Научная статья на тему 'Контроль, финансовый контроль и аудит как неотъемлимые элементы обеспечения экономической безопасности страны'

Контроль, финансовый контроль и аудит как неотъемлимые элементы обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / АУДИТ / AUDIT / КОНСАЛТИНГ / CONSULTING / РЕЙТИНГ / RATING / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маргиев Заурбек Валикоевич

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с контролем, финансовым контролем и аудитом в системе обеспечения экономической безопасности, а также рекомендациями в сфере финансового контроля, аудита, консалтинга и рейтинга как неотъемлемых элементов обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control, financial control and audit as essential elements of ensuring economic security of the Country

Article is devoted to the problematic issues connected with control, financial control and audit in system of providing economic security, and also recommendations in the sphere of financial control, audit, consulting and a rating as integral element of providing economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Контроль, финансовый контроль и аудит как неотъемлимые элементы обеспечения экономической безопасности страны»

УДК 33 ББК 65

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ КАК НЕОТЪЕМЛИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

ЗА УРБЕК ВАЛИКОЕВИЧ МАРГИЕВ,

адъюнкт Академии управления МВД России Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народнъм хозяйством (экономическая безопасность)

E-mail: [email protected] Рецензент: Гапоненко В.Ф., доктор экономических наук, профессор кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с контролем, финансовым контролем и аудитом в системе обеспечения экономической безопасности, а также рекомендациями в сфере финансового контроля, аудита, консалтинга и рейтинга как неотъемлемых элементов обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, аудит, консалтинг, рейтинг, управленческая деятельность, национальная безопасность, экономическая безопасность.

Annotation. Article is devoted to the problematic issues connected with control, financial control and audit in system of providing economic security, and also recommendations in the sphere of financial control, audit, consulting and a rating as integral element of providing economic security of the country.

Keywords: control, financial control, audit, consulting, rating, administrative activity, national security, economic security.

Контроль является важнейшей функцией обеспечения управленческой деятельности и выступает в качестве средства обратной связи субъекта с объектом управления. Посредством контроля субъект получает информацию о соответствии функционирования объекта заданным параметрам, на основе которой вырабатываются корректирующие управленческие решения, обеспечивающие жизнедеятельность системы в целом.

Существуют и другие научные определения контроля, в том числе — совокупность процессов или наличие механизма в системе, посредством которых обеспечивается ее следование заданной программе деятельности.

Во всех случаях в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления, а так же как один из элементов организации исполнения решений. В классификации И. Ансоффа1 система управления на основе контроля называется в числе первых.

Понятие управление соответствует латинскому слову администрация и означает деятельность по руководству чем-либо. Если объектами управления являются коллективы людей, то такая система может считаться организацией. Применительно к этому случаю, система управления может быть классифицирована как организационная. Согласно А.С. Малину и В.И. Мухину2 «Процесс управления организацией представляет собой одноразовый, многоразовый или непрерывный процесс выработки управляющих действий и передачи их подчиненным объектам управления для исполнения и достижения цели (целей) управления».

В виде схемы организационную систему управления можно представить следующим образом, (см. рис. 1).

Следует отметить, что процесс управления организациями относится к наиболее сложным формам деятельности человека, превращающий неорганизованные группы людей в целенаправленно

УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА (орган управления организацией) в

р е з —► ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ о з д

у л ь е й с т в и е

т а т УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА (объект управления)

ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ 4-

Рис. 1. Организационная система управления

работающие коллективы. Помимо прочих коллективов, к организациям относятся министерства, федеральные службы, федеральные агенства и государство в целом. Указанные социально-экономические системы характеризуются следующими особенностями:

■ф возможность самостоятельного формирования

целей и способность к самоорганизации; ■ф зависимость от экономических, финансовых,

политических и социальных факторов; ф невозможность прогнозирования всех факторов, оказывающих влияние на процесс управления. Эффективность работы социально-экономической системы находится в прямой зависимости от уровня организации процесса управления в целом и контроля в частности. Е.Ю. Грачева3 утверждает, что контроль служит важнейшим средством обеспечения функционирования системы социального управления на всех ее уровнях. В ряде научных работ контроль классифицируется как принцип управления и его метод. Он охватывает все стороны деятельности управляемых объектов и выражается в мониторинге их состояния.

В процессе организационного управления контроль выступает связующим звеном между управленческими циклами (управленческое решение — контроль исполнения — оценка результатов), проявляя свою информационную и коррекционную сущность.

