Научная статья на тему 'Повышение эффективности обучения иностранному языку бакалавров туризма'

Повышение эффективности обучения иностранному языку бакалавров туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС-3 / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / КОММУНИКАТИВНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЗАДАЧА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / UNSUPERVISED STUDENT’S WORK / THE 3 RD GENERATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / CURRICULUM / COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH / MANAGEMENT GAME / GOAL / TRAINING EFFICIENCY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев Андрей Борисович

В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам в вузе в контексте ФГОС-3. Автор анализирует использование коммуникативнодеятельностного подхода в своей работе, содержание подаваемого учебного материала, роль самостоятельной работы и контроля обученности бакалавров туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеев Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO BACHELORS OF TOURISM

The article considers factors influencing efficiency of the foreign language teaching in the higher school in the context of the Federal State Educational Standards of the third generation. The author deals with the communicative activity approach applied in the work, content of the training material, role of unsupervised student’s learning, and control of educational achievements of bachelors of tourism.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности обучения иностранному языку бакалавров туризма»

УДК 372.148 Евсеев Андрей Борисович

кандидат педагогический наук, доцент кафедры общенаучных и гуманитарных дисциплин Владимирского института туризма и гостеприимства [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

Evseev Andrey Borisovich

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Department for General Sciences and the Humanities, Vladimir Institute of Tourism and Hospitality [email protected]

IMPROVEMENT OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO BACHELORS OF TOURISM

Аннотация:

В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам в вузе в контексте ФГОС-3. Автор анализирует использование коммуникативнодеятельностного подхода в своей работе, содержание подаваемого учебного материала, роль самостоятельной работы и контроля обученности бакалавров туризма.

Ключевые слова:

ФГОС-3, рабочая программа, коммуникативнодеятельностный подход, деловая игра, самостоятельная работа студентов, задача, результативность обучения, мотивация.

Summary:

The article considers factors influencing efficiency of the foreign language teaching in the higher school in the context of the Federal State Educational Standards of the third generation. The author deals with the communicative activity approach applied in the work, content of the training material, role of unsupervised student’s learning, and control of educational achievements of bachelors of tourism.

Keywords:

the 3rd generation of the Federal State Educational Standard, curriculum, communicative activity approach, management game, unsupervised student’s work, goal, training efficiency, motivation.

В современных условиях развития нашего общества знание одного или нескольких иностранных языков играет важную роль. Иностранный язык сегодня становится по-настоящему востребованным: все большее количество людей сталкиваются с тем, что отсутствие практических умений и навыков иноязычного общения мешает добиваться успехов в профессиональной сфере, замедляет темпы профессионального роста. На рынке труда в настоящее время существует большая потребность в специалистах, владеющих разговорной речью на иностранном языке, особенно английском. В свою очередь, это приводит к значительным изменениям в методике обучения иностранным языкам в неязыковых вузах.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения (далее - ФГОС-3) (080200 «Менеджмент»), бакалавр «должен владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность» [1], знать основы делового общения, принципы и методы организации бизнес-коммуникаций. Во главу угла ставится подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов, социально- и профессионально-мобильного. Таким образом, повышение эффективности обучения иностранному языку становится одним из ключевых моментов образовательного процесса в любом неязыковом вузе, в том числе и туристского профиля.

Основным подходом в организации обучения иностранному языку является коммуникативно-деятельностный (личностно-деятельностный) подход, обоснование которого было заложено И.А. Зимней (1991 г.), а развитие получило в работах Е.И. Пассова, И.Л. Бим (2002 г.), А.Н. Щукина и других. Практическая реализация этого подхода лежит в плоскости коммуникативного и ряда интенсивных методов. Именно коммуникативно-деятельностный подход, с нашей точки зрения, в настоящий момент наиболее полно отвечает положениям ФГОС-3, а также социальному заказу общества, поскольку реализует основные требования к современному, компетентностно-ориентированному учебному процессу. Коммуникативно-деятельностный подход включает в себя коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни; одновременное усвоение грамматических форм и их функций. Это позволяет значительно сократить количество грамматических тренировочных упражнений и повысить роль устно-речевых задач. Также необходимо учитывать индивидуальные осо-

бенности студента, как субъекта учебной деятельности, его индивидуально-психологические, возрастные и национальные особенности личности, а также личностные интересы.

Суть коммуникативно-деятельностного подхода предполагает, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятии осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решить реальные и воображаемые задачи [2]. Анализируя многолетний опыт преподавания английского языка в неязыковом вузе туристского профиля, нужно отметить, что одним из наиболее эффективных средств обучения деловой коммуникации на практических занятиях со студентами 3-4 курса является деловая игра, успех которой невозможен без хорошо подготовленного материала и четко выстроенной структуры игрового занятия. Практика использования новейших аутентичных учебных пособий для изучения английского языка, в частности, издательства Pearson -English For International Tourism (by I. Dubicka), мультимедийных пособий издательства Oxford University Press (OUP) - позволяет констатировать значительное улучшение содержательной стороны предлагаемого материала, который теперь максимально приближен к реалиям сегодняшнего дня, в частности, непростой экономической ситуации в мире.

В коммуникативно-ориентированном обучении все большее значение приобретают игровые задания, являющиеся эффективным практическим методом совершенствования иноязычной коммуникации. Ролевые игры направлены на формирование навыков общения на повседневные темы, тогда как деловые игры позволяют имитировать ситуации профессиональной деятельности. Деловая игра - это средство выхода за рамки ограниченного общения в аудитории, возможность имитировать модели реальных жизненных ситуаций и проблем. Особую ценность имеют деловые игры, связанные не только с усвоением языковых знаний и приобретением умений иноязычного общения, но и с предметом профессиональной деятельности. Мы приведем лишь несколько примеров - видов учебной работы - в режиме деловой игры, предлагаемых студентам туристского вуза:

- обсуждение профессиональных задач: на основе проведенного маркетингового исследования создание рекламного проекта, направленного на продвижение какого-либо туристского продукта; решение деловых споров;

- на основе предварительно обработанной краеведческой информации - проведение экскурсии по г. Владимиру и городам Золотого кольца;

- обсуждение компонентов туристского пакета (маршрут, бронирование, питание, отдельные туристские услуги), составление меню для группы туристов;

- обсуждение в небольших группах преимуществ и недостатков различных видов размещения и питания туристов в России и за рубежом; различных видов проведения досуга в отеле.

На занятиях по дисциплине «Деловой английский» студенты - менеджеры туризма - с большим интересом пробуют себя в роли «тайного покупателя» (новейший метод исследования, который применяется как в рамках маркетинговой стратегии, направленной на оценку потребительского опыта, полученного клиентом в процессе приобретения товара или услуги, так и с целью решения организационных задач, например, измерения уровня соблюдения стандартов обслуживания клиентов сотрудниками в организации); [3] владельца отеля - с презентацией и обсуждением предложений по улучшению деятельности воображаемого отеля; члена туристского совета несуществующего в реальности острова, чье правительство хотело бы наладить работу туристского сектора и привлечь инвестиции в продвижение своих курортов. На наш взгляд, все вышеперечисленные деловые игры находятся в плоскости коммуникативноориентированного обучения [4].

Одним из главных моментов повышения эффективности обучения иностранным языкам в вузе является также организация самостоятельной работы студентов. Следуя дидактической концепции Б.П. Есипова, самостоятельная работа студентов в процессе обучения позволяет успешно решить следующие задачи:

1) повысить сознательность, прочность усвоения знаний;

2) выработать у учащихся умения и навыки, требуемые программой учебного предмета в соответствии с целевой установкой;

3) привить культуру умственного и физического труда, научить учащихся самостоятельно трудиться продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели [5].

Согласно рабочей программе дисциплины «Иностранный язык», самостоятельную работу студентов-бакалавров очного отделения направления подготовки «туризм» отводится 292 часа (1-5 семестр), что составляет более 90 % от аудиторной работы (320 часов). Значительное увеличение внеаудиторной работы, по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС, предполагает активную самостоятельную работу студентов в рамках курса. Среди предлагаемых видов самостоятельной работы - краткосрочные стажировки в отелях, специализирующихся на прие-

- 19B -

ме гостей из-за рубежа (сеть «Орион», гостиница «Золотое кольцо», «Владимир Мономах», «Вознесенская слобода» и другие), работа турагентом в подшефных турфирмах («Истоки», «Владинвесттур»), трансферменом, администратором гостиницы в летние каникулы за рубежом с последующим предоставлением отчета-презентации о проделанной работе на занятиях по иностранному языку и т.п.

Говоря о повышении эффективности обучению иноязычному общению студентов неязыковых вузов, в том числе и сферы туризма, большое внимание нужно уделять контролю результативности обучения. По определению А.Н. Щукина, контроль позволяет преподавателю не только получить информацию о результатах работы группы учащихся, о том, насколько они продвинулись в выполнении программы, как усвоили языковой материал, как овладели умениями устной речи, письма, чтения и аудирования, но и сделать выводы о результатах своей работы, узнать насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения [6]. Контроль повышает мотивацию в процессе подготовки, так как он свидетельствует об успехах или неудачах в работе, является важным стимулом в дальнейшей учебной деятельности. Ссылаясь на требования времени и ведущую цель обучения иностранным языкам сегодня - овладение коммуникативной компетенцией -основным объектом контроля в процессе обучения будет, прежде всего, речевая деятельность.

Таким образом, для совершенствования обучения иноязычному общению в неязыковом вузе необходимо учитывать многогранность этого процесса, его многоступенчатость. Одним из самых важных условий повышения его эффективности является, по нашему мнению, выбор наиболее приемлемого подхода к обучению иностранным языкам, формам работы, учету новизны предлагаемого для изучения материала, а также организация самостоятельной работы студентов и контроль их обученности.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.

2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.

3. См.: 11Р1_: 1"|Пр://ги.\\1к1ре<1а.огд/\\1к1/Тайный_покупатель (дата обращения: 25.08.2012).

4. Змиевская Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов:

дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

5. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. М., 2006. С. 99-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.