Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В КАРАНТИННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В КАРАНТИННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ / ГРУЗОВОЙ САМОЛЕТ / КАРАНТИН / АВИАКОМПАНИЯ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матуразов Иззат, Хакимов Хабибулла

Когда пандемия коронавируса угрожала миру, пострадали многие отрасли. Особенно в области авиации. В условиях карантина у авиакомпаний возникли трудности с эксплуатацией самолета из-за временной приостановки пассажирских рейсов на нем. В этой статье рассказывается, как эффективно использовать самолет в условиях карантина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF THE USE OF AIRCRAFT UNDER QUARANTEE CONDITIONS

When the coronavirus pandemic threatened the world, many industries were affected. Especially in the field of aviation. During the quarantine, the airlines encountered difficulties with the operation of the aircraft due to the temporary conditions for the suspension of passenger flights on it. This article explains how to effectively use an aircraft in quarantine conditions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В КАРАНТИННЫХ УСЛОВИЯХ»

Транспорт Шёлкового Пути

№4, 2020

UDC 629.73.02(075.8)

INCREASING THE EFFICIENCY OF THE USE OF AIRCRAFT UNDER QUARANTEE CONDITIONS

Izzat MATURAZOV, independent seeker

Tashkent State University of Transport

1, Adilkhojaev str., Tashkent, 100167, Uzbekistan,

Tel: +998 (94) 654-08-15

E-maiL: izzat3983@gmail.com

Khabibulla KHAKIMOV, student

Tashkent State University of Transport

1, Adilkhzhojatv str., Tashkent, 100167, Uzbekistan,

Tel: +998 (90) 992-24-95

E-mail: khakimov99h@gmail.com

Summary. When the coronavirus pandemic threatened the world, many industries were affected. Especially in the field of aviation. During the quarantine, the airlines encountered difficulties with the operation of the aircraft due to the temporary conditions for the suspension of passenger flights on it. This article explains how to effectively use an aircraft in quarantine conditions.

Key words: passenger plane, cargo plane, quarantine, airline, methods. УУК 629.73.02(075.8)

КАРАНТИН ШАРОИТИДА САМОЛЁТЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ САМАРАДОРЛИГИНИ ОШИРИШ

Иззат МАТУРАЗОВ, мустакил изланувчи

Тошкент Давлат Транспорт Университети

100167, Узбекистан, Тошкент ш., Одилхужаев куч., 1

Tel: +998 (94) 654-08-15

E-maiL: izzat3983@gmail.com

Хабибулла ХАКИМОВ*, талаба

Тошкент Давлат Транспорт Университети

100167, Узбекистан, Тошкент ш., Одилхужаев куч., 1

Tel: +998 (90) 992-24-95

E-mail: khakimov99h@gmail.com

Аннотация. Бутун дунёга коронавирус пандемияси хавф солганда жуда куплаб сохаларга уз салбий таъсирини утказмай колмади. Хусусан, авиация сохасига хам. Пандемия шароитида Авиакомпанияларда самолётларда йуловчилар парвози вактинчалик тухтатилгани сабабли самолётларни эксплуатация килишда кийинчиликларга учрадилар. Бу маколада самолётлардан карантин шароитида кандай килиб самарали фойдаланиш хакида суз боради.

Калит сузлар: йуловчи ташувчи самолёт, юк ташувчи самолёт, карантин, авиакомпания, усуллар. УДК 629.73.02(075.8)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В КАРАНТИННЫХ УСЛОВИЯХ

Иззат МАТУРАЗОВ, соискатель

Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Адылходжаева 1. Tel: +998 (94) 654-08-15 E-maiL: izzat3983@gmail.com Хабибулла ХАКИМОВ, студент

Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Адылходжаева 1. Tel: +998 (90) 992-24-95 E-mail: khakimov99h@gmail.com

25_И. Матуразов, Х. Хакимов

Аннотация. Когда пандемия коронавируса угрожала миру, пострадали многие отрасли. Особенно в области авиации. В условиях карантина у авиакомпаний возникли трудности с эксплуатацией самолета из-за временной приостановки пассажирских рейсов на нем. В этой статье рассказывается, как эффективно использовать самолет в условиях карантина.

