Научная статья на тему 'Повышение эффективности обучения зонному прессингу студентов-баскетболистов на основе компьютерных программ'

Повышение эффективности обучения зонному прессингу студентов-баскетболистов на основе компьютерных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРЕС / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЗАЩИТА ЗОННЫМ ПРЕССИНГОМ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / INFORMATION TECHNOLOGY / SPORTS TRAINING / INTEREST / PROGRAMMED INSTRUCTION / PSYCHOLOGICAL IMMUNITY / DEFENSE / ZONED PRESSING / COMPUTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахарева Светлана Юрьевна

Необходимость быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс их подготовки, направленный на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахарева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing of effective teaching of students basketball players to the system of defense «zoned pressing» on the basis of software applications

The necessity of quick learning of the game in the system of defense "zoned pressing" by the students — basketball-players of the students' team allowed us to develop innovation technologies in the process of training basketball-players of Omsk State Technical University. It allows to enhance the effectiveness of their training and to teach them zoned pressing more effectively and apply this kind of defense in competitions.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности обучения зонному прессингу студентов-баскетболистов на основе компьютерных программ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

2. Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. — М. : Знание, 1987. — 96 с.

3. Виленский, М. Я. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работоспособности / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1971. — № 5. — С. 46 — 49.

4. Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студ. вузов / Н. Г. Занько,

В. М. Ретнев. — М. : Академия, 2004. — 288 с.

5. Андрющенко, Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л.Б.Андрющенко//Теорияипрактикафизическойкультуры. — 2002. - № 2. - С. 47-54.

6. Мудриевская, Е. В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физи-

ческой подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 13.01.09 : утв. 26.06.09 / Е. В. Мудриевская. - Сургут, 2008. - 171 с.

7. Свиргунец, Е. М. Пути повышения эффективности произвольного внимания студентов средствами физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Свиргунец. — Киев, 1981. — 24 с.

МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2012 г.

© Е. В. Мудриевская

УДК 796.323.2:004.9:378.016 С. Ю. БАХАРЕВА

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЗОННОМУ ПРЕССИНГУ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Необходимость быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс их подготовки, направленный на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, спортивная подготовка, интерес, программированное обучение, помехоустойчивость, защита зонным прессингом, компьютерная программа.

Разная спортивная подготовка студентов баскетболистов, в большинстве своём не имеющих квалификацию, поступивших в вузы и проявивших желание её совершенствовать, выдвигает ряд требований к процессу подготовки, характерный для массового спорта и спорта высших достижений.

Информационные технологии [1] внедряются в систему образования и широко используются в физической культуре и спорте [2 — 6]. Ранее проведёнными исследованиями [7] показаны возможности эффективного использования инновационных технологий в процессе преподавания теоретических дисциплин, в обеспечении учебно-тренировочного процесса спортсменов игровых видов, в организации программированного обучения. С помощью программированного обучения стало возможным подготовить спортсмена не только к решению тактических и технических задач, но и способствовать развитию его тактического мышления. Поскольку в спортивной деятельности решение всех проблемных ситуаций осуществляется в условиях жесткого дефицита времени, то время, затраченное на реше-

ние и правильный ответ, является наиболее объективным критерием оценки.

Недостаточная разработанность проблемы подготовки студентов-баскетболистов в условиях вуза ставит на повестку дня решение вопросов, связанных с совершенствованием и организацией учебнотренировочного процесса с учётом уровня их подготовленности.

Предъявляемые к спортивной деятельности условия обязывают применять эффективные средства и методы, позволяющие оптимизировать учебно-тренировочный процесс в вузе, активизировать их интерес к занятиям баскетболом и повышать их спортивное мастерство.

Е. Е. Яворская в исследованиях учебно-тренировочного процесса выявила, что в условиях вуза целесообразно использовать программированное обучение (выбор тактического хода в условиях предъявления баскетболистам игровых ситуаций) и инновационные технологии с осуществлением всех видов контроля за качеством усвоения теоретического и практического материала; осуществлять ав-

Рис. 1. Интерес (в баллах)

Рис. 2. Помехоустойчивость (в баллах)

томатизированный контроль за уровнем подготовленности спортсменов [8].

Баскетбол предъявляет к спортсменам высокие требования, связанные с овладением техникой и тактикой игры, физическими и психологическими нагрузками. Подготовка студенческих команд, особенно в вузах нефизкультурного профиля, имеет свои сложности и особенности. Постоянное обновление состава игроков в команде, связанное со сроком обучения в вузе, существенно сказывается на уровне подготовленности игроков. Для того чтобы баскетбольная команда была «сыгранной», необходимо несколько лет совместных тренировок. А состав баскетбольной студенческой команды всё время меняется, поскольку одни спортсмены поступают на первый курс, другие заканчивают вуз и выбывают из команды. Кроме того, затруднена комплектация команды согласно функциям игроков: ведь далеко не всегда в вуз поступают игроки именно тех амплуа и уровня подготовленности, которые необходимы команде.

