Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна'

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ОСНОВЫ ДИЗАЙНА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахнова Л. А., Кучерова А. В.

В статье представлена технология профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна, определены сферы педагогической деятельности, которые послужили основанием для разработки содержания и методики обучения. Технология подготовки включает систему упражнений и заданий, интерактивные методы обучения, обеспечивающие развитие творческих способностей студентов и их готовность к обучению детей основам дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахнова Л. А., Кучерова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS IN AREA OF DESIGN

The article represents the technology of professional preparation of future teachers of fine arts in area of design and defines the spheres of pedagogical activities that form the basis for development of content and methods of teaching. The technology of preparation includes the system of exercises and tasks, as well as interactive methods of teaching providing development of creative capabilities of students and their readiness to teach design basics to children.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна»

позиционного центра. Композиция всегда мыслится в материале. Выразительность технических приемов и материалов также влияет на выразительность образа. Отсюда следует необходимость обогатить творческий арсенал учителя разнообразием приемов работы с художественными материалами, дающими свободу в выражении своих замыслов, что также позволяет развивать творческий потенциал детей.

Большое значение в обучении детей средствам создания художественного образа приобретает реализация принципа художественного образования «единство восприятия и практической художественной деятельности».

Восприятие произведений искусства предполагает не только эстетическое просвещение, знакомство с творчеством художника, но и формирование специальных навыков, развитие чувств, овладение образным языком искусства. Понимание языка искусства, его средств художественной выразительности при создании образа становится важным аспектом организации художественного восприятия учащихся в анализе картины. Творчество профессиональных художников обладает огромным потенциалом для реализации единства восприятия и практической художественной деятельности учащихся, для организации взаимодействия в обучении детей творчеству и восприятию художественного произведения. Руководствуясь этим принципом, учитель должен каждую практическую работу начинать с восприятия произведений искусства, включающего анализ средств создания художественного образа, средств передачи художественного содержания. Восприятие искусства осуществляется с опорой на психологические закономерности: фаз-ность и селективность. Право на творческую интерпретацию

и индивидуальное толкование произведения признается за всеми. Однако для понимания глубоких слоев картины, необходимо знать авторскую позицию, которая и направит восприятие в нужное русло.

В художественном образовании восприятие искусства необходимо для решения определенных художественных задач, для усиления эмоционального состояния детей в творческом процессе. Необходимость восприятия картины возникает тогда, когда ставится задача овладения новым способом работы с художественными материалами. Дети должны видеть то, как «работает» новая для них техника в образе, созданном художником. В овладении новой техникой работы с художественными материалами невозможно ограничиться только восприятием картины. Обязательным становится выполнение упражнений и творческая интерпретация приема в решении художественной задачи, в создании художественного образа.

1. Корженко О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. СПб., май 2013. СПБ.: Реноме, 2013. С. 95-97.

2. Фаворский В. А. Мастера искусства об искусстве // Художник. 1975. № 1. С. 40.

3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2003. 272 с.

© Ивахнова Л. А., 2015

УДК 377

подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна

В статье представлена технология профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна, определены сферы педагогической деятельности, которые послужили основанием для разработки содержания и методики обучения. Технология подготовки включает систему упражнений и заданий, интерактивные методы обучения, обеспечивающие развитие творческих способностей студентов и их готовность к обучению детей основам дизайна.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства, основы дизайна, проектные технологии.

fl. A. MBaxHOBa, A. B. KynepoBa L. A. Ivakhnova, A. V. Kucherova

preparation of future teachers of fine arts in area of design

The article represents the technology of professional preparation of future teachers of fine arts in area of design and defines the spheres of pedagogical activities that form the basis for development of content and methods of teaching. The technology of preparation includes the system of exercises and tasks, as well as interactive methods of teaching providing development of creative capabilities of students and their readiness to teach design basics to children.

Keywords: professional preparation of fine arts teachers, design basics, project technologies.

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна продиктована требованиями к педагогам образовательной области «искусство» и системы дополнительного художественного образования. Важной составляющей подготовки учителя является профессио-

нальное обучение, включающее определенное содержание и технологию, которые во взаимодействии становятся факторами профессионального развития студентов. К таким факторам относятся «формирование авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности»

[1, с. 106]. Следовательно, подготовка будущих учителей изобразительного искусства к обучению основам дизайна зависит от содержания и технологии обучения, обеспечивающих целостное представление о данной области профессиональной деятельности, овладение способами выполнения проектов-заданий адекватно процессу дизайн-проектирования, формирование знаний о содержании каждого этапа.

