Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербичева Елена Александровна, Назарова Ольга Владимировна, Назаров Алексей Васильевич

В статье рассмотрены подходы к составлению и реализации рабочей программы дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», входящей в обязательную часть учебного плана подготовки учителей математики и информатики в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Проанализированы вопросы, касающиеся проблем методической подготовки учителей математики и информатики. Авторами проведен анализ особенностей реализации современных технологий и инновационных форм обучения (в том числе электронного обучения), включаемых в рабочие программы, позволяющих расширить границы аудиторной деятельности студентов. Авторы отмечают ключевые преимущества применения информационных, цифровых технологий и инновационных форм обучения, как средств управления самостоятельной работой студентов, описывая при этом собственный практический опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вербичева Елена Александровна, Назарова Ольга Владимировна, Назаров Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL EDUCATION THROUGH INNOVATIVE DIGITAL FORMS OF EDUCATION

The article discusses approaches to the compilation and implementation of the work program of the discipline "Information and communication technologies in education", which is a mandatory part of the curriculum for training teachers of mathematics and computer science at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University". The issues related to the problems of methodological training of teachers of mathematics and computer science are analyzed. The authors analyzed the features of the implementation of modern technologies and innovative forms of education (including e-learning) included in work programs that allow expanding the boundaries of students' classroom activities. The authors note the key advantages of using information, digital technologies and innovative forms of education as a means of managing students' independent work, while describing their own practical experience.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Вербичева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

кандидат педагогических наук, доцент Назарова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

старший преподаватель Назаров Алексей Васильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к составлению и реализации рабочей программы дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», входящей в обязательную часть учебного плана подготовки учителей математики и информатики в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Проанализированы вопросы, касающиеся проблем методической подготовки учителей математики и информатики. Авторами проведен анализ особенностей реализации современных технологий и инновационных форм обучения (в том числе электронного обучения), включаемых в рабочие программы, позволяющих расширить границы аудиторной деятельности студентов. Авторы отмечают ключевые преимущества применения информационных, цифровых технологий и инновационных форм обучения, как средств управления самостоятельной работой студентов, описывая при этом собственный практический опыт.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовании; разработка учебных программ; инновационные формы обучения; образовательные ресурсы; обратная связь.

Annotation. The article discusses approaches to the compilation and implementation of the work program of the discipline "Information and communication technologies in education", which is a mandatory part of the curriculum for training teachers of mathematics and computer science at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University". The issues related to the problems of methodological training of teachers of mathematics and computer science are analyzed. The authors analyzed the features of the implementation of modern technologies and innovative forms of education (including e-learning) included in work programs that allow expanding the boundaries of students' classroom activities. The authors note the key advantages of using information, digital technologies and innovative forms of education as a means of managing students' independent work, while describing their own practical experience.

Keywords: digital technologies in education; development of educational programs; innovative forms of education; educational resources; feedback.

Введение. Качественная подготовка педагогических кадров стала одной из приоритетных задач в современной системе педагогического образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». В исследованиях и публикациях (А.В. Беликов, А.А. Озеров, Е.М. Филимонцева, А. В. Хуторской и др.) рассматриваются новые требования к педагогическому профессионализму, которые вызывают необходимость реализации опережающей профессиональной подготовки будущего педагога. Акцентируется, что профессиональная компетентность сформулирована в социальном заказе: готовить педагога высокого уровня, способного активно включаться в образовательные проекты национального масштаба. В обучении студентов информатике информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы выступают и в качестве средства обучения, и в качестве объекта изучения. Для эффективного использования инновационных организационных форм, ориентированных на новые образовательные результаты, необходимо, как требует ФГОС ВО, чтобы учителя информатики методически обоснованно оперировали ими.

Для того, чтобы выявить основные направления развития содержания методической подготовки учителя информатики (в части обновления технологий, форм организации обучения студентов), авторами данной статьи был проведен анализ содержания рабочих программ направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: математика и информатика)». Он показал, что в структуре методической подготовки учителя недостаточно проработаны некоторые вопросы использования инновационных форм обучения в образовательном процессе, особенно виды и формы самостоятельной деятельности обучающихся, проектирование интерактивных занятий.

