Научная статья на тему 'Повышение эффективности бюджетных расходов региона'

Повышение эффективности бюджетных расходов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЕ КОНТРАКТЫ / ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черная О. А.

В статье рассматривается ряд мероприятий по оптимизации структуры государственного сектора экономики; повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ); повышению качества финансового менеджмента в секторе государственного управления; повышение эффективности бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности бюджетных расходов региона»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

- создание сети мультимодальных транспортно-логистических центров, и на этой основе -формирование единого транспортно-логистического и дистрибутивного пространства СЗФО;

- интеграцию Till СЗФО в европейские транспортно-логистические сети.

Решение поставленных задач позволит повысить устойчивость развития как экономики России в целом, так СЗФО, в частности [см. подробнее 8]. Список использованной литературы:

1. Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Транспортно-транзитный потенциал Северо-Запада России: современное состояние, проблемы и перспективы развития// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 25. С. 21-29.

2. Ларченко Д.В., Колесников Р.А. Развитие ресурсных центров Ямало-Ненецкого автономного округа, специализирующихся на добыче углеводородов// Инновации. 2016. № 1 (207).

3. Ларченко Л.В. Нефть России: проблемы использования доходов и воспроизводства сырьевой базы// Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 42 (231). С. 2-12.

4. Ларченко Л.В. Развитие нефтегазодобывающих регионов Севера в условиях падения цены на нефть // Инновации-.2015. №7(201). С.95-98.

5. Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Туризм как фактор устойчивого развития регионов российского Севера: стратегия реализации (на примере Ненецкого автономного округа)// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 23. С. 15-20.

6. Ларченко Л.В., Буряков Н.С. Проблемы и перспективы развития промышленности Санкт-Петербурга в контексте трансформации ее структуры//Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С.15-20

7. Воронцова С.Д. Стратегия развития транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа // Перспективы развития Северо-Запада России. СПб.: Институт «Северо-Запад», 2008. 256 с.

8. Ларченко Л. В., Григорьева Т. В. Эффективность энергогенерирующих предприятий Северо-Западного федерального округа в контексте устойчивого развития//Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 41. С. 25-37.

© Чалый В.А., 2016

УДК 332.1

О. А. Черная

к.э.н., ст. преподаватель кафедры финансов ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

г. Краснодар, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассматривается ряд мероприятий по оптимизации структуры государственного сектора экономики; повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ); повышению качества финансового менеджмента в секторе государственного управления; повышение эффективности бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов.

Ключевые слова

Бюджетный процесс, оптимизация, реорганизация, эффективные контракты, повышению эффективности бюджетных расходов

Отдельным направлением Программы повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 г. является повышение эффективности бюджетных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

расходов. Реализация данного направления предусматривает ряд мероприятий по оптимизации структуры государственного сектора экономики; повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ); повышению качества финансового менеджмента в секторе государственного управления; повышение эффективности бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов.

В рамках оптимизации структуры государственного сектора экономики предполагается:

- оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти Краснодарского края, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности государственных служащих;

- оптимизация сети государственных учреждений Краснодарского края

(далее - учреждений), включая присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим организациям, ликвидацию учреждений, деятельность которых непосредственно не связаны с реализацией полномочий органов исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющих функции и полномочия учредителя, а также работа по оптимизации расходов на административно-управленческий персонал учреждений;

- реорганизация (ликвидация) государственных унитарных предприятий Краснодарского края, деятельность которых не соответствует функциям соответствующего органа государственной власти;

- совершенствование административных регламентов предоставления государственных услуг (функций);

- введение системы показателей, характеризующих качество предоставления государственных услуг (функций), в отношении государственных служащих Краснодарского края, задействованных в их оказании;

- увеличение экономической отдачи от находящихся в собственности Краснодарского края пакетов акций и долей в хозяйственных обществах.

Оптимизация бюджетной сети не должна ограничиваться только мерами по сокращению числа учреждений, их реорганизации или сокращению численности работников учреждений. Данный процесс предполагает принятие взвешенных решений, основанных на анализе сети, учете планируемых к открытию учреждений, оценке потребностей населения в услугах и территориальной приближенности государственных учреждений к месту жительства граждан. В большинстве случаев «Оптимизация» оценивается с точки зрения высвобождения определенного объема средств, а ее оценка не содержит показателей по повышению качества и доступности услуг, что не позволяет определить эффективность проводимой оптимизации в целом.

Отмечается, что продолжение мероприятий по сокращению числа учреждений без соответствующих методологических подходов может привести к снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворенности граждан [5].

