Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования консалтинговых услуг в процессе обеспечения национальной экономической безопасности'

Повышение эффективности использования консалтинговых услуг в процессе обеспечения национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАС-НОСТЬ / NATIONAL ECONOMIC SAFETY / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / CONSULTING SERVICES / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / QUALITY OF ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кецба Тимур Астамурович

В статье определена необходимость привлечения консультантов к разработке стратегии национальной экономической безопасности, сформулированы основные направления повышения качества принимаемых управленческих решений в процессе развития системы национальной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кецба Тимур Астамурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of efficiency of use of consulting services in the course of maintenance of national economic safety

The paper identifies the need consultants to develop a strategy for national economic security, the main directions to improve the quality management decisions in the process of development of the national economic security.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования консалтинговых услуг в процессе обеспечения национальной экономической безопасности»

Т А. КЕЦБА

Тимур Астсшурович КЕЦБА — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова С По ГУ ЭФ

В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

-Ф- -Ф- Ъ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Государственное регулирование по обеспечению национальной экономической безопасности включает как определение и мониторинг факторов, негативно влияющих на устойчивость социально-экономической системы государства, и угроз нанесения вреда хозяйственной деятельности, так и формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредные последствия проявления различного рода угроз [2]. В связи с этим возникает необходимость создания эффективных орга-низационно-правовых механизмов вовлечения субъектов консалтинговой деятельности в процессы поддержки принятия решений органами государственного управления.

Основным продуктом деятельности поставщиков консалтинговых услуг является интеллектуальный потенциал консультантов — определенные научные знания и навыки в той или иной области, неординарные аналитические способности, позволяющие с помощью современных моделей, методов и информационных технологий учитывать влияние множества разнонаправленных, но взаимосвязанных вектор-факторов и условий внешнего и внутреннего характера на принимаемые управленческие решения. Качественно более зрелая конфигурация знаний и навыков специалистов, выступающих в роли экспертов по реализации отдельных управленческих функций в хозяйствующих структурах народнохозяйственного комплекса, по сравнению с наемными специалистами последних, выполняющими аналогичные операции, позволяет синтезировать синергетический эффект в хозяйственных системах поставщиков консалтинговых услуг и создавать добавленную стоимость. При этом продуктивное генерирование такого рода консалтинговых услуг является, как правило, результатом рационального мышления их продуцентов, поддающегося формализации и предполагающего широкое использование вычислительной техники и прогрессивных информационных технологий для разработки проектов исполнительных решений. Однако актуальность креативной составляющей сохраняется, главным образом, при окончательном принятии исполнительных решений работниками управляющих и управляемых систем, корректирующих проекты машинных решений по целому ряду субъективных и неформа-лизуемых соображений [3]. Независимо от того, будут ли разработка и принятие управленческих ре-

ГРНТИ 06.71.51 © Т.А. Кецба, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.

шений всех видов, а также проведение мероприятий по их реализации, т. е. обеспечение требуемой управляемости, осуществляться одними и теми же или разными работниками, содержание и формы консалтинговой деятельности и, соответственно, консалтинговых услуг будут существенно различаться при решении этих взаимосвязанных задач. Наиболее корректным взаимодействие профессиональных консультантов и органов государственного управления становится в случае выполнения всего комплекса мер, связанных с реализацией политики обеспечения экономической безопасности. Очевидно, что условия комплексности не являются автоматически выполняемыми. Ошибки в степени влияния тех или иных факторов, в выборе стратегии устойчивых взаимодействий приводят к дополнительным временным или финансовым затратам.

Основные направления реализации политики экономической безопасности должны быть жестко увязаны с результатами долгосрочных прогнозов социально-экономического развития, прогнозов развития науки, техники и технологий, что связано со сменой парадигмы национальной динамики, с необходимостью перехода к новым технологическим укладам и усиления действия инновационных факторов. Будущее не является безусловным, и представление о нем имеет вариантный характер. Понимание содержательных сценариев, осмысление вероятных «развилок», альтернатив и причин их возникновения позволяют принимать эффективные решения. В связи с этим недопустим интуитивно-эмпирический подход к выбору стратегии национальной экономической безопасности. Следует подчеркнуть, что вовремя сформированное представление о вариантах будущего может предопределить сегодняшний стратегический выбор. Исследования будущего и использование их результатов как для разработки долгосрочной стратегии национальной экономической безопасности, так и в рамках текущей экономической политики предполагают наличие в стране развитой системы социально-экономического и научно-технического прогнозирования. Анализ существующих методов оценки и прогнозирования важнейших угроз национальным интересам в сфере экономики страны показывает, что они базируются на неоднородных информационных основах и поэтому получаемые результаты сложно сопоставить. При этом совершенно очевидно, что точно и однозначно предусмотреть характер изменения и степень влияния всех факторов в их взаимозависимости практически невозможно. Однако определение отклонений от признанной нормы состояния социально-экономических процессов оказывает влияние на принятие управленческого решения о дальнейшем развитии.

