Научная статья на тему 'Паспорта маршрутов, графики движения, работа транспортных средств и водителей при междугородных перевозках'

Паспорта маршрутов, графики движения, работа транспортных средств и водителей при междугородных перевозках Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
557
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАСПОРТ МАРШРУТА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / МЕЖДУГОРОДНИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSPORT OF ROUTE / TRANSPORT VEHICLE / MEZHDUGO-RODNIE TRANSPORTATIONS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горяинов А. Н., Жукова Е. О.

Рассмотрены вопросы взаимосвязи направлений реализации перевозок грузов (багажа). Представлены характеристики перевозки груза в междугородном сообщении.. Приведены сравнение и анализ существующего графика зависимости времени работы транспортных средств и водителей от скорости движения транспортного средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of intercommunication of directions realization of transportations of loads are considered (luggage). Sat for transportation of load in an intertown report. Comparison and analysis of the existent graph of dependence of time of work of vehicles of transports and drivers is resulted ot the rate of movement of transport vehicle

Текст научной работы на тему «Паспорта маршрутов, графики движения, работа транспортных средств и водителей при междугородных перевозках»

Восточно-Европейский журнал передовым технологий

► --Н I---

Розглянутi питання взаемозв'язку напрямтв реалiзацiï перевезень вантажiв (багажу). Представлено характеристики перевезення вантажу в мiжмiському сполу-чент. Наведено порiвняння й аналiз icнуючо-го графЫа залежноcтi часу роботи транспортних заcобiв i водйв вид швидкоcтi руху транспортного засобу

Ключовi слова: паспорт маршруту,

транспортний заЫб, мiжмicькi перевезення □-□

Рассмотрены вопросы взаимосвязи направлений реализации перевозок грузов (багажа). Представлены характеристики перевозки груза в междугородном сообщении . Приведены сравнение и анализ существующего графика зависимости времени работы транспортных средств и водителей от скорости движения транспортного средства

Ключевые слова: паспорт маршрута, транспортное средство, междугородние

перевозки

□-□

The questions of intercommunication of directions realization of transportations of loads are considered (luggage). Sat for transportation of load in an intertown report. Comparison and analysis of the existent graph of dependence of time of work of vehicles of transports and drivers is resulted ot the rate of movement of transport vehicle

Keywords: passport of route, transport vehicle, mezhdugo-rodnie transportations

УДК 656.02

ПАСПОРТА МАРШРУТОВ, ГРАФИКИ ДВИЖЕНИЯ, РАБОТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

А.Н. Горяинов

Кандидат технических наук, доцент Кафедра транспортных систем и логистики* Контактный тел.: 8-067-257-92-16, 8 (057) 707-32-61

Е-mail: goryainov@ukr.net

Е.О. Жукова

Контактный тел.: 8-050-134-95-00 Е-mail: zhukova_elen@mail.ru *Харьковская национальная академия городского

хозяйства

ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002

1. Введение

В настоящее время постоянные изменения на рынке приводят к конкурентной борьбе наряду с возникновением новых возможностей.

Растущая конкуренция требует от каждой фирмы обеспечения все более высокого уровня предоставляемых услуг. В противном случае они рискуют быть вытесненными с рынка. Естественно, что сегодня условия ведения бизнеса требуют активного применения современных технологий, предназначенных для обеспечения необходимого сервиса [1]. Применение

той или иной технологии должно строиться с учетом специфики соответствующей отрасли. В частности, для автомобильного транспорта должны учитываться особенности работы транспортных средств, а также вид перевозок (городские, междугородные, международные и т. д.).

При грузовых перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров народного потребления.

Следовательно, актуальным является дальнейшее усовершенствование работы автомобильного транспорта за счет уточнения отдельных элементов транспортного процесса.

2. Анализ литературных источников

Анализ литературных источников позволяет выделить основные документы и методы для организации движения и работы водителей при выполнении международных и междугородных автомобильных перевозок.

Авторы [2, 3, 4, 7] определяют такие методы организации движения и работы водителей, как сквозной метод и метод «по системе тяговых плеч» или участковый. Автор [4] описывает участковый метод, как подсистему метода «тяговых плеч».

Можно отметить, что работа водителя состоит из подготовительно-заключительного времени или времени работы на линии [6].

Для организации перевозочного процесса грузов в междугородном сообщении, обязательным является некоторый пакет документов. В зависимости от того, кто и кого (или что) перевозит, водителю следует иметь такие бумаги, как путевой лист, товарно-транспортную накладную, дорожно-транспортную накладную и т. п. [2,3,5]. В тоже время вопросу составления

графиков движения, паспортов маршрута уделяется недостаточное внимание, хотя, в зависимости от перевозки груза, от технологии работы транспортных средств и водителей, во многом будет зависеть характер реализации той или иной организации перевозки грузов.

3. Цель и постановка задачи

Целью данной работы является определение особенностей составления паспортов маршрутов и графиков движения при междугородных автомобильных перевозках.

