Научная статья на тему 'Повышение эффективности междугородных перевозок грузов за счёт выбора рациональных режимов работы водителей'

Повышение эффективности междугородных перевозок грузов за счёт выбора рациональных режимов работы водителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУГОРОДНИЕ ПЕРЕВОЗКИ / РЕЖИМЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ / LONG DISTANCE FREIGHTING / WORK REGIMES FOR DRIVERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиниченко А.П., Павленко А.В., Нефедов В.Н., Письменный А.В.

Рассматривается вопрос рационального использования режимов работы водителей при междугородных перевозках грузов. В качестве целевой функции используются затраты на транспортировку грузовThe question of rational use of work regimes for drivers under long-distance freighting is considered. As a target functions are used the cost of freighting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калиниченко А.П., Павленко А.В., Нефедов В.Н., Письменный А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности междугородных перевозок грузов за счёт выбора рациональных режимов работы водителей»

-□ □-

Розглядаеться питання ращонального використан-ня режимiв роботи водив при мiжмiських перевезеннях ван-тажiв. В якостi щльовог функ-ци використовуються витрати при транспортуванш ванта-жiв

Ключовi слова:, м1жм1сь-Ki перевезення, режими роботи водив □-□

Рассматривается вопрос рационального использования режимов работы водителей при междугородных перевозках грузов. В качестве целевой функции используются затраты на транспортировку грузов

Ключевые слова: междугородние перевозки, режимы

труда водителей □-□

The question of rational use of work regimes for drivers under long-distance freighting is considered. As a target functions are used the cost of freighting

Key words: long distance freighting, work regimes for drivers

УДК 656.13:658

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЗА СЧЁТ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ

А.П. Калиниченко

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.:(057) 707-37-20 Е-mail: andros_777@mail.ru А.В. Павленко Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: (057) 707-37-20 Е-mail: ttpov@mail.ru В.Н. Нефедов Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: (057) 707-37-20 Е-mail: ttpov@@mail.ru А.В. Письменный* *Кафедра транспортных технологий Контактный тел.:(057) 707-37-20 Е-mail: gerk89@mail.ru

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61001

1. Введение

На современном этапе развития междугородных перевозок остро стоит задача согласования противоречивых интересов грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. В этих условиях значительно повышаются требования к органам управления транспорта, одной из основных задач которых является максимальное снижение транспортных расходов с одновременным обеспечением качества перевозок.

Повышение эффективности функционирования автотранспортного комплекса возможно на этапе оперативного планирования за счет разработки рациональных режимов работы водителей. Так как часовая и пространственная несогласованность выполнения транспортных операций приводит к непроизводственным простоям подвижного состава (ожидание открытия складов, погрузки (выгрузки)), тем самым, происходит несвоевременная доставка грузов получателям и снижается производительность всей транспортной системы в целом.

2. Постановка цели исследования и её реализация

Объектом исследования в данной работе является процесс перевозки грузов в междугородном сообщении.

Предмет исследования - влияние рациональных режимов работы водителей и графиков выпуска ТС на расходы, связанные с перевозкой грузов.

Рабочая гипотеза - повышение эффективности выполнения перевозок грузов в междугородном сообщении возможно за счет разработки и внедрения рациональных режимов работы водителей и графиков выпуска ТС на маршруты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ методов решения проблемы на современном этапе.

2. Выбор факторов, влияющих на функционирование междугородных перевозок.

3. Разработка графиков выпуска ТС и внедрение рациональных режимов работы водителей.

4. Определение влияния рациональных режимов работы водителей на расходы при транспортировке грузов в междугородном сообщении.

5. Анализ результатов функционирования междугородных перевозок по составленным графикам.

Разработка и внедрение рациональных режимов труда и отдыха водителей является одним из приоритетных направлений в совершенствовании технологического процесса междугородных перевозок грузов.

Целью исследования является повышение эффективности выполнения междугородных перевозок грузов за счет снижения затрат на перевозки, связанных с режимами работы водителей и грузополучателей, путем разработки и внедрения рациональных режимов работы водителей и графиков выпуска транспортных средств (ТС) на маршруты.

В результате исследования выявлено, что перевозка грузов на ОАО «Харьковское АТП-16363» осуществляется по сквозному методу и используется одиночная система организации работы водителей, поэтому предлагается использовать следующие системы организации труда водителей: одиночная (рис. 1, а), турная (рис. 1, б).

Зт = Ф (ЬМ,ТП) ^ тт

(3)

Рис. 1. Примеры организации работы водителей при сквозном методе движения ТС

В данной работе для выбора рационального варианта распределения водителей с различными режимами труда по ТС используем математическое моделирование.

Затраты АТП на выполнение перевозок в междугородном сообщении представляем в виде затрат на доставку груза, которые определяются по формуле

В качестве системы ограничений принимаем следующие условия:

V = 50;

(4)

350 < < 1068; Т = 1; Т = 1;

отд. '

Хп = 1; Я = 20,

где Ут - средняя техническая скорость автомобиля, км/ч;

Тп/р - среднее время на погрузку (разгрузку), ч;

Тотд. - время отдыха и перерыва на обед, ч;

Хп - количество погрузочных постов на пункте погрузки, ед;

q - масса груза, т.

