Научная статья на тему 'Сущность финансового контроля в современных условиях'

Сущность финансового контроля в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СВОЕВРЕМЕННОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FINANCIAL CONTROL / OFFENCE / ECONOMIC SECURITY / EARLY DETECTION / EFFECTIVENESS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлова Валентина Владимировна

Значение финансового контроля как функции управления внешнего воздействия весьма важно с позиции обеспечения экономической безопасности страны, которая складывается из экономической безопасности отдельно взятых экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of financial control in modern conditions

The Value of financial control as control functions of external influence is very important from the standpoint of ensuring economic security of the country, which is formed from the economic security of individual economic entity.

Текст научной работы на тему «Сущность финансового контроля в современных условиях»

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА СВЕТЛОВА,

следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected] Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор Эриашвили Н.Д.

Аннотация. Значение финансового контроля как функции управления внешнего воздействия весьма важно с позиции обеспечения экономической безопасности страны, которая складывается из экономической безопасности отдельно взятых экономических субъектов.

Ключевые слова: финансовый контроль; правонарушение; экономическая безопасность; своевременное обнаружение; эффективность деятельности.

ESSENCE OF FINANCIAL CONTROL IN MODERN CONDITIONS

VALENTIN A VLADIMIROVNA SVETLOVA,

special investigator of the Ministry of Internal Affairs Investigative department of Russia

Annotation. The Value of financial control as control functions of external influence is very important from the standpoint of ensuring economic security of the country, which is formed from the economic security of individual economic entity. Keywords: financial control; the offence; economic security; early detection; the effectiveness of activities.

На протяжении последних лет российским Правительством все активнее ведется борьба с коррупцией. При этом большая роль отводится финансовому контролю за деятельностью экономических субъектов, проводимому представителями учреждений МВД России.

Так что же такое финансовый контроль? «Контроль финансовый представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления. Контроль финансовый является формой государственного контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюджетных средств, сохранности государственной и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финансовой дисциплины» [6].

Финансовый контроль — это функция управления, с помощью которой субъект получает полную и достоверную информацию о правильности и эффективности функционирования организации; это контроль за обычной и прочней деятельностью хозяйствующих субъектов. Целью финансового контроля является содействие реализации финансовой политики хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности про-

цесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организации [1, с. 21].

Изучение подходов различных авторов к определению понятия «финансовый контроль», таких как А.Г. Каратуев, О.С. Манаев, М.В. Мельник, В.Ю. Мелихов, В.В. Бурцев, Ж.А. Кеворкова, Р.А. Иванов и др. — позволяет раскрыть сущность «финансового контроля» через основные его аспекты.

А.Г. Каратуев, В.Ю. Мелихов отмечают, что различают внутренний и внешний финансовый контроль. Первый вид контроля организует непосредственно администрация предприятия или его собственники, второй — государственные (и негосударственные саморегулируемые) органы и организации. Внешний финансовый контроль могут осуществлять и финансово-кредитные организации и предприятия (например, банки по отношению к заемщикам). В последние время эту функцию по отношению к дочерним и зависимым предприятиям осуществляют контролирующие их головные компании. В известной мере внешний финансовый контроль осуществляют и контрагенты предприятий. По отношению к малым предприятиям эту функцию нередко осуществляют криминальные структуры» [3, с. 167].

Мы же в своем исследовании рассмотрим значение и содержание внешнего финансового контроля, кото-

214

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2014

рый проводят различные подразделения учреждений МВД, в функции которых входит борьба с экономическими преступлениями. Таким образом, внешний финансовый контроль со стороны учреждений МВД — это функция управления внешнего воздействия на объект управления, направленная на обеспечение сохранности и эффективности использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности.

Ж.А. Кеворкова и Р.А. Иванов в монографии «Внутренний контроль бизнес-процессов Федерального казначейства» приводят следующую классификацию финансового контроля, представленную на рис. 1 [1, с. 23].

Примечательно, что данная классификация предложена исходя из сформированного в Российской практике финансового законодательства, обуславливая четкую классификацию видов финансового контроля и органов, его осуществляющих.

Значение финансового контроля как функции управления внешнего воздействия весьма важно с позиции обеспечения экономической безопасности страны, которая складывается из экономической безопасности отдельно взятого экономического субъекта.

Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, независимость и недопущение скатывания в зону критического риска возможны в случае, если будут определены важные стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, построена четкая логическая схема своевременного обнаружения и ликвидации вероятных опасностей и угроз, уменьшение последст-

вий хозяйственного риска в результате эффективного использования систем внутреннего контроля [8, с. 108].

