Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственной инвестиционной политики важный фактор успешной реализации программ устойчивого развития регионов.'

Повышение эффективности государственной инвестиционной политики важный фактор успешной реализации программ устойчивого развития регионов. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / АЗЕРБАЙДЖАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов В.

В статье исследуются основные черты современной инвестиционной политики азербайджанского государства. Рассматривается ее воздействие на реализацию государственных программ устойчивого развития регионов республики. Выделены наиболее эффективные механизмы государственной инвестиционной политики, позволяющие республике снизить риски кризисных факторов в экономике. Предлагаются возможные направления повышения эффективности инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summary The article deals with the main features of the modern investment policy of the Azerbaijani state and considers its impact on the implementation of state programs for the sustainable development of regions of the republic. The most effective mechanisms for public investment policy, allowing the country to reduce the risks of crisis factors in the economy have been selected. Possible directions for improving the investment policy have also been suggested here.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственной инвестиционной политики важный фактор успешной реализации программ устойчивого развития регионов.»

Повышение эффективности инвестиционной политики Азербайджана как важный фактор успешной реализации программ устойчивого развития регионов.

Сулейманов В. Э.

В статье исследуются основные черты современной инвестиционной политики азербайджанского государства, рассматривается ее воздействие на реализацию государственных программ устойчивого развития регионов республики. В работе также исследуются наиболее эффективные механизмы государственной инвестиционной политики, позволяющие республике снизить риски кризисных факторов в экономике, предлагаются возможные пут и направления повышения эффективности инвестиционной политики.

По мере интенсификации социальных и экономических процессов в Азербайджане все большее внимание уделяется как в теоретическом плане, так и в практической деятельности региональным аспектам роста производства, регулированию социального развития регионов. Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.) выдвинула перед отечественной экономической наукой новые задачи — расширение региональных аспектов исследований. Важным направлением таких исследований является повышение эффективности государственной инвестиционной политики.

Опыт реализации региональной экономической политики в Азербайджане свидетельствует, что острота проблемы выравнивания социально-экономического развития регионов все еще сохраняется. Ввиду того, что добыча нефтегазовых ресурсов, являющаяся основной отраслью экономики, сосредоточена главным образом в окрестностях Баку,

экономическая деятельность крайне неравномерно распределена по территории страны. К началу реализации «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008гг.)» доля регионов в доходах госбюджета страны составляла чуть больше 10%, а объем инвестиций, направляемых государством в регионы, не достигал и 15% от общего объема инвестиций в экономику республики1.

Необходимо отметить, что диспропорции, существующие в секторальной и региональной структуре экономики Азербайджана, носят в известной мере объективный характер. После восстановления государственной независимости у Азербайджана практически не было альтернативы развитию нефтегазовой отрасли, которая еще с конца 1980-х годов (т.е. со времен, предшествовавших независимости) рассматривались как стартовое конкурентное преимущество республики, сулящее к тому же определенные внешнеполитические дивиденды. Однако сегодня «нефтяное давление» на экономику уже приблизилось

Сулейманов Вургун Эльхан оглу — кандидат экономических наук, Генеральный директор компании АЗНМ.

к допустимым границам. Нефтегазовый сектор дает более 80% суммарного экспорта. По оценке ЮНКТАД, Азербайджан входит в число стран мира, наиболее зависящих от производства энергоресурсов.

Подобное положение негативно отражалось на социально-экономическом развитии республики. Все это свидетельствовало в пользу того, что в тактическом плане для Азербайджана необходимы серьезные изменения структуры экономики, направленные на уменьшение влияния нефтяного фактора. Претворение в жизнь «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)» стало основой и катализатором комплексного развития регионов, в том числе восстановления и расширения инфраструктуры городов, создания новых предприятий, социально-культурных объектов, рабочих мест, повышения уровня благосостояния населения.

Решающую роль в этих достижениях сыграли инвестиции, от объемов и структуры которых зависят не только темпы, но и качество экономического роста. За 5 лет (2004-2008 гг.) инвестиции в основной капитал в Азербайджане составили 33,5 млрд. манатов. Из них 53,2% составляли внутренние, 46,8% — иностранные инвестиции. Общий объем инвестиций в 2008 г. превысил данные 2003 года в 3 раза. В этот период в результате целенаправленных мероприятий было открыто 766 тыс. новых рабочих мест, из них 547,5 тыс. — постоянных. За это же время было создано 27,5 тыс. новых предприятий, из которых 40% функционируют в регионах республики. Важно отметить, что 88% вновь созданных предприятий находятся в сфере частной собственности.

