Научная статья на тему 'Тенденции развития содержания внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования'

Тенденции развития содержания внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1930
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / MATHEMATICS / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION AND MATHEMATICAL ACTIVITY / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Н. И., Трубина И. И.

В статье обосновывается своевременность и актуальность развития внеурочной деятельности по информатике и математике в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Взаимовлияние математики и информатики позволяет в содержании внеурочной деятельности использовать общность понятийных аппаратов и методов этих наук и в результате сформировать у обучающихся системный подход к познанию окружающего нас мира. Особая роль во внеурочной деятельности по математике и информатике отводится обеспечению современных учащихся актуальными знаниями и методами для освоения новых технологий. Определены возможности для гибкой системы реализации индивидуальных творческих задач и создание эмоционально-значимого для учащихся фона при формировании устойчивого интереса к социально важным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова Н. И., Трубина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in the Development of the Content of Extracurricular Activities of School Students in Computer Science and Mathematics in the Conditions of Informatization and Modernization of Russian Education

The article substantiates the timeliness and relevance of extracurricular activities in computer science and mathematics in the process of implementation of the federal state educational standards. Interaction of Mathematics and Informatics allows to use common conceptual apparatus and methods of science in the content of extracurricular activities and as a result to generate in students a systematic approach to the knowledge of the world around us. A special role in extracurricular activities in mathematics and computer science is assigned to ensure today’s current knowledge and techniques for the development of new technologies. The article identifies opportunities for the implementation of a flexible system of individual creative tasks and creation of emotional and meaningful background for students in the formation of stable interest to socially important activities.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития содержания внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования»

УДК 372.8 ББК 74.200.58

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

I Н.И. Рыжова, И.И. Трубина

94

Аннотация. В статье обосновывается своевременность и актуальность развития внеурочной деятельности по информатике и математике в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Взаимовлияние математики и информатики позволяет в содержании внеурочной деятельности использовать общность понятийных аппаратов и методов этих наук и в результате сформировать у обучающихся системный подход к познанию окружающего нас мира. Особая роль во внеурочной деятельности по математике и информатике отводится обеспечению современных учащихся актуальными знаниями и методами для освоения новых технологий. Определены возможности для гибкой системы реализации индивидуальных творческих задач и создание эмоционально-значимого для учащихся фона при формировании устойчивого интереса к социально важным видам деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, математика, информатика, информационно-математическая деятельность, информационное общество.

* Статья написана в ходе выполнения научно-исследовательской работы в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по теме № 1957 «Теоретические основы и направления оптимизации содержания предметной области „Математика и информатика"».

TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF SCHOOL STUDENTS IN COMPUTER SCIENCE AND MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION AND MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

I N.I. Ryzhova, I.I. Trubina

Abstract. The article substantiates the timeliness and relevance of extracurricular activities in computer science and mathematics in the process of implementation of the federal state educational standards. Interaction of Mathematics and Informatics allows to use common conceptual apparatus and methods of science in the content of extracurricular activities and as a result to generate in students a systematic approach to the knowledge of the world around us. A special role in extracurricular activities in mathematics and computer science is assigned to ensure today's current knowledge and techniques for the development of new technologies. The article identifies opportunities for the implementation of a flexible system of individual creative tasks and creation of emotional and meaningful background for students in the formation of stable interest to socially important activities.

Keywords: extracurricular activities, mathematics, computer science, information and mathematical activity, information society.

В современных условиях информатизации и модернизации российского образования в Федеральных государственных образовательных стандартах1 (ФГОС) особое место отводится внеурочной деятельности школьников, в рамках которой учащиеся не только должны получать дополнительные углубленные знания по предметам, но и удовлетворять индивидуальные потребности в современных научных знаниях. Кроме этого отметим, что в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной

образовательной программе основного общего образования предусматривается, кроме учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, внеурочная деятельность [1].

