Научная статья на тему 'Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками'

Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
2122
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ / ПОМАШИННЫЕ ОТПРАВКИ / PLANNING / MOTOR TRANSPORTATION OF GOODS / VEHICLE-BY-VEHICLE DELIVERY / ECONOMIC AND MATHEMATICAL METHODS / METHODS OF SOLUTION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Мочалин Михаил Сергеевич, Шамис Виталий Александрович

Статья посвящена рассмотрению существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками. Планирование перевозок грузов и анализ работы транспортных средств в большинстве организаций ведутся на основе среднестатистических значений технико-эксплуатационных показателей. Установленные на основе опыта работы, они еще действуют, хотя и с погрешностями, в системах, функционирующих продолжительное время с устойчивым характером грузопотоков, но даже и в этих условиях использование указанного подхода приводит к неверному расчету потребности в ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Мочалин Михаил Сергеевич, Шамис Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

ДРТ 170129

УДК 656.07

Мочалин Михаил Сергеевич,

аспирант ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», г. Омск mochalin.ms@gmail.com

Шамис Виталий Александрович,

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «(Сибирский государственный

автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», г. Омск

Vitaliy1999@mail.ru

Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов

помашинными отправками*

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками. Планирование перевозок грузов и анализ работы транспортных средств в большинстве организаций ведутся на основе среднестатистических значений технико-эксплуатационных показателей. Установленные на основе опыта работы, они еще действуют, хотя и с погрешностями, в системах, функционирующих продолжительное время с устойчивым характером грузопотоков, но даже и в этих условиях использование указанного подхода приводит к неверному расчету потребности в ресурсах. Ключевые слова: планирование, перевозка грузов, помашинные отправки, экономико-математические методы, методы решения. Раздел: (04) экономика.

В современных условиях функционирования экономики страны возникла необходимость в точном определении производительности подвижного состава, точном расчете ресурсов для исполнения транспортного процесса, а в итоге - в определении величины издержек, которые должно понести автотранспортное предприятие (АТП) на осуществление доставки грузов. Только с учетом этого возможно достоверное обоснование договорной цены при обслуживании клиентуры.

Одним из современных направлений рационального использования ресурсов (моторесурса, топлива, шин, производственно-технической базы и др.) является оптимизация планирования перевозок грузов с применением методов линейного программирования, и в частности в случае проектирования рациональных или оптимальных маршрутов с помощью экономико-математических методов (ЭММ) [1].

Однако в практической деятельности автотранспортных предприятий наблюдается сдерживание в применении указанных методов в вопросе использования их для планирования перевозок грузов. Одна из главных причин этого - имеющееся несоответствие между ожидаемой и действительной величиной эффективности, получаемой в результате решения задач маршрутизации перевозок экономико-математическими методами. При проведении оптимизации с целью сокращения непроизводительных пробегов, сокращения затрат и снижения себестоимости при составлении

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Омской области в рамках научного проекта № 16-12-55016.

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

оперативного плана перевозок грузов в результате его исполнения получается большое расхождение плановой величины и фактической [2, 3].

Ученые Московского института управления и работники Главмосавтотранса еще в 60-е гг. XX в. столкнулись с явлением, что расхождение между расчетным и фактическим эффектом достигает пятидесяти и более процентов [4]. Причины, которыми ученые пытались это объяснить, на поверку оказались несостоятельными.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость в проведении исследований с целью выявления действительных причин отклонения расчетной величины (план) от фактической и построения методики расшифровки результатов решения задач маршрутизации перевозок грузов помашинными отправками, адекватной тем процессам, которые протекают при фактической работе автотранспорта.

В соответствии с классификацией автотранспортных систем доставки грузов помашинными отправками [5-7] к системам нижнего уровня (уровень маршрутов) относятся микро-, особо малые, малые и средние системы.

Функционирование элементов, составляющих данные системы, представляет собой взаимосвязанную последовательность выполнения операций, связанных с транспортными, погрузочными и разгрузочными работами с использованием современных концепций и методов.

Приведенный краткий обзор научных работ в области теории грузовых автомобильных перевозок и направлений повышения эффективности работы автомобильного транспорта позволил констатировать, что за последнее время в теории транспортного процесса разработаны положения автотранспортных систем и математические модели описания их функционирования, заложившие основу для совершенствования системы планирования массовых грузовых автомобильных перевозок, в том числе и при доставке грузов на строительные объекты.

Из обзора работ, посвященных оптимизации транспортных процессов, следует, что в настоящее время имеется множество моделей и алгоритмов, позволяющих эффективно решать, в совокупности с моделями описания функционирования АТС, задачи по оптимальному планированию перевозок строительных грузов. Но несмотря на достигнутые в теории успехи до сих пор все еще остается не решенной проблема, почему расчетный эффект от применения ЭММ отличается от фактического, получаемого на практике. Это послужило обоснованием необходимости рассмотрения существующих методов решения оптимизационных задач планирования перевозок грузов.

