Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в обучении студентов-баскетболистов тактике защиты зонным прессингом'

Использование инновационных технологий в обучении студентов-баскетболистов тактике защиты зонным прессингом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
483
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРЕС / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАЩИТА ЗОННЫМ ПРЕССИНГОМ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / INFORMATION TECHNOLOGY / SPORTS TRAINING / INTEREST / PROGRAMMED INSTRUCTION / PSYCHOLOGICAL IMMUNITY / ZONED PRESSING / COMPUTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бахарева Светлана Юрьевна

Интенсификация процесса подготовки студенческой команды, направленная на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бахарева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of innovative technologies in teaching tactics of zone pressing defense to the basketball-players

The necessity of quick learning of the game in the system of defense «zoned pressing» by the students basketball-players of the students' team allowed us to develop innovation technologies in the process of training basketball-players of Omsk State Technical University. It allows to enhance the effectiveness of their training and to teach them zoned pressing more effectively and to apply this kind of defense in competitions.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в обучении студентов-баскетболистов тактике защиты зонным прессингом»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

УДК 796.323.2:004.9:378.016

С. Ю. БАХАРЕВА

Омский государственный технический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ ТАКТИКЕ ЗАЩИТЫ ЗОННЫМ ПРЕССИНГОМ__________________________

Интенсификация процесса подготовки студенческой команды, направленная на эффективное обучение зонному прессингу и применение этой защиты в соревновательной деятельности позволила нам активно включиться в разработку и внедрение в тренировочный процесс баскетболистов технического вуза инновационных технологий. Ключевые слова: информационные технологии, спортивная подготовка, интерес, программированное обучение, защита зонным прессингом, компьютерная программа.

Подготовка студенческих команд, особенно в вузах нефизкультурного профиля, имеет свои сложности и особенности. Чтобы баскетбольная команда была «сыгранной», необходимо несколько лет совместных тренировок. Постоянное обновление состава игроков в команде, связанное со сроком обучения в вузе, существенно сказывается на уровне подготовленности игроков. Кроме того, затруднена комплектация команды согласно функциям игроков: ведь далеко не всегда в вуз поступают игроки именно тех амплуа и уровня подготовленности, которые необходимы команде.

Наблюдения за соревновательной деятельностью сборных команд вузов Омской области показали, что команды в основном используют в игре личную защиту, зонную защиту и, реже, личный прессинг по всей площадке. В настоящее время наиболее агрессивной формой защиты является зонный прессинг [1—4].

Защита зонным прессингом является наиболее прогрессивной, трудоемкой и требующей большой самоотдачи, воли, отличной физической, технической, психологической и тактической подготовленности. Применение зонного прессинга требует много времени для изучения, поэтому он используется более квалифицированными командами. Студенческие команды практически не используют этот вид защиты в игровой практике.

Разная спортивная подготовка студентов баскетболистов, в большинстве своём не имеющих спортивных разрядов, поступивших в вузы и проявивших желание совершенствовать свою технико-тактическую подготовленность, обязывает использовать инновационные технологии в тренировочном процессе.

Тактическая подготовленность является одним из сложных этапов спортивной подготовки, которая требует серьёзного, повседневного, последовательного, творческого труда [5, 6].

Тактическая подготовленность совершенствуется в групповых действиях и наиболее часто повторяющихся игровых ситуациях [7].

Для быстрого освоения игроками студенческой команды системы игры в защите зонным прессингом 1 — 2 — 1 — 1 по всей площадке были разработаны обучающая и тестирующая компьютерные программы.

Обучающая программа состоит из набора слайдов ( в количестве 192) с анимированным изображением движений защитников в тех или иных игровых ситуациях. Слайды размещены в презентации, созданной средствами Microsoft PowerPoint. В программе представлены шесть вариантов часто используемых расстановок игроков нападения и их возможных передвижений по площадке.

Анимированные слайды сопровождаются пояснениями, в которых говорится о перемещениях игроков защиты при различных вариантах движения игроков нападения. Площадка разделена на четыре, окрашенных в разные цвета части, которые обозначают действия защитников по линиям зонного прессинга. В программе подробно и поэтапно показываются варианты действий игроков в защите зонным прессингом, где обучающийся с помощью нажатия левой кнопки « мышки» на стрелочку может регулировать количество и время просмотра слайдов.

В презентации присутствуют кнопки: для повторения билета; для перехода на следующий билет; для выбора билета из другой схемы расстановки.

Для оценивания уровня тактической подготовленности использовался компьютерный тест-опросник по действиям игроков в защите зонным прессингом.

