ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.8:741
© П. Ф. Мулонов, Г. А. Корытов Методика обучения графическому дизайну (шрифтоведение)
В данной статье рассматриваются и анализируются особенности обучения композиции шрифта, который является важным элементом графического дизайна, (шрифтового плаката или рекламы) при обучении студентов. Проанализированы характерные особенности обучения графическому дизайну и способы их использования в процессе обучения с различными методами, формами и анализа (на примере разработке шрифтовых композиций). Выявлена и обоснована необходимость использования творческих заданий и их анализа в процессе исполнения шрифтовых композиций. На основе проведенного исследования авторы проанализировали формы и методы учебно-воспитательного процесса по курсу шрифтоведение с целью развития и совершенствования у студентов творческих способностей.
Ключевые слова: графический дизайн, шрифтовой плакат, реклама, швет, ритм, шрифтовая композиция.
P. F. Mulonov, G. A. Korytov Methods of teaching graphic design (cryptomelane)
This article discusses and analyzes the characteristics of teaching composition font, which is an important element of graphic design (font poster or advertising) in the training of students. We analyzed the characteristics of teaching graphic design and how to use them in the learning process with a variety of methods and forms of analysis (for example, the development font compositions). And revealed the necessity of the use of creative tasks and analyze them in the performance of font compositions. Based on the study, the authors analyzed the forms and methods of educational process at the rate shriftovedenie to develop and improve the students' creative abilities.
Keywords: graphic design, typographic poster, advertising, Shweta, rhythm, font-tum composition.
Актуальность данной проблемы определяется задачами развития у студентов творческих способностей, чувства красоты и образности мышления.
В оформительской работе шрифт является важным элементом композиции шрифтового плаката в области рекламы. Без шрифтовой композиции не выполнить художественного оформления простого буклета или книги не нарисовать красочную афишу Шрифт — это начертание, рисунок букв.
Виды письменности:
1. пиктографический (картинное) — письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;
2. идеологический (иероглифическое) — письмо эры ранней государственности и возникновения торговли на Востоке. Знаки идеологического письма — представляют собой отдельные слова и целые понятия;
3. слоговой (один письменный знак — слог) — письмо народов Индии и Японии;
4. буквенно-звуковой (фонематическое) — письмо, выражающее фонематический состав языка.
Художественные особенности шрифта:
- пространственный строй и цвет;
- ритм;
- симметрия в построении букв.
Классификация современных шрифтов:
- современные;
- готические;
- славянские.
Классификация шрифтов по рисунку.
В зависимости от принципов построения и графических признаков (наличие засечек, размер, форма, контрастность) шрифты делятся на группы (основные и дополнительные).
Шрифты группы делятся на гарнитуры. В свою очередь гарнитура объеде-няет шрифты, различные по начертанию и размерам, но с одинаковым рисунком.
Шрифтовой дизайн представляет собой художественное проектирование шрифта, которое включает разработку и создание шрифтовой композиции в графике.
Графическое и шрифтовое оформление в дизайне рекламы.
При выборе шрифта необходимо учитывать четыре условия: удобочитаемость, уместность, гармоничность и внешний вид, акцент.
Цели изучения курса «шрифтоведение»:
- ознакомление с основными понятиями шрифтовой культуры, с эволюцией шрифтовых форм и их взаимосвязью с технологиями печати;
- изучение эстетики шрифта;
- освоение основных навыков в работе со шрифтом.
В основу обучения шрифтоведению положена методика обучения искусству шрифта, поскольку в процессе непосредственного изучения курса формируются необходимые профессиональные умения и навыки, развиваются зрительная память и воображение, активизируется процесс эстетического восприятия окружающего.
