Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПРОФИЛЯ "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3++'

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПРОФИЛЯ "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3++ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИКАТОР ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Татьяна Владимировна, Булычева Татьяна Валерьевна

В статье рассмотрен инструментарий формирования рабочих программ дисциплин направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Изменение инструментария разработки связано с введением в действие нового ФГОС 3++ и использованием профессиональных стандартов для формирования профессиональных компетенций. В качестве базы используются два профессиональных стандарта «Бухгалтер» и «Аудитор». Достижение профессиональных компетенций осуществляется с помощью индикаторов достижения компетенций, а результатами обучения являются сформированные знания, умения и владения навыками в рамках профессиональных компетенций. В качестве примера используются дисциплины той части, которая формируется участниками образовательных отношений: «Бухгалтерский управленческий учет» и «Международные стандарты финансовой отчетности». Предложенный инструментарий формирования рабочих программ дисциплин является одним из элементов образовательной программы, который позволяет реализовать положения ФГОС 3++ и соответствовать требованиям профессиональных стандартов, что необходимо на рынке труда в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялова Татьяна Владимировна, Булычева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORKING PROGRAMS FORMATION OF DISCIPLINES PROFILE "ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT" IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FSES 3++

The article considers the tools for the working programs formation of the disciplines of the training direction 38.03.01 «Economics», the profile «Accounting, analysis and audit». The change in the development tools is associated with the introduction of the new FSES 3++ and the use of professional standards for the formation of professional competencies. Two professional standards «Accountant» and «Auditor» are used as a base. The achievement of professional competencies is carried out using indicators of achievement of competencies, and the learning outcomes are formed knowledge, skills and possession of skills within the framework of professional competencies. As an example, the disciplines of the part that is formed by the participants of educational relations are used: «Accounting management Accounting» and «International financial reporting standards». The proposed tools for the formation of work programs of disciplines is one of the elements of the educational program and it allows implementing the provisions of the Federal State Educational Standard 3++ and meet the requirements of professional standards, which is required in the labor market in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПРОФИЛЯ "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3++»

УДК 378.147.01

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПРОФИЛЯ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3++

Т.В. Завьялова, Т.В. Булычева

В статье рассмотрен инструментарий формирования рабочих программ дисциплин направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Изменение инструментария разработки связано с введением в действие нового ФГОС 3++ и использованием профессиональных стандартов для формирования профессиональных компетенций. В качестве базы используются два профессиональных стандарта «Бухгалтер» и «Аудитор». Достижение профессиональных компетенций осуществляется с помощью индикаторов достижения компетенций, а результатами обучения являются сформированные знания, умения и владения навыками в рамках профессиональных компетенций. В качестве примера используются дисциплины той части, которая формируется участниками образовательных отношений: «Бухгалтерский управленческий учет» и «Международные стандарты финансовой отчетности». Предложенный инструментарий формирования рабочих программ дисциплин является одним из элементов образовательной программы, который позволяет реализовать положения ФГОС 3++ и соответствовать требованиям профессиональных стандартов, что необходимо на рынке труда в современных условиях.

Ключевые слова: рабочая программа дисциплины; бухгалтерский управленческий учет; международные стандарты финансовой отчетности; профессиональная компетенция; индикатор достижения компетенции; оценочные средства; образовательная программа.

T.V. Zavyalova, T.V. Bulychyova. THE WORKING PROGRAMS FORMATION OF DISCIPLINES PROFILE «ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT» IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FSES 3++

The article considers the tools for the working programs formation of the disciplines of the training direction 38.03.01 «Economics», the profile «Accounting, analysis and audit». The change in the development tools is associated with the introduction of the new FSES 3++ and the use of professional standards for the formation of professional competencies. Two professional standards «Accountant» and «Auditor» are used as a base. The achievement of professional competencies is carried out using indicators of achievement of competencies, and the learning outcomes are formed knowledge, skills and possession of skills within the framework of professional competencies. As an example, the disciplines of the part that is formed by the participants of educational relations are used: «Accounting management Accounting» and «International financial reporting standards». The proposed tools for the formation of work programs of disciplines is one of the elements of the educational program and it allows implementing the provisions of the Federal State Educational Standard 3++ and meet the requirements of professional standards, which is required in the labor market in modern conditions.

