Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER STUDENT / TEACHING PHYSICS AND MATHEMATICS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATIZED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE IN ICT / COMPETENCY IN ICT / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейбука Светлана Васильевна, Ковшова Юлия Николаевна

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, в частности, в обучении студентов педагогического вуза физико-математическим дисциплинам, в том числе, и в условиях дистанционного обучения. Изучены вопросы, которые при этом возникают у обучающихся. Сформулированы цель и задачи исследования данного вопроса, проведенного авторами, его научная новизна. На основе анализа современных научных источников, а также личного опыта авторов рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения ИКТ в обучении физико-математическим дисциплинам, анализируются проблемы, возникающие при использовании ИКТ в обучении будущих учителей. Выдвигаются предложения по решению этих проблем и повышению эффективности применения ИКТ в обучении физико-математическим дисциплинам в педагогическом вузе, а также указывается, как преподаватель может этому способствовать. Перечислены действия, в которых активная позиция педагога очень важна. Описываются результаты и перспективы дальнейших исследований и работы в данном направлении, в частности, активное участие в формировании и оптимизации электронной образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гейбука Светлана Васильевна, Ковшова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS TO SOLVE PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL AND MATHEMATICAL DISCIPLINES AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the use of information and communication technologies (ICT) in the educational process of the Pedagogical Universities, in particular, in teaching physics and mathematics including distance learning. The questions that the students ask are studied. The purpose and tasks of the study of this issue, conducted by the authors, and its scientific novelty are formulated. Based on the analysis of modern scientific sources, and on personal experience of the authors, the positive and negative aspects of the use of ICT in the training of future teachers are analyzed. The authors have put forward proposals on improving the effectiveness of the use of ICT in the educational process of the pedagogical university, and they also indicate how the teacher can contribute to this process. The article lists the actions in which the active position of the teacher is very important. It describes the results and prospects of further research and work in this direction, in particular, the active participation in the formation and optimization of the electronic educational environment of the University.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

246

Евгений Павлович Крылатое ("Колыбельная медведицы", "Крылатые качели", "Три белых коня" и другие}.

Описанные методические принципы обучения английскому языку на материале песен показывают, что песня является одним из учебных ресурсов в обучении английскому языку, который подходит для детей а отношении их возрастных психологических характеристик. Многие факторы, которые следует учитывать, влияют на успех реализации данных методических принципов. Обучение английскому языку с помощью песен является одной из альтернатив для детей, чтобы легко и эффективно овладеть иностранным языком. Песни, известные с раннего возраста на русском языке и переведенные на английский язык, могут помочь преодолеть языковые барьеры с помощью сочетания ритма, мелодии и смысла. Кроме того, повторяющиеся тексты песен позволяют детям быстро запоминать и усваивать новые слова. Поскольку преподавание - это развивающееся искусство, которое требует новаторских и творческих идей для повышения своей эффективности, методики такого рода должны активно применяться в российских школах. Этот ресурс может помочь нашему преподаванию, обеспечивая при этом непринужденную атмосферу и мотивацию обучающихся. Такая деятельность ориентирована на обучающегося, поэтому, используя ее, мы даем возможность нашим ученикам выразить себя, получить удовольствие во время обучения и более эффективно использовать свои умственные резервы.

Таким образом, неоспоримым является тот факт, что если мы стремимся обеспечить успешное и полезное обучение, то мы должны рассматривать использование песен как один из способов объединения структурных, прагматических, культурных,просодическихи коммуникативных аспектов языка при обучении иностранному языку. Разработанная нами с

использованием вышеописанных принципов и критериев методика обучения английскому языку на основе переведенных песен была апробирована и встречена одобрением со стороны обучающихся и их родителей. Все наши сборники рекомендованы РАО.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. -М.: Лабиринт, 1999. -352 с.

2. Выготский Л.С Психология развития человека.

- М.: Смысл; ЭКСМО, 2005, - 1136 с.

3. Гальскова, Н. Д, Cos реме иная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.

- М,: АРКТИ. 2003. - 165 С.

4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез,- М.: Академия, 2004. - 336 с.

5. Давыдов В.В, Концепция учебной деятельности школьников. Вопросы психологии. - М., 1981 - N* б-с. 15.

