгоритм.

Целью данной статьи является изложение принципов, правил и алгоритмов стимулирования эффективного труда работников, направленного на обеспечение устойчивого развития региона, которое определяется не только капиталом, но и трудом. Именно поэтому мотивация трудовой деятельности является одним из ключевых процессов формирования устойчивого развития субъектов экономики - предприятий и регионов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.