DO110.26170/2079-8717_2022_05_13 ГРНТИ 14.35.07
УДК 378.147:378.016:33 ББК Ч448.024+У26р
Код ВАК 5.8.2
Калицкая Виктория Вячеславовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45; e-mail: kalitskaja2010@yandex.ru
Степанова Людмила Алексеевна,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; преподаватель колледжа, Уральский государственный экономический университет; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45; e-mail: ludmila-stepanov@mail.ru
Мустафина Ольга Валерьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45; e-mail: 0vm.70@mail.ru
Рыкалина Ольга Анатольевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45; e-mail: r0a40@mail.ru
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММЫ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные компетенции; информационные техпологнн; программное обеспечение; образовательный процесс; высшие учебные заведения; учебные дисциплины; финансово-хозяйственная деятельность; образовательные результаты
АННОТАЦИЯ. Статья посвящепа вопросам использования современных цифровых технологий прн изучении студентами различных форм обучения дисциплин, связанных с анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основании которого принимаются управленческие решения. Цель статьи - исследовать возможности применения студентами в процессе обучения различных информационных ресурсов, современных технологий и программных комплексов, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса и качество подготовки специалистов. Авторами сформулированы проблемы и предложены решения по вопросам использования платформы 1С:Предприятие в изучении студентами ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия». А нмеп-но: возможность использования инновационных процессов для повышения уровня профессиональной подготовки выпускников. Новые требования, предъявляемые работодателями к профессиональным компетенциям выпускников, определили проблемы внедрения новых информационных технологий в процесс обучения. В целях обеспечения требований работодателей н ФГОС прн освоении программы бакалавриата и повышения конкурентоспособности студентов, обучающихся в Уральском государственном экономическом университете по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ н аудит», специалистами кафедры бухгалтерского учета н аудита разработаны методические пособия и практикумы по проведению комплексного экономического анализа. В статье представлен анализ исследований и публикаций различных авторов по теме. Описаны результаты собственных исследований и обозначены проблемы. Сформулированы и подготовлены конкретные предложения для использования в процессе обучения студентов дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» современных цифровых технологий.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Калицкая, В. В. Повышение эффективности образовательного процесса прн изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» с использо-ваннем современных технологий программы 1С:Предприятие / В. В. Калицкая, Л. А. Степанова, О. В. Мустафина, О. А. Рыкалина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. lll-ll8. - DOI: l0.26l70/2079-87l7_2022_05_l3.
Kalitskaya Victoria Viacheslavovna,
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting and Auditing, Ural State University of Economics,
Ekaterinburg, Russia
Stepanova Lyudmila Alekseevna,
Adviser of the State Civil Service of Russian Federation, 2nd Class, Senior Lecturer of Department of Economics, Management
and Marketing, Russian State Vocational Pedagogical University; Lecturer of the College, Ural State University of Economics,
Ekaterinburg, Russia
Mustafina Olga Valeryevna,
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting and Auditing, Ural State University of Economics,
Ekaterinburg, Russia
© Калицкая В. В., Степанова Л. А., Мустафина О. В., Рыкалина О. А., 2022
Rykalina Olga Anatolyevna,
Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting and Auditing, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia
IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE" USING MODERN TECHNOLOGIES OF THE 1C:ENTERPRISE PROGRAM
KEYWORDS: professional competencies; Information Technology; software; educational process; higher educational institutions; academic disciplines; financial and economic activity; educational outcomes
ABSTRACT. The article is devoted to the use of modern digital technologies when students study various forms of teaching disciplines related to the analysis of financial and economic activities of the enterprise, on the basis of which management decisions are made. The purpose of the article is to explore the possibilities of students using various information resources, modern technologies and software systems in the learning process, which allow improving the efficiency of the educational process and the quality of training specialists. The authors have formulated problems and proposed solutions for the use of the 1C:Enterprise platform in the study of the discipline "Analysis of financial and economic activity of the Enterprise" by students of the Ural State University of Economics. Namely: the possibility of using innovative processes to improve the level of professional training of graduates. The new requirements imposed by employers on the professional competencies of graduates have identified the problems of introducing new information technologies into the learning process. In order to meet the requirements of employers and the Federal State Educational Standards when mastering the undergraduate program and increasing the competitiveness of students studying at the Ural State University of Economics in the direction 38.03.01 "Economics", profile "Accounting, Analysis and Audit", specialists of the Department of Accounting and Audit developed methodological manuals and workshops on integrated economic analysis. The article presents an analysis of research and publications by various authors on the topic. The results of our own research are described and problems are identified. Specific proposals have been formulated and prepared for use in the process of teaching students of the discipline "Analysis of financial and economic activities of an enterprise" in the direction 38.03.01 "Economics", profile "Accounting, Analysis and Audit" of modern digital technologies.
