педагогические науки
Гейбука Светлана Васильевна, Ковшова Юлия Николаевна ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0012
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Гейбука Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Алгебры и математического анализа» Ковшова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Геометрии и методики обучения математике» Новосибирский государственный педагогический университет (630126, Россия, Новосибирск, улица Вилюйская, 28, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных условиях информатизации образования остается важной роль воспитания в процессе обучения в вузе, что особенно актуально для студентов педагогического вуза - будущих участников процесса воспитания обучающихся. Это находит отражение в компетенциях, которые должны быть сформированы у студентов. Снижение роли воспитательного компонента обучения нередко наблюдается в процессе информатизации образования, в том числе, при обучении математическим дисциплинам. Это может привести к проблемам коммуникации между людьми, в частности в их будущей профессиональной деятельности. Наблюдающееся противоречие между современными требованиями к компетентности учителя и усиливающейся формализацией обучения в условиях информатизации образования приводит к проблеме сохранения и оптимальной реализации воспитательной функции при изучении студентами математических дисциплин с учетом современных форм и методов обучения. Целью данного исследования является выявление актуальных задач, связанных с реализацией воспитательного аспекта обучения студентов педагогического вуза, и рассмотрение возможных вариантов их решения с применением теоретико-методологических и эмпирических методов. В статье проанализировано состояние проблемы на текущий момент, проведен сравнительный анализ воспитательного аспекта обучения при традиционном и дистанционном обучении математическим дисциплинам, предложены возможности реализации воспитательной функции при традиционном и дистанционном обучении студентов педагогического вуза математическим дисциплинам. Результаты исследования представлены в виде таблицы, выводов и предложений по перспективам дальнейших исследований и разработок по данной теме. Сделан акцент на применение в области дистанционных технологий в обучении математике.
Ключевые слова: педагогический университет, методика обучения математике, воспитание, методы воспитания, интерактивное обучение, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, математические дисциплины, компетентностный подход, дистанционное обучение.
UPBRINGING IN PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
© 2019
Geybuka Svetlana Vasilevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor department
of «Algebra and mathematical analysis» Kovshova Yuliya Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of « Geometry and methods of teaching mathematics» Novosibirsk State Pedagogical University (630126, Russia, Novosibirsk. Viluyskaya st., 28, e-mail: [email protected])
Abstract. In modern conditions of informatization of education, the role of upbringing in the universities remains important, especially for the students of pedagogical universities because they are future participants of the process of upbringing at school. It is reflected in the competences that must be formed by students. The reduction of the upbringing component is observed in informatized education, including math training. It can result in communication problems between people, in particular in their future professional activities. We can see the contradiction between the modern requirements for the competence of teachers and the increasing formalization of teaching in the situation of informatized education. It gives the problem of preservation and optimal implementation of upbringing functions in mathematics training in pedagogical universities by using modern forms and methods of teaching. The purpose of this research is the definition of the actual tasks associated with the implementation of the upbringing aspect of teaching students of pedagogical universities, and consideration of possible solutions with the use of theoretical, methodological and empirical methods. The article analyzes the state of the problem at this moment, gives a comparative analysis of the educational aspect of training in traditional and distance learning mathematics, offers the possibility of implementing the upbrunging function in the traditional and distance teaching mathematics. The research results are presented in the table. Conclusions and suggestions for promising research and development on this topic are made. Emphasis is placed on the use of distance technologies in teaching mathematics.
Keywords: pedagogical university, methods of teaching mathematics, upbringing, education, interactive learning, informatization of education, information and communication technologies, mathematics, competence approach, distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное образование базируется на компетентностном подходе, в разработке которого и исследованиях в области его применения принимали участие многие российские и зарубежные исследователи [1-9]. Даже в условиях широкого распространения информационных технологий, в том числе, в образовании, роль воспитания в процессе обучения в вузе остается важной, что представлено в научных работах последних лет [10-14]. Для будущих педагогов это особенно актуально, так как в профессиональной деятельности им самим предсто-
ит участие в воспитании обучающихся, что отражено в компетенциях, приведенных в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В наше время образовательный процесс уже трудно представить без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Исследованиям по применению ИКТ в образовании посвящаются многие научные работы [15-27] Также существуют мнения, что в ближайшем будущем обучение с
Geybuka Svetlana Vasilevna, Kovshova Yuliya Nikolayevna UPBRINGING IN PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS ..