Ключевые слова: пассажирский самолет, грузовой самолет, карантин, авиакомпания, методы.

1. ВВЕДЕНИЕ

Отличительная особенность воздушного транспорта - доставка грузов и пассажиров в короткие сроки на дальние расстояния. Основным фактором здесь является скорость.

В целом воздушные суда гражданской авиации можно разделить на четыре типа:

1. Пассажирские самолеты. Их в свою очередь можно разделить на самолеты, предназначенные для магистральных и внутренних авиалиний соответственно;

2. Грузовые самолеты;

3. Грузовые и пассажирские (Комби) самолеты;

4. Легкие самолеты.

2. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АВИАЦИЮ

В последнее время в мире, как не удивительно, сократилось количество пассажиров пользующиеся авиатранспортом, что в свою очередь привело к отмене рейсов или к тому, что между аэропортами летают почти пустые самолеты, что значительно снизило доходы авиакомпаний и вынудило многие авиакомпании уволить сотрудников или объявить банкротство. Но все же кто-то пытался избежать такого поворота событий, применяя разные ухищрения.

Конечно же за это время пострадали не только авиакомпании занимающиеся авиаперевозкой, но и компании которые производят авиатранспорт. Вот некоторые данные. Пандемия снизила спрос на новые самолеты в начале 2020 года. Boeing сократил выпуск своих самолетов в месяц с 14 до шести самолетов 787, с пяти до двух самолетов 777, а производство 737 Max уже было остановлено, так как к началу 2022 года планируется выпуск 31 самолета в месяц. Bloomberg ожидал, что Airbus и Boeing будут поставлять 30 самолетов в месяц в 2021 году, в основном для узких проходов. По мере того, как спрос резко упал, в период с января по май 2020 года стоимость пятилетних самолетов упала с 2% до 22%, а ставки аренды на 4-26%. К августу с января стоимость упала еще на 9-25%, а арендные ставки на 12-45%.

В европейской компании Airbus произошли типичные изменения как в предыдущей компании. Airbus сократила ежемесячное производство с 60 до 40 самолетов A320, с 4,5 до двух A330 и с девяти до шести A350. Airbus сократила производство крыльев на заводах в Броутоне, Филтоне и Бремене, а также сократила рабочее время на предприятиях. Ежемесячное производство было сокращено до четырех A220, сорока A320, двух A330 и шести A350. В первом квартале Airbus поставил 122 самолета, что на 40 меньше, чем в предыдущем году, а 60 самолетов не удалось передать из-за ограничений на поездки. Выручка от авиаперевозок снизилась на 22% до 7,5 млрд евро, прибыль упала на 82% до 57 млн евро, а скорректированная EBIT снизилась на 59% до 191 млн евро. В первом квартале общая скорректированная EBIT Airbus сократилась вдвое до 281 млн евро, а чистый убыток составил 481 млн евро (по сравнению с прибылью в 40 млн евро в предыдущем году). В 2020 году капитальные затраты должны быть сокращены на 700 млн евро до 1,9 млрд евро.

Также Boeing заморозил прием на работу, и как говорится на оффициальном сайте, уволил сотрудников из-за большого количества отмен, которые превысили количество новых заказов в феврале 2020 года. 11 марта стало известно, что Boeing должен был использовать всю свою кредитную линию на сумму 13,8 млрд долларов США (которая была обеспечена в феврале). Конечно же стоит учесть, что на Boeing повлияла ситуация с 737 MAX. К 7 апреля Boeing на неопределенный срок приостановил производство в Boeing South Carolina и Puget Sound, Вашингтон, полностью прекратив сборку своих коммерческих самолетов. 21 апреля Boeing объявил о пересмотре структуры управления. 27 мая он объявил о планах уволить 12000 сотрудников, а в апреле 2020 года не сообщил о новых заказах. В октябре он объявил о планах уволить еще тысячи сотрудников в течение следующего года с ожиданием, что в конце 2021 года будет на 19% меньше сотрудников, чем его рабочая сила до пандемии.