Поэтому при разработке или внесении изменений в рабочие программы прописываются формы обучения, связанные с разработкой студентами реальных проектов по методике преподавания информатики с использованием информационных и цифровых технологий, способствующих успешному включению студентов в учебную деятельность, развитию их учебной самостоятельности, формированию умения учиться; проектированию образовательного процесса в школе, проведению исследований фундаментального и прикладного характера, использованию инновационных образовательных технологий, обеспечивающих студентам, в том числе, и возможность выбора учебных курсов.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим рабочую программу дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», входящую в обязательную часть учебного плана вышеуказанного направления подготовки. При изучении этой дисциплины применяется электронное обучение (ЭО), цифровые и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в соответствии с ФГОС ВО. Базовыми системами, реализующими ЭО в университете, стали LMS (Learning Management System) Moodle и МООК (Массовый открытый онлайн-курс). Эти системы являются платформами обучения, построенными при помощи инструментов по созданию контента учебных курсов. Преподаватели университета используют их как готовые ресурсы для ЭО, и создают свой собственный контент. Компетентностный подход в рамках преподавания дисциплины реализуется в использовании интерактивных технологий и активных методов (проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, анализа педагогических задач и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Эти технологии приобретают более качественный уровень при использовании информационных, цифровых технологий, сетевых компьютерных систем, сети Интернет [3].

Цель освоения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» - сформировать у будущих учителей информатики систему знаний, умений и компетенций в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании; научиться решать профессиональные задачи с использованием современных информационных и цифровых технологий в педагогической деятельности. Для освоения дисциплины студенты используют совокупность компетенций, сформированных в процессе изучения дисциплин «Теория и методика обучения информатике»,

«Педагогика», «Технологии web-программирования» и др. Разделы дисциплины отражены в Таблице 1.

Авторами статьи подготовлены фонды оценочных средств, включающие типовые задания, кейс-задания, разноуровневые задания, рефераты и научные эссе, контрольные работы, проверочные и контрольные тесты в цифровой среде [10], позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных студентами компетенций. Обратная связь со студентами реализуется посредством комментариев к представленным материалам в LMS Университета, очных и дистанционных консультаций, общением в личных сообщениях, и способствует коррекции индивидуальной образовательной траектории студентов.

Таблица 1

Основные разделы дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Виды информационных и коммуникационных технологий в образовании электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и электронные библиотеки; интерактивность в электронных образовательных ресурсах; знакомство с программным обеспечением (ПО) и стандартами разработки ЭОР; открытые электронные библиотеки российских и зарубежных университетов (в том числе, ФГБОУ ВО «КубГУ»); библиотеки видеоресурсов; электронные ресурсы и авторское право

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии психологические особенности процесса дистанционного обучения; нормативно-правовая база организации ЭО и применения ДОТ в РФ; специфика применения в математике и информатике дистанционных образовательных технологий; опыт применения ЭО и ДОТ в образовательной деятельности на факультете математики и компьютерных наук ФГБОУ ВО «КубГУ»; онлайн коммуникации в образовании; программно-аппаратное обеспечение для онлайн-мероприятий; технические и организационные требования к онлайн-мероприятиям

Современные технологии представления и визуализации учебной информации сторителлинг, инфографика, скрайбинг, скетчинг, картирование знаний, временная шкала и др.; специальное программное обеспечение для визуализации учебной информации; создание учебных курсов посредством инструментов визуализации и их интеграция в открытую среду модульного динамического обучения образовательной среды университета [16]

Нейросетевые технологии и анализ данных в образовательной среде нейросетевой подход в задачах экспертной оценки; обработка анкет и результатов тестирования посредством нечеткой логики и нейронных сетей; программное обеспечение и инструментарий для создания чат-ботов

Виртуальные миры и технологии дополненной реальности в образовании понятие виртуального мира, история развития технологий, преимущества и примеры использования в образовании; психологические особенности поведения обучающихся в виртуальном мире; практическое знакомство с ПО виртуальных миров и принципами проведения онлайн-мероприятий в нем

Таким образом, в программу изучения дисциплины включается использование в образовательном процессе современных технологий, обогащение содержания образовательных программ практико-ориентированными заданиями, методы организации самостоятельной работы на основе компетентностного подхода, отслеживание результатов обучения.