Несмотря на эти документы, подчеркивающие актуальность данной проблемы как с теоретической, так и с методической точек зрения, остаются открытыми следующие вопросы: проектирование содержания внеурочной деятельности, выбор традиционных и новых форм для ее организации, исследование ее влияния

95

1 См. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» на сайте Минобрнауки РФ в разделе «Документы».

на развитие самого субъекта образования — современного школьника. Данная проблема не является новой научно-педагогической проблемой, внеурочной деятельностью занимались многие российские педагоги и психологи, среди них особое место занимают работы В.О. Кутьева [2], А.Л. Леонтьева [3], В.А. Караков-ского, Л.И. Новиковой и Л.Н. Селивановой [4], Д.В. Григорьева и П.В. Степанова [5] и др.

Общая идея научных трудов этих и других исследователей позволяет трактовать данный вид деятельности школьников и как средство, и как условие формирования в личности школьника способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность положительного осуществления высшей потребности человека — реализации своих творческих потенций [4].

Кроме того, за последние 10 лет в

и 2

ряде кандидатских диссертаций рассматривались различные проблемы п„ реализации внеурочной деятельнос-96 ти. Так, например, Е.М. Савина (2006) в работе «Внеурочная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения» характеризует «внеурочную познавательную деятельность как деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, достигаемая особыми усилиями педагогов, которые направлены на получение учащимися знаний об окружающем мире и формирование собственного активного отноше-

ния к нему, совершаемая вне урока». Т.А. Поскребышева (2010) в своем диссертационном исследовании «Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности» отмечает, что условием организационно-педагогического плана является «совокупность взаимосвязанных мер теоретического и практического характера, обеспечивающих целенаправленное развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности и подразумевающих: осмысление процесса формирования; определение сущности, содержания, форм и методов работы со школьниками; осуществление внеурочной деятельности как элемента целостного образовательного процесса школы». В диссертации Е.Н. Худо-теповой (2015) «Педагогические условия формирования учебной успешности младшего подростка во внеурочной деятельности» показано, что успешность внеурочной деятельности заключается в формирования учебной успешности младшего подростка, а именно, в работе говорится о том, что «возможность выбора действий подростка с позиции субъекта деятельности, моделирования взаимоотношений, проектирования многопланового содержания разнообразных форм совместной деятельности, применения педагогом более широкого спектра методов, средств, технологий обучения; создания эмоционально-насыщенных и личностно-значимых ситуаций успеха».

2 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. — URL: http:// www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-intellek tualno-tvorcheskogo-potentsiala-s#ixzz4AglY4qVt

Поскольку в данной статье авторов будет интересовать проблема отбора содержания и организации внеурочной деятельности школьников по «Математике» и «Информатике», то надо заметить, что в современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения данные учебные предметы представлены в единой предметной области, что констатирует процесс взаимовлияния математики и информатики на их развитие. Этот факт подтверждается следующими тенденциями. С одной стороны, динамическое развитие самой дисциплины информатики (в области теоретической информатики, языков программирования, информационных технологий, компьютер -ных сетей, искусственного интеллекта, квантовой информатики, технической информатики, биоинформатики, социальной информатики и др.), требуют применения математических теорий, открытых математиками в 30-х гг. XX века в рамках математической логики и теории алгорифмов, а именно: использование различных форм уточнения понятия алгоритма, неразрешимость алгоритмических проблем, вычислимость, универсальные вычислимые функции, анализ сложности алгоритмов и др. С другой стороны, само развитие науки математики происходит за счет использования информационных технологий, например, за счет параллельных вычислений, компьютерной алгебры, компьютер -ной графики и компьютерного моделирования и др.

Опираясь на работы Ю.И. Журавлева [6] и А.Л. Семенова [7], под информационно-математической де-

ятельностью обучающегося авторы данной статьи понимают его деятельность, направленную на изучение, анализ, синтез и исследование информационных объектов, процессов различной природы, а также построение информационных моделей средствами и методами математики, реализуемых средствами ИКТ.

Кроме этого, говоря о внеурочной деятельности школьников в области «Математика» и «Информатика, следует помнить об общности понятийных аппаратов и методах этих наук. Эта общность характеризуется, в первую очередь, такими понятиями, как: алгоритм, дискретность, конструктивность, модель, вычислимость, анализ данных, объект, система, системный анализ, процесс, классификация, структура, табличные данные, множество, массив, формализация, результат, связь, последовательность, конечность, символ, язык, функция, схема, информационные объекты и процессы, информационные и коммуникационные технологии, информационная деятельность, информационное взаимодействие и др.

В данном контексте нельзя не учитывать и то, что в современных условиях информатизации и полипа-радигмальности современного общества профессиональная и повседневная деятельность любого человека быстро меняется. На смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям приходят новые, которые порой приходится осваивать заново или адаптировать старые технологии с учетом новых достижений. И в этих условиях, вероятно, особую роль может играть внеурочная деятельность по математике и по информатике, которая сможет

97

98

обеспечить современных учащихся актуальными знаниями и методами для освоения новых технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в «информационных полях». Акцент переносится на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым к новым контактам и культурным связям.

Следует отметить, что в решении проблемы развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики отсутствует комплексный подход. В основном исследователи рассматривают решение данной проблемы с использованием одного из средств: межпредметных связей (Л.Л. Босова, Н.Н. Ускова), выполнения творческих заданий (Н.Д. Есипова), а также средств компьютерных технологий (А.П. Гурьянов, Л.М. Изосимова, С.Н. Ковбасов, Н.А. Судникова). Особое внимание при этом следует уделять использованию аддитивных цифровых технологий во внеурочной деятельности для освоения углубленных знаний по предметным областям (И.Б. Готская, А.И. Готская, С.А. Тактаев [8]).

И в данном контексте очень актуально звучит высказывание А.Н. Леонтьева [3]: «Сегодня происходит кризис образования. Сама квинтэссенция кризиса образования — это

обнищание души при обогащении информацией». И тогда возникает сам по себе вопрос: «Как не погибнуть нашим ученикам в этом информационном океане?» По мнению авторов данной статьи, информатика должна научить учащихся не только методам работы с информацией, но и умениям «фильтровать» ее.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания информационно-образовательных систем и технологий, а также использования информационно-коммуникационных технологий при решении проблем других предметных областей. При этом, вероятно, именно внеурочная деятельность и занятия в ее рамках по математике и информатике позволят формировать у обучающихся системный подход к познанию окружающего нас мира, а не разрозненные углубленные сведения из какой-либо предметной области.

Внеурочная деятельность продуцирует новые смыслы в обучении. Учащимся предоставляется возможность артикулировать свои мысли и чувства на языке, который наиболее комфортен, логичен. Работа в открытом информационном пространстве, в глобальных сетях требует способности устанавливать нелинейные связи между различными источниками информации, интегрировать сведения, самостоятельно интерпретировать полученный познавательный результат. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью прояв-

лять эвристичность и нестандартные приемы, помимо конкретных технологических навыков в решении конкретных учебных задач.

Остановимся на характеристике принципов внеурочной деятельности школьников по информатике и математике, согласно которым проектируется содержание, методы и организационные формы для реализации основных целей и требований к внеурочной форме обучения [5]:

• Принцип связи обучения с жизнью.

• Принцип коммуникативной активности учащихся. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и ее содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

• Принцип преемственности внеурочной работы с уроками. Преемственность уроков математики и информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем — конкретизировать программную тему, приблизить ее к интересам, условиям и обстоятельствам жизни учащихся. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создает благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

• Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике и математике во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся.

• Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определенном этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.

• Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике и математике. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям [5].

