УДК 373.1.02:372.8
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МКТ) В ШКОЛЬНОМ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
© К.Ю. Плотников1
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48.
В данной статье поднимается актуальная проблема современного информационного образования - использование музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в школьном курсе «Информатика и ИКТ». Автор представляет разработанную и апробированную модель обучения информатике с использованием МКТ в пропедевтическом курсе. В качестве компонентов данной модели рассматриваются: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативный (результирующий). Представлено содержательное описание каждого компонента в их системных взаимосвязях. Табл. 2. Библиогр. 33 назв.
Ключевые слова: модель обучения; музыкально-компьютерные технологии (МКТ); информатика и ИКТ; общее образование.
MODEL OF TEACHING INFORMATION SCIENCE USING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN SECONDARY SCHOOL PROPAEDEUTIC COURSE "INFORMATION SCIENCE AND ICT" K.Yu. Plotnikov
Herzen State Pedagogical University of Russia,
48 Naberezhnaya Reki Moiki St., Sankt-Petersburg, 191186, Russia.
The article raises the relevant problem of modern information education that refers to using music and computer technologies (MCT) in the secondary school course of "Information Science and ICT (Information and Communication Technologies)". The author presents the developed and tested learning model of Information science with MCT application in the propaedeutic course. The model is divided into the following components: target, content, activity organizational, and resultant (resulting) one. Each of the components is given an intensional description in its systemic interrelations. 2 tables. 33 sources.
Key words: learning model; music and computer technologies (MCT); Information Science and Information and Communication Technologies (ICT); general education.
Характерными явлениями современности, которые невозможно не учитывать в области образования, стали: глобализация, информатизация общества и материальных проявлений духовной культуры. Как показывают события последних лет (так называемая «арабская весна», Бостонский теракт и др.), эти явления сказываются как на политической, так и на экономической и социальной ситуации. Неудивительно, что
все они являются объектом изучения с точки зрения педагогики, социологии, культурологи и пр. (У. Бек, В. П. Беспалько, М. Кастельс, П. Коммерс, Э. Лейн, М. Симмерлинг, Е. С. Полат, М. С. Халиков и др.). Так, В.А. Мясников и др. отмечают смену образовательных парадигм и сближение разных подходов [14]. В.В. Громадин говорит о феномене «цифровизации», Л. И. Уколова - о глобальной аудиосреде, В.В. Жилкин - об
1 Плотников Константин Юрьевич, соискатель, учитель музыки МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска, музыкальный руководитель ансамбля «Калина» НИ ИрГТУ, тел.: 89148937110, e-mail: zvukimus@mail.ru
Plotnikov Konstantin, Competitor for a scientific degree, Teacher of music at the Center of education / Secondary school no. 47, Irkutsk, Music Director of "Kalina" ensemble at Irkutsk State Technical University. tel.: 89148937110, e-mail: zvukimus@mail.ru
308
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 2013
«инфосоциализации», Л.А. Шестакова - о триаде «коммуникатор - СМИ-продукт - восприниматель» и т. д.
Отвечая новым вызовам времени, к каждому члену нового информационного общества, к образованию, готовящему компетентного, ответственного, самореализующегося человека, предъявляются новые требования, которые отражаются и в отечественном образовании, в том числе - на уровне общего школьного: в нормативно-правовом смысле («Закон об образовании» [16], «Концепция формирования информационного общества РФ», новые ФГОС НОО и ООО, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.), в материально -ресурсном обеспечении (федеральная программа «Информатизация школ», перевод школьного ПО на продукты Linux; «Единая коллекция ЭОР», школьная образовательная сеть dnevnik.ru и т.д.).
О важнейшем значении и потенциале информатики и информационных технологий (ИТ) как школьной дисциплины в этих процессах говорится и в работах Л.Л. Босовой, Е.И. Булин-Соколовой, Н.В. Макаровой, И.В. Роберт, А.В. Хуторского, М.С. Цветковой и др. Так, Л.Л. Босова2, отдельно обозначая смысл пропедевтического уровня общего образования, выделяет две его ступени подготовки (2-4, 5-6 (7) классы), Н.А. Пионтковская - адаптационный этап (1 класс). М.С. Цветкова обозначает место ИТ в межпредметной деятельности учащихся начальной школы, Н.Л. Королёва определяет педагогические условия развития младших школьников и т.д.
Одной из составляющих школьного информационного образования могут и должны стать музыкально-компьютерные технологии (МКТ), вошедшие в последнее десятилетие в качестве профессионально-образовательного профиля в ФГОС ВПО по направлениям «Педагогическое образование» и «Художественное образование», а с середины 1980-х гг. - в качестве учебной дисциплины - в систему университетского образования Франции, США и других стран.
