Научная статья на тему 'Современные методы повышения эффективности в обучении иностранному языку бакалавров финансово-юридического профиля'

Современные методы повышения эффективности в обучении иностранному языку бакалавров финансово-юридического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОД ПРОЕКТА / ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОН-ЛАЙН КУРС / СOMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH / PROJECT METHOD / BUSINESS CONVERSATION / MANAGEMENT GAME / INTERNET RESOURCES / ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерявых В. Л.

В статье рассматриваются методы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам в вузе. Автор анализирует использование коммуникативно-деятельностного подхода, метода проекта, содержание учебного материала, организацию самостоятельной работы, контроль успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses the methods influencing the efficiency of foreign language teaching in higher school. Author deals with the communicative activity approach, the project method, the content of training material, the organization of unsupervised student's learning, and the student's progress control.

Текст научной работы на тему «Современные методы повышения эффективности в обучении иностранному языку бакалавров финансово-юридического профиля»

УДК 348.147

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ВЛ. Кучерявых

Аннотация. В статье рассматриваются методы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам в вузе. Автор анализирует использование коммуникативно-деятельностного подхода, метода проекта, содержание учебного материала, организацию самостоятельной работы, контроль успеваемости.

Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, метод проекта, деловая беседа, деловая игра, интернет-ресурсы, он-лайн курс.

Abstract. Article discusses the methods influencing the efficiency of foreign language teaching in higher school. Author deals with the communicative activity approach, the project method, the content of training material, the organization of unsupervised student's learning, and the student's progress control.

Keywords: oommunicative activity approach, project method, business conversation, management game, internet resources, online courses.

Согласно ФГОС-3 бакалавр должен владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность [1], знать основы делового общения, принципы и методы организации бизнес-коммуникации. Во главу угла ставится подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов, социально- и профессионально-мобильного [2, с. 2], а также гибкого в решении задач производственного и научного плана, ощущающего потребность в самообразовании [3, с. 8]. Таким образом, повышение эффективности обучения иностранному языку становится одним из ключевых моментов образовательного процесса в любом неязыковом вузе, в том числе и финансово-юридического профиля.

Основным подходом в организации обучения иностранному языку является коммуникативно-деятельностный подход (личностно-деятельностный), обоснование которого было заложено И.А. Зимней (1991 г.), а развитие получило в работах Е.И. Пассова, И.Л. Бим (2002 г.) А.Н. Щукина и других. Практическая реализация этого подхода лежит в плоскости коммуникативного и ряда интенсивных методов. Коммуникативно-деятельностный подход включает в себя коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни; одновременно усвоение грамматических форм и их функций. Это позволяет значительно сократить количество грамматических тренировочных упражнений и повысить роль устно-речевых задач. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности студента как субъекта учебной деятельности, его индивидуально-психологические, возрастные и национальные особенности личности, а также личностные интересы [2, с. 1].

Суть коммуникативно-деятельностного подхода предполагает, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятии осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решить реальные и воображаемые задачи [6].

Анализируя опыт преподавания английского языка в неязыковом вузе, нужно отметить, что одними из наиболее эффективных средств обучения деловой коммуникации на практических занятиях является метод проектов, проведение деловых бесед, деловых игр, ролевых игр.

Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Говоря о методе проектов, следует иметь в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов основан на идее взаимодействия и сотрудничества учащихся в ходе учебного процесса, он создает условия для развития у них различных необходимых качеств и как автономной, и как социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создает условия для социализации личности, развивает ее

профессиональную и деловую активность. Именно такие качества необходимы студентам, чтобы стать квалифицированными специалистами. Те социальные роли, которые принимают и выполняют студенты в ходе работы над проектами (организатора, лидера, исполнителя и др.), приучают и готовят их к выполнению и решению сложных проблемных профессиональных задач в ситуациях реального взаимодействия.

Деловая беседа и ролевая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях - относят к активным методам обучения, т. к. деятельность обучающегося носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эти методы стимулируют познавательные интересы, повышают мотивацию и способствуют активизации учебного процесса. Игровой момент на занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального климата, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия. Положительным моментом ролевых игр является также то, что обучающиеся сами создают проект, обосновывают его и защищают, при этом, не только отстаивая свою точку зрения, но и понимая и принимая мнение других [5, с. 6].