pedagogical sciences
помощью дистанционных технологии может полностью заменить непосредственный контакт с преподавателем, в частности, с помощью искусственного интеллекта (ИИ), который будет являться виртуальным учителем. Исследования в этой области представляют интерес для современных ученых [28-29], многие из которых считают, что нельзя полностью полагаться на ИИ [30-31]. Это может не только не оказаться полезным, но и принести вред, так как самообучение ИИ может пойти вразрез с общечеловеческими ценностями в силу того, что он не является представителем человечества и, как следствие, «заинтересованным лицом». Таким образом, полная передача ему воспитательной функции образовательного процесса в ближайшее время представляется гораздо менее возможной, чем функции обучающей. Снижение роли воспитательного компонента в обучении может привести к проблемам коммуникации между людьми, в частности, в их будущей профессиональной деятельности, так как обучающимся является пока в большинстве случаев человек. Авторы данной статьи придерживаются точки зрения оптимизации сочетания традиционных и инновационных форм обучения [32].
Также существует мнение, что воспитательная функция в процессе обучения студентов математическим дисциплинам не является обязательной, что существуют другие дисциплины, особенно гуманитарной направленности, которые решают задачи воспитания. Это относится как к обучению с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, так и к традиционному. Процессу воспитания в рамках других дисциплин посвящен ряд работ [33-36]. Тем не менее, в процессе изучения математических дисциплин у студентов могут воспитываться такие качества, которые являются не только полезными, но порой и необходимыми впоследствии в профессиональной педагогической деятельности, и которые не могут быть сформированы при изучении других дисциплин. В современной научной литературе этому вопросу уделяется, на наш взгляд, мало внимания.
Таким образом, наблюдается противоречие между современными требованиями к компетентности учителя и усиливающейся формализацией обучения в условиях информатизации образования. Возникает проблема сохранения и оптимальной реализации воспитательной функции при изучении студентами математических дисциплин с учетом современных форм и методов обучения. При этом весьма актуальными будут не только теоретические исследования, но и решение важных практических задач - создание разработок, в которых воспитательный аспект обучения математике в полной мере будет реализован с позиций требований к современному педагогу.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель исследования -на основе теоретико-методологических и эмпирических данных выявить актуальные задачи, связанные с реализацией воспитательного аспекта обучения студентов педагогического вуза, и рассмотреть возможные варианты их решения.
Постановка задания.
Задачи:
1) Рассмотреть состояние проблемы на текущий момент.
2) Провести сравнительный анализ воспитательного аспекта обучения при традиционном и дистанционном обучении математическим дисциплинам.
3) Предложить возможности реализации воспитательной функции при традиционном и дистанционном и обучении математическим дисциплинам студентов педагогического вуза.
4) Сделать выводы и обозначить перспективы дальнейших исследований и разработок.
Методы исследования: анализ, наблюдение, интервьюирование, моделирование, апробация, сравнение.
Используемые методы, методики и технологии: традиционная методика обучения математике, интерактивное обучение, дистанционные технологии, компе-тентностный подход, интерактивное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, комплекс методов воспитания.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изложим последовательно результаты выполнения каждой из задач исследования.
1) Проблему оптимальной реализации воспитательной функции обучения математическим дисциплинам студентов педагогического вуза на данном этапе нельзя считать решенной полностью. Во-первых, бурное развитие ИКТ порождает изменения в учебном процессе, связанные с внедрением инновационных форм и методов обучения математике. Воспитательный аспект в таких условиях также претерпевает изменения, поэтому необходимо так разрабатывать учебный материал и организовывать обучение, чтобы оставалось достаточно возможностей для воспитания качеств личностей, необходимых будущему педагогу, и в частности, учителю математики. При изучении многих гуманитарных дисциплин часть воспитательной функции возложена на содержание дисциплины. Таким образом, даже при самостоятельном изучении материала происходит самовоспитание в более широком аспекте, так как формируются качества личности не только связанные с процессом получения и усвоения информации, но и социальные и нравственные, как минимум, теоретически. При изучении математических дисциплин акцент смещается в сторону воспитания качеств, связанных с интеллектуальной деятельностью и работоспособностью. Но этого бывает недостаточно для гармоничного формирования компетентности будущего учителя, так в профессиональной деятельности в школе придется одновременно сочетать как интеллектуальные качества, так и социально-нравственные. В процессе обучения школьников они тесно сплетены, так как большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет метод примера. Зачастую отношение к предмету отождествляется детьми с отношением к преподающему его учителю. Можно глубоко знать свой предмет, уметь решать сложные задачи, но не донести знания до обучающихся, не научить их овладению этими знаниями или даже оттолкнуть их от изучения. Поэтому воспитание студентов в процессе обучения математическим дисциплинам не должно сводиться только к формированию компетентности в области математики.
