УДК 657.1:331.103.255:378.016 ББК У052.204.5р30(2)
Н.В. НОВОЖИЛОВА, О И. АРЛАНОВА
ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАКАЛАВРАМИ НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Ключевые слова: информационное общество, высшее образование, профессиональные компетенции, 1С .'Профессионал, бизнес-информатика, бухгалтерский учет, трудоустройство.
Статья посвящена использованию сертифицированных курсов 1С в учебном процессе подготовки бакалавров направления «Бизнес-информатика» и получению дополнительной профессиональной переподготовки по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студентами данного направления с использованием целевой профессиональной сертификации «1С.Профессионал». Результатом исследования, полученного с применением методов моделирования и формализации, являются рабочие программы, в которые добавлена целевая профессиональная компетенция -сертификация «1С.Профессионал». Новизна исследования заключается в том, что разработанные рабочие программы можно использовать как прототипы для написания рабочих программ по учебным дисциплинам других образовательных направлений, в которые предполагается включать сертифицированные курсы 1С. Практическая значимость обучения по рабочим программам с использованием целевой профессиональной сертификации «1С.Профессионал» при подготовке выпускников направления «Бизнес-информатика» и получения дополнительного образования в одной из предметных областей состоит в том, что выпускники получают навыки работы, что существенно повышает шансы выпускников на престижное трудоустройство. Показано, что бизнес-информатику для карьерного успеха необходимо не только программировать в среде «1С.Предприятие», но и вести бухгалтерский и налоговый учет в программе «1С.Бухгалтерия».
N. NOVOZHILOVA, O. ARLANOVA OPPORTUNITIES TO ACQUIRE ADDITIONAL KNOWLEDGE AND PRACTICAL SKILLS OF BACHELORS OF THE DIRECTION «BUSINESS INFORMATICS» IN THE PERIOD OF TEACHING AT THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM Key words: information society, higher education, professional competence, 1C.Professional, business Informatics, accounting, employment.
The article is devoted to the use of the certified courses of 1S in the educational process of training bachelors of the direction «business-informatics» and by getting additional professional retraining of the direction «Accounting, analysis and audit» by the students of this direction with the use of a special targeted professional certification of «1S.Professional». The result of study obtained by modeling methods and formalization, is working programs in which the targeted professional competence-the certification of «1S.Professional» is added. The scientific novelty of the study is that the developed working programs can be used as prototypes for making the ones on academic disciplines of other educational directions in which it is supposed to include the certified courses of 1S. Practical significance of training on work programs with the use of targeted professional certification of «1S.Professional» in preparing graduates of the direction «Business-informatics» and getting additional education in one of subject areas in the fact that gra-
duates get practical working skills which significantly increase the chances to get prestige job. The article proves that it's necessary not only to program business-informatics for career success in the area of «1S:Enterprise» but to maintain accounting and tax accounting in the program «1S:Accounting».
Информационное общество требует специалистов, обладающих знаниями экономики и менеджмента, владеющих навыками аналитической поддержки принятия решений, проектирования корпоративных информационных систем, управления проектированием и внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Синтез знаний на пересечении различных предметных областей и определяет единение слов «Бизнес» и «Информатика» в названии образовательного направления «Бизнес-информатика».
Бизнес-информатик может применять свои знания в организациях различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, а также в учреждениях государственного и муниципального управления.
Для того чтобы бизнес-аналитики были лучше подготовлены к профессиональной деятельности, мы рекомендуем студентам параллельно с основным обучением пройти курсы переподготовки и вместе с основным дипломом получить второй диплом. Например, дополнительно обучиться по программе профессиональной переподготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Описание бизнес-процессов является сложной и трудоемкой задачей и нуждается в конкретной методологической платформе. Бухгалтерский учет является центральным звеном информационной системы организации, так как его основная функция - сбор, хранение и обработка информации о хозяйственной деятельности.
Для полноценного развития организаций и получения максимальной прибыли необходимо правильно управлять ими. Бухгалтерский учет появляется с самого зарождения организации и становится неотъемлемой его частью. Как для учредителей, так и для сотрудников необходим бухгалтерский учет для выявления прибыли и убытка, а также недостачи в процессе работы организации.
Бухгалтерский учет - это главный инструмент управления бизнесом, который влияет на управление и регулирование деятельности организации изнутри. Чтобы организовать правильную бизнес-модель управления деятельностью организации, принимать своевременные решения по результатам хозяйственной деятельности, необходимо знать систему бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления организации информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров. Аналитическая функция бухгалтерского учета позволяет оценить рациональность использования всех видов ресурсов и обеспечить принятие решений в области экономической политики организации.
