Научная статья на тему 'Проектирование поэтического кружка'

Проектирование поэтического кружка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ПРОЕКТ УСЛУГИ «ПОЭТИЧЕСКИЙ КРУЖОК» / ПРОГРАММА КРУЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Соколова Алена Сергеевна, Мухина Елизавета Сергеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Бычков Дмитрий Анатольевич

В статье поднимается проблема необходимости духовного воспитания школьников через интерес к литературе и поэзии. В связи с этим, анализируется необходимость создания в современных домах творчества, наряду с практикоориентированными кружками, кружков, нацеленных на изучение художественно-литературных произведений, т.е. поэтических кружков. Поэзия позволяет ребенку окунуться в свой внутренний мир, выразить себя, увидеть прекрасное не только в своем, но и во внешнем мире. В статье анализируется деятельность Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" рабочего поселка Тонкино Нижегородской области на предмет внедрения в его деятельность поэтического кружка для школьников. Посредством опроса доказывается востребованность данной услуги среди населения р.п. Тонкино. Описывается разработанный проект услуги «Поэтический кружок», приводится разработанная программа работы кружка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Соколова Алена Сергеевна, Мухина Елизавета Сергеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Бычков Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING POETIC MUG

The article raises the problem of the need for the spiritual education of schoolchildren through an interest in literature and poetry. In this regard, the need to create in modern houses of creativity, along with practice-oriented circles, circles aimed at the study of artistic and literary works, i.e. poetic circles. Poetry allows a child to plunge into his inner world, to express himself, to see the beautiful not only in his own, but also in the outside world. The article analyzes the activities of the Municipal Budgetary Institution of Additional Education "House of Children's Creativity" of the working village Tonkino of the Nizhny Novgorod Region with a view to introducing into its activities a poetic circle for schoolchildren. By means of a survey, it is proved that this service is in demand among the population of a working community. Tonkino. Key words: spiritual development of children, children's creativity house, project of the service “Poetic Circle”, program of a circle.

Текст научной работы на тему «Проектирование поэтического кружка»

УДК 371.322.043.2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО КРУЖКА Мухина Мария Вадимовна, к.п.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Соколова Алена Сергеевна, воспитатель

(e-mail: [email protected]) Мухина Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Чайкина Жанна Владимировна, к. п. н., доцент (e-mail: [email protected]) Бычков Дмитрий Анатольевич, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия

В статье поднимается проблема необходимости духовного воспитания школьников через интерес к литературе и поэзии. В связи с этим, анализируется необходимость создания в современных домах творчества, наряду с практикоориентированными кружками, кружков, нацеленных на изучение художественно-литературных произведений, т.е. поэтических кружков. Поэзия позволяет ребенку окунуться в свой внутренний мир, выразить себя, увидеть прекрасное не только в своем, но и во внешнем мире. В статье анализируется деятельность Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" рабочего поселка Тонкино Нижегородской области на предмет внедрения в его деятельность поэтического кружка для школьников. Посредством опроса доказывается востребованность данной услуги среди населения р.п. Тонкино. Описывается разработанный проект услуги «Поэтический кружок», приводится разработанная программа работы кружка.

Ключевые слова: духовное развитие детей, дом детского творчества, проект услуги «Поэтический кружок», программа кружка.

Введение. Под творчеством мы традиционно понимаем важнейший аспект человеческой деятельности, которая нацелена на созидание новых материальных и духовных ценностей. В процессе творческой деятельности рождается новый, уникальный продукт, что является отличительной чертой данного вида деятельности. В современных детских домах творчества в последнее время получили распространение деятельность, связанная с развитием творческих, технических способностей учащихся, в виде организации работы таких кружков как: бисероплетение, робототехника, скрапбукинг, кройка и шитье и т.д., и все реже получают распространение кружки, нацеленные на развитие духовных ценностей, такие как, например, поэтические кружки. Отсутствие таких кружков рождает проблему бездуховности и равнодушия, поскольку наши дети не соприкасаются с

художественными произведениями, не переживают вместе с героями литературных произведений, все реже интересуются стихами, а все чаще проводят время в интернете за чтением блоков и просматриванием инста-грамм, что мало способствует их духовному развитию [5].

