-□ □-
Розглядаеться питання ращонального використан-ня режимiв роботи водив при мiжмiських перевезеннях ван-тажiв. В якостi щльовог функ-ци використовуються витрати при транспортуванш ванта-жiв
Ключовi слова:, м1жм1сь-Ki перевезення, режими роботи водив □-□
Рассматривается вопрос рационального использования режимов работы водителей при междугородных перевозках грузов. В качестве целевой функции используются затраты на транспортировку грузов
Ключевые слова: междугородние перевозки, режимы
труда водителей □-□
The question of rational use of work regimes for drivers under long-distance freighting is considered. As a target functions are used the cost of freighting
Key words: long distance freighting, work regimes for drivers
УДК 656.13:658
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЗА СЧЁТ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ
А.П. Калиниченко
Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.:(057) 707-37-20 Е-mail: andros_777@mail.ru А.В. Павленко Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: (057) 707-37-20 Е-mail: ttpov@mail.ru В.Н. Нефедов Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: (057) 707-37-20 Е-mail: ttpov@@mail.ru А.В. Письменный* *Кафедра транспортных технологий Контактный тел.:(057) 707-37-20 Е-mail: gerk89@mail.ru
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61001
1. Введение
На современном этапе развития междугородных перевозок остро стоит задача согласования противоречивых интересов грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. В этих условиях значительно повышаются требования к органам управления транспорта, одной из основных задач которых является максимальное снижение транспортных расходов с одновременным обеспечением качества перевозок.
Повышение эффективности функционирования автотранспортного комплекса возможно на этапе оперативного планирования за счет разработки рациональных режимов работы водителей. Так как часовая и пространственная несогласованность выполнения транспортных операций приводит к непроизводственным простоям подвижного состава (ожидание открытия складов, погрузки (выгрузки)), тем самым, происходит несвоевременная доставка грузов получателям и снижается производительность всей транспортной системы в целом.
2. Постановка цели исследования и её реализация
Объектом исследования в данной работе является процесс перевозки грузов в междугородном сообщении.
Предмет исследования - влияние рациональных режимов работы водителей и графиков выпуска ТС на расходы, связанные с перевозкой грузов.
Рабочая гипотеза - повышение эффективности выполнения перевозок грузов в междугородном сообщении возможно за счет разработки и внедрения рациональных режимов работы водителей и графиков выпуска ТС на маршруты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ методов решения проблемы на современном этапе.
2. Выбор факторов, влияющих на функционирование междугородных перевозок.
3. Разработка графиков выпуска ТС и внедрение рациональных режимов работы водителей.
4. Определение влияния рациональных режимов работы водителей на расходы при транспортировке грузов в междугородном сообщении.
5. Анализ результатов функционирования междугородных перевозок по составленным графикам.
Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха водителей является одним из приоритетных направлений в совершенствовании технологического процесса междугородных перевозок грузов.
Целью исследования является повышение эффективности выполнения междугородных перевозок грузов за счет снижения затрат на перевозки, связанных с режимами работы водителей и грузополучателей, путем разработки и внедрения рациональных режимов работы водителей и графиков выпуска транспортных средств (ТС) на маршруты.
В результате исследования выявлено, что перевозка грузов на ОАО «Харьковское АТП-16363» осуществляется по сквозному методу и используется одиночная система организации работы водителей, поэтому предлагается использовать следующие системы организации труда водителей: одиночная (рис. 1, а), турная (рис. 1, б).
Зт = Ф (ЬМ,ТП) ^ тт
(3)
Рис. 1. Примеры организации работы водителей при сквозном методе движения ТС
В данной работе для выбора рационального варианта распределения водителей с различными режимами труда по ТС используем математическое моделирование.
Затраты АТП на выполнение перевозок в междугородном сообщении представляем в виде затрат на доставку груза, которые определяются по формуле
В качестве системы ограничений принимаем следующие условия:
V = 50;
(4)
350 < < 1068; Т = 1; Т = 1;
отд. '
Хп = 1; Я = 20,
где Ут - средняя техническая скорость автомобиля, км/ч;
Тп/р - среднее время на погрузку (разгрузку), ч;
Тотд. - время отдыха и перерыва на обед, ч;
Хп - количество погрузочных постов на пункте погрузки, ед;
q - масса груза, т.
В качестве модели процесса исследования выбрана модель «серого» ящика (рис. 2). Минимизация затрат на транспортировку является задачей для повышения эффективности процесса перевозки грузов в междугородном сообщении.
Режимы работы водителей
Внешнее воздействие
Расстояние перевозки
Затраты на тр анспори [ровку
где - простои ТС. связанные с ожиданием открытия пункта назначения (торговых баз (ТБ)); - режимы работы ТБ.
