Научная статья на тему 'Повышение эффективности подготовки будущих педагогов к формированию здорового образа жизни школьников'

Повышение эффективности подготовки будущих педагогов к формированию здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БЕЗОПАСНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTHYLIFESTYLE / SAFE STYLE OF BEHAVIOR / FUTURETEACHERS / SCHOOLCHILDREN / STUDENTS / MOTIVATION / HEALTH / LIVINGCONDITIONS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / HEALTHCULTURE / SPORTS AND IMPROVING ACTIVITY / MEDICAL PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурыгина Валентина Владимировна, Сагидуллина Карина Рустемовна, Тухватуллин Радмир Рафаэлевич

Важная функция системы образования в педагогических вузах создание условий для мотивационной заинтересованности студентов в здоровом образе жизни, что особенно важно для будущих учителей. Для стратегической реализации существующих проблем в образовательном пространстве должны быть намечены пути решения и разработаны способы реализации, которые будут способствовать не только научному, творческому и физическому развитию студентов, но и формировать у них лидерские качества, воспитывать успешную личность, выбирающую здоровый стиль поведения. Качество профессиональной культуры здоровья будущих педагогов вбирает в себя компоненты всей системы формирования здоровья и здорового образа жизни, отражая и преломляя их, в соответствии со спецификой педагогического вуза и характеризуется как совокупность элементов, обеспечивающих успешную реализацию здоровьесбережения в образовательном пространстве. В статье рассматриваются современные проблемы подготовки будущих педагогов в области формирования профессиональной культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса в условия педагогического вуза. Как показывает практика образовательной деятельности в вузе, повысить эффективность подготовки будущих педагогов возможно посредством создания единой методологической основы для осознания приоритета культуры здоровья и безопасного стиля поведения развивающего человека как личности самостоятельной, готовой к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурыгина Валентина Владимировна, Сагидуллина Карина Рустемовна, Тухватуллин Радмир Рафаэлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASE IN EFFECTIVENESS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOL STUDENTS

A crucial function of education system at pedagogical higher institutes is creation of conditions for students’ motivational interest in healthy life style, which is especially important for future teachers. For strategic realization of the existing problems in educational sphere there ought to be ways of realization which will promote not only to scientific, creative and physical development of students, but also to form at them leadership skills, to bring up the successful person choosing healthy style of behavior are developed. The practice demonstrates that quest for health of future teachers incorporates components of all system of formation of health and a healthy lifestyle, reflecting and refracting them, according to specifics of pedagogical higher education institution and is characterized as set of the elements providing successful realization of health-saving. In article the modern problems of training of future teachers in the field of formation of professional culture of health and a healthy lifestyle of all participants of educational process in conditions of pedagogical higher education institution are considered. As practice of educational activity in higher education institution shows, it is possible to increase effectiveness of training of future teachers by means of creation of uniform methodology of understanding of a priority of culture of health and safe style of behavior of the developing person as the person self-contained, ready to professional activity.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности подготовки будущих педагогов к формированию здорового образа жизни школьников»

Применение критерия Пирсона х2 позволило выявить достоверные (р<0,01) различия между глухими учащимися I группы, демонстрирующими средний и среднеслабый уровень социального интелекта. Между испытуемыми III группы со средним и среднеслабым социальным интеллектом также выявлены достоверные различия (р<0,05). Во II группе достоверных различий не было обнаружено.

Таким образом, учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта успешнее справляются с заданием описания личности по фотографии, что согласуется с данными Е.С. Михайловой-Алёшиной [2].

Анализ результатов фиксаций качеств человека при описании фотопортрета показал, что наиболее часто учащимися отмечаются внешность, социальные и биографические данные, психические свойства личности. Причём глухие учащихся уделяют физическому облику, оформлению внешности, экспрессии большее внимание, чем слышащие. Описания слышащих более развёрнуты, в них чаще фиксируется направленность личности, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное отношение к объекту. Выяснилось, что учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта успешнее справляются с заданием описания личности по фотографии.

Выводы. Установлено, что глухие учащиеся зачастую демонстрируют одинаковые или сниженные по сравнению со слышащими результаты. Согласно полученным данным глухие юноши отстают от слышащих в развитии способности межличностного познания примерно на 2,5 года.

