Научная статья на тему 'Эффективности бюджетных расходов образовательных учреждений'

Эффективности бюджетных расходов образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / АССИГНОВАНИЯ / РАСХОДЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллина Ю.А., Ягафарова И.Р.

В статье приведены результаты анализа финансово-экономической деятельности в общеобразовательных школах Калтасинского района РБ и намечены основные пути повышения эффективности бюджетных расходов общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахматуллина Ю.А., Ягафарова И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективности бюджетных расходов образовательных учреждений»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

3. Авилова И.П., Жариков И.С. Методические аспекты экспресс диагностики эффективности инвестиционных процессов при реконструкции объектов недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 1. С. 159-163.

4. Авилова И.П., Жариков И.С. К вопросу определения экономической эффективности реконструкции объектов недвижимости // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 3. С. 224-227.

5. Степанов А.М., Митякина Н.А., Отрекозова Л.В., Товстий В.П. Реализация процессного подхода при создании систем менеджмента качества// Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64-2). С. 786-789.

6. Степанов А.М., Митякина Н.А., Отрекозова Л.В. Концепция TQM и возможности ее использования в российской практике// Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64-2). С. 842-844.

7. Урсу И.В., Стрекозова Л.В. К вопросу об использовании человеческого капитала // Научные труды SWorld. 2015. Т. 9. № 3. С. 74-79.

8. Авилова И.П., Жариков И.С., Шарапова А.В., Желевский А.В. Комплексная модель технико-экономического обоснования инвестиционно-строительного проекта // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С. 174-178.

© Е.С.Приходько, А.Н. Шелайкина, 2016

УДК 336.61

Ю.А. Рахматуллина

канд. эконом. наук, доц. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал) И. Р. Ягафарова студентка 4 курса ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал) г. Уфа, Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В статье приведены результаты анализа финансово-экономической деятельности в общеобразовательных школах Калтасинского района РБ и намечены основные пути повышения эффективности бюджетных расходов общеобразовательных школ.

Ключевые слова

Бюджетные расходы, эффективность использования бюджетных средств, ассигнования,

расходы в сфере образования.

Формирование расходов на образование первостепенным образом зависит от государственной политики в сфере образования в Российской Федерации [0, с.405].

Планирование бюджетных расходов на реализацию программ социально-экономического развития общеобразовательных школ осуществляется программно-целевым или нормативным методом [0, с.20]. Федеральное законодательство России предусматривает возможность создания образовательных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

учреждений любой формы собственности. При этом особенности финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений заключается в том, что они финансируются за счет соответственного федерального или муниципального бюджета. Негосударственные образовательные учреждения существуют как за счет внебюджетного финансирования (самофинансирования и частных инвестиций), так и в рамках бюджетного финансирования [0, с.61].

Муниципальное казенное учреждение Отдела образования администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан занимается реализацией государственной политики в области образования в Калтасинском районе РБ. Учреждение имеет в своