Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных'

Повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
осужденные / уголовно-исполнительные инспекции / пробация / средства электронного мониторинга / профилактика преступлений / воспитательные мероприятия / рецидивная преступность / convicts / penal inspections / probation / electronic monitoring tools / crime prevention / educational measures / recidivism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Владимирович Комбаров

В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных. В ходе анализа деятельности органа, исполняющего уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, выявлены правовые и организационные недостатки в сфере взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами полиции, местной власти и общественными организациями, а также в части контроля соблюдения ограничений и запретов, возложенных на осужденных по приговору суда. На основе проведенного в статье исследования предложены меры по совершенствованию работы уголовно-исполнительных инспекций в области предупреждения преступности осужденных, состоящих на учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Роман Владимирович Комбаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the efficiency of the activities of criminal inspections in the field of prevention of repeated crimes by convicted principles

The article discusses the effectiveness of the activities of penal inspections in the field of preventing repeated crimes by convicts. During the analysis of the activities of the body executing criminal punishments not related to isolation from society, legal and organizational shortcomings were identified in the sphere of interaction of criminal enforcement inspections with the police, local authorities and public organizations, as well as in terms of monitoring compliance with restrictions and prohibitions imposed on convicts by court verdict. Based on the research carried out in the article, measures are proposed to improve the work of penal inspections in the field of crime prevention for registered convicts.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 236 — 239. State service and personnel. 2023;(4):236 — 239.

Научная статья УДК 343.81

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-236-239 NIION: 2012-0061-04/23-241

EDN: https://elibrary.ru/DMSTRJ MOSURED: 77/27-008-2023-04-441

Повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных

Роман Владимирович Комбаров

ВИПЭ ФСИН России, Вологда, Россия, R.V.Kombarov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных. В ходе анализа деятельности органа, исполняющего уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, выявлены правовые и организационные недостатки в сфере взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами полиции, местной власти и общественными организациями, а также в части контроля соблюдения ограничений и запретов, возложенных на осужденных по приговору суда. На основе проведенного в статье исследования предложены меры по совершенствованию работы уголовно-исполнительных инспекций в области предупреждения преступности осужденных, состоящих на учете.

Ключевые слова: осужденные, уголовно-исполнительные инспекции, пробация, средства электронного мониторинга, профилактика преступлений, воспитательные мероприятия, рецидивная преступность.

Для цитирования: Комбаров Р.В. Повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 236—239. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-236-239 EDN: https://elibrary.ru/DMSTRJ

Original article

Increasing the efficiency of the activities of criminal inspections in the field of prevention of repeated crimes by convicted principles

Roman V. Kombarov

VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Vologda, Russia, R.V.Kombarov@yandex.ru

Abstract. The article discusses the effectiveness of the activities of penal inspections in the field of preventing repeated crimes by convicts. During the analysis of the activities of the body executing criminal punishments not related to isolation from society, legal and organizational shortcomings were identified in the sphere of interaction of criminal enforcement inspections with the police, local authorities and public organizations, as well as in terms of monitoring compliance with restrictions and prohibitions imposed on convicts by court verdict. Based on the research carried out in the article, measures are proposed to improve the work of penal inspections in the field of crime prevention for registered convicts.

Keywords: convicts, penal inspections, probation, electronic monitoring tools, crime prevention, educational measures, recidivism.

For citation: Kombarov R.V. Increasing the efficiency of the activities of criminal inspections in the field of prevention of repeated crimes by convicted principles // State service and personnel. 2023; (4) :236—239. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2023-4-236-239 EDN: https://elibrary.ru/DMSTRJ

В условиях гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики в нашей стране, отвечающей общемировым тенденциям, сегодня отмечается расширение перечня

© Комбаров Р.В. М., 2023.

оснований и практики применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Органом, который контролирует исполнение подобных наказаний, является уголовно-исполнительная инспекция (УИИ).

№ 4/2023

Одной из основных задач УИИ как органа исполнения наказаний и субъекта пробации является предупреждение повторных преступлений осужденных, которые могут ими совершаться как в период отбывания наказания, так и после его отбытия. В решении этой задачи УИИ оказывают содействие сотрудники полиции, органы местного самоуправления и различные общественные организации. В рамках этого взаимодействия данные субъекты совместно организуют контрольные, профилактические и воспитательные мероприятия в отношении осужденных, состоящих на учете.

