УДК 656.13:658
Представлены основные научные взгляды по рассмотрению работы транспорта на городских, пригородных и междугородных перевозках. Рассмотрены подходы к организации этих перевозок, а также составлена взаимосвязь характеристик работы транспорта при организации перевозок.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОТЫ ТРАНСПОРТА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ГОРОДСКИХ И ПРИГОРОДНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ
А.Н. Горяинов
Кандидат технических наук, доцент кафедры* Контактный тел.: т.м.8 (067) 2579216, т.р. (057) 707-32-61
e-mail: goryainov@ukr.net
А.Н. Якубец
Магистрант кафедры* Контактный тел.:8-050-100-60-60 e-mail: alira.all@rambler.ru
*Кафедра транспортных систем и логистики факультета менеджмента Харьковская национальная академия городского хозяйства ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002
1. Введение
Характерными чертами функционирования транспорта в условиях рыночной экономики являются такие факторы, как новые экономические условия работы транспорта и потребителей его услуг, формирование рынка услуг транспорта, усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта[1]. Следует учитывать, что экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга. Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий уровень и возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе [2]. На сегодняшний день большое количество малых транспортных предприятий, которые осуществляют автотранспортные услуги в разных направлениях, как по городу, так и пригороду. Следовательно, анализ работы транспортного предприятия, с небольшим количеством транспортных средств при обслуживании клиентов, является актуальным.
2. Анализ последних достижений
Сегодня, большое внимание уделяется организации работы транспорта [2-4]. В основном, проанализированные источники затрагивают общие вопросы работы транспорта в логистической системе. В работе [4] рассматривается позиция анализа работы транспорта в логистической цепи с целью выбора оптимального маршрута и составление графиков движения груженых и порожних транспортных средств, что в свою очередь позволяет сократить транспортные расходы на 10-15%. Эффективность автомобильных перевозок грузов связанная с техническим усовершенствованием транспортного средства автомобильного транспорта и по-грузочно-разгрузочных средств рассматривается в [3]. Вопросы важности влияния грузового автомобиль-
ного транспорта на экономику страны и повышения конкурентоспособности автотранспорта на рынке транспортных услуг, отображены во [2]. В тоже время в литературе не нашли отображения вопросы совместимости планирования работы грузового транспорта на городских и пригородных маршрутах. В связи с этим, целесообразно исследовать вопросы связанные с определением характеристик работы транспорта при обслуживании городских и пригородных заказчиков.
3. Постановка задачи
Целью данной статьи является определение характеристик работы транспорта при обслуживании городских и пригородных заказчиков, используя статистические данные малого транспортного предприятия осуществляющего грузовые перевозки.
4. Результаты исследований
Грузовые автомобильные перевозки делятся на различные признаки [2-3]. Одним из которых является деление по территориальному признаку, который в свою очередь подразделяется на городские (в пределах города или населенного пункта), пригородные (за пределы населенного пункта до 50 км включительно), междугородные (за пределы города на расстояние свыше 50 км), международные (за пределы страны)[3].
В современной литературе по организации работы транспорта большое внимание уделяется описанию: основам грузовым автомобильным перевозкам; организации и технологии перевозки грузов и т.д. (табл.1). При этом практически не уделяется вопрос организации работы транспорта по территориальному признаку (городском, пригородном и междугородном сообщении). Многими авторами описываются технико-эксплуата-
уз
ционные показатели работы транспортных средств, однако ничего не сказано как меняются показатели при работе транспорта при выполнении городских, пригородных и междугородных перевозках.
Анализ работ авторов (см. табл.1) позволил составить сравнительную характеристику работы транспорта при выполнении городских, пригородных и междугородных перевозок (таб.2). Авторы отдельно выносят разделы в книгах по описанию работы транспорта на междугородных перевозках. А что касается пригородных перевозок, то этот вопрос не рассматривается. Существует только общее описание этих перевозок. В тоже время ряд показателей имеют количественную взаимосвязь между собой (например, себестоимость (рис.1)).
Таблицу 1 можно представить в виде рисунка, на котором наглядно видны совпадения и отличия между различными показателями работы транспорта при выполнении различных перевозок (рис.2).