Данная проблема характерна и для муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" рабочего поселка Тонкино Нижегородской области (МБУ ДО «ДТТ» р.п. Тонкино). МБУ ДО «Дом детского творчества» р.п. Тонкино в последние года активно развивается, обучая детей по разным направлениям деятельности. Понимая важность проблемы духовного развития детей, нами была изучена деятельность МБУ ДО «Дом детского творчества» р.п. Тонкино, исследована потребность местного населения в поэтическом кружке и спроектирована новая услугу «Поэтический кружок» на базе этого предприятия [2,3,4].

Цель исследования: разработать проект услуги «Поэтический кружок» в МБУ ДО «Дом детского творчества» р.п. Тонкино.

Для осуществления данной цели, были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучена характеристика предприятия МБУ ДО «ДДТ» р.п.Тонкино.

2. Проведен опрос населения п.Тонкино, для выявления потребности в услуге «Поэтический кружок».

3. Осуществлено исследование штата сотрудников.

4. Разработан проект внедрения новой услуги «Поэтический кружок».

Методика исследования. При написании статьи использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся научно-методической литературы, анализ научных статей, публикаций по теме. Был проведен опрос респондентов с использованием платформы Битую. сот. Данная платформа позволяет быстро и качественно представить результаты исследования. Данные опроса были обработаны с помощью методов математической статистики.

Результаты и их обсуждение. «Тонкинский районный Дом пионеров был открыт 22 февраля 1979 года. Дом пионеров работал по различным направлениям. Особенно развито было техническое направление (радио, картинг, техническое моделирование). В середине 90-х годов в связи с остановкой деятельности детского движения работа Дома пионеров была временно приостановлена. Но в настоящее время восстановлена работа кружков и детских объединений по различным направлениям» [7].

Для выяснения потребности населения р.п. Тонкино в необходимости проектирования и о внедрении в МБУ ДО «Дом детского творчества» услуги «Поэтический кружок» нами был проведен опрос среди жителей рабочего поселка. Для исследования, была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов. Исследование проводилось анонимно [6].

В исследовании приняло участие 30 человек, респонденты были разного возраста: от 9 до 45 лет. Из них женщин - 90% (27 человек) и 10% (3 чело-

века) мужчин. Респондентами (в порядке убывания) были: родители, школьники, студенты. Приведем наиболее важные результаты исследования.

На вопрос о том, какие кружки предпочитают школьники, ответы распределились следующим образом (рисунок 1)

Какие именно кружки интересуют/или могли бы интересовать, Вас или Вашего ребенка?

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Технические Творческие Спортивные Танцевальные Другие

Рисунок 1 - Результаты ответов на вопрос анкеты: «Какие именно кружки интересуют/или могли бы интересовать, Вас или Вашего ребенка?»

Является ли для Вас актуальным, открытие нового "Поэтического кружка", где дети могли бы ставить спектакли, учить стихи и разыгрывать сценки?

Да 96,7% Нет 3,3%

Рис 2-Результаты ответов на вопрос анкеты: «Является ли для Вас актуальным, открытие нового "Поэтического кружка", где дети могли бы ставить спектакли, учить стихи и разыгрывать сценки?»

Из диаграммы мы видим активный интерес респондентов к творческим и танцевальным кружкам. Поскольку предлагаемый нами проект кружка относится к творческим, то можно сделать вывод о высоком интересе к кружку у опрашиваемых.

Следующий вопрос разработанной нами анкеты был направлен на выявление потребности в создании новой услуги «Поэтический кружок», его данные так же представлены в диаграмме ниже: рисунок 2.

По результатам ответов на вопрос 2, мы видим, что почти 100%, считают актуальным открытие «Поэтического кружка».

Следующий вопрос был о посещаемости данного кружка: рисунок 3.

Посещали бы Вы, или Ваши дети "Поэтический кружок", на бесплатной основе?

Да 95% Нет 5%

Рис.З-Результаты ответов на вопрос анкеты: «Посещали бы Вы, или Ваши дети "Поэтический кружок", на бесплатной основе?»