Выявлено, что глухие юноши склонны ориентироваться на несущественные признаки в невербальных реакциях человека, что затрудняет оценку чувств, намерений, состояний людей по мимике, позам, жестам.

Понимание того, как меняется смысл сообщения в зависимости от различных ситуаций общения, у неслышащих юношей вызывает особые затруднения.

Наблюдается отставание глухих от слышащих в понимании логики развития ситуации взаимодействия, значения поведения людей в ней.

В описании незнакомого человека по фотографии преобладает конкретно-чувственный уровень отражения (фиксируются преимущественно особенности внешности человека). Обнаружилось также, что учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта успешнее справлялись с этим заданием.

Литература:

1. Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону, 1981. - 158 с.

2. Михайлова-Алёшина Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб., 1996. - 56 с.

3. Чиж О.А. К вопросу о социальном интеллекте неслышащих юношеского возраста // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 2. - С. 215-221.УДК 376.112.4 + 612.821ISSN 2227 - 6157

Педагогика

УДК:378.2

доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, кандидат медицинских наук Шурыгина Валентина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр факультета физической культуры профиля «Организация

и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» Сагидуллина Карина Рустемовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр факультета физической культуры профиля «Организация

и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» Тухватуллин Радмир Рафаэлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Важная функция системы образования в педагогических вузах - создание условий для мотивационной заинтересованности студентов в здоровом образе жизни, что особенно важно для будущих учителей. Для стратегической реализации существующих проблем в образовательном пространстве должны быть намечены пути решения и разработаны способы реализации, которые будут способствовать не только научному, творческому и физическому развитию студентов, но и формировать у них лидерские качества, воспитывать успешную личность, выбирающую здоровый стиль поведения.

Качество профессиональной культуры здоровья будущих педагогов вбирает в себя компоненты всей системы формирования здоровья и здорового образа жизни, отражая и преломляя их, в соответствии со спецификой педагогического вуза и характеризуется как совокупность элементов, обеспечивающих успешную реализацию здоровьесбережения в образовательном пространстве.

В статье рассматриваются современные проблемы подготовки будущих педагогов в области формирования профессиональной культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса в условия педагогического вуза. Как показывает практика образовательной деятельности в вузе, повысить эффективность подготовки будущих педагогов возможно посредством создания единой методологической основы для осознания приоритета культуры здоровья и безопасного стиля поведения развивающего человека как личности самостоятельной, готовой к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, безопасный стиль поведения, школьники, студенты, мотивация, здоровье, условия жизни, образовательная организация, культура здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, лечебная физическая культура.

Annotation. A crucial function of education system at pedagogical higher institutes is creation of conditions for students' motivational interest in healthy life style, which is especially important for future teachers. For strategic realization of the existing problems in educational sphere there ought to be ways of realization which will promote

not only to scientific, creative and physical development of students, but also to form at them leadership skills, to bring up the successful person choosing healthy style of behavior are developed.

The practice demonstrates that quest for health of future teachers incorporates components of all system of formation of health and a healthy lifestyle, reflecting and refracting them, according to specifics of pedagogical higher education institution and is characterized as set of the elements providing successful realization of health-saving.

In article the modern problems of training of future teachers in the field of formation of professional culture of health and a healthy lifestyle of all participants of educational process in conditions of pedagogical higher education institution are considered. As practice of educational activity in higher education institution shows, it is possible to increase effectiveness of training of future teachers by means of creation of uniform methodology of understanding of a priority of culture of health and safe style of behavior of the developing person as the person self-contained, ready to professional activity.

Keywords: healthylifestyle, safe style of behavior, futureteachers, schoolchildren, students, motivation, health, livingconditions, educational organization, healthculture, sports and improving activity, medical physical culture.