МКТ можно представить (на основе определения ИКТ, данного в ФГОС НОО) как современные средства, в числе которых: соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты применения, предназначенные и использующиеся для обработки, передачи информации, содержащей образцы музыки, и её записи в звуковой форме, в нотной и другой графике. Можно констатировать, что потенциал МКТ на уровне общего образования до сих пор остаётся почти не изученным. Единичные случаи научного интереса в этом направлении - диссертационные исследования Д.М. Юлановой [32,
2Так, к примеру, в диссертационном исследовании Л. Л. Босовой обозначаются принципы реализации пропедевтического обучения: целостность, фундаментальность, практическая направленность, комплексность, инновационность [1, с. 22-23], при этом отмечается, что оно направлено на достижение когнитивных результатов «без учёта их значимости для изучения других предметных областей и формирования качеств личности» [1, с. 5].
С.Ю. Приваловой [21], И.Р. Черешнюк [31] - обращены либо к другой образовательной области (музыка), либо к другой возрастной категории учащихся (последняя из названных работ).
Одним из примеров научного интереса в этом образовательном векторе является деятельность учебно-методической лаборатории «МКТ»3 РГПУ им. А.И. Герцена, рассматривающей, в том числе и сферу использования МКТ в общем образовании (И.Б. Горбунова, которая ввела сам термин музыкально-компьютерные технологии в отечественную педагогику, А.В. Горельченко, С. В. Чибирёв и др.). В этом смысле нельзя обойти вниманием такие разработки сотрудников лаборатории, как инновационные УМК «Музыка и информатика» [4] и «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта»; авт. Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко).
Приходится констатировать, что в настоящее время не только МКТ, но вообще операции со звуком в курсе информатики (который до 8 класса вводится по усмотрению региона или школы) являются, скорее, исключением, чем правилом. Об этом свидетельствуют опросы учителей и учеников разных школ из различных регионов проведенные автором статьи в период с 2008 по 2012 год, в том числе и по такому показателю, как наличие в школах соответствующего ПО (музыкальные проигрыватели, звуковые редакторы и т.д.), периферийных устройств (наушники, микрофоны, звуковые платы и пр.).
Аргументы в пользу использования МКТ в общеобразовательной школе на предмете «Информатика и ИКТ», в том числе в пропедевтическом курсе, представлены в табл. 1 согласно образующим систему компонентам педагогического процесса.
Приведённых аргументов достаточно, чтобы заявить об актуальности создания модели обучения информатике с использованием МКТ в школьном пропедевтическом курсе (далее по статье - модели МКТ-ШП-обучения). Более того, на основании представленных аргументов можно констатировать наличие предпосылок (указаны в скобках) к устранению ряда противоречий современного общего образования, возникающих между:
- коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого отдельно взятого учащегося (переходом на внеурочную проектную деятельность, см. ЗБ и 4А табл. 1);
- задачами разных форм активности учащихся, включая творческий труд, и вербальным характером обучения (использованием межпредметных связей, см. 2А табл. 1; применением метода проектов, см. 4А табл. 1);
- объёмом конкретного учебного материала и
3Так данная статья, представляющая опыт разработки мо-
дели обучения информатике с использованием МКТ в школьном пропедевтическом курсе «Информатика и ИКТ», подготовлена под научным руководством И. Б. Горбуновой, идейного вдохновителя и создателя данной УМЛ «МКТ».
Таблица 1
Аргументация применения МКТ в школьном курсе информатики
Компонент Аргумент применения МКТ при обучении информатике
Целевой IA. Материал и продукт МКТ - оцифрованные упорядоченные звуки (музыка) -часть информации о человеке, о мире, так как музыка в любом обществе во все времена считалась одним из сильнейших средств эмоционального воздействия, её необходимо задействовать в воспитании учащихся (Э.Е. Алексеев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский и др.), что является более высоким рангом в иерархии педагогических целей (Е.В. Бондаревская, В.В. Воронов и др.), чем цели любого конкретного предмета, этапа или системы обучения. 1Б. Мотив творческой самореализации (А. Маслоу, М.Ю. Михайлина и др.) потенциального пользователя (учащегося). IB. Повышение эффективности (в том числе и мотивации) учебной деятельности при обучении информатике за счёт подключения различных перцептивных модальностей: визуальной, аудиальной, кинестетической (А.Н. Леонтьев, В.Н. Носуленко и др.)
