Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности руководителя сервисного предприятия'

Повышение эффективности деятельности руководителя сервисного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ / НЕОПЕРАТИВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ / MANAGEMENT / MANAGER / PERFORMANCE / OPTIMIZATION OF TIME / NON-OPERATIONAL TYPES OF WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Мухина Елизавета Сергеевна, Голубева Ольга Владиславовна, Бычков Дмитрий Анатольевич, Авдонина Дарья Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема повышение эффективности деятельности руководителя предприятия. Роль руководителя предприятия сегодня исследуется многими деятелями рынка, так как фигура лидера организации играет ключевую роль в достижении успеха предприятия. Выявление факторов, повышающих эффективность управления и их анализ, позволяют оптимизировать рабочие процессы на предприятии. В работе приведено мониторирование деятельности руководителя конкретного предприятия, выявлены виды неоперативных работ, предложены инструменты, необходимые для устранения неэффективности мероприятий, произведен расчет эффективности их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Мухина Елизавета Сергеевна, Голубева Ольга Владиславовна, Бычков Дмитрий Анатольевич, Авдонина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности руководителя сервисного предприятия»

УДК 331.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Мухина Мария Вадимовна, к.п.н., доцент

(e-mail: mariyamuhina@yandex.ru) Мухина Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: ebagryanskaya@mail.ru) Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: gololga@yandex.ru) Бычков Дмитрий Анатольевич, студент

(e-mail: dima952171997@mail.ru) Авдонина Дарья Сергеевна, магистрант (e-mail: dar.avdonina2011@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье рассматривается актуальная проблема - повышение эффективности деятельности руководителя предприятия. Роль руководителя предприятия сегодня исследуется многими деятелями рынка, так как фигура лидера организации играет ключевую роль в достижении успеха предприятия. Выявление факторов, повышающих эффективность управления и их анализ, позволяют оптимизировать рабочие процессы на предприятии. В работе приведено мониторирование деятельности руководителя конкретного предприятия, выявлены виды неоперативных работ, предложены инструменты, необходимые для устранения неэффективности мероприятий, произведен расчет эффективности их внедрения.

Ключевые слова: управление, руководитель, эффективность деятельности, оптимизация временных затрат, неоперативные виды работ.

Введение. Управление людьми — один из наиболее важных факторов, обеспечивающих успешное управление организацией. Для любого предприятия решающим фактором будет являться персонал - люди, которые способствуют созданию новых продуктов производства, занимаются аккумуляций и использованием финансовых ресурсов данного предприятия, отвечают за качество и его контроль [1,2]. Люди обладают уникальной способность стремиться к развитию и совершенствованию. Более того, человеческие возможности и инициатива носят безграничный характер, в то время как другие (материальные) ресурсы строго лимитированы [6,9].

В современных условиях способность большинства предприятий остаться на плаву и быть успешным в современном мире бизнеса во многом зависит от того, насколько эффективно выстроено управление организацией и насколько грамотно выстраивает данный процесс руководитель [4,5].

Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, сформированность конкретных личностных качеств лиде-

ра. Острота проблемы обусловила наличие большого количества теоретических и опытно-экспериментальных исследований [10,11]. По-разному освещая данную тему, все исследователи подчеркивают значимость и актуальность роли руководителя для предприятия и сформированность профессионально-важных качеств, которые должны присутствовать в характере личности, исполняющей роль руководителя. Вследствие этого, крайне важно практическое исследование степени участия, которое вносят в процесс руководства от себя лица, наделенные этой функцией [7,8].

Проблемой изучения личностных характеристик, которые обуславливали эффективность руководства, занимались, такие ученые как: Иванова С., Лазарев К., Мелия М., Тебекин А.В., Милорадова Н.Г., Егоршин А.П., Трофимова Л.Ф. [12,13,16,17] и др.

Цель работы - изучение факторов, обуславливающих эффективность руководства и разработка путей их совершенствования на примере работы директора магазина «ЫЫ».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

1) изучить портрет эффективного руководителя;

2) проанализировать факторы, влияющие на эффективность деятельности руководителя магазина «Ы»;

3) разработать пути совершенствования эффективности работы руководителя магазина «Ы».

