РАЗДЕЛ I
ТРАНСПОРТ. ТРАНСПОРТНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
УДК 656.13
ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ДО 1991 ГОДА
Ю. А. Ешкова, Е. Е. Витвицкий
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Россия, г. Омск
Аннотация. Статья посвящена обзору практики перевозок грузов в городах и подготовки водителей транспортных средств до 1991 года. Сложилась двухступенчатая система подготовки водителей, сначала будущие водители в учебных организациях, после успешного освоения программы, получали удостоверение на право управлениям транспортным средством, а затем проходили стажировку по основному месту работу, обучаясь перевозке конкретного груза на маршруте. Практика перевозок грузов в городах и подготовки водителей транспортных средств до 1991 года обладает существенными особенностями и отличиями от настоящего времени, это не позволяет решать вышеназванную проблему путем переноса имевшихся квалификационных норм и требований.
Ключевые слова: перевозка грузов в городах, система подготовки водителей грузовых автомобилей, должностные квалификационные характеристики.
Введение
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., прогнозируется рост объемов перевозок грузов автотранспортом, а значит, увеличится количество предприятий и спрос на квалифицированный водительский персонал будет так же расти, на сегодняшний момент, наблюдается дефицит профессиональных водителей, осуществляющих перевозку грузов [1, 2, 3 и др.]. Для решения этой проблемы глава ГИБДД РФ В. И. Нилов предлагает [2] максимально приблизить современные стандарты подготовки водителей к советским, так как в них содержалось большое количество необходимых норм и требований, которым водителям приходилось
следовать. Вышеизложенное обусловило необходимость рассмотрения практики перевозок грузов автомобилями до 1991 года.
Особенности практики перевозок грузов и подготовки водителей транспортных средств
Автотранспортное предприятие (АТП) являлось первичным звеном автомобильного транспорта, созданным с целью выполнения перевозок. Главная задача АТП, состояла во всемерном удовлетворение потребностей
народного хозяйства и граждан в перевозках грузов с высоким качеством и минимальными затратами.
«Цель управлением автомобильным транспортом - организация и направление совместных усилий коллективов
автотранспортных предприятий и
организаций на достижение наиболее эффективных результатов труда,
обеспечение выполнение заданных объемов перевозок в установленный срок по всей обслуживаемой клиентуре и утвержденной номенклатуре грузов» [4].
В зависимости от подчинённости АТП в СССР подразделялись на общего пользования и ведомственные. АТП общего пользования находились в ведении министерств автомобильного транспорта союзных республик [5]. Основной задачей АТП общего пользования являлось осуществление централизованных перевозок грузов в городах для промышленных предприятий, строек, снабженческих, торгующих и транспортно-экспедиционных организаций [6].
«Ведомственные АТП перевозили грузы предприятий или групп предприятий соответствующего министерства или ведомства. Они обслуживали транспортными
средствами конкретные промышленные, сельскохозяйственные или строительные предприятия (главным образом
внутрипромышленные и технологические перевозки грузов) и кооперировали свою работу с АТП общего пользования [5]».
Внутри АТП создавались автоколонны. Основной тип АТП - комплексное, осуществляющие перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, снабжение
необходимыми эксплуатационными
материалами. Комплектование АТП транспортными средствами государством осуществлялось по назначению.
В ОНТП 01-86 «Общесоюзные нормы технологического проектирования
предприятий автомобильного транспорта», указанно, что АТП менее 50 транспортных средств создавались в исключительных случаях, при крайней необходимости, следовательно, большинство предприятий было более 50 транспортных средств. В постановлении [7] сообщалось о ликвидации мелких нерентабельных предприятий с целью повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок.
При численности свыше 50 автотранспортных средств на АТП появляются структурные подразделения и должности, выполняющие следующие функции [8]: общее руководство; технико-экономическое планирование; организация труда и заработной платы; бухгалтерский учет и финансовая деятельность; материально-техническое снабжение;
комплектование и подготовка кадров; общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание; эксплуатационная служба (отдел эксплуатации, отдел безопасности движения); производственно-техническая служба (управление ремонтно-
обслуживающими и вспомогательными процессами); контрольно-ревизорская
служба. Это обуславливало четкое разделение функций и наличие компетентных специалистов для обеспечения организации и управления перевозками.
Основным методом работы АТП являлись централизованные перевозки грузов. Грузоотправители и грузополучатели были обязаны повсеместно содействовать развитию централизованных перевозок грузов [4]. Существовала система закрепления потребителей за поставщиками. Это позволяло формировать парки подвижного состава АТП с учетом
государственных интересов, при этом клиентура оставалась постоянной, многие АТП имели в своем составе военизированные колонны.