Помимо общих принципов внеурочной деятельности учащихся по информатике и математике можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной деятельности: 1) принцип эффективного использования средств информационных технологий; 2) принцип свободного доступа к средствам ин-

99

100

формационных технологий; 3) принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий; 4) принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Специфика организации внеурочной деятельности школьников определяется наличием двух основных компонентов — регламентированной организацией деятельности под непосредственным управлением учителя (факультативные занятия по формированию знаний, развитию умений, способностей и т.п.) и самоорганизацией деятельности со стороны школьников (самостоятельная деятельность). Положительная динамика развития интеллектуально-творческого потенциала обеспечивается поэтапным усложнением содержания деятельности школьников, например, в условиях кружковой работы. Процесс развития интеллектуально-творческого потенциала школьников предполагает проблемность, личностную значимость, социальную ценность результата для системы школы в целом, эмоциональную привлекательность деятельности.

Сегодняшние вызовы подсказывают необходимость включения в систему образования не только знаний и навыков поиска и переработки информации, но и обучение медиатвор-честву. Самодеятельные информационные ресурсы по инициативе и с участием детей и подростков бурно развиваются, принимая форму движения национального масштаба по

созданию своего сегмента в информационном пространстве. Необходимо выходить за рамки узкой предметности в образовании, важно смоделировать ситуацию жизни с опережением некоторых привычных стереотипов, включить учащихся в преобразование сложных ситуаций.

Специфика форм и методов психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности, направленной на интеллектуально-творческое развитие, заключается в приоритетах сотрудничества и партнерства, создании ценностно-целевого единства учителя и учащихся во внеурочной деятельности, «безотметочной» технологии оценки деятельности, сочетании групповых и индивидуальных форм обучающего взаимодействия, поддержании ситуации успеха.

Мы продуцируем новые смыслы в обучении. Это предоставление в образовательном процессе возможности артикулировать свои мысли и чувства на языке, который наиболее комфортен, логичен и работа в открытом информационном пространстве, в глобальных сетях требует способности устанавливать нелинейные связи между различными источниками информации, интегрировать сведения, самостоятельно интерпретировать полученный познавательный результат. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью проявлять спонтанность, помимо конкретных технологических навыков, в связи с чем в ряде научно-исследовательских работах появляются такие термины, как: интуитивная прозорливость, когнитивная игривость, и в которых предлагается видеть и развивать у школьников — юных представителей поколения третьего тысячелетия такие

личностные свойства, которые отвечают кардинально изменившимся требованиям информационно-образовательной ситуации в современном российском обществе. Понятно, что решение задач любого вида (либо в рамках конкретного учебного предмета или в жизненно важных ситуациях) — это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос знаний и умений на межпредметный уровень. Так, например, перенос — это использование ранее усвоенных в учебном процессе знаний или умений в другие предметные области, то есть ученик решает сам новые поставленные учебные задачи, используя раннее усвоенные знания и умения, приемы работы с информацией и т.п.

Какие при этом процессы умственной деятельности школьник осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.). Мы говорим о способности любого образованного человека выстроить целостный ряд коммуникации любого масштаба (вплоть до глобальной) по принципу семиотического разнообразия, свободы знакового выражения информации. Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности школьников по информатике и математике, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе. К ним относятся [5]:

• образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;

• воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;

• креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;

• компенсационная — освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляю -щих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);

• рекреационная — организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

• профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;

• функция социализации — освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

• функция самореализации — самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

101

102

• контролирующая — проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;

• интеграционная — создание единого информационного и образовательного пространства школы.

Учитывая вышеизложенные принципы и функции внеурочной деятельности, а также содержание школьного курса информатики [9— 13] и математики [14—16] и их направления развития, выделим актуальные на сегодняшний день направления для внеурочной деятельности по математике и информатике, способствующие не только углубленному изучению их содержания, но и реализующие их межпредметные связи, удовлетворяющие индивидуальные и познавательные интересы учащихся основной и старшей школы.