Методика исследования. При написании статьи использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ и синтез научно-методической литературы, анализ научных статей, публикаций по проблеме исследования, тесты на выявление коммуникативных и организаторских склонностей, уровня общительности, коммуникативного контроля в общении, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабие-на и Н. Эпштейна, тест «Можете ли Вы быть руководителем?». Данные, полученные в результате тестирования, были обработаны с помощью методов математической статистики.

Результаты и обсуждение. В последнее время можно заметить тенденцию увеличения числа профессиональных управленцев и тех, кто заинтересован в том, чтобы быть компетентным в сфере менеджмента. Основная задача этих людей заключается в стимулировании других работников, работающих в компании, к эффективной работе и получению максимальных результатов. Профессия руководителя, по-сравнению с другими, характеризуется персональной ответственностью и сложностью. Другой особенностью данной деятельности является то, что карьерный рост в ней играет определяющую роль [14].

Каждый руководитель должен обладать следующими качествами: развитость интуиции, системность мышления и способность к разработке стратегий, что позволит осуществлять стратегическое планирование и оперативный контроль. Руководитель, как лидер своей компании, должен определять уровень морально-этических взаимоотношений, сложившихся

внутри организации и при взаимодействии персонала с клиентами. Для состоявшихся руководителей характерен высокий уровень нравственности.

Таблица 1 - Результаты тестирования

Методика Результат

Выявления коммуникативных и организаторских склонностей Преобладают коммуникативные и организаторские способности

Уровень общительности 14...18 - характерен для нормальной стандартной коммуникабельности. Без тревожных переживаний начинаете новое дело и легко идете на встречу с новыми людьми. Хотя, возможно не приемлите шумные компании, к многословности относитесь с раздражением.

Уровень коммуникативного контроля в общении 4...6 — средний коммуникативный контроль

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна Уровень эмпатических тенденций находится на среднем уровне

Тест «Можете ли Вы быть руководителем?» От 40 до 75 баллов - респондент обладает высокими запросами, часто бывает самоуверен и любит подчеркнуть собственную важность. Способность к управлению собственными эмоциями и предрасположенность к анализу своих действий позволяет ему руководить другими без особых сложностей. Такой тип руководителя способен открывать новые непопулярные пути достижения целей, имеет и отстаивает свое личное мнение, которое не часто совпадает с мнениями подчиненных редко. Любит независимость и любое подчинение для него болезненно. Данный тип руководителя достаточно уверен и не обращает внимание на то, что о нем говорят и думают другие. При этом он имеет склонность к критике других. Получает удовольствие от того, что последнее слово осталось за ним

В данной работе рассматривается деятельность руководителя предприятия продуктового магазина «К». Деятельность магазина считается торгово-закупочной. Штат сотрудников составляет 8 человек. Торговая площадь

продуктового магазина «Ы» составляет 40 квадратных метров. Площадь торгового зала магазина разделена на площадь под торговое оборудование, зону для покупателей и зону для выкладки товаров. Основными товарами потребления являются товары первой необходимости, такие как хлеб или молоко, а также продукты питания и товары бытовой химии.

Для выявления профессионально-важных качеств руководителя, его способностей в работе было проведено исследование, результаты которого представлены в сводной таблице 1.

Из таблицы 1 мы видим, что руководитель обладает необходимыми качествами и имеет потенциал для эффективного руководства предприятием.

Далее для получения объективных данных деятельность директора мо-ниторилась в течение двух недель. Действия руководителя фиксировались и заносились в специальный бланк наблюдений. В результате было проведено подробное исследование временных затрат руководителя на выполнение ряда дополнительных обязательств. Проведя подробный анализ временных интервалов (затрат рабочего времени), характерных для конкретных действий руководителя нами был выявлен перечень видов неоперативных работ, которые характеризовались нерациональной затратой времени [3,4,15].

