Научная статья на тему 'Современные психо лого-педагогические подходы к инклюзивному образованию'

Современные психо лого-педагогические подходы к инклюзивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE INCLUSIVE EDUCATION / SELFCONSCIOUSNESS OF HEALTH VALUE AND HEALTHY LIFE STYLE / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / CHILDREN WITH SPECIAL LEARNING NEEDS / SCHOOL OF THE HEALTH TECHNOLOGY / STRESS RESISTANCE / SPECIAL EDUCATION / ACCESSIBILITY / HEALTH SAVING / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурыгина В. В., Чуктурова Н. И., Шурыгин А. С.

Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным условиям и нуждам всех детей, должен обеспечивать доступ к образованию и детей с особыми потребностями. Особую актуальность сегодня приобретает формирование общественного мнения о проблемах доступности обучения не только в школах, но и в вузах и способах их решения. Большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для таких детей. Формирование отношения к собственному здоровью таких детей проблема как социальная, так и психологопед агогиче ская. Мы считаем, что формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении поможет систематизировать комплекс основных закономерностей деятельности в коррекционных классах и детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит им лучше адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане. Научная новизна и ценность исследуемых материалов состоит в том, что доказана целесообразность и профессиональная потребность педагогов использовать современные психолого-педагогические, в том числе здоровьесберегающие, подходы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурыгина В. В., Чуктурова Н. И., Шурыгин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary psychological and educational issues for the inclusive education

The development of general education, which includes access to education for all, in terms of adaptation to different conditions and needs of all children should have access to education and children with special needs. Of particular relevance today takes on the formation of public opinion about the problems of access to education not only in schools, but in universities and solutions also. The most schools and colleges are not prepared to meet with students with disabilities: no fine finished media or special programs designed for this training. Equal opportunities for education does not exclude, but rather to suggest the creation of a special educational environment for these children. Formation of the attitude towards characteristic health of such children problem both social, and psychology and pedagogical. We consider that formation of the health saving environment in educational institution will help to systematize a complex of the main regularities of activity in correctional classes and children with restricted opportunities of health that will allow them to adapt better for life in the social and physical plan. The scientific novelty and value of the materials is that the expediency and professional needs of teachers to use modem psychological and pedagogical, including health saving approaches to working with children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «Современные психо лого-педагогические подходы к инклюзивному образованию»

3. Bryazgunov I.P. Attention Deficit Hyperactivity Disorder in children (epidemiology, etiology, diagnosis, treatment, prevention and prognoza) / I.P. Bryazgunov, V.R. Kuchma. - Moscow, 1994. - 43 p.

4. Varga A.J. Systemic family therapy / A.J. Varga. -SPb.: Rech, 2001. - 144 p.

5. Hyperactive children: Correction psychomotor development / Ed. M. Passolta / Trans. with it. - Moscow: Academy, 2004. - 160 p.

6. Zavadenko N.N. Hyperactivity and attention deficit disorder in children / N.N. Zavadenko. - Moscow: Academa, 2005. - 253 p.

7. Clinical and forensic adolescent psychiatry / V.A. Guriev, T.D. Dmitrieva, E.V. Makushkin etc. / Ed. V.A. Gurieva. -Moscow: Medical Information Agency, 2007. - P. 420-421.

8. Makushkin E. V. Aggressive behavior in children and adolescents with developmental disabilities / E.V. Makushkin. - Moscow: Medical Information Agency, 2009. -240 p.

9. Asipenka T.N. neuropsychiatric development of preschool children / T.N. Asipenka. - Moscow: Medicine, 1996. - 288 p.

10. Oudskhoorn D.N. Child and Adolescent Psychiatry / Supplement to the «Social and Clinical Psychiatry» / D.N. Oudskhoorn. - Moscow, 1993.

11. Romanchuk O. Attention deficit hyperactivity disorder in children / Romanchuk. - Moscow: Genesis, 2010. - 336 p.

12. Rose S.A. Behavior problem at 3 and 6 years: prevalence continuity in full-term and preterms / S.A. Ross, J. Feldman, S.L. Rose // Dev. Psychopathol. - 1992 (4). - P. 361-374.

13. Rostain A.L. Attention deficit disorders in children and adolescents / A.L. Rostain // Pediatr. Clin. North. Am. - 1991. - 38. - P. 607-635.

14. Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD): etiology, pathogenesis, clinical course, prognosis, therapy, aid organization / Expert report (in Russian Lang.). - Moscow: CAF, 2007. - 67 p.

15. Fesenko E.V. Attention deficit hyperactivity disorder in children / E.V. Fesenko, Y. Fesenko. - SPb.: Science and Technology, 2010. - 384 p.

16. Khaletskaya O.V. Minimal brain dysfunction in children / O.V. Khaletskaya, V.D. Troshin. - Nizhny Novgorod, 1995. - 36 p.

17. Chernikov A. Systemic family therapy: an integrated model of diagnosis / N.A. Chernikov. - Moscow: The independent firm Class, 2010. - 208 p.