Проведенное исследование показало, что открытие «Поэтического кружка» на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» является актуальным для детей и родителей р.п.Тонкино. Это значит, что открытие такого кружка необходимо, и услуга будет являться востребованной среди жителей р.п.Тонкино.

В разработанный проект услуги «Поэтический кружок» было включено: описание идеи, цели, задач, ожидаемых результатов, дана характеристика услуги, проведен анализ конкурентной среды, анализ финансового, технического, методического, кадрового обеспечения, разработана схема класса, программа поэтического кружка, сценарии мероприятий и т.д. [8,9,10]

Целью разрабатываемой нами новой услуги «Поэтический кружок», как и главной целью художественно-литературного образования является становление и развитие духовного мира современной молодежи, мотивация к формированию потребности в самосовершенствованию через создание условий и предпосылок к этому важнейшему процессу в кружке, а также

создание условий для возможности реализовать творческие способности в процессе занятий детей рабочего поселка Тонкинский. Участвуя в работе кружка, ученик не только овладевает мастерством познания глубины литературного произведения, но и сам овладевает искусством владения яркой образной речью, выразительностью слова и приобретает элементы актерского мастерства [1].

Задачи программы кружка. В рамках поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

■ целостный анализ поэтического произведения

■ умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте

■ постижение поэтической идеи

■ знакомство с различными аспектами поэтического мастерства [1].

Программа поэтического кружка была разработана на полугодие, рассчитана на 2 группы. Младшая: дети от 10 до 13 лет и старшая: дети от 14 до 17(18) лет, численность 10-15 человек.

Время проведения занятий различное, с 13.00 до 17.00 для младшей группы (дневное время), для старшей - вечернее. Программа разработана таким образом, что уже в первый месяц работы кружка, согласно кален-дарно-тематическому плану, предполагается вовлечение кружковцев не только в дискуссии на поэтические темы, конкурсы чтецов, но и постановку спектакля "Осенняя сказка" с разработкой декораций, костюмов, сценария и премьерой на сцене актового зала МБУ ДО «ДТТ».

Приведем часть разработанного нами учебно-тематического плана.

Учебно-тематический план для младшей группы - сентябрь.

1. Тема урока Вводное занятие

Основные элементы содержания Представление руководителя кружка, знакомство с правилами безопасного поведения на занятии и с инструкцией по технике безопасности, представление кружка, его деятельности и программе.

Практика - нет

Контроль - нет

2. Тема урока « Здравствуй, литература!».

Основные элементы содержания Знакомство с величайшими поэтами, повторение известных авторов и произведений.

Практика - Демонстрация иллюстрированной презентации о величайших поэтах и произведениях всех времен.

Контроль - Работа над заданием: «Соедини поэта и его произведение». Разгадывание загадок: «Узнай сказку!».

3. Тема урока Творчество А.С. Пушкина

Основные элементы содержания Знакомство с Пушкиным А.С. , с его самыми популярными сказками.

Практика - Выразительное чтение по ролям сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях»

Контроль - Проведение игры «Крокодил» на тему: «Основные герои сказок Александра Сергеевича Пушкина».

Тема урока Практикум. Чтение и написание стихов

Основные элементы содержания Написание отрывков собственного сочинения, в том числе по заданной тематике или по заданным началам.

Практика - Работа над заданием: «Напиши собственный текст на сказочную тему, выразительно прочитай свой текст».

Контроль - Чтение собственных текстов

4. Тема урока Спектакль «Осенняя сказка»

Основные элементы содержания Знакомство со сценарием сказки.

Практика - Распределение ролей между участниками кружка

Контроль - Чтение сказки по ролям.

5. Тема урока Спектакль «Осенняя сказка»

Основные элементы содержания Теория о мимике, жестикуляции, грамотности и выразительности речи.

Практика - Проигрывание сказки

Контроль - Задание выучить текст роли.

6. Тема урока Спектакль «Осенняя сказка»

Основные элементы содержания Подготовка костюмов, декораций, реквизитов.