Подходы к организации проектной деятельности студентов в контексте актуальных социокультурных проблем видятся в построении учебного процесса таким образом, чтобы студент, овладевая знаниями и умениями, обладал способностью к творческой преобразовательной деятельности, которая заключается в генерации и осуществлении новых креативных идей, согласующихся с целями проектирования в той или иной области. По мнению Т.Ю. Быстровой, важна степень осознанности мотивов, образов, алгоритмов действия, свидетельствующая о профессиональном самосознании и возможности их использования в случае необходимости, либо выработки новых мотивов и алгоритмов в случае недостаточности уже существующих [2]. Проектная деятельность организуется по следующим этапам:
П. Ф. Мулонов, Г. А. Корытов Методика обучения графическому дизайну (шрифтоведение)
- понимание студентом функциональной значимости объекта проектирования. На данном этапе происходит синтез воображения и абстрактного мышления и воображения, что создает предпосылки для поиска идей и развитие мышления личности студента;
- структурный анализ объекта (выделение его свойств и характеристик);
- композиционная разработка, конструктивный разбор объекта дизайна (изначально может выполняться графическими и живописными средствами художественной выразительности).
С целью развития творческих способностей студентов были использованы следующие методики:
- определение индивидуальных зон творческого развития;
- разработка творческих заданий;
- обязательность поиска вариантов промежуточных решений и их анализ;
- совместное коллективное обсуждение проектов и моделирование предстоящей деятельности;
- организация творческого обеспечения поиска совместных решений (проблемные ситуации при выборе объекта, свобода выражения).
Примерные темы в работе над шрифтовыми композициями для развития творческих способностей:
Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.
Введение. История развития шрифтов. Классификация шрифтов по группам. Зависимость рисунка букв от способа их выполнения;
Инструменты и материалы для выполнения шрифтов;
Элементы шрифта;
Изучение группы рубленных шрифтов;
Шрифтовая композиция. «Рубленный шрифт» (разработка и ознакомление с шрифтовой композицией и графические навыки);
Шрифтовая композиция. «Нью-зелек» (разработка и ознакомление с современными шрифтовыми композициями);
Ассоциативно — шрифтовая композиция (развитие образно-композиционного мышления);
Шрифтовая композиция «Образ буквы», «Образ слова» (развитие образно -композиционного мышления и графических навыков);
Шрифтовая композиция. Рекламный плакат (творческий процесс).
Шрифтовая композиция — важнейшее средство человеческой коммуникации и является средством художественного самовыражения. Таким образом, методика обучения графическому дизайну бакалавров-дизайнеров при изучении шрифтоведения предполагает расширенное и углубленное изучение материалов в области искусствознания, композиции, информатики, информационных технологий и ряда других. Обучение строилось с учетом познавательных особенностей каждого студента. За счет введения творческого компонента в содержание заданий, усиливается индивидуальная избирательность студента к использованию учебного материала, что влияет на характер по-
знавательной мотивации, формирует сознательное отношение к учебной деятельности. Таким образом, в содержании курса большое внимание уделяется развитию креативности студента, творческому поиску решения поставленной перед ним цели, самостоятельному выбору форм и средств выполнения задания, что способствует решению образовательных задач.
Литература
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. Уч. пособие для высш. уч. заведений // Под ред. И.А.Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2005. 288 с.
2. Быстрова Т.Ю. Проект как базовая категория философии дизайна. — URL: http://archvuz.ru/numbers/2007_1/des1. 7
3. Яцюк О. Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: автореф. дис. ... докт. искусств. наук / О. Г. Яцюк. М., 2009. 49 с.
4. Розенсон И.А. Основы теории дизайна / И.А. Розенсон СПб.: Питер, 2007. 219 с.: ил.
Мулонов Петр Федотович, старший преподаватель кафедра профессионального обучения и математики ПИ Бурятского госуниверситета.
E-mail: [email protected]
Корытов Геннадий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедра профессионального обучения и математики ПИ Бурятского госуниверситета.
E-mail: [email protected]
Mulonov Peter F., senior lecturer, department of vocational education, and of mathematics PI Buryat State University.
Korytov Gennadiy A., PhD, associate professor of the Department of Vocational Training and Mathematics PI Buryat State University.