Как отмечается в ряде исследований, посвященных проблемам рецидивной преступности данной категории осужденных, основными ее объективными причинами и условиями выступают отсутствие общественно полезной деятельности, поверхностное рассмотрение судом личности осужденного, отсутствие должного контроля за его поведением и образом жизни осужденного [6, с 124].

В связи с этим эффективность деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных зависит, прежде всего, от налаженного взаимодействия со всеми субъектами профилактической работы. Помимо сотрудников полиции, активное участие в этой работе должны принимать: органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации и учреждения (например, центры занятости населения, медицинские организации, учреждения образования, культуры и спорта), прокуратура, общественные формирования (например, социально-реабилитационные центры, религиозные объединения).

Правоприменительная практика различных УИИ в части совместной работы с полицией в целях профилактики и предупреждения новых преступлений со стороны осужденных показывает, что в планах такой деятельности отражается однотипный перечень мероприятий (профилактических и воспитательных). Такие планы практически не корректируются исходя из складывающейся оперативной обстановки и результатов про деланной работы. Непосредственно воспитательные мероприятия с осужденными, состоящими на учете, сводятся в основном к первоначальным профилактическим беседам, а также к аналогичным формам работы в ходе совместных рейдов сотрудников УИИ и полиции. Более того, достаточное внимание в рамках предупреждения новых преступлений уделяется только несовершеннолетним осужденным.

Исходя из этого полагаем, что в рамках организации воспитательной работы, направленной на предупреждение преступности осужденных,

состоящих на учете, целесообразно расширение круга лиц, оказывающих содействие УИИ в данной работе. Следует более активно и массово привлекать к ней представителей общественности, как того требует новый Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ [1].

Прежде всего, необходимо обратить внимание на возможности социальной работы, социальной реабилитации лиц, нуждающихся в такой помощи, организации полезного досуга, особенно в отношении несовершеннолетних осужденных (с перспективной обучения и дальнейшего трудоустройства). Важную роль следует отвести представителям религиозных конфессий, многие из которых сегодня обладают знаниями в области права и психологии (например, их наравне с психологами можно подключать к проведению профилактических бесед с верующими).

Целесообразно также распространить позитивный опыт отдельных регионов по созданию социально-профилактических центров для содействия органам местной власти в обеспечении общественного порядка и предупреждения преступности. Например, по инициативе начальников филиалов ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Башкортостан постановлениями глав муниципальных образований созданы секции по проведению воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете [5, с. 82].

В целом в качестве рекомендаций по совершенствованию взаимодействия УИИ с другими органами и учреждениями в целях профилактики и предупреждения новых преступлений со стороны осужденных предлагаем следующее:

а) все мероприятия необходимо объединить в один общий комплексный план, который должен содержать планируемые мероприятия всех субъектов данной деятельности (УИИ, подразделений органов внутренних дел, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений), осуществляемых во взаимодействии. Этот план должен соответствовать планам социально-экономического развития региона и комплексным планам профилактики правонарушений;

б) изменить штатную структуру УИИ, а именно:

■ дополнить штат каждой УИИ должностью психолога или выделить в штатном расписании отдельных сотрудников, в компетенцию которых будет входить непосредственно организация и осуществление воспитательной работы с осужденными. Для этого необходимо провести подготовку или переподготовку действующих сотрудников УИИ;

№ 4/2023

■ ввести в штат УИИ оперативных работников. Согласимся с мнением К.К. Горяино-ва о необходимости предоставления УИИ или отдельным сотрудникам УИИ права на осуществление оперативно-розыскной деятельности [3, с. 475].

Для реализации предложений по изменению штатной структуры потребуется внесение изменений в Приложение 2 «Типовое штатное расписание уголовно-исполнительной инспекции» к Приказу ФСИН России от 11 января 2017 г. № 3 «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции» [2].

Также важно обратить внимание на возможности повышения эффективности деятельности УИИ в части организации контроля поведения осужденных, их местонахождения и соблюдения судебных предписаний.

В настоящее время для контроля большинства осужденных УИИ не использует технические средства, проводя его непосредственно силами личного состава. Крайне сложно отследить занятия определенной деятельностью, которая запрещена лицу (которое отбывает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Например, абсолютно не ясно, как сотрудники УИИ должны отслеживать, что лицо, которому запрещено заниматься педагогической деятельностью, не осуществляет обучение на дому. Занятие подобной и какой-либо другой деятельностью (профессиональной и не профессиональной) не всегда находит отражение в официальных документах, государственных реестрах и информационных базах.

