Научная статья на тему 'Повышение эффективности оперативного реагирования при локализации аварии на примере персонала объектов магистральных газопроводов'

Повышение эффективности оперативного реагирования при локализации аварии на примере персонала объектов магистральных газопроводов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЕРСОНАЛ / OPERATIONAL STAFF / ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / RAPID RESPONSE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глебова Елена Витальевна, Волохина Алла Тагировна, Гуськов Михаил Анатольевич

Важным элементом системы оперативного реагирования при эксплуатации опасных производственных объектов являются учебно-тренировочные занятия. Успешность тренировок, как и эффективность действий в аварийных ситуациях, во многом зависит от уровня развития профессионально важных качеств персонала. Предлагается подход по совершенствованию системы учебно-тренировочных занятий с применением автоматизированного комплекса определения готовности персонала к аварийным ситуациям. Подход применим в нефтегазовой отрасли, электрои теплоэнергетике с учётом особенностей производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глебова Елена Витальевна, Волохина Алла Тагировна, Гуськов Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency increasing for emergency response staff of gas pipelines objects

Operational staff training is important part of emergency response systems on strategic facilities. Successful training as well as efficient emergency reaction undoubtedly depends on professional qualities of staff. We suggest the new approach to training classes with the automation complex that helps estimate staff emergency preparedness. Our approach can be applied to oil and gas sector or electric and heat supply sector meaning their certain features.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности оперативного реагирования при локализации аварии на примере персонала объектов магистральных газопроводов»



УДК 622.691.4

Повышение эффективности оперативного реагирования при локализации аварии на примере персонала объектов магистральных газопроводов

Е. В. Глебова,

РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, доктор технических наук, профессор

А. Т. Волохина,

РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, кандидат технических наук, доцент

М. А. Гуськов,

РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, ассистент

Важным элементом системы оперативного реагирования при эксплуатации опасных производственных объектов являются учебно-тренировочные занятия. Успешность тренировок, как и эффективность действий в аварийных ситуациях, во многом зависит от уровня развития профессионально важных качеств персонала. Предлагается подход по совершенствованию системы учебно-тренировочных занятий с применением автоматизированного комплекса определения готовности персонала к аварийным ситуациям. Подход применим в нефтегазовой отрасли, электро- и теплоэнергетике с учётом особенностей производственной деятельности.

Ключевые слова: аварийность, оперативный персонал, оперативное реагирование, профессионально важные качества.

Анализ статистических данных по аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта как важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса за последние 8 лет показал значительное преобладание числа аварий на газопроводах [1]. Меры по модернизации изношенных систем в ряде случаев недостаточны; более того, с увеличением объёмов строительно-монтажных работ растёт количество аварий, связанных с применением технологий с низким запасом прочности монтажных сварных соединений и низкими механическими характеристиками основного металла труб. Доля аварий на газопроводах за последние два года превышает 75 % (рис. 1).

Масштаб последствий аварии во многом зависит от действий оперативного персонала, и одним из путей снижения потенциального ущерба может

45

■ на объектах магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов - на объектах магистрального транспорта газа

Рис. 1. Динамика показателей аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта с 2006 по 2013 гг.

стать разработка новых подходов планирования действий по оперативному реагированию персонала в случае реализации аварии. Разрабатываемый на каждом опасном производственном объекте план по локализации и ликвидации последствий аварий [2] предусматривает необходимость организации и проведения учебно-тренировочных занятий для отработки практических навыков и действий работников в условиях аварии.

Для работников, чьи профессии отнесены к оперативному персоналу, важно не только владеть знаниями в области технологии и безопасности, но и уметь быстро и чётко реагировать на события. Именно от уровня развития профессионально важных качеств зависит, как человек поведёт себя в нештатной ситуации, и для сокращения времени локализации и ликвидации аварии необходимо учитывать уровень развития данных качеств оперативного персонала, в том числе при комплектовании рабочих смен.

Для реализации данной задачи на базе ООО «Газпром трансгаз Югорск» был разработан автоматизированный комплекс определения готовности оперативного персонала к действиям в аварийных ситуациях на основе оценки профессионально важных качеств (ПВК). Разработка автоматизированного комплекса включала следующие основные этапы:

- изучение производственной деятельности работников для выявления ПВК, необходимых для успешного ведения противоаварийных работ;

- подбор диагностических методик для оценки выявленных качеств;

I

I

=5

I

I

Профессия: начальник смены (диспетчер)

Общие сведения: профессия по обеспечению оперативного руководства и контроля над работой основного и вспомогательного оборудования компрессорной станции

Требования к общеобразовательной подготовке:

высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет

Знания и опыт, необходимые для выполнения обязанностей

Должен знать:

- план ликвидации аварий;

- положение о диспетчерской службе;

- правила безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов (МГ);

- правила технической эксплуатации МГ;

- правила пожарной безопасности;

- конструкцию и основные характеристики оборудования, установленного на МГ, отводах, промплощадках линейно-производственного управления МГ (ЛПУ МГ), технологический режим его работы;

- график и номограммы по определению и ведению режимов работы турбоагрегатов и газопроводов;

- должностные инструкции оперативного персонала газокомпрессорной службы (ГКС), линейно-эксплуатационной службы, ЛПУ МГ;

- технологические схемы МГ, КС и прилегающих участков;

- схемы газовых, воздушных, водных коммуникаций, схемы маслоснабжения, теплоснабжения, канализации, электроснабжения объектов ЛПУ МГ;

- все линейные сооружения на трассе ЛПУ МГ, расположение контрольных пунктов телемеханики, станций катодной защиты, мест нахождения запаса аварийных труб, мест складирования метанола, расположения дорог, мостов, оврагов, переходов через реки, железные и автомобильные дороги, пересечения с линиями электропередач и др.;

- состояние аварийного транспорта, специальных машин и механизмов, местонахождение аварийной бригады.

Должен уметь:

- использовать планы ликвидации аварий;

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению деятельности диспетчерской службы филиала;

- строить графики перепадов давления газа в газопроводах; в случае обнаружения перепада выше допустимого принимать меры по его ликвидации;

- пользоваться аппаратурой приёма-передачи данных, стандартными средствами обработки информации, определяемыми соответствующим стандартом предприятия как обязательные к применению в объёме учебной программы, утверждённой для данной квалификации и должности.

Характеристика деятельности

- принимает участие в противоаварийных тренировках;

- осуществляет мониторинг специальных характеристик и особо ответственных процессов;

- обеспечивает надёжную и безопасную эксплуатацию производственных объектов в соответствии с законодательством РФ, действующими нормами и правилами;

- обеспечивает выполнение плана транспортировки газа и ритмичной работы производственных объектов ЛПУ МГ;

- занимается сбором информации о работе основного и вспомогательного оборудования КС, газопровода и других установленных показателей в требуемом объёме от соответствующих служб и подразделений ЛПУ МГ;

- контролирует работу основного и вспомогательного оборудования, установленного на промплощадках и газопроводах, обеспечивает строгое выполнение заданного режима и бесперебойность его работы;

- контролирует с помощью линейных обходчиков давление по трассе МГ;

- контролирует получение от поставщиков, транспортировку и производство заливки метанола в газопровод в аварийных случаях или согласно графика;

- даёт оперативные распоряжения, в том числе на пуск, останов, вывод в ремонт, вывод из ремонта или из резерва основного и вспомогательного оборудования в соответствии с запросом начальников ГКС, графиком ремонтов и разрешения начальника смены центральной производственной диспетчерской службы;

- ведёт оперативный контроль над выполнением строительно-монтажных и ремонтных работ на промплощадках и трассе газопроводов;

- фиксирует работу основного и вспомогательного оборудования по установленной форме;

- для обеспечения заданного режима транспорта газа пускает и останавливает газоперекачивающие агрегаты и вспомогательное оборудование КС и изменяет режим их работы.

т

Специфический характер деятельности

- вынужденный темп деятельности;

- переменный ритм деятельности (отсутствие монотонности работ);

- иногда приходится решать нестандартные задачи;

- преобладание значительных статических нагрузок (пребывание в одной позе длительное время);

- неполная определённость задач (имеется частичная информация об обстановке);

- большой объём перерабатываемой информации в процессе деятельности.

Санитарно-гигиенические условия

- продолжительность рабочего дня 12 часов;

- двухсменный режим работы;

- нормальный уровень освещённости;

- деятельность в условиях допустимого шума;

- основная рабочая поза - сидя;

- большая часть рабочего времени -в помещении.

X

Наиболее значимые ПВК - 1 группа важности (средняя оценка > 2)

Внимание

- скорость и устойчивость внимания;

- концентрация внимания. Эмоциональные:

- эмоциональная стабильность;

- нервно-психическая устойчивость;

- поведение в конфликтной ситуации. Волевые:

- ответственность. Коммуникативные:

- организаторские способности;

- коммуникабельность.

Основные ПВК - 2 группа важности (средняя оценка от 1,6 до 2,01) Память: кратковременная память.

Мыслительные: аналитическое мышление, вычислительные способности. Волевые: темп психических процессов.