Содержательный 2А. Меж- и внутрипредметные связи музыки в МКТ с темами курса «Информатика и ИКТ» (к примеру, по программе Л. Л. Босовой - в 8-ми из 9-ти (табл. 2)). 2Б. Операции начального этапа освоения МКТ тождественны операциям с текстом, графикой (выделить, переместить, вставить, удалить и пр.)
Организационно- процессуальный (деятельностный) 3А. Личная компьютерная техника (МЭВМ: планшеты, смартфоны и т.д.) с функциями записи и редактирования звука, видео - у подавляющего числа6 учеников каждого отдельно взятого класса. 3Б. Возможность на личной ПЭВМ с помощью Интернета, беспроводной связи, зарядки аккумулятора использовать не только и не столько время урока, а осваивать МКТ (информатику) по принципу «везде и всегда» (во внеурочной деятельности)
Результативный (результирующий) 4А. Реальность «продукта» процесса обучения - музыки, в семейной, личной фонотеке, в учебной презентации и пр. 4Б. Формирование ИК-компетенции учащегося в процессе приобщения его к культуре вообще и музыкальному искусству в частности. 4В. Творческая самореализация и выявление возможных наклонностей в информатике (МКТ), в музыке, а также в смежных с музыкой художественных сферах (хореография, театр и пр.)
стандартной длительностью урока (организацией освоения курса через внеурочную деятельность, см. 3Б тал. 1). Основываясь на аргументах, приведённых в целом для курса школьной информатики, нужно определить, как будет выглядеть модель МКТ-обучения именно для пропедевтического школьного курса. Такая модель - модель МКТ-ШП-обучения (по компонентам, введённым И.П. Подласым [19]4, использованным Н.И. Лукьяненко [12], В.А. Ермоленко, Г.В. Яковлевой и др.), представляется:
- обеспечивающей надёжное целеполагание за счёт: а) воспитательного эффекта МКТ-материала и МКТ-продукта (музыки); б) мотивации учащегося в творческой самореализации; в) повышения эффективности учебной деятельности при подключении раз-
4Можно сравнить с принципами модели методической системы обучения в видении А. В. Могилёва: «Модели процесса обучения младших школьников по курсу «Информатика и ИКТ» нового поколения» (устное выступление и публикация на Большом московском семинаре по методике раннего обучения информатике «ИТО-РОИ-2009»).
личных перцептивных модальностей;
- позволяющей оптимально использовать содержательно-операциональные (меж- и внутрипредмет-ные) связи сферы «Информатика и ИКТ» и сферы «Музыка МКТ и собственно МКТ»;
- реализующей потенциал МКТ через обучение методом проекта в освоении операций на ПЭВМ (смартфонах, планшетах и т.д.), организованных во внеурочной деятельности;
- способствующей: а) созданию учащимся учебно-
5Усвоение художественного образа музыкального произведения - трудно формализуемая задача на основе моделей: семантической сети, фреймовой, т. к. в музыке сосуществуют: а) внешне - признаки артикулируемых знаний (текст, графика нотной записи, видеоряд - отражение в хореографии, мимике и пр.), б) внутренне - собственно суть - признаки неартикулируемых знаний (основанных на опыте, на интуиции).
6К примеру, по выборке школ г. Иркутска на начало 2012/13 уч. года подобная техника в постоянном личном пользовании более 93% учащихся 4-х классов.
го «продукта» (музыка в презентации, фонотека); б) формированию у учащегося ИК-компетенции в процессе приобщения к музыкальной культуре; в) творческой самореализации и выявлению наклонностей в музыке и смежных искусствах (танец, театр и пр.).
Развёрнутая характеристика отдельных компонентов - целевого (1), содержательного (2), организационно-процессуального (3) и результативного (результирующего; 4) - выглядит следующим образом.
1. Целевой компонент модели МКТ-ШП-обучения формируется от понимания образования как «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства» [16, ст. 2.1].
Обоснование целевого компонента представляемой модели находится в:
- понимании психологических механизмов мотивации (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов и др.) и взаимодействия человека со звуковой средой (В.Н. Носулен-ко, А. Хагил и др.);
- учёте педагогического потенциала искусства (в том числе художественно-образной специфики музыкального искусства; Н.А. Бергер, Е Ф. Командышко и др.);
- расчёте на характеристики психологии возраста потенциальных учеников7;
- представлении педагогических условий развития младших школьников при обучении информатике (Н.Л. Королёва) и использования ИКТ (А. И. Марков) согласно критериям эффективности компьютерных методов обучения (Г.И. Дацюк), в том числе - с точки зрения решения задач воспитания (А.Ю. Федосов).
