| А.Н. Кроль // A.N. Krol' [email protected]
канд.техн.наук, доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650056 , г. Кемерово, б-р Строителей, 47
candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Kemerovo, Boulevard Stroiteley, 47
| О.А. Сергеев // O.A. Sergeev
технический директор АО «НИИГД», 650002, Россия, г. Кемерово, пр-т Шахтеров, 14
technical director of AO "NIIGD", 14, Shakhterov Av., Kemerovo, 650002, Russia
I А.В. Сачков // A.V. Sachkov
начальник проектного отдела АО «НИИГД», 650002, Россия, Кемерово, пр-т Шахтеров, 14 project department head of AO "NIIGD", 650002, Russia, Kemerovo, Prospekt Shakhterov, 14
I В.В. Романова // V.V. Romanova [email protected]
канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кемеровский государствен-ный университет», 650056 , г. Кемерово, б-р Строителей, 47
candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Kemerovo, Boulevard Stroiteley, 47.
I Е.А. Попова // Ye.A. Popova
канд.техн.наук, доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650056 , г. Кемерово, б-р Строителей, 47
candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Kemerovo, Boulevard Stroiteley, 47
I Р.В.Котляров // R.V. Kotlyrov
канд.техн.наук, доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», 650056 , г. Кемерово, б-р Строителей, 47
candidate of technical sciences, associate professor of FGBOU VO "Kemerovo State University", 650056, Kemerovo, Boulevard Stroiteley, 47
УДК 331.456
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ «СИСТЕМЫ - 112», КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ PERFECTION OF TECHNICAL SUPPORT OF "SYSTEM-112" OPERATORS, AS A WAY TO IMPROVE THE SAFETY AND SECURITY OF THE POPULATION OF RUSSIA
В статье рассматривается вопрос повышения эффективности механизма реагирования на возникающие угрозы природного, техногенного и социального характера, влияющие на безопасность жизни населения и стабильное социально-экономическое развитие страны. Предложены меры по совершенствованию функционирования «Системы - 112», направленные на формирование единого информационного пространства. Единое информационное пространство позволяет устанавливать информационный обмен оперативными данными между «Системой - 112» и ведомственными автоматическими системами информирования. Применение модернизированной «Системы - 112» в различных муниципальных образованиях (категорированных и некатегорированных городах, муниципальных районах) значительно повысит уровень безопасности населения.
The article discusses the issue of improving the efficiency of the response mechanism to emerging threats of a natural, man-made and social nature that affect the safety of people's lives and the stable socio-economic development of the country. Proposed measures to improve the functioning of "System - 112", aimed at the formation of a single information space. A single information space allows you to set the information exchange of operational data between the "System - 112" and departmental automatic information systems. The use of the modernized "System - 112" in various municipalities (categorized and uncategorized cities, municipal districts) will significantly increase the level of public safety.
Ключевые слова: ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, «СИСТЕМА - 112», ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА, ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА, ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Key words: EMERGENCY SITUATION, "SYSTEM - 112", DUTY AND DISPATCH SERVICE, TELECOMMUNICATIONS SUBSYSTEM, GEO-INFORMATION SUBSYSTEM, INFORMATION SECURITY SUBSYSTEM
Список сокращений: МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ЧС - чрезвычайная ситуация; РСЧС - Единая государственная (Российская) система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РЦ МЧС - региональный центр МЧС РФ; КЧС - комиссия по чрезвычайным ситуациям; ЕДДС - единые дежурно-диспетчерские службы; ФЦП - Федеральная целевая программа; «ЭРА-ГЛОНАСС» - Российская государственная система экстренного реагирования при авариях; РИВП - распределенная информационно-вычислительная платформа; РЦОВ - резервный центр обработки вызовов «Системы-112»; «Система -112» - система обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации; СПО - специальное программное обеспечение; ЦОВ-АЦ - центр обработки вызовов «Системы-112», развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы административного центра субъекта Российской Федерации; ЦОВ-ЕДДС - центр приема и обработки вызовов «Системы-112», развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования субъекта Российской Федерации; ЦУКС - Центр управления кризисными ситуациями; ГИС - географическая информационная система.
В результате чрезвычайных ситуаций в нашей стране ежегодно гибнут около 70 тысяч человек (с учетом дорожно-транспортных происшествий) и разрушаются более 300 ценных объектов природного и культурного наследия. Ежегодный экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта.
Организация и проведение мероприятий в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) является сложным, разносторонним делом, требующим наличие квалификационных работников и управленческих структур [1].
