Т А. КЕЦБА
Тимур Астсшурович КЕЦБА — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова С По ГУ ЭФ
В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — экономика сферы услуг.
-Ф- -Ф- Ъ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Государственное регулирование по обеспечению национальной экономической безопасности включает как определение и мониторинг факторов, негативно влияющих на устойчивость социально-экономической системы государства, и угроз нанесения вреда хозяйственной деятельности, так и формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредные последствия проявления различного рода угроз [2]. В связи с этим возникает необходимость создания эффективных орга-низационно-правовых механизмов вовлечения субъектов консалтинговой деятельности в процессы поддержки принятия решений органами государственного управления.
Основным продуктом деятельности поставщиков консалтинговых услуг является интеллектуальный потенциал консультантов — определенные научные знания и навыки в той или иной области, неординарные аналитические способности, позволяющие с помощью современных моделей, методов и информационных технологий учитывать влияние множества разнонаправленных, но взаимосвязанных вектор-факторов и условий внешнего и внутреннего характера на принимаемые управленческие решения. Качественно более зрелая конфигурация знаний и навыков специалистов, выступающих в роли экспертов по реализации отдельных управленческих функций в хозяйствующих структурах народнохозяйственного комплекса, по сравнению с наемными специалистами последних, выполняющими аналогичные операции, позволяет синтезировать синергетический эффект в хозяйственных системах поставщиков консалтинговых услуг и создавать добавленную стоимость. При этом продуктивное генерирование такого рода консалтинговых услуг является, как правило, результатом рационального мышления их продуцентов, поддающегося формализации и предполагающего широкое использование вычислительной техники и прогрессивных информационных технологий для разработки проектов исполнительных решений. Однако актуальность креативной составляющей сохраняется, главным образом, при окончательном принятии исполнительных решений работниками управляющих и управляемых систем, корректирующих проекты машинных решений по целому ряду субъективных и неформа-лизуемых соображений [3]. Независимо от того, будут ли разработка и принятие управленческих ре-
ГРНТИ 06.71.51 © Т.А. Кецба, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.
шений всех видов, а также проведение мероприятий по их реализации, т. е. обеспечение требуемой управляемости, осуществляться одними и теми же или разными работниками, содержание и формы консалтинговой деятельности и, соответственно, консалтинговых услуг будут существенно различаться при решении этих взаимосвязанных задач. Наиболее корректным взаимодействие профессиональных консультантов и органов государственного управления становится в случае выполнения всего комплекса мер, связанных с реализацией политики обеспечения экономической безопасности. Очевидно, что условия комплексности не являются автоматически выполняемыми. Ошибки в степени влияния тех или иных факторов, в выборе стратегии устойчивых взаимодействий приводят к дополнительным временным или финансовым затратам.
Основные направления реализации политики экономической безопасности должны быть жестко увязаны с результатами долгосрочных прогнозов социально-экономического развития, прогнозов развития науки, техники и технологий, что связано со сменой парадигмы национальной динамики, с необходимостью перехода к новым технологическим укладам и усиления действия инновационных факторов. Будущее не является безусловным, и представление о нем имеет вариантный характер. Понимание содержательных сценариев, осмысление вероятных «развилок», альтернатив и причин их возникновения позволяют принимать эффективные решения. В связи с этим недопустим интуитивно-эмпирический подход к выбору стратегии национальной экономической безопасности. Следует подчеркнуть, что вовремя сформированное представление о вариантах будущего может предопределить сегодняшний стратегический выбор. Исследования будущего и использование их результатов как для разработки долгосрочной стратегии национальной экономической безопасности, так и в рамках текущей экономической политики предполагают наличие в стране развитой системы социально-экономического и научно-технического прогнозирования. Анализ существующих методов оценки и прогнозирования важнейших угроз национальным интересам в сфере экономики страны показывает, что они базируются на неоднородных информационных основах и поэтому получаемые результаты сложно сопоставить. При этом совершенно очевидно, что точно и однозначно предусмотреть характер изменения и степень влияния всех факторов в их взаимозависимости практически невозможно. Однако определение отклонений от признанной нормы состояния социально-экономических процессов оказывает влияние на принятие управленческого решения о дальнейшем развитии.