По месту в управленческом цикле различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии разработки и принятия решения о воздействии на объект управления. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения управленческого решения. Последующий финансовый контроль имеет своей целью изучение и оценку результатов исполнения конкретного решения или всей деятельности объекта за определенный период времени.

Основными элементами любой системы контроля являются: субъекты и объекты контрольной деятельности, предметы контроля, а так же связи между ними, находящие свое выражение в формах и методах осуществления контроля.

К субъектам контроля относятся специализированные органы и подразделения, а так же руководители аппарата управления и управомоченные сотрудники. Так, в системе МВД России, среди субъектов контроля, важное место занимает Контрольно-ревизионное управление МВД России, подведомственные им аппараты и контрольно-ревизионные подразделения в МВД субъектов России, ГУ МВД, У МВД.

Объектом контроля являются элементы системы, на которые направлено управляющее воздействие. Их перечень может простираться от подкон-

трольной организации до структурного подразделения и конкретного исполнителя.

В социально-экономических системах понятие предмета контроля включает в себя выполнение управленческих решений и содержание определенного вида деятельности. Применительно к МВД России предметом контроля могут быть основные направления оперативно-служебной деятельности: управленческая деятельность; состояние служеб-но-боевой и мобилизационной готовности; организация работы по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, обеспечению общественной безопасности, охране объектов и квартир граждан, тыловому обеспечению, осуществлению финансового контроля.

При этом управленческие решения могут принадлежать как внутрисистемному так и внешним субъектам управления (МВД России, Правительству Российской Федерации, Президенту Российской Федерации). По определению А.П. Коренева4, предметом контроля может выступать и состояние готовности органов внутренних дел к выполнению управленческого решения в будущем периоде, либо в определенной ситуации.

Основными задачами контроля в МВД России являются: обеспечение исполнения конституционных и федеральных законов, подзаконных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел; совершенствование организаторской и оперативно-служебной деятельности; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; эффективное использование выделенных ресурсов и другие.

Как и управляющее воздействие, контрольная деятельность носит цикличный характер и состоит из 4-х стадий: подготовка к проведению контроля; непосредственное осуществление контроля; анализ полученных результатов; выработкиа предложений по оптимизации функционирования объекта управления.

Основной формой контроля является контрольное мероприятие. В МВД России это понятие объединяет в себе инспектирование и комплексные выезды (комплексное обследование оперативно-служебной деятельности), контрольные проверки полноты устранения ранее выявленных недостат-

ков, отраслевые проверки (по направлениям оперативно-служебной деятельности), выборочные проверки (осуществление контроля за работой одного или нескольких органов внутренних дел), ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Подготовка к проведению контрольного мероприятия состоит из предварительного изучения объекта контроля, разработки и утверждения параметров контроля и алгоритма действий — задания, выделения необходимых для его реализации ресурсов.

Непосредственное осуществление контрольного мероприятия включает в себя сбор и систематизацию информации по заданным направлениям деятельности объекта с целью выявления отклонений от эталонных параметров его функционирования.

В процессе анализа полученной информации решаются задачи оценки и определения оптимального количества уровней управления, предельной численности управленческого персонала и исполнителей, корректировки коммуникаций, рациональных способов сопряжения оперативного персонала с техническими средствами и задачами управления.

На основе проведенного анализа результатов контроля разрабатываются конкретные предложения по стабилизации либо развитию и совершенствованию системы (объекта).

Таким образом, следует отметить, что в процессе эволюции управленческой деятельности были выработаны основные принципы организации эффективной системы контроля: всеобщность, всесторонность, глубина, объективность, гласность и систематичность.

Обобщая вышеизложенное автор констатирует, что контроль (финансовый контроль) является одним из важнейших инструментов систем управления. Его основные функции — мониторинг исполнения управленческого решения и оценка соответствия работы объекта управления заданным параметрам — необходимое условие эффективного управления социально-экономическими системами.

Сущность контроля неизменна и не зависит от объекта и предмета контроля. Вместе с тем, контроль принято рассматривать с учетом особенностей конкретной сферы управленческой деятельности. В юридической литературе давно высказана мысль о раздельном существовании общего и специализиро-

ванного контроля. «Специализированный контроль проводится органами государственного управления в отношении либо определенного вида деятельности, либо определенного рода организаций»5.

Ст. 10 Конституции РФ определено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. У каждого вида власти правового государства находится организационное выражение в определенном органе или системе органов6.

Проведение аудита именитыми зарубежными аудиторскими компаниями получило большую популярность среди многих, в том числе ведущих российских компаний. Получение такого аудиторского заключения считается правилом хорошего тона и должно говорить о высоком уровне проверенной российской компании.