6. Мильруд Р.П. Билингвизм в учебных условиях или ошибка Ьерлица // Иностранные языки. -2017. - Март. - Режим доступа: http:// iyazyki.prosv.ru/2017/03/bflingualism/ +-

/. Мильруд Р,П. Методика преподавания аш'лийс-кого языка : учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2007.-253 с.

8. Мильруд, Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. -2000. - №4,- С. 9-15.

9. Миролюбив, A.A. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / A.A. Ми-ролюбов, И.В. Рахманов. - М.: Просвещение, 1967.

- 503 с.

10. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М. : Просвеще ние, 1991.-223 с.

11. Пассов, LH. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М. : Рус ский лзык, 1989. - 276 с.

12. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в сред ней школе. - М.: Просвещение, 1988, - 223 с.

13. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления// Психолингвистика. - М., 1984.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.

15. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика.-- М., 1983.-С. 133-136.

SOME WAYS TO SOLVE PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICAL AND MA THEMAT7CAL DISCIPLINES ATTHE PEDAGOGICAL UNIVERSITY Geybuka Svetlana Vasityevna, PhD of Pedagogical sciences, Department of Algebra and Mathematical Analysis Kovshova Yuliya Nikolayevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Geometry and Methodology of Teaching Mathematics

institute of Physics and Mathematics, Information and Technological Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

The article deals with the use of information and communication technologies (ICT) in the educational process of the Pedagogical Universities, in particular, in teaching physics and mathematics including distance learning. The guestions that the students ask are studied. The purpose and tasks of the study of this issue, conducted by the

authors, and its scientific novelty are formulated, Based on the analysis of modern scientific sources, and on persona! experience of the authors, the positive and negative aspects of the use of ICT in the training of future teachers are analyzed. The authors have put forward proposals on improving the effectiveness of the use of ICT in the educational process of the pedagogical university, and they also indicate how the teacher can contribute to this process. The article fists the actions in which the active position of the teacher is very important It describes the results and prospects of further research and work in this direction, in particular, the active participation in the formation and optimization of the electronic educational environment of the University.

Keywords: teacher student; teaching physics and mathematics; information and communication technologies; in formalized educational environment; competence in ICT; competency in iCT; distance learning.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.47

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ удк 378.14 В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ВАК РФ 13.00.02 КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКО-МА ТЕМА ТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных ф Гейбука СВ., 2020 технологий (ИКТ] в образовательном процессе, в частности, в обучении сту- о Ковшова ЮН, 2020 дентов педагогического вуза физико-математическим дисциплинам, в том числе, и в условиях дистанционного обучения. Изучены вопросы, которые при атом возникают у обучающихся. Сформулированы цель и задачи исследования данного вопроса, проведенного ав торами, его научная новизна. На основе анализа современных научных источников, а также личного опыта авторов рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения ИКТ в обучении физико-математическим дисциплинам, анализируются проблемы, возникающие при использовании ИКТ в обучении будущих учителей. Выдвигаются предложения по решению этих проблем и повышению эффективности применения ИКТ в обучении физико-матема тическим дисциплинам в педагогическом вузе, а также указывается, как преподаватель может этому способствовать. Перечислены действия, в которых активная позиция педагога очень важна, Описываются результаты и перспективы дальнейших исследований и работы в данном направлении, в частности, активное учас тие в формировании и оптимизации электронной образовательной среды вуза. Ключевые слова: студент педагогического вуза; физико-математические дисциплины; информационно-коммуникационные технологии; информационная образовательная среда; ИКТкомпетенции; дистанционное образование.

В основе действующих и проектируемых образовательных стандартов лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы с учетом современных условий, таких как информатизация образования. ИКТ "прочно внедрились в образование - как в процесс обучения и воспитания, так и в процессы организации и управления" [4, с. 33]. Особенно этот аспект актуален в 2020 году из-за перехода вузов Российской Федерации на дистанционное обучение. К настоящему времени существует много возможностей применения ИКТ в обучении физико-математическим дисциплинам, К ним относятся как платформы для дистанционных и смешанных форм обучения, так и специальные программы для вычислений, моделирования объектов, анализа процессов и явлений, а также электронные, в частности интерактивные средства обучения (учебники, пособия, тесты, учебное видео и т.п.).