В дальнейшем для восполнения отсутствующей информации проведем изучение рынка транспортных услуг г.Харькова. получение количественного описания характеристик работы транспорта при рассматриваемых перевозках возможно на основании статистических материалах реально действующего предприятия.
В качестве примера рассмотрим работу транспортного предприятия с небольшим количеством транспортных средств (малое транспортное предприятие). Владея статистической информацией можем сравнить работу транспорта. В распоряжении имеются следующие данные: количество заказов; пробег транспортного средства при выполнении заказа; доход от выполненного заказа; прибыль и зарплата водителя.
Для анализа были взяты данные нескольких месяцев работы предприятия, а именно с апреля по ноябрь 2006г. Все перевозки были поделены на городские, пригородные и междугородние на основании общего пробега каждой заявки. При разделении использовались такие диапазоны:
1. городские перевозки с общим пробегом до 50 км.;
2. пригородные от 50 до 100 км., междугородные от 100 и более(№1);
3. пригородные от 50 до 150км., междугородные от 150 и более(№2).
Согласно полученным данным были построены следующие графики представленные на рис. 3-7.
Сравнивая оба случая, можно увидеть, что существенной разницы между показателями работы транспорта не наблюдается. К примеру, за август месяц в первом случае (№1) количество заказов при выполнении междугородних перевозок составляет 39 заказов, а во втором случае (№2) 29, разница состоит в 10 заказах, а доход при этом колеблется всего лишь на 1/10, пробег еще меньше 1/20.
На основании обработанной данных предприятия был получен ряд зависимостей, в частности для городских перевозок:
Т = 0,159Рег + 0,487М + (1)
+0,022^ + 0,0^
L = 0,62^ + 5,58Т (2)
V = 0,95Рег + 1,46М +
+0,037^ + 0^ - 2,08 (3)
Таблица 1.
Качественные и количественные характеристики работы автомобильного транспорта при перевозки грузов.
Характеристики Автор
Работа водителя Александров Л.А., Воркут А.И., Горев А.Э.
Себестоимость перевозки груза Воркут А.И., Вельможин А.В., Горев А.Э., Ковалев В.П.
Маршрут движения транспортного средства Александров Л.А., Воркут А.И., Вельможин А.В., Гудков В.А., Горев А.Э.
Тариф на перевозку груза Воркут А.И., Вельможин А.В., Горев А.Э.
пробег Александров Л.А., Вельможин А.В., Гудков В.А., Горев А.Э., Ковалев В.П., Ходош М.С.
ТЭП скорость Александров Л.А., Гудков В.А., Ковалев В.П., Ходош М.С.
грузоподъемность Александров Л.А., Воркут А.И., Вельможин А.В., Гудков В.А., Ковалев В.П., Ванчукевич В.Ф., Ходош М.С.
Таблица 2.
Сравнение характеристик работ транспорта при выполнении городских, пригородных и междугородных перевозок груза.
Характеристики Перевозки
городские пригородные междугородные
Грузоподъемность транспортного средства До 2т. и выше Не представлены в литературе Используются автомобили и автопоезда большой и особо большой, при особых условия малой и средней грузоподъемностью
Маршруты перевозок грузов Все виды маршрутов Не представлены в литературе Все виды маршрутов. Движение автомобилей организовывается по сквозному и участковому методах
Работа водителей на маршруте Не более 10ч. Не представлены в литературе Не более 12ч. 15мин. отдых после первых 3ч., затем через каждых 2ч
Себестоимость автомобильных перевозок Зависит от грузоподъемности, технической скорости транспортного средства и длины груженной ездки
Пробег транспортного средства Диапазон не определен Не представлены в литературе Более 50км от города и далее
Эксплутаци-онная скорость Зависит от расстояния перевозок грузов и времени в наряде транспортного средства
Тарифы на перевозку грузов Повременные, сдельные Не представлены в литературе Покилометровые, сдельные
0,7"
ч 0,6-
§0,4" §0,3-§ 0,2" ^0,1" 0"
у
0,7"
0,6
Л 0,5
О 0,4
х 0,3
о О 0,2
\о 0,1
О 0
>
5 10 15 20 25 30 Длина ездкис грузом, км
2 4 6 8 10 Грузоподъемность, т
12
а) б)
Рисунок 1. Зависимость себестоимости транспортирования от изменения: а — грузоподъемности автомобиля; б — длины ездки с грузом.