FOR CITATION: Kalitskaya, V. V., Stepanova, L. A., Mustafina, O. V., Rykalina, O. A. (2022). Improving the Efficiency of the Educational Process in the Study of the Discipline "Analysis of Financial and Economic Activities of the Enterprise" Using Modern Technologies of the 1C:Enterprise Program. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 111-118. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_13.
Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения. Своевременная и качественная оценка эффективности деятельности коммерческого предприятия в любых экономических условиях является обязательным элементом успешного существования. Для проведения такой оценки необходимо осуществлять специальные мероприятия, одним из которых является анализ финансового состояния. Анализ позволяет на определенную дату или за определенный период: установить изменения основных показателей и конечных результатов деятельности; определить факторы, влияющие на финансовое состояние; зафиксировать тенденции по изменению итоговых результатов. Проведение анализа осуществляется с использованием специальных методик, процедур, требующих от работника специальных знаний, навыков, умений. Как правило, данную работу на предприятии осуществляет экономист-бухгалтер, получивший образование по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по ФГОС третьего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают подготовку специалистов, которые должны обладать определенными компетенциями. Так, программой бакалавриата
предусмотрено, что у выпускника должны быть сформированы различные компетенции, например, такие как УК-1 «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач». Одновременно программой предусмотрено освоение и общепрофессиональных компетенций, таких как: ОПК-2 «Способен осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач»; ОПК-4 «Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности»; ОПК-5 «Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач»1.
В настоящее время на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация. Наряду с безработицей на некоторых территориях и в отдельных отраслях имеет место кадровый дефицит, особенно квалифицированных работников.
Многие работодатели достаточно долго и безрезультатно осуществляют поиск профес-
1 Государственный информационный ресурс. Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru.
сионалов соответствующей квалификации. Следовательно, основной задачей любого учебного учреждения становится подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. В условиях всеобщего экономического кризиса, непрекращающихся санкций в отношении России такая задача является особенно актуальной.
В связи с необходимостью перехода на новую инновационную ступень развития предприятия стали внедрять в процесс управления различные информационно-коммуникационные технологии посредством использования различных компьютерных программ. Пандемия СО"УТО-19 и введенные ограничения заставили практически всех предпринимателей перейти на электронный документооборот. А с введением ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» четко обозначились требования к необходимости внедрения средств программного обеспечения при ведении бухгалтерского учета повсеместно1.
С учетом новых требований, предъявляемых работодателями к профессиональным компетенциям выпускников, обозначились проблемы внедрения новых информационных технологий в процессы обучения.
В целях обеспечения требований, предъявляемых ФГОС при освоении программы бакалавриата, и повышения конкурентоспособности студентов, обучающихся в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (далее - УрГЭУ) по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специалистами кафедры бухгалтерского учета и аудита разработаны методические пособия и практикумы по проведению комплексного экономического анализа. В настоящее время разрабатываются методики обучения на основе использования различных программных продуктов.