1А. Первая составляющая целевого компонента модели МКТ-ШП-обучения - воспитательный эффект музыки как МКТ-материала и МКТ-продукта. Музыка, входящая в качестве примеров - материала и продукта МКТ - в курс информатики, привносит в него смысловые установки культуры, которая «содержит в себе ценности и нормы, нарушение которых неизбежно ведёт к дезинтеграции общественного организма» [14, с. 47]. Мотивация в таком обучении - «это всё, сама жизнь» (С. Френе; по М.С. Цветковой). Следовательно, к принципам, по которым осуществляется образовательный процесс при обучении информатике и ИКТ, добавляются целевые установки и принципы педагогики искусства, среди которых, вслед за Е.Ф. Командышко, можно назвать: «воспитание культуры творческой личности; художественно-образное восприятие искусства; приобщение к искусству как культуре духовной; активизация мотивационно-потребностной сферы; деятельностное освоение искусства» согласно возрастным особенностям развития личности [9].
Вслед за А.Ю. Федосовым [28] можно согласиться с обоснованностью применения подхода к обучению
77-11 лет - период развития познавательных процессов и становления рефлексивного сознания, в том числе - тендерных особенностей; 11-14 лет - установление новых форм взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, потребность в самоутверждении, возникновение «личного сознания» (по Е.И. Исаеву и В.И. Слободчикову).
информатике и ИКТ с точки зрения решения задач воспитания, предполагая, что это происходит в системе, включающей и собственно школьный курс данной дисциплины, и использование ИКТ (МКТ) при обучении другим дисциплинам, во внеурочной деятельности (о чем будет сказано в представлении других компонентов модели: содержательного (см. 2Ф табл. 1), организационно-процессуального (см. 3Б табл.1)).
1Б. Появление МКТ в обучении информатике, кроме прочего, ставит целью повышение у учащегося мотивации творческой самореализации (см. 4В табл. 1). Ожидания творческих проявлений обеспечены условиями организации обучения (ПЭВМ; см. ЗА табл. 1), её режимом (внеурочная деятельность; см. ЗБ табл. 1) и формой (метод проектов; см. 4А табл.1).
Самореализация, обеспеченная выполнением индивидуализированных творческих заданий с применением привлечённых к обучению информатике музыкально-компьютерных технологий, является средством развития субъектной позиции учащихся [24], поддерживая многообразие форм мышления каждого обучаемого в процессе обучения и в многообразии взаимодействий, способствующих актуализации личностного опыта каждого участника (качества, отмеченные в исследовании Г.И. Дацюк [7]).
1В. Третьей составляющей целевого компонента модели МКТ-ШП-обучения является повышение эффективности (в том числе мотивации) учебной деятельности за счёт подключения различных перцептивных модальностей (визуальной, аудиальной, кинестетической). Это согласуется с выводами В.Н. Носулен-ко [15] о полимодальном характере восприятия звуковой среды и с выводами А. И. Маркова [13] об активизации процессов развития компонент операционного, наглядно-образного, теоретического типов мышления при использовании ИТ.
Завершая представление целевого компонента модели, нужно сказать о механизме соотношения различных мотивов в побуждении сложных видов деятельности, к числу которых можно отнести и учебную деятельность. Так, среди побуждающих «предельных» мотивов в схеме, предложенной Б.И. Додоновым, можно отметить: «удовольствие от самого процесса деятельности; прямой результат деятельности (создаваемый продукт, усваиваемые знания; вознаграждение за деятельность (слава и т.д.); избежание санкции в случае уклонения от деятельности...» [2]. Данный тезис служит дополнительным доводом в обоснованности ожиданий во второй (см. 1Б) и третьей (см. 1В) составляющей целевого компонента модели.
Принимая во внимание тезис А.Н. Леонтьева о том, что «развитие потребностей происходит через развитие их объектов», можно перейти к рассмотрению содержательного компонента.
2. Содержательный компонент модели МКТ-ШП-обучения предусматривает оптимальное использование содержательно-операциональных меж- и внутрипредметных связей информатики и ИКТ с музыкой, вошедшей в репертуар освоения МКТ, и собственно самими музыкально-компьютерными технологиями.
2А. Межпредметность как качество межпредметных связей (МПС) информатики и музыки по составу знаний - фактическая (музыка как фактический материал музыкально-компьютерных технологий - одного из разделов ИКТ), совмещающая оба вида МПС: внутрицикловые (внутрипредметные) -по технологии, межцикловые (межпредметные) - по содержанию.