Деловая игра - это средство выхода за рамки ограниченного общения в аудитории, возможность имитировать модели реальных жизненных ситуаций и проблем. Особую ценность имеют деловые игры, связанные не только с усвоением языковых знаний и приобретением умений иноязычного общения, но и с предметом профессиональной деятельности [2, с.2]. Успех деловой игры зависит от хорошо подготовленного материала и четко выстроенной структуры занятия. Использование новейших аутентичных учебных пособий для изучения английского языка, в частности, издательства Cambridge University Press- Professional English in Use Finance, Law (by Ian MacKenzie)

В условиях сокращения аудиторных часов преподаватели все чаще прибегают к использованию Интернет-ресурсов для тренировки различных видов речевой деятельности.

Применение Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 позволяет реализовать многие современные концепции преподавания благодаря своей доступности, простоте в использовании, социализации, возможности организации совместной деятельности и осуществлению контроля. При этом используемые тексты являются аутентичными и современными, что особенно импонирует студентам, поскольку они любят работать с материалом, не только релевантным изучаемым темам, но и который в

данный момент активно обсуждается. Это положительно сказывается на мотивации студентов к дальнейшему изучению иностранного языка.

Примером Интернет-ресурса, оптимально соответствующего образовательному процессу, является eslvideo.com. Программа предоставляет возможность загрузить видеофайл, разработать к нему задания в форме множественного выбора, записать текст, выполнить перевод или добавить любые записи, например, незнакомые слова, существенные для понимания звучащего текста. Кроме того, что особенно ценно для учебного процесса, студенты после выполнения задания сразу видят свой результат и могут отправить его преподавателю, указав свое имя и «код» преподавателя. Удобный и понятный интерфейс программы, выбор уровня в зависимости от этапа формирования навыка, тематически разнообразные тексты позволяют применять ее на любой ступени изучения языка. Другим преимуществом данного ресурса является возможность не только слушать звучащую речь, но и наблюдать за говорящим, его мимикой, взглядом, походкой [5, с. 6].

Еще одним примером Интернет-ресурса, также соответствующего образовательному процессу, является coursera.com или mirovoystu-dent.ru. Данный ресурс предоставляет возможность выбрать и пройти он-лайн курс по любому направлению на изучаемом языке. Он-лайн курс можно выбрать в соответствии с выбранной специальностью в вузе или в соответствии с прикладной, интересующей студента, дисциплиной, в качестве дополнения.

Большим преимуществом данного ресурса является то, что данный курс возможно обсудить со своими иностранными однокурсниками, которые также проходят обучение по курсу. В подобном виде диалога практикуются навыки как повседневного, так и профессионального общения на изучаемом языке.

Одним из важных моментов в повышения эффективности обучения иностранным языкам в вузе является также организация самостоятельной работы студентов. Следуя дидактической концепции Б.П. Есипо-ва, самостоятельная работа студентов в процессе обучения позволяет успешно решить следующие задачи:

1) повысить сознательность, прочность усвоения знаний;

2) выработать у учащихся умения и навыки, требуемые программой учебного предмета в соответствии с целевой установкой;

3) привить культуру умственного и физического труда, научить учащихся самостоятельно трудиться продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели [6];

4) по возможности учесть индивидуальные особенности студента, как субъекта учебной деятельности, его индивидуально-психологические, возрастные и национальные особенности личности, а также личностные интересы.

Таким образом, для совершенствования обучения иноязычному общению в неязыковом вузе необходимо учитывать многогранность этого процесса, его многоступенчатость. Одним из самых важных условий повышения его эффективности является, по нашему мнению, выбор наиболее приемлемого подхода к обучению иностранным языкам, формам работы, учету новизны предлагаемого для изучения материала, а также организация самостоятельной работы студентов и контроль их успеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. №544.

2. Евсеев А.Б. Повышение эффективности обучения иностранному языку бакалавров туризма. - Владимир, 2013.

3. Примерная программа по дисциплине « Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М., 2011.

4. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1999.

5. Малинина И.А. Реализация программы обучения английскому языку в неязыковом вузе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. - М., 2013.

6. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 1961.

В.Л. Кучерявых, преподаватель,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.