ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Повышение эффективности образовательного процесса на уроках изобразительного искусства посредством применения средств компьютерной графики Кузьмина Ю. М.1, Рузаков А. А.2
'Кузьмина Юлия Маратовна / Kuzmina Yulia Maratovna - магистрант, физико-математический факультет;
2Рузаков Андрей Александрович / Ruzakov Andrey Aleksandrovich — кандидат педагогических наук,
и. о. заведующего кафедрой, кафедра информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация: статья посвящена повышению эффективности образовательного процесса на уроках изобразительного искусства в школе, посредством применения средств компьютерной графики. Ключевые слова: эффективность образовательного процесса, компьютерная графика, уроки изобразительного искусства.
В настоящее время, в школе для изучения компьютерной графики на уроках информатики с пятого по девятый класс отводится всего 10 часов [1]. Для школьников этих часов недостаточно, чтобы освоить работу в графическом редакторе. Стремительное развитие информационных технологий диктует современному обществу все большее погружение в овладение этими технологиями. В соответствии с ФГОС ООО от 2010 г., ученик, отучившись в школе девять лет и получив основное общее образование, должен быть компетентен в области использования информационно -коммуникационных технологий [2]. Ввести в школьную программу дополнительные часы по изучению компьютерной графики можно на уроках изобразительного искусства. В свою очередь, это благотворно скажется на эффективности образовательного процесса на данных уроках.
На уроках изобразительного искусства учащиеся работают в разных техниках, что повышает учебно-познавательную деятельность. Изучая изобразительное искусство, школьники осваивают не только разные техники и приемы, но и погружаются в творческую атмосферу, создавая новые изображения. Некоторые темы легче и интереснее выполнять с помощью компьютера. Детям надоедают однообразные похожие друг на друга очередные уроки. Изучение изобразительного искусства при помощи средств компьютерной графики целесообразно вводить на последнем году изучения этого предмета, т.е. в седьмом классе, так как к этому возрасту дети должны лучше освоить графический редактор на уроках информатики. В пятых и шестых классах к этому методу можно подойти дифференцированно и задавать только заинтересованным ученикам выполнение работ на компьютере в качестве домашнего задания, либо ввести дополнительные кружковые занятия по компьютерной графике для желающих учеников. Программа седьмого класса рассчитана на 35 часов в год (по одному часу в неделю). Учащиеся изучают дизайн и архитектуру [3]. Со многими заданиями учащиеся с большим успехом должны справиться на компьютере, чем на бумаге.
При изучении в 7 классе темы «Цвет - элемент композиционного творчества» целесообразно использовать средства компьютерной графики. Учащимся можно дать задание по созданию композиции из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка, который станет доминантой в композиции [4]. С таким заданием ученики быстрее справятся на компьютере в обычной графической программе (например, Inkscape, Paint), чем на бумаге. При прохождении темы «Искусство шрифта» ученикам дается задание создать композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой, фон по выбору, либо эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной или двух букв и символического изображения [4]. Эти задания школьникам будет интереснее и легче выполнять в графической программе, так как изображение геометрических фигур, прямых линий, букв, заливка цветом - все это проще выполнять на компьютере. Можно менять размеры, цвет, перемещать, вращать и не бояться испортить работу.
Получая основное общее образование, многие школьники именно на этом этапе определяются с выбором будущей профессии. Некоторые учащиеся хотят стать в будущем дизайнерами или архитекторами. Для поступления в средние профессиональные учебные заведения или в высшие учебные заведения на эти специальности необходима база знаний не только в области дизайна и архитектуры, но и владение графическими программами.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса на уроках изобразительного искусства при помощи применения средств компьютерной графики необходимы следующие условия:
• разработанная программа по изобразительному искусству за 7 класс, в которую будут включены уроки, проводимые с применением средств компьютерной графики;
• оборудованный компьютерный класс с проектором, доступом в Интернет;
• разработка входного тестирования учащихся для определения уровня владения графическими программами;
• дифференцированный и продуктивный подход в обучении изобразительному искусству с применением средств компьютерной графики;
• участие в Интернет-конкурсах рисунков.
Выполнение работ на уроках изобразительного искусства в школе при помощи графических редакторов должно повысить эффективность образовательного процесса. Школьники в процессе работы за компьютером смогут создавать новый, качественный продукт, повысить скорость работы и получить удовольствие от выполнения задания.
Литература
1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Босова Л. Л., Босова А. Ю., 2014.
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Гуров Г. Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013. 142 с.: ил.
4. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 175 с.: ил.
Информационные технологии для учебного процесса в колледже Ильичев А. В.1, Ильичева Е. А.2
'Ильичев Анатолий Викторович /11геНву АпсОу УШоготеН — преподаватель;
2Ильичева Екатерина Анатольевна /НгеНвУс ЕксХвппс Апсхойвупс — студент, Ульяновский электромеханический колледж, г. Ульяновск
Аннотация: рассматриваются основные средства информационных технологий и их эффективность при обучении студентов колледжа.
Ключевые слова: информационная технология, организации учебного процесса с применением информационных технологий, эффективность использования информационных технологий в колледже.
Одним из преимуществ использования электронного информационного ресурса является повышенный интерес учащихся к преподаваемой дисциплине, т.к. обладает наглядностью. Можно использовать анимации, видеосюжеты, звуковое сопровождение и т.д.
Эффективность процесса информатизации зависит от эффективности процессов использования электронного информационного ресурса. Организация образовательной деятельности колледжа с использованием электронных информационных ресурсов предполагает использование новейших педагогических технологий.
Широкое применение компьютеров в учебном процессе зависит от подготовки кадров на уровне современных требований. Современные информационные технологии несут в себе огромный дидактический материал, который должен быть реализован в учебно -воспитательном процессе. Открывается выход на мировые источники информации. Увеличивается скорость приема и передачи информации [1].
В настоящее время информационные технологии широко применяется для организации научно-исследовательского, учебно-воспитательного и управленческого процессов колледжа. Расширяются возможности развития творческой познавательной активности студентов.
Внедрение в образование информационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность студентов, поддерживает