Межпредметные связи МКТ-проекта (информатика и музыка; конкретизация в виде подпроектов [17]) характеризуются следующими характерными для них функциями: методологической, образовательной, развивающей, воспитывающей, конструктивной. Подтверждение этого можно найти, к примеру, в исследованиях А.П. Грачёвой [5], И.И. Коротковой [10] и др. Так, И.И. Короткова, определяя компонентный состав УМК обеспечения МПС на базе ИКТ, приходит к выводам, соотносимым с теми, что были приведены в представлении модели МКТ-ШП-обучения. Среди пяти обозначенных ею компонентов особо можно выделить:
- двуединую цель межпредметного обучения (см. 1А) и личностную мотивацию участников (см. 1Б) образовательного процесса, «сформированную за счёт обучения с компьютерной поддержкой ([17]; см. 3А), применения систем мультимедиа и способствующую повышению качества обучения за счёт стимулирования личностной мотивации участников образовательного процесса <...> и за счёт практической значимости» [10] Короткова; см. 1Б и 1В);
- прогнозируемый результат организации учебной деятельности, представленный в виде готового продукта с использованием средств ИКТ (см. 4А).
Межпредметные связи содержания второй ступени пропедевтического курса школьной информатики и МКТ представлены в табл. 2.
О межпредметных связях информатики и музыки при использовании МКТ можно говорить не только как о частном случае проявления метапредметности содержания информационного образования (Л.Л. Босова, А.Л. Семёнов и др.) или интегрированного подхода (М.С. Цветкова и др.), но также как о функционировании контента образования в рамках метасистемы «наука + искусство» (в соотношении логического и интуитивного (см., к примеру, работу Е.Л. Фейнберга [29]), ведущего к естественной внутренней интеграции основного и дополнительного образования, являющейся «необходимым условием целостности образовательного пространства» [26] Санина).
Говоря о наличии подобных связей между информатикой и материалом МКТ (музыкой), стоит отметить целесообразность и продуктивность применения ассоциативного метода подбора иллюстраций, сопровождающего текста («музыка / комментарии, тексты песен / картинки, рисунки и т. д.», которые можно использовать в учебных презентациях других предметов, а связанное гиперссылками позволит учащимся создавать элементы учебных пособий; см. 4А табл. 1).
Таким образом, отбор содержания обучения информатике с использованием МКТ проводится по принципу, который позволяет ему быть направленным
«на формирование у школьников способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса вообще, так и в реальных жизненных ситуациях; с учётом потребностей личности учащегося в самореализации8» [1, с. 27].
2Б. Обязательной в содержательном компоненте модели МКТ-ШП-обучения является операциональная составляющая. Так, А.В. Хуторской говорит о первичности изучения существующей информационной реальности и действующих в ней технологий и технических средств, а Е.А. Ракитина - о соединении в каждом учебном элементе содержательного и деятель-ностного аспектов [23]. При этом начальным пунктом изучения вопроса или понятия становится мотивация (см. 1А и 1Б) - отношение конкретного учащегося «к реальным окружающим предметам (явлениям природы и культуры), источникам информации (СМИ, Интернет и др.), информационным объектам» (музыкальным произведениям, своим чувствам, ощущениям и т. д.) [30, с. 23].
Как указано в табл. 1, операции начального этапа освоения МКТ тождественны операциям с текстом, графикой, на чём и строятся операциональные связи, которые по технологическому принципу классифицируются уже не как межпредметные, а как внутрипред-метные .
Переходя к рассмотрению следующего компонента модели - организационно-процессуального,
надо отметить, что репертуарное содержание курса МКТ должно адекватно и естественно входить в так называемый «уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей» [22, с. 8]).
3А. Организационно-процессуальный компонент модели МКТ-ШП-обучения призван реализовывать потенциал МКТ через освоение операций (см. 2Б) на ПЭВМ (смартфонах, планшетах, ноутбуках и т.д.), организованное во внеурочной деятельности методом проекта (см. 4А табл. 1).
Под ПЭВМ стоит понимать не только собственно персональные ЭВМ различного типа (смартфон, планшет и т.д.), но весь комплекс средств новых информационных технологий, включающий: средства для преобразования данных из графической, звуковой форм представления в цифровую и обратно; средства, устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; пакеты прикладных программ, что также становится содержанием учебного курса.
Вслед за И.В. Роберт [25] на основе анализа педагогической целесообразности использования программных средств можно говорить о роли
8Учёт потребностей личности учащегося в самореализации -отправная точка одной из составляющих целевого компонента представляемой модели (см. 1Б).