Информация для обеспечения формирования и развития системы экономической безопасности должна способствовать принятию обоснованных решений органами государственного управления и другими заинтересованными организациями. Использование подобной информации создает возможность анализа и подготовки необходимых предложений и решений, проведения экспертизы межгосударственных и национальных проектов и программ. Возникающие на этом пути трудности усугубляются громадным и постоянно увеличивающимся информационным потоком, обработка которого требует нетрадиционных подходов. Главная задача информационно-аналитического обеспечения прогнозной деятельности — формирование единой информационно-аналитической базы для последующего сопровождения и обоснования прогнозных расчетов [1]. Предпрогнозный анализ полученных информационных массивов должен давать общее представление о тенденциях социально-экономического развития России и в мире, на основе этих тенденций и будут строиться прогнозы развития и модернизации отраслей экономики, регионов и бизнеса с учетом национальных интересов. На данной стадии для органов государственного управления в рамках проведенного мониторинга угроз должны быть подготовлены информационно-аналитические обзоры, в которых содержится анализ сформировавшихся трендов, проблем и возможностей, каждого из направлений социально-экономического развития. Необходимость и актуальность такой деятельности обусловлена тем, что первая аналитическая стадия разработки прогнозов позволяет обеспечить прогнозистам возможно более полную информацию об объектах прогнозирования, дать исследователям и экспертам надежный фактографический и методический инструментарий. Именно на данной стадии концентрируется совокупный интеллектуальный труд консультантов.
Общая информационная система должна формироваться постепенно, через синхронизацию норм и правил создания, хранения, использования и защиты информационных ресурсов, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта создания и функционирования международных информационных систем и сетей в целях последующего вхождения в мировую информационную инфраструктуру. Системообразующими элементами могут стать центры научно-
технической и экономической информации, национальные информационные центры, информационно-аналитические центры по прорывным направлениям науки. При этом информация представляется в виде метаописаний информационных ресурсов. Многоуровневая система, обеспечивающая интегрированное управление информационными ресурсами совместного пользования, включает: горизонтальные плоскости, которые представляют разные иерархические уровни информационного взаимодействия, генераторы информационных ресурсов, обеспечивающие создание системы интегрированных метаданных, поиск и обмен информационными ресурсами, управление правами собственности и контроль за использованием интеллектуальной собственности; вертикальные плоскости, которые представляют иерархические уровни информационного взаимодействия, генераторы информационных ресурсов, обеспечивающие развитие науки, техники, инноваций и экономики государства на основе взаимосвязанных порталов, с использованием единых технологических стандартов, включая логически увязанные классификационными системами тематически объединенные информационные ресурсы.
Таким образом, при разработке практических методов, обеспечивающих формирование информационно-аналитических взаимодействий, возникают проблемы оценки состояния экономической системы, ориентированной на устойчивое развитие, а также проблемы прогнозирования развития сектора консалтинговых услуг. При этом результаты консалтинговой деятельности должны формировать информационно-аналитические компетенции, которые, в свою очередь, могут являться потенциальными источниками взаимодействий в будущем. Необходимо также учитывать основные проблемы, возникающие в процессе информационно-аналитического взаимодействия, — проблемы оценки спроса на консалтинговые услуги, согласования интересов звеньев консалтинговой деятельности, доступа к информационным ресурсам субъектов консалтинговой деятельности, партнерства и информационных коммуникаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арский Ю.М., Яшукоеа С.П. Методические аспекты информационно-аналитического обеспечения прогнозов научно-технологического развития//НТИ. Сер. 1.2010. № 8.
2. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. 2009. № 3.
3. Горн А.П. Интеллектуально-креативная деятельность в управлении хозяйствующими субъектами: М.: МЕЛАП, 2008.