Информация для обеспечения формирования и развития системы экономической безопасности должна способствовать принятию обоснованных решений органами государственного управления и другими заинтересованными организациями. Использование подобной информации создает возможность анализа и подготовки необходимых предложений и решений, проведения экспертизы межгосударственных и национальных проектов и программ. Возникающие на этом пути трудности усугубляются громадным и постоянно увеличивающимся информационным потоком, обработка которого требует нетрадиционных подходов. Главная задача информационно-аналитического обеспечения прогнозной деятельности — формирование единой информационно-аналитической базы для последующего сопровождения и обоснования прогнозных расчетов [1]. Предпрогнозный анализ полученных информационных массивов должен давать общее представление о тенденциях социально-экономического развития России и в мире, на основе этих тенденций и будут строиться прогнозы развития и модернизации отраслей экономики, регионов и бизнеса с учетом национальных интересов. На данной стадии для органов государственного управления в рамках проведенного мониторинга угроз должны быть подготовлены информационно-аналитические обзоры, в которых содержится анализ сформировавшихся трендов, проблем и возможностей, каждого из направлений социально-экономического развития. Необходимость и актуальность такой деятельности обусловлена тем, что первая аналитическая стадия разработки прогнозов позволяет обеспечить прогнозистам возможно более полную информацию об объектах прогнозирования, дать исследователям и экспертам надежный фактографический и методический инструментарий. Именно на данной стадии концентрируется совокупный интеллектуальный труд консультантов.

Общая информационная система должна формироваться постепенно, через синхронизацию норм и правил создания, хранения, использования и защиты информационных ресурсов, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта создания и функционирования международных информационных систем и сетей в целях последующего вхождения в мировую информационную инфраструктуру. Системообразующими элементами могут стать центры научно-

технической и экономической информации, национальные информационные центры, информационно-аналитические центры по прорывным направлениям науки. При этом информация представляется в виде метаописаний информационных ресурсов. Многоуровневая система, обеспечивающая интегрированное управление информационными ресурсами совместного пользования, включает: горизонтальные плоскости, которые представляют разные иерархические уровни информационного взаимодействия, генераторы информационных ресурсов, обеспечивающие создание системы интегрированных метаданных, поиск и обмен информационными ресурсами, управление правами собственности и контроль за использованием интеллектуальной собственности; вертикальные плоскости, которые представляют иерархические уровни информационного взаимодействия, генераторы информационных ресурсов, обеспечивающие развитие науки, техники, инноваций и экономики государства на основе взаимосвязанных порталов, с использованием единых технологических стандартов, включая логически увязанные классификационными системами тематически объединенные информационные ресурсы.

Таким образом, при разработке практических методов, обеспечивающих формирование информационно-аналитических взаимодействий, возникают проблемы оценки состояния экономической системы, ориентированной на устойчивое развитие, а также проблемы прогнозирования развития сектора консалтинговых услуг. При этом результаты консалтинговой деятельности должны формировать информационно-аналитические компетенции, которые, в свою очередь, могут являться потенциальными источниками взаимодействий в будущем. Необходимо также учитывать основные проблемы, возникающие в процессе информационно-аналитического взаимодействия, — проблемы оценки спроса на консалтинговые услуги, согласования интересов звеньев консалтинговой деятельности, доступа к информационным ресурсам субъектов консалтинговой деятельности, партнерства и информационных коммуникаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арский Ю.М., Яшукоеа С.П. Методические аспекты информационно-аналитического обеспечения прогнозов научно-технологического развития//НТИ. Сер. 1.2010. № 8.

2. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. 2009. № 3.

3. Горн А.П. Интеллектуально-креативная деятельность в управлении хозяйствующими субъектами: М.: МЕЛАП, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.