Анализ образовательной практики показал, что существующие трансляционно-обучающие технологии высшего образования не позволяют развить в полном объеме базовые компетенции по изучаемым учебным дисциплинам (А.Г. Каспржак, А.А. Марголис, Р.М. Хусаинова, П.Н. Афанасьев, Н.И. Гафурова и др.), поэтому современные педагогические технологии стали занимать ведущее место в ряду традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе вуза (личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, цифровые технологии и др.), развитие которых в образовательном пространстве ФГБОУ ВО «КубГУ» позволяет повышать результативность и эффективность профессиональной деятельности, качество подготовки будущих специалистов.

Современные педагогические технологии и, в большей степени, технологии ЭО, являются личностно-ориентированными и направлены на развитие индивидуальных личностных ресурсов студентов. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ осуществляется на платформе дистанционного обучения университета, предоставляет защищенный, масштабируемый и надежный доступ к большому количеству образовательных ресурсов.

Например, облачные технологии ЭО имеют удобный сетевой доступ, позволяют хранить большое количество информации, дают возможность её использовать. Так, благодаря данной технологии преподаватели и обучающиеся осуществляют групповую, командную деятельность удаленно. Например, на платформе Microsoft Teams при создании группового исследовательского проекта по нескольким темам рабочей программы дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» каждый обучающийся отвечает за свой раздел учебной работы, но в то же время он может редактировать и изменять другие разделы. При использовании Office и OneDrive или SharePoint студенты могут совместно работать над документами MS Word, таблицами MS Excel и презентациями MS PowerPoint. Облачная технология применяется нами и на основе дистанционного и смешанного обучения (Blended Learning). Например, преподаватель на платформе Moodle (как и на платформе Microsoft Teams) может размещать задания, практические работы. По мере выполнения работы педагог проверяет задания, так как имеет полный доступ к документу. Учебный материал по определенным темам рабочей программы не транслируется на традиционных лекциях, а изучается студентами самостоятельно.

В процессе реализации программы вышеуказанной дисциплины активно используется эффективная технология смешанного обучения «Перевернутый класс» с опорой на метод конкретных ситуаций ^ase-study). В этой модели обучения изучение студентами теоретических материалов курса переносится в электронную среду. Знакомство обучающихся с новым учебным материалом осуществляется удаленно в удобном для них темпе и на разных ресурсах - это мультимедийные презентации, небольшие по времени обучающие видео на официальных обучающих каналах, фрагменты МООК, электронные конспекты лекций, материалы электронно-библиотечных систем. Аудиторные часы запланированы на обсуждение с преподавателем и разъяснение сложных и концептуальных вопросов темы, ответы на вопросы. После обсуждения студенты закрепляют знания в интерактивной форме, выполняя задания практических работ, создавая и защищая проекты или решая кейсы. Каждая тема содержит методические рекомендации по ее прохождению. Для студентов подробно письменно в виде инструкций излагается алгоритм прохождения темы, где объясняется, что должно быть освоено

до встречи в аудитории, а что необходимо будет освоить после аудиторной работы по теме в самостоятельном режиме. Данная технология позволяет акцентировать внимание на необходимые для будущей педагогической практики знания или навыки по изучаемой дисциплине.

Использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий позволяет вывести образование на новый качественный уровень, характеризующийся доступностью знаний. В условиях внедрения инновационных образовательных технологий в образовательный процесс возникает необходимость в инновационных организационных формах, открывающих новые возможности для новых методов и средств обучения.

В последнее время, как отмечают многие преподаватели, наблюдается снижение мотивации студентов к процессу обучения. Многим из них важно получить готовые знания, не прилагая для их усвоения особых усилий. Поэтому, большое внимание при разработке рабочих программ уделяется тем инновационным формам обучения, которые позволяют сменить принцип репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, переориентировать целевую установку занятия «дать образование» на установку «образование как самореализация». При такой организации обучения усвоение знаний становится внутренней целью обучающихся, что интенсифицирует усвоение материала.

Используемые авторами данного исследования инновационные формы организации обучения, такие как: долговременные самостоятельные работы; исследовательские работы; учебная деятельность на основе групповой технологии; на основе проектной деятельности; занятия-тренинги и другие, обладают и обучающим, и развивающим потенциалом, способствуют становлению личности будущего педагога. Под формами организации образовательного процесса мы рассматриваем варианты целесообразного, согласованного взаимодействия педагога и обучающихся, которые определяют композиционное построение процесса освоения содержания образования, средства, методику подготовки, проведения учебных занятий и воспитательных дел и их педагогического анализа [3].