Практика - Репетиция

Контроль - Проверка знания текста

7. Тема урока Спектакль «Осенняя сказка»

Основные элементы содержания Проверка наличия всех составляющих для спектакля.

Практика - Генеральная репетиция в актовом зале РДК Тонкино

Контроль - Репетиция в костюмах, на сцене проверка знания текста.

8. Тема урока Премьера спектакля «Осенняя сказка»

Основные элементы содержания Выступление детей со спектаклем «Осенняя сказка».

Практика - Вручение детям призов за участие в спектакле

Контроль - нет.

Данная программа была частично апробирована студентами Мининского университета г. Нижнего Новгорода в ходе прохождения производственной практики. Программа получила одобрение у руководства МБУ ДО «ДТТ» и кружковцев. Особенно яркие отзывы о внедрении кружка такого профиля в работу МБУ ДО «ДДТ» были получены от родителей учеников, которые отметили, что обращение к тончайшим струнам человеческой души оказалось очень своевременным, необходимым и является важнейшим элементом духовного развития младших школьников и подростков.

Таким образом, проведенное исследование показало необходимость работы в данном направлении и целесообразность проектирования кружков

творческого направления, нацеленных на создание духовных ценностей молодым поколением.

Выводы. Забота о культурном и нравственном развитии наших детей заставляет нас искать новые подходы к решению проблемы организации их творческой деятельности. Необходимо не просто внедрять один поэтический кружок в глубинке России, а разработать систему мер, способствующих возрождению литературно-поэтических кружков. Это необходимо для того, чтобы дети в каждом селе, городе или районе могли воспользоваться данной услугой, и повысить уровень своего духовного и творческого развития.

Список литературы

1. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия / Наталия Зверева. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 155 с.

2. Каратаева Г. А. руководитель коллектива и социальный климат. - М.: Наука, 2014.

3. Топузян Г.Г. Управление социально-психологическим климатом в системе управления персоналом организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №12. - С. 830-831.

4. Малинин В.А., Мухина Т. Г., Елисеева Н. Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи//Вестник Мининского университета -2017.-№4. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/701 (дата обращения: 24.01.2019).

5. Соколова А.С. Проектирование поэтического кружка на базе МБУ ДО дом детского творчества р/п Тонкино. Бакалаврская работа/Нижний Новгород, 2018.

6. Каткова О.В. Дидактические основы моделирования учебного курса "Основы предпринимательской деятельности" при подготовке учителя по специальности "Технология и предпринимательство". Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2002.

7. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 194-200.

8. Соколова А.С. Проектирование поэтического кружка на базе МБУ ДО дом детского творчества р/п Тонкино» Бакалаврская работа/Нижний Новгород, 2018.

9. Смирнова. Е.В. МБУ ДО «Дом детского творчества» р.п.Тонкино./ Е.В. Смирнова. С.4-7 [Электр. рес.] Режим доступа: http://ddtonkino.ucoz.com/ (Дата обращения 14.03.2018г).

10.Сценарии, сценки для школьников на Новый год 2018/ Сценки, сценарии. С.8-9 [Электр. рес.] Режим доступа: http://www.tca77.narod.ru/new-year-2010.htm (Дата обращения 12.04.2018г).

Mukhina Mania, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor Sokolova Alena, educator, MAPEI94 "Kolosok" Chaikina Zanna, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor Mukhina Elizabet, студент Bychkov Dmitry, student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia DESIGNING POETIC MUG

The article raises the problem of the need for the spiritual education of schoolchildren through an interest in literature and poetry. In this regard, the need to create in modern houses of creativity, along with practice-oriented circles, circles aimed at the study of artistic and literary works, i.e. poetic circles. Poetry allows a child to plunge into his inner world, to express himself, to see the beautiful not only in his own, but also in the outside world. The article analyzes the activities of the Municipal Budgetary Institution of Additional Education "House of Children's Creativity" of the working village Tonkino of the Nizhny Novgorod Region with a view to introducing into its activities a poetic circle for schoolchildren. By means of a survey, it is proved that this service is in demand among the population of a working community. Tonkino. Key words: spiritual development of children, children's creativity house, project of the service "Poetic Circle", program of a circle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.