Образовательный стандарт направления подготовки бакалавров направления «Бизнес-информатика» определяет круг требований к студентам, кото-
рые получают высшее образование. Система высшего образования решает задачи подготовки студентов к деятельности в профессиональной сфере, готовя личность, обладающую широким кругом профессиональных компетенций. Но часто реальная ситуация сводится к тому, что у выпускника имеется довольно богатый запас знаний в профессиональной сфере, но отсутствует готовность к использованию этих знаний.
В системе образования происходят кардинальные изменения, наиболее остро встает вопрос внедрения инновационных технологий в учебный процесс. Фирма 1С разработала инновационную технологию по встраиванию в учебный процесс сертифицированных курсов 1С, благодаря которой выпускники получают навыки по использованию знаний в профессиональной деятельности в рамках освоения основной программы вуза при сохранении ее полноценной фундаментальной составляющей.
Цель написания статьи - анализ использования в учебном процессе сертифицированных курсов 1С в учебном процессе подготовки бакалавров направления «Бизнес-информатика» с использованием целевой профессиональной компетенции «1С:Профессионал» и возможностей получения дополнительного образования.
Результатом исследования, полученного с применением методов моделирования и формализации, являются рабочие программы, в которые добавленная целевая профессиональная компетенция - сертификация «1 С: Профессионал».
Новизна исследования заключается в том, что разработанные рабочие программы можно использовать как прототипы для написания рабочих программ по учебным дисциплинам других образовательных направлений, в которые предполагается включать сертифицированные курсы 1С.
Практическая значимость обучения по рабочим программам с использованием целевой профессиональной сертификации «1С:Профессионал» при подготовке выпускников направления «Бизнес-информатика» и получения дополнительного образования в одной из предметных областей состоит в том, что выпускники получают практические навыки работы, что существенно повышает шансы выпускников на престижное трудоустройство.
Курс «Основы программирования в «1С:Предприятие 8» встроен в учебную программу «Программирование в среде «1С:Предприятие». Изучение данной дисциплины адресовано бакалаврам, которые планируют профессионально заняться внедрением «1С: Предприятие» и других программ системы 1С. Основная задача программы обучения 1С заключается в том, чтобы научить пользователя приемам конфигурирования «1С:Предприятия», т.е. настройке программы на особенности ведения учета в конкретной организации. В данной программе обучения 1С по ходу изложения подробно рассматриваются базовые понятия, используемые в 1С:Предприятии, последовательно, на примерах, разбираются общие принципы и основы конфигурирования 1 С: Предприятия, наиболее типовые задачи, с которыми приходится сталкиваться пользователю при конфигурировании программы по 1С. Работа с программой по построена «от задачи», описывая совместное использование раз-
личных режимов, необходимых для достижения конкретной цели. Изучение программы обучения 1С состоит из четырех основных разделов: общесистемные концепции «1С:Предприятие», конфигурирование «1С:Предприятие», администрирование «1С:Предприятие», моделирование бизнес-процессов в «1С:Предприятие», программирование в системе «1С:Предприятие». На каждом компьютере установлен программный продукт «1С:Предприятие 8.3. Версия для обучения программированию». Для осуществления контроля используется веб-сервис учебного тестирования http://edu.1c.ru/dist-training /1С:Учеб-ное тестирование - тренажер для подготовки к экзамену 1С:Профессионал, актуальная база вопросов и ответов.
Курс «1С:Управление торговлей» встроен в учебную программу «Рынки ИКТ и технология продаж». Для практического освоения организации продаж студенты на лабораторных занятиях изучают программу 1С: Управление торговлей 8». За основу взят сертифицированный курс ««1С:Предприятие 8. Управление Торговлей». Основные принципы работы с программой». В программе «1С:Управление торговлей 8» полностью отслеживаются процессы продаж.
Продолжительность сертифицированного курса «1С: Управление торговлей» 40 академических часов. Количество часов, выделенных на лабораторные работы, составляет 16 часов. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО самостоятельная работа студентов очной формы обучения должна составлять не менее 50% от общего объема часов, предусмотренных для освоения основной образовательной программы. Для самостоятельного освоения дисциплины «Рынки ИКТ и технология продаж» отведено 38 часов, 24 часа из них студенты осваивают сертифицированный курс 1С.
Со следующего учебного года сертифицированный курс «1С: Управление небольшой фирмой» вводится в рабочую программу дисциплины «Электронный бизнес».
При обучении по программе профессиональной переподготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для освоения сертифицированного курса «1 С: Бухгалтерия 8: Практическое освоение бухучета с самого начала», используются дисциплины «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет» и «Автоматизация бухгалтерского учета (1С:Бухгалтерия)».
