Научная статья на тему 'Особенности дополнительной профессиональной подготовки студентов специальности «Изобразительное искусство в области дизайна»'

Особенности дополнительной профессиональной подготовки студентов специальности «Изобразительное искусство в области дизайна» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИЗАЙН / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADDITIONAL TRAINING / DESIGN / PROJECT METHOD / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахнова Любовь Александровна, Кучерова Алина Васильевна

В статье рассмотрены требования к профессиональному обучению студентов в условиях дополнительной подготовки в области дизайна, определены функции дополнительной подготовки, факторы профессионального становления, сферы педагогической деятельности, что явилось основанием разработки содержания и методики, включающей систему заданий, технологии проектного обучения, обеспечивающих профессиональное обучение и развитие творческих способностей студентов при обучении основам дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of additional training of students of art design

The paper considers the requirements for professional training of students in further training in art design, the functions of the additional training, the factors of professional development, the scope of pedagogical activity, which was the basis of the development of content and methodology, including the system of tasks, technology, project-based learning, providing professional training and development creative abilities of students in learning the basics of design.

Текст научной работы на тему «Особенности дополнительной профессиональной подготовки студентов специальности «Изобразительное искусство в области дизайна»»

2. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Изд. 2-е. — Казань : Центр инновационных технологий, 2008. — 223 с.

3. Изобразительное искусство и художественный труд. Текст с крат. метод. рекомендациями под рук. Б. М. Неменско-го. — Изд. 2-е. — М. : Просвещение, 2006. — 141 с.

4. Макаровская, И. В. Особенности педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческих способностей студентов / И. В. Макаровская // Проблемы высшего художественно-педагогического образования: содержание и технологии : материалы науч.-практ. конф. — Тольятти : ТГУ, 2007. - С. 45-49.

АМИРГАЗИН Кайртай Жакупович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры монументального и декоративного искусства.

УДАЛОВ Сергей Робертович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.

© К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов

УДК 3711 Л. А. ИВАХНОВА

А. В. КУЧЕРОВА

Омский государственный педагогический университет

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА»__________________________

В статье рассмотрены требования к профессиональному обучению студентов в условиях дополнительной подготовки в области дизайна, определены функции дополнительной подготовки, факторы профессионального становления, сферы педагогической деятельности, что явилось основанием разработки содержания и методики, включающей систему заданий, технологии проектного обучения, обеспечивающих профессиональное обучение и развитие творческих способностей студентов при обучении основам дизайна.

Ключевые слова: дополнительная подготовка, дизайн, метод проектов, художественно-творческая деятельность.

Одним из актуальных направлений деятельности современной системы среднего и высшего профессионального художественного образования является создание условий для организации собственной деятельности студентов, для повышения мотивации к профессиональному обучению, саморазвитию, самореализации в педагогическом и художественном творчестве, подготовка педагогических кадров в сфере искусства и для художественного образования. В рамках профессионального обучения студентов в системе СПО и ВПО дополнительная подготовка рассматривается как ступень профессионально-личностного развития, как процесс и результат профессионального саморазвития, обогащения профессиональной деятельности новыми качествами, как способ творческой самореализации личности. Дополнительная подготовка предполагает единство профессионального обучения и творческой деятельности. Успешность профессионального становления в системе дополнительной подготовки обеспечивается диагностикой уровня профессиональных компетенций, знаний, умений, способностей, осуществляемой на каждом этапе профессионального обучения. Диагностическая функция

дополнительной профессиональной подготовки взаимодействует с компенсаторной функцией, которая предполагает внесение корректив в теоретические знания, практические умения, опыт творческой деятельности. Для профессионального обучения студентов особое значение придается инновационной функции дополнительной профессиональной подготовки, направленной на перестройку деятельности и мышления, разрушение негативных стереотипов профессиональной деятельности. Формирование готовности к инновационной деятельности определяется уровнем сформированности мотивов, организации такой деятельности студентов, в процессе которой формируются профессиональные знания, умения и способности, необходимые для творческого осуществления деятельности. Инновационная составляющая профессиональной художественной подготовки ориентирует студентов на реализацию нововведений в будущую профессионально-педагогическую деятельность.

Дополнительная подготовка студентов в области дизайна продиктована их профессиональными потребностями, как специалистов образовательной области «искусство», обусловлена их профессио-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

нальными и должностными функциями. Эта социализирующая функция дополнительной профессиональной подготовки осуществляется интегративно с консультативной функцией, направленной на оказание консультативной помощи студентам в образовательном процессе при решении профессиональных проблем [1].