В настоящее время для получения оптимального решения таких задач планирования грузовых автомобильных перевозок, как

- задача о кратчайшем расстоянии;

- закрепление потребителей за поставщиками транспортной однородной продукции с целью минимизации транспортных затрат;

- размещение различных типов и марок автомобилей по маршрутам с целью минимизации суммарных нулевых пробегов подвижного состава;

- маршрутизация перевозок грузов («увязка ездок») для обеспечения минимального порожнего пробега;

- расчет графиков работы автотранспорта с целью максимального использования рабочего времени и т. п.;

используются различные экономико-математические методы.

В основе применения данных методов в теории и практике планирования лежат математические модели вышеперечисленных задач и алгоритмы их оптимального решения.

Первые работы в нашей стране по применению экономико-математических методов в промышленности появились в 30-е гг. в работах академика Л. В. Канторовича, в

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

которых решались задачи составления производственной программы с максимально возможной загрузкой оборудования, наилучшего использования ресурсов [8], рационального раскроя промышленных материалов [9], отыскания кратчайшего расстояния в порядке их возрастания с помощью реализации метода Дейкстры-Минты [10].

В 1956 г. в трудах В. А. Иларионова [11] разработанные Л. В. Канторовичем математические методы [12] были применены в оперативном планировании грузовых автомобильных перевозок на примере решения задачи распределения подвижного состава по маршрутам перевозок.

Используя идеи и методы линейного программирования, А. П. Александров, А. Л. Лурье, Ю. А. Олейник [13] решили в 1959 г. на ЭВМ задачу закрепления 209 потребителей песка за восемью причалами г. Москвы. Решение данной задачи показало, что величину транспортной работы можно снизить на 11,3%.

Впервые решения задачи рациональной маршрутизации были опубликованы в работах Ю. А. Олейника-Овода [14, 15], в которых было предложено решение на основе плана-заявки и полученного в результате оптимального решения транспортной задачи методом условно-оптимальных планов плана порожних ездок комбинаторной задачи построения кольцевых маршрутов.

В работах Б. Л. Геронимуса [16-19] предложено решение задачи маршрутизации перевозок грузов методом таблиц связей (ТС). Однако данный метод обладает рядом недостатков, которые ограничивают сферу его практического применения. Одним из таких недостатков является некоторое количество маршрутов, содержащее большое число звеньев и имеющее большую длину, которые трудно или порой невозможно реализовать на практике. Все это приводит к корректировке полученного плана, а в конечном итоге может оказаться, что откорректированный план хуже того, который можно построить интуитивно, без предварительной оптимизации. Такой пример приведен в работе [20].

Для облегчения применения на практике решения задачи маршрутизации Д. А. Белов и В.А. Бобарыкин сформулировали усовершенствованное решение комбинаторной задачи методом таблиц связей без использования ЭВМ [21-28].

В. А. Бобарыкиным предложен метод совмещенных планов, суть которого заключалась в совмещении плана-заявки и перевозки грузов и оптимального плана возврата порожних автомобилей. Получение совмещенной матрицы позволяло осуществлять последовательный выбор маятниковых и кольцевых маршрутов, начиная с маршрутов с минимальным количеством звеньев. Решение данным методом позволяло разрывать и замыкать по нулевому или максимальному потенциалу неприемлемые практикой протяженные кольцевые маршруты.

Н. Г. Денисюком [29] была построена, с учетом всего предшествующего опыта развития данной схемы маршрутизации, эвристическая процедура решения, которая была реализована на ЭВМ и нашла практическое применение [30]. Существует уже большое количество эвристических процедур решения задач с помашинными отправками груза. Описание некоторых из них можно найти в работах [31, 32].

В работах С. А. Панова [33-36] приводится метод решения задачи маршрутизации с заданными параметрами, учитывающими ограничения времени в наряде, времени простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой, среднюю техническую скорость, а также заданную величину коэффициента использования пробега (в) с учетом нулевых пробегов.

На 1-м этапе строятся комбинации маршрутов с заданным количеством пунктов погрузки (ограничение по звенности маршрутов), параллельно производится построение матрицы оценочных коэффициентов:

Щ = ЮМ + /ОБ) - /В/А/.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

Оценочный коэффициент рассчитывается как разность между суммой расстояния от АТП до начального пункта погрузки на маршруте ЮАЬ и от конечного пункта разгрузки на маршруте до АТП ЮВ/ и расстоянием от конечного пункта разгрузки до начального пункта погрузки №у'Аг Таким образом производится привязка будущих маршрутов к АТП.

На 2-м этапе строится симметричная квадратная матрица, размерность которой зависит от количества загруженных клеток плана-заявки, за исключением ТС, которые не вошли в комбинации маршрутов. Данная транспортная задача решается известными методами линейного программирования по критерию максимума транспортной работы.

В работе [37] автором разработан метод комплексного решения задачи маршрутизации по критерию минимума порожних и нулевых пробегов с грузом. Приведена экономическая оценка применения данного метода.

Причина ограниченного применения данных подходов к планированию грузовых автомобильных перевозок связана с большой размерностью матрицы, решение затруднительно при наличии большого количества грузовых пунктов. Более того, оперативное закрепление потребителей за поставщиками в большей степени зависит от сложившихся договорных условий поставки грузов, нежели от пробегов автомобилей.

Методика минимизации нулевых пробегов при решении оптимальной задачи предложена В. А. Бобарыкиным [38-43], которая состоит из предварительного расчета таблицы оценочных параметров, в которой в качестве показателя критерия используются оценочные параметры, и затем решения оптимальной задачи закрепления маршрутов за АТП методом МОДИ. Однако при количестве АТП p, постов погрузки п и разгрузки m количество оценочных параметров будет равно p*m*n. Таким образом, трудоемкость решения задачи очень большая, а использование таких таблиц в сменно-суточном планировании почти невозможно.

Усовершенствованное решение данной задачи приведено А. Г. Заставнюком в работе [44], в котором предложено при сменно-суточном планировании рассчитывать оценочные критерии при решении задачи маршрутизации, разбив весь массив информации на три части: m*n; p*m; p*n, что позволяет значительно снизить объем информации.

В. Д. Хрусталев в работах [45, 46] предложил алгоритм решения задачи маршрутизации по принципу направленного пробега с использованием метода, разработанного К. В. Кимом [47]. Перебор осуществляется по величине в, в результате чего отбираются приемлемые кольцевые маршруты, а по остаткам объемов, не вошедших в них, строятся маятниковые маршруты.

В середине 70-х гг. была разработана автоматизированная информационно-планирующая система построения автомобильных маршрутов искусственным разумом «ПАМИР» для осуществления планирования грузовых помашинных перевозок однородных грузов [48], основанная на данном подходе. С помощью этой системы диспетчер может составить план в широком диапазоне разделения функций человека и машины.

Е. В. Воеводиным в работах [49-51] предложен эвристический подход к решению задачи маршрутизации. Он заключается в создании библиотеки стандартных маршрутов, которые наиболее часто приходится строить при ежедневном планировании. Полученный план сверяется с библиотекой для поиска в ней готовых (уже известных) маршрутов, после чего производится дальнейшее построение маршрутов, которые, в свою очередь, могут пополнить библиотеку.

Ю. Н. Кузнецовым и В. И. Кузубовым предложен метод оперативной корректировки маршрутов. Он заключается в сохранении маршрутов предыдущего плана и, согласно плану-заявке, их корректировке, причем изменения в плане могут быть связаны с изменением как объемов перевозок, так и поставщиков и потребителей.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

Комплексная постановка задачи в виде линейной систематизационной модели перевозок грузов предложена в работе [52]. Комплексность заключается в решении задачи по единому критерию систематизации перевозочного процесса. Основная трудность реализации модели в том, что число возможных маршрутов может достичь десятков и сотен, что не позволяет выразить матрицу ограничений в явном виде.

В работе [53] предложена методика, которая предусматривает по составленному исходящему плану перевозок решать общую задачу на минимум порожнего пробега. В данной методике предложен комбинированный прием использования модифицированного симплексного метода с методом динамического программирования, реализация которого предусматривает распределение подвижного состава совместно с построением маршрутов.

Применение симплекс-метода в планировании работы подвижного состава при выводе грузов с железнодорожных станций предложено в работе [54], а в работе А. П. Колибабчук рассматривается вопрос влияния типа грузоподъемности подвижного состава на эффективность перевозочного процесса.

Применяемые на практике эвристические методы решения задач планирования работы технологического транспорта изложены в работах Л. Н. Добрынина [55] (система «СПРУТ»), Л. В. Царфина и И. М. Блиха [56, 57], Е. В. Воеводина [58-60], Д. М. Орлова [61] и др.

В работе [62] дается оценка всем известным эвристическим методам, с которой нельзя не согласиться: «Все известные эвристические схемы нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании, поскольку они не в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к решению задач на практике.

Развитие должно идти: 1) по линии использования знания о существе некоторых точных методов решения, которые еще не могут быть поставлены на ЭВМ; 2) формулировки и решения точными методами некоторых задач, промежуточных по отношению к исходной; 3) формализации и перенесения в машинную среду накопленного в процессе ручного планирования опыта принятия решений» [63, 64].

Среди монографий, специально посвященных транспортной задаче, следует отметить работы Е. Г. Гольштейна и Д. Б. Юдина [65], а также книгу Е. П. Нестерова и др.