9Конкретная реализация в процессе обучения операциям с МКТ может проходить, к примеру, по логике, представленной А.Л. Семёновым на «БМС-2012 - «ИКТ-компетентности учащихся, как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования».
Таблица 2
Межпредметные связи информатики и МКТ по тематическим блокам курса «Информатика и ИКТ»
Л.Л. Босовой для 5-7-х классов
Тематический блок Содержание МКТ в рамках курса информатики
Пятый класс
Компьютер для начинающих Основные сведения о звуковых устройствах ПК и пользовательском интерфейсе в программах, их поддерживающих
Информация вокруг нас Знакомство с информационными процессами, отражёнными в звуке (в том числе в музыке)
Информационные технологии Основы подготовки мультимедийных документов (включая обзорное знакомство с направлениями музыкально-компьютерных технологий)
Шестой класс
Компьютер и информация Основы представления звуковой информации в компьютере
Человек и информация Представление о способах познания человеком себя и мира: музыка как форма мышления образами
Элементы алгоритмизации Принцип автоаранжировки (автоаккомпанемент на синтезаторах)
Седьмой класс
Информационное моделирование Музыкальное произведение как модель отношения человека к себе и к миру
Объекты и системы -
Алгоритмика Интерпретация музыкального произведения как алгоритм отношения человека к себе и к миру; человек как составитель и как исполнитель таких алгоритмов
программного обеспечения курса информатики не только как поддержки процесса преподавания курса, но и как органичной части самого содержания курса информатики, при этом ставя в качестве стратегической цели информатики как учебного курса реализацию межпредметных связей (см. 2А).
Выводы (приведённые выше и другие, например, то, что в образовании следует пользоваться программными средствами и средами, созданными специально для воспитания и обучения), сделанные И.В. Роберт в 1994 году, ещё более актуальны сегодня. Это связано с тем, что доля школьников (в том числе среди учащихся 2-7-х классов, соответствующих времени пропедевтики курса информатики), имеющих в постоянном личном пользовании МЭВМ, превысила 90%. При этом у учеников младших классов наиболее часто встречаются смартфоны, к средним и старшим классам возрастает доля планшетов, ноутбуков. В аппаратах типа смартфон, планшет и др. среди приложений, в том числе, идут аудио- и видеопроигрыватели, диктофоны (часто с функцией миксования), звуковые и музыкальные игры (в том числе доступные через бесплатное скачивание из Интернета или перекачивание с «телефона» одноклассника и пр.). Эти обстоятельства, а также образовательный потенциал музыки (звука; см. 1А) необходимо использовать в интересах развития детей, иначе возможный образовательный эффект обернётся только праздным времяпрепровождением в развлечениях компьютерными играми.
Можно воспользоваться термином мобильная компьютерная система, определяющим компьютерное аппаратное и программное обеспечение для хра-
нения, обработки и передачи информации вне зависимости от местоположения пользователя, представляющие собой совокупность мобильных устройств, мобильных технологий и мобильных сервисов [6]. М.А. Григорьевой также обозначены традиционные (научности, преемственности и деятельностной направленности) и специальные принципы применения мобильных компьютерных систем в процессе обучения информатике. Среди специальных принципов организационно-процессуальному компоненту представляемой модели созвучны такие как: персонализация обучения и обучение (в том числе выполнение и проверка заданий) в «любое время, в любом месте».
Освоение МКТ при обучении по обозначенным принципам попадает под описание его как «наиболее успешной модели совмещения использования ИКТ в школе и за её пределами» (из рекомендаций ЮНЕСКО [33]).
3Б. Обучение, организованное через внеурочную деятельность (В.Н. Гуров, Р.Г. Чуракова, Н.А. Чурако-ва, И.А. Карпезина, Э.Н. Ильясова и др.), характеризуется такими формами и методами, как «безотметочная» технология, сочетание групповой и индивидуальной форм, сотрудничество, поддержание ситуации успеха (по выводам Т.А. Поскрёбышевой [20]). Все они, задействовав коммуникативный потенциал ИТ (см. 3А), способствуют повышению мотивации (творческой, учебной), о которой говорилось в содержании целевого компонента модели (см. 1Б).