Основными задачами внешнего финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта являются контроль за: соблюдением законности финансовой дисциплины; экономической безопасностью; достоверностью финансовых сделок; обеспечением финансовой устойчивости; эффективностью использования налоговых льгот; соблюдением финансовых интересов экономических субъектов, усилением их ответственности за результаты своей деятельности; использованием материальных ценностей и денежных средств; своевременным обнаружением недостач, растрат и определением лиц, виновных в их совершении; привлечением виновных лиц к юридической ответственности и т.п.

Финансовый контроль состоит из основных (объект и субъект; информационно-правовое и нормативное обеспечение; методы; принципы; и т.п. процесса контроля) и вспомогательных элементов (обеспечение финансовое, техническое, кадровое и т.п.), образующих инфраструктуру финансового контроля. Взаимосвязь элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство представляет собой систему финансового контроля, направленную на достижение целей контроля (рис. 2.).

Процесс финансового контроля, включающий основные семь этапов представлен на рис. 3.

При выявлении посредством финансового контроля нарушений законодательных норм возникают в

№ 8 / 2014

Рис. 1. Виды финансового контроля и его правовое регулирование — Вестник Московского университета МВД России —

215

отношении должностных следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Также следует отметить, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе. При неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса контроля своих прав и обязанностей возникает необходимость применения определенных мер принуждения со стороны контролирующих органов, (предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрет на осуществление тех или иных операций; изъятие материальных и денежных средств). Применение мер принуждения направлено на сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их

должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения [7].

Содержание финансового контроля обуславливается финансовыми показателями деятельности экономического субъекта, регламентирующими и отражающими процесс формирования, распределения и использования его финансовых ресурсов. Кругооборот финансовых ресурсов в экономическом субъекте способствует фактическому становлению всего процесса его финансово-хозяйственной деятельности объектом контроля. Таким образом, всеобъемлющая роль фи-

216

Рис. 2. Основные этапы финансового контроля Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2014

I ЭТАП — ПЛАНИРОВАНИЕ

Определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей,

позволяющих оценить реализацию финансовых решений

I

II ЭТАП — СБОР ИНФОРМАЦИИ

Сбор всестронней информации, характеризующей состояние объекта контроля

♦ '

III ЭТАП — СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям

' ' I

IV ЭТАП — АНАЛИЗ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Анализ результатов контроля, составление результирующей отчестности

' I ' '

V ЭТАП — ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ

Выработка решений по результатам анализа * '

VI ЭТАП — ДОВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц

' I

VII ЭТАП — УСТРАНЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ

Выработка и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков

Рис. 3. Этапы процесса финансового контроля

нансового контроля в системе управления экономическими субъектами бесспорна.

Финансовый контроль как функция управления носит вторичный характер. Финансовый контроль сам по себе не является инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет цель устранения или предотвращения ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и другими правовыми нормами организации финансовой деятельности [10].

Финансовый контроль направлен на:

♦ выявление состояния учета использования материальных ценностей и денежных средств;

♦ выявление характера совершенного правонарушения (недостача, растрата и др.);

♦ определение лиц виновных в его совершении;

♦ выявление основных причин и условий, способствующих правонарушениям;

♦ определение мер по совершенствованию учета использования материальных ценностей и устранение причин, способствующих злоупотреблениям;

♦ привлечение виновных к юридической ответственности.

Своевременно проведенный финансовый контроль за деятельностью экономических субъектов будет способствовать росту эффективности деятельно-

сти отдельного экономического субъекта, экономической безопасности нашей страны и росту благосостояния наших граждан.

Литература

1. Кеворкова Ж.А., Иванов Р.А. Внутренний контроль бизнес-процессов Федерального казначейства: Моногр. М., 2013 .

2. Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: Учеб. пособие. М., 2007.

3. Капатуев А.Г. Финансы и бескризисное развитие организации: словарь-справочник. Курск, 2005.

4. Суглобов А.Е. Внутренний контроль за качеством аудиторских проверок // Аудиторские ведомости. 2009. № 8.

5. Суглобов А.Е. Методология и организация аудита объектов сельской социальной инфраструктуры: Моногр. М., 2007.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2002.

7. Финансы / Под ред. А.Г. Грязевой, К.В. Маркиной; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

8. Хмелев С.А. Методология управленческого учета предприятия: Моногр. Тольятти, 2010.

9. Хмелев С.А, Орлова Е.А. Использование аудита в системе противодействия теневой экономике // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9.

10. URL://http://www.theory-of-money.ra/fmansy-i-kredit/soderzhaшe-i-znacheшe-fmansovogo-kontrolya

№ 8 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.