В настоящее время известны различные методы решения транспортной задачи, позволяющие получить оптимальное решение. Однако до сих пор не были проведены исследования эффективности последующих результатов от применения различных методов ее решения. Более того, появление равнопотенциальных клеток оптимального плана позволяет получить альтернативные решения с точки зрения выбранного критерия, которые, в свою очередь, как правило, при дальнейшем решении становятся не равноценными друг другу.

Таким образом, выполненный анализ позволяет утверждать, что объектом научных исследований рассмотренных работ является АТП, однако формирование выработки и дохода складывается первоначально в транспортной системе доставки грузов, где работают автомобили АТП. Именно здесь транспортный процесс нуждается в четком регулировании последовательности исполнения операций для исключения необоснованных материальных и временных затрат; классическая теория грузовых автомобильных перевозок описывает функционирование автомобилей по маршрутам на примере одного автомобиля, работающего на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом.

Р» 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ссылки на источники

1. Олейник-Овод Ю. А. Разработка математических методов планирования перевозок и внедрение их в практику работы автомобильного транспорта (на примере г. Москвы): доклад о содержании совокупности опубликованных и выполненных работ. - М., 1965. - 24 с.

2. Мочалин С. М. Методика планирования и анализа функционирования средних транспортных систем доставки грузов: дис. ... канд. техн. наук. - М., 1998.

3. Мочалин С. М. Определение сфер рационального использования подвижного состава в простых средних системах доставки грузов // Инф. лист № 26-99. - Омский ЦНТИ, 1999. - 4 с.

4. Кожин А. П., Козлова Н. А. Оценка экономической эффективности решения задач планирования грузовых автомобильных перевозок автоматизированным способом // Пути повышения эффективности использования грузового автомобильного транспорта: тез. докл. Всесоюз. науч.-произв. конф. - Курган, 1979. - 203 с.

5. Миротин Л. Б., Николин В. И., Ташбаев Ы. Э. Транспортная логистика: учеб. для вузов / МАДИ, СибАДИ. - Омск, 1994. - 236 с.

6. Николин В. И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. - М.: Транспорт, 1990. -191 с.

7. Николин В. И., Мочалин С. М., Витвицкий Е. Е., Николин И. В. Проектирование автотранспортных систем доставки грузов. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. - 187 с.

8. Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 344 с.

9. Канторович Л. В., Гавузши М. К. Применение математических методов в вопросах анализа грузопотоков // Проблемы повышения эффективности работы транспорта. - М.: Изд-во АН СССР, 1949. - С. 110-138.

10. Канторович Л. В., Залгаллер В. А. Расчет рационального раскроя промышленных материалов. -Новосибирск: Наука, 1971. - 300 с.

11. Иларионов В. А. Эксплуатационные свойства автомобиля. - М.: Машиностроение, 1966. - 280 с.

12. Канторович Л. В. О транслокации масс: доклад АПСАР. - 1942. - Т. 37. - С. 99.

13. Александров А. П., Лурье А. Л., Олейник Ю. А. Применение электроники вычислительных машин в оперативном планировании // Автомобильный транспорт. - 1959. - № 6. - С. 31-35.

14. Методическое руководство по применению математического метода в оперативном планировании грузовых автомобильных перевозок в городах. - М.: Автотрансиздат, 1961. - 56 с.

15. Олейник-Овод Ю. А. Указ. соч.

16. Воеводин Е. В. Программа маршрутизации № 1 (ЭУВМ Урал - 14) // Стандартные программы: сб. / ЦЭПИ АПСССР. - М., 1968. - Вып. 12. - С. 3-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Геронимус Б. Л. Математические методы планирования грузовых автомобильных перевозок. - М.: Транспорт, 1972. - 108 с.

18. Геронимус Б. Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1982. - 192 с.

19. Геронимус Б. Л., Царфин Л. В. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1988. - 192 с.

20. Житков В. А., Ким К. В. Методы оперативного планирования грузовых автомобильных перевозок. -М.: Транспорт, 1982. - 184 с.

21. Белов Д. А. Современные методы маршрутизации автомобильных перевозок массовых грузов (увязка ездок) // Опыт выбора рациональных маршрутов перевозок грузов автомобильным транспортом: сб. ст. - М.: Стройиздат,1965.

22. Белов Д. А., Бобарыкин В. А. Маршрутизация автомобильных перевозок. - М.: «Транспорт»,1965.

23. Бобарыкин В. А. Оптимальное сменно-суточное планирование грузовых автомобильных перевозок. - М.: Транспорт, 1968.

24. Бобарыкин В. А. Итоги разработки и проверки в производственных условиях модели сменно-суточного планирования работы грузовых автомобилей в Ленинграде // АСУ на автомобильном транспорте: сб. док. - М., 1968.

25. Бобарыкин В. А. Исследование особенностей и разработка методики оптимального сменно-суточного планирования автомобильных перевозок грузов в городах: автореф. дис. / ЛГУ. - Л., 1965.