Важным этапом профессионального становления личности профессионала является профессиональное обучение, на результативность которого влияют профессиональные особенности педагога, которые выражаются в содержании и технологии обучения, и во взаимодействии становятся факторами профессионального развития студентов. К таким факторам относятся «формирование авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности» [2, с. 106]. Следовательно, главным в профессиональном становлении является развитие личности студентов, которое зависит от содержания дополнительной подготовки и технологии обучения, спроектированных педагогом в авторской программе и реализованных в образовательном процессе. Обучение осуществляется в условиях сотрудничества и активизации учебной художественно-профессиональной деятельности.

В структуре педагогической деятельности определены три сферы. Первая — область культуры, подлежащая трансляции. Применительно к теме данной статьи содержательной областью культуры являются основы дизайна. Вторая сфера — обучение и развитие ученика и третья — саморазвитие педагога, как носителя педагогической культуры в определенной области. Обучение, как вид педагогической деятельности, предполагает знание предмета, которому учитель обучает, умение переводить материал из знаково-символической формы в деятельностную интерактивную форму, то есть из области представлений о дизайне переводить в предметную область создания проектов на доступном для учащихся уровне.

Профессиональная подготовка учителя ориентирована на решение новых задач поставленных в типовых программах. Будущие учителя изобразительного искусства должны знать особенности компонентов, составляющих дизайн, как область профессиональной подготовки: цвет, композиция, формообразование, шрифт, а также владеть приемами проектной деятельности, уметь создавать художественный образ и научить учащихся основам дизайна, в совокупности всех его составляющих.

В этой связи учитель должен сформировать у учащихся систему знаний, умений и ценностных ориентиров в организованной художественно-творческой деятельности в области дизайна. Следовательно, для обучения учащихся основам дизайна будущему учителю изобразительного искусства необходимы знания и умения в работе над шрифтовой композицией, знание этапов проектирования, технологии создания объектов графического дизайна из бумаги, развитое композиционное мышление. Необходима также основательная подготовка по цветоведению и колористике, овладение приемами создания декоративного мотива и технологии организации восприятия учащихся, направленного на анализ аналогов, овладение процессом проектирования объектов дизайна, приемами проектной графики, умений создавать и передавать в объеме проектный художественный образ.

Образование становится развивающим в условиях неразрывной связи целей, задач, содержания и технологий обучения, когда знания, умения и на-

выки не передаются, а встроены в форму сотрудничества с применением продуктивных технологий обучения. Предметом педагогической технологии являются практические взаимодействия преподавателя и студентов в любой области деятельности, организованной на основе четкого структурирования, систематизации, способов и приемов обучения, с применением технических средств. Педагогическая технология представлена схемой: цель—средство— правило—результат [3]. Наиболее полно требования к технологии обучения представлены в методе проектов.

В методике профессионального обучения студентов проект является большой самостоятельной частью подготовки будущего специалиста-педагога и имеет своей целью: — систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам дополнительной подготовки в области дизайна, применение этих знаний при решении конкретных проектных задач и научнометодических задач, стоящих перед современной школой; — совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской и проектной деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов; — выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности в школе.

Метод проектов — система обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [4]. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях. Методика профессионального обучения, основанная на методе проектов, предусматривает поэтапное выполнение проекта с решением задач каждого этапа. Опора в методике профессионального обучения на личност-но ориентированный подход позволяет использовать наряду с методом проектов другие методы, такие как обучение в сотрудничестве, ролевые игры, мозговая атака и др.

Большое значение в выполнении проектов играет создание презентации проекта. Презентация выполнятся при помощи программы Microsoft Office Power Point. Презентация, созданная для сопровождения и защиты проекта, строится в соответствии со стадиями восприятия произведения искусства — фазности и селективности. Первые слайды посвящены различным вариантам дизайнерского решения, то есть анализу аналогов — объектов графического дизайна. Следующие слайды позволяют понять студентам структуру произведения и метод работы дизайнера. Презентация служит не только средством для защиты проекта, но и является образовательным ресурсом при объяснении аналогичной темы по основам дизайна учащимся в школе.

В процессе создания проектов у студентов развиваются не только творческие, проектные и художественные способности, повышается уровень графической культуры, что влияет на визуальное восприятие проекта.

В состав учебно-методического проекта (урока) по дизайну входят: план организации проекта на занятиях в рамках учебной программы, создание студентами презентаций с результатами самостоятельной исследовательской деятельности, критерии оценивания ученических работ, дидактические и методические материалы по теме проекта. Посколь-

ку проект может быть предназначен для изучения какой-либо одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока, его замысел вырастает из какой-либо общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или нескольких определенных задач. Задумывая проект, студент — будущий учитель, прежде всего мысленно представляет себе эту проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты.

Следующий этап — это внедрение разработанного проекта в школу, которое осуществляется студентами на педагогической практике. Учебно-педагогическая практика предоставляет возможность для практической реализации проекта.