2) При дистанционном обучении нередко происходит так, что некоторые методы воспитания совсем или почти не применяются. Разрабатываются комплексы, содержащие теоретический материал, систему упражнений и контроля, например, тестирование. Если такой комплекс полностью автоматизирован, то есть, обучающийся может изучать материал, выполнять упражнения до тех пор, пока в достаточной мере не усвоит материал, а затем имеет несколько попыток прохождения контрольного теста, то в этом случае фактически остается применение методов упражнения, приучения и в некоторой мере убеждения, например, при изучении доказательств. К тому же преподавателю трудно учитывать индивидуальные особенности студентов при такой форме работы. Таким образом, исчезают методы воспитания, связанные с прямой коммуникацией, такие как пример, беседа, соревнование, что ведет к недостаточному развитию коммуникативных навыков в процессе выполнения профессиональных задач. Также может возникнуть фактор, оказывающий отрицательное влияние в воспитательном аспекте. Стремление «сдать» дисциплину любой ценой приводит к воспитанию таких негативных качеств личности, как недобросовестность, нечестность, лень. Обучающемуся, напрямую не контактирующему с преподавателем, совершить попытки обмана в процес-
педагогические науки
Гейбука Светлана Васильевна, Ковшова Юлия Николаевна ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ...
се контроля легче, чем при непосредственном контакте. Полностью автоматизированный способ эффективен для студентов с достаточно сформированными навыками самовоспитания.
При традиционном обучении математическим дисциплинам имеется больше возможностей для реализации воспитательной функции. Здесь может быть применен весь спектр методов воспитания, причем они могут варьироваться и использоваться в зависимости от контингента студентов и их реакции. Но традиционных форм недостаточно для формирования компетентности будущего учителя в области математики и методики обучения математике. Поэтому целесообразно моделировать процесс обучения так, чтобы при сочетании традиционных и инновационных форм обучения находилось место и воспитательной функции.
3) Приведем несколько вариантов, которые могут быть включены в процесс обучения математике студентов педвуза для реализации воспитательной функции. Эти подходы к реализации воспитательного аспекта обучения применялись авторами при обучении математическим дисциплинам студентов педагогического университета математических и нематематических профилей. В одних случаях приемы совпадали, в других применялись в зависимости от профиля подготовки, уровня обученности и мотивированности студентов. Таким образом, происходило гибкое моделирование учебного процесса, но без отступления от основных целей обучения - формирования соответствующих компетенций. Приведенные в таблице 1 данные получены с помощью методов исследования, о которых было сказано выше.
Таблица 1 - Примеры реализации воспитательной функции при обучении математическим дисциплинам
Формы
Традиционные формы занятий и самостоятельной работы (лекции, практические и лабораторные занятия, домашнее задание, элективные и факультативные курсы)
Дистанционные формы обучения (индивидуальные и групповые онлайн- занятия, телеконференции, вебинары, самостоятельная работа с размещенными электронными средствами обучения и контроля и т.п.)
Исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов
Способы реализации воспитательной функции
Личный пример (корректное поведение, обучение студентов правилам дискуссии, выступлений и т.п.); процесс общения (преподаватель-студент, студент-студент); групповая работа; процесс выполнения заданий;эстетическое воспитание на примерах прикладного применения математических знаний; ознакомление с дополнительными фактами (историческими аспектами математических открытий и фактами из жизни и деятельности ученых и т.д.)._
Личный пример (при дистанционном общении преподаватель-студент); организация интерактивного взаимодействия в «живом» режиме; включение в материалы для ознакомления дополнительных фактов.