26. Бобарыкин В. А. Математический метод маршрутизации перевозок при заданной очередности ездок с грузом // Автодорожник Украины. - 1966. - № 3.

27. Бобарыкин В. А. Алгоритм решения задачи маршрутизации перевозок промышленных и торговых грузов // Постановка и решение задач на ЭВМ в области автомобильного транспорта: сб. докл. -М.: ОНТИприбор, 1966.

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

" 1 научно-методический электронный журнал

28. Бобарыкин В. А. Математическое решение комплексной задачи на минимум нулевых и холостых пробегов // Автомобильный транспорт. - 1964. - № 1.

29. Денисюк Н. Г., Заставнюк А. Г. Оперативное планирование на ЭУВМ рациональной работы автомобильного транспорта перевозке зерна и сахарной свеклы // Автодорожник Украины. - Киев. -1968. - № 2.

30. Денисюк Н. Г. Исследования методов маршрутизации автомобильных перевозок грузов и разработка алгоритмов для автоматизации автомобильного планирования: канд. дис. - Киев, 1972. - 150 с.

31. Бобарыкин В. А. Оптимальное сменно-суточное планирование грузовых автомобильных перевозок.

32. Заставнюк А. Г. Оптимальное закрепление маршрутов за автопарками с помощью ЭВМ // Автодорожник Украины. - 1968. - № 4.

33. Панов С. А. Применение электронных цифровых вычислительных машин в организации перевозок массовых строительных грузов: автореф. дис. ... канд. наук. - М., 1964. - 25 с.

34. Панов С. А. Маршрутизация с заданными параметрами: статья доклада «Опыт выбора рациональных маршрутов перевозок грузов автомобильным транспортом». - М.: Стройиздат, 1965.

35. Панов С. А. Совершенствование перевозок на автомобильном транспорте. - М.: Наука, 1973. - 152 с.

36. Панов С. А. Задача минимизации общего пробега автомобилей // Автодорожник Украины. - Киев. -1966. - № 3.

37. Грозев Г. Д. Оптимальное планирование перевозок массовых грузов автомобильным транспортом: автореферат на соискание ученой степени. - М.: МГУ, 1968.

38. Белов Д. А., Бобарыкин В. А. Указ. соч.

39. Бобарыкин В. А. Исследование особенностей и разработка методики оптимального сменно-суточного планирования автомобильных перевозок грузов в городах.

40. Бобарыкин В. А. Алгоритм решения задачи маршрутизации перевозок промышленных и торговых грузов.

41. Бобарыкин В. А. Новая методика оптимального прикрепления маршрутов к автохозяйствам // Автодорожник Украины. - Киев. - 1969. - № 1.

42. Воеводин Е. В. Маршрутизация перевозок грузов для нескольких моделей автомобилей // Постановка и решение задач на ЭВМ в области автомобильного транспорта: сб. докл. - М.: ОНТИприбор, 1966.

43. Воеводин Е. В., Хрусталев В. Д. Алгоритм решения задач маршрутизации перевозок массовых грузов // АСУ на автотранспорте: сб. докл. - М., 1968.

44. Заставнюк А. Г. Указ. соч.

45. Хрусталев В. Д. Алгоритм программы маршрутизации перевозок нерудных материалов // Постановка и решение задач на ЭВМ в области автомобильного транспорта: сб. докл. - М.: ОНТИприбор, 1966.

46. Хрусталев В. Д., Парамонов А. В. Применение эвристических алгоритмов решения задач оперативного планирования в диалоговой рекламе // Разработка и использование программных средств для информационных систем: сб. - М., 1979. - С. 89-100.

47. Ким К. В. Задача отыскания оптимальных маршрутов. Экономико-математические методы. - М.: Наука, 1965. - Т. 5.

48. Ким К. В., Панов С. А. Линейная модель оптимизации перевозок грузов автотранспортом // Постановка и решение задач на ЭВМ в области автомобильного транспорта: сб. докл. - М.: ОНТИприбор, 1966.

49. Воеводин Е. В. Маршрутизация перевозок грузов для нескольких моделей автомобилей.

50. Воеводин Е. В., Хрусталев В. Д. Указ. соч.

51. Воеводин Е. В. Программа маршрутизации № 1 (ЭУВМ Урал - 14).

52. Ким К. В., Панов С. А. Указ. соч.

53. Грозев Г. Д. Указ. соч.

54. Проблемы путевого листа // Автомобильный транспорт. - 1964. - № 12.

55. Добрынин Л. Н. Организация обеспечения строительных объемов раствором (бетоном): метод. рек. - М.: ЦПИИОМТП, 1969. - 56 с.

56. Специальное математическое обеспечение ЭВМ «Урал - 14». Вып. 4. - Л., 1973. - 283 с.

57. Царфин Л. В. Модели оптимизации перевозок грузов по часовым графикам // Экономика и математические методы. -1971. - Вып. 2. - Т. 2. - С. 203-206.