Использование при МКТ-обучении во внеурочной деятельности метода проектов (Н.В. Матяш, Е.С. По-лат, А.В. Хуторской и др.; см. 4А табл. 1) опять-таки позволяет на результирующей стадии говорить о
творческой самореализации учащегося (см. 4В табл. 1), заявленной в целевом компоненте (см. 1Б). Также подобная форма обучения выполняет обозначенные Л.Л. Босовой требования социализации, определяющиеся недостаточностью изолированного изучения предмета «Информатика и ИКТ» и предполагающие «расширение сферы пропедевтической подготовки за счёт использования педагогических технологий на базе ИКТ при изучении различных предметов <...> и использования во внеклассной работе [1, с. 22].
4А. Результативный (результирующий) компонент модели МКТ-ШП-обучения, построенного на де-ятельностной основе (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Е.А. Ракитина и др.), в первую очередь, содержит продукт-ориентированную составляющую - конкретный результат проектной деятельности. Так, приобщение к культуре (музыкальному искусству) через освоение МКТ становится не просто так называемым портфо-лио, отражающим достижения учащегося на разных этапах его обучения, но и фонотекой (семейной или личной), создаваемой школьником, которая способна обеспечить досуговое общение (школьника, его друзей, его семьи) с музыкой (см. 1А).
Другие продукты МКТ-обучения (о шагах его реализации автор писал ранее [17]) - музыка в учебной презентации, блоки «музыка - текст - рисунок (фото)» и др., создаваемые каждым учащимся, в дальнейшем могут им использоваться в качестве отдельных элементов электронных учебных пособий (с освоением технологии гиперссылки, всё более как собственно учебные пособия).
Принципами проектной деятельности в МКТ-обучении могут стать требования к организации компьютерного практикума, выведенные Л.Л. Босовой: «доступность, самостоятельность, межпредметность, индивидуальная направленность, практическая ориентированность, многофункциональность, концентричность и избыточность» [1, с. 29].
4Б. Другая составляющая результативного (результирующего) компонента модели, обеспеченная деятельностной основой (см. 3Б) и проектным методом обучения (см. 4А), - компетентность. По определению образовательной области («Информатика и ИКТ») и согласно всем четырём компонентам модели (в том числе, в целевом - повышение эффективности за счёт полимодальности; см. 1В), наблюдаемым объектом изменений будут компетенции в области ИКТ -ИК-компетенции.
В свою очередь компонентами ИК-компетенции, по мнению И.А. Погодиной, можно считать когнитивный, операциональный и ценностный, что отражается в представляемой модели МКТ-ШП-обучения, обеспечиваясь содержанием её компонентов - содержательным (составляющие 2А и 2Б) и целевым (опосредованно составляющая 1В) соответственно [18].
Можно говорить и о других уровнях ИК-компетенций, формируемых при МКТ-ШП-обучении: метакомпетенция «диалог человека с миром с применением социальных и культурных действий» (одна из 3-х моделей компетенций Ф.-Е. Вайнерта [14, с. 265]); отдельные подкомпетенции, к примеру, для проектной
деятельности с компьютерной презентацией: «предварительного информационного поиска, технологические, предметно-аналитические, операционно-деятельностные, коммуникативные» [11].
4В. Творческая самореализация, обозначенная как ещё одна составляющая результативного (результирующего) компонента модели, являясь многоуровневым психическим образованием (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.), осуществляется и развивается в творческом обучении (В.М. Дубов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Особо нужно отметить такое качество творческой самореализации, как субъективная значимость процесса «раскрытия и эффективного использования личностью своего потенциала в различных видах культуросозидающей деятельности» [27].
Эффективность творческой самореализации зависит, в том числе, от применения методик активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства (см. 1А и 3Б), следовательно, привлечение музыки МКТ в курс информатики уже является предпосылкой положительных изменений в этом направлении.
Согласно компонентам модели МКТ-ШП-обучения можно назвать несколько критериев творческой самореализации: ценностно-позиционный (начиная с самоактуализации; см. 1Б), содержательно-операциональный (см. 2 и 3) и готовность к самооценке уровня самореализации (см. 4А), где есть возможность сравнить свои предыдущие и последующие варианты.
В заключение необходимо отметить важность более раннего выявления возможных наклонностей учащегося. МКТ-ШП-обучение позволяет это сделать не только в ИКТ и в музыке, но и в смежных с музыкой художественных сферах - хореография, театр и пр. Представленная модель согласуется и выполняет предназначенную ей в своём секторе роль двух моделей непрерывного информационного образования -как часть общекультурных качеств и как будущая профессия. Компоненты представляемой модели МКТ-ШП-обучения соотносятся с компонентами модели организации внеурочной (внеучебной) познавательной деятельности в условиях внедрения ИТ [8]: конструктивно-содержательной (см. 2А), конструктивно-операциональной (см. 2Б) и конструктивно-материальной (см. 4А) деятельностью.