Рис. 2. Профессиограмма начальника смены — диспетчера

- установление локальных нормативов по каждой методике и интегральной оценки, позволяющей определять степень готовности работника к действиям по локализации и ликвидации аварий.

На первом этапе исследования экспертным путём был определён набор наиболее значимых для оперативного персонала ПВК [3]. Работников условно разделили на две группы: руководители работ (начальники смен - диспетчеры, мастера линейно-эксплуатационной службы, инженеры по эксплуатации объектов газового оборудования и исполнители работ (машинисты технологических компрессоров, линейные обходчики, электромонтеры). Правильность данного деления была статистически обоснована.

Информация о производственной деятельности работников данных профессий (должностей) и выявленные ПВК, необходимые для выполнения требуемых производственных функций (оперативного реагирования), были сведены в профессиограм-мы. Для примера на рис. 2 приведена профессиограм-ма начальника смены - диспетчера.

Профессиограмма отражает общие особенности профессии, основные действия и операции, их последовательность, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха и другие особенности. Наиболее важной частью профессиограммы является раздел, включающий перечень необходимых личностных качеств работника с учётом степени их важности.

На следующем этапе работы были подобраны диагностические методики, позволяющие исследовать наиболее значимые свойства выявленных профессионально важных качеств.

Корректурная проба (буквы) - для оценки объёма, устойчивости, концентрации, распределения и переключения внимания, а также темпа психических процессов.

Тест «Чёрно-красная таблица» - для оценки объёма, устойчивости, концентрации, распределения и переключения внимания.

Тест «Установление закономерностей» - для оценки кратковременной памяти и аналитического мышления.

Шкалы - для оценки кратковременной памяти и вычислительных способностей.

Числовые ряды - для оценки аналитического мышления и вычислительных способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО, факторы С, И, O - для оценки эмоциональной стабильности.

Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО, фактор G- для определения уровня ответственности.

Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО, фактор Q3 - для определения уровня дисциплинированности.

Анкета «Прогноз-2» - для оценки эмоциональной стабильности и нервно-психической устойчивости.

Методика Айзенка - для определения уровня эмоциональной стабильности и нервно-психической устойчивости.

Поведение в конфликтной ситуации - для

выявления стиля поведения в конфликтной ситуации.

Коммуникативно-организационные способности -

для оценки коммуникабельности и организаторских способностей.

Для расчёта нормативно-оценочных шкал по данным методикам было проведено экспериментальное тестирование 586 работников ООО «Газпром транс-газ Югорск» (204 человека из числа руководителей работ и 382 человека из числа исполнителей работ). Для установления зависимости между уровнем развития ПВК работников и результатами проведения учебно-тренировочных занятий была разработана трёхуровневая система оценок. Общая оценка действий оперативного персонала при проведении тренировок складывалась из трёх факторов: правильность действий, оперативность действий, достигаемый результат.

По каждому из этих факторов действия работников оценивались руководителями учебно-тренировочных занятий (экспертами) по специально разработанной десятибалльной шкале. При этом детально описанные критерии упрощают работу эксперта по выставлению объективной оценки (табл. 1-3).

Наличие высокой корреляционной связи (коэффициент корреляции 0,67-0,76) между результатами тестирования по подобранным диагностическим методикам и результатами учебно-тренировочных занятий подтверждает правильность гипотезы о наличии взаимосвязи между уровнем развития ПВК и действиями работников в ходе оперативного реагирования.

Для упрощения процедуры тестирования работников была разработана автоматизированная система оценки ПВК оперативного персонала ООО «Газпром трансгаз Югорск», которая на основе уравнения множественной регрессии позволяет сделать итоговое заключение об уровне развития ПВК оперативного персонала. С помощью программного пакета для статистического анализа Statistica Ver. 10 (StatSoft, Inc.) были получены два уравнения, характеризующих готовность оперативного персонала к действиям при реализации возможной аварии (для группы исполнителей и группы руководителей работ).

Уравнение для группы руководителей работ:

Y = Bi-Xi + В2-Х2... + B30 -X30, (1)

где B1...B30 - коэффициенты, полученные в результате множественного регрессионного анализа (табл. 4);

X1...X30 - итоговые оценки по диагностическим методикам (табл. 4).

Уравнение также было получено для группы исполнителей работ по оперативному реагированию. В уравнения подставляются стандартизованные результаты тестирования по методикам, умноженные на соответствующие коэффициенты (табл. 4), которые были определены в ходе установления корреляционной связи с результатами учебно-трениро-

Таблица 1

Шкала и критерии оценки правильности действий

Шкала оценки Критерий оценки

От 1 до 3 баллов -неудовлетворительные результаты тренировки Действует неверно. Несобран. Недисциплинирован. Неспособен принимать самостоятельные решения. Профессиональные навыки отсутствуют. Не реагирует на распоряжения. Не проявляет инициативу по исправлению ситуации и неправильных действий других участников тренировок и т. п.