Большое значение в подготовке студентов-ба-скетболистов имеет как интерес к занятиям баскет-

болом, так и помехоустойчивость к стрессу в условиях постоянного психофизического напряжения.

Для выявления интереса к избранному виду спорта (баскетболу), технико-тактической и психофизической подготовленности игроков сборных команд ВУЗов, было проведено анкетирование среди 100 студентов-баскетболистов сборных команд вузов г. Омска.

В анкетировании были использованы тесты-опросники:

а) интерес к избранному виду спорта [9].

В данном тесте находилась общая сумма баллов, характеризующая степень устойчивости интереса к занятиям баскетбола. Ответы «а» оценивались в 3 балла, «б» — в 2 балла, «в» — в 1 балл. 31—36 баллов — устойчивый интерес; 27 — 30 баллов — недостаточно устойчивый интерес; 26 и менее баллов — неустойчивый интерес (рис. 1);

б) помехоустойчивость спортсмена [1]. В данном тесте находилась общая сумма ответов каждого игрока и среднее арифметическое ответов всей команды. Ответы «а» оценивались в 1 балл, «б» — в 2 балла, «в» — в 3 балла. 60 баллов — максимальное

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

№ Вопросы ОмГАУ ОмГТУ ОмГМА ОмГУ ОмГПУ СибАДИ ОмГУПС ОГИС Сиб- ГУФК СибИТ %

1 Где вы научились играть в баскетбол? (%)

ДЮСШ 30 20 20 20 20 50 10 0 80 0 25

школа 40 50 40 60 50 40 60 60 10 60 47

улица 30 30 40 20 30 10 30 40 10 40 28

2 Вы предпочитаете играть? (%)

В нападении 30 20 0 60 40 30 20 50 20 40 31

В защите 0 20 0 20 0 20 0 0 10 10 8

Всё равно 70 60 100 20 60 50 80 50 70 50 61

3 Какую систему защиты ваша команда чаще использует? (%)

Личная защ 40 30 60 80 70 90 60 80 80 10 60

Зонная защ 50 0 30 20 30 10 0 20 20 90 27

прессинг 10 70 10 0 0 0 40 0 0 0 13

4 Какой вид прессинга ваша команда использует чаще всего? (%)

Личный 70 20 20 0 20 0 40 0 60 0 23

Зонный 20 80 80 0 0 0 10 0 20 0 21

Не использует 10 0 0 100 80 100 50 100 20 100 56

5 Как ваша команда изучает зонный прессинг? (%)

Традиционно 70 0 100 10 0 0 60 0 60 0 30

Не изучаем 30 0 0 90 100 100 40 100 40 100 60

По компьют. программе 0 100 0 0 0 0 0 0 0 0 10

6 Вы хотели бы изучать зонный прессинг с помощью компьютерной программы? (%)

Да 60 90 40 30 60 60 40 40 60 40 52

Нет 30 0 20 20 20 20 30 10 10 20 18

Всё равно 10 10 40 50 20 20 30 50 30 40 30

значение, 20 — минимальное значение (рис. 2);

в) опрос-анализ о технико-тактической подготовленности баскетболистов (табл. 1).

Проанализировав опрос-анализ о технико-тактической подготовленности студентов-баскетболистов мы выявили:

На 1-й вопрос: где вы научились играть в баскетбол? — 47% баскетболистов ответили, что научилась играть в школе, 28% научились играть на улице, во дворе и только 25% — в ДЮСШ.

На 2-й вопрос: где вы предпочитаете играть? — 61% баскетболистов предпочитают играть как в защите, так и в нападении, 31% любят играть в нападении и только 8% баскетболистов любят играть в защите.

На 3-й вопрос: какую систему защиты ваша команда чаще использует? — 60% баскетболистов ответили, что их команда чаще использует личную защиту, 27% ответили, что их команда использует зонную защиту и только 13% баскетболистов ответили, что их команда чаще использует прессинг.

На 4-й вопрос: какой вид прессинга ваша команда использует чаще всего? — 23% баскетболистов от-

ветили, что их команда в основном использует личный прессинг, 21% ответили, что их команда чаще использует зонный прессинг и 56% баскетболистов ответили, что их команда не использует прессинг.

На 5-й вопрос: как ваша команда изучает зонный прессинг? — 30% баскетболистов ответили, что их команда изучает зонный прессинг по традиционной методике (рассказ, показ на модели площадки или планшете, показ на площадке), 60% ответили, что они вообще не изучают зонный прессинг, и только 10% баскетболистов изучают зонный прессинг с помощью обучающей компьютерной программы.