4. Результаты исследования

В начале исследований проведем группировку существующей информации, которая касается паспортов маршрута, графиков движения, работы транспортных средств и водителей.

Представим эти данные в виде схемы - рис.1.

Далее более подробно остановимся на особенностях составления паспортов маршрута для различных режимов работы водителей.

Для примера рассмотрим маршрут «Харьков -Киев» (рис. 2).

Рис. 1. Схема основных блоков, характеризующих работу транспорта при осуществлении перевозки грузов (багажа) (на

основании [2, 3, 4, 5, 6, 7])

Рис. 2. Карта маршрута

На основании [5, 10] представим характеристики данного маршрута (табл.1) и развернутую схему (рис. 3).

Таблица 1

Характеристики маршрута Харьков - Киев

Маршрут следования Скорость по данным [10], км/ч Время работы, ч. Длина каждого участка, км Суммарный пробег, км Время отдыха водителя, мин

прибытие отправление

по данным [10] по средней V!-, км/ч по данным [10] по средней V!, км/ч

45 54 70 45 54 70

Харьков - - - - 800 800 800 800 0 0 -

Валки 80 910 (110) 911 (111) 859 (059) 845 (045) - - - - 53 53 -

Чутово 40 943 (033) 1003 (052) 943 (043) 918 (033) - - - - 39 92 -

Полтава 80 1036 (053) 1107 (104) 1036 (053) 959 (041) - - - - 48 140 -

Решитиловка 40 1112 (036) Ц40 (033) ц04 (028) 1020 (021) - - - - 25 165 -

Белоцерковцы 40 ц44 (023) 1216 (036) 1134 (030) 1043 (023) - 1301 - - 27 192 045

Широкое 40 1155 (011) 1318 (017) 1118 (014) 1054 (011) - - - 13 205

Хорол 40 1223 (028) 1354 (036) 1208 (030) 1117 (023) 1308 - 1253 - 27 232 045 045

Засулье 40 1340 (032) 1435 (041) 1327 (034) ц44 (027) - - - - 31 263 -

Клепачи 40 1348 (008) 1447 (012) 1337 (010) 1152 (008) - - - - 9 272 -

Вилы 40 1359 (011) 1504 (017) 1351 (014) 1203 (011) - - - 13 285

Пирятин 40 1425 (026) 1537 (033) 1419 (028) 1224 (021) - - - - 25 310 -

Яготин 80 1513 (048) 1653 (116) 1522 (103) 1313 (049) - 1738 - 1358 57 367 045 045

Березань 80 1556 (026) 1815 (037) 1553 (031) 1424 (024) - - - - 28 395 -

Борисполь 80 1631 (035) 1855 (040) 1626 (033) 1450 (026) 1646 - 1641 - 30 425 015 015

Киев 80 1806 (120) 1904 (049) 1822 (041) 1522 (032) - - - - 37 462 -

I = 53 км t = 01:10 ч

I = 140 км I = 232 км

t = 02:37 ч I = 192 км t = 04:16 ч

t = 03:36 ч = 00:45 ч

I = 272 км I = 310 км t = 05:41 ч t = 06:18 ч

I = 395 км I = 462 км t = 07:32 ч t = 09:42 ч

Валки

Полтава Белоцерковцы

Хорол

Клепачи Пирятин Березань Киев

Харьков Чутово Решитиловка ^Широкое Засулье

Вилы

Яготин

Борисполь

I = 92 км I = 165 км

t = 01:43 ч t = 03:10 ч

I = 205 км t = 03:48 ч

I = 263 км t = 05:33 ч

I = 258 км I = 367 км I = 425 км t = 05:52 ч t = 07:06 ч t = 08:07 ч

^тл=00:15 ч

L = 462 км Т = 09:42 ч УСр=54 км/ч

Рис. 3. Схема маршрута

В табл.1 представлена информация о маршруте следования Харьков - Киев, а именно длина, время, скорость. Эти данные получены двумя способами: по данным [10] и путем проведения анализа и выведения средних скоростей движения всего маршрута.

Средняя скорость движения определяется по общеизвестной формуле: V = 1/Ь , где 1 - длина участка движения; Ь - время на прохождение участка.

Приведем пример расчета средней скорости на рассматриваемом маршруте (при 1 = 462 км, t = t = ^-1 = 942 -045 -015 = 842 = 8,7ч ,

дв р отд ' >

где Ьр - время рейса, ч, Ьотд - время на отдых водителя, ч, Ьдв - время движения, ч). 462

УТр = — = 53,1км / ч

Т 8,7 7

При планировании работы транспортных средств зачастую используется средняя скорость на маршруте. Однако в реальных условиях скорость движения транспортных средств на отдельных участках маршрута разная. Проиллюстрируем эти отличия. Возьмем полученную среднюю скорость и попытаемся на основании ее рассчитать время прибытия транспортных средств в отдельные населенные пункты, находящиеся на маршруте.