От 4 до 6 баллов -удовлетворительные результаты тренировки Недостаточно собран и дисциплинирован. Неспособен принимать самостоятельные решения. Слабые профессиональные навыки (более трёх ошибок при выполнении операций). В редких случаях проявляет инициативу по исправлению ситуации или неправильных действий других участников тренировок. Постоянно уточняет распоряжения и т. п.

От 7 до 8 баллов -хорошие результаты тренировки Собран и дисциплинирован. Не всегда способен принимать самостоятельные решения. Хорошие профессиональные навыки (менее двух ошибок при выполнении операций). В редких случаях уточняет распоряжения. Часто проявляет инициативу по исправлению ситуации или неверных действий других участников тренировок и т. п.

От 9 до 10 баллов -отличные результаты тренировки Действия всегда верные. Собран и дисциплинирован. Способен принимать самостоятельные решения. Воспринимает распоряжения и доводит их до других участников тренировок. Отличные профессиональные навыки и осведомлённость (не допускает ошибок при выполнении операций). Проявляет инициативу по исправлению ситуации или неверных действий других участников тренировок и т. п.

Таблица 2 Шкала и критерии оценки оперативности действий

Шкала оценки Критерий оценки

От 1 до 3 баллов -неудовлетворительные результаты тренировки Отсутствует реакция на распоряжения. Не ориентируется во времени, необходимом для выполнения действий. Не сосредоточен на выполнении действий. Действия выполняет медленно. Постоянно путает последовательность выполнения действий. Не пытается оперативно выполнять действия по локализации аварий.

От 4 до 6 баллов -удовлетворительные результаты тренировки Реагирует на распоряжения. Не всегда ориентируется во времени, необходимом для выполнения действий по локализации аварий. Не всегда сосредоточен на выполнении действий. Недостаточно оперативно выполняет действия (не укладывается по времени). В редких случаях путает последовательность выполнения действий.

От 7 до 8 баллов -хорошие результаты тренировки Реагирует на распоряжения. Ориентируется во времени, необходимом для выполнения действий по локализации, но недостаточно быстро принимает необходимые решения по выполнению действий. В редких случаях недостаточно оперативно выполняет действия (не всегда укладывается по времени).

От 9 до 10 баллов -отличные результаты тренировки Оперативно реагирует на распоряжения. Ориентируется во времени, необходимом для выполнения действий по локализации. Оперативно выполняет действия (всегда укладывается по времени).

Таблица 3 Шкала и критерии оценки достигаемого результата

Шкала оценки Критерий оценки

От 1 до 3 баллов -неудовлетворительные результаты тренировки Результаты тренировок не достигаются. Аварии не локализуются.

От 4 до 6 баллов - удовлетворительные результаты тренировки Результаты тренировок достигнуты на 50 % и более. Всегда требуются дополнительные действия и (или) значительное время для достижения успешных результатов тренировок (локализации аварий).

От 7 до 8 баллов - хорошие результаты тренировки Результаты тренировок достигнуты на 80 % и более. Иногда требуются дополнительные действия и (или) незначительное время для достижения успешных результатов тренировок (локализации аварий).

От 9 до 10 баллов -отличные результаты тренировки Результаты тренировок достигнуты на 100 %.

Таблица 4

Коэффициенты в уравнении готовности к оперативному реагированию для руководителей работ

Параметр Значение параметра Оценки по методикам Название диагностической методики в уравнении

Бг 0,205947 Корректурная проба (буквы)

-0,230089 Корректурная проба (ошибки)

Бз -0,211794 Корректурная проба (время выполнения)

Б4 -0,244352 Тест «Установление закономерностей»

В5 0,254696 Тест «Установление закономерностей» (время выполнения)

Бб 0,268480 Шкалы

Б7 0,240350 х7 Шкалы (время выполнения)

Б8 0,398355 Х8 Числовые ряды

Б9 0,256656 Х9 Числовые ряды (время выполнения)

Б10 -0,091874 Х10 Тест «Чёрно-красная таблица»

Бц 0,256094 Хц Тест «Чёрно-красная таблица» (время выполнения)

Б12 -0,016409 Х12 Коммуникативные и организаторские способности - шкала К

Б13 0,003791 Х13 Коммуникативные и организаторские способности - шкала О

Б14 -0,046454 Х14 Коммуникативные и организаторские способности (время выполнения)