26 марта 2020 года Bombardier объявила о приостановке большей части канадского производства в Онтарио (на 2 недели) и Квебеке (до 13 апреля), а также о приостановке производства в Северной Ирландии. 12 400 сотрудников Bombardier в Канаде (70% персонала) были уволены. CFM Международные поставки CFM LEAP двигателей через первые девять месяцев 2020 года снизился до 622 из 1316 в тот же период в 2019 году, и 123 CFM56s против 327, в то время как Leap циклы флота снизились на 15% в годовом исчислении и циклы CFM56 были 48 % ниже. Embraer сообщила об отсрочке заказов на свой коммерческий самолет. Он также приостановил действие финансового прогноза на 2020 год. 23 марта 2020 года General Electric объявила, что сократит одну десятую сотрудников в своем подразделении по производству реактивных двигателей, что составляет около 2500 человек, в дополнение к увольнению около половины персонала по техническому обслуживанию и ремонту. Mitsubishi в мае 2020 года вдвое сократила бюджет своей программы SpaceJet и репатриировала все работы из США в Японию. В октябре 2020 года он объявил о дальнейшем сокращении бюджета и приостановил почти всю деятельность SpaceJet. Rolls-Royce, которая занимается не только автомобилестроением , но и производством авиадвигателей, планировал сократить 9000 рабочих мест, в

основном в своем подразделении гражданской авиации и космонавтики, что в основном коснулось своего британского предприятия в Дерби. Textron Inc., материнская компания Textron Aviation и Bell Helicopter, объявила о сокращении 1950 рабочих мест. Кроме того, рынку потребуется до 1500 новых гражданских самолетов в течение следующих 15-20 лет, добавляя, что есть место для оптимизма в отечественной отрасли.

В настоящее время в распоряжении Uzbekistan Airways по состоянию на март 2020 года 33 самолета, в том числе 30 пассажирских перевозчиков - 10 Airbus A320-214, 2 Airbus A320neo, 6 Boeing 757-200, 7 Boeing 767-300ER, имеется 6 самолетов Boeing 787-8 и 2 грузовых самолета Boeing 767BCF. В связи с пандемией COVID-19 спрос на межгосударственные грузовые перевозки, в том числе грузовые самолеты, увеличился из-за ограниченного пассажиропотока в условиях карантина. По данным сайта Statista, прибыль от грузооборота по всему миру выросла почти на 10% по сравнению с до карантинным показателем в этом году. К 2021 году прогнозируется рост этого показателя на 28% . И никто не знает точно , что может произойти если пандемия не закончится, так как каждый день простоя любой авиакомпании, обходится в круглую сумму, что в свою очередь приводит к сокращению сотрудников, к банкротству или другим плачевным ситуациям. (рис. 1) [1].

175

Рис. 1. Мировая выручка грузовых авиакомпаний в 2004-2021 гг. (в миллиардах долларов)

В случае с Узбекистаном объем грузов, перевезенных в условиях карантина, увеличился в 15 раз. Исходя из этого, мы можем понять, что спрос на грузовые самолеты растет, и теперь многие авиакомпании проводят конверсию временно неработающих пассажирских самолетов в грузовые самолеты(passenger-to-cargo), чтобы эффективно их использовать.

Есть два основных способа превратить пассажирский самолет в грузовой.

Первый метод это размещение груза в салоне помимо грузового отсека пассажирских самолетов и скрепить их сеткой (Рис. 2) [2].

Рис. 2. Размещение груза в салоне грузового отсека пассажирских самолетов.

27_И. Матуразов, Х. Хакимов

Преобразование в грузовые самолеты таким способом дешево, быстро и легко. Однако максимальное пространство, доступное для этого метода, невелико и требует осторожности при транспортировке дорогих товаров.