В качестве модели процесса исследования выбрана модель «серого» ящика (рис. 2). Минимизация затрат на транспортировку является задачей для повышения эффективности процесса перевозки грузов в междугородном сообщении.

Режимы работы водителей

Внешнее воздействие

Расстояние перевозки

Затраты на тр анспори [ровку

где - простои ТС. связанные с ожиданием открытия пункта назначения (торговых баз (ТБ)); - режимы работы ТБ.

Зд Зт + Зп/р + Зхр + Зстр + Зо

+ Зэ

(1)

где Зт - затраты на транспортировку груза, грн;

Зп/р - затраты на погрузку и разгрузку груза, грн;

Зхр - затраты на хранение груза, грн;

Зстр - затраты на страхование груза, грн;

Зоф.док. - расходы на оформление документов, грн;

Зэксп. - затраты на экспедирование груза, грн.

Поскольку от режима работы водителя зависят только затраты на транспортировку, остальные составляющие можно принять за постоянные величины.

Тогда в качестве критерия эффективности принимаем затраты на т ра нспортировку грузов в меж ду-городном сообщении.

Затраты на транспортировку определяем по формуле

Зт + -^м ' Спер + Тл ■ Сп

(2)

где Ьм - длина маршрута, км;

Спер - переменные расходы, грн/км;

Тл - время нахождения водителя на линии, ч;

Спост - постоянные расходы, грн/ч.

Затраты на транспортировку груза зависят от времени нахождения на линии водителя и длины маршрута, поэтому целевая функция будет иметь следующий вид

Рис. 2. Модель процесса

Для достижения цели исследования разработан алгоритм, который позволяет определить график выпуска ТС на маршруты (рис. 3) с учётом рациональных режимов работы водителей и минимизации времени простоя ТС в пункте разгрузки. Для определения временных интервалов работы водителей использовано «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств», утверждённое Министерством транспорта и связи Украины от 07 июня 2010 г. № 340, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 14.09.2010 г. под номером № 811/18106.

Для построения многофакторной регрессионной модели влияния параметров транспортного процесса на затраты на транспортировку в качестве входящих параметров принимаем значения длины маршрута в междугородном сообщении (Х1) и режим работы водителей (Х2), т.е. нормированное количество часов работы в течение рабочего дня (время в наряде) при использовании одного или двух водителей на маршруте.

Для определения влияния режимов работы водителей на эффективность выполнения транспортного процесса разработан план двухфакторного эксперимента по 9 серий опытов. Определив диапазоны варьирования параметров модели исследования (табл. 1), проведено экспериментальные исследования для разработанного графика выпуска ТС.

Дата и время отправления Маршрут Номер автомобиля Время рейса Кол-во водителей Дата и время прибытия Время простоя Давалась ли возможность доехать Затраты на транспортировку (фН.)

2010-06-02 09:00 Харьков -Днепропетровск АХ7155АТ 13:28 2 2010-06-02 22:28 00:00 Нет. 1213.2

2010-06-02 10:00 Харьков -Донецк АХ7583АН 16:48 2 00:00 Нет. 1512

2010-06-02 11:00 Харьков -Полтава АХ5555НА 08:00 1 2010-06-02 19:00 00:00 Нет. 560

2010-06-02 13:00 Харьков - Сумы АХ4589ВА 11:24 2 00:00 Нет. 1026

2010-06-02 14:00 Харьков -Мариуполь АХ4789ВЛ 29:34 2 2010-06-03 19:34 07:25 Нет. 2662.2

2010-06-02 15:00 Харьков -Запорожье АХ1556АХ 25:51 1 2010-06-03 16:51 09:08 Нет. 1810.2

2010-06-02 16:00 Харьков - Киев АХ7178АС 28:40 2 2010-06-03 20:40 04:19 Нет. 2581.2

Суммарное время простоя(часов): 20:52 Суммарные затраты на транспортировку(фн): 11364.8

Рис. 3. Разработанный график выпуска ТС на маршруты с учётом разных режимов работы водителей

Полученная модель характеризуется высокой степенью статистической значимости, так как она учитывает 98% факторов при выполнении перемещения грузов по разработанному графику выпуска ТС, который учитывает работу водителей по различным режимам. Описано факторное пространство изменения затрат на перевозку грузов в междугородном сообщении (рис. 4).

Таблица 1

Диапазон изменения факторов

Фактор Нижняя граница Верхняя граница Среднее значение

Х1, км 350 1068 709

Х2, год. 8 14 12

По результатам проведения эксперимента построена линейная двухфакторная регрессионная модель влияния параметров транспортного процесса на затраты на транспортировку представленная в формуле (5).