Например: между населенными пунктами Белоцерковцы и Широкое скорость движения составляет 40 км/ч (на основании [10]). Время прибытия в населенный пункт Широкое с учетом скоростей на отдельных участках маршрута составляет

ц55

ч. Если

воспользоваться среднетехнической скоростью, которая рассчитана (примем У^Р = 53,1 ~54км/ч ) составляет 1118 ч. Такие отличия в расчетах, соответственно, приведут к различной реализации паспортов маршрута.

Теперь проанализируем, как будут изменяться временные параметры работы транспортных средств на маршруте. Для рассмотрения возьмем следующие значения скоростей 45 и 70 км/ч. Аналогичным образом, как и для скорости 54 км/ч, рассчитаем характеристики маршрута Харьков-Киев. Результаты расчетов представлены в табл.1.

Из расчетов, приведенных в табл.1 видно, что с увеличением скорости движения существенно меняется график работы водителя. Эти изменения изобразим в виде графика зависимости времени работы транспортных средств и водителей на маршруте от средних скоростей движения на этом маршруте (рис.4а).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20:24

19:12

т, 18:00 к

ф

£16:48 15:36 14:24

55 60 Скорость, км/ч

а)

60

Скорость, км/ч б)

Рис. 4. График зависимости времени работы транспортных средств и водителей от средних скоростей движения

Для сравнения приведем аналогичный график, только без учета работы водителя (рис. 4б), используя упомянутую выше формулу. Для скорости 45 км/ч - Ь = 462/45 = 10,32 ч, при скорости 54 км/ч - Ь = 462/54 = 8,7 ч, при 70 км/ч - Ь = 462/70 = 6,6 ч.

Анализируя представленные графики, можно говорить об изменении вида зависимости времени от скорости, что объясняется, прежде всего, учетом времени на перерывы водителя.

При составлении паспорта маршрута автомобиля необходимо учитывать полученную зависимость. Это позволяет более точно планировать работу транспортного средства и водителя.

5. Вывод

На текущий момент является недостаточно изученным взаимосвязь паспортов маршрута, работы транспортных средств и водителей. Предложена схема основных блоков, характеризующих работу транспорта при реализации перевозки груза. Определена зависимость времени работы транспортных средств и водителей от средних скоростей движения, которая учитывает время перерыва водителя на отдых. В дальнейшем целесообразно исследовать полученные зависимости при других схемах реализации грузов.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: [Текст] «Маркетинг». -М., 1995.-121с.

2. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986.- 447с.

3. Артемьев С.П. Междугородные и международные автомобильные перевозки. - М.: Изд-во «Транспорт», 1968.

- 164 с.

4. Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия». 2006 - 256с.

5. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом:

- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. - 544с.

6. Александров Л.А. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок [Текст] М., «Высш. школа», 1977. - 544с.

7. Вельможин В.А., Гудков А.В., Миротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки - М.:Горячая линия - Телеком, 2006-560 с.

8. http://www.bed-breakfast.fegi.ru - сайт сети комплексных туристических модульных систем

9. http://parks.karelia.ru - сайт проекта Тасис "Развитие парков Карелии"

10. http://autotransinfo.ru - сайт по грузоперевозкам

Запропоновано ефективний метод розв'я-зання м^максшп 3adani призначення, при-стосований для задачi високог розмiрностi. Описаний метод забезпечуе можливють отри-мання Парето-оптiмальноi безлiчi плате по критерiях - значення сумарних втрат i величина мШмальних втрат

Ключовi слова: проблема призначення, роз-мiрнiсть задачi, мштаксний пiдхiд, комплексний

критерш, Парето - оптимальна безлiч платв □-□

Предложен эффективный метод решения минимаксной задачи назначения, приспособленный для задачи высокой размерности. Описанный метод обеспечивает возможность получения Парето-оптимального множества планов по критериям - значение суммарных потерь и величина минимальных потерь

Ключевые слова: проблема назначения, размерность задачи, минимаксный подход, комплексный критерий, Парето - оптимальное

множество планов

□-□

The effective decision method of minimax assignment problem is offered adapted for the task of high dimension. The described method is provided by receipt of Pareto-optimal set of plans on testes are a value of total losses and size of minimum losses

Keywords: assignment problem, dimension of task, minimax approach, complex test, Pareto-optimal set of plans ^_

УДК 519.85

МИНИМАКСНАЯ ПРОБЛЕМА НАЗНАЧЕНИЯ

О.В. Серая

Кандидат технических наук, доцент Кафедра экономической кибернетики и маркетингового менеджмента Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» ул. Фрунзе, 21, г. Харьков, 61002 Контактный тел.: 8 (057) 707-66-28 Е-mail: Seraya@kpi.kharkov.ua

1. Введение

Проблема назначения является частным случаем транспортной задачи линейного программирования с

булевыми переменными и формулируется следующим образом. Пусть необходимо выполнить п различных работ А1,А2,...,Ап . Имеется п исполнителей (агрегатов) В4,В2,...,ВП, которые с различной эффективностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.