Оценка качества характеризует ряд направлений управления средствами, в частности, соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса; финансовую гибкость; управление бюджетными доходами и муниципальной собственностью; управление бюджетными расходами; управление муниципальным долгом; бюджетное планирование; прозрачность бюджетного процесса, поэтому следующим направлением повышения эффективности бюджетных расходов является повышение эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ). В рамках данного направления предусматривается переход от мониторинга первого этапа реформы совершенствования правового положения учреждений к мониторингу результатов и эффектов от реализации реформы учреждений, что подразумевает внедрение в бюджетный процесс следующих механизмов:

- инструмента государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных (муниципальных)

программ и государственных (муниципальных) заданий;

- отраслевых показателей эффективности деятельности учреждений;

- расширение практики привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

- применение в учреждениях принципов «эффективного контракта»;

- развитие официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).

Создание базовых перечней государственных услуг (работ) позволит в дальнейшем перейти при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных затрат на оказание услуг (работ) с учетом территориальной и отраслевой специфики. Таким образом, финансирование учреждений, осуществляющих идентичные виды деятельности, будет осуществляться на равных условиях [1, с. 96].

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 января 2015 г. № 28 утвержден порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Краснодарского края [4]. В ведомственные перечни включается в отношении каждой государственной услуги или работы следующая информация:

- наименование государственной услуги или работы с указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, которым соответствует государственная услуга или работа;

- наименование органа, осуществляющего полномочия учредителя;

- код органа, осуществляющего полномочия учредителя, в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также отдельных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ;

- наименование государственного учреждения Краснодарского края и его код в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также отдельных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

- содержание государственной услуги или работы;

- условия (формы) оказания государственной услуги или выполнения работы;

- вид деятельности государственного учреждения Краснодарского края;

- категории потребителей государственной услуги или работы;

- наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем государственной услуги (выполняемой работы) и единиц их измерения;

- указание на бесплатность или платность государственной услуги или работы;

- реквизиты нормативных правовых актов, являющихся основанием для включения государственной услуги или работы в ведомственный перечень или внесения изменений в ведомственный перечень, а также электронные копии таких нормативных правовых актов.

Исполнительными органами государственной власти Краснодарского

края утверждены ведомственные перечни государственных услуг (работ).

При этом отдельные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) государственными учреждениями Краснодарского края в отдельных сферах (например, курорты и туризм, труд и занятость) не нашли отражение в базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ.

Принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 февраля 2015 г. № 94 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 декабря 2010 г. № 1093 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края». В соответствии с данным постановлением исполнительными органами государственной власти Краснодарского края утверждены нормативные затраты на оказание государственных услуг, которые будут применяться при расчете объема финансового обеспечения государственных заданий и формировании проектов бюджетов бюджетной системы [2].

При определении нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды, детализированные по определенным группам затрат.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

В рамках перехода к «эффективному контракту» в отношении каждого

работника уточняются и конкретизируются его трудовые функции, показатели

и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливается размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. В 2014 г. заключены «эффективные контракты» с 90% от общего количества руководителей социальной сферы и с 50% от общего количества работников государственных учреждений социальной сферы.

Дальнейшее развитие методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг на федеральном уровне направлено:

- создание правовых основ для перехода с 2016 г. к планированию и оказанию государственных (муниципальных) услуг на основе единого перечня услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;

- формирование нормативно-правовой базы для привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций и внедрения конкурентных принципов финансового обеспечения государственных услуг;

- установление критериев принятия решений о целесообразности сохранения, реорганизации, изменении типа или ликвидации государственных (муниципальных) учреждений, а также о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации государственных (муниципальных) унитарных предприятий;

- обеспечение взаимосвязи государственных заданий целям и результатам государственных программ, в рамках которых осуществляется выполнение государственного задания.

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления влечет совершенствование инструментов финансового менеджмента, как в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, так и на уровне государственных учреждений Краснодарского края.

Финансовый менеджмент органа государственной власти должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные.

В ходе финансового менеджмента органами государственной власти должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых, в том числе, на оказание государственных услуг (выполнение работ), осуществляемых подведомственными государственными учреждениями.

Совершенствование качества финансового менеджмента предполагает повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита.

Для количественной оценки повышения качества финансового менеджмента планируется продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемого министерством финансов Краснодарского края.

В части повышения эффективности бюджетных инвестиций принят порядок формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Краснодарского края, регламентирующий правила формирования и использования указанных бюджетных ассигнований, в том числе порядок отбора инвестиционных проектов, в целях предоставления государственной поддержки из регионального инвестиционного фонда, требования к инвестиционным проектам и инвесторам, участвующим в реализации инвестиционных проектов (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. № 1244) [3].

Бюджетные ассигнования регионального инвестиционного фонда предоставляются на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства и отобранных в рамках проведения конкурсных процедур, в том числе на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

Утвержден порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств краевого бюджета.