Введение. Известно, что образовательная организация является единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения граждан. В школу ребенок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребывания в школе, затем в колледже или вузе вполне достаточна для формирования у него мотивационной заинтересованности к собственному здоровью и здоровому образу жизни. Формирование ответственного отношения у школьников к своему здоровью как к ценности, происходит во многом через осознания себя здоровым человеком, имеющему способность использовать в поведении всю информацию, которая служит формированию здорового стиля поведения во взрослой жизни.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности педагога предъявляют исключительно высокие требования к их состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию. Известно, что эффективность профессиональной, спортивной, творческой деятельности человека полностью обусловлена его состоянием здоровьем. К сожалению, большинство людей начинают задумываться о здоровье лишь в тот момент, когда организм дает очередной сбой в работе. Мы привыкли куда-то бежать и торопиться, успевать делать максимум различных дел за короткий промежуток времени. Стараться быстро выполнять всевозможные поручения, изучать новое, питаться фастфудом, лечиться лекарствами с моментальным эффектом. Порой кажется, что у современного человека не хватает лишней минуты на расслабление и элементарное внимание к себе. Однако рано или поздно при таком отношении к себе здоровье даст сбой. Чтобы избежать этого, всего лишь необходимо вести здоровый образ жизни и формировать полезные привычки, воспитывать культуру здоровья, у подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Когда мы рассматриваем здоровье человека как многокомпонентную модель, следует остановиться на его определении, записанном в Уставе Всемирной организации здравоохранения, в котором говорится, что «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов». Исходя из этого, можно сформулировать определение здорового образа жизни, что это осознанное гигиеническое поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья человека.

Большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, что указывает на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки к формированию навыков здорового образа жизни. За время обучения в школе 70% детей переходят из категории здоровых в группу страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Как считает, министр образования и науки РФ Ольга Васильева, вопрос охраны здоровья детей в школе является педагогической обязанностью. Здоровье детей в школе «должно быть поставлено во главу угла». По данным Роспотребнадзора, всего 12% от общего количества детей в России абсолютно здоровы. За десятилетие у школьников стали выявлять вдвое больше хронических заболеваний, они диагностированы у 60 % старшеклассников. Образовательная организация в явно недостаточной степени решает свою основную задачу в этой области.

Здоровье подрастающего поколения следует рассматривать как определенную цель образовательной организации, приоритетную ценность. Эффективность процесса здоровьесбережения на местах, в каждой школе будет зависит, в первую очередь, от педагогов, работающих в ней. Одним из важных задач в решении данной проблемы, по нашему мнению, является повышение культуры здоровья самих педагогов. Только хорошо подготовленные по вопросам сохранения, укрепления и диагностики здоровья будущее педагоги, способны научить этому своих учеников.

Поэтому, прежде чем формировать у обучающихся здоровый образ жизни, нужно определить уровень готовности самого педагога.

Для определения уровня подготовки будущих педагогов по проблемам здорового образа жизни нами была составлена анкета и проведен опрос для студентов - выпускников факультета физической культуры 4 и 5 курсов по направлениям «Физическая культура» и «Физическая культура и профиль безопасность жизнедеятельности» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В эксперименте приняли участие 64 студента - будущих педагогов.

Анкета для будущих педагогов была сгруппирована по разделам и включала в себя следующие данные. Состояние физического и психоэмоционального здоровья (по объективным и субъективныи данным), ведение здорового образа жизни и готовности формировать его у обучающихся образовательных организаций, сформированность знаний в области здорового образа жизни, выявление уровня культуры здоровья будущих педагогов (негативное отношение к вредным привычкам, рациональное и сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим).

Главный вопрос для будущих педагогов об их отношении к ведению здорового образа жизни дал результаты, что большее количество студентов 4 курса считает, что здоровый образ жизни - это, прежде всего занятие спортом (44%) и здоровое питание (33%). Студенты 5 курса считают наоборот, что главное это здоровое питание (40,1%) и занятие спортом (38,2%). На последнее место будущие педагоги выдвинули отказ от вредных привычек и соблюдение правил гигиены.

Не остался в стороне вопрос о необходимости соблюдения принципов здорового образа жизни. Как показали результаты исследования, более половины (56,3% и 71,9% соответственно) опрошенных считают необходимым соблюдение принципов здорового образа жизни.

Несмотря на то, что 96,2% респондентов хорошо осведомлены о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, у 40,6% студентов 4 курса и 28,1% студентов 5 курса соблюдение принципов здорового образа жизни не относится к числу приоритетных.Нужно отметить, что из 64 респондентов, один респондент ответил, что его эта проблема не волнует. Но в основном все участники эксперимента в той или иной степени соблюдают принципы здорового образа жизни, что, несомненно, является высоким показателем отношения будущих педагогов к своему здоровью.