Задания исследовательского характера; процесс написания статей, курсовых и выпускных квалификационных работ;
процесс подготовки научных сообщений; выступления на научных мероприятиях; научное общение.
Формируемые качества личности
Настойчивость, целеустремленность,
трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, критичность, культурность (мышления, общения, эстетическая), заинтересованность,
мотивированность,
взаимоуважение.
Стремление к самообразованию, честность, ответственность, самостоятельность,
внимательность,
вежливость,
трудолюбие.
Дисциплинированность, научная культурность,
объективность, рефлексия, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость, критичность.
Творческая деятельность студентов в области математики и методики обучения математике
Преподавательская деятельность студентов (участие в разработке и проведении интерактивных онлайн-уроков, уроков и внеурочных занятий в рамках педагогической практики)
Составление задач, в том числе, сюжетных и занимательного характера; участие в интерактивных математических выставках-шоу;
подготовка творческих номеров в рамках студенческих олимпиад по математике и методике обучения математике; участие в разработке электронных средств обучения и контроля (интерактивные модули, тесты, учебное видео, дидактические игры).
Индивидуальная и совместная деятельность по разработке и проведению занятий;
обмен материалами и мнениями;
коммуникация с обучающимися в качестве преподавателя.
Внимательность, наблюдательность, активность, аккуратность, креативность, самостоятельность,
коммуникабельность,
познание радости творческого труда.
Вежливость, терпение, нравственность, взаимоуважение, ответственность, организованность, коммуникабельность, взаимопомощь, трудолюбие, оперативность.
4) Сравним полученные нами результаты с другими исследованиями, сделаем выводы и обозначим перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Если рассматривать изучение математических дисциплина студентами педагогического вуза, то можно заметить, что в современных научных работах вопросу воспитания уделяется меньше внимания, чем вопросам обучения математике и использованию ИКТ. Также отметим, что, результаты исследований процесса воспитания при обучении другим дисциплинам (физическая культура, педагогика, иностранный язык и др.), с нашей точки зрения, представлены гораздо шире, чем такие исследования, касающиеся процесса обучения математике. Новизна данного исследования заключается в том, что в систематизированной форме представлены конкретные апробированные способы воспитания определенных качеств личности как при дистанционном, так и при традиционном обучении математике.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
1. В процессе обучения математическим дисциплинам студентов педагогического университета реализация воспитательной функции может происходить с помощью разнообразных форм и методов.
2. Приведенные качества личности являются универсальными, но при обучении математическим дисциплинам устанавливается связь между данными качествами и их проявлением в процессе деятельности в области математики и в профессиональной педагогической деятельности, происходит выработка соответствующих умений и навыков, необходимых для формирования компетентности будущего учителя.
3. Возможностей для организации воспитательного процесса при дистанционном обучении математическим дисциплинам на данном этапе меньше, чем при непосредственном контакте, поэтому более актуальными являются изыскания именно в данном направлении.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении:
- теоретические исследования и практические разработки в области реализации воспитательной функции обучения в условиях дистанционного образования;
- исследования в области предельно допустимого соотношения передачи функций обучения электронным средствам;
- разработка требований к электронным средствам
Geybuka Svetlana Vasilevna, Kovshova Yuliya Nikolayevna UPBRINGING IN PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS ..
pedagogical sciences
обучения и контроля, применяемым для дистанционного обучения;
- исследования и разработки в области применения ИИ в обучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жафяров А.Ж. Методология и технология внедрения компе-тентностного подхода в математическом образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31). С. 105-115.
2. Амирбекулы А., Кадирбаева Р.И., Джаманкараева М.А. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-математика в Казахстане //Педагогика. 2019. № 5. С. 112-120.
3. Дзамыхов А.Х., Салахов А.З. О роли математических структур в развитии методической компетентности будущего учителя математики и информатики // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 4 (17). С. 207-210.
4. Евсеева Е.Г., Улитин Г.М. Профессиональная компетентность преподавателя математики в высшей профессиональной школе //Дидактика математики: проблемы и исследования. 2016. № 44. С. 31-35.