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание единых дежурно-диспет-черских служб города (ЕДДС) и специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
На федеральном уровне в качестве органа повседневного управления РСЧС действует Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. В субъектах такими органами являются региональные центры управления в кризисных ситуациях и единые дежур-
но-диспетчерские службы (ЕДДС), на основе которых и внедряется система обеспечения вызова населением экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Именно эта система оповещает и информирует муниципальные руководства и население в случае возникновения какой-либо угрозы, организует взаимодействие с дежурными диспетчерами экстренных оперативных служб и организаций [2].
Для выполнения указанных задач необходимо единое информационное пространство, позволяющее устанавливать обмен оперативными данными между «Системой -112» и ведомственными автоматическими системами информирования, то есть осуществлять информационное взаимодействие. Информационное пространство не может ограничиваться только муниципальным уровнем, а повышение эффективности управления в оперативном масштабе времени невозможно достигнуть наличием разрозненных диспетчерских служб, пусть и объединяющих дежурные силы на уровне муниципальных районов, но в целом по региону (субъекту РФ) не связанных друг с другом.
По данным Минкомсвязи «Система -112» введена в постоянную эксплуатацию в 11 субъектах РФ: Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской и Тульской областях, Республиках Коми и Татарстан, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе. Опытная эксплуатация системы ведется на территории более 30 субъектов РФ. До конца 2018 года «Систему-112» планируется запустить во всех регионах России в соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП) «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по
единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2018 годы». Заказчиком-координатором ФЦП является МЧС России.
Реализация программы предполагает снижение уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение роста безопасности и благополучия граждан Российской Федерации. Для достижения указанных целей в программе определены следующие задачи:
- разработать научно-методическое обеспечение создания и функционирования «Си-стемы-112»;
- создать телекоммуникационную инфраструктуру «Системы-112»;
- создать информационно-техническую инфраструктуру «Системы-112»;
- дооснастить станции скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи;
- создать систему обучения персонала «Системы-112» и обеспечить информирование населения.
Исходя из поставленных задач для организации полноценной работы «Системы -112» необходимо обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, службу
полиции, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу «Антитеррор» в единую систему.
По выполняемымфункциям«Систему-112» можно разделить на следующие подсистемы:
- телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), от пользователей (абонентов) сетей в «Систему-112», а также прохождение вызова в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;
- информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая хранение и актуализацию баз данных;
- подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи;
- геоинформационная подсистема, отображающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру «112»;
- подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и терминалов ГЛОНАCC/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб;
- подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в «Системе-112» [3].
Схема функционирования структуры «Системы - 112» приведена на рис. 1.
Главной проблемой на современном этапе развития «Системы-112» является вопрос
Рисунок 1 - Схема функционирования структуры «Системы - 112» Figure 1 - Scheme of functioning of the structure of "System - 112"
98
по регулированию взаимодействия сетей общего пользования при обработке вызовов, поступающих в Службу по единому номеру «112».
удобной и эффективной работы (диспетчеров) «Системы-112» значение имеет наличие геоинформационных сервисов, геоинформационной
Для
операторов большое развитых предоставляемых подсистемой.
Геоинформационная подсистема должна обеспечивать отображение:
- природно-географических, социально-демографических, экономических и других характеристик территории субъекта РФ;
- местонахождения лица (или абонентского устройства), обратившегося по номеру «112», в том числе зоны (сектора) при неточном позиционировании;
- места возникновения происшествия
или ЧС;
- мест расположения ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, а также объектов, сил и средств подчинения ДДС и регионального ЦУКС МЧС России;
- мест расположения потенциально опасных и критически важных объектов; маршрутов движения между заданными объектами (после автоматической прокладки по графу дорог с использованием информации о пробках, если такая информации доступна);
- навигационной информации о составе и
местонахождении, истории перемещения сил и средств реагирования (при наличии технических возможностей использования технологий ГЛОНАCC/GPS).
В геоинформационной подсистеме должен быть предусмотрен механизм регулярного обновления электронных карт подсистемы для обеспечения актуальности картографической информации. Подсистема должна иметь механизмы взаимодействия с уже имеющимися геоинформационными системами ДДС, в том числе обеспечивать поддержку основных стандартов форматов используемых карт [4].
Фактически на данном этапе функции геоинформационной подсистемы не реализованы из-за отсутствия возможности технического обеспечения получения данных (так как не в полной мере реализованы функции телекоммуникационной подсистемы) 3].