На 6-й вопрос: хотели бы вы изучать зонный прессинг с помощью компьютерной программы? — положительно ответили 52% баскетболистов, 30% ответили, что им всё равно, и только 18% баскетболистов ответили, что не хотят изучать зонный прессинг с помощью компьютерной программы.

Результаты нашего исследования выявили, что интерес к занятиям баскетболом у студентов вузов варьируется от 24 до 30 баллов, что соответствует недостаточно устойчивому интересу; чем выше помехоустойчивость игроков, тем более высокое

место в турнирной таблице занимает команда; что большая часть студентов-баскетболистов научились играть в баскетбол в школе или на улице; что их команды предпочитают играть личной системой защиты; что студенческие команды не используют в играх зонный прессинг; что изучают зонный прессинг по традиционной методике (рассказ, показ на модели площадки, показ на площадке) и что хотели бы изучать зонный прессинг с помощью обучающей компьютерной программы.

Защита зонным прессингом является наиболее прогрессивной, трудоемкой и требующей большой самоотдачи, воли, отличной технико-физической, психической и тактической подготовленности игроков. Применение зонного прессинга в игровой практике требует много времени для изучения, поэтому он используется более квалифицированными командами.

Для быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом, возникает необходимость разработки и внедрения в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс их подготовки, направленный на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности.

Для этого были разработаны обучающая и тестирующая компьютерные программы для интенсивного обучения тактическим действиям игроков при игре зонным прессингом 1х2х1х1 по всей площадке. Компьютерная программа обучения состоит из набора слайдов с анимированным изображением движений нападающих и защитников в тех или иных игровых ситуациях. Анимированные слайды сопровождаются пояснениями, в которых говорится о перемещениях игроков защиты при различных вариантах движения игроков нападения. Многие тренеры для большей наглядности используют как на тренировках, так и на играх планшеты или макеты площадок, на которых изображают перемещения игроков. В данной компьютерной программе аналогично показаны перемещения игроков в защите. Тестирующая компьютерная программа состоит из 24 анимированных вопросов. Проходя тест, испытуемый видит: правильно или неправильно он ответил на вопрос; сколько времени он затратил на ответ; получает итоговую информацию в конце теста.

Эффективность программированного обучения зонному прессингу подтверждается результатами выступлений сборной команды ОмГТУ в областной универсиаде 2011 г.; 2012 г., которая заняла 2-е место, пропустив вперёд только команду университета физической культуры.

Вывод. Результаты исследований позволили составить общее представление о технико-тактической и психофизической подготовленности игроков сборных команд вузов области, а также интереса к избранному виду спорта (баскетболу); предпочте-

ния баскетболистов по игре: в нападении и защите; командной игры в защите; командной игры в защите прессингом; отношение к программированному обучению зонному прессингу. Вместе с тем достигнутые успехи сборной командой технического университета подтверждают необходимость использования программированного обучения зонному прессингу студентов-баскетболистов с целью интенсификации тактической подготовки.

Компьютерные программы для обучения зонному прессингу и тестирования могут применять студенты-баскетболисты сборных команд высших и средних учебных заведений.

Библиографический список

1. Рапопорт, Л. А. Аспекты государственности сферы студенческого спорта России / Л. А. Рапопорт // Физическая культура, спорт-наука и практика. — Краснодар, 2001. — № 1—4. — С. 9—11.

2. Волков, В. Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В. Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 4. — С. 60 — 63.

3. Добровольский, С. С. Автоматизированные системы управления тренировкой спринтера : учеб. пособие / С. С. Добровольский. — Хабаровск : б. и., 1995. — С. 32.

4. Петров, П. К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы, перспективы) / П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 10. — С. 6 — 9.

5. Фёдоров, А. И. Совершенствование системы комплексного контроля подготовленности юных спортсменов / А. И. Фёдоров // Материалы II регион. науч.-практ. конф. ученых, аспирантов и студентов / УралГАФК. — Челябинск,1998. —

С. 152 — 156.

6. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки / М.П. Шестаков [и др.] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 8. — С. 43 — 45.

7. Уткина, Т. В. Компьютерные технологии, средства мультимедиа и Интернет в преподавании математической статистики / Т. В.Уткина // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 2. — С. 12.

8. Яворская, Е. Е. Интенсификация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса студенток-баскетболисток на основе использования средств тактической подготовки и автоматизированной системы управления : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Е. Яворская. — Хабаровск, 2002. — С. 24.

9. Бабушкин, Г. Д. Научно-исследовательская работа студентов : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин. — Омск, 2005. — С. 372.

БАХАРЕВА Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: e-mail: murevna@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2012 г.

© С. Ю. Бахарева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.