Анализ последних исследований и публикаций. В целом анализ публикаций исследователей, проявивших интерес к применению информационных технологий в процессе изучения дисциплин, связанных с экономикой, менеджментом, бухгалтерским учетом, показал, что в основном рассматриваются вопросы практического применения программных продуктов для учета хозяйственной деятельности. Во многих статьях рассматриваются порядок и последствия применения тех или иных программных продуктов. Определяются положительные и отрицательные моменты их использования не только в предпринимательской деятельности, но и в образовательном про-
1 Государственный информационный ресурс. Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru.
цессе. Однако публикаций, исследующих применение информационных технологий, программных продуктов в процессе изучения дисциплин, связанных с анализом финансово-хозяйственной деятельности в автоматизированном режиме, формирующих компетенции, предполагающих получение навыков по своевременному сбору коммерческой информации, обработке документов, необходимых для статистического анализа (данных), для решения различных экономических (предпринимательских) задач, практически нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» описание образовательной программы по направлению 38.03.01 «Экономика» в виде электронного документа размещено на сайте УрГЭУ. Анализ объема дисциплин вариативной части, утвержденного на 2022 год учебного плана по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специалистами кафедры бухгалтерского учета и аудита, показал следующее. Более 20% от общего объема академических часов составляют дисциплины, прямо или косвенно связанные с анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это такие дисциплины, как: «Теория экономического анализа»; «Комплексный экономический анализ»; «Анализ бухгалтерской отчетности»; «Учет и анализ отдельных отраслей деятельности (торговля, строительство)». Круг лиц, нуждающихся в специалистах, обладающих соответствующей квалификацией, широк. Интерес к анализу финансово-хозяйственной деятельности проявляют не только предприниматели, имеющие цели скорректировать деятельность в связи с изменившимися условиями, или государственные структуры, заинтересованные в контроле за деятельностью предпринимателя, но и инвесторы - физические и юридические лица, принимающие решения о размещении свободных средств [12]. Следовательно, знания о порядке проведения анализа, методик, позволяющих быстро и качественно осуществить финансовый анализ, являются достаточно востребованными.
Исследователями на регулярной основе различными методами изучаются проблемы, связанные с процессом изучения указанных выше дисциплин, и разрабатываются новые механизмы обучения, позволяющие повысить качество полученных студентами знаний. Так, эмпирическим методом исследования в форме наблюдения, опроса и анализа полученной информации сформированы методики и формы обучения, которые следует использовать в современных условиях для реализации программ высше-
го образования.
Методы обучения можно разделить на традиционные и цифровые, а в зависимости от взаимодействия преподавателя и обучающегося - на активные и пассивные. Пассивный метод обучения предусматривает, что главным действующим лицом является преподаватель, который в форме лекции доносит до студента учебный материал. Активный метод обучения предполагает, что студент должен являться активным участником на занятии, как правило, такой метод используют при проведении практических, лабораторных занятий. Активный и пассивный методы обучения являются традиционными. К цифровому методу можно отнести интерактивный метод, который представляет совокупность активного и пассивного. Интерактивный метод обучения достаточно широко распространился в связи с необходимостью применять дистанционные технологии, бесконтактное обучение, в данном случае и преподаватель, и студент находятся в постоянном взаимодействии.
Интерактивный метод обучения предполагает обязательное использование различных информационно-коммуникационных технологий, в том числе компьютерных программ.
В настоящее время предприниматели, осуществляющие бизнес в сфере цифровых технологий, предлагают различные программы, позволяющие не только вести бухгалтерский, налоговый учет, но и проводить в автоматическом режиме анализ финансовой деятельности. Это такие программы, как «1С:Бухгалтерия 8», «Парус-Предприятие 8», «СБИС Бухгалтерия и учет», «Кон-тур.Эльба», «Мое дело». Несмотря на то, что учет в любой из перечисленных программ ведется исключительно в соответствии с требованиями действующего законодательства, каждая программа имеет индивидуальные особенности с учетом размера и отраслевых особенностей бизнеса. В настоящее время так сложилось, что наибольшее распространение получили программы на платформе 1С:Предприятие по причине их доступности и широкой распространенности у потенциальных пользователей [1].
