специализированной техники.
Применение лафетных стволов с дистанционным управлением позволит избежать усложняющие тушение особенности, так как необязательно нахождение сотрудников пожарной охраны на кровле в момент тушения, повышенный расход огнетушащего вещества в очаг, большая эффективная глубина тушения по отношению к ручным стволам, а также длина струи около 60 м, которая позволяет выбрать безопасное расстояние для избежание поломки и деформации техники от воздействия высоких температур.
Как показывает практика для подачи на кровлю одного ручного ствола требуется как минимум 4 пожарных, в свою очередь, один лафетный ствол, по расходу огнетушащего вещества, способен заменить 3 ствола РС-70, что позволяет сократить количество задействованного личного состава на 12 человек.
Разведка на пожаре не всегда позволяет точно оценить состояние конструкций перекрытия. Не всегда известно, в каком состоянии были конструкции до возникновения пожара, вносились ли конструктивные изменения, влияющие на предел огнестойкости, и какое время ни способны сохранять свои несущие свойства. В данном аспекте применение лафетного ствола с дистанционным управлением позволяет приступать к тушению, не зависимо от состояния конструкций.
Так как количество комплексов различного назначения с большой площадью растет, а тушение пожаров, в частности кровли, на таких объектах является наиболее сложной задачей для подразделений пожарной охраны, то изучению данного вопроса необходимо уделять больше внимания и применять новые разработки и образцы пожарно-технического вооружения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
2. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. № 1100н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"
УДК 614.81.92
М.Ю. Судаков, Р.Г. Ежов
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В статье представлены пути повышения деятельности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: Чрезвычайные ситуации, пожарная безопасность, стихийные бедствия, единая диспетчерская служба, аварийно-диспетчерская служба, гражданская оборона.
М.У. Зийикоу, Яв. Егквх
THE INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF MANAGEMENT BODIES AND FORCES OF THE UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS
The article presents ways to improve the activities of the management and forces of the Unified state system of prevention and elimination of emergency situations.
Keywords: Emergency situations, fire safety, natural disasters, unified dispatching service, emergency dispatching service, civil defense.
Объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их координирующих органов и органов управления, сил и средств для решения задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера явилось новым этапом развития в нашей стране важного элемента системы национальной безопасности России - единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Создание и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) позволило предупредить и ликвидировать десятки тысяч чрезвычайных ситуаций, спасти жизнь сотен тысяч людей, предотвратить материальный ущерб. В настоящее время РСЧС осознается гражданами РФ как система, призванная обеспечить их безопасность.
Система РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Обеспечение эффективного функционирования и развития РСЧС закреплено в Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 15 ноября 2011 г. № Пр-3400.
Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС, организации повседневного управления. В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстановки требуется не допустить снижения готовности органов управления РСЧС и гражданской обороны, органов специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения всех уровней, обеспечить их тесное взаимодействие при решении возложенных на них задач. При этом необходимо учитывать уровень и состав управленческих звеньев, сочетание централизации и децентрализации, распределение задач между органами управления и должностными лицами, уровень подготовленности сотрудников органов управления, координирующих органов и их слаженность в работе.
В любых условиях обстановки для повышения готовности органов управления, сил РСЧС необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:
организация планирования и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
непрерывный сбор, обработку и всесторонний анализ информации, прогнозирование развития ситуации, изучение и оценку данных обстановки;
своевременное принятие решений руководителями всех уровней и оперативное доведение задач до подчиненных;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов управления и сил
РСЧС на всех уровнях и в любых условиях обстановки;
совершенствование системы подготовки сотрудников органов управления, личного состава сил РСЧС к выполнению задач;
организация всестороннего обеспечения действий сил РСЧС в различных режимах функционирования;
поддержание в постоянной готовности пунктов управления, технических средств систем связи и оповещения.
В целях перспективного развития системы защиты населения и территорий и обеспечения пожарной безопасности в современных условиях необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее повышение эффективности РСЧС, совершенствование и формирование принципиально новой, эффективной, трехуровневой системы управления, реализацию мер по развитию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, повышение уровня пожарной безопасности.
Основными направлениями повышения эффективности и оперативности действий органов повседневного управления силами РСЧС являются:
внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий радиационно, химически, биологически опасных ЧС в деятельность единых дежурных диспетчерских, аварийно-диспетчерских служб, (далее - ЕДДС, АДС), с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств;
развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;
развитие автоматизированных систем и комплексов мониторинга и прогнозирования обстановки с учетом особенностей территории;
повышение оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров;
организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ), реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ЕДДС современными средствами связи, оповещения и информирования. постоянное совершенствование форм и методов работы руководящего состава органов управления РСЧС всех уровней.
Учитывая специфику выполняемых мероприятий силами РСЧС, основными направлениями повышения их эффективности применения, совершенствования и развития являются:
повышение уровня готовности личного состава сил РСЧС: техническое оснащение сил РСЧС:
повышение оперативности (сокращение сроков) реагирования на ЧС: Интересы повышения эффективности управления обязывает руководящий состав органов управления РСЧС постоянно совершенствовать формы и методы своей работы. Там, где управление организовано грамотно, ликвидация ЧС носит организованный характер. А это ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению АСДНР, позволяет значительно экономить государственные средства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гвоздик М.И., Гладких М.Б., Гусаров А.А., Чудаков О.Е. Модели оценки эффективности деятельности РСЧС и методы их применения. ЗАО «ТЕЛРОС», Санкт-Петербург
2. Богатырев Э.Я. Оценка эффективности действий сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций
3. Владимиров В.А., Грязнов С.Н., Ткачев А.И. Основные направления совершенствования РСЧС, ЦСИ ГЗ МЧС России
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
УДК 355.58
В.О. Суханов, А.И. Кузьмин, Д.В. Скороходов
ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ЭВАКУАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассматривается необходимость разработки геоинформационной системы поддержки принятия решений на эвакуацию населения, а также возможности геоинформационных систем в вопросах организации эвакуации.
Ключевые слова: геоинформационная система, эвакуация, принятие решений, маршруты, транспортное обеспечение.
V.O. Sukhanov, A.I. Kuzmin, D. V. Skorokhodov
GEOINFORMATION SYSTEM SUPPORT DECISION-MAKING ON EVACUATION OF THE POPULATION
The article discusses the need to develop a geographic information system to support decision-making on the evacuation of the population, as well as the possibility of geographic information systems in the organization of evacuation.
Keywords: geoinformation system, evacuation, decision-making, routes, transport support.
Высокий уровень технического развития современного общества, опасные природные явления, изменение экологической обстановки в результате деятельности человека продолжают являться рисками возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). В современных условиях нельзя не учитывать достаточно высокую вероятность террористических актов и вооруженных конфликтов с применением различных средств поражения.
В комплексе мероприятий по защите населения при ЧС в мирное и в военное время эвакуации придается большое значение. Эвакуация населения проводится при непосредственной угрозе для жизни и здоровья людей, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором такая угроза может возникнуть. Критерием для принятия такого решения на эвакуацию населения в данном случае является превышение времени восстановления систем, при котором население не может прожить без удовлетворения этих потребностей.
Эвакуация населения при ЧС природного и техногенного характера обычно не принимает такого массового характера, как в военное время, но, тем не менее, организация и проведение эвакуации нескольких тысяч человек - задача очень сложная, и решать ее приходится регулярно.
Стандартный, и достаточно отработанный подход к планированию эвакуации базируется на заблаговременном прогнозировании зон возможных опасностей, определении количества населения, в них находящихся, и расчету по этим показателям маршрутов эвакуации, транспорта, мест временного размещения, необходимого жизнеобеспечения. В