А именно:

- разработка мотивационных схем,

- затраты на решение конфликтных ситуаций с потребителями,

- незапланированные перерывы,

- контролирование процесса оформления документов,

- прием деловых партнеров, разговоры по телефону,

- деловые поездки,

- изучение рынка,

- контролирование процесса организации Буеи1;-мероприятий,

- работа с поставщиками,

- контроль за сотрудниками,

- собеседование с потенциальными соискателями,

- порядок в рабочем кабинете.

Для всех выявленных видов неоперативных работ были определены желаемые временные нормативы и рассчитана экономия средств от предлагаемых мероприятий [3]. Все виды неоперативных работ были занесены в сводную таблицу 2.

Средние фактические расходы рабочего времени управленца на другие телефонные разговоры, в течение 2 исследуемых недель установлены согласно формуле (1):

п

У * ф-

_ / л цех.фг

* _ _

I цех.ф —

п , (1)

Рассчитаем средние фактические расходы по формуле, мин. (1):

t цех.ф

275

10

= 27,5

Таблица 2 - Виды неоперативных работ руководителя

Фактические вре- Желаемые вре-

Наименование работ менные затраты, менные затраты,

(мин) (мин)

разговоры по телефону 275 200

разработка мотивационных схем 70 65

затраты на решение конфликтных 120 50

ситуаций с потребителями

незапланированные перерывы 180 0

контролирование процесса оформления документов 260 220

прием деловых партнеров 140 100

деловые поездки 340 300

изучение рынка 100 60

контролирование процесса орга- 240 180

низации Буеп11-мероприятий

работа с поставщиками 320 260

контроль за сотрудниками 160 120

собеседование с потенциальными 350 300

соискателями

порядок в рабочем кабинете 150 100

ИТОГО: 2750 1955

Средние желаемые издержки рабочего времени управленца на другие телефонные разговоры, в течение 2 исследуемых недель установлены согласно формуле (2):

п

У t ■

_ / цех.жг

t = _г=_

I цех.ж —

п , (2)

Рассчитаем средние желаемые расходы по формуле, мин. (2):

- = ^00 = 20

t цех.ж — — 20

10 .

Ожидаемое уменьшение потерь рабочего времени управленца на другие телефонные разговоры в течение рабочего дня установлено в соответствии с формулой (3):

А — t цех.ф t цех.ж (3)

Рассчитаем уменьшение потерь рабочего времени управленца по следующей формуле (3): А — 27,5 _ 20 = 7,5 мин.

7,5 мин=0,125 часа

Экономия средств на оплату плату в связи с внедрением мероприятия по выполнению работ пропорционально их стратегической значимости (срочности и важности) установлена согласно формуле (4,5): ЗП

ЧТС =——-

КС * ПС (4), Э = ЧТС * А, (5)

где ЧТС - часовая тарифная ставка,

КС - количество рабочих дней,

ПС - рабочий день (8 часов).

Рассчитаем экономию по оплате труда по формулам (4,5):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чтс = 28000 =167руб., Э=167*0.125=20,875 руб.

21*8

На основе анализа полученных данных отражается, что внедрение мероприятия по уменьшению времени вызовет экономию рабочего времени на 7.5 минут, экономия средств на оплату труда составит 20,875 рублей.

Аналогично производится расчет остальных показателей эффективности.

Таблица 3 - Показатели эффективности проведенных мероприятий по повышению эффективности использования рабочего времени управленца

Наименование работ Показатель экономии рабочего времени, (мин.) Показатель экономии средств на заработную плату (руб.)

разговоры по телефону 7.5 20,88

разработка мотивационных схем 0,5 1,34

затраты на решение конфликтных ситуаций с потребителями 7 19,48

незапланированные перерывы 18 50

контролирование процесса оформления документов 4 11,13

прием деловых партнеров 3,54 9,85

деловые поездки 4 11,13

изучение рынка 4 11,13

контролирование процесса организации Буеи1;-мероприятий 6 16,7

работа с поставщиками 6 16,7

контроль за сотрудниками 4 11,13

собеседование с потенциальными соискателями 5 13,92

порядок в рабочем кабинете 5 13,92

ИТОГО: 74,54 207,31

Результаты расчетов показателей эффективности каждого мероприятия были сведены в таблице 3, в которой был произведен расчет общего сокращения затрат рабочего времени, общей экономии средств на оплату труда вследствие внедрения предложенных мероприятий по увеличению эффективности использования рабочего времени.