5. Элипханов А.В.И. Математика и математическое образование в формате проблемы формирования у субъектов познания процедур критического мышления //Балтийский гуманитарный журнал.
2017. Т. 6. № 4 (21). С. 439-442.
6. Makhometa Т.М., Tiahai 1.М. Використання штерактивного навчання у процес тдготовки майбутнiх учителiв математики // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 48-52.
7. Кожомбердиева Н.Б., Бектурганова М.К., Усенова Р.К. Роль математики в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза //Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 10. С. 187-190.
8. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 81-84.
9. Таненкова Т.В. Природосообразные основы дифференциации обучения студентов математике // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 283-286.
10. Бадюков В.Ф., Шубин В.С. Актуальные проблемы обучения и воспитания студентаXXI века в контексте его конкурентоспособности //Научный руководитель. 2018. № 6 (30). С. 120-124.
11. Гущина А.В. О воспитании нравственности учащейся молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 198201.
12. Назарова Ю.Н. Технологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания //Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 177-179.
13. Рогалева Г.И. Модели воспитания студенческой молодежи: российский и зарубежный опыт // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 294-298.
14. Полиенко Б.С. Система принципов воспитания в профессионально-педагогической подготовке студента // Инновационная наука. 2016. № 4-2. С. 185-187.
15. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 223-230.
16. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.
17. Оймахмадова Ш.Н. Первоочередные проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 359-362.
18. Богословский В.И., Аниськин В.Н. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 305-311.
19. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Разработка учебно-методического обеспечения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 181-184.
20. Добудько Т.В., Пугач В.И., Бурцев Н.П., Пугач О.И., Тюжина И.В., Данилюков П.А. Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 182-188.
21. Павлова Л.Н., Фортыгина С.Н. Осуществление педагогического менеджмента и реализация информационно-коммуникационной компетентности как условие профессиональной готовности педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 281-284.
22. Завиваев Н.С., Проскура Д.В., Шамин Е.А. Информатизация общества, как основа глобальной конкурентоспособности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 234-237.
23. Зверева Ю.С. Информатизация высшего образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 6-2 (85). С. 63-66.
24. Смирнова Е.В. Использование средств икт для формирования и развития речевой иноязычной деятельности «говорение» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 115-118.
25. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.
26. Коноплева В.С., Коноплева И.А. Информатизация высшего учебного заведения как парадигма развития современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1 (38). С. 17-22.
27. Калюжный К.А. Информационная среда и информационная среда науки: сущность и назначение //Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 7-23.
28. Верзилов А.Н. Интеллектуальные информационные системы в открытом образовании //Менеджер. 2017. № 4 (82). С. 95-99.
29. Зиновьев В.Н., Харламова Е.С. Подходы к пониманию проблемы искусственного интеллекта в образовательном процессе // В сборнике: Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов IIIЕжегодная международная научно-практическая конференция. Технологический университет. 2015. С. 161-168.
30. Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В.Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной //Историческая информатика. 2017. № 2 (20). С. 134147.
31. Измайлова Ю.М., Пискарева Е.М. Искусственный интеллект в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование. 2018. № 10. С. 40-42.
32. Гейбука С.В., Ковшова Ю.Н. Оптимизация применения дистанционного и смешанного обучения при изучении математических дисциплин студентами педагогических вузов // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. 2019. № 3 (20). С. 33. — иЯЬ: http://ma123.ru (дата обращения: 25.08.2019).
33. Тарасова Е.Н. Реализация междисциплинарных связей в нравственном воспитании личности студента инженерного вуза в системе гуманитарной подготовки //Инженерное образование. 2016. № 20. С. 257-263.
34. Трофименко Т.Н. Эстетическое воспитание студента на уроках инженерной графики // Вестник научных конференций. 2016. № 6-2 (10). С. 111-112.
35. Колесниченко Н.А., Лаврова Л.С., Поломошнова Г.А. Индивидуальный подход в обучении и воспитании как основной фактор повышения успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 320-322.
36. Добрынин И.М., Нархова Е.Н. Проблема воспитания личности студента-спортсмена в современном обществе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 4. С. 64-69.
Статья поступила в редакцию 31.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019