Тем не менее, существуют противоречия, приводящие к необходимости решения проблемы сбалансированного применения ИКТ в обучении физико-математическим дисциплинам, в том числе, в условиях дистанционного обучения. Так, например, в школе существуют ограничения, а в ряде случаев даже запрет на использование мобильных и электронных вычислительных средств; на уроках при традиционной форме обучения, на экзаменах, в особенности при

ГЕЙБУКА Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, кафедра Алгебры и матема тического анализа

КОВШОВА Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Геометрии и методики обучения математики

Институт физико математического, информационного и технологического образования, Новосибирс кий государственный педагогический университет, Новосибирск

LU

s ^

о

LU

< ct

LU

# * *

248

проведении государственной итоговой аттестации. У будущих учителей математики и физики могут возникнуть следующие противоположные вопросы:

1} какова цель изучения специальных возможностей использования ИКТв обучении физико-математическим дисциплинам, если потом при работе в школе эти средства не будут применяться?

2) для чего вводить ограничения и запреты на использование ИКТ при обучении физико-математическим дисциплинам, если на современном этапе информатизация образования неизбежна и сопротивление ей бесполезно?

3) целесообразна ли полная замена "рУч~ ных" действий возможностями ИКТ при решении ряда задач при обучении физико-матема-тическим дисциплинам в вузе и школе?

Таким образом, вопрос целесообразности изучения специальных возможностей применения ИКТ в учебном процессе может быть поставлен студентами под сомнение. Как следствие, возможно снижение мотивации к освоению возможностей использования ИКТ в обучении физико-математическим дисциплинам, что, в свою очередь приводит к снижению эффективности овладения соответствующими компетенциями. Во втором случае возникает вопрос целесообразости традиционных "ручных" действий

Все это порождает проблему содержания подготовки будущих учителей математики и физики при формировании их ИКТ-компетен-ций с целью последующего сбалансированного применения ИКТ в их будущей профессиональной деятельности в условиях активного развития информационной образовательной среды.

Современные исследователи активно занимаются проблемами информатизации образования [1,6,8,9,11,13,14]. Проблемы информатизации при обучении физико-матема-тическим дисциплинам в научной литературе рассмотрены не столь широко [2, 5, 7, 10, 12, 15] и в основном посвящены возможностям применения специальных средств. Анализ положительных и отрицательных последствий именно в этой области является весьма актуальным, так как в последнее время практика показала острую необходимость дальнейшего совершенствования процесса информатизации образования, в частности, при обучении физико-математическим дисциплинам.

На основе научно-методологических, и эмпирических данных, полученных в процессе профессиональной деятельности, обозначить

актуальные задачи подготовки студентов физико-математических профилей к сбалансированному использованию ИКТ в современной общеобразовательной школе.

Наши задачи:

1) выявить современное состояние проблемы;

2) произвести наблюдения потенциального контингента, на который будут направлены результаты подготовки, и проанализировать полученные результаты;

3) разработать варианты подготовки студентов математических профилей, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, к сбалансированному применению ИКТ в профессиональной деятельности.

Научная новизна заключается в постановке проблемы, определении актуальных задач в исследуемом направлении, а также в разработке плана решений этих задач.

Рассмотрим современное состояние вопроса информатизации обучения по физико-мате-матическим дисциплинам. Отметим, что целью данной статьи не является общий, универсальный анализ применения образовательных платформ в обучении, в частности, в дистанционном, которое обрело особую актуальность в результате пандемии C0VID-19. В таких условиях переход на дистанционное обучение является практически единственной альтернативой традиционному способу взаимодействия обучающихся и обучающих. Мы направленно рассматриваем обучение физи-ко-математическим дисциплинам и целесообразность применения ИКТ именно в этом случае. При этом учитывается как дистанционная, так и традиционная формы обучения. Вопросы здоровьесбережения в условиях дистанционного образования были рассмотрены нами ранее [3].

Многие положительные стороны использования ИКТ уже не вызывают сомнений. Так, например:

1. ИКТ существенно облегчают работу студентов и преподавателей при проведении исследовательской деятельности. Общение с помощью мессенджеров, электронной почты, образовательных платформ, телеконференций, которые подразумевают использование стационарных и мобильных устройств, увеличивает оперативность взаимодействия, студенты быстрее получают ответы на свои вопросы и предложения. Кроме того, использование компьютера позволяет освободиться от рутинных расчетов, например, при статистической об-

работке результатов эксперимента, и снизить риски арифметической ошибки.