Б15 -0,223015 Х15 Анкета «Прогноз-2»

Б16 -0,038074 Х16 Анкета «Прогноз-2» (время выполнения)

Б17 0,210043 Х17 Поведение в конфликтной ситуации (шкала «соперничество»)

Б18 0,138064 Х18 Поведение в конфликтной ситуации (шкала «сотрудничество»)

Б19 0,167996 Х19 Поведение в конфликтной ситуации (шкала «компромисс»)

Б20 0,017868 Х20 Поведение в конфликтной ситуации (шкала «избегание»)

Б21 -0,331479 Х21 Поведение в конфликтной ситуации (шкала «приспособление»)

Б22 0,104238 Х22 Поведение в конфликтной ситуации (время выполнения)

Б23 -0,090299 Х23 Тест Айзенка (экстраверсия)

Б24 0,250112 Х24 Тест Айзенка (нейротизм)

Б25 -0,371786 Х25 Тест Айзенка (время выполнения)

Б26 -0,110907 Х26 Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО - фактор С

Б27 0,410104 Х27 Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО - фактор Н

Б28 0,097170 Х28 Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО - фактор О

Б29 0,077251 Х29 Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО - фактор G

Б30 0,072735 Х30 Шестнадцатифакторный личностный опросник 16-ФЛО (время выполнения)

вочных занятий. Полученная таким образом итоговая интегральная оценка отражает общий уровень развития ПВК работников и интерпретируется следующим образом:

«2» - низкий уровень развития ПВК (готовность к проведению работ по локализации и ликвидации аварий низкая, прогноз успешности проведения про-тивоаварийных работ неблагоприятный);

«3» - средний уровень развития ПВК (готовность к проведению работ по локализации и ликвидации аварий средняя, прогноз успешности проведения противоаварийных работ неоднозначен);

«4» - достаточно высокий уровень развития ПВК (готовность к проведению работ по локализации и ликвидации аварий достаточно высокая, прогноз успешности проведения противоаварийных работ благоприятный);

«5» - высокий уровень развития ПВК (готовность к проведению работ по локализации и ликвидации аварий высокая, прогноз успешности проведения противоаварийных работ наиболее благоприятный).

Алгоритм применения разработанного программного комплекса представлен на рис. 3.

По результатам тестирования выставляется оценка каждому работнику, что, в свою очередь, необходимо для планирования дальнейшего обучения и развития компетенций. С работниками, получившими оценки «2» и «3», проводится личная беседа, в результате которой принимается решение об их привлечении к дополнительным учебно-тренировочным занятиям по методически грамотно разработанным сценариям. Для таких тренировок используются не только реальные объекты и технологические процессы, но и всевозможные тренажёры, макеты обо-

Рис. 3. Блок-схема тестирования с использованием автоматизированного комплекса

рудования, учебно-тренировочные полигоны и программные продукты. Исключение работников с низким уровнем развития ПВК из числа оперативного персонала является крайней мерой.

Ранжирование оперативного персонала по уровню развития профессионально важных качеств с помощью разработанного автоматизированного комплекса позволяет методически подойти к выбору

сценариев учебно-тренировочных занятий. Такая оценка призвана обеспечить более обоснованный подход к процессу подготовки работников к оперативным действиям и эффективный выбор учебно-тренировочных программ, что также влияет на оперативность реагирования подготовленного персонала в случае аварийной ситуации и в итоге позволяет сократить материальный ущерб.

Литература

1. Годовые отчёты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2005-2013 годах [Электронный ресурс] Код доступа: www.gosnadzor.ru/public/annual_reports.

2. Приказ Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012 «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» [Электронный ресурс] Код доступа: www.consultant.ru.

3. Волохина А.Т., Глебова Е. В., Гуськов М. А. Определение профессионально важных качеств оперативного персонала ООО «Газпром трансгаз Югорск» (на примере линейного обходчика) / / Нефть, газ и бизнес. - 2013. - № 12. - С. 51-55.

Efficiency increasing for emergency response staff of gas pipelines objects

E. V. Glebova,

Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Doctor of Science, professor

A. T. Volohina,

Gubkin Russian State University of Oil and Gas, PhD, associate professor

M. A. Guskov,

Gubkin Russian State University of Oil and Gas, postgraduate student

Operational staff training is important part of emergency response systems on strategic facilities. Successful training as well as efficient emergency reaction undoubtedly depends on professional qualities of staff. We suggest the new approach to training classes with the automation complex that helps estimate staff emergency preparedness. Our approach can be applied to oil and gas sector or electric and heat supply sector meaning their certain features.

Keywords: emergency, operational staff, rapid response, professional qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.