ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
УДК 796.323.2:004.9:378.016
С. Ю. БАХАРЕВА
Омский государственный технический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ ТАКТИКЕ ЗАЩИТЫ ЗОННЫМ ПРЕССИНГОМ__________________________
Интенсификация процесса подготовки студенческой команды, направленная на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий. Ключевые слова: информационные технологии, спортивная подготовка, интерес, программированное обучение, защита зонным прессингом, компьютерная программа.
Подготовка студенческих команд, особенно в вузах нефизкультурного профиля, имеет свои сложности и особенности. Чтобы баскетбольная команда была «сыгранной», необходимо несколько лет совместных тренировок. Постоянное обновление состава игроков в команде, связанное со сроком обучения в вузе, существенно сказывается на уровне подготовленности игроков. Кроме того, затруднена комплектация команды согласно функциям игроков: ведь далеко не всегда в вуз поступают игроки именно тех амплуа и уровня подготовленности, которые необходимы команде.
Наблюдения за соревновательной деятельностью сборных команд вузов Омской области показали, что команды в основном используют в игре личную защиту, зонную защиту и, реже, личный прессинг по всей площадке. В настоящее время наиболее агрессивной формой защиты является зонный прессинг [1—4].
Защита зонным прессингом является наиболее прогрессивной, трудоемкой и требующей большой самоотдачи, воли, отличной физической, технической, психологической и тактической подготовленности. Применение зонного прессинга требует много времени для изучения, поэтому он используется более квалифицированными командами. Студенческие команды практически не используют этот вид защиты в игровой практике.
Разная спортивная подготовка студентов баскетболистов, в большинстве своём не имеющих спортивных разрядов, поступивших в вузы и проявивших желание совершенствовать свою технико-тактическую подготовленность, обязывает использовать инновационные технологии в тренировочном процессе.
Тактическая подготовленность является одним из сложных этапов спортивной подготовки, которая требует серьёзного, повседневного, последовательного, творческого труда [5, 6].
Тактическая подготовленность совершенствуется в групповых действиях и наиболее часто повторяющихся игровых ситуациях [7].
Для быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом 1 — 2 — 1 — 1 по всей площадке были разработаны обучающая и тестирующая компьютерные программы.
Обучающая программа состоит из набора слайдов ( в количестве 192) с анимированным изображением движений защитников в тех или иных игровых ситуациях. Слайды размещены в презентации, созданной средствами Microsoft PowerPoint. В программе представлены шесть вариантов часто используемых расстановок игроков нападения и их возможных передвижений по площадке.
Анимированные слайды сопровождаются пояснениями, в которых говорится о перемещениях игроков защиты при различных вариантах движения игроков нападения. Площадка разделена на четыре, окрашенных в разные цвета части, которые обозначают действия защитников по линиям зонного прессинга. В программе подробно и поэтапно показываются варианты действий игроков в защите зонным прессингом, где обучающийся с помощью нажатия левой кнопки « мышки» на стрелочку может регулировать количество и время просмотра слайдов.
В презентации присутствуют кнопки: для повторения билета; для перехода на следующий билет; для выбора билета из другой схемы расстановки.
Для оценивания уровня тактической подготовленности использовался компьютерный тест-опросник по действиям игроков в защите зонным прессингом.
Тестирование начиналось с нажатия левой кнопки «мыши» на кнопку старт. В процессе тестирования на экране отображался вопрос и три варианта ответа. Выбор правильного варианта ответа осуществлялся щелчком левой кнопки «мыши» в области соответствующего варианта, после чего он отмечался желтым кругом в левом верхнем углу. Для перехода к следующему вопросу нажималась левая кнопка «мыши» на кнопку «Следующий вопрос». В левой части экрана отображалось время, затраченное на обдумывание текущего вопроса. Для окончания теста необходимо было ответить на все вопросы и нажать на кнопку «Закончить».
Поскольку в спортивной деятельности решение всех проблемных ситуаций осуществляется в условиях жесткого дефицита времени, то время, затраченное на решение, и правильный ответ являются наиболее объективными критериями оценки.
Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы — контрольная
Таблица 1
Динамика показателей тактической подготовленности в педагогическом эксперименте
Показатели Этап тестирования КГ (п= 12) Х±т И.к ЭГ (п=12) Х±т И.э э и 2
ПО 1 16,1 ±0,7 0,61£0,05 16,5±0,7 0,92£0,01 иэмп>0,05
2 16,3±0,7 22,8 ±0,35 Шмп<0,01
% прироста 1,2 27,6
НО 1 7,9±0,7 0,61£0,05 9,2±0,7 0,80£0,01 иэмп>0,05
2 7,5±0,7 2,1 ±0,35 Шмп<0,01
% прироста 5 77,1
ВП 1 18,24±1,9 0,61£0,05 17,5±1,1 0,93£0,01 иэмП >0,05 Шмп<0,05
2 17,85±1,9 14,23±0,9
% прироста 2,1 18,6
Примечание: ПО — правильные ответы; НО — неправильные ответы; ВП — время прохождения; 1 — тестирование в начале эксперимента; 2 — тестирование в конце эксперимента
и экспериментальная, в которые были одинаково распределены игроки сборной команды технического университета с 1-го по 5-й курс, а также магистранты и аспиранты очной формы обучения. В обеих группах было по 12 игроков.
Тренировочный процесс контрольной группы проходил с использованием обычных методов обучения тактике защиты зонным прессингом: рассказ, показ на макетах площадки и непосредственно взаимодействия на площадке.
Экспериментальная группа тренировалась с внедрением компьютерной программы для обучения технико-тактическим взаимодействиям в защите зонным прессингом, которая включала в себя групповые занятия в учебном классе и индивидуальные занятия на компьютере дома с использованием обучающей программы.
В табл. 1 представлена динамика показателей теоретических знаний тактической подготовленности, выявленная с помощью компьютерного тест-опросника за время педагогического эксперимента.
Количество правильных ответов в тест-опроснике у контрольной группы в начале эксперимента было 16,1±0,7, в конце эксперимента 16,3±0,7. Показатель прироста улучшился на 1,2 %.
У экспериментальной группы количество правильных ответов в тест-опроснике в начале эксперимента было 16,5±0,7, в конце эксперимента 22,8± ±0,35. Показатель прироста значительно увеличился на 27,6 %.
В обеих группах достоверные показатели правильных ответов между первым и вторым тестированием статистически значимы.
Достоверные показатели правильных ответов между контрольной и экспериментальной группами после первого тестирования в начале эксперимента оказались статистически не значимыми Р>0,05, однако после второго тестирования в конце эксперимента показатели правильных ответов между контрольной и экспериментальной группами оказались статистически значимыми Р<0,01.
Время прохождения тест-опросника у контрольной группы в начале эксперимента было 18,24 ±1,9, а в конце эксперимента 17,85±1,9. За время педагогического эксперимента показатели прохождения теста практически не изменились. Время прохождения теста улучшилось на 2,1 %.
У экспериментальной группы время прохождения тест-опросника в начале эксперимента было 17,5 ±1,1
в конце эксперимента 14,23±0,9. Время, затраченное на прохождение теста, значительно уменьшилось на 18,6 %.
В контрольной группе достоверные показатели времени, затраченного на прохождение теста, в первом и втором тестировании оказались статистически значимыми Р<0,05, а достоверные показатели времени, затраченного на прохождение теста в экспериментальной группе оказались статистически значимыми Р<0,01.
Достоверные показатели времени, затраченного на прохождение теста между контрольной и экспериментальной группами после первого тестирования в начале эксперимента оказались статистически не значимыми Р>0,05, однако после второго тестирования в конце эксперимента показатели времени, затраченного на прохождение теста между контрольной и экспериментальной группами оказались статистически значимыми.
Выводы: эффективность программированного обучения зонному прессингу подтверждается результатами, полученными экспериментальной группой после прохождения тест-опросника; за короткий период обучения (1 год) возможно усвоение тактических взаимодействий игроков в игре защитой зонным прессингом; показатели игровой деятельности в защите зонным прессингом у экспериментальной группы улучшились после внедрения в тренировочный процесс обучающей компьютерной программы.