Keywords: working program of the discipline; Accounting management accounting; international financial reporting standards; professional competence; competence achievement indicator; evaluation tools; educational program.

Реализация нового ФГОС 3++ «Экономика», принятого Министерством науки и образования Российской Федерации 12.08.2020, вызвала необходимость изменения содержания основной образовательной программы 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [1]. Формирование профессиональных компетенций должно осуществляться исходя из трудовых функций профессиональных стандартов (рис. 1). По данным рисунка мы видим, что в качестве од-

ного из стандартов при подготовке бакалавров в сфере бухгалтерского учета и аудита выбран профстандарт «Бухгалтер». Далее следует выбирать обобщенные трудовые функции, соответствующие 6 уровню квалификации, заявленному в профстандарте «Бухгалтер». Отдельные трудовые функции формируют профессиональные компетенции.

В нашем случае мы сформировали четыре профессиональные компетенции (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4). По мнению экспертов Рособрнад-

Рис. 1. Формирование профессиональных компетенций направления 38.03.01 «Экономика» (бакалавриат),

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [2]

зора, идеальным количеством считается 5-6 профессиональных компетенций. Остальные компетенции нужно будет взять из профстан-дарта «Аудитор» [3].

Кроме профессиональных компетенций, формируются индикаторы их достижения. Рассмотрим пример формирования индикаторов достижения компетенций по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» (табл. 1).

В данной ситуации выбраны две компе-

тенции и три индикатора их достижения. По каждому индикатору достижения формируются результаты обучения: знать, уметь, владеть (рис. 2). Формирование целей и задач дисциплины должно отображать ее сущность и содержание и идти в рамках индикатора достижения.

При формулировке результатов обучения в виде набора данных «знать, уметь и владеть», следует учитывать знания, умения и

Таблица 1

Формирование индикаторов достижения компетенций по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

Наименование профессиональной компетенции и индикатора достижения Результаты обучения

ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками

ПК-4.2 Способен организовать бюджетиование и управление денежными потоками в экономическом субъекте Знать: методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками; отечественный и зарубежный опыт в сфере бюджетирования и управления денежными потоками Уметь: организовать бюджетирование и управление денежными потоками в экономическом субъекте Владеть: навыками бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте

ПК-4.3 Способен координировать и контролировать выполнение работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте Знать: основы финансового менеджмента и внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта Уметь: координировать и контролировать выполнение работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте Владеть: навыками бюджетирования и методикой управления денежными потоками в экономическом субъекте

знать

уметь

знать

знать

владеть

владеть

владеть

уметь

уметь

Рис. 2. Формирование индикаторов достижения компетенций и результатов обучения

навыки, отраженные в профстандарте. Например, по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» необходимо получить знания по Международным стандартам аудита (далее - МСА). Исходя из этого, в рабочую программу была добавлена отдельная тема «Международные стандарты аудита для оценки системы внутреннего контроля». В рамках этой темы раскрывается понятие МСА как основного элемента системы нормативно-правового регулирования. Акцент делаем на МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» и МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов».

Очень важно проследить, каким образом дисциплины обеспечивают формирование компетенций (табл. 2). Причем отдельно следует указать: предшествующая это дисциплина, последующая или изучаемая.

Результат аттестации студентов на различных этапах формирования компетенции показывает уровень освоения компетенций студентами. Рассмотрим этапы формирования компетенций с фондами оценочных средств в табл. 3.

Шкала оценивания предполагает оценку по каждому индикатору отдельно: знать, уметь, владеть навыками. В рабочей программе должны найти отражение занятия в форме практической подготовки в рамках реализации ст. 73 «Организация профессионального обучения» ФЗ «Об образовании в РФ» с учетом изменений с 01.01.2021. Предполагается, что это могут быть занятия с использованием информационных технологий, проведение деловых игр, посещение площадок предприятий, с которыми заключены договора о кадровом партнерстве.