Остановимся на характеристике направлений для внеурочной деятельности, способствующих углубленному изучению содержания курса информатики по некоторым разделам, которые были выделены авторами данной статьи с учетом результатов научно-методической деятельности А.А. Кузнецова, С.А. Бе-шенкова, Е.А. Ракитиной, Т.Б. Захаровой, Э.В. Миндзаевой и др.:

• компьютерное моделирование: сферы и границы применимости;

• компьютерный эксперимент;

• проектирование баз данных в медицине;

• информационная культура и сетевой этикет;

• мировые информационные ресурсы;

• информационно-поисковые системы;

• методы и средства компьютерной обработки статистических данных;

• социальные последствия информатизации;

• основы информационной безопасности;

• искусственный интеллект;

• техническое обслуживание компьютеров;

• стандартизация программных средств и информационных технологий;

• технические средства информатики;

• компьютерное моделирование: предположения, заблуждения, ошибки;

• инструментальные средства имитационного моделирования.

Направления для развития содержания внеурочной деятельности, реализующие межпредметные связи информатики и математики с другими предметными областями:

• биология и кибернетика;

• измерение физических величин и их обработка на компьютере;

• химический эксперимент и компьютер;

• электронные энциклопедии: создание и использование;

• основы машинного перевода иноязычных текстов;

• моделирование в истории и интерпретация моделей;

• технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами;

• модели управления производством;

• геоинформационные системы для решения экономических задач;

• управляемые и самоуправляемые системы;

• основы автоматизированного проектирования;

• проектирование информационных систем;

• проектирование на компьютере;

• технологии и инструментальные средства создания и редактирования видео информации;

• обработка звуковой информации на компьютере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления для развития содержания внеурочной деятельности, удовлетворяющие индивидуальные познавательные интересы учащихся в рамках следующих вопросов теоретической и прикладной информатики:

• теория игр и компьютерные игры;

• геоинформационные системы;

• бионика;

• цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere;

• технология создания сайтов;

• издательские системы;

• информационный бизнес;

• обеспечение информационной безопасности на компьютере при работе в сети;

• проектирование интернет-магазина;

• автоматизированное рабочее место современного специалиста;

• оптимизация операционной системы;

• инженерная компьютерная графика;

• музыкальный компьютер;

• социальные сетевые сервисы Google;

• создание и ведение собственного блога.

Таким образом, в процессе внеурочной деятельности стимулируется познавательный интерес учащихся, повышается мотивация учения [17], возрастает эффективность самостоятельной работы [18], все это позволяет индивидуализировать и

дифференцировать процесс обучения, более рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении.

Можно выделить особенно личностные характеристики школьника, которые развиваются и совершенствуются в информационно-коммуникационной среде — это коммуникабельность, креативность, любознательность, критичность мышления, прогностичность мышления, оптимизм, творческий подход к делу, вера в успех своего дела, адаптивность, умение убеждать, умение вести переговоры, умение работать в коллективе, эмпатийность (способность чувствовать собеседника), способность создать команду и быть лидером, способность к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, к творческой реализации.

В заключение отметим, что перечисленные выше направления и идеи частично уже нашли свое воплощение и реализацию на наших экспериментальных площадках. Так, например, в Кузбассе и Костромской области реализуются в рамках обра- 103 зовательного процесса образовательных учреждений программы внеурочной деятельности предметной области «Математика» и «Информатика»: в рамках курса «Математическая прогрессия» для 8-9 классов в Новосафоновской средней школе Кемеровской области; в рамках курса «Занимательная алгоритмика» 5-7 классы в лицее № 17 города Березовского Кемеровской области, «Юный программист» 5-9 классы школа Ста-ропестерево Беловского района Кемеровской области. Указанные программы представлены на сайтах этих учебных заведений.