Так, ранее было проведено исследование по вопросам применения современных цифровых технологий для оценки финансового состояния предприятия с использованием ПО 1С:Предприятие [5]. В данном исследовании представлена информация об использовании различных ресурсов программы 1С:Предприятие, позволяющих автоматически проводить оценку финансового состояния предприятия на определенную дату или за определенный период, исключая арифметические ошибки при «ручном»
подсчете. В связи с тем, что в законодательство, регулирующее порядок бухгалтерского учета, вносятся изменения вследствие перехода на федеральные стандарты учета, возникает необходимость совершенствования методов обучения студентов.
Анализ публикаций по вопросам использования информационных технологий в процессе изучения дисциплин, связанных с анализом финансовой деятельности предприятия, проведенный за 2019-2022 гг., позволяет сделать следующие выводы.
1. Большая часть исследований связана с использованием современных информационных технологий в образовательных процессах. При этом предлагаемые методы обучения экономических дисциплин представляют классические формы обучения. Это совокупность формы устного общения, демонстрации наглядных пособий и выполнения практических заданий. Различие устанавливается исключительно исходя из количества часов на освоение по каждой отдельной форме обучения и распределяется в зависимости от сложности конкретного изучаемого вопроса.
2. По использованию программных продуктов, в частности платформы 1С:Предприятие различных модификаций, в процессе обучения студентов по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» публикации в основном содержат информацию о сравнении программных продуктов, применяемых для ведения бухгалтерского учета. Как правило, информация дублируется, отсутствуют конкретные предложения, позволяющие сформировать определенные механизмы, которые можно непосредственно использовать в процессе обучения.
Методология и методы. При исследовании вопросов применения специальных программ автоматизированного учета, включая ПО 1С:Бухгалтерия предприятия, использовались различные общенаучные методы: сравнительный, логический, статистический анализ.
Исследование проводилось за период с 2019 по 2022 гг.
Для анализа и сравнения использованы различные информационные ресурсы и программные средства:
- информационные ресурсы сети Интернет;
- платформа 1С:Бухгалтерия предприятия (3.0.100.16);
- нормативные законодательные акты, принятые и утвержденные для исполнения как на федеральном, так и на региональном уровне;
- ОПОП ВО «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Изложение основного материала исследования. Подавляющее большинство современных предприятий малого бизнеса используют в своей деятельности программные продукты 1С. Несмотря на универсальность этих продуктов, их адаптация к условиям конкретного бизнеса требует в ряде случаев вмешательства программистов и, следовательно, определенных затрат времени и средств [1].
С введением федеральных государственных образовательных стандартов для преподавателей как среднего профессионального образования, так и высшего обучения были определены единые требования при реализации различных программ высшего и среднего профессионального образования. Одновременно с этим установлено, что каждое учебное заведение вправе самостоятельно выбирать методы, технологии и механизмы осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс осуществляется по следующей схеме:
1) изучение обязательных и элективных дисциплин;
2) закрепление полученных знаний на практике;
3) аттестация полученных знаний, навыков, умений.
В соответствии с поставленной целью -повышение эффективности образовательного процесса при изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» с использованием современных технологий - предлагается рассмотреть возможность использования специального программного продукта на каждом этапе учебного процесса.
В настоящее время для освоения компьютерных технологий в учебном процессе по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специалистами кафедры бухгалтерского учета и аудита используется программа 1С:Бухгалтерия. Согласно учебному графику изучение непосредственно программы 1С:Бухгалтерия в общем объеме по каждой дисциплине составляет 144 часа. На лекционные занятия отведено 20 часов, на практические (лабораторные) занятия - 40 часов. Самостоятельная работа студентов, которая состоит из выполнения контрольных заданий, - 84 часа.
На лекциях студенты знакомятся со структурой программы и порядком ведения автоматизированного бухгалтерского и налогового учета.
На лабораторных занятиях отрабатывают навыки работы в программе на примере виртуального предприятия, созданного индивидуально каждым студентом на рабочем месте. В процессе самостоятельной
работы решают аналитические и исследовательские задачи. Для каждого студента разрабатываются индивидуальные задания и тесты, исключительно связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета [8].