2. Как показывает практика, часто учителя применяют те приемы и методики работы, которые были использованы во время их собственного обучения в школе и в вузе. Оценив на собственном опыте удобство и целесообразность тех или иных методов, будущие педагоги постепенно собирают свою методическую "копилку", И чем больше методов они увидят и попробуют в процессе обучения, тем легче им будет выбратьте,которые подойдут для конкретных условий работы в образовательных организациях.

3. Нельзя при проведении данного исследования обойти вниманием такую важную составляющую процесса обучения, как дистанционное образование. Оно помогает решить проблему обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, которые в данный момент не могут посещать образовательное учреждение (болезнь, участие в мероприятиях в другом городе и т.д.), а также в период форс-мажорных обстоятельств (катаклизмы, эпидемии, транспортные коллапсы и т.п.). Кроме того, многие вузы страны предлагают дистанционное обучение по программам бакалавриата, специалитета, а также дистанционные курсы повышения квалификации и переподготовки.

Теперь рассмотрим отрицательные стороны использования ИКТ.

1. В школе зачастую применение ИКТ учителем при обучении физико-математическим дисциплинам ограничивается тем, что на уроках используется компьютер, проектор и до-кумент-камера для представления учебной информации (слайды, фото, видео, документы), а также интерактивная доска для чертежей и записей вместо обычной доски или в дополнение к ней. В условиях дистанционного образования - это использование возможностей образовательных платформ, стандартных средств Office, специальных редакторов, систем компьютерной математики. Несомненно, при обладании определенными навыками все это удобно, сокращает время объяснения материала и выполнения чертежей. К сожалению, многие учителя злоупотребляют использованием уже готовых электронных материалов, не всегда оценивая их качество, и не принимая во внимание авторские права. Можно сказать, уже выросло поколение учителей, которые, еще обучаясь в школе, использовали готовые домашние задания (ГДЗ). Теперь они поступают так с учебными материалами, порой не со-

поставляя их с содержанием учебников из Федерального перечня, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.

Общедоступность таких ресурсов, как ГДЗ, онлайн-калькуляторы для решения самых разных задач, с точки зрения авторов статьи, является одним из существенных минусов информатизации образования. К сожалению, часто школьники используют их для того, чтобы списать решение задач, выданных учителем в качестве домашнего задания. Это отрицательно сказывается как на умении решать, так и на умении оформлять решение, и в целом приводит к снижению математической грамотности. Не стоит забывать о больших возможностях для списывания, в том числе и во время промежуточной и итоговой аттестации. Отметим также, что регулярное использование встроенных подсказок правильного написания слов может отрицательно сказаться на грамотности. Также при отсутствии письма "от руки" и построений инструментами теряются важные навыки, страдает мелкая моторика, которая важна для не только поддержания физического состояния, но и умственного. Поведение студентов зачастую мало отличается от поведения школьников. Нередко они также стремятся идти "по пути наименьшего сопротивления" и цель "научиться" подменяется на цель "сдать". Потом, когда они переходят из разряда обучающихся в разряд обучающих, они бывают возмущены таким поведением школьников и пытаются этому препятствовать, не прекратив при этом вести себя аналогичным образом.

Можно ли в таком случае говорить об эффективном освоении физико-математических дисциплин? В данном случае можно говорить о повышении ИКТ-компетентности, но не о повышении знаний в области математики и физики. Каков же выход? Можно сделать вывод, что, несмотря на широкое внедрение и глубокое проникновение ИКТ в учебный процесс, целесообразно все же выполнять многие действия в прежнем режиме. Обучающиеся нередко спрашивают, зачем нужно подробно решать задачи в тетради, если существуют программы, которые выполнят те же действия за секунды и красиво представят и проиллюстрируют решение? Но ИКТ не стоят на месте, развиваются и выходят на новый уровень. Программные продукты, актуальные сегодня, завтра могут безнадежно устареть и если не понимать суть задачи, то как реализовать ее решение с помощью новых программных средств? Повышение научной и творческой активности студен-

тов - будущих учителей может хотя бы частично решить проблему списывания из готовых источников. Если учитель не испытывает особых трудностей в составлении задач или может корректно изменить условие и числовые данные в готовых задачах, то он может быстро и эффективно создавать банки задач и тестов, ответы на которые обучающиеся не смогут найти в готовом виде в Интернет-источниках.

