Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе курсового проектирования по дисциплине «Формообразование»'

Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе курсового проектирования по дисциплине «Формообразование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИЗАЙН / РROFESSIONAL COMPETENCES / COURSE DESIGNING / DESIGN TECHNOLOGY / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редько Ирина Фёдоровна

В статье рассмотрен процесс курсового проектирования по дисциплине «Формообразование» для направления подготовки Профессиональное обучение, профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Описано, как с помощью проектной технологии в процессе обучения развиваются профессиональные компетенции студентов. Представлены примеры из выполненных студентами курсовых проектов, где показаны особенности развития указанных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF COURSE DESIGNING ON DISCIPLINE STRUCTURAL MORPHOLOGY

The article describes the process of course designing on the discipline Structural morphology for preparation in the field of vocational training on the majors Designapplied art and design. It describes how to use the project technology in the learning process for the development of their professional competences. The examples of the course projects carried out by students, which show the features of the development of these competencies, are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе курсового проектирования по дисциплине «Формообразование»»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОРМООБРАЗОВАНИЕ»

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF COURSE DESIGNING ON DISCIPLINE "STRUCTURAL MORPHOLOGY"

И.Ф. Редько I.F. Redko

Профессиональные компетенции, курсовое проектирование, проектная технология, дизайн. В статье рассмотрен процесс курсового проектирования по дисциплине «Формообразование» для направления подготовки Профессиональное обучение, профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Описано, как с помощью проектной технологии в процессе обучения развиваются профессиональные компетенции студентов. Представлены примеры из выполненных студентами курсовых проектов, где показаны особенности развития указанных компетенций.

Рrofessional competences, course designing, design technology, design.

The article describes the process of course designing on the discipline "Structural morphology" for preparation in the field of vocational training on the majors "Designapplied art and design". It describes how to use the project technology in the learning process for the development of their professional competences. The examples of the course projects carried out by students, which show the features of the development of these competencies, are presented.

В связи с переходом системы образования РФ на государственные стандарты нового поколения целью обучения становится формирова-ниекомпетенцийбудущихбакалаврови магистров. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение, профиль 051000.64.12 «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» предусмотрено овладение выпускником общекультурными и профессиональными компетенциями [Федеральный ...]. Обучение по данному профилю проводится в Сибирском федеральном университете.

Известно, что существуют различные отрасли дизайна, в том числе графический. Графический дизайн универсален. В этой отрасли проектируются всевозможные визуальные объекты, выполненные различными средствами. Такие проектируемые объекты, как полиграфическая продукция, различные виды рекламы, логотипы компаний, упаковка и т. д., также можно отнести к обла-

сти графического дизайна [Устин, 2007]. В данной статье описываются процесс и результаты формирования ряда профессиональных компетенций студентов - бакалавров профессионального обучения.

В процессе обучения студентами изучается целый ряд дисциплин. Среди них и дисциплина «Формообразование». Для освоения в ней можно выделить следующие профессиональные компетенции: владение процессом творчества, способность самостоятельно работать на компьютере и использовать специализированные программы, освоение рабочей профессии, способность поиска самостоятельного решения [Федеральный ...]. Эти компетенции относятся к отраслевой подготовке будущего бакалавра, и, на наш взгляд, именно они должны развиваться в процессе обучения данной дисциплине.

Проблема состоит в необходимости выбора эффективной педагогической технологии, которая позволяла бы комплексно, одновременно и посте-