«...В процессе перевозки осуществлялась доставка грузов, которыми на транспорте называются все предметы с момента их перевозки до момента сдачи грузополучателю. Объектом труда на автомобильном транспорте служит груз, который различается по физическим свойствам, родом упаковки и т.п. Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузо-разгрузочных работ и т.д. ...» [5].
Грузы перевозят водители, от уровня их квалификации, компетентности зависит система организации и управления перевозками. Как отмечает М.С. Ходош, особое внимание при централизованных перевозках стоит уделять инструктажу водителя, так как кроме своих непосредственных обязанностей, он выполняет обязанности экспедитора [5]. Исходя из вышеизложенного рассмотрим более подробно практику подготовки шоферов. В СССР подготовка шоферов сложилась в 2 - х ступенчатую систему:
- в учебной организации, для сдачи квалификационного экзамена на получения удостоверения на право управления транспортным средством разных категории;
- на АТП, для стажировки на маршрутах перевозок конкретных грузов в конкретных условиях эксплуатации.
На АТП существовала практика поощрения труда водителей грузовых автомобилей. Система стимулирования шоферов вводилась в целях усиления заинтересованности водителей грузовых автомобилей в повышении эффективности использования подвижного состава, росте производительности труда, сокращения эксплуатационных затрат, улучшения качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, ликвидации приписок, экономии и сохранности горюче-смазочных материалов [9].
В соответствии с Приказом Министра от 18.05.83 N 43-ДСП [10], во всех АТП приступали к массовому практическому обучению по совершенствованию профессионального мастерства водителей автобусов, грузовых и легковых автомобилей, по программам и методикам,
разработанным НИИАТ. На каждом АТП создавалась подсистема обучения и стажировки вновь принятых на работу водителей, а так же проводился инструктаж водителей и проверка их знаний по правилам дорожного движения. Обучение водителей проводилось независимо от стажа их работы и квалификации на всех предприятиях. Обязательным условием допуска работника к самостоятельной деятельности на предприятии, являлось прохождение инструктажей, соответствующей стажировки и проверки знаний [11]. Учебные группы были скомплектованы с учетом типа транспортных средств предприятия, его назначения и характера осуществляемых перевозок.
Согласно пункту 3.5 [11] водители, как при приеме на работу, так и при переводе с одной марки транспортного средства на другую должны были пройти обязательную стажировку. Цель стажировки - повышение мастерства вождения, культуры и безопасности перевозок пассажиров и грузов. Стажирование водителей производилось под
руководством_опытных_водителей-
наставников и на тех марках транспортных средств, на которых приходилось работать в дальнейшем. По окончании стажировки заполнялся листок прохождения стажировки и выдавалось заключение о возможности допуска к самостоятельной работе. Согласно пункту 3.6 [11] на предприятии осуществлялась организация работы водителя-наставника (инструктор). Водитель-наставник (инструктор) назначался приказом руководителя предприятия в каждой автоколонне (отряде) из числа лучших водителей 1 - 2 класса, проработавших на предприятии не менее 5 лет, которые могли обеспечить обучение водителей
безаварийному вождению транспортных средств, Правилам дорожного движения, а также способных вести учетно-отчетную документацию по своему участку работы. Такая система дополнительной подготовки существовала на АТП. Однако водители поступали на работу, пройдя основную подготовку.
Согласно [13] в СССР подготовка и переподготовка (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств для отраслей народного хозяйства
осуществлялась только в учебных заведениях в зависимости от того, собирается водитель заниматься
профессиональной деятельностью или использовать автомобиль для личных нужд.
Пункт 5 данного положения [13] уточняет, что водители, впервые назначаемые для работы на автобусах и легковых таксомоторах, обязаны пройти в автомобильных хозяйствах стажировку в установленном порядке. Учебно-воспитательный процесс включал в себя теоретические и лабораторно-практические занятия, практическое обучение вождению автотранспортных средств и производственное обучение, и
осуществлялся с отрывом и без отрыва от производства.
Рассмотрим учебный план подготовки водителей категории «В» и «С» [3]. В качестве предметов изучались: Устройство автомобиля; Основы эксплуатации и техническое обслуживание автомобиля; Правила дорожного движения; Основы безопасности движения; Слесарные работы; Основы экономики труда и производства; Основы советского права; Изучение документов и решений партии и правительства; Гражданская оборона; Консультации; Экзамены; Квалификационные экзамены в ГАИ, всего 790 часов. Подготовка шоферов осуществлялась в рамках предмета «Основы эксплуатации и техническое обслуживание автомобиля», на который выделялось 222 часа, что составляет 28 % от общего количества часов на подготовку водителей.