В рамках реализации трудового действия «способен пользоваться компьютерными про-

граммами для ведения бухгалтерского учета» предлагается к использованию свободно распространяемое программное обеспечение -«1С»: ERP Управление предприятием 2.4.7.147 (демо) [4]. По дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» предполагается использование блока «Международный финансовый учет», включающего в себя:

- финансовый учет;

- основные средства;

- нематериальные активы;

- финансовую отчетность.

По дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» есть возможность использовать блоки «Бюджетирование и планирование» и «Финансовый результат и контроллинг» [5].

Сформированные кейсы, использование учебных пособий информационных систем 1С: ИТС позволят сделать учебные занятия автоматизированными и максимально адаптированными к потребностям современного рынка труда.

В рамках реализации положений ФГОС 3++ необходимо обеспечить балльно-рейтинговую систему оценки, для этого нужно разработать систему тестовых заданий по каждой теме. Например, по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» мы предлагаем следующие тестовые задания по теме «Порядок отражения в отчетности основных средств и нематериальных активов».

Тест 1. Основной вид деятельности компании - производство и переработка яблок. Определите, какие объекты учитываются как основные средства компании:

а) фруктовые деревья;

б) поспевающий на деревьях урожай яблок;

в) земельный участок, на котором расположен фруктовый сад;

г) линия по производству яблочного повидла;

д) малоценные стеллажи для хранения яблок, срок полезного использования 5 лет.

Таблица 2

Формирование компетенций дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности»

Код и наименование компетенции Дисциплины, модули, практики, обеспечивающие формирование компетенции Периоды формирования компетенции в процессе освоения ОПОП Место в формировании компетенции

1 курс (сем.) 2 курс (сем.) 3 курс (сем.) 4 курс (сем.)

ПК-1 Бухгалтерский финансовый учет 4 сем. Предыдущая

ПК-1 Бухгалтерская финансовая отчетность 5 сем. Предыдущая

ПК-1 Информационные системы бухгалтерского учета 4 сем. Предыдущая

ПК-1 Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях 5 сем. Предыдущая

ПК-1 Организация и технология учетной деятельности 6 сем. Предыдущая

ПК-1 Бухгалтерский учет в отраслях 6 сем. Предыдущая

ПК-1 Учет и операционная деятельность в банках 7 сем. Изучаемая

ПК-1 Учет и аудит в кредитных организациях 7 сем. Изучаемая

ПК-1 Бухгалтерский учет в кооперативных организациях 6 сем. Предыдущая

ПК-1 Учет и налогообложение предпринимательской деятельности 6 сем. Предыдущая

ПК-1 Учет и анализ банкротств 8 сем. Последующая

ПК-1 Управленческий анализ в отраслях 8 сем. Последующая

ПК-1 Производственная практика, технологическая практика 7 сем. Изучаемая

ПК-1 Производственная практика, преддипломная практика 8 сем. Последующая

ПК-2 Аудит 7 сем., 8 сем. Изучаемая

ПК-2 Учет и операционная деятельность в банках 7 сем. Изучаемая

ПК-2 Учет и аудит в кредитных организациях 7 сем. Изучаемая

ПК-2 Бухгалтерский учет в кооперативных организациях 6 сем. Предыдущая

ПК-2 Учет и налогообложение предпринимательской деятельности 6 сем. Предыдущая

ПК-2 Контроль и ревизия в кооперативных организациях 8 сем. Последующая

ПК-2 Внутренний контроль 8 сем. Последующая

ПК-2 Производственная практика, технологическая практика 7 сем. Последующая

Тест 2. Отметьте критерии признания в) существует высокая вероятность полуосновного средства в качестве актива: чения в будущем связанных с ним экономиче-

а) стоимость основного средства может ских выгод.