пенно развивать указанные компетенции. В качестве основной технологии, применяемой в учебном процессе, нами выбрана проектная технология, так как она наиболее полно отвечает поставленным требованиям [Котова, Шиянов, Смирнов, 2007]. В учебном процессе дисциплины «Формообразование» предусмотрена такая форма обучения, как курсовой проект. Именно здесь уместно применять проектную технологию как оптимальную, создающую условия для развития совокупности выделенных компетенций. Хотелось бы отметить, что курсовое проектирование осуществляется на заключительном этапе изучения учебного предмета или цикла дисциплин. Здесь требуется применить знания и умения, освоенные ранее в ряде изученных дисциплин, при решении новых задач, связанных со сферой деятельности будущего бакалавра, в данном случае профессионально-педагогической деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Рассмотрим более подробно процесс курсового проектирования и то, каким образом в ходе его реализации у студентов развиваются указанные компетенции. В начале работы студенту выдаётся задание. В нём обозначены примерные темы, цели и задачи, этапы проектирования и содержание пояснительной записки. Студент самостоятельного разрабатывает комплект тематических изображений (комплект из 12-13 композиций), содержащих текст и изображения. Весь комплект должен иметь единую концепцию и быть выполнен в едином стилевом решении. Это необходимое условие для создания композиций [Редько, 2012]. В композициях могут быть также использованы элементы, созданные традиционными художественными средствами, фотографии, различные поделки, выполненные студентами. В состав курсового проекта входит пояснительная записка, где содержится информация относительно содержания проекта и где в качестве приложения присутствуют эскизы (зарисовки), созданные во время работы.

Для разработки в курсовом проекте предлагаются следующие темы: «Рекламный плакат», «Социальный плакат», «Фотоальбом», «Календарь». Эти темы даются не случайно. Подобную работу профессиональный дизайнер делает достаточно

часто. Таким образом, для выполнения предлагаются задания, максимально приближенные к реальной деятельности, требующие проявления соответствующих профессиональных компетенций. Выбор темы курсового проекта определяется самим студентом и закрепляется за ним. Также студент может предложить свою оригинальную тему и в случае утверждения ее преподавателем приступить к её разработке. Необходимость принятия самостоятельного решения в данном случае тоже является элементом компетенции.

Теперь подробнее рассмотрим этапы выполнения курсового проекта. Применение проектной технологии осуществляется на всех этапах проектирования.

В начале работы студенту предлагается самостоятельно придумать идею (содержание календаря), описать концепцию своего проекта. Затем он разрабатывает несколько вариантов оформления композиции в виде эскизов, зарисовок. Они могут быть созданы в различных стилях, но передавать задуманную идею. Без воображения, творческой фантазии невозможно выполнить этап работы. В процессе этой деятельности развиваются творческие и исследовательские качества будущих бакалавров. Далее необходимо выбрать из выполненных вариантов наиболее удачный и, используя выбранный стиль оформления, создать любой лист из комплекта композиций. Затем студент самостоятельно создает весь комплект, выбрав для этого оптимальное программное обеспечение. Таким образом, развиваются компетенции, связанные с владением пакетами специализированных программ. На последних этапах работы происходит редактирование созданных композиций (добавление или удаление элементов, введение различных нюансов) для придания более удачного вида каждой из них.

Рассмотрим в качестве примера проект по теме, наиболее часто используемой студентами, - «Календарь». Календарь Григорьевой Дарьи называется «Женские образы в природе». Ключевая идея проекта состоит в том, что само слово «природа» женского рода. Она непрерывно рождает всё новые и новые объекты, что свойственно именно женщине. Во многих природных объектах и явлениях автор увидел различные женские об-

разы. Студентка создала серию рисунков, выполненных цветными карандашами и мелками. Рисунки были сканированы и использованы в композиции, так же как фотографии людей и фотографии различных предметов, являющихся символами месяца. Хочется отметить, что фотографии и различные предметы декоративно-прикладного искусства выполнены автором самостоятельно. В календарной сетке использованы как стандартные шрифты, так и авторские рукописные, отсканированные с бумажных носителей, образующие вместе с рисунками единое целое. Авторские рисунки, рукописные шрифты, реалистичные изображения объектов и фотографии создают особенный стиль данного календаря. Каждый лист имеет своё лицо, а все вместе они образуют полный и гармоничный комплект.