Характеристики
Грузоподъемность
транспортного _средства_
Маршруты перевозок грузов
Работаводителей на маршруте
Себестоимость автомобильных перевозок
Пробег транспортного средства
Эксплутационная _скорость_
Тарифы на перевозку грузов
городские
Перевозки
пригородные
междугородние
1ШШШШ
IIIIII11 - показателисовпадают; ■-1Д-1Д-1 - показателине совпадают;
- показатели совпадают частично;
■:■:■:■:■! - показатели отсутствуют. Рисунок 2. Сравнение характеристик работы транспорта при организации
перевозок.
Ч 20 О
где Т - количество часов работы на заказе транспортным средством, ч;
Per - период работы предприятия, месяц;
М - водитель выполняющий заказ;
L - пробег автомобиля при выполнении заказа, км;
KL - клиент транспортного предприятия;
V - эксплутационная скорость автомобиля, км/ч.
5. Выводы
1. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что показатели работы транспорта зависят от количества выполненных заказов.
2. Полученные зависимости позволяют более корректно подходить к разделению маршрутов по видам, в частности на городские, пригородные и междугородные.
3. В дальнейшем следует более детально изучить вопросы работы транспорта на пригородных и междугородных перевозках.
36 36
□ город ■ пригор □ межгор
■ябрь октябрь ноябрь
Месяц выполнения заявки
I город □ пригор □ межгор Месяц выполнения заявки
№1 №2 Рисунок 3. Количество выполненных заказов водителями за месяц.
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь □ город ■ пригор □ межгор Месяц выполнения заявки
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
■ город □ пригори межгор Месяц выполнения заявки
№1 №2 Рисунок 4. Полученный доход предприятием за выполнение всех заказов.
16000 Л 14000 12000
2 10000
ю
К 8000 а
с 6000 4000 2000 0
14250,8 14335,45
ш
2031 13
JÜ
154
дл
л
3538,5
Ш
427401
16000 М4000 12000 10000
К
& 8000 С
6000
4000 -| 2964 2000 0
14127,65 14232,7
13148,45
10191,57
ш
JÜ
~|р
9975,95
3017,5 298!
£
4755 2643,
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
□ город ■ пригор □ межгор Месяц выполнения заявки
№1
апрель май
июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
■ город □ пригор ■ межгор Месяц выполнения заявки
№2
Рисунок 5. Полученная прибыль предприятием за выполнение всех заказов.
25000
|
20000
VD О
I& 15000 -10000 5000 0
77: 852
1427
800
155 971
1701 841
1641 929
58^—
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
□ город И пригор □ межгор Месяц выполнения заявки
№1
июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
I город □ пригород □ межгород Месяц выполнения заявки
№2
Рисунок 6. Общий пробег транспортных средств при выполнении заказов.
4000
и 3500 -
fr3000 -
'S 2500 -Ч i
¡5 2000 -
к
«1500 -" 1000 -.„390 н 692
2 500 - П_
л
1150 107
1351520
ш
щ 3500 -
fr ,3000 -
2323 | 2500 -
S 2000 -
9
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
□ город ■ пригор □ межгор Месяц выполнения заявки
g1500 -л 1000 -Ü 500 I 0 £
745
692 _
л5
146 115
1180 J05
2581
2033
13515650 1470
и
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
■ город □ пригор □ межгор Месяц выполнения заявки
№1 №2 Рисунок 7. Зарплата водителей за выполненные заказы (№1 и №2 условные обозначения диапазонов).
Литература:
1. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Под ред. Л.Б. Миротина. - М.: Юристь, 2002.
- 414 с.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
3. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Грузовые автомобильные перевозки:. - М.: Горячая линия - Телеком,
2006 - 560 с.
4. Логистика: Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 220 с.