Следовательно, проект, как результат проектной деятельности, предполагает решение определенных задач и может быть методом обучения, является как индивидуальной, так и групповой формой организации учебной и творческой деятельности. Разработке проектов предшествуют выполнение упражнений и учебно-творческих заданий.

Подготовительные упражнения имеют своей целью ориентировать студентов на восприятие новых знаний и способов их применения на практике. Выполняя эти упражнения, у студентов актуализируются знания по организации графической композиции при помощи художественных средств выразительности: точки, линии, пятна. Вводные упражнения направлены на актуализацию знаний о видах проектной графики и способах тонально-графической разработки формы при помощи тоновой графики.

Упражнение на изучение статики и динамики носит репродуктивный характер. В зависимости от художественных средств выразительности их сочетаний композиция приобретает статичный или динамичный характер. Выполняя упражнения с использованием средств гармонизации статики и динамики, студенты учатся решать задачи на выражение степени стабильности композиции.

Освоение понятий через упражнения осуществлялось при изучении основ формообразования. В процессе выполнения упражнения «Декоративная переработка природных форм» студенты осваивают средства гармонизации формы, такие как пропорции, масштаб. Данное упражнение предусматривает определение модуля—величины принимаемой за основу расчета размеров. Помимо этого в разработке формы необходимо учитывать такие средства гармонизации как пропорции и масштаб, которые позволяют привести в гармоничные соотношения все части будущей формы. В ходе выполнения данного упражнения у студентов развивается комбинаторное мышление, целостность в организации формы.

Упражнение «Трансформация» направлено на изучение метода отображенного трансформирования функциональных форм, который является методом формообразования в профессиональной деятельности дизайнера. Это упражнение способствует развитию мышления, позволяет отказаться от стандартных решений и использовать неожиданные. Выполняя упражнение, студенты осуществляют эвристический поиск форм, выделяют их более информативные признаки, осуществляют переход от одной формы к другой путем последовательного изменения и трансформации формы: трансформация (в четыре этапа) одной геометрической формы в другую; трансформация (в четыре этапа) геометрической формы в растительную форму; трансформация (в четыре этапа) геометрической формы в

природную форму; трансформация (в четыре этапа) буквы в природную форму.

Структурным компонентом основ дизайна является шрифт. Упражнения по написанию штрихов различными материалами подготавливает студентов к практическому освоению основ шрифтовой графики. История шрифтового искусства обладает большим наследием рукописных шрифтов, в которых использовались различные техники письма, материалы и инструменты. В связи с этим, упражнение направлено на отработку навыка работы с различными шрифтовыми инструментам и материалами. Помимо этого, изучение исторического аспекта шрифта показывает необходимость формирования навыка написания элементов букв с разным углом наклона.

Пониманию истории становления и развития шрифта способствует выполнение упражнения на уровне воспроизведения на изучение изменения характера рисунка шрифта, формы букв в исторической последовательности.

«Трансформация шрифта» является упражнением на повторение метода отраженного трансформирования. Выполняя его необходимо трансформировать форму объекта к шрифтовым формам слова, называющего этот объект, что помогает проследить связь шрифта с ассоциативными формами.

Дополнительная подготовка студентов в области дизайна предполагает выполнение упражнений, но не ограничивается ими. Помимо упражнений в практическую часть занятий входит выполнение заданий на освоение способов работы и опыта творческой деятельности. Длительные задания рассчитаны на самостоятельность и творческую интерпретацию знаний, умений и навыков. Формированию композиционных способностей, отработке приемов композиции способствует ряд заданий. Одним из активных средств организации формы является симметрия. В связи с этим студенты выполняют задание по разработке и выполнению композиции розетки, оно направлено на актуализацию знаний в области композиции и применение таких композиционных средств, как симметрия и асимметрия. В процессе же оценки формы, симметрия и асимметрия служат качествами композиции. В основу композиции может быть заложено выполнение розетки со сложной осевой симметрией, которая характеризуется наличием нескольких плоскостей симметрии и нескольких осей симметрии.

Задание на графическую моделировку формы направлено на усвоение студентами способов решения различных композиционных задач. Выполнение задания предполагает использование противоположных подходов для решения задач: создать ощущение выявления объема куба на плоскости листа; создать ощущение разрушения объема куба на плоскости листа; создать разрушение объемной формы куба. Для решения каждой задачи студенты выбирают определенные художественные средства и приемы графической моделировки формы. Задание включает поиск пластики формы куба на плоскости листа и в макете. В задании «Пластическая моделировка геометрических тел» студенты переходят к композиционной организации объемной формы, с выявлением ее пластического характера. В зависимости от степени открытости можно проследить, как изменяются свойства объемной формы. Задание включает выполнение макета куба. В задании студенты используют прием членения плоскости и ее ритмическую организацию для получения объем-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

ной формы с различной степенью открытости, что обеспечивает взаимосвязь формы и пространства.