2. Многие внедряемые технологии не "приживаются". Впоследствии они могут быть заменены на другие или просто перестать быть востребованными. Так, например, системы опроса и тестирования с пультом для голосования не завоевали популярности среди учителей математики и физики. Учителя по-пре-жнему предпочитают бланковое или обычное компьютерное тестирование. Учитель должен уметь выбирать наиболее эффективные формы контроля материала среди множества существующих и меняющихся, 8 обучении студентов следует учитывать это и формировать гибкость при работе со средствами обучения и контроля, чтобы переход от одного к другому не вызывал особых затруднений.

3. Также отметим проблемы, возникающие при дистанционном обучении студентов. Если обучающийся мотивирован на получение необходимых компетенций, то дистанционное курсы помогают получить образование тем, кто не может обучаться очно в силу ограниченности во времени или иных обстоятельств. Но далеко не все студенты приходят в вуз за знаниями, некоторым важно наличие диплома о высшем образовании. И отследить сам ли студент выполнял задания, писал работы и т.д. практически невозможно. Попытки решения этой проблемы предпринимались, но нельзя сказать, что она решена на данный момент. С нашей точки зрения, применение дистанционного обучения оправдано для повышения квалификации и курсов переподготовки, на которые чаще всего целенаправленно идут специалисты, четко понимающие, зачем имэто необходимо, то есть мотивированные. Но, тем не менее, и в таком случае у некоторых наблюдается модель поведения "лишь бы сдать". Вопрос целесообразности освоения программ бакалавриата только с помощью ИКТ остается открытым и особенно острым.

Активная позиция преподавателя может быть выражена в следующих действиях:

1) участие в разработке рабочих программ дисциплин физико-математического цикла с целью создания целостной картины содержания математического образования в педагогическом вузе и общего представления, где имен-

но и как наиболее эффективно применять ИКТ;

2) проведение занятий по дисциплинам физико-математического цикла с применением ИКТ и акцентом на их использование в процессе будущей педагогической деятельности, указанием как положительных, так и отрицательных сторон их применения, и как следствие повышение мотивации студентов к данному виду работы;

3) ведение персональных сайтов с использованием возможностей дистанционного обучения и выбором разнообразных и наиболее эффективных форм взаимодействия;

4} дистанционное обучение физико-мате-матическим дисциплинам студентов заочной (дистанционной) формы обучения с учетом анализа положительных и отрицательных сторон;

5) руководство научно-исследовательской деятельностью студентов с применением ИКТ;

6) руководство студентами при оформлении ими заявок на гранты и конкурсы различного уровня;

7) личная педагогическая деятельность с применением ИКТ в обучении физико-матема-тическим дисциплинам в вузе и в общеобразовательной школе;

8) привлечение студентов к разработке учебно-методических материалов для дистанционного обучения школьников;

9) руководство проектно-исследовательс-кой деятельностью с применением ИКТ;

10) повышение личной ИКТ-компетентно-сти и ИКТ-компетентности студентов в процессе проведения занятий по дисциплинам, а также написании курсовых и выпускной квалификационной работ;

11) участие в научных мероприятиях различного уровня;

12) участие в разработке онлайн-курсов и электронных учебных пособий;

13) участие в организации и проведении встреч/семинаров студентов с учителями общеобразовательных организаций, активно использующими мобильное электронное обучение;

14) участие в распределении студентов на педагогическую практику в такие общеобразовательные организации, где применение ИКТ носит системный характер.