Согласно тематическим планам и программе по предмету «Основы эксплуатации и техническое обслуживание автомобиля» [14] изучались: Подвижной состав автомобильного транспорта; Подготовка к работе на линии; Перевозка грузов и пассажиров; Правила технического содержания подвижного состава; Нормы расхода топлива и смазочных материалов; Диспетчерское руководство работой подвижного состава на лини; Охрана труда и правила техники безопасности на автомобильном транспорте; Дефекты и взносы деталей; Основные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; Диагностика технического состояния автомобилей; Техническое обслуживание двигателей систем охлаждения и смазки; Техническое обслуживание системы питания
карбюраторного двигателя; Техническое обслуживание системы питания дизеля; Техническое обслуживание приборов электрооборудования; Техническое
обслуживание трансмиссии и ходовой части автомобиля; Техническое обслуживание
рулевого управления; Техническое обслуживание тормозной системы; Техническое обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвала, кабины, кузова, грузовой платформы.
Жирным шрифтом выделены разделы, относящиеся к грузовым перевозкам, на которые отводилось 20 часов из 222, что составляет 9 %. Тогда получается, что из всей программы обучения на разделы по перевозке грузов в автошколе приходится 20 часов из 790, что составляет 2,53 %. За это время подготовить будущего шофера по правильному выполнению грузовых автомобильных перевозок весьма трудно. Вышеизложенное являлось одним из
оснований_организации_подсистемы
подготовки шоферов в АТП.
Учебные заведения (организации), которые осуществляли подготовку и переподготовку (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств, закреплялись в установленном порядке за базовыми предприятиями (организациями), тем самым обеспечивая
практикоориентированное обучение.
Согласно постановлению [15] были утверждены квалификационные
характеристики профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта. Выделялось три класса водителей.
Водитель автомобиля 3-й класса [15], характеристика выполняемых работ: управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С"; для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет; управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой
автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности; буксирование прицепов весом до 750 кг; заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; оформление путевых документов; проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию; сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по
возвращении с работы в автохозяйство; подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов; контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля; устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных
неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов. Из одиннадцати выше изложенных работ восемь (т.е. 72,7 %) относятся к перевозке грузов.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" и "С"; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения
технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
приемы оказания первой медицинской помощи.
Из тринадцати выше изложенных требований три позиции относятся к перевозке грузов, что составляет 23,2 % от требований к знаниям.
Водитель автомобиля 2-го класса.
Характеристика работ: управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенным к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е"; буксирование прицепов весом свыше 750 кг; устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов; выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; при обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с
использованием радиоустановки
остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", а при работе на автобусах-"Д" или "Д" и "Е", их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками; технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы
автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно - транспортных происшествиях; устройство касс, компостеров и радиоустановки.
Из двадцати выше изложенных требований восемь позиций относятся к перевозке грузов, что составляет 40 % от требований к знаниям.
Характеристика работ водителя автомобиля 1-го класса [15]: управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С", "Д" и "Е".
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного пользования подвижного состава; основные технико - эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия [15].
Из шести выше изложенных требований две позиции относятся к перевозке грузов, что составляет 33 % от должных требований к знаниям.
Установленная разница между знаниями по перевозке грузов, полученными в автошколе и требованиям по должности, является еще одним основанием организации подсистемы подготовки шоферов в АТП.
В России после 1991, как отмечают многие отечественные ученые и практики (д.т.н., профессор Л. Б. Миротин; А. В. Вельможин, В. А. Гудков, к.т.н. доцент А. В. Колик, академик РАН В. И. Маевский; А. Г. Будрин; профессор А. С. Пелих и другие) [6,16] произошли радикальные социально-экономические преобразования. Указанные изменения не могли не отразиться на автомобильном транспорте, и, как показали практические исследования, именно они отрицательно воздействовали на практику, в том числе, на систему подготовки водителей по перевозке грузов.
Заключение
Обзор состояния практики перевозок грузов автомобилями в городском сообщении до 1991 года показал, что, в рассмотренном периоде требования к подготовке водителей являются лишь частью от существовавшей подсистемы подготовки и аттестации шоферов, а также частью системы экономических взаимоотношений,
существовавших до 1991 года.