Например, групповая форма организации обучения представляет собой работу в микрогруппах, командах постоянного и сменного состава. Её цель - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Групповая работа особенно эффективна, когда реализуется процесс распределения учебных заданий и обсуждается технология их выполнения. Именно процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов позволяет студентам чувствовать себя более уверенно, а процесс познания при этом организуется более эффективно. Введение в учебный процесс интерактивных форм организации образовательного процесса позволяет обеспечить высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, когнитивного и эмоционального единения участников общения.

Изучение способов применения интерактивных форм организации образовательного процесса формирует у будущих педагогов готовность к активному использованию в своей работе не только уже разработанных интерактивных дидактических материалов, но и к самостоятельному созданию необходимого к конкретному уроку интерактивного контента, в т.ч. цифрового. Именно комплексное и активное использование инновационных форм организации обучения обеспечивает качество результатов, а применение одних и тех же форм работы снижает эффективность обучения студентов.

Важность вышеизложенных изменений, происходящих в подготовке будущих учителей информатики на факультете математики и компьютерных наук ФГБОУ ВО «КубГУ», подтверждается и мнениями студентов. После прохождения педагогической практики студенты в специализированных анкетах, предложенных им авторами статьи, отмечали, что владение новыми формами, методами и технологиями на основе использования современных средств информационных и цифровых технологий позволили им решать проблему обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений обучающихся и способствует более успешному процессу профессиональной адаптации (что показали специальные тесты по методикам М.А. Дмитриевой и О.Н. Родиной). Для обучающихся, желающих изучать предмет на более высоком уровне, отдельные студенты-практиканты обратились к дистанционному обучению. Использование его ресурсов позволило обучающимся самостоятельно изучать отдельные темы программы, решать задачи, при этом дистанционно или в смешанном формате общаться со студентами-практикантами и получать их консультации.

Среди проблем студенты в своих анкетах отмечают, что обучающиеся хотели бы и на других предметах изучать материал с использованием информационных, цифровых технологий, однако материально-техническая база во многих школах, особенно в сельских, не позволяет этого. Все студенты отметили также малую эффективность одночасового предмета, поскольку в классах преобладают школьники с разным уровнем знаний по информатике (чаще с низким).

В качестве способов решения этих проблем студенты предложили активно использовать инновационный образовательный подход - смешанное обучение, повышающий познавательный интерес обучающихся к информатике. Возможности смешанного обучения очень широки: оно позволяет выстроить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, организуя интерактивное взаимодействие не только дистанционно, но и очно в различных формах организации учебной деятельности. Возможно, при такой организации одного часа информатики в неделю будет достаточно - к такому выводу пришли студенты-практиканты.

Замечания и предложения студентов регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры Информационных образовательных технологий и учитываются преподавателями кафедры при разработке рабочих программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование».

Выводы. Эффективное и осмысленное использование информационных, цифровых технологий и инновационных форм обучения при разработке учебных программ способствует расширению методов и средств обучения, и в целом, обеспечивает достижение основной цели - профессиональное и личностное развитие студентов, становление их профессионального мастерства. В результате изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» студенты владеют методически грамотной технологией организации и проведения учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в образовательной организации, а также методами практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности обучающегося в условиях использования технологий мультимедиа, систем искусственного интеллекта, образовательных информационных систем и смешанного обучения.

Литература:

1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 179 с.

2. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В.И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И. Блинова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.

3. Вербичева Е.А., Грушевский С.П., Колчанов А.В., Ткач Д.С., Шмалько С.П. Об опыте взаимодействия факультета университета и образовательного центра на базе общеобразовательной школы при реализации программ углубленного изучения математики и информатики // Школьные технологии. - 2021. - № 2. - С. 84-90.

4. Гафурова Н.И., Осипова С.И., Шубкина О.Ю. Адаптивная система развития преподавателей для реализации образовательного процесса в идеологии CDЮ: научное издание // журнал «Перспективы науки и образования». -2019. - №5.

5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. -

Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 377 с.

6. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 31-35. - URL: http://e-koncept. ru/2013/13219.htm.

7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. Известия УРО РАО. - 2011. - № 8 - С. 3-14.

8. Каспржак А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 87-104.

9. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. - 2015. - Том 20. - № 5. - С. 45-64. doi:10.17759/pse.2015200505

10. Назарова О.В., Назаров А.В., Черхарова Н.И Тестирование обучающихся в цифровой среде: преимущества, типологизация, алгоритмизация // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2021. -№ 3 (81). - С. 118-131.