58. Воеводин Е. В. Маршрутизация перевозок грузов для нескольких моделей автомобилей.

59. Воеводин Е. В., Хрусталев В. Д. Указ. соч.

60. Воеводин Е. В. Программа маршрутизации № 1 (ЭУВМ Урал - 14).

61. Орлов Д. М. Составление почасовых графиков поставок бетона с учетом минимизации простоев бетономешалок и автотранспорта // Оперативное управление производством: тез. докл. - Ч. 2. -ЛДНТ. - 1968.

62. Геронимус Б. Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте.

кс1 ниегп

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

63. Там же.

64. Геронимус Б. Л., Царфин Л. В. Указ. соч.

65. Грозев Г. Д. Указ. соч.

Mikhail Mochalin,

Post-graduate student, Siberian State Automobile and Road Institute, Omsk Vitaly Shamis,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Siberian State Automobile and Road Institute, Omsk Vitaliv1999@mail.ru

Review of existing methods for solving motor transportation planning problems in using vehicle-by-vehicle delivery

Abstract. This article is devoted to the consideration of existing methods for solving motor transportation planning problems. Planning of motor transportation and analysis of vehicles operation in most organizations is based on the average values of technical and operational indicators. They are based on work experience and still operate, although with inaccuracies, in systems that function for a long time with a stable volume of goods traffic, but even in these conditions the use of this approach leads to incorrect calculation of resources requirements. Key words: planning, motor transportation of goods, vehicle-by-vehicle delivery, economic and mathematical methods, methods of solution. References

1. Olejnik-Ovod, Ju. A. (1965). Razrabotka matematicheskih metodov planirovanija perevozok i vnedrenie ih v praktiku raboty avtomobil'nogo transporta (na primere g. Moskvy): doklad o soderzhanii sovokupnosti opublikovannyh i vypolnennyh rabot, Moscow, 24 p. (in Russian).

2. Mochalin, S. M. (1998). Metodika planirovanija i analiza funkcionirovanija srednih transportnyh si-stem dostavkigruzov: dis. ... kand. tehn. nauk, Moscow (in Russian).

3. Mochalin, S. M. (1999). "Opredelenie sfer racional'nogo ispol'zovanija podvizhnogo sostava v prostyh srednih sistemah dostavki gruzov", Inf. list № 26-99, Omskij CNTI, 4 p. (in Russian).

4. Kozhin, A. P. & Kozlova, N. A. (1979). "Ocenka jekonomicheskoj jeffektivnosti reshenija zadach planirovanija gruzovyh avtomobil'nyh perevozok avtomatizirovannym sposobom", Puti povyshenija jeffektivnosti ispol'zovanija gruzovogo avtomobil'nogo transporta: tez. dokl. Vsesojuz. nauch.-proizv. konf, Kurgan, 203 p. (in Russian).

5. Mirotin, L. B., Nikolin, V. I. & Tashbaev, Y. Je. (1994). Transportnaja logistika: ucheb. dlja vuzov, MADI, SibADI, Omsk, 236 p. (in Russian).

6. Nikolin, V. I. (1990). Avtotransportnyj process i optimizacija ego jelementov, Transport, Moscow, 191 p. (in Russian).

7. Nikolin, V. I., Mochalin, S. M., Vitvickij, E. E. & Nikolin, I. V. (2001). Proektirovanie avtotransportnyh sistem dostavki gruzov, Izd-vo SibADI, Omsk, 187 p. (in Russian).

8. Kantorovich, L. V. (1959). Jekonomicheskij raschet nailuchshego ispol'zovanija resursov, Izd-vo AN SSSR, Moscow, 344 p. (in Russian)

9. Kantorovich, L. V. & Gavuzshi, M. K. (1949). "Primenenie matematicheskih metodov v voprosah analiza gruzopotokov", Problemy povyshenija jeffektivnosti raboty transporta, Izd-vo AN SSSR, Moscow, pp. 110-138 (in Russian).

10. Kantorovich, L. V. & Zalgaller, V. A. (1971). Raschet racional'nogo raskroja promyshlennyh materialov, Nauka, Novosibirsk, 300 p. (in Russian).

11. Ilarionov, V. A. (1966). Jekspluatacionnye svojstva avtomobilja, Mashinostroenie, Moscow, 280 p. (in Russian).

12. Kantorovich, L. V. (1942). O translokaciimass: doklad APSAR, t. 37, p. 99 (in Russian).

13. Aleksandrov, A. P., Lur'e, A. L. & Olejnik, Ju. A. (1959). "Primenenie jelektroniki vychislitel'nyh mashin v operativnom planirovanii", Avtomobil'nyj transport, № 6, pp. 31-35 (in Russian).