Таким образом, модель обучения информатике с использованием МКТ в составе описанных выше компонентов (с отдельными составляющими) и в их системной взаимосвязи:
- обеспечивает надёжное целеполагание за счёт: а) воспитательного эффекта МКТ-материала и МКТ-продукта (музыки); б) мотивации учащегося в творческой самореализации; в) повышения эффективности учебной деятельности при подключении различных перцептивных модальностей;
- позволяет оптимально использовать содержательно-операциональные (меж- и внутрипредметные) связи сферы «Информатика и ИКТ» и сферы «Музыка МКТ и собственно МКТ»;
- реализует потенциал МКТ через обучение мето-
дом проекта в освоении операций на ПЭВМ (смартфонах, планшетах и т. д.), организованных во внеурочной деятельности;
- способствует: а) созданию учащимся учебного «продукта» (музыка в презентации, фонотека); б)
формированию у учащегося ИК-компетенции в процессе приобщения к музыкальной культуре; в) творческой самореализации и выявлению наклонностей в музыке и смежных искусствах (танец, театр и пр.).
1. Босова Л.Л. Развитие методической системы обучения информатике младших школьников: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Институт содержания и методов обучения, М., 2010. 47 с.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека: монография. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
4. Горбунова И.Б., Привалова С.Ю., Демидов М.В., Чибирёв С.В. Музыка и информатика: Инновационный учебно-методический комплекс // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Инфор-мика». Уникальный идентификатор: 57b1b94d-b095-48e1-b60f-12f87d0b61 c5.
5. Грачева А.П. Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы: дисс. ... канд. пед. наук, 2007.
6. Григорьева М.А. Деятельностный подход в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем: дисс. ... канд. пед. наук, 2011.
7. Дацюк Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: дисс. ... канд. пед. наук: 19.00.13. М., 2001. 235 с. как критерии эффективности компьютерных методов обучения.
8. Ильясова Э.Н. Организация внеучебной познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения информационных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 249 с.
9. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход: дисс. ... д-ра пед. наук, 2011.
10. Короткова И.И. Разработка и использование учебно-методического комплекса обеспечения межпредметных связей на базе информационных и коммуникационных технологий: дисс. ... канд. пед. наук, 2010.
11. Кульбеда Н.В. Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией: дисс. ... канд. пед. наук, 2005.
12. Лукьяненко Н.И. Интегрированная модель обучения информатике и английскому языку в условиях информационной образовательной среды школ Крайнего Севера: дисс. ... канд. пед. наук, 2007.
13. Маркова А.И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: дисс. ... канд. пед. наук, 2004.
14. Мясников В. А., Найдёнова Н. Н., Тагунова И. А. Образование в глобальном измерении: монография. М., ИТИПРАО, 2009. 512 с.
15. Носуленко В.Н. Психологические основы взаимодействия человека и акустической среды: дисс. ... д-ра психол. наук, 1989.
16. Об образовании: федер. закон // сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]. URL: http//минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 11.04.2013).
17. Плотников К.Ю. Место музыкально-компьютерных тех-
ский список
нологий (МКТ) в школьном курсе «Информатика и ИКТ» // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12 (71). С. 310-316.
18. Погодина И.А. Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы: дисс. ... канд. пед. наук, 2011.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманитарный ИЦ «ВЛАДОС», 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
20. Поскрёбышева Т.А. Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук; Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2010.
21. Привалова С.Ю. Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).
23. Ракитина А.Е. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: дисс. ... д-ра пед. наук, 2002.
24. Рапопорт А.Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01; Ин-т педагогич. образования и образования взрослы РАН. СПб, 2012.
25. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
26. Санина Е.В. Программно-методические условия интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе (на примере художественно-творческих занятий с младшими школьниками): дисс. ... канд. пед. наук, 2004.
27. Трацевская Е.Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания «школа - колледж»: дисс. ... канд. пед. наук, 2009.
28. Федосов А.Ю. Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02; Московский госуд. гуманит. ун-т им. М.А. Шолохова. М., 2009.
29. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, Логика, Искусство. М.: Радио и связь, 1981. 144 с.
30. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе: метод. пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 152 с.
31. Черешнюк И.Р. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук, 2008.
32. Юланова Д.М. Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук, 2010.
33. Impact of ICTs on Learning & Achievement (из аналитической справки ЮНЕСКО 2012 г. по ИКТ в начальном образовании) [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214707.pdf.