Значительную роль в реализации инвестиционных проектов приобретает использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами. Развитие механизмов государственно-частного партнерства на уровне субъектов РФ в настоящее время ограничивается несовершенством законодательства РФ, не закрепляющего единого понятия государственно-частного партнерства и регламентирующего только отдельные его виды. Кроме того, развитие государственно-частного партнерства затрудняется отсутствием системных принципов регулирования заключения и исполнения соглашений о реализации проектов государственно-частного партнерства, существованием противоречий между регулированием различных форм государственно-частного взаимодействия (государственных контрактов и иных соглашений о реализации инвестиционных проектов).

Кроме того, требуется совершенствование законодательства Краснодарского края в части уточнения порядка проведения проверки на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных нужд препятствует ряд системных проблем, требующих решения:

- недостаточная профессиональная квалификация заказчиков, приводящая

к снижению эффективности функционирования контрактной системы, в том числе к нарушению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

- излишняя децентрализация закупок, приводящая к отсутствию единого подхода к проведению закупочного процесса и необходимостью увеличения трудовых затрат;

- закупка продукции, обладающей избыточными потребительскими свойствами или являющейся предметом роскоши.

В 2015 г. в продолжение реализации норм законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок Минфином России планируется:

- внедрение института нормирования затрат в процедуру планирования бюджетных ассигнований на государственные закупки. Применение нормирования на стадии составления проекта бюджетов позволит оптимизировать расходы бюджетов на закупки, исключив практику закупок предметов роскоши, создаст условия для обоснования расходов бюджетов в рамках составления главными распорядителями бюджетных средств обоснований бюджетных ассигнований;

- создание правовых и методических основ для процедур санкционирования расходов бюджетов на стадии их планирования при составлении проекта закона (решения) о бюджете. В качестве инструмента для такого санкционирования будут использоваться планы закупок и планы-графики закупок, формируемые заказчиками в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Такой подход к организации санкционирования расходов бюджетов позволит создать условия для выявления и устранения нарушений законодательства еще до принятия обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.

- внедрить институт казначейского сопровождения контрактов. Создание системы казначейского сопровождения контрактов позволит обеспечить контроль исполнения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) обязательств по контрактам, сократить расходы, которые могут возникать в связи с привлечением банков в целях осуществления банковского сопровождения контрактов, а также обеспечить ликвидность операций со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.

Для повышения эффективности межбюджетных трансфертов необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях - создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов и совершенствование методик предоставления межбюджетных трансфертов.

В связи с чем, необходимо реализовать комплекс мер по развитию методологии формирования и использования каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности. При этом основным инструментом достижения целей предоставления субсидий должно стать оказание поддержки реализации муниципальных программ, направленных на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

достижение целей, соответствующих государственным программам Краснодарского края.

Список использованной литературы: 1.Обеспечение устойчивого развития организаций аграрного сектора

Липчиу Н.В., Захарян А.В., Шевченко Ю.С., Юрченко А.А., Липчиу А.И., Федотова Ю.Э., Герасименко О.А., Герасименко О.В., Липчиу К.И., Неводова И.А., Чапурко Я. Я., Бочарова О. Ф., Носаленко П.А., Халяпин А.А., Улыбина Л.К., Сигидова С.И., Васильченко Е.И., Окорокова О.А., Чёрная O.A., Блохина И.М. и др. Коллективная монография / Под редакцией Н.В. Липчиу. Краснодар, 2014

2. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2010 г. № 1093 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края» (в ред. от 19.02.2015 г.) (Дата обращения 14.12 2015)

3. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.11.2014 г. № 1244 «О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Краснодарского края» (Дата обращения 14.12 2015)

4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.01.2015 г. №28 «О формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Краснодарского края» (Дата обращения 14.12 2015)

5. Интернет - ресурс: http://www.ach.gov.ru (Дата обращения 14.12.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Черная О. А., 2016

УДК 336.71(470+571)

З.А.Чич

студентка факультета Финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет

А.В.Захарян к.э.н., доцент факультета Финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация

НАЦИОНАЛЬНО-ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА

И НЕДОСТАТКИ ВНЕДРЕНИЯ

Финансовая независимость страны от других государств - одна из главных составляющих ее политической самостоятельности.

Россия начала создавать платежную систему с существенным отставанием от стран с развитой экономикой и в условиях, отличающихся от них своей значительной спецификой.

Национальная платежная система (НПС) — это объединение финансовых операторов по переводу денежных средств внутри России. НПС является альтернативой широко известным Visa и MasterCard.

В последнее время банковская система все больше использует в своей деятельности современные технологии. На сегодняшний день экономика государства не может развиваться без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Развитие платежных систем не стоит на месте, появилось множество различных электронных устройств и сетевых приложений, с помощью которых можно осуществлять денежные операции без использования наличных средств. Наряду с уже привычными для человека пластиковыми карточками стали появляться платежные системы, специально оптимизированные для работы в интернете, такие как: электронные деньги, электронные кошельки и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.