Выводы. Таким образом, предложенные меры обеспечат значительную экономию рабочего времени руководителя в количестве 74,54 минут в день. Это приведет к экономии материальных ресурсов, так как уменьшение затрат на заработную плату составят 207.31 рублей за день. Внедрение данных мероприятий повысит эффективность деятельности руководителя предприятия.

Анализ предложенных и проведенных мероприятий позволяет сделать вывод, что выявленные меры привели к положительным результатам, как были выявлены виды неоперативных работ, сократилось время на их выполнение, что обусловило рост производительности труда и, соответственно, эффективность деятельности руководителя магазина «N». Полученный результат позволил руководителю магазина «N» определить целесообразность своих действий и оптимизировать процесс планирования своей деятельности. Мероприятия, которые были предложены, имеет смысл проводить с определенной периодичностью для коррекции привычных действий руководителя на рабочем месте.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». — C. 18.

2. Бабосов, Е. М. Управление персоналом / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 288 с.

3. Бевзюк, Е. А. Регламентация и нормирование труда. Учебное пособие / Е.А. Бевзюк, С В. Попов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 212 с.. - 352 с.

4. Белашова В.В. эффектвность управленческих решений и ее составляющие. Международный научный журнал «Символ науки» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

5. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием персонала. М.: ИПУ РАН, 2005. — 68 с.

6. Далабаев Ж. К. Образование для всех на протяжении всей жизни — современный приоритет времени // Педагогический полилог. — 2006. — № 5 С. 20.

7. Дейнека А. В. Управление персоналом организации. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2014. 288 с.

8. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2013. - 378 с. ; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16006048-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/372816

9. Клопова О.К. Современное состояние непрерывного образования в области управления персоналом. / «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук », № 4-3, 2015. — С. 2-11.

10. Крушельницка О. В. Мельничук Д. П. Упарвление персоналом: Начальное пособие. М.: «Кондор», 2014. 296 с

11. Логинов, В. Н. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие / В Н. Логинов. - М.: КноРус, 2015.

12. Методы принятия управленческих решений : учебное пособие / Л. А. Трофимова, В В. Трофимов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 101 с.

13. Милорадова, Н.Г. Психология управленческой деятельности: изменение подходов [Электронный ресурс] : монография / А.Д. Ишков, Моск. гос. строит. ун-т, Н.Г. Милорадова .— М. : МГСУ, 2014 .— 184 с. — (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ) .— Библиогр.: с. 148-159 .— ISBN 978-5-7264-0968-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/484624

14. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ. Учебник / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева. - М.: Юрайт, 2016.

15. Тебекин А.В. Менеджмент организации : учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. — М. : КНОРУС, 2006. — 416 с.

16. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений : учебник для академического бакалавриата / А. В. Тебекин. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 431 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03115-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/412837 (дата обращения: 20.06.2019).

17. Трофимова Л.А. Управленческие решения (методы принятия и реализации) : учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. -190 с.

Mukhina Mariia, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor (e-mail: mariyamuhina@yandex.ru) Mukhina Elizabet, студент (e-mail: ebagryanskaya@mail.ru)

Golubeva Olga, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor

(e-mail: gololga@yandex.ru)

Bychkov Dmitry, student

(e-mail: dima952171997@mail.ru)

Avdonina Darya, student

(e-mail: dar.avdonina2011@yandex.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod,

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITY OF THE HEAD OF THE

SERVICE ENTERPRISE

The article deals with the actual problem - increasing the efficiency of the head of the company. The role of the head of the enterprise today is explored by many market leaders, since the figure of the leader of the organization plays a key role in achieving the success of the enterprise. The identification of factors that increase management efficiency and their analysis, allows you to optimize workflows in the enterprise. The work provides monitoring of the activities of the head of a particular enterprise, identifies types of non-operational work, suggests the tools necessary to eliminate ineffectiveness of measures, and calculates the effectiveness of their implementation.

Keywords: management, manager, performance, optimization of time, non-operational types of work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.