11. Озеров А.А., Тюриков А.Г., Черницкая А.Л. Управление образованием: инновации и модернизация // Инновации в образовании. - 2015. - № 12. - С. 23-34.

12. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 193-199.

13. Филимонцева Е.М. Модернизация и новые условия в российском образовании // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела / Известия Сочинского государственного университета (Научный журнал г. Сочи: РИЦ СГУ). - 2014. - №3. - С. 170-175.

14. Хусаинова Р.М., Афанасьев П.Н., Новик Н.Н., Чиркина С.Е., Хайрутдинова М.Р., Самсонова В.А., Лопухова О.Г. Разработка модели профессиональной переподготовки по направлению «Педагогическое образование» в федеральном университете / Р.М. Хусаинова, П.Н. Афанасьев, Н.Н. Новик, С.Е. Чиркина, М.Р. Хайрутдинова, В.А. Самсонова, О.Г. Лопухова // Образование и саморазвитие. - 2016. - № 2(48). - С. 29-46.

15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

16. Nazarova O.V., Shmalko S.P., Nazarov A.V., Sevryugina N.I. Freeware Software in the implementation of interactive educational content. CEUR Workshop Proceedings: 5th International Scientific and Practical Conference "Distance Learning Technologies", DLT 2020, Yalta, Crimea, 22 September 2020 - 25 September 2020. - Vol. 2914.; Aachen; Германия; CEUR-WS; 2021; P. 199-210; ISSN: 1613-0073 (In Eng.).

Педагогика

УДК 37.018.26

аспирант Верник Ирина Сергеевна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СЕМЕЙНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ В РАЗНЫЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Аннотация. Статья посвящена выявлению соотношения семейной и общественной форм воспитания и установлению влияния социально-экономических факторов на выбор направлений государственной воспитательной политики. Определены формы воспитания подрастающего поколения, преобладающие в разные исторические периоды в европейских государствах и в России, выявлено соотношение семейной и общественной форм воспитания, установлена зависимость выбора направления государственной политики в области воспитания и развития от социально-экономических факторов и особенностей развития общества. Определено, что анализ имеющегося опыта, представленного практиками различных исторических эпох влияет на процесс построения современной модели воспитания, основанной на оптимальном соотношении семейной и общественной форм воспитания с учетом современных условий развития общества.

Ключевые слова: государственная политика в области воспитания; семейная педагогика; общественное воспитание; история воспитания; семейная и общественная формы воспитания; субъекты воспитания.

Annotation. The paper is devoted to elicitation of public and family forms of upbringing's proposion and stetting of social and economic factors' influence the choice of directions of state upbringings policy. The forms of upbringing dominated in different historical periods in Europe and Russia are defined, public and family forms of upbringing's proposition are elicited, dependence of choice of state upbringings policy's directions on social and economic factors and features of society development are set. The analysis of the experience in practice of different historical epochs influences the process of modern model of upbringing's building is based on optimal proposion of public and family form of upbringing in a view of modern conditions of society development.

Keywords: state upbringing policy; family pedagogy; public upbringing; history of upbringing; family and public upbringing; subjects of upbringing.

Введение. Исторически сложились диаметрально противоположные взгляды на возможность осуществления функционала воспитания и преимущества одних воспитателей перед другими. Общественное воспитание то приобретало, то утрачивало приоритет над семейным воспитанием, однако современные условия вносят свои коррективы, и речь уже не идет о приоритете одного института над другим, сегодня мы рассуждаем о необходимости установления сотрудничества, нахождения путей взаимодействия с целью полноценного развития подрастающего поколения с учетом всех социокультурных факторов.

Превалирование одной формы воспитания над другой обуславливается «степенью заинтересованности» государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, выражающегося в особенностях государственной политики в области воспитания. Иными словами, участие государства в воспитании детей и подростков определяет преобладание общественной формы воспитания над семейной. При этом семья характеризуется индивидуализированностью и монополизацией выбора направлений воспитания детей. Полагаем, что государственная политика, в том числе воспитательная, обуславливается социально-экономическими и культурными факторами развития общества.

Изложение основного материала статьи. Исследование соотношения семейной и общественной форм воспитания подрастающего поколения следует начать с момента возникновения государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.