18. Chutko L.S. Attention Deficit Hyperactivity Disorder and related disorders / LS sensitively. - SPb.: Hawk, 2007. - 136 p.

Шурыгина В.В.

кандидат медицинских наук, доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, г. Уфа

Чуктурова Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, г. Уфа

Шурыгин А.С.

студент 3-го курса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Россия, г. Уфа

УДК 376.

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным условиям и нуждам всех детей, должен обеспечивать доступ к образованию и детей с особыми потребностями. Особую актуальность сегодня приобретает формирование общественного мнения о проблемах доступности обучения не только в школах, но и в вузах и способах их решения. Большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды,

ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для таких детей. Формирование отношения к собственному здоровью таких детей - проблема как социальная, так и психолого-педагогическая.

Мы считаем, что формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении поможет систематизировать комплекс основных закономерностей деятельности в коррекционных классах и детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит им лучше адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Научная новизна и ценность исследуемых материалов состоит в том, что доказана целесообразность и профессиональная потребность педагогов использовать современные психолого-педагогические, в том числе здоровьесберегающие, подходы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, самосознание ценности здоровья, здоровье, здоровый образ жизни, дети с особыми потребностями в обучении, здоровьесберегающие технологии, стрессоустойчивость, специальное образование, доступность, здоровьесбережение.

CONTEMPORARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ISSUES

FOR THE INCLUSIVE EDUCATION

The development of general education, which includes access to education for all, in terms of adaptation to different conditions and needs of all children should have access to education and children with special needs. Of particular relevance today takes on the formation of public opinion about the problems of access to education not only in schools, but in universities and solutions also. The most schools and colleges are not prepared to meet with students with disabilities: no fine finished media or special programs designed for this training. Equal opportunities for education does not exclude, but rather to suggest the creation of a special educational environment for these children. Formation of the attitude towards characteristic health of such children problem both social, and psychology and pedagogical.

We consider that formation of the health saving environment in educational institution will help to systematize a complex of the main regularities of activity in correctional classes and children with restricted opportunities of health that will allow them to adapt better for life in the social and physical plan.

The scientific novelty and value of the materials is that the expediency and professional needs of teachers to use modern psychological and pedagogical, including health saving approaches to working with children with special educational needs.

Key words: the inclusive education, selfconsciousness of health value and healthy life style, health, healthy lifestyle, children with special learning needs, school of the health technology, stress resistance, special education, accessibility, health saving.

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс образовательного учреждения заслуживает особого внимания в современном обществе. Реализуя в образовательном пространстве современные психолого-педагогические подходы к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и используя передовой опыт зарубежного и отечественного инклюзивного образования, следует повысить роль формирования ценностных ориентаций и мотивации к здоровьесберегающему образованию.

Включенное образование как процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Исключается любая дискриминация детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает

специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В России для детей с инвалидностью создана система специального образования, которая успешно функционирует. В этих учреждениях - особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. Инклюзивное образование в таком случае проявляет себя как процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. И им должны быть созданы особые условия обучения по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, должны внедряться современные подходы,

которые сопутствуют успешности инклюзивного процесса в образовательной сфере деятельности [2].

Актуальность современных подходов к инклюзивному образованию обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей, соответственно, требования к педагогам и учителям значительно повышаются.

Здоровье детей - категория биосоциальная, и процесс развития динамичный, значит, управляемый. Но необходимо целенаправленное, непрерывное подключение системы организации образования к решению проблемы здоровья [3].

При таком подходе к обучению принципам сохранения и укрепления здоровья обучающиеся отбирают и аккумулируют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы собственного здоровья и здоровьесберегающей среды образовательного учреждения и найти их решение.

Для качественной оценки здоровьесберегающей среды образовательного учреждения был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Наряду с анализом научно-методической литературы, публикаций периодической печати, изучением и обобщением педагогического опыта были проведены опрос, интервьюирование, тестирование.

На первом этапе исследования мы работали с учителями школы, на втором - с детьми, проходившими обучение в коррекционном классе. Также нами был осуществлен опрос на предмет выявления стрес-соустойчивости (психическое состояние по Айзенку).

Анкета для учителей состояла из двух частей. Первая отражала качество их здоровья и включала паспортные и анамнестические данные, такие как стаж работы, состояние физического и психоэмоционального здоровья и др. Вторая - основная состояла из вопросов, направленных на определение степени здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Анкета для школьников заключалась в определении их стиля поведения и особенностей образа жизни в сельской местности.

Анкетирование субъектов образовательного процесса проводилось с добровольного согласия испытуемых в унифицированных условиях в первой половине дня [5].

Результаты исследования обрабатывались пакетом программ STATISTICA (StatSoft версия 8), в качестве основных показателей для сравнительного анализа применялись значения средней величины (М), стандартной ошибки средней величины (m), уровень достоверности (p) определялся по кластерному анализу.

Данные, полученные при анкетировании, представлены в табл. 1-3.