Зд Зт + Зп/р + Зхр + Зстр + Зо
+ Зэ
(1)
где Зт - затраты на транспортировку груза, грн;
Зп/р - затраты на погрузку и разгрузку груза, грн;
Зхр - затраты на хранение груза, грн;
Зстр - затраты на страхование груза, грн;
Зоф.док. - расходы на оформление документов, грн;
Зэксп. - затраты на экспедирование груза, грн.
Поскольку от режима работы водителя зависят только затраты на транспортировку, остальные составляющие можно принять за постоянные величины.
Тогда в качестве критерия эффективности принимаем затраты на т ра нспортировку грузов в меж ду-городном сообщении.
Затраты на транспортировку определяем по формуле
Зт + -^м ' Спер + Тл ■ Сп
(2)
где Ьм - длина маршрута, км;
Спер - переменные расходы, грн/км;
Тл - время нахождения водителя на линии, ч;
Спост - постоянные расходы, грн/ч.
Затраты на транспортировку груза зависят от времени нахождения на линии водителя и длины маршрута, поэтому целевая функция будет иметь следующий вид
Рис. 2. Модель процесса
Для достижения цели исследования разработан алгоритм, который позволяет определить график выпуска ТС на маршруты (рис. 3) с учётом рациональных режимов работы водителей и минимизации времени простоя ТС в пункте разгрузки. Для определения временных интервалов работы водителей использовано «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств», утверждённое Министерством транспорта и связи Украины от 07 июня 2010 г. № 340, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 14.09.2010 г. под номером № 811/18106.
Для построения многофакторной регрессионной модели влияния параметров транспортного процесса на затраты на транспортировку в качестве входящих параметров принимаем значения длины маршрута в междугородном сообщении (Х1) и режим работы водителей (Х2), т.е. нормированное количество часов работы в течение рабочего дня (время в наряде) при использовании одного или двух водителей на маршруте.
Для определения влияния режимов работы водителей на эффективность выполнения транспортного процесса разработан план двухфакторного эксперимента по 9 серий опытов. Определив диапазоны варьирования параметров модели исследования (табл. 1), проведено экспериментальные исследования для разработанного графика выпуска ТС.
Дата и время отправления Маршрут Номер автомобиля Время рейса Кол-во водителей Дата и время прибытия Время простоя Давалась ли возможность доехать Затраты на транспортировку (фН.)
2010-06-02 09:00 Харьков -Днепропетровск АХ7155АТ 13:28 2 2010-06-02 22:28 00:00 Нет. 1213.2
2010-06-02 10:00 Харьков -Донецк АХ7583АН 16:48 2 00:00 Нет. 1512
2010-06-02 11:00 Харьков -Полтава АХ5555НА 08:00 1 2010-06-02 19:00 00:00 Нет. 560
2010-06-02 13:00 Харьков - Сумы АХ4589ВА 11:24 2 00:00 Нет. 1026
2010-06-02 14:00 Харьков -Мариуполь АХ4789ВЛ 29:34 2 2010-06-03 19:34 07:25 Нет. 2662.2
2010-06-02 15:00 Харьков -Запорожье АХ1556АХ 25:51 1 2010-06-03 16:51 09:08 Нет. 1810.2
2010-06-02 16:00 Харьков - Киев АХ7178АС 28:40 2 2010-06-03 20:40 04:19 Нет. 2581.2
Суммарное время простоя(часов): 20:52 Суммарные затраты на транспортировку(фн): 11364.8
Рис. 3. Разработанный график выпуска ТС на маршруты с учётом разных режимов работы водителей
Полученная модель характеризуется высокой степенью статистической значимости, так как она учитывает 98% факторов при выполнении перемещения грузов по разработанному графику выпуска ТС, который учитывает работу водителей по различным режимам. Описано факторное пространство изменения затрат на перевозку грузов в междугородном сообщении (рис. 4).
Таблица 1
Диапазон изменения факторов
Фактор Нижняя граница Верхняя граница Среднее значение
Х1, км 350 1068 709
Х2, год. 8 14 12
По результатам проведения эксперимента построена линейная двухфакторная регрессионная модель влияния параметров транспортного процесса на затраты на транспортировку представленная в формуле (5).
3. Выводы
Y = 81,0839 + 4,8241 ■ Ц^ - 36,0333 ■ ТН
(5)
Рис. 4. Зависимость затрат на транспортировку от входящих параметров модели
исследования
На основании проведенных исследований определено, что наиболее значимым параметром влияющим на затраты при транспортировке грузов в междугородном сообщении является расстояние перевозки, при этом режимы работы водителей существенно оказывают влияние на затраты и время доставки грузов.