104

Кроме того, преимущественно используются тематические и образовательные программы внеурочной деятельности, направленные на формирование системного опыта познавательной деятельности с опорой на методологический аппарат информатики, а также практическое применение знаний и умений, активное использование ИКТ в образовательной деятельности. При использовании во внеурочной деятельности модульных курсов по информатике отбираются учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования средств ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения знаний, самоорганизации. При использовании во внеурочной деятельности модульных курсов по математике отбираются учебно-познавательные задачи как из предметной области «Математика», направленные на формирование интереса к математике и на развитие математических способностей, а также развиваются у учащихся представления о математике как форме описания действительности и как о методе ее познания, создаются условия для приобретения опыта математического и информационного моделирования [19—21]. Кроме того, межпредметные связи информатики и математика, а также их единая формальная сущность и обучение, например, посредством метода целесообразно подобранных задач, на наш взгляд, позволит сформировать у школьников и взгляд на

математические основания информатики и вскроет сущность компьютерной математики [22; 23].

В ходе изучения курсов внеурочной деятельности по математике и информатике в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные цели и задачи: приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности, и формирование универсальных учебных действий.

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности по информатике продемонстрирован педагогами пилотных школ, которые работают по ФГОС ООО, начиная с 2011 года. Видеоматериалы представлены на сайте ДМО учителей информатики (см. http://www.edupo rtal44.ru/sites/RS MO-test/_layouts/15/start.aspx#/SitePa ges/proekt_inform_OOO.aspx).

Видеопрезентация выступления учителя информатики МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 29» Л.А. Калабиной выложена на сайте (см. https://yadi.sk/ mail/?hash=HCZrlN5xqFCs6w9xYT8M JO4KfAeMaf10WWldqJ87 SRY%3D).

Внеурочная деятельность по математике и информатике должна способствовать и развитию информационно-образовательной среды школы, и повышению уровню информационной культуры школьников. Благодаря

внеурочной деятельности в школе, появляются возможности для системы реализации индивидуальных творческих задач и создания эмоционально-значимого для учащегося фона для усвоения содержания общего образования, предоставление определенных гарантий достижения успеха в избранной им сфере внеурочной деятельности. Формируя устойчивый интерес к социально значимым видам деятельности во время внеурочных занятий, мы содействуем определению жизненных планов обучаемых, включая профессиональную ориентацию. Приобретенные учащимися навыки воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе, становятся основой образования и воспитания человека нового времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа (Стандарты второго поколения) [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011.

2. Кутьев, О.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / О.В. Кутьев. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

3. Леонтьев, А.Л. Психология 2000-го года [Текст] / А.Л. Леонтьев // Философия психологии. - М., 1994.

4. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова. - М., 2000. - 196 с.

5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Серия «Стандарты второго поколения» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

6. Журавлев, Ю.И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики [Текст] / Ю.И. Журавлев [Электронный ресурс]. - URL: http://www. inf.lseptember.ru/articlef.php?ID=200700205 (дата обращения: 15.09.2016).

7. Семенов, А.Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика [Текст] / А.Л. Семенов. - М.: ИНТ РФ, 2006. - 327 с.

8. Готская, И.Б. О применении аддитивных цифровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по технологии [Текст] / И.Б. Готская, А.И. Готская, С.А. Тактаев // Современное образование: традиции и инновации. - 2015. - № 4.- С. 96-100.

9. Кузнецов, А.А. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра [Текст] / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова // Информатика и образование. - 2014. - № 10 (259). - С.3-6.

10. Захарова, Т.Б. Развитие школьной информатики в современных условиях [Текст] / Т.Б. Захарова // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе. Сборник научных трудов Международной научно-практич. Интере-нет-конференции. - М., 2016. - С. 23-25.

11. Бешенков, С.А. Современный общеобразовательный курс информатики в школе и вузе: методические подходы к развитию содержания [Текст] / С.А. Бешенков,

Э.В. Миндзаева // Открытое образование. j пг - 2015. - № 3. - С. 8-18. 105

12. Бешенков, С.А. Курс информатики в современной школе [Текст] / С.А. Бешенков, И.И. Трубина, Э.В. Миндзаева // Теория и практика общественно-научной информации. - 2014. - № 22. - С. 224-254.

13. Бешенков, С.А. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам [Текст] / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 1. - С. 58-63.

14. Дорофеев, Г.В. Профилированная школа в концепции школьного математического образования [Текст] / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А. Седова // Профильная школа. - 2004. - № 1. - С. 7-14.

15. Болотов, В.А. Состояние математического образования в РФ: общее среднее образование [Текст] / В.А. Болотов, Е.А. Седова, Г.С. Ковалева // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6. - С. 32-47.

16. Семенов, А.Л. О концепции развития российского математического образования [Текст] / А.Л. Семенов, С.Л. Атанасян // Наука - образованию. - 2013. - № 2. - С. 6.

17. Седова, Е.А. В поисках мотивации к изучению математики [Текст] / Е.А. Седова // Математика в школе. - 2015. - № 4. -С. 63-66.

18. Трубина, И.И. Самостоятельная работа учашцхся по информатике - важный элемент внедрения ФГОС [Текст] / И.И. Тру-бина // Информатика и образование. -2015. - № 6. - С. 41-43.

19. Филимонова, Е.В. Подготовка учителей информатики в области информационного моделирования [Текст] / Е.В. Филимонова, Н.И. Рыжова // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. -С. 133-139.

20. Бешенков, С.А. Моделирование как стратегия и символ современного образования [Текст] / С.А. Бешенков // Инновации в образовании. - 2007. - № 6. - С. 16-21.

21. Бешенков, С.А. Межпредметные связи информатики, математики и физики как инструмент совершенствования образова-

1 ПК тельных результатов [Текст] / С.А. Бешенков, Б.У. Родионов // Педагогическая информатика. - 2011. - № 6. - С. 107-111.

22. Бороненко, Т.А. Компьютерная математика в педагогическом вузе и школе [Текст] / Т.А. Бороненко, Н.И. Рыжова // Информатика и образование. - 2001. - № 2.

23. Рыжова, Н.И. Математические основания информатики как элемент математической подготовки учителя информатики [Текст] / Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. -С. 158-163.

REFERENCES

1. Beshenkov S.A., Modelirovanie kak strate-giya i simvol sovremennogo obrazovaniya, Innovacii v obrazovanii, 2007, No. 6, pp. 1621. (in Russian)

2. Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V., Sovre-mennyi obsheobrazovatelnyi kurs informati-ki v shkole i vuze: metodicheskie podhody k razvitiyu soderzhaniya, Otkrytoe obra-zovanie, 2015. No. 3, pp. 8-18. (in Russian)

3. Beshenkov S.A., Rakitina E.A., Mindzaeva E.V., Kurs informatiki v sovremennoi shkole: ot kompyuternoi gramotnosti k meta-predmetnym rezultatam, Municipalnoe ob-razovanie: innovacii i eksperiment, 2010, No. 1, pp. 58-63. (in Russian)

4. Beshenkov S.A., Rodionov B.U., Mezhpred-metnye svyazi informatiki, matematiki i fiziki kak instrument sovershenstvovaniya obrazo-vatelnyh rezultatov, Pedagogicheskaya infor-matika, 2011, No. 6, pp. 107-111. (in Russian)

5. Beshenkov S.A., Trubina I.I., Mindzaeva E.V., Kurs informatiki v sovremennoi shkole, Teoriya i praktika obshestvenno-nauchnoi informacii, 2014, No. 22, pp. 224-254. (in Russian)

6. Bolotov V.A., Sedova E.A., Kovaleva G.S., Sostoyanie matematicheskogo obrazovaniya v RF: obshee srednee obrazovanie, Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2012, No. 6, pp. 32-47. (in Russian)

7. Boronenko T.A., Ryzhova N.I., Kompyuter-naya matematika v pedagogicheskom vuze i shkole, Informatika i obrazovanie, 2001, No. 2. (in Russian)

8. Dorofeev G.V., Kuznecova L.V., Sedova E.A., Profilirovannaya shkola v koncepcii shkolnogo matematicheskogo obrazovaniya, Profilnaya shkola, 2004, No. 1, pp. 7-14. (in Russian)

9. Filimonova E.V., Ryzhova N.I., Podgotovka uchitelei informatiki v oblasti informa-cionnogo modelirovaniya, Problemy sovre-mennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 133-139. (in Russian)

10. Gotskaya I.B., Gotskaya A.I., Taktaev S.A., O primenenii additivnyh cifrovyh tehnologii na urokah i vo vneurochnoi deyatelnosti po tehnologii, Sovremennoe obrazovanie: tradi-cii i innovacii, 2015, No. 4, pp. 96-100. (in Russian)

11. Grigorev D.V., Stepanov P.V., Vneurochnaya deyatelnost shkolnikov. Metodicheskii konstruktor: posobie dlya uchitelya. Seriya "Standarty vtorogo pokoleniya", Moscow, Prosveshenie, 2010, 223 p. (in Russian)

12. Karakovskii V.A., Novikova L.I., Selivanova L.N., Vospitanie? Vospitanie. Vospitanie! Teoriya i praktika shkolnyh vospitatelnyh sistem, Moscow, 2000, 196 p. (in Russian)

13. Kutev O.V., Vneurochnaya deyatelnost Shkolnikov, Moscow, Prosveshenie, 1983, 223 p. (in Russian)

14. Kuznecov A.A., Zaharova T.B., Shkolnaya informatika: vchera, segodnya, zavtra, Infor-matika i obrazovanie, 2014, No. 10 (259), pp. 3-6. (in Russian)

15. Leontev A.L., "Psihologiya 2000-go goda", in: Filosofya psihologii, Moscow, 1994. (in Russian)

16. Ryzhova N.I., Matematicheskie osnovaniya informatiki kak element matematicheskoi podgotovki uchitelya informatiki, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 5, pp. 158163. (in Russian)

17. Savinov E.S., Primernaya osnovnaya obra-zovatelnaya programmy obrazovatelnogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola (Standar-ty vtorogo pokoleniya), Moscow, Prosveshenie, 2011. (in Russian)

18. Sedova E.A., V poiskah motivacii k izucheniyu matematiki, Matematika v shkole, 2015, No. 4, pp. 63-66. (in Russian)

19. Semenov A.L., Informacionnye i kommuni-kacionnye tehnologii v obshem obrazovanii. Teoriya i praktika, Moscow, 2006, 327 p. (in Russian)

20. Semenov A.L., Atanasyan S.L., O koncepcii razvitiya rossiiskogo matematicheskogo obrazovaniya, Nauka - obrazovaniyu, 2013, No. 2, p. 6. (in Russian)

21. Trubina I.I., Samostoyatelnaya rabota ucha-shihsya po informatike vazhnyi element vne-dreniya FGOS, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 6, pp. 41-43. (in Russian)

22. Zaharova T.B., "Razvitie shkolnoi informatiki v sovremennyh usloviyah", Aktualnye problemy metodiki obucheniya informatike v sovremennoi shkole, Collection of scientific papers of the International Conference, Moscow, 2016, pp. 23-25. (in Russian)

23. Zhuravlev Yu.I., Fundamentalno-matemati-cheskii i obshekulturnyi aspekty shkolnoi informatiki, available at: http://www.inf.lsep-tember.ru/articlef.php?ID=200700205 (accessed: 15.09.2016). (in Russian)

Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центр теории и методики обучения математике и информатике, Институт стратегии развития образования, Российская академия образвания, nata-rizhova@mail.ru Ryzhova N.I., ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Center of Theory and Teaching Methods of Mathematics and Informatics, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, nata-rizhova@mail.ru

Трубина Ирина Исаковна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центр теории и методики обучения математике и информатике, Институт стратегии развития образования, Российская академия образвания, uvshp@mail.ru Trubina I.I., ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Center of Theory and Teaching Methods of Mathematics and Informatics, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, uvshp@mail.ru

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.