Успешная реализация целей государственной программы социально-экономического развития регионов позволила приступить к реализации аналогичной программы на период 2009-2013 гг. Вызовы XXI века объективно обусловливают необходимость территориально-структурных сдвигов в развитии производительных сил Азербайджана. Они были нацелены, в первую очередь, на ликвидацию диспропорций между центром и регионами, преодоление регионального отставания в развитии инфраструктуры, обеспечение рациональной занятости, упорядочение миграции жителей страны, расселение беженцев и привлечение их к работе и жизни в депрессивных регионах, ликвидацию последствий негативного антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду.

В 2008 г. суммарный объем инвестиций в экономику Азербайджана достиг 11 млрд. долл., составив около 23% ВВП. В соответствии с данными «CIA — The World Factbook», по последнему показателю страна заняла первое место в мире. Для новых независимых государств особенно важными были прямые иностранные инвестиции (ПИИ), приводившие в страну передовые наукоемкие технологии, прогрессивный опыт организации и управления бизнесом. В последние годы Азербайджан неизменно занимает

одно из ведущих мест в мире по показателям привлечения ПИИ. В 2005 и 2006 годах Азербайджан занимал первую строку мирового рэнкинга по индексу привлеченных инвестиций, а в 2007-м находился на 12 месте, что было связано с окончанием капиталоемких работ по освоению новых нефтегазовых месторождений и завершением строительства основных нефте- и газопроводов. Среди стран Центральной и Восточной Европы Азербайджан неизменно входил в группу лидеров по ПИИ на душу населения2.

В 2007 году в сфере капиталовложений проявились новые тенденции, существенным образом изменившие общую инвестиционную ситуацию. Прежде всего, впервые за многие годы объем местных инвестиций превысил иностранные. Объем инвестиций в экономику Азербайджана составил 4,4 млрд. долл., из которых 3,1 млрд. долл. (свыше 70%) были получены из местных источников. Судя по всему, эта тенденция будет долговременной. Второй такой тенденцией можно назвать увеличение государственных инвестиций, главным образом в инфраструктурные проекты. В 2007 году они достигли 2,2 млрд. долл. Наконец, третьей, вполне оформившейся тенденцией, стало государственное и частное инвестирование азербайджанского капитала за рубежом. Следует особо отметить инвестиции Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) в Грузии, уже достигающие 500 млн. долл. Кроме того, ГНКАР анонсировала несколько крупных, в том числе миллиардных, инвестиционных проектов в Турции3.

Азербайджан сегодня признан мировым лидером в сфере экономических реформ и обладает самой быстрорастущей экономикой. Тем не менее, и в Азербайджанской Республике ощущались тенденции мирового финансового кризиса. Экономика Азербайджана интегрирована в мировую экономику, поэтому процессы, отмечаемые на мировых рынках, не могут не влиять на Азербайджанскую Республику. Со второй половины 2008 г. ее экономика развивалась в неблагоприятных внешних условиях. Вместе с тем, по оценкам специалистов МВФ, ВБ и других международных организаций, азербайджанская экономика оказалась достаточно устойчивой по отношению к финансовому кризису.

Это обусловлено рядом факторов, важнейшим из которых является повышение роли государства как основного заказчика услуг в частном секторе. В последние годы в капитальных вложениях в экономику Азербайджана внутренние инвестиции превалируют над иностранными. Если в 2003 г. внутренние капиталовложения были равны 25%, то в 2008 г. - 75% всех вложенных в экономику республики инвестиций. При этом инвестиции в основной капитал достигли 9,0 млрд. манатов (10,6 млрд. долл.), из которых 4,2 млрд. манатов (4,9 млрд. долл.), или 46,3% составили государственные инвестиции. Почти 80% этих вложений

Сулейманов В. Э.

были направлены в инфраструктурные проекты и 20% — в социальные. Такая их структура значительно снизила риски кризисных факторов в экономике страны4.