Рассмотренная проблема перевозок грузов автомобильным транспортом и подготовки водителей, обладает признаками
системы, а тогда решение также должно носить научный, системный характер, что препятствует решению вышеназванной проблемы в настоящее время путем переноса имевшихся квалификационных норм и требований.
Библиографический список
1. Чуков, В. И. Модернизация системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов / В. И. Чуков // Автотранспортное предприятие. - 2012. - №6. - С. 12-15.
2. Сергеев, А. В. Дорожная полиция хочет вернуться советские стандарты подготовки водителей [Электронный ресурс] / А. В. Сергеев // Автодень - 2012. - Режим доступа: http: //avtoday.su/avtonews_russia/.
3 Федоров, Д. С. Направление исследований профессионально важных качеств водителя как оператора в системе «Водитель - автомобиль -дорога - окружающая среда» / Д. С. Федорова, О. Ю. Смирнова // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - 2012. -Т. 2. - С. 393 - 398.
4. Воркут, А. И. Грузовые автомобильные перевозки / А. И. Воркут. - Киев: Вища школа. Головное издательство, 1986. - 447 с.
5. Ходош, М. С. Организация экономика и управление перевозками грузов автомобильным транспортном / M. С. Ходош, Б. А. Дасковский. - М.: Транспорт, 1989 - 287 с.: ил., табл.
6. Грузовые автомобильные перевозки / А. В. Вельможин [и др.]. - М.: Телеком, 2007 - 560 с.: ил.
7. О мерах по улучшению работы грузового автомобильного транспорта [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров РСФСР от 16.06.1958 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
8. О типовых структурах и нормативах численности инженерно-технических работников и служащих автотранспортных предприятий [Электронный ресурс]: письмо Мин. Автомобильного транспорта РСФСР от 11.08. 1975 г. № 304 - ц // Библиотека нормативных правовых актов СССР.
9. О дополнительных мерах по укомплектованию шоферами предприятий автомобильного транспорта [Электронный ресурс]: постановление Советов Министров СССР от 13.06.1969 // Библиотека нормативных правовых актов СССР.
10. О введении специальных программ и методических рекомендаций НИИАТА по совершенствованию профессионального мастерства водителей автомобилей [Электронный ресурс]: распоряжение Мин. Автомобильного транспорта РСФСР 13.09.1983. № 82 - ц. // Библиотека нормативно - правовых актов СССР.
11. Система организации и управления комплексом работ по обеспечению безопасности дорожного движения на транспорте нефтяной
промышленности [Электронный ресурс]: руководящий документ РД 39-22-637-81 Мин. Нефтяная промышленность от 08.12.1981 // Библиотека нормативно - правовых актов СССР.
12. О порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений [Электронный ресурс]: положение МВД СССР от 6 янв. 1987., № 6 // Библиотека нормативно - правовых актов СССР.
13. О порядке и сроках подготовки переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств [Электронный ресурс]: приказ Госпрофобра СССР, Минавтотранса РСФСР, ЦК ДОСААФ СССР от 24 мая 1985 г., N 96/48 / 304 // Библиотека нормативно - правовых актов СССР.
14. Шестопалов, К. С. Учебный план и программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С», и «В - С» / К. С. Шестопалов. - М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1984 - 94 с.
15. Об утверждении квалификационных характеристик профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта [Электронный ресурс]: постановление гос.комит. совет министров СССР от 17 августа 1976 г., № 235/18 // Библиотека нормативно - правовых актов СССР.
16. Организация коммерческой работы на автомобильном транспотре: учебник для специальностей «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» и «Экономика автомобильного транспорта» / Л. Б. Миротин [и др.]. - М.: Брандес, 1997. - 311 с.: ил.
THE PECULIARITIES OF THE TRUCKING'S PRACTICE AND TRAINING OF DRIVERS TILL 1991
J. A. Eshkova, E. E. Vitvitsky
Abstract. The article is devoted to review of the trucking's practice in cities and training of vehicle drivers till 1991. There was a double-stage system of drivers' training, first prospective drivers, in an educational institutions, obtained driving license after successful mastering of a program, then they passed intership at the main place of work, studying the shipment of a specific cargo on a route. The practice of cargo transportation in cities and training of vehicle drivers till 1991 has the essential peculiarities and differences from the present time; it doesn't allow solving problem by transferring available qualification standards and requirements.
Keywords: cargo transportation in cities, system of training of truck drivers, official qualification characteristics.