3. Выводы

Y = 81,0839 + 4,8241 ■ Ц^ - 36,0333 ■ ТН

(5)

Рис. 4. Зависимость затрат на транспортировку от входящих параметров модели

исследования

На основании проведенных исследований определено, что наиболее значимым параметром влияющим на затраты при транспортировке грузов в междугородном сообщении является расстояние перевозки, при этом режимы работы водителей существенно оказывают влияние на затраты и время доставки грузов.

При выборе рационального варианта организации работы водителей уменьшается время доставки грузов и повышается степень использования ТС за счет сокращения потерь времени в ожидании, что приводит к получению дополнительной прибыли. Эффективность внедрения графика выпуска ТС на маршруты и рационального использования режимов работы водителей соста ви ла д ля ОАО «Харьковское АТП-16363» 16%. Эффект от предложенных мероприятий составил 89588,85 грн за год.

Литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. - 2-е изд., стер. [Текст] / А.Э. Горев. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.

2. Шустов А.С., Основные направления повышения уровня обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на между-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

городных перевозках грузов [Текст] / А.С. Шустов, И.И. БАтищев// Повышение качества и эффективности перевозок грузов автомобильным транспортом: Сб. науч. тр. / Гос. НИИ автомоб. трансп. (НИИАТ). - М., 1990. - с.3-24.

3. Горяинов А.Н., Виды маршрутов автотранспортных средств при перевозке грузов в логистической системе [Текст] / А.Н.

Горяинов // Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн.сб. Вып.67. - К.: Техника, 2006. - с.304-309.

4. Ивченко Г. И., Введение в математическую статистику: Учебник. [Текст] / Г.И. Ивченко, Ю.И. Медведев. - М.: Издатель-

ство ЛКИ, 2010. - 600 с.

-□ □-

Визначено дощльтсть застосу-вання двох транспортно-техноло-zi4Hux схем доставки тарно-штуч-них вантажiв у мiжрегiональному сполучеш в залежностi eid вгдстат та об'ему видправлення

Ключовi слова: транспортно-технологiчна схема, оцшочш показ-ники

□-□

Определена целесообразность применения двух транспортно-технологических схем доставки тарно-штучных грузов в межрегиональном сообщении в зависимости от расстояния и объема отправки

Ключевые слова: транспортно-технологическая схема, оценочные

показатели

□-□

The feasibility of using two transport-technological delivery schemes of packaged-piece cargoes in interregional communication depending on the distance and shipping volume is determined.

Keywords: transport-technological

scheme, evaluation indexes -□ □-

УДК 656.013

ВИБ1Р РАЦЮНАЛЬНОТ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГ1ЧНОТ СХЕМИ ДОСТАВКИ ТАРНО-ШТУЧНИХ ВАНТАЖ1В У М1ЖРЕГ1ОНАЛЬНОМУ СПОЛУЧЕНН1

О.В. Павленко

Кандидат техычних наук, доцент* Контактний тел.: (057) 707-37-20 Е-mail: ttpov@@mail.ru О.П. Кал^н^ченко Кандидат техычних наук, доцент* Контактний тел.: (057) 707-37-20 E-mail: andros_777@mail.ru О.В. Найдьон* Контактний тел.: (057) 707-37-20 E-mail: naidion@mail.ru *Кафедра транспортних технолопй Хармвський нацюнальний автомоб^ьно-дорожний уыверситет вул. Петровського, 25, м. Хармв, УкраТна, 61001

1. Вступ

Вщомо, що цша товару мае велике значения для кшцевого споживача, а точний розрахунок лопстич-них витрат в структурi цши товару е одним iз основних джерел екоиомп витрат, а отже, способiв зниження цши. Процес доставки ускладнюеться, в ньому з'яв-ляеться б^ьше етатв при одночасному тдвищеиш вимог до дотримання графшв i термжв доставки. Постшиий розвиток спецiалiзацii пращ веде до по-силення штеграцп транспорту в техиолопчш процеси виробництва i розподшу товарiв.

2. Аналiз публiкацiй

Автор роботи [1] B^ip перевiзника пропонуе вико-нувати по двом основним кpитеpiям замовлення експе-

дитора на перевезеиия - по кутвельиш спроможиостi та по иадшиосп перевезеиия. Параметру купiвельиоi спроможиостi вщповщають тарифи та зиижки з тарифу вибраних перевiзникiв.

У [2] критерiем оптимiзацii траиспортио-техиоло-гiчиоi схеми доставки, залежио вщ вимог, яю пред'яв-ляють споживачi, е мжмум витрат часу иа доставку (Т) або мжмум грошових витрат иа доставку продукцii споживачам, мжмальт витрати ваитажо-вiдправиика i ваитажоодержувача иа оплату послуг лопстичиих посередииюв.

У [3] вибiр оптимальиоi транспортно-технологiчноi схеми приймаеться иа осиовi найменшоi загальиоi вар-тостi викоиаиия замовлеиия для клiента. В тому ви-падку, коли iсиують варiаити близью за значения вибiр траиспортио-техиологiчиоi схеми доставки рекомен-дуеться варiаит при якому траиспортио-експедицшие пiдприемство отримуе максимальиий прибуток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.