В связи с этим согласимся с мнением А.В. Зво-новой, что необходимо разработать и поддерживать сводную общероссийскую базу осужденных к лишению права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью), что может помочь в реализации надзора за ними [4, с. 57].

Существуют проблемы контроля и надзора УИИ за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. Так, если осужденный не совершил во время выезда за пределы муниципального образования никаких правонарушений, в отчет правоохранительных органов не попал, протокол об административных правонарушениях в отношении него не составлялся, свидетелей пересечение границы нет, а сотрудники УИИ в этот день не проверяли его местонахождение, то контроль за таким осужденным невозможен.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что повышение эффективности деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных пре-

ступлений осужденных является совместной задачей различных ведомств, органов власти всех уровней, общественности. Только слаженное взаимодействие всех субъектов данной деятельности, выстроенное на основе грамотно разработанных комплексных планов работы, может успешно решить задачи профилактики рецидивной преступности. При этом применение средств электронного мониторинга способно существенно облегчить задачу УИИ по недопущению совершения осужденными правонарушений и новых видов преступлений.

Список источников

1. Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» от 06.02.2023 № 10-ФЗ // URL: www.pravo.gov.ru. 06.02.2023 (Дата обращения: 23.09.2023)

2. Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции: Приказ ФСИН России от 11.01.2017 № 3 // URL: www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 23.09.2023)

3. Горяинов К.К. Оперативно-розыскной контроль за осужденными к наказаниям без лишения свободы // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. (к 60-летию принятия ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Вологда, 2016. С. 405—406.

4. Звонова A.B. Некоторые проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2018. № 3 (17).

5. Обернихина O.B. Взаимодействие УИИ с правоохранительными органами // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Матер. науч.-практ. конф.. Новокузнецк, 2016. С. 82—85.

6. Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы правоохранительной деятельности в сфере взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел: Монография / И.Н. Смирнова, И.С. Минаева. Псков: Псковский гос. ун., 2018. 136 с. ISBN978-5-911 16-651-9

References

1. On probation in the Russian Federation: Federal law dated 06.02.2023 № 10-FZ // URL: www.pravo.gov.ru (Accessed: 23.09.2023)

2. On approval of the standard structure and staffing schedule of the penal inspection: order of

№ 4/2023

the Federal Penitentiary Service of Russia dated January 11, 2017 No. 3. - URL: www.pravo.gov.ru. 01/27/2017 (Accessed: 23.09.2023)

3. Goryainov K.K. Operational-search control over those sentenced to punishment without imprisonment // Criminal punishment in Russia and abroad: problems of assignment and execution: Collection materials International scientific-practical conf. (on the 60th anniversary of the adoption of the UN Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners). Vologda, 2016. Pp. 405—406.

4. Zvonova A.V. Some problems of execution of punishment in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain

activities // Penitentiary law: legal theory and law enforcement practice. 2018. № 3 (17).

5. Obernikhina O.V. Interaction of the penitentiary institute with law enforcement agencies // The penal system today: interaction between science and practice: Materials of a scientific-practical conference. Novokuznetsk, 2016. Pp. 82—85.

6. Smirnova I.N. Organizational and legal foundations of law enforcement activities in the sphere of interaction between penal inspections and internal affairs bodies: Monograph / I.N. Smirnova, I.S. Minaeva. Pskov: Pskov State University, 2018. 136 p. ISBN978-5-91116-651-9

Информация об авторе

Комбаров Р.В. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными

Статья поступила в редакцию 12.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author Kombarov R.V. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminal executive law and organization of educational work with convicts

The article was submitted 12.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Хазанов А.М., А.Ю. Олимпиев. Борьба против терроризма. Опыт Израиля: Монография. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 191 с.

ISBN: 978-5-238-03623-6

На основе анализа широкого круга источников и научной литературы авторы монографии предприняли попытку исследовать богатый опыт, который накопили в борьбе против терроризма спецслужбы Израиля, считающиеся одними из лучших в мире. В монографии подвергнуты серьезному анализу израильская модель контртеррористической борьбы, а также удачные и неудачные операции израильских спецслужб.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

A.M. ХАЗАНОВ А.Ю. ОЛИМПИЕВ

БОРЬБА

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.