При выборе рационального варианта организации работы водителей уменьшается время доставки грузов и повышается степень использования ТС за счет сокращения потерь времени в ожидании, что приводит к получению дополнительной прибыли. Эффективность внедрения графика выпуска ТС на маршруты и рационального использования режимов работы водителей соста ви ла д ля ОАО «Харьковское АТП-16363» 16%. Эффект от предложенных мероприятий составил 89588,85 грн за год.
Литература
1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. - 2-е изд., стер. [Текст] / А.Э. Горев. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.
2. Шустов А.С., Основные направления повышения уровня обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на между-
городных перевозках грузов [Текст] / А.С. Шустов, И.И. БАтищев// Повышение качества и эффективности перевозок грузов автомобильным транспортом: Сб. науч. тр. / Гос. НИИ автомоб. трансп. (НИИАТ). - М., 1990. - с.3-24.
3. Горяинов А.Н., Виды маршрутов автотранспортных средств при перевозке грузов в логистической системе [Текст] / А.Н.
Горяинов // Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн.сб. Вып.67. - К.: Техника, 2006. - с.304-309.
4. Ивченко Г. И., Введение в математическую статистику: Учебник. [Текст] / Г.И. Ивченко, Ю.И. Медведев. - М.: Издатель-
ство ЛКИ, 2010. - 600 с.
-□ □-
Визначено дощльтсть застосу-вання двох транспортно-техноло-zi4Hux схем доставки тарно-штуч-них вантажiв у мiжрегiональному сполучеш в залежностi eid вгдстат та об'ему видправлення
Ключовi слова: транспортно-технологiчна схема, оцшочш показ-ники
□-□
Определена целесообразность применения двух транспортно-технологических схем доставки тарно-штучных грузов в межрегиональном сообщении в зависимости от расстояния и объема отправки
Ключевые слова: транспортно-технологическая схема, оценочные
показатели
□-□
The feasibility of using two transport-technological delivery schemes of packaged-piece cargoes in interregional communication depending on the distance and shipping volume is determined.
Keywords: transport-technological
scheme, evaluation indexes -□ □-
УДК 656.013
ВИБ1Р РАЦЮНАЛЬНОТ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГ1ЧНОТ СХЕМИ ДОСТАВКИ ТАРНО-ШТУЧНИХ ВАНТАЖ1В У М1ЖРЕГ1ОНАЛЬНОМУ СПОЛУЧЕНН1
О.В. Павленко
Кандидат техычних наук, доцент* Контактний тел.: (057) 707-37-20 Е-mail: ttpov@@mail.ru О.П. Кал^н^ченко Кандидат техычних наук, доцент* Контактний тел.: (057) 707-37-20 E-mail: andros_777@mail.ru О.В. Найдьон* Контактний тел.: (057) 707-37-20 E-mail: naidion@mail.ru *Кафедра транспортних технолопй Хармвський нацюнальний автомоб^ьно-дорожний уыверситет вул. Петровського, 25, м. Хармв, УкраТна, 61001
1. Вступ
Вщомо, що цша товару мае велике значения для кшцевого споживача, а точний розрахунок лопстич-них витрат в структурi цши товару е одним iз основних джерел екоиомп витрат, а отже, способiв зниження цши. Процес доставки ускладнюеться, в ньому з'яв-ляеться б^ьше етатв при одночасному тдвищеиш вимог до дотримання графшв i термжв доставки. Постшиий розвиток спецiалiзацii пращ веде до по-силення штеграцп транспорту в техиолопчш процеси виробництва i розподшу товарiв.
2. Аналiз публiкацiй
Автор роботи [1] B^ip перевiзника пропонуе вико-нувати по двом основним кpитеpiям замовлення експе-
дитора на перевезеиия - по кутвельиш спроможиостi та по иадшиосп перевезеиия. Параметру купiвельиоi спроможиостi вщповщають тарифи та зиижки з тарифу вибраних перевiзникiв.
У [2] критерiем оптимiзацii траиспортио-техиоло-гiчиоi схеми доставки, залежио вщ вимог, яю пред'яв-ляють споживачi, е мжмум витрат часу иа доставку (Т) або мжмум грошових витрат иа доставку продукцii споживачам, мжмальт витрати ваитажо-вiдправиика i ваитажоодержувача иа оплату послуг лопстичиих посередииюв.
У [3] вибiр оптимальиоi транспортно-технологiчноi схеми приймаеться иа осиовi найменшоi загальиоi вар-тостi викоиаиия замовлеиия для клiента. В тому ви-падку, коли iсиують варiаити близью за значения вибiр траиспортио-техиологiчиоi схеми доставки рекомен-дуеться варiаит при якому траиспортио-експедицшие пiдприемство отримуе максимальиий прибуток.