Для того чтобы выяснить динамику соблюдения выпускниками здорового образа жизни, в анкету был включен вопрос, отражающий причины, которые мешают процессу его формирования. Как показали данные опроса, 27,3% студентов 4 курса и 57,3% студентов 5 курса ссылаются на недостаток свободного времени. Возможно, это связано с высокой учебной нагрузкой. Отсутствие мотивации - необходимого упорства, силы воли и настойчивости отмечают 56,5% студентов 4 курса и 28,5% студентов 5 курса. Материальные трудности не дают поддерживать здоровье около 16% респондентам.

Студенты обозначили причины, приводящие к нарушению здоровья школьников. Они посчитали, что самым главным фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние здоровья школьников, является нежелание детей вести здоровый образ жизни. На втором месте у студентов 5 курса стоит большая учебная нагрузка (20,1%), а у 4 курса наследственность (18,6%). Студенты 5 курса так же считают, что негативное воздействие на состояние здоровья оказывает низкий уровень пропаганды здорового образа жизни (11,3%), а студенты 4 курса, в свою очередь, определили негативным воздействием равнодушие родителей к здоровью детей (10,1%). Фактор равнодушия родителей к здоровью детей не остался в стороне, так как семья так же является неотъемлемой частью формирования культуры здоровья у детей.

Немаловажную роль, на наш взгляд, в этом вопросе, приобретают условия самой образовательной организации, где непосредственно будет проходить обучение детей на протяжении 11 лет.

Основные вопросы, которые требуют незамедлительного решения - это вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательной организации. Необходимо решить в ближайшее время, по нашему мнению, ряд вопросов на государственном уровне. Такие, как организация питания детей, качественные уроки физической культуры, с учетом заболеваний ребенка, введение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, занятия лечебной физической культурой, открытие спортивных секций и тренажерных залов для динамических перемен, обучение родителей в родительском лектории по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности, участие детей и родителей в совместных походах и соревнованиях.

Выводы. Таким образом, как показывают данные, полученные в результате проведенного исследования, проблема формирования здорового образа жизни школьников в условиях образовательной среды существует, и она актуальна. Так же мы выяснили, что будущие педагоги в своем большинстве, имеют знания об особенностях формирования здорового образа жизни обучающихся, компетентны в этой области. Будущие педагоги имеют высокий уровень компетентности по вопросам формирования здорового образа жизни в образовательной организации.

Как показала проведенная комплексная оценка уровня подготовки будущих педагогов по вопросам формирования здорового и безопасного стиля поведения у школьников, только 78,9% студентов 4 курса и 79,9% студентов 5 курса имеют высокий уровень компетентности в этом вопросе.

Литература:

1. Агибалова И. М., Куликова Т.А. Самостоятельная работа студентов в вузе: виды, формы, классификации // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. - № 71. - С. 221-227.

2. Чуктурова Н.И., Шурыгина В.В. Современные проблемы формирования качества культуры здоровья студентов и преподавателей в условиях педагогического вуза. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 834.

3. Чуктурова Н.И., Шурыгина В.В., Едренкина А.А., Гатауллина А.Ф., Веникова Е.А. Сущность и значение валеологического сопровождения образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 257-264.

Педагогика

УДК 373.04 ББК 74.200.585.8

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Елена Викторовна

Московский городской педагогический университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА ВОЖАТОГО В УСЛОВИХ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В представленной статье рассматриваются методы и формы формирования и развития коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и роль педагога (вожатого) в этом процессе. Дан анализ понятия детский коллектив и различные его классификации. Рассмотрено его значение в формировании личности ребенка. Показаны возможности реализации воспитанниками в условиях короткой лагерной смены своих интересов, склонностей, умений строить взаимоотношения с окружающими и построения социальных отношений, а также специфика организации совместной деятельности и общения детей в разные периоды лагерной смены, а также особенности функционирование органов коллективного самоуправления. Представлены функции вожатого, который должен стать для детей хорошим психологом и постараться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь им в реализации своих способностей, раскрыть таланты, научить общению со сверстниками и взрослыми. Проанализированы возможности воспитателя рационально и целесообразно организовать свою работу по сплочению группы детей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.