14. (1961). Metodicheskoe rukovodstvo po primeneniju matematicheskogo metoda v operativnom planirovanii gruzovyh avtomobil'nyh perevozok v gorodah, Avtotransizdat, Moscow, 56 p. (in Russian).

15. Olejnik-Ovod, Ju. A. (1965). Op. cit.

16. Voevodin, E. V. (1968). "Programma marshrutizacii № 1 (JeUVM Ural - 14)", Standartnye programmy: sb., CJePI APSSSR, Moscow, vyp. 12, pp. 3-60 (in Russian).

17. Geronimus, B. L. (1972). Matematicheskie metody planirovanija gruzovyh avtomobil'nyh perevozok, Transport, Moscow, 108 p. (in Russian).

18. Geronimus, B. L. (1982). Jekonomiko-matematicheskie metody v planirovanii na avtomobil'nom transporte, 2-e izd, Transport, Moscow, 192 p. (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

19. Geronimus, B. L. & Carfin, L. V. (1988). Jekonomiko-matematicheskie metody v planirovanii na avtomobil'nom transporte, Transport, Moscow, 192 p. (in Russian).

20. Zhitkov, V. A. & Kim, K. V. (1982). Metody operativnogo planirovanija gruzovyh avtomobil'nyh perevozok, Transport, Moscow, 184 p. (in Russian).

21. Belov, D. A. (1965). "Sovremennye metody marshrutizacii avtomobil'nyh perevozok massovyh gruzov (uvjazka ezdok)", Opyt vybora racional'nyh marshrutov perevozok gruzov avtomobil'nym transportom: sb. st, Strojizdat, Moscow (in Russian).

22. Belov, D. A. & Bobarykin, V. A. (1965). Marshrutizacija avtomobil'nyh perevozok, Transport, Moscow.

23. Bobarykin, V. A. (1968). Optimal'noe smenno-sutochnoe planirovanie gruzovyh avtomobil'nyh perevozok, Transport, Moscow (in Russian).

24. Bobarykin, V. A. (1968). "Itogi razrabotki i proverki v proizvodstvennyh uslovijah modeli smenno-su-tochnogo planirovanija raboty gruzovyh avtomobilej v Leningrade", ASU na avtomobil'nom transporte, Moscow (in Russian).

25. Bobarykin, V. A. (1965). Issledovanie osobennostej i razrabotka metodiki optimal'nogo smenno-su-tochnogo planirovanija avtomobil'nyh perevozok gruzov v gorodah: avtoref. dis., LGU, Leningrad (in Russian).

26. Bobarykin, V. A. (1966). "Matematicheskij metod marshrutizacii perevozok pri zadannoj ocherednosti ezdok s gruzom", Avtodorozhnik Ukrainy, № 3 (in Russian).

27. Bobarykin, V. A. (1966). "Algoritm reshenija zadachi marshrutizacii perevozok promyshlennyh i torgovyh gruzov", Postanovka ireshenie zadach na JeVM v oblasti avtomobil'nogo transporta: sb. dokl, ONTIpribor, Moscow (in Russian).

28. Bobarykin, V. A. (1964). "Matematicheskoe reshenie kompleksnoj zadachi na minimum nulevyh i holostyh probegov", Avtomobil'nyj transport, № 1 (in Russian).

29. Denisjuk, N. G. & Zastavnjuk,A. G. (1968). "Operativnoe planirovanie na JeUVM racional'noj raboty avtomobil'nogo transporta perevozke zerna i saharnoj svekly", Avtodorozhnik Ukrainy, Kiev, № 2 (in Russian).

30. Denisjuk, N. G. (1972). Issledovanija metodov marshrutizacii avtomobil'nyh perevozok gruzov i razrabotka algoritmov dlja avtomatizacii avtomobil'nogo planirovanija: kand. dis, Kiev, 150 p. (in Russian).

31. Bobarykin, V. A. (1968). Optimal'noe smenno-sutochnoe planirovanie gruzovyh avtomobil'nyh perevozok.

32. Zastavnjuk, A. G. (1968). "Optimal'noe zakreplenie marshrutov za avtoparkami s pomoshh'ju JeVM", Avtodorozhnik Ukrainy, № 4 (in Russian).

33. Panov, S. A. (1964). Primenenie jelektronnyh cifrovyh vychislitel'nyh mashin v organizacii perevozok massovyh stroitel'nyh gruzov: avtoref. dis. ... kand. nauk, Moscow, 25 p. (in Russian).

34. Panov, S. A. (1965). Marshrutizacija s zadannymiparametrami: statja doklada «Opyt vybora racio-nal'nyh marshrutov perevozok gruzov avtomobil'nym transportom», Strojizdat, Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Panov, S. A. (1973). Sovershenstvovanie perevozok na avtomobil'nom transporte, Nauka, Moscow, 152 p. (in Russian).

36. Panov, S. A. (1966). "Zadacha minimizacii obshhego probega avtomobilej", Avtodorozhnik Ukrainy, Kiev, № 3 (in Russian).