Однако, есть в этой ситуации и определенные минусы. Прежде всего, при проведении проверки проверяемая компания передает аудитору все сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности, а также о структуре управления, контроля и многое другое. Собранные аудитором сведения могут быть использованы для анализа состояния не только проверяемого предприятия, но и для анализа состояния экономики государства в целом. Также аудитор получает сведения об объемах производства различных материалов, изделий, используемых для выполнения государственного, в том числе оборонного заказа, развития стратегических отраслей промышленности.

Если предположить, что имеется возможность сложить все собранные данные вместе и анализировать их в комплексе, то получение полной картины состояния экономики государства, реализации его оборонных и стратегических программ — это всего лишь вопрос техники.

Кроме того, аудиторская компания при проверке получает информацию о принятых теми или иными должностными лицами проверяемых предприятий решениях. Эти решения в силу ряда причин могут носить компрометирующий характер для принявших их лиц. Таким образом, эти лица могут попасть в определенную зависимость от иностранного аудитора. В случае, если речь идет о высокопоставленных сотрудниках, например, МВД России,

военно-промышленного комплекса, государственных чиновниках, то такая ситуация является недопустимой.

За сбор данных о деятельности российских компаний и об экономике государства платят сами российские компании. Прибыль от аудиторской деятельности достается зарубежным компаниям.

По всей видимости, необходимо определить (расширить) круг российских предприятий, аудит которых должны проводить только особым образом аккредитованные отечественные аудиторские компании. Можно в принципе рассматривать и создание государственных аудиторских компаний. Для осуществления этих мер требуется изменение действующего законодательства Российской Федерации7.

Наряду с консалтинговыми группами в вышеописанных аудиторских компаниях, существуют и отдельные специализированные консалтинговые компании. В чем же состоит сущность консалтинга?

Возьмем для примера топ-менеджера какой-либо крупной компании. В процессе управления перед ним возникает вопрос, решение которого не однозначно. Брать на себя риск принятия решения и потом отвечать за него топ-менеджер, естественно, не хочет. Недовольный вышестоящий руководитель может уволить или наказать иным образом. В связи с этим топ-менеджер обращается в авторитетную, лучше иностранную, консалтинговую компанию.

Считается, что там работают умудренные богатым опытом профессионалы высокого класса, которые не могут ошибиться. Бывает, конечно, что они сами в первый раз сталкиваются и с указанной крупной компанией, и со сложным вопросом. Но все равно за ними непоколебимый иностранный авторитет.

Исходя из определенных соображений, они выбирают одно из решений вопроса. Затем кратко, не более чем на ста-трехстах страницах, излагают решение со всеми возможными обоснованиями и передают заказчику. Довольный топ-менеджер щедро оплачивает, естественно, деньгами компании, т.е. владельца, предложенное ему консультантами решение вопроса. Теперь вся моральная ответственность лежит на консультантах. Топ-менеджер удовлетворен, поскольку он руководствовался управленческим решением, предложенным авторитетными зарубежными консультантами.

Впрочем, описанный сценарий лишь частично касается работы консультантов. В ряде случаев обращение к консультантам более чем оправдано, а их действительно высокая квалификация на самом деле помогает найти и принять правильное управленческое решение8.

Чем же опасен описанный ритуал консалтинга, с нашей точки зрения? Дело в том, что в процессе консалтинга консультируемая сторона посвящает иностранного консультанта в суть проблемы. Следовательно, идет передача важной информации. Затем консультант рекомендует определенное управленческое решение проблемы. Решение консультанта может быть продиктовано рядом факторов, из которых, к сожалению, нельзя исключать очевидное обострение наших отношений с западным миром и его готовность вводить экономические санкции, т.е. вести экономические войны. В этих условиях использование иностранных консультантов представляется весьма неоднозначным действием.

И опять, как и в случае с иностранными аудиторскими компаниями, ответственные сотрудники российских компаний, принимающие управленческие решения по рекомендациям иностранных консультантов, могут попасть в определенную зависимость от консультантов.

Представляется, что правильным будет организовать такой порядок, при котором ряд российских предприятий, организаций, учреждений будут получать консультации только в отечественных научно-исследовательских, ведомственных институтах. Это, с одной стороны, позволит избежать утечки информации, а с другой, — даст мощный импульс развитию отечественной науки, ее практическому применению.