References
1. Chukov V. I. Modernizaciya sistemy nepreryvnoj professionalnoj podgotovki voditelej, osushhestvlyayushhix perevozku passazhirov i gruzov [Modernization of system of continuous vocational training of the drivers transporting passengers and
freights]. Avtotransportnoe predpriyatie, 2012, № 6, pp. 12-15.
2. Sergeev A. V. [The traffic police wants to return the Soviet standards of drivers's training]. Avtoden, 2012 (In Russ.) Available at: http://avtoday.su/avtonews russia/, svobodnyj.
3.Fedorov D. S., Smirnova Yu. Napravlenie issledovanij professionalno vazhnyx kachestv voditelya kak operatora v sisteme «voditel - avtomobil - doroga - okruzhayushhaya sreda» [The direction of researches of professionally important qualities of the driver as operator in "The Driver — the Car — the Road — Environment" system]. Modernizaciya i nauchnye issledovaniya v transportnom komplekse, 2012, № 2, pp. 393-398.
4.Vorkut A. I. Gruzovye avtomobilnye perevozki [Freight automobile transportation]. Kiev, Vysshaya shkola, 1986, 447 p.
5. Xodosh M. S., Daskovskij B. A., Organizaciya ekonomika i upravlenie perevozkami gruzov avtomobilnym transportnom [Organization economy and management of transportation of goods of the motor transport]. Moscow, Transport, 1989, 287 p.
6. Freight automobile transportation A. V. Velmozhin. Moscow, Telecom, 2007, 560 p.
7. [On measures for improving work of the cargo motor transport: Resolution of the Council of ministers of RSFSR from 16.06.1958]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
8. [On typical structures and standard numbers of engineers and employees of motor transport enterprises: letter of RSFSR Ministry of road transport and highways from 11.08.1975 No. 304]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
9. [On additional measures for completion by drivers of motor transport enterprises: Resolution of the Council of ministers of the USSR from 13.06.1969]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
10. [On introduction of special programs and methodical recommendations of Research and scientific institute of motor transport on improving professional skill of vehicle drivers: Decree of RSFSR Ministry of road transport and highways from 13.09.1983. № 82 - q.]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR, 1983, №82. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
11. [System of the organization and management of a complex of works on safety of road traffic on transport of oil industry: regulation document RD of 39-22-637-81 Min. Oil industry of 08.12.1981]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
12. [On procedure of admission of drivers to motor vehicle driving, taking examinations and issuance to citizens of driving licenses: statute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. 1987, № 6. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
13. About an order and terms of preparation of retraining (professional development) of drivers of vehicles : the order Gosprofobra SSSR, Minavtotrans of RSFSR, the Central Committee of DOSAAF of the USSR of May 24, 1985, N 96/48/304]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. Available at: http:// biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
14. Shestopalov K. S. Uchebnyj plan i programmy podgotovki voditelej transportnyx sredstv kategorii «B», «C», i «B-C» [The curriculum and programs of training of drivers of vehicles of category "B", "C", and "B-C]. Moscow, Dosaaf SSSR, 1984, 94 p.
15. [On approval of qualification characteristics of drivers of motor transport and city electric transport: decree of the USSR state committee of council of ministers from August 17, 1976, No. 235/18]. Biblioteka normativno-pravovyx aktov SSSR. Available at: http: // biblioteka normativno-pravovyx aktov sssr.
16. The organization of commercial work on the motor transport: The textbook for specialties "The Organization of Transportations and Management on the Motor Transport" and "Economy of the Motor Transport". Mirotin L. B. Moscow, 1997, 311 p.
Ешкова Юлия Андреевна (Россия, г. Омск) -аспирант кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте» Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (644080, Россия, г. Омск, пр. Мира 5, e -mail: julia_soul88@mail. ru).
Витвицкий Евгений Евгеньевич (Россия, г. Омск) - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация перевозок и управления на транспорте» Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (644080, Россия, г. Омск, пр. Мира 5, e -mail: kaf_oput@sibadi.org).
Eshkova J. A. (Russian Federation, Omsk) -graduate student "Organization and management of transport" The Siberian automobile and highway academy (SIBADI) (644080, Omsk, Mira Ave. 5, e -mail: julia_soul88@mail. ru).
Vitvitsky E. E. (Russian Federation, Omsk) - Ph. D. in Technical Sciences, Ass. Professor, The Siberian automobile and highway academy (SIBADI) (644080, Omsk, Mira Ave. 5, e - mail: kaf_oput@sibadi. org).