Предлагается использовать вышеуказанный ресурс для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности и оценки эффективности работы предприятия. Оценка осуществляется, как правило, на основе полного комплексного экономического анализа.
Для анализа необходимо иметь данные прежде всего по основным показателям. Обучающимся предлагается использовать информационный ресурс сайта ФНС РФ www.nalog.ru. На данном сайте в разделе «Сервисы и госуслуги» во вкладке «Сведения из реестров» размещается информация о бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной организациями. Информация размещена во вкладке ГИР БО - «Государственный информационный ресурс Бухгалтерской (финансовой) отчетности». Как правило, выбирается то предприятие, на котором студент предполагает проходить практику. Таким образом, предлагается проводить анализ хозяйственной деятельности только реально действующего предприятия, с последующим определением выводов и оценкой эффективности его работы. На данном этапе студент проводит анализ исключительно с использованием арифметических расчетов, заполняя таблицы в формате Excel. Применение данного способа занимает достаточно много времени, и при расчетах часто возникают ошибки, а значит, выводы по итогам проведенного анализа могут быть неточными. На основании ошибочных данных формируется искаженная информация, которая может повлиять на итоговый результат - размер прибыли для целей налогообложения. При проведении государственного контроля возможно наложение финансовых санкций. Финансовые санкции приводят к снижению прибыли предприятия1.
В целях устранения данных недостатков предлагается рассмотреть возможность использования автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета на платформе ПО 1С:Предприятие, так как считается, что она более доступна и получила широкое распространение у предпринимателей.
Рассмотрим отдельные ресурсы программы. Так, в данной программе предусмотрен специальный ресурс для руководителя предприятия, в котором в режиме реального времени предоставляется возмож-
1 Государственный информационный ресурс. Портал Министерства Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document.
ность сформировать различные данные по итогам деятельности предприятия на определенную дату или за отчетный период.
Ресурс «Руководителю» позволяет сформировать следующие отчеты:
1. Анализ основных показателей: остатки денежных средств (в кассе и на расчетном счете); движение денежных потоков по поступлению и списанию; сведения о расчетах с контрагентами; задолженность поставщиков и покупателей.
2. Финансовый анализ, который включает расчеты динамики изменения показателей баланса за выбранный период. На основании отчета о финансовых результатах в автоматическом режиме производится расчет ключевых коэффициентов рентабельности.
3. Монитор налогов и отчетности содержит сведения о сроках, своевременности сдачи налоговой отчетности и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; формирует данные по оценке риска проведения выездной налоговой проверки.
Важным элементом любых выше указанных манипуляций является наличие специфической (контрольной) информации. Под контрольной информацией предлагается понимать совокупность сведений о реальном состоянии объектов управления, необходимых для обоснования, оптимизации, координации и корректировки управленческих решений1.
Преимуществом способа проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности с применением ресурса 1С:Предприятие является прежде всего автоматизация процесса, которая позволяет в кратчайшие сроки и без ошибок проводить значительное количество различных расчетов. Из данных сформированных отчетов легко установить, какие именно факторы более или менее оказывают влияние на эффективность работы предприятия. Факторный анализ - это один из многочисленных методов, которые традиционно принято применять в анализе экономической деятельности, он позволяет изучить влияние отдельных факторов на экономические показатели предприятия [10].
Кроме того, данный ресурс предусматривает возможность автоматического подключения к внешним ресурсам через обмен швЪ-сервисов различных государственных и контролирующих органов.
Быстрота, достоверность, доступность и актуальность отчетов, формируемых посредством использования программных продуктов автоматического учета хозяйственной деятельности, должны повысить качество
1 Государственный информационный ресурс. Портал Министерства Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document.
получаемых студентами знаний при изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия».