Тестирование начиналось с нажатия левой кнопки «мыши» на кнопку старт. В процессе тестирования на экране отображался вопрос и три варианта ответа. Выбор правильного варианта ответа осуществлялся щелчком левой кнопки «мыши» в области соответствующего варианта, после чего он отмечался желтым кругом в левом верхнем углу. Для перехода к следующему вопросу нажималась левая кнопка «мыши» на кнопку «Следующий вопрос». В левой части экрана отображалось время, затраченное на обдумывание текущего вопроса. Для окончания теста необходимо было ответить на все вопросы и нажать на кнопку «Закончить».

Поскольку в спортивной деятельности решение всех проблемных ситуаций осуществляется в условиях жесткого дефицита времени, то время, затраченное на решение, и правильный ответ являются наиболее объективными критериями оценки.

Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы — контрольная

Таблица 1

Динамика показателей тактической подготовленности в педагогическом эксперименте

Показатели Этап тестирования КГ (п= 12) Х±т И.к ЭГ (п=12) Х±т И.э э и 2

ПО 1 16,1 ±0,7 0,61£0,05 16,5±0,7 0,92£0,01 иэмп>0,05

2 16,3±0,7 22,8 ±0,35 Шмп<0,01

% прироста 1,2 27,6

НО 1 7,9±0,7 0,61£0,05 9,2±0,7 0,80£0,01 иэмп>0,05

2 7,5±0,7 2,1 ±0,35 Шмп<0,01

% прироста 5 77,1

ВП 1 18,24±1,9 0,61£0,05 17,5±1,1 0,93£0,01 иэмП >0,05 Шмп<0,05

2 17,85±1,9 14,23±0,9

% прироста 2,1 18,6

Примечание: ПО — правильные ответы; НО — неправильные ответы; ВП — время прохождения; 1 — тестирование в начале эксперимента; 2 — тестирование в конце эксперимента

и экспериментальная, в которые были одинаково распределены игроки сборной команды технического университета с 1-го по 5-й курс, а также магистранты и аспиранты очной формы обучения. В обеих группах было по 12 игроков.

Тренировочный процесс контрольной группы проходил с использованием обычных методов обучения тактике защиты зонным прессингом: рассказ, показ на макетах площадки и непосредственно взаимодействия на площадке.

Экспериментальная группа тренировалась с внедрением компьютерной программы для обучения технико-тактическим взаимодействиям в защите зонным прессингом, которая включала в себя групповые занятия в учебном классе и индивидуальные занятия на компьютере дома с использованием обучающей программы.

В табл. 1 представлена динамика показателей теоретических знаний тактической подготовленности, выявленная с помощью компьютерного тест-опросника за время педагогического эксперимента.

Количество правильных ответов в тест-опроснике у контрольной группы в начале эксперимента было 16,1±0,7, в конце эксперимента 16,3±0,7. Показатель прироста улучшился на 1,2 %.

У экспериментальной группы количество правильных ответов в тест-опроснике в начале эксперимента было 16,5±0,7, в конце эксперимента 22,8± ±0,35. Показатель прироста значительно увеличился на 27,6 %.

В обеих группах достоверные показатели правильных ответов между первым и вторым тестированием статистически значимы.

Достоверные показатели правильных ответов между контрольной и экспериментальной группами после первого тестирования в начале эксперимента оказались статистически не значимыми Р>0,05, однако после второго тестирования в конце эксперимента показатели правильных ответов между контрольной и экспериментальной группами оказались статистически значимыми Р<0,01.

Время прохождения тест-опросника у контрольной группы в начале эксперимента было 18,24 ±1,9, а в конце эксперимента 17,85±1,9. За время педагогического эксперимента показатели прохождения теста практически не изменились. Время прохождения теста улучшилось на 2,1 %.

У экспериментальной группы время прохождения тест-опросника в начале эксперимента было 17,5 ±1,1

в конце эксперимента 14,23±0,9. Время, затраченное на прохождение теста, значительно уменьшилось на 18,6 %.

В контрольной группе достоверные показатели времени, затраченного на прохождение теста, в первом и втором тестировании оказались статистически значимыми Р<0,05, а достоверные показатели времени, затраченного на прохождение теста в экспериментальной группе оказались статистически значимыми Р<0,01.

Достоверные показатели времени, затраченного на прохождение теста между контрольной и экспериментальной группами после первого тестирования в начале эксперимента оказались статистически не значимыми Р>0,05, однако после второго тестирования в конце эксперимента показатели времени, затраченного на прохождение теста между контрольной и экспериментальной группами оказались статистически значимыми.