37. Grozev, G. D. (1968). Optimal'noe planirovanie perevozok massovyh gruzov avtomobil'nym transportom: avtoreferat na soiskanie uchenoj stepeni, MGU, Moscow (in Russian).

38. Belov, D. A. & Bobarykin, V. A. (1965). Op. cit.

39. Bobarykin, V. A. (1965). Issledovanie osobennostej i razrabotka metodiki optimal'nogo smenno-sutochnogo planirovanija avtomobil'nyh perevozok gruzov v gorodah: avtoref. dis.

40. Bobarykin, V. A. (1966). Algoritm reshenija zadachi marshrutizacii perevozok promyshlennyh i torgovyh gruzov (in Russian).

41. Bobarykin, V. A. (1969). "Novaja metodika optimal'nogo prikreplenija marshrutov k avtohozjajstvam", Avtodorozhnik Ukrainy, Kiev, № 1 (in Russian).

42. Voevodin, E. V. (1966). "Marshrutizacija perevozok gruzov dlja neskol'kih modelej avtomobilej", Postanovka ireshenie zadach na JeVM v oblasti avtomobil'nogo transporta: sb. dokl, ONTIpribor, Moscow (in Russian).

43. Voevodin, E. V. & Hrustalev, V. D. (1968). "Algoritm reshenija zadach marshrutizacii perevozok massovyh gruzov", ASU na avtotransporte: sb. dokl, Moscow (in Russian).

44. Zastavnjuk, A. G. (1968). Op. cit.

45. Hrustalev, V. D. (1966). "Algoritm programmy marshrutizacii perevozok nerudnyh materialov", Postanovka ireshenie zadach na JeVM v oblasti avtomobil'nogo transporta: sb. dokl, ONTIpribor, Moscow (in Russian).

46. Hrustalev, V. D. & Paramonov, A. V. (1979). "Primenenie jevristicheskih algoritmov reshenija zadach operativnogo planirovanija v dialogovoj reklame", Razrabotka i ispol'zovanie programmnyh sredstv dlja in-formacionnyh sistem: sb, Moscow, pp. 89-100 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мочалин М. С., Шамис В. А. Обзор существующих методов решения задач планирования перевозок грузов помашинными отправками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170129.htm.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60. 61.

62.

63.

64.

65.

Kim, K. V. (1965). Zadacha otyskanija optimal'nyh marshrutov. Jekonomiko-matematicheskie metody, Nauka, Moscow, t. 5 (in Russian).

Kim, K. V. & Panov, S. A. (1966). "Linejnaja model' optimizacii perevozok gruzov avtotransportom", Post-anovka ireshenie zadach na JeVM v oblasti avtomobil'nogo transporta: sb. dokl, ONTIpribor, Moscow (in Russian).

Voevodin, E. V. (1966). Marshrutizacija perevozok gruzov dlja neskol'kih modelej avtomobilej.

Voevodin, E. V. & Hrustalev, V. D. (1968). Op. cit.

Voevodin, E. V. Programma marshrutizacii № 1 (JeUVM Ural - 14).

Kim, K. V. & Panov, S. A. (1966). Op. cit.

Grozev, G. D. (1968). Op. cit.

(1964). "Problemy putevogo lista", Avtomobil'nyj transport, № 12 (in Russian).

Dobrynin, L. N. (1969). Organizacija obespechenija stroitel'nyh ob#emov rastvorom (betonom): metod. rek, CPIIOMTP, Moscow, 56 p. (in Russian).

(1973). Special'noe matematicheskoe obespechenie JeVM «Ural - 14». Vyp. 4, Leningrad, 283 p. (in Russian).

Carfin, L. V. (1971). "Modeli optimizacii perevozok gruzov po chasovym grafikam", Jekonomika i mate-maticheskie metody, vyp. 2, t. 2, pp. 203-206 (in Russian).

Voevodin, E. V. (1966). Marshrutizacija perevozok gruzov dlja neskol'kih modelej avtomobilej.

Voevodin, E. V. & Hrustalev, V. D. (1968). Op. cit.

Voevodin, E. V. Programma marshrutizacii № 1 (JeUVM Ural - 14).

Orlov, D. M. (1968). "Sostavlenie pochasovyh grafikov postavok betona s uchetom minimizacii prostoev beto-nomeshalok i avtotransporta", Operativnoe upravlenie proizvodstvom: tez. dokl, ch. 2, LDNT (in Russian). Geronimus, B. L. (1982). Jekonomiko-matematicheskie metody v planirovanii na avtomobil'nom transporte. Ibid.

Geronimus, B. L. & Carfin, L. V. (1988). Op. cit. Grozev, G. D. (1968). Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 11.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 15.05.17 Опубликована Published 29.06.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Мочалин М. С., Шамис В. А., 2017

5772343120183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.