Теоретические знания без применения их на практике становятся бесполезными. В учебном плане любой образовательной программы обязательно закреплены часы на учебную и производственную практику. По условиям прохождения любой практики предусмотрено освоение полученных знаний на работающем предприятии. Как было сказано выше, большая часть предпринимателей используют для ведения бухгалтерского учета программные продукты 1С, следовательно, студенты при прохождении практики имеют возможность использовать ресурс программы для формирования различных отчетов, связанных с анализом финансово-хозяйственной деятельности и оценкой эффективности работы предприятия. Опросы руководителей предприятий, на которых студенты проходят практику, показывают, что большинство не пользуется ресурсом «Руководителю» по причине недостатка времени, или просто не знают, как с ним работать. Предполагается, что студенты, освоившие в полной мере на лекциях и практических занятиях возможности данного ресурса, разъяснят его возможности и помогут использовать его для контроля эффективности работы предприятия.
Контроль качества полученных студентами компетенций осуществляется путем проведения промежуточной и итоговой аттестаций. Без оценки результата освоения дисциплины не представляется возможным определить уровень профессиональной подготовки выпускника. Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» предполагает знания и умения не только проводить арифметические расчеты, но и формировать выводы, на основании которых должны приниматься управленческие решения. Так как анализ проводит конкретный субъект, то и выводы, как правило, носят субъективный характер. Следовательно, от квалификации субъекта - специалиста - зависит правильность выбранного решения. Контрольные задания, тесты, кейс-задания, экзаменационные задания должны быть заранее разработаны с учетом выполнения их с использованием ресурсов автоматизированного учета.
При разработке комплекта оценочных документов необходимо учитывать требования профессиональных стандартов от № 08.001 «Специалист по платежным системам» до № 08.044 «Консультант по налогам и сборам».
По мнению авторов, расширение использования программных продуктов, рассмотренных на примере ресурса
1С:Предприятие, для своевременного анализа финансового состояния предприятия с целью принятия эффективного управленческого решения является необходимым условием [9].
Заключение. В результате проведенного исследования применения современных технологий и программных продуктов для повышения эффективности образовательного процесса при изучении дисциплин по направлению 38.03.01 «Экономика» авторами сделаны следующие выводы и сформулированы предложения.
В связи с повсеместным переходом коммерческих предприятий на автоматизированный учет хозяйственной деятельности возникает необходимость пересмотреть порядок подготовки, методики обучения студентов, а именно внедрение информационных технологий в процесс обучения. Авторами сделан акцент на необходимость применения ресурсов платформы ПО 1С:Предприятие при подготовке специалистов в сфере экономики (бухгалтерский, налоговый учет, менеджмент).
Анализ последних публикаций по вопросам применения информационных технологий в процессе обучения показал, что в основном рассматриваются вопросы практического применения программных продуктов для ведения бухгалтерского и налогового учета. Исследований, связанных с применением информационных технологий, программных продуктов, формирующих у студентов компетенции по своевременному сбору коммерческой информации,
обработке документов, необходимых для статистического анализа (данных), для решения различных экономических (предпринимательских) задач, практически нет.
Авторы считают, что необходимо при осуществлении образовательного процесса при изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» использовать автоматизированную систему ведения бухгалтерского учета на платформе ПО 1С:Предприятие. Быстрота, достоверность, доступность и актуальность отчетов, формируемых посредством использования ресурса «Руководителю» программы 1С:Предприятие, должны повысить качество получаемых студентами знаний и уровень их профессиональной подготовки. Дополнительно предлагается разработать кейсы-задания, удовлетворяющие потребностям текущего времени. По мнению авторов, кейс-задания должны отрабатываться на платформе «1С:Бухгалтерия 8». Это связано прежде всего с тем, что данный ресурс достаточно широко используется как онлайн-сервис, так называемая «облачная бухгалтерия». Облачные технологии достаточно широко используются предпринимателями при ведении бухгалтерского учета удаленно или с использованием консалтинга. Они позволяют в режиме текущего времени, используя виртуальную среду, не только формировать документы, финансовую и налоговую отчетность, но и проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценивать эффективность работы предприятия [11].