Программное обеспечение от «ПРОТЕЙ» Ленинградского научно-исследовательского института (ООО «НТЦ Протей») дает возможность взаимодействия с ГИС различных производителей. Пример интеграции системы с ГИС приводится на рис. 2. При поступлении вызова с телефонного номера фиксированной сети осуществляется подсвечивание на электронной карте города дома/объекта, в котором установлен телефон, с которого осуществляется вызов.
Интеграция «Системы - 112» с ГИС предоставляет мощное средство по координирова-
Рисунок 2 - Пример интеграции c географической информационной системой (ГИС) Figure 2 - An example of integration with a geographic information system (GIS)
Рисунок 3 - Определение местоположения мобильного абонента Figure 3 - Determining the location of a mobile subscriber
нию действий экстренных оперативных служб, возможность охвата и наблюдения за большой площадью, прогнозирования развития событий, анализа ситуации и оперативного принятия решения. Определение местоположения мобильных абонентов. Все большая доля обращений в экстренные службы поступает с мобильных терминалов, что по-новому ставит вопрос идентификации и локализации вызывающего абонента.
В программном комплексе ПРОТЕЙ предусмотрена специальная подсистема определения местоположения абонентов ПРОТЕЙ-LBSE (рис. 3), которая подключается к сетям операторов мобильной связи и обеспечивает выдачу на рабочее место оператора и на электронную карту по запросу информации о номере соты, в которой находится вызывающий абонент. На основании информации о географических центрах сот и азимутах секторов осуществляется отображение на карте сектора, в котором находится вызывающий абонент. Такой подход также улучшает процесс поиска потерявшихся людей в лесной местности.Формирование отчетов и сбор статистики является неотъемлемой частью любой ЕДДС 112. Благодаря грамотно сформулированным отчетам и диаграммам, можно проанализировать работу ДДС, оператора или группы. Используя накопленный материал, можно максимально точно спрогнозировать дальнейшее развитие обстановки, а также оценить эффективность работы операторов и обслуживающего персонала «Системы - 112».
Для решения этих задач в «Системе-112» от ПК ПРОТЕЙ предусмотрена мощная система формирования отчетов и сбора статистической информации. Она позволяет в удобной форме представить интересующую информацию и использовать ее для контроля работы
«Системы-112», анализа и прогнозирования ситуаций.
В системе предусмотрено формирование, хранение обширной статистической и эксплуатационной информации, а также возможность генерации отчетов реального времени и хронологических долгосрочных отчетов.
Информацию, накапливаемую в системе, можно разделить на информацию, накапливаемую в базе данных по каждому конкретному обращающемуся на службу вызывающему абоненту и информацию, накапливаемую в процессе учета вызовов.
В системе предусмотрена возможность генерации отчетов (по согласованию с заказчиком). Возможен сбор разнообразной статистической информации по конкретному вызывающему, например:
• номер вызывающего абонента;
• характер предыдущих запросов;
• дата первого обращения и т.д.
Система позволяет формировать отчет в
текстовом виде.
Кроме того, имеется возможность формирования диаграмм по различным типам происшествий.
Авторами предлагается следующая форма отчета, представленная на рис. 4, для осуществления сбора различной статистической информации поступающей в «Систему - 112»
В результате предложенных мероприятий по усовершенствованию технического обеспечения операторов «Системы - 112», формирования регламента информационного взаимодействия между ЭОС муниципальной ГО и создания таблиц отчетности ожидаются следующие положительные эффекты от работы «Системы-112» по субъекту РФ:
3 Дата 01-Янв 02 яни ОЗ.ЯНБ 04.янв 05-ЯНБ 31-ЯНЕ Всего за январь
Пожар наличие погибших О
наличие О
« дттт наличие погибших О
7 наличие О
в Ад минис тратнЕно- прав о вое наличие погибших О
9 нар\тшение наличие 0
ДО Оказание медецинской наличие погибших О
11 помощи наличие О
12 Наличие запаха наличие погибших О
13 газа отсутствие газа у наличие О
14 Террористические проявления наличие погибших О
15 наличие О
16 Ситуация природного наличие погибших 0
характера наличие О
15 Ситуация техногенного наличие погибших О
19 характера наличие О
го Несчастный случай наличие погибших 0
наличие О
22 Происшествие наличие погибших О
25 гидрологического характера наличие О
2Л Обращение по вопросам ЖКХ наличие погибших О
наличие О
Иные происшествия наличие погибших О
наличие О
2В Оказание консультации
29
ВО Информационное сообщение
31
32 Ложный вызов
33
Рисунок 4 - Форма отчёта статистической информации, поступающей в «Систему - 112» Figure 4 - The form of the report of statistical information received in the "System -112"
1) Режим «Одного окна» снимет с населения задачу самостоятельно решать, какая аварийная служба нужна для ликвидации последствий происшествия, перекладывая данную обязанность на квалифицированного специалиста (оператора -112), в руках которого имеется высоко организационно и технически обеспеченная «Система-112».
2) «Система-112» позволит существенно расширить оперативность доступа к ряду служб, телефонные номера которых могут быть неизвестно населению;
3) Значительно повысится качество работы операторов - «112» и диспетчеров ДДС за счет дополнительной подготовки, что снизит вероятность допущения ошибки при обслуживании населения (снижение безвозвратных потерь населения, степени вреда здоровью, размера экономического ущерба).
4) Снизятся трудозатраты на проведение статистических и аналитических расчетов за счет перехода на автоматизированное формирование отчётности средствами «Системы-112».
5) Внедрение ПК Протей инициирует применение новых средств связи и автоматизации для информационного обмена и поддержки принятия решения при ликвидации происшествий, ЧС и т.п. (в частности, спутниковых систем ГЛОНАCC/GPS).
6) Подписание регламента о координирующем и информационном взаимодействии активизирует привлечение органов власти к вопро-
сам, связанным c обеспечением безопасности населения и защиты материальных ценностей на территории муниципальных образований.
7) Подписание регламента инициирует улучшение нормативного регулирования алгоритмов реагирования и информационного обеспечения принятия решений в случаях, требующих комплексного привлечения и координации взаимодействия сил и средств РСЧС на территории муниципальных образований при ликвидации происшествий, ЧС и т.п.
8) Внедрение ПО Протей - GPS ГЛОНАС позволит контролировать показатель обитаемости бригады скорой медицинской помощи пациентом.
9) «Система-112» обеспечит гармонизацию способа вызова экстренных оперативных служб по муниципальному округу с законодательством Российской Федерации.
Применения «Системы - 112» на информационной платформе геоинформационных сервисов объединит и скоординирует различные службы, оказывающие экстренную помощь населению, повысит эффективность работы операторов благодаря удобному отображению данных, также становится возможным поиск и анализ полученной информации, позволяет автоматизировать сбор, анализ и передачу информации о происшествиях.
Надежность передачи информации о происшествиях повышается благодаря регистрации вызовов в системе, автоматическому восстанов-
лению прерванных соединений, определению местоположения абонента; позвонившие могут получить психологическую помощь или передать информацию о происшествии на иностранном языке. Автоматизируется прием и регистрация информации о происшествиях (например, автоматически заполняется информация о телефонном номере абонента, координаты точки вызова; ведется запись разговора с абонентом). Взаимо-
эффективным благодаря доступу к единой базе по происшествиям. Наличие общей базы происшествий дает дополнительные возможности оценки и анализа текущей ситуации в регионе.
Новые организационно-технические меры позволяют достичь основной цели «Си-стемы-112» — обеспечение качественной и быстрой помощи населению при возникновении экстренных ситуаций.
действие экстренных служб становится более
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68 [принят Государственной Думой 1l.11.1994 г, одобрен Советом Федерации 24.12.1994].- (Актуальный закон).: Москва: 1994.-234c.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». [Текст]. - Введён 30.12.2003.: Москва, 2003 г. - 17c.
3. «Методические рекомендации по проведению государственных испытаний «Системы-112» субъектов РФ» Согласовано Минком вязью России, МЧС России 14.12.2015г. № 2-4-87-54-33 [Электронный ресурс] http:// legalacts.ru/doc/ (дата обращения 24.10.2018)
REFERENCES
1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O zashchite naseleniya i territoriy ot CHC prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: Federal'nyy zakon ot 21.12.1994 № 68. [Russian Federation. Laws. On the protection of the population and territories from natural and man-made emergency situations: Federal Law of December 21, 1994 No. 68]. (1994). Moscow. [In Russian]
2. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2003g. № 794 «O yedinoy gosudarstvennoy sisteme preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy» [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2003. № 794 "On the unified state system of warning and liquidation of emergency situations".].(2003). Moscow. In Russian.
3. Methodical recommendations on conducting state tests of the "System-112" of the subjects of the Russian Federation "Agreed by the Ministry of Communications and the Ministry of Emergency Situations of Russia on 12/14/2015 No. 2-4-87-54-33. (2015, October 24). Retrieved from http://legalacts.ru/doc/ [In Russian]