В самый разгар мирового кризиса правительство Азербайджана находило возможности для решения региональных проблем, развития не нефтяных отраслей. Важную роль в решении этих задач играли Национальный фонд поддержки предпринимательства (НФПП) при Министерстве экономического развития Азербайджанской Республики и созданная в 2006 г. АО «Азербайджанская Инвестиционная Компания». За 2002-2009 гг. НФПП через уполномоченные банки и небанковские кредитные организации выдал льготных кредитов в размере 467,7 млн. манатов на инвестирование 6991 хозяйствующих субъектов. Из них 73% приходились на долю регионов, более 90% — на проекты создания производственных и перерабатывающих предприятий.

Из общего объема выданных льготных кредитов 364 млн. манатов были из средств госбюджета, 103,7 млн. — из возвратных средств по ранее выданным НФПП кредитам. В 2009 г. объем льготного кредитования предпринимателей по линии НФПП составил 130 млн. манатов. В целом 36,9% льготных кредитов, выданных в 2009 г., было использовано на реализацию проектов в сфере услуг и инфраструктуры, 28,3% — на производство промышленной продукции, 32,6% — на производство и переработку продукции АПК, 1,5% — на развитие средств массовой информации, 0,7% — на активизацию сферы туризма.

Из средств ФНПП в 2009 г. 119,4 млн. манатов было направлено на кредитование 94 средних, крупных и очень крупных инвестиционных проектов, в том числе 109,7 млн. манатов — на финансирование крупных и очень крупных проектов. В 2010 г. Фонд планирует предоставить льготные кредиты, как минимум, на 115 млн. манатов. Однако объем этих средств еще существенно отстает от инвестиционных потребностей регионов и недостаточен для ускоренного развития аграрной сферы, перерабатывающей промышленности и других отраслей не нефтяного сектора экономики. Так, в 2008 г. 42,6% общего объема капиталовложений было направлено в не нефтяной сектор, в том числе 1% — в сельское хозяйство и 1,6% — в перерабатывающую промышленность. Поэтому темпы роста производства продуктов питания в 12 раз, сельского хозяйства в 49 раз отставали от темпов роста нефтяной отрасли. По экспертным оценкам, для достижения в сельском хозяйстве ежегодного роста выше 10% необходимо ежегодно (в течение 5-6 лет) направлять в эту сферу инвестиции на сумму 500 млн. долл.5

Основная задача АО «Азербайджанская Инвестиционная Компания» — долгосрочное инвестирование средств в АО и другие коммерческие структуры в не нефтяном секторе путем выкупа в них доли. За время после создания эта инвестиционная компания

реализовала ряд крупных проектов в области судостроения, сельского хозяйства, инфраструктуры и др. Создание благоприятного инвестиционного климата в целях стимулирования ускоренного развития не нефтяного сектора в республике обусловливает соответствующую целям регионального развития фискальную политику. С 1-го января 2010 г. снизились ставки по некоторым видам прямых налогов. Ставка налога на прибыль снижена с 22 до 20 процентов, максимальный размер подоходного налога для наемных работников — с 35 процентов до 30, а для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, без создания юридического лица, — с 35 до 20 процентов.

Общее число налогов было снижено до 9. Производителей сельскохозяйственной продукции освободили от всех видов налогов, за исключением земельного. Была упрощена процедура лицензирования. С 2010 г. также введено освобождение от уплаты НДС учреждений дошкольного образования, действующих на платной основе. Всего в налоговое законодательство в 2010 г. было внесено 46 поправок в четырех направлениях: повышения прав и защиты интересов налогоплательщиков, совершенствования налогового администрирования, налогового контроля6.

Для повышения экономической активности и стимулирования ускоренного развития не нефтяного сектора экономики, на наш взгляд, необходимо еще более снизить налоги. В частности, налог на прибыль можно было бы сократить с 22% до 18%, налог на добавленную стоимость (НДС) — с 18% до 14%. В нынешних условиях эти меры могут стать эффективным рычагом, обеспечивающим не только возможности роста, но и повышение его качества. Главными получателями выгоды от снижения НДС будут отрасли с высокой добавленной стоимостью, что сделает их «локомотивами» такого роста, смещая центр тяжести с сырьевых отраслей к отраслям с более высокой степенью переработки.

Другими, не менее важными институтами, воздействующими на инвестиционную активность в регионах, являются финансово-кредитный и фондовый рынки. Солидной финансовой линией для развития бизнес среды в анализируемый период явилась возможность получения кредитов со стороны Центрального банка Азербайджана. За счет банковских кредитов в 2009 г. были осуществлены капитальные вложения на сумму 384,7 млн. манатов (на 10,5% больше, чем в 2008 г.).