Таблица 1

Возрастной состав учителей в школе

Категория Среднее

Группа № 1 Группа № 2

Возраст (лет) 20-35 35 <

Стаж работы (год, абс. числа) 6,6 15,2

В табл. 1 отмечено, что в группу № 1 вошли учителя возраста от 20 до 35 лет, имеющие стаж работы в среднем 6,6 года. А в группу № 2 - от 35 лет и выше со значительно превышающим стажем работы (15,2 года).

Таким образом, полученные нами показатели свидетельствуют о том, что учителя группы № 1 оценивают свою роль в реализации здоровьесберегаю-щих программ выше, чем учителя группы № 2. Видимо, это связано с возрастными особенностями преподавательского состава.

Кроме того, как показали результаты само-

Для выявления роли учителя в реализации «здо-ровьесберегающих программ» обследуемым было предложено оценивать использование ими элементов ЗОЖ на уроках по пятибалльной шкале (табл. 2).

Таблица 2

оценки, состояние физического и психоэмоционального здоровья у учителей группы № 1 выше, чем у другой группы (табл. 3). Это объясняется тем, что у учителей группы № 1 статус психофизического здоровья определенно выше, так как для молодых учителей характерна высокая активность и стрессо-устойчивость.

Использование элементов ЗОЖ на уроках (оценка по пятибалльной шкале)

Категория Среднее

Группа № 1 Группа № 2

Оценка роли учителя в реализации здоровьесберегающих программ (балл) 4,2 3,5

Таблица 3

Самооценка состояния здоровья учителей в зависимости от возраста и стажа (оценка по пятибалльной шкале)

Категория Среднее

Группа № 1 Группа № 2

Состояние физического здоровья учителя (балл) 4,4 3,9

Психоэмоциональное состояние (балл) 4,4 4,1

Мы провели исследование для выявления синдро- на зависимость влияния педагогического стажа на разви-ма эмоционального выгорания у учителей. Нами выявле- тие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) (табл. 4).

Таблица 4

Самооценка синдрома эмоционального выгорания у учителей

Категория Группа № 1 % Группа № 2 % Итог, %

Знакомы ли Вы с СЭВ 13 43 17 57 100

Испытывали ли Вы на себе воздействие СЭВ 1 3 3 10 13

Как показали данные опроса, учителя возрастной группы № 2 чаще испытывают на себе последствия СЭВ. Это можно объяснить рядом причин, среди которых следует отметить последствия влияния неуправляемого течения стресса, и в результате развитие профессионального кризиса у педагогов [4].

Создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в школе должно быть одним из приоритетных направлений деятельности администрации образовательного учреждения [6].

Таким образом, внедрение здоровьесберегаю-щих технологий в учебных заведениях путем создания адаптивной образовательной среды [1], а также путем повышения квалификации учителей в области здоровьесбережения, физкультурно-оздоровительной деятельности и безопасности жизнедеятельности на сегодняшний день - одна из важнейших управленческих задач, которую необходимо решать с организаторами образования.

Мы считаем, что формирование здоровьесбере-гающей среды в образовательном учреждении поможет систематизировать комплекс основных закономерностей деятельности в коррекционных классах и детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит им лучше адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Список литературы:

1. Коган О.С. Инклюзивное образование для детей-инвалидов и их дальнейшая социализация с помощью физической культуры и спорта // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - Орел: Изд-во Орловского государственного университета, 2015. - С. 177.

2. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения [Текст] / К.А. Михальчен-

ко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.

3. Чуктурова Н.И., Шурыгина В.В. Валеологическое сопровождение образовательного процесса. Проблемы. Пути решения. Здоровье человека - 7: Материалы 7-го Международного научного конгресса валеологов, С.-Петербург, 27-30 мая / Под ред. проф. В.В. Колбано-ва. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2014. - С. 128-132.

4. Чуктурова Н.И. Педагогические условия валеоло-гического сопровождения образовательного процесса в начальной школе: дис. .. .канд. пед. наук. - СПб., 2004. - С. 49.

5. Шурыгина В.В., Фахритдинов А.Б. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Международный форум специалистов по проблемам науки и образования в сфере физической культуры, адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности: сборник статей. - Оренбург, 2013. - С. 313-315.

6. Шурыгина В.В. Тенденции формирования здоровья и образа жизни мужчин трудоспособного возраста: дис. .канд. мед. наук. - Уфа, 2000. - С. 85.

List of literature:

1. Kogan O.S. Inclusive education for children with disabilities and their further socialization by means of physical culture and sport // Herald of Orel State University. Series: New humanitarian research. - Orel: Publishing house Orel State University, 2015. - P. 177.

2. Mihalchenko K.A. Inclusive education - problems and solutions [Text] / K.A. Mihalchenko // Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the international. scientific. Conf. (St. Petersburg, February 2012). - SPb.: Renome, 2012.

3. Chukturova N.I., Shurygina V.V. Valeologichesky sup-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.