ЛИТЕРАТУРА
1. Аграновский, А. В. Анализ деятельности малого предприятия на основе данных 1С / А. В. Аграновский, Е. Л. Турнецкая // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2020. - № 4 (28). - С. 36-39.
2. Байчорова, А. А. Роль информационных технологий и их значение в современных методах обучения / А. А. Байчорова, А. М. Мамчуев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 75-4. - С. 36-39.
3. Бережной, М. А. Разработка конфигурации на платформе 1С:Предприятие 8.3 для анализа финансовых показателей контрагентов / М. А. Бережной, Н. Н. Максимова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. - 2020. - № 91. - С. 13-18.
4. Дворядкина, Е. Б. Консервативные и креативные факторы экономической безопасности организации высшего образования / Е. Б. Дворядкина, А. А. Собянин, К. М. Гусейнли / / e-FORUM. - 2021. - Т. 5, № 3.
5. Калицкая, В. В. Применение современных цифровых технологий для оценки финансового состояния предприятия с использованием ПК 1С:Предприятие / В. В. Калицкая, О. А. Рыкалина, Л. А. Степанова / / Финансовый бизнес. - 2022. - № 6 (228).
6. Нечеухина, Н. С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Н. С. Нечеухина, И. М. Перми-нова, Л. И. Маслова [и др.] ; УрГЭУ. - Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2017. - 94 с.
7. Нечеухина, Н. С. Бухгалтерский учет и экономический анализ / Н. С. Нечеухина, В. В. Калицкая, А. Ф. Черненко. - Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2018. - 190 с.
8. Павленко, Т. Г. Активные формы и методы обучения в современном вузе / Т. Г. Павленко, А. И. Горбатенко // Молодежь и XXI век - 2022 : материалы 12-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 17-18 февраля 2022 года / отв. редактор М. С. Разумов. - Курск : Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 298-301.
9. Перцовский, Т. А. Модернизация системы контроля и анализа номенклатуры на базе платформы 1С:Предприятие 8 / Т. А. Перцовский, Ю. Б. Щемелева // Исследования и творческие проекты для развития и освоения проблемных и прибрежно-шельфовых зон юга России : сборник трудов XII Всероссийской Школы-семинара, посвященной Году Науки и технологий, Геленджик, 12-14 мая 2021 года. - Геленджик, 2021. - С. 321-325.
10. Пионткевич, Н. С. Финансовые аспекты обеспечения устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях новых вызовов / Н. С. Пионткевич, Е. Г. Шеина // Journal of New Economy. - 2021. - Т. 22, № 1. - С. 105-130.
11. Полонкоева, Ф. Я. Современные методы обучения в преподавании экономических наук / Ф. Я. Полонкоева, М. Б. Богатырев // Научные известия. - 2022. - № 26. - С. 106-108.
12. Степанова, Л. А. Исследование законодательства в сфере краудфандинга и влияние его на развитие малого бизнеса в России / Л. А. Степанова, Е. А. Андрюшина // Московский экономический журнал. -2022. - Т. 7, № 6. - DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_6_336.
13. Шарапова, Н. В. Комплексный экономический анализ : учеб. пособие и практикум для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлениям бакалавриата «Экономика и управление» / Н. В. Шарапова, О. С. Горбунова, В. В. Калицкая [и др.]. - Екатеринбург : Издательский Дом «Ажур», 2022. - 135 с.
REFERENCES
1. Agranovsky, A. V., Turnetskaya, E. L. (2020). Analiz deyatel'nosti malogo predpriyatiya na osnove dannykh 1S [Analysis of the Activities of a Small Enterprise Based on 1С Data]. In Aktual'nyeproblemy ekonomiki i upravleniya. - No. 4 (28), pp. 36-39.
2. Baichorova, A. A., Mamchuev, A. M. (2022). Rol' informatsionnykh tekhnologii i ikh znachenie v sov-remennykh metodakh obucheniya [The Role of Information Technologies and Their Importance in Modern Teaching Methods]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 75-4, pp. 36-39.