В структуре педагогической деятельности определены три сферы. Первая - область культуры, подлежащая трансляции. Применительно к теме данной статьи содержательной областью культуры, которая транслируется учащимся, являются основы дизайна. Вторая сфера - обучение и развитие обучаемого в рамках арт-педагогики и третья - саморазвитие педагога как носителя педагогической культуры в образовательной области «искусство». Обучение предполагает знание учителем учебного предмета, который он преподает, умение переводить материал из области представлений о дизайне в интерактивную форму деятельности по созданию проектов обучаемыми.

Для обучения учащихся основам дизайна будущему учителю изобразительного искусства необходимы: знание этапов проектирования, развитое композиционное мышление, владение приемами организации практической колористической деятельности, анализа аналогов, овладение содержанием каждого этапа процесса проектирования объектов дизайна, приемами проектной графики, формирование умений создавать проектный художественный образ.

Образование становится развивающим в условиях взаимосвязи целей, задач, содержания и технологий обучения, когда знания, умения и навыки встроены в форму сотрудничества субъектов педагогического процесса. Педагогическая технология представлена схемой «цель - средство - правило - результат» [2]. Наиболее полно требования к технологии обучения представлены в методе проектов.

В подготовке будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна проект является большой самостоятельной частью и наценен на систематизацию, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, опыта проектной деятельности в области дизайна; на применение этих знаний при решении конкретных проектных и научно-методических задач, стоящих перед современной школой.

Учебно-творческий проект позволяет определить степень подготовленности будущего учителя к профессиональной творческой деятельности в школе. Методика подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна, основанная на проектной технологии, предусматривает выполнение системы упражнений и заданий, поэтапную разработку проекта с решением задач каждого этапа, что позволяет учителю овладеть предметной областью «основы дизайна».

Вводные упражнения направлены на актуализацию знаний о видах проектной графики и способах тонально-графической разработки формы. Задание на графическую моделировку формы направлено на усвоение студентами способов решения различных композиционных задач. Выполнение задания предполагает использование противоположных подходов для решения задач: создать ощуще-

ние выявления объема куба на плоскости листа, создать разрушение объемной формы куба (рис. 1). Для решения каждой задачи студенты выбирают определенные художественные средства и приемы графической моделировки формы. Задание включает поиск пластики формы куба на плоскости листа и в макете.

Рис. 1

Подготовка будущего учителя по «основам дизайна» не огранивается освоением необходимых средств и понятий, особое место здесь занимает изучение методов, которые используются в профессиональной деятельности дизайнера.

Одним из таких методов является метод «отображенного трансформирования функциональных форм», освоение которого происходит в рамках выполнения упражнения «Трансформация» (рис. 2). Это упражнение способствует развитию мышления, позволяет отказаться от стандартных решений и использовать неожиданные. Выполняя упражнение, студенты осуществляют эвристический поиск форм, выделяют в них более информативные признаки, осуществляют переход от одной формы к другой путем последовательного изменения. Трансформация формы осуществляется в четыре этапа. Трансформация одной геометрической формы в другую; трансформация буквы в природную форму; трансформация геометрической формы в растительную форму; трансформация геометрической формы в природную форму (рис. 2, 3).

Рис. 2

Рис. 3

в практическую часть занятий входит выполнение заданий на освоение опыта творческой проектной деятельности. Студенты разрабатывают проекты уроков и создают аналоги выполнения заданий учащимися, в которых разрабатывают способы передачи фактуры, позволяющие обогатить арсенал средств выразительности при решении композиционных задач (рис. 4).