Выводы: эффективность программированного обучения зонному прессингу подтверждается результатами, полученными экспериментальной группой после прохождения тест-опросника; за короткий период обучения (1 год) возможно усвоение тактических взаимодействий игроков в игре защитой зонным прессингом; показатели игровой деятельности в защите зонным прессингом у экспериментальной группы улучшились после внедрения в тренировочный процесс обучающей компьютерной программы.

Эффективность программированного обучения зонному прессингу подтверждается результатами выступлений сборной команды ОмГТУ в областной Универсиаде 2011—2013 гг., которая заняла 2-е место, пропустив вперёд только команду университета физической культуры.

Компьютерные программы для обучения зонному прессингу и тестирования могут применять студенты-баскетболисты сборных команд высших и средних учебных заведений, а также занимающиеся в ДЮСШ.

Библиографический список

1. Портнов, Ю. М. Спортивные игры: техника, тактика обучения : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М., 2001. — 518 с.

2. Родионов, А. В. Индивидуальные варианты эмоциональной стабильности спортсменов / А. В. Родионов // Спортивный психолог. — 2004. — № 3. — С. 69 — 70.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

деятельности / Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова // Ученые записки университета. — СПб. : Национальный ун-т физ. культ., спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта 2010. — № 1

(59). - С. 85-88.

БАХАРЕВА Светлана Юрьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.

© С. Ю. Бахарева

уДК 79641 И. И. ДАУЛЕТШИН

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ_________________________

В статье представлены антропометрические измерения детей, занимающихся спортивной гимнастикой. В работе участвовали 130 детей 5—10 лет. Определены основные требования к уровню физического развития детей, которые необходимы для отбора к занятиям гимнастикой.

Ключевые слова: спортсмены, гимнасты, отбор, антропометрия, физическое развитие, модельные характеристики.

При обследовании детей с целью оценки их физического здоровья большое значение имеет изучение физического развития, так как здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. Изучение данного показателя имеет большое значение в практике физического воспитания, так как позволяет решать вопросы, связанные со спортивной ориентацией и отбором, регламентировать характер, объем и интенсивность применяемых физических нагрузок [1].

Традиционно физическое развитие подразумевает потенциал организма, качество и продолжительность жизни. Физическое развитие — генетически детерминированная закономерность онтогенеза. В то же время, как фенотипический параметр — отражает влияние экзогенных факторов [2, 3].

Под влиянием регулярных занятий спортом в организме детей и подростков происходят морфологические и функциональные изменения. Правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учета анатомо-физиологических особенностей организма детей различных периодов школьного возраста. Изучение основных антропометрических показателей, которые оказывают влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптацию к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление и спортивные достижения юных спортсменов, позволяют дать характеристику

темпов и особенностей физического развития группы детей, занимающихся спортивной гимнастикой в ДЮСШ [3-5].

Физическое развитие — это комплексное понятие, отражающее антропометрические показатели через коэффициенты соматометрии, физиометрии и данные функциональной активности [2].

В нашей работе физическое развитие определялось по данным антропометрических измерений. Средние показатели физического развития юных гимнастов, полученные в ходе исследований, приводятся в табл. 1, 2.

Основным показателем физического развития является длина тела, которая отражает как ростовые процессы, так и уровень соматической зрелости детей. Как видно из таблиц, от 5 до 10 лет длина тела у гимнастов увеличивается на 25,71 см, т.е. на 23,7 %. У гимнастов первые относительно высокие показатели увеличения длины тела отмечаются с 6 до 7 лет (на 6,93 см, или на 6,1 %), у неспортсменов — на год раньше. В том и другом случае первый ростовой скачок не ограничивается одним годом. У гимнастов он протягивается до двух, у неспортсменов — до трёх лет.

Следующим показателем физического развития является масса тела, которая, в отличие от длины тела, является весьма лабильным показателем, быстро изменяющимся под влиянием различных экзо-и эндогенных факторов [4-6]. Измерения показали, что масса тела у гимнастов от 5 до 10 лет увеличилась

3. Татаржицкий, С. Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Е. Татаржицкий. — Хабаровск, 2003. — 24 с.

4. Turner, C. H. Hand off is Denial Defense // Ibid. — 1990. — Dec. — P. 64 — 65.

5. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. — М. : Физкультура и спорт, 1993. — 127 с.

6. Подготовка студенческих команд по спортивным играм : учеб. пособ. / В. В. Фидельский [и др.]. — Минск : Полымя, 1989. - 152 с.

7. Портных, Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.