3. Berezhnoy, M. A., Maksimova, N. N. (2020). Razrabotka konfiguratsii na platforme 1S:Predpriyatie 8.3 dlya analiza finansovykh pokazatelei kontragentov [Development of a Configuration on the 1С: Enterprise 8.3 Platform for Analyzing the Financial Performance of Counterparties]. In Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye i ekonomicheskie nauki. No. 91, pp. 13-18.
4. Dvoryadkina, E. B., Sobyanin, A. A., Guseinli, K. M. (2021). Konservativnye i kreativnye faktory ekonomicheskoi bezopasnosti organizatsii vysshego obrazovaniya [Conservative and Creative Factors of Economic Security of a Higher Education Organization]. In e-FORUM. Vol. 5. No. 3.
5. Kalitskaya, V. V., Rykalina, O. A., Stepanova, L. A. (2022). Primenenie sovremennykh tsifrovykh tekhnologii dlya otsenki finansovogo sostoyaniya predpriyatiya s ispol'zovaniem PK 1S:Predpriyatie [The Use of Modern Digital Technologies to Assess the Financial Condition of an Enterprise Using PC 1C: Enterprise]. In Fi-nansovyi biznes. No. 6 (228).
6. Necheukhina, N. S., Perminova, I. M., Maslova, L. I. et al. (2017). Analiz finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti [Analysis of Financial and Economic Activity]. Ekaterinburg, Izdatel'skii dom «Azhur». 94 p.
7. Necheukhina, N. S., Kalitskaya, V. V., Chernenko, A. F. (2018). Bukhgalterskii uchet i ekonomicheskii analiz [Accounting and Economic Analysis]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet. 190 p.
8. Pavlenko, T. G., Gorbatenko, A. I. (2022). Aktivnye formy i metody obucheniya v sovremennom vuze [Active Forms and Methods of Teaching in a Modern University]. In Razumov, M. S. (Ed.). Molodezh' i XXI vek — 2022: materialy 12-i Mezhdunarodnoi molodezhnoi nauchnoi konferentsii, Kursk, 17—18 fevralya 2022 goda. Kursk, Yugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet, pp. 298-301.
9. Pertsovsky, T. A., Shchemeleva, Yu. B. (2021). Modernizatsiya sistemy kontrolya i analiza nomenklatury na baze platformy 1S:Predpriyatie 8 [Modernization of the System of Control and Analysis of the Nomenclature Based on the 1C:Enterprise 8 Platform]. In Issledovaniya i tvorcheskie proekty dlya razvitiya i osvoeniya prob-lemnykh i pribrezhno-shel'fovykh zon yuga Rossii: sbornik trudov XII Vserossiiskoi Shkoly-seminara, posvyashchennoi Godu Nauki i tekhnologii, Gelendzhik, 12-14 maya 2021 goda. Gelendzhik, pp. 321-325.
10. Piontkevich, N. S., Sheina, E. G. (2021). Finansovye aspekty obespecheniya ustoichivogo razvitiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyakh novykh vyzovov [Financial Aspects of Ensuring the Sustainable Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Face of New Challenges]. In Journal of New Economy. Vol. 22. No. 1, pp. 105-130.
11. Polonkoeva, F. Ya., Bogatyrev, M. B. (2022). Sovremennye metody obucheniya v prepodavanii ekonomicheskikh nauk [Modern Methods of Teaching in the Teaching of Economic Sciences]. In Nauchnye izvestiya. No. 26, pp. 106-108.
12. Stepanova, L. A., Andryushina, E. A. (2022). Issledovanie zakonodatel'stva v sfere kraudfandinga i vliyanie ego na razvitie malogo biznesa v Rossii [A Study of Legislation in the Field of Crowdfunding and Its Impact on the Development of Small Businesses in Russia]. In Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. Vol. 7. No. 6. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_6_336.
13. Sharapova, N. V., Gorbunova, O. S., Kalitskaya, V. V. et al. (2022). Kompleksnyi ekonomicheskii analiz [Comprehensive Economic Analysis]. Ekaterinburg, Izdatel'skii Dom «Azhur». 135 p.