При выполнении группы заданий по художественному проектированию осуществляется применение знаний, отработка умений по реализации этапов дизайн-проектирования. Студенты выполняют проекты, тематика которых представлена в программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы и системы дополнительного художественного образования. Изучение основ дизайна в начальной школе предполагает разработку проекта театральной афиши (рис. 5), буклета, театрального костюма (рис. 6), театрального занавеса. Студенты выполняют проекты с опорой на все этапы проектирования: анализ аналогов и понятий, входящих в задание; разработку эскизов; поиск цветового решения, фактур. Окончательная подача проекта осуществляется с учетом особенностей проектной графики. Обучение школьников основам дизайна предполагает ознакомление с историей различных видов дизайна и особенностями применения составляющих дизайна - цвета, шрифта, формы, композиции -при разработке проекта. Весь этот материал представлен в презентации студента при защите проекта урока по основам дизайна.

В подготовке будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна большое значение придается изучению шрифта. Сегодня шрифт проник во все сферы общественной жизни, он является не только средством передачи информации, но его также рассматривают как форму искусства, как часть культуры. По этому поводу Ю. Герчук писал, что «культура шрифта - неотъемлемая и важная часть общей художественной культуры своего народа, своего времени, своего стиля. Каждый новый шрифт создается художником именно для удовлетворения изменяющихся потребностей художественной культуры» [3, с. 7]. Шрифт как самостоятельный вид искусства имеет свою историю, сложившиеся стили, терминологию, правила построения, способы начертания знаков и др.

Для овладения основами шрифтовой графики необходимо совмещать теорию и практику. Изучение шрифтовой графики предполагает:

- изучение шрифта в исторической последовательности;

- написание элементов букв и разработку надписи;

- создание художественной ассоциации буквы, которая рассматривается как объект художественной стилизации.

Задание включает выполнение графемы буквы и ее нормативной формы, разработку графики буквы, выражающей художественно-декоративный образ с ассоциацией по теме «Музыка», «Архитектура»:

- создание графики слова;

- выполнение трансформации изображения в шрифт.

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна предполагает выполнение упражнений, но не ограничивается ими. Помимо упражнений,

Рис. 4 Рис. 5

В среднем звене школы планируется разработка знаковой эмблемы для учебного кабинета, а также проектирование шрифтовой композиции.

В программах по изобразительному искусству большое внимание уделяется изучению объектов графического дизайна и выполнению заданий по иллюстрированию книги, художественному оформлению сказки (обложка, титульный лист, иллюстрация), на разработку эскиза поздравительной открытки упаковки для подарка. Все темы по изучению основ дизайна в школе имеют свою специфику, определенную степень сложности учебного материала, который необходимо отобрать к уроку и организовать его последовательное усвоение. К тематике повышенной сложности относятся композиционно-конструктивные принципы дизай-

на одежды: мой костюм - мой образ (рис. 7), русский костюм (рис. 8), современная интерпретация национального костюма (рис. 9). Изучение этих тем предполагает выполнение эскиза фигуры и модели в соответствии с требованиями графики костюма.

Рис. 6

Рис. 1

старинного русского костюма. Проект урока предполагает изучение истории русского народного костюма и современных трактовок в дизайне костюма, силуэтов, тканей, цветового решения. Изучение декора, комбинаторики русского народного костюма. Весь материал становится основой выполнения эскиза в цвете с применением фактур. Подобный алгоритм характерен для выполнения проекта «Современная интерпретация национального костюма».

Проектирование урока по дизайну требует от студентов самостоятельности, инициативы, поиска нестандартного решения темы, оригинальности в разработке образца деятельности и технологии его изготовления, т. е. нового содержания, которое, в свою очередь, вызывает необходимость в поиске новой формы его проведения. Разработка проекта к теме урока предполагает защиту проекта с презентацией. Это является основой для проведения урока в школе. Содержание каждого школьного урока становится насыщенным, технологически обоснованным, ориентированным на идею развития творчества обучаемых и приобщения к дизайну как области культуры. Проектирование урока и защита проекта дают возможность студентам решать профессиональные проблемы, максимально реализовать индивидуальные интересы, потребности, позволяют не только включать академические знания в процесс обучения учащихся, но и использовать средства арт-педагогики для передачи опыта творческой деятельности, что очень существенно в формировании композиционно-творческого мышления.

Рис. 8

Рис. 9

1. Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 168 с.

2. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2007. 352 с.

3. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. М.: Изд-во «Книга», 1977. 186 с.

Большое значение придается изучению русской культуры, которое происходит в процессе работы над проектом

© Ивахнова Л. А., Кучерова А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.