Далее на рисунках можно увидеть отмеченные особенности. Например, на листе «Апрель» (рис. 1) представлены рисунок, выполненный автором на бумаге, рукописный шрифт и фотография подснежника. Все эти объекты образуют целостную композицию. На рисунке явно видно как цветок подснежника превращается в наряд изящной балерины, а сам подснежник, как известно, является символом месяца.

«Р 5 12 19 26 ¿^Ф^уГЭ-^г^^

'Гр 6 13 20 27 У

Рис. 1. Лист календаря «Апрель». Григорьева Д., студентка IV курса кафедры инженерной и компьютерной графики

На листе «Май» (рис. 2) расцветающая природа также имеет женский образ. Изображения цветов и листьев образуют волосы прекрасной девушки. В композицию введено изображение георгиевской ленточки, которая является символом данного месяца.

Рис. 2. Лист календаря «Май». Григорьева Д., студентка IV курса кафедры инженерной и компьютерной графики

Проанализировав все композиции, представленные в календаре, можно сделать вывод, что студентка справилась с поставленной задачей. Она выполнила все этапы проектирования и получила результат - готовый комплект календаря на выбранную тему. Она умеет работать самостоятельно, имеет развитое воображение, творческий склад ума, умеет мыслить, что является признаком явных творческих способностей. Также она хорошо владеет программным обеспечением, целесообразно его использует в профессиональной деятельности.

Конечно, создание такого комплекта невозможно без знаний основ композиции и роли цвета в ней, без наличия навыков изобразительного искусства. Тем самым в работе над курсовым проектом использованы знания и умения, освоенные ранее при изучении дисциплин «Рисунок» и «Живопись». При этом нужно уметь перенести фотографии и изображения объектов в композицию на компьютере. Для этого и для выполнения проекта с помощью современного программного обеспечения необходимо предварительно изучить дисциплину «Компьютерная графика». Понятие стиля формируется при изучении дисциплины «История искусств». Таким образом, реализуются межпредметные связи между ранее изученными дисциплинами и дисциплиной «Формообразование». Такая связь позволяет постепенно, на протяжении всего процесса обучения начиная с первого курса развивать профессиональные компетенции. Ведь в учебном процессе каждой из дисциплин

развиваются одна или несколько профессиональных компетенций. А в процессе выполнения курсового проекта понадобятся комплексное использование ранее освоенных способов деятельности, интеграция их в профессиональную область, что позволит развивать профессиональные компетенции будущих бакалавров.

Таким образом, основной целью выполнения курсового проекта по дисциплине «Формообразование» является развитие комплекса профессиональных компетенций. Во время выполнения курсового проекта осуществляются все этапы процесса проектирования, начиная от рождения идеи и заканчивая конкретным её воплощением. На каждом этапе проектирования студенту приходится действовать самостоятельно, проявлять своё воображение и фантазию, что способствует развитию творческого мышления. Использование современного программного обеспечения также является необходимым в работе педагога в области профессионального обучения. Во время работы задействуется имеющийся творческий потенциал личности студента. Тем самым, используя проектный метод, во время процесса обучения можно постепенно и комплексно развивать профессиональные компетенции, которые являются основным результатом обучения в рамках направления подготовки Профессиональное обучение по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

В заключение хотелось бы отметить, что кур-

совое проектирование не единственная форма обучения, где используется проектная технология. Возможно использование ряда заданий проектного характера при организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно сказать, что на протяжении всего процесса обучения данной дисциплине и в целом в подготовке по направлению эффективно использование проектного метода. Он является средством развития профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии: учебник для высш. и сред. учеб. завед. / под ред. С.А. Смирнова. М.: Высшая школа, 2007. 150 с.

2. Редько И.Ф. Формообразование. Курсовое проектирование: методические указания. Красноярск: Изд-во СФУ, 2012. 32 с.

3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд., уточ. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2007. 239 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), квалификация «бакалавр» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ prm781-1.pdf (дата обращения: 6.04.13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.