Следующий ряд заданий направлен на применение принципов формообразования. Основой формообразования и композиционной организации плоскости служат принципы комбинаторики: членение, наложение, группировка и др., а также приемы ассоциативного рисования. Определив тему для разработки ассоциативного образа «Игривость», «Спокойствие», «Пластичность», «Массивность», студенты отбирают средства выразительности в соответствии с ее решением.

Актуализации знаний студентов в области композиции способствует разработка задания «Соединение объемов». Законы и средства гармонизации едины для всех видов композиции. Однако в объемно-пространственной композиции главным выразительным средством является форма и пространство. Поэтому разрабатывая объемно-пространственную форму, студенты применяют различные приемы ее выявления: вертикальные и горизонтальные членения с прямолинейными, криволинейными и ломаными очертаниями; сопоставления материала и пространства; конструктивные сопоставления отдельных элементов. Студентам необходимо создать гармоничную композицию, выделить центр, сгармо-нировать объем и пространство. Такое задание способствует развитию пространственного воображения у студентов. Создавая чистовой макет, студенты используют такие приемы создания объемной формы в макете, как: соединение объемов под прямым углом, косоугольное соединение, стержневые конструкции.

Задания по основам шрифтовой графики направлены на формирование практических умений в области искусства шрифта и развитие творческих способностей через создание художественной ассоциации шрифта. Буква рассматривается как объект художественной стилизации. Задание включает выполнение графемы буквы и ее нормативной формы, и создания образа буквы. Данное задание направлено на разработку графики буквы, выражающей художественно-декоративный образ с ассоциацией по теме «Музыка», «Архитектура».

Разработка темы «Графика слова» переводит студентов на новый уровень композиционного мышления. Основу данного задания составляет выполнение композиционного решения слова, понимание студентами смысла слова, соответствие формы букв его содержанию. Опираясь на аналоги, студенты создают художественно-образную разработку графики слова, отражая его содержание в выразительной художественно-декоративной форме.

При выполнении группы заданий по художественному проектированию осуществляется применение знаний, отработка умений по реализации этапов дизайн-проектирования. Разработка логотипа интегрирует полученные знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении предыдущих заданий. Эта тема предполагает изучение различных вариантов фирменного стиля компаний, анализ логотипов. На основе полученных знаний, осуществляется определение студентами тематики логотипа для компании. Ведение поисковых зарисовок в различных вариантах. Осуществляется подбор цветовой палитры для логотипа и утверждение конечного варианта логотипа и цветового решения. Проект выполняется в двух вариантах: хроматическом и ахроматическом.

Вышеизложенное представляет тот минималь-

ный объем учебного материала, который должен быть освоен студентами на начальном этапе обучения основам дизайна. На следующем этапе профессионального становления студенты овладевают основами графического дизайна. Практическое освоение студентами основ графического дизайна происходит при изучении ряда тем. Обложка для CD диска предполагает более сложную структуру проекта. На основе аналогов студенты разрабатывают художественно-пластическое и конструктивное решение обложки, отбирают элементы художественного текста и изображения, обозначают связь шрифтовой композиции с изображением.

С основами рекламной графики и графики костюма студенты знакомятся при выполнении задания на разработку эскиза рекламного плаката, сюжетной основой которого является русский народный костюм. Краткий исторический обзор примеров русского народного костюма, позволяет студентам на основе одного из творческих методов проектирования костюма (заимствование, цитация, репродукция, намек и др.) разработать костюм-образ и создать сюжетно-композиционное решение рекламного плаката, включающего декор, цвет и шрифт.

Упаковка является отражением одного из основных направлений графического дизайна. В разработке данного задания студенты понимают комплексность процесса проектирования. Дизайн упаковки осуществляется с учетом всех аспектов проектирования, изучается художественная сторона упаковки, ее конструктивно-пластическое решение. Задание на основе изученных данных разработать упаковку. Проект включат в себя поисковые зарисовки, чертежи развертки упаковки, фор- эскизы, макет-оригинал в цвете.

Библиографический список

1. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев и [др.]; под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

2. Левитан, К. М. Личность педагога: Становление и развитие / К. М. Левитан. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1990. — 168 с.

3. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб. : Питер, 2007. — 352 с. : ил. — (Серия «Практическая психология»).

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат [и др.] // Под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд. , стер. —М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.

ИВАХНОВА Любовь Александровна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КУЧЕРОВА Алина Васильевна, старший преподаватель кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 09.04.2012 г.

© Л. А. Ивахнова, А. В. Кучерова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.