Эффективность программированного обучения зонному прессингу подтверждается результатами выступлений сборной команды ОмГТУ в областной Универсиаде 2011—2013 гг., которая заняла 2-е место, пропустив вперёд только команду университета физической культуры.
Компьютерные программы для обучения зонному прессингу и тестирования могут применять студенты-баскетболисты сборных команд высших и средних учебных заведений, а также занимающиеся в ДЮСШ.
Библиографический список
1. Портнов, Ю. М. Спортивные игры: техника, тактика обучения : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М., 2001. — 518 с.
2. Родионов, А. В. Индивидуальные варианты эмоциональной стабильности спортсменов / А. В. Родионов // Спортивный психолог. — 2004. — № 3. — С. 69 — 70.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
деятельности / Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова // Ученые записки университета. — СПб. : Национальный ун-т физ. культ., спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта 2010. — № 1
(59). - С. 85-88.
БАХАРЕВА Светлана Юрьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.
© С. Ю. Бахарева
уДК 79641 И. И. ДАУЛЕТШИН
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ_________________________
В статье представлены антропометрические измерения детей, занимающихся спортивной гимнастикой. В работе участвовали 130 детей 5—10 лет. Определены основные требования к уровню физического развития детей, которые необходимы для отбора к занятиям гимнастикой.
Ключевые слова: спортсмены, гимнасты, отбор, антропометрия, физическое развитие, модельные характеристики.
При обследовании детей с целью оценки их физического здоровья большое значение имеет изучение физического развития, так как здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. Изучение данного показателя имеет большое значение в практике физического воспитания, так как позволяет решать вопросы, связанные со спортивной ориентацией и отбором, регламентировать характер, объем и интенсивность применяемых физических нагрузок [1].
Традиционно физическое развитие подразумевает потенциал организма, качество и продолжительность жизни. Физическое развитие — генетически детерминированная закономерность онтогенеза. В то же время, как фенотипический параметр — отражает влияние экзогенных факторов [2, 3].
Под влиянием регулярных занятий спортом в организме детей и подростков происходят морфологические и функциональные изменения. Правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учета анатомо-физиологических особенностей организма детей различных периодов школьного возраста. Изучение основных антропометрических показателей, которые оказывают влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптацию к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление и спортивные достижения юных спортсменов, позволяют дать характеристику
темпов и особенностей физического развития группы детей, занимающихся спортивной гимнастикой в ДЮСШ [3-5].
Физическое развитие — это комплексное понятие, отражающее антропометрические показатели через коэффициенты соматометрии, физиометрии и данные функциональной активности [2].
В нашей работе физическое развитие определялось по данным антропометрических измерений. Средние показатели физического развития юных гимнастов, полученные в ходе исследований, приводятся в табл. 1, 2.
Основным показателем физического развития является длина тела, которая отражает как ростовые процессы, так и уровень соматической зрелости детей. Как видно из таблиц, от 5 до 10 лет длина тела у гимнастов увеличивается на 25,71 см, т.е. на 23,7 %. У гимнастов первые относительно высокие показатели увеличения длины тела отмечаются с 6 до 7 лет (на 6,93 см, или на 6,1 %), у неспортсменов — на год раньше. В том и другом случае первый ростовой скачок не ограничивается одним годом. У гимнастов он протягивается до двух, у неспортсменов — до трёх лет.
Следующим показателем физического развития является масса тела, которая, в отличие от длины тела, является весьма лабильным показателем, быстро изменяющимся под влиянием различных экзо-и эндогенных факторов [4-6]. Измерения показали, что масса тела у гимнастов от 5 до 10 лет увеличилась
3. Татаржицкий, С. Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Е. Татаржицкий. — Хабаровск, 2003. — 24 с.
4. Turner, C. H. Hand off is Denial Defense // Ibid. — 1990. — Dec. — P. 64 — 65.
5. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. — М. : Физкультура и спорт, 1993. — 127 с.
6. Подготовка студенческих команд по спортивным играм : учеб. пособ. / В. В. Фидельский [и др.]. — Минск : Полымя, 1989. - 152 с.
7. Портных, Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной