Научная статья на тему 'Преподавание темы по изобразительному искусству "Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне" в школе с использованием средств компьютерной графики'

Преподавание темы по изобразительному искусству "Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне" в школе с использованием средств компьютерной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / COMPUTER GRAPHICS / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Юлия Маратовна

Статья посвящена методической разработке урока по изобразительному искусству в школе, в седьмом классе по программе Б. М. Неменского. На уроке применяются средства компьютерной графики. Тема урока «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание темы по изобразительному искусству "Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне" в школе с использованием средств компьютерной графики»

Преподавание темы по изобразительному искусству «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» в школе с использованием средств компьютерной графики

Кузьмина Ю. М.

Кузьмина Юлия Маратовна / Kuzmina Yulia Maratovna - магистрант, направление: педагогическое образование, информатика в образовании, физико-математический факультет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: статья посвящена методической разработке урока по изобразительному искусству в школе, в седьмом классе по программе Б. М. Неменского. На уроке применяются средства компьютерной графики. Тема урока «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне».

Abstract: article focuses on the development of methodological lessons of the fine arts school in the seventh grade at program of B. M. Nemenskij. At the lesson applied computer graphics tools. The topic of the lesson "When the text and image together. Composite layout basics in graphic design".

Ключевые слова: компьютерная графика, изобразительное искусство. Keywords: computer graphics, fine art.

Информационные технологии развиваются быстрыми темпами и обществу просто необходимо приспосабливаться к новым условиям, осваивать новые достижения науки. В связи с этим перед школой стоит непростая задача - внедрение новых методик обучения, учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, где указано, что на уроках изобразительного искусства, обучающиеся должны приобретать опыт работы в различных художественных техниках, в том числе в компьютерной графике [1, п. 11.6].

В седьмом классе на уроках изобразительного искусства изучаются дизайн и архитектура. Тема урока «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» подразумевает использование на уроке средств компьютерной графики. В практической части урока ученики должны создать макет плаката, где можно использовать фотографии, печатный текст.

Цель урока: выполнить практическую работу по теме «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» с помощью средств компьютерной графики.

Планируемые результаты [2, с. 24].

Предметные результаты:

• понимать образное единство изображения и текста в композиции плаката;

• научиться создавать уравновешенную композицию в плакате.

Личностные результаты:

• уметь определять стилистическое единство шрифта и изображения в плакате;

• понимать, какую роль играет плакат в современной культуре.

Метапредметные результаты:

• научиться создавать макет плаката в графической программе.

Материалы и оборудование: компьютерный класс, операционная система Microsoft Windows (7, 8, 10), графическая программа (Paint, Gimp, Adobe Photoshop), Интернет, экран и проектор, презентация «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне».

Ход урока:

1. Организационный этап. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Учитель объявляет тему урока.

3. Повторение материала прошлого урока. Учитель задает вопросы ученикам: «Что такое шрифт? Что такое логотип?». Ученики отвечают: «Шрифт - это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Логотип - это слово, используемое в качестве фирменного знака. Иногда в логотипе к слову добавляется орнамент или абстрактно-графический символ» [3, с. 29, 30].

4. Учитель объясняет новую тему урока: «На предыдущих уроках вы обучались искусству создания уравновешенной композиции на примере создания композиции из простейших геометрических форм. Сегодня вам пригодятся эти знания, чтобы создать макет плаката. Плакат - это реклама, призыв, воздействующий текст, где изображение и слово составляют единое целое. Плакаты бывают торговые, социальные и политические. В упражнениях фигуры были просто контрастными пятнами, а в плакате вместо прямоугольников и линий будут изображения, фотографии, текст».

5. Учитель объявляет цель урока: «Создать макет плаката с помощью графической программы».

6. Учитель показывает презентацию, на слайдах которой изображены примеры разных плакатов: торговых, социальных, политических.

7. Учитель открывает на своем рабочем столе графическую программу и через экран показывает ученикам, при помощи каких инструментов можно создать макет плаката.

Описание работы: фотографии и изображения загрузить из Интернета и сохранить в своей папке; открыть картинки в графической программе и расположить их, используя правила композиции: гармония и баланс масс, доминанта, ритм. Одну из них можно сделать фоном плаката. С помощью инструмента вставить текст, он должен легко читаться, быть кратким, должно соблюдаться стилевое единство изображения и слова. Композиция должна быть фронтальная или глубинная [3, с. 39].

8. Техника безопасности:

• не работать на неисправном компьютере;

• содержать в чистоте рабочее место и бережно относиться к оборудованию;

• не включать и не выключать компьютер без указания учителя;

• расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть меньше 0,6 м.

9. Ученики выполняют практическую работу.

10. Учитель подводит итог урока и проверяет выполненное задание у учеников.

При выполнении этого задания на компьютере ученики быстрее достигнут

результатов, чем при создании макета плаката на бумаге карандашами или красками. Дети быстрее освоят образное единство изображения и текста в композиции плаката, научатся создавать уравновешенную композицию в плакате, так как на компьютере фотографии можно менять, увеличивать, уменьшать, вращать, перемещать, редактировать; подбирать текст, его стиль, расположение, размер, чтобы достичь единства с изображениями. Менять заливку фона, рамку. Все это выполняется очень быстро. В итоге работа выглядит аккуратной, композиция сбалансированной. При выполнении на бумаге неудачные линии и пятна придется стирать, исправлять, работа выглядит менее аккуратной и яркой. К тому же дети смогут попробовать себя в роли профессионального художника-дизайнера, выполняющего заказ в графической программе при создании рекламного плаката. Это положительно скажется на мотивации и учебно-познавательной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства [4, с. 82].

Литература

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

2. Гуров Г. Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013. 142 с.

3. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 175 с.

4. Кузьмина Ю. М., Рузаков А. А. Повышение эффективности образовательного процесса на уроках изобразительного искусства посредством применения средств компьютерной графики // Наука, техника и образование, 2016. № 10 (28). С. 80-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.