Результаты экспериментальной деятельности и их анализ:

1} рабочие программы дисциплин "Основы математической обработки информации", "Математика. Математический анализ", "Геометрия ЗО-моделирования", "Компьютерная геометрия";

2) публикации бакалавриатов и магистрантов под руководством авторов данной статьи по темам, посвященным применению ИКТ при обучении физико-математическим дисциплинам;

3) разработка дистанционных лабораторных работ исследовательского характера по физике, в которых требуется не только просмотр и анализ материала с помощью ИКТ, но и выполнение части работы в реальных, доступных обучающимся, условиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) разработка творческих заданий для магистрантов по созданию материалов для руководства исследовательской деятельностью в области математики и физики, а также исследований интегрированного характера в условиях дистанционного обучения;

5) привлечение студентов к созданию материалов для дистанционной работы со школьниками, в том числе, для дистанционных эвристических олимпиад. Успешная защита выпускных квалификационных работ поданным темам под руководством авторов статьи;

6) выступление на конференциях;

7) собственные публикации авторов статьи в научных журналах и сборниках материалов конференций.

Перспективами дальнейших исследований и деятельности в данном направлении являются:

- применение полученных результатов для продолжения исследования в данном направлении;

- актуализация учебно-методических материалов по вопросам подготовки студентов к работе с применением ИКТ;

- дальнейшее повышение Некомпетентности в связи с постоянным развитием технологий и появлением новых возможностей их применения;

- публикации научных статей по проблеме исследования;

-дальнейшее использование системно-де-ятельностного подхода с учетом применения инновационных технологий в образовании и развития ИКТ:

-активноеучастие в формировании информационной образовательной среды вуза и оптимизации ее использования с учетом научных основ, экспериментальной деятельности и анализа опыта работы.

Литература:

1. Асланов P.M., Беляева Е.В. Роль йнформацион ных технологий 8 повышении качества профес сионального образования // Наука и школа. -2015.-№ З.-С 89-93.

2. Бархатов H.A., Ревунова LA., Ундалова И.С Иино-еатика дистанционных методов обучения как фактор роста экономических показателей вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 128-131.

3. Гейбука C.Fi,, Ковшова Ю.Н. Дистанционное обучение математическим дисциплинам студентов педагогического вуза с учетом здоровьесберегающих факторов //Kant. - 2020. - N' 2 (35). - С, 220-225.

4. Гейбука C.B., Ковшова Ю.Н; Оптимизация применения дистанционного и смешанного обучения при изучении математических дисциплин студентами педагогических вузов // ЦИТИСЭ, -2019. - №3(20). - С. 33.

5. Глизбург В.И. Подготовка магистров педагогического образования к интегрированному обучению школьников математике и информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, -2019.-Т. 16.- NM. - С.318-327.

6. Елисеева A.A. Информатизация в Китае: плюсы и минусы // Гуманитарный акцент. - 2019. N»1. С. 68 72.

7. Ерохин C.B., Садыкова А.Р.,Жданкина Ю.С, Кор-жуев A.B., Семенов C.B. Платформа электронного дистанционного обучения Moodle как резерв повышения качества технического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - №6. -С 138-154.

8. Карабанов A.A., Лужецкий C.B. Информатизация образования: проблемы и решения // Вестник военного образования. - 2017. - № 4 (7). -С. 24-28.

9. Миронов В.В. Информатизация образования: достижения и проблемы // Информатизация образования и науки. - 2017. - Ый 4 (36). - С, 3-18,

10. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Преимущества использования интерактивной доски на заняти-ях по высшей математике в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагоги' ческие науки. - 2019. - №2 (42). - С. 134-144.

11. Петров П.К, Информатизация физкультурного образования: опыт и проблемы // Теория и практика физической культуры. - 2017. - Ne 1. - С. 6-8,

12. Сабирова Ф.М., Исмагилова Е.И. Проблемы и перспективы информатизации ф из и ко-ма тематического образования (некоторые итоги научно-практической конференции) // Международный журнал прикладных и фундаментальных иссле дований. - 2017. - № 1 -2,- С. 336-340.

13. Современные проблемы информатизации образования: монография / И.Г. Захарова [и др.]; отв. редактор М,И. Лапчик. - Омск: Омский государственный педагогический университет, 2017. -404 с.

14. Сорокина НД Сетевые формы организации методической деятельности как средство повышения мастерства педагогов // Наука и школа. -2018. - № 2,- С, 107-111.

15. Султанбаева Г.С. Технология портфолио как средство развития исследовательских компетенций будущих бакалавров математиков // Совре менные наукоемкие технологии, - 2018. - №6. -С. 238-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.