Студенты, успешно усвоившие сертифицированные курсы, получают свидетельства фирмы «1С», при успешном прохождения тестирования получают сертификат «1С: Профессионал».
Выпускники, имеющие диплом бакалавра «Бизнес-информатики», диплом переподготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и сертификат «1С:Профессионал на знание особенностей и применение 1С:Бухгалтерии 8», смогут работать бизнес-аналитиками, бизнес-консультантами, бизнес-администраторами, бухгалтерами-аналитиками, бухгалтерами, аудиторами, аудиторами-аналитиками и т.д.
Сегодня в России множество специалистов всерьез задумывается над профессиями будущего. Мы не знаем, какие конкретно профессии понадо-
бятся в долгосрочной перспективе. Но мы точно знаем, что нужны будут компетенции, которые связаны с личностным ростом и развитием, способностью очень быстро отвечать на вызовы, в том числе технологические.
В условиях развития информационного общества появляются новые принципы организации производства. Это неизбежно приводит к изменению востребованности тех или иных специалистов. Делая прогнозы на будущее, правильнее было бы говорить не о конкретных специальностях, а о направлениях, в рамках которых возможно строить свою карьеру.
Например, если это бизнес-информатик, то - это бизнес-информатик + бухгалтер, владеющий компетенциями 1С:Профессионал. Включив в диплом дополнительную составляющую как профиль, мы сужаем поле потенциальной трудовой деятельности для будущего выпускника. Со своими предпочтениями по выбору предметной области студент определяется обычно на третьем курсе после освоения основных предметов и прохождения производственной практики. На последнем, четвертом курсе бакалавры имеют возможность пройти курсы дополнительного образования в своем же вузе и получить диплом профессиональной переподготовки, тем более, что университет осуществляет подготовку кадров по 80 направлениям бакалавриата, 17 специальностям.
Если 5-10 лет назад говорили про исследования на стыке наук, то сегодня активно развиваются и профессии на стыке разных областей знаний. Будущее за выпускниками, обладающими знаниями и умениями, позволяющими совмещать и развивать междисциплинарные профессиональные компетенции.
Выпускнику, владеющему профессиональными компетенциями бизнес-информатика, трудно объяснить будущему работодателю, почему он лучше, чем его однокурсники с такими же дипломами. А если он бизнес-информатик и одновременно хорошо разбирается в бухгалтерском учете, анализе и аудите, да еще умеет не только программировать в среде «1С:Предприятие», но и вести бухгалтерский и налоговый учет в программе «1С:Бухгалтерия», то он востребован в любом бизнесе. Для карьерного успеха нужен индивидуальный набор компетенций.
Литература
1. Горностаева Ж.В., Гарина В. Бухгалтерский учет - «фундамент» в управлении предприятием // Наука и Мир. 2014. Т. 1, № 10 (14). С. 127-129.
2. Диго С.М., Нуралиев Б.Г. Совершенствование системы подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями // Новые технологии в образовании: тезисы докладов XV международной конференции. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. Ч. 1. С. 7-19.
3. Новожилова Н.В. Информация, интеллект и знание как важнейшие движущие силы экономики // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 455-463.
4. Профессии будущего: прогнозы экспертов [Электронный ресурс]. URL: http://newslab.ru/article/682898.
References
1. Gornostaeva Zh.V., Garina V. Bukhgalterskii uchet - «fundament» v upravlenii predpriya-tiem [Accounting - «foundation» in enterprise management]. Nauka iMir [Science and World], 2014, vol. 1, no. 10(14), pp. 127-129.
2. Digo S.M., Nuraliev B.G. Sovershenstvovanie sistemy podgotovki spetsialistov, vladeyush-chikh informatsionnymi tekhnologiyami [Improving the system of training specialists with information technology]. Novye tekhnologii v obrazovanii: theses dokladov XVMezhdun konf. [Proc. of XV Int. Conf. «New Technologies in Education»]. Moscow, 2015, vol. 1, pp. 7-19.
3. Novozhilova N.V. Informatsiya, intellekt i znanie kak vazhneishie dvizhushchie sily ekono-miki [Information, intelligence and knowledge as the most important driving forces of the economy] Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007, no. 3, pp. 455-463.
4. Professii budushchego: prognozy ekspertov [The profession of the future: the experts' forecasts], Available as: http://newslab.ru/article/682898.
НОВОЖИЛОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mallin@mail.ru).
NOVOZHILOVA NINA - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Information Systems Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АРЛАНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (arlanova21@mail.ru).
ARLANOVA OLGA - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Auditing Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.