Вместе с тем, несмотря на превалирующее в республике значение банковской системы, необходимо сделать доступным для населения кредитов или иных форм заимствования через инвестиционные институты и рынок ценных бумаг. Это, во-первых, привлечет на инвестиционный рынок дополнительные ресурсы, во-вторых, через дивиденды в определенной мере увеличит доходы предпринимателей и повысит их интерес к развитию производства. На наш взгляд,

это придаст больший динамизм росту инвестиционной активности.

В условиях глобализации экономики все большое значение приобретают инжиниринговые и консультационные фирмы, предприятия по содействию экспорту, центры венчурного капитала, а также технопарки, свободные экономические зоны и пр. Увеличение числа подобных институциональных структур будет способствовать общему развитию инвестиционной активности в стране на основе внедрения высоких технологий, привлечению венчурного капитала и активному участию в таких центрах местных специалистов. С 2009 г. в Азербайджане вступил в силу закон «О специальных экономических зонах», определивший порядок создания и функционирования СЭЗ. В СЭЗ будет запрещена предпринимательская деятельность, связанная с производством спиртных напитков и табачных изделий, телерадиовещанием, производством драгоценных металлов, а также добычей и переработкой нефти, нефтепродуктов и природного газа. Помимо этого, законом определен льготный режим для компаний, осуществляющих деятельность в СЭЗ. В частности, ставка налога с оборота для предприятий составит 0,5%. Также для предприятий, действующих в СЭЗ, предусмотрен специальный таможенный режим, который включает освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при импорте товаров.

Ведутся работы и над созданием в республике региональной инновационной зоны — РИЗ, что-определено в качестве приоритетного направления развития 1Т-промышленности. Организация РИЗ создаст приемлемые условия для импорта инновационной продукции в Азербайджан, а также создаст условия для организации на территории страны

производственных линий иностранных инвесторов с дальнейшим их выходом на региональные рынки. По прогнозам экспертов рост доходов от проектов в региональных инновационных зонах к 2020 году достигнет 12 млрд. долларов.

Решение задач «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджана (2009-2013гг.)» требует дальнейшего совершенствования государственной инвестиционной политики. Это, в свою очередь, обусловливает оптимальное использование возможностей геоэкономического положения страны, развитие и совершенствование системы макроэкономического регулирования, а также реализацию потенциала глобализации, предоставляющей возможности для приобретения новых технологий, лицензий, привлечения высокотехнологичных производств ТНК. Необходимо существенно переориентировать экономику на инновационные рельсы, провести системные структурные и институциональные реформы. Следует ускорить диверсификацию экономики республики, направляя доходы от экспорта нефти на создание конкурентоспособной, многоотраслевой и самодостаточной экономики для сбалансированного развития регионов.

Summary: The article deals with the main features of the modern investment policy of the Azerbaijani state and considers its impact on the implementation of state programs for the sustainable development of regions of the republic. The most effective mechanisms for public

investment policy, allowing the country to reduce the risks

of crisis factors in the economy have been selected. Possible directions for improving the investment policy have also been suggested here.

----------- Ключевые слова --------------------------------------- Keywords ----------

Азербайджан, инвестиционная политика, Azerbaijan, investment policy, development of regions,

внутренние и внешние инвестиции, эффективность investment's effective

инвестиций, региональное развитие

Примечания

1. Нуриев А.Х. Внутриреспубликанская региональная политика: актуальные проблемы развития и совершенствования // Государственное управление: теория и практика. № 3 (11), 2007 (на азерб.языке).

2. Гаджиев Ш., Музаффарли Н., Мамедов Р., Набиева С. Экономическая трансформация в Азербайджане: достижения и проблемы // Кавказ и глобализация, т. 2, вып. 4, 2008, с. 57-73.

3. Статистические данные Министерства Финансов Азербайджанской Республики. Баку, 2008 (http://www.maliyye.gov.az).

4. Масимли А. Мировой финансовый кризис и Азербайджан // Кавказ и глобализация, т. 3, вып. 1, 2009, с. 76-92.

5. Там же

6. Мурадов Ш.М., Гезалова А.К., Эфендиев Р.Д. Глобализация, демографическое развитие и трудовая активность населения в Азербайджане. Баку, «Элм». 2007. С. 252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.