Второй способ позволяет максимально нагружать самолет. Этот метод требует немного времени и денег. Это делается путем снятия пассажирских сидений и подключенных к ним электронных устройств (рис. 3, 4) [3,

4].

Рис. 3. Airbus A380 авиакомпании Hi Fly

Рис 4. Внд салона самолета Air Canada Boeing 777-300E

Таким образом, эффективность использования пассажирских самолетов при перевозке грузов возрастет в несколько раз. Но в этом случае важное внимание следует уделять путям фиксации. Это связано с тем, что, если он прикреплен к пассажирским сиденьям в первом способе, он должен быть прикреплен к полу в этом методе.

Для более эффективного использования этого метода размещение поддонов в салоне и соединение их с направляющей сиденья может создать ряд удобств (рис. 5) [5].

Рис. 5. Испытание груза в салоне Airbus A350

3. ВЫВОД

В заключении можно сделать вывод, что для эффективного использования пассажирских воздушных судов при грузовых перевозках следует учитывать следующие критерии:

1. Как долго пассажирские самолеты простаивают и какой экономический ущерб это может нанести авиакомпании;

2. Результаты мониторинга и прогнозирования, насколько вырос спрос на грузовые перевозки и как долго он продержится;

3. Выбор одного из вышеперечисленных высокоэффективных методов использования пассажирских воздушных судов при грузоперевозках, исходя из результатов мониторинга роста спроса на груз и продолжительности простоя пассажирских воздушных судов.

Исходя из этих критериев, эффективное использование пассажирских самолетов в грузовых перевозках снизит экономические потери, с которыми может столкнуться авиакомпания из-за ограниченного пассажиропотока в условиях карантина из-за пандемии COVID-19.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Statista: Worldwide revenue of cargo airlines from 2004 to 2021. https://www.statista.com/statistics/564658/worldwide-revenue-of-air-cargo-traffic/

2. CARGO NEWSWIRE: Passenger planes carry cargo to Munich. https://www.cargonewswire.com/passenger-planes-carry-cargo-to-munich/

3. AirCargo news: Hi Fly strips out A380 seats for cargo flights https://www.aircargonews.net/airlines/video-hi-fly-strips-out-a380-seats-for-cargo-flights/

4. Business Insider: Air Canada is ripping seats out of aircraft across its fleet to turn them into cargo planes. See inside the new Boeing 777 and Dash 8-400 temporary conversions. Available at: https://www.businessinsider.com/coronavirus-air-canada-converting-three-boeing-777s-to-cargo-only-2020-4

5. LEXOLOGY: Temporary aircraft cargo conversion - what legal and regulatory issues should airlines and lessors be considering? Available at: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=90be1d0b-2d17-4043-87a4-170dff1d5d49

6. Impact of the COVID-19 pandemic on aviation. Available at: https://ru.qaz.wiki/wiki/Impact

7. Узбекистан хаво йулллари. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекистон_хаво_йуллари Uzbekistan Airways [In Uzbek: Uzbekistan Airways. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Uzbekistan_xavo_yullari].

8. Simple Flying: How Old Passenger Aircraft Are Turned Into Cargo Planes. Available at: https://simpleflying.com/passenger-to-cargo-conversion/

9. Житомирский Г.И. Конструкция самолетов 4-издание, 2018 [In Russian: Zhitomirskiy G.I. Aircraft Construction 4th Ed., 2018].

10. М. А. Погосян. Проектирование самолетов — 5-е изд, 2018 [In Russian: M.A.Pogosyan. Aircraft Design. - 5th ed., 2018]

11. CAE Oxford Aviation Academy. Aircraft General Knowledge 1-Airframes and Systems ATPL Ground Training Series - 2014

12. Federal Aviation Administration. Aviation Maintenance Technician Handbook-Airframe, Volume 1, 2018.

Available at: Available at: Available at:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.