быть надежно оценена; Тест 3. Торговая компания арендовала по-

б) стоимость основного средства составля- мещение под магазин на 5 лет и отремонтиро-ет более 100 тыс. руб.; вала его в соответствии со своим фирменным

Таблица 3

Этапы формирования компетенций по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

Код контролируемой компетенции (или ее части) Контролируемые темы дисциплины Наименование оценочного средства

ПК-1.1 Сущность, задачи и принципы организации бухгалтерского управленческого учета Деловая игра, опрос, тестированный контроль, задача

ПК-1.1 Затраты: понятие, классификация, поведение Опрос, тестированный контроль, задача

ПК-1.1 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Опрос, тестированный контроль, задача

ПК-1.1 Современные методы калькулирования себестоимости, применяемые в мировой практике Опрос, тестированный контроль, задача

ПК-1.1 Принятие решений по ценообразованию Опрос, задача

ПК-4.2, ПК-4.3 Бюджетирование и контроль затрат Опрос, задача

ПК-4.2, ПК-4.3 Анализ исполнения бюджетов, их эффективности и возможности исполнения Тестированный контроль, задача

ПК-1.1 Принятие управленческих решений Опрос, тестированный контроль, задача

ПК-1.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Внутренняя (сегментарная) отчетность Опрос

стилем. В каком случае затраты по ремонту необходимо учесть как отдельный объект основных средств?

а) если расходы экономически обоснованы и документально подтверждены;

б) если расходы существенны и удовлетворяют критериям признания основного средства;

в) не при каких обстоятельствах.

Подобные тестовые задания должны быть

разработаны по каждой теме в нескольких вариантах. Предполагается использование автоматизированной платформы для тестовых заданий: Moodle, Google Meet и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги хочется отметить, что рабочая программа должна стать инструментом для проведения учебных занятий по дисциплине. Очень важно обеспечить возможность прослеживания механизма формирования компетенций через индикаторы их достижения и материалы фондов оценочных средств. Кроме того, важно правильно выбрать профессиональные компетенции на основе стандартов в целях подготовки высококвалифицированных бакалавров, соответствующих современным потребностям рынка труда.

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»: приказ Минобр-науки России от 12.08.2020 № 954 (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 № 59425).

URL: https://minjust.consultant.ru (дата обращения: 05.02.2021).

2. Профессиональный стандарт 08.002 «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.02.2019 № 103н. URL: https:// classinform.ru (дата обращения: 05.02.2021).

3. Профессиональный стандарт 08.023 «Аудитор»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.10.2015 № 728н. URL: https:// classinform.ru (дата обращения: 05.02.2021).

4. Бобровников А.Э, Диятян С.В. Подготовка и автоматизация отчетности по МСФО. М.: 1С-Паблишинг, 2020. 292 с.

5. Гаврилова Е.В., Завьялкин Д.В. 1С: Академия ERP. Управленческий учет. М.: 1С-Пабли-шинг, 2019. 257 с.

References

1. Ob utverzhdenii federaFnogo gosudarstven-nogo obrazovateFnogo standarta vysshego obra-zovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgoto-vki 38.03.01 «Ekonomika» [About the approval of the federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training 38.03.01 «Economics»]: prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.08.2020 № 954 (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.08.2020 № 59425). URL: https://minjust. consultant.ru (Accessed 05.02.2021).

2. Professionally) standart 08.002 «Bukhgal-ter» [Professional standard 08.002 «Accountant»]: prikaz Ministerstva truda i sotsialnoj zashchity RF ot 21.02.2019 № 103n. URL: https://classinform.ru (Accessed 05.02.2021).

3. Professionally) standart 08.023 «Auditor»

[Professional standard 08.023 «Auditor»]: prikaz Ministerstva truda i sotsiaFnoj zashchity RF ot 19.10.2015 № 728n. URL: https://classinform.ru (Accessed 05.02.2021).

4. Bobrovnikov A.E\ Diyatyan S.V Podgotovka i avtomatizatsiya otchetnosti po MSFO [Preparation

and automation of IFRS reporting]. M.: 1S-Pabli-shing, 2020. 292 c.

5. GavrilovaE.V., ZavyalkinD.V. 1S: Akademiya ERP. Upravlencheskij uchet [1C: Academy of ERP. Managerial accounting]. M.: 1S-Pablishing, 2019. 257 c.

ЗАВЬЯЛОВА Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: tprnina@rambler.ru.

БУЛЫЧЕВА Татьяна Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: m-tatyana@list. ru.

ZAVYALOVA, Tatyana Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: tprnina@rambler.ru.

BULYCHYOVA, Tatyana Valeryevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: m-tatyana@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.