Бизнес иностранных рейтинговых агентств достаточно прост. На основе полученных данных (из открытых источников, от самих объектов, третьих лиц) рейтинговые агентства формируют различные рейтинги объектов.

Следовательно, рейтинговые агентства — это организации, целью которых является сбор и обработка экономической и иной информации по всему миру. По этой части своего функционала они мало чем отличаются от экономической разведки.

Однако, есть и вторая часть функционала — формирование и публикация рейтингов. Экономические, финансовые структуры при взаимодействии

с различными экономическими объектами (предприятиями, банками, муниципальными образованиями, государствами) руководствуются этими самыми рейтингами. Изменение рейтинга объекта в худшую сторону может вызвать для него неблагоприятные последствия: обвал котировок акций, отзыв кредитов и займов, прекращение финансирования, совместной деятельности, размещения заказов и т.д.

Таким образом, рейтинговые агентства имеют в своем арсенале мощный рычаг для воздействия на самые разные экономические объекты, начиная от предприятия и заканчивая национальной экономикой.

При этом достаточно часто экономические объекты, в основном коммерческие организации, желая получить международный рейтинг, сами платят за процедуру получения рейтинга и сами предоставляют о себе данные. В итоге, деятельность по сбору информации оплачивается самими источниками информации. К тому же они и попадают в определенную зависимость от рейтинговых агентств. С точки зрения обеспечения экономической безопасности ситуация выглядит противоречивой.

Представляется перспективным организовать независимое российское рейтинговое агентство и (или) законодательно обязать ряд экономических объектов получать рейтинг только в отечественных рейтинговых агентствах. Также представляется целесообразным снизить степень влияния всех рейтинговых агентств на экономику путем введения разумных ограничений на их деятельность.

Таким образом, можно констатировать, что система, состоящая из иностранных аудиторских и консалтинговых компаний, рейтинговых агентств (и в меньшей степени платежных систем), собирает и аккумулирует колоссальный объем информации об экономике нашего государства. Кроме того, эта система обладает рядом возможностей влияния на национальную экономику. Такое положение, с точки зрения автора, является угрозой экономической безопасности государства.

Следовательно, в вопросах финансового контроля, аудита, консалтинга и рейтинга как неотъем-лимого элемента обеспечения национальной безопасности страны необходимо руководствоваться не столько устоявшимися соображениями за рубежом, сколько соображениями экономической безопасности государства.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 49.

2. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2002. С. 138.

3. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 72.

4. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. М.: Щит, 1999. С. 206.

5. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. С. 51.

6. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 11—12.

7. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства // Закон и право. 2005. № 9. С. 34, 37.

References

1. AnsoffI. Strategic management. M, 1989. P. 49.

2. Malin A.S., Mukhin V.I. Research of control systems. M, 2002. P. 138.

3. Grachyova E.Yu. Problems of legal regulation of the state financial control. M.: Law, 2000. P. 72.

4. Korenev A.P. Bases of management in law-enforcement bodies. Textbook. M.: Board, 1999. P. 206.

5. Studenikina M.S. the State inspections in the USSR. M, 1987. P. 51.

6. Chirkin V.E. Control power//State and right. 1993. № 4. P. 11—12.

7. Gaponenko V.F., Bespalko A.A. Audit, consulting and economic security of the state//Law and right. 2005. №. 9. P. 34, 37.

1 Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 49.

2 Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2002. С. 138.

3 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 72.

4 Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. М.: Щит, 1999. С. 206.

5 Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. С. 51.

6 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 11—12.

7 Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства. Закон и право. 2005. № 9. С. 34.

8 Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства // Закон и право. 2005. № 9. С. 37.

УДК 33 ББК 65

МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

РАФАЭЛЬ НЕСТЕРОВИЧ НАГАПЕТЬЯНЦ,

доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента Белгородского университета кооперации, экономики и права

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

E-mail: [email protected] Рецензент: Каменева Н.Г., доктор экономических наук, профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Подробно раскрыта роль маркетинга в сфере транспортных услуг, как одного из важных направлений развития экономики стран. Реализация маркетинговой деятельности в сфере транспортных услуг позволит обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятий и повышение эффективности их деятельности.

Ключевые слова: маркетинг в сфере услуг, транспортное обслуживание, конкуренция, рынок, качество обслуживания, эффективность.

Annotation. Detailed description of the role of marketing in the field of transportation services, as one of the important directions in the development of national economy. Implementation of marketing activities in the field of transportation services will provide a high level of competitiveness of enterprises and improving the efficiency of their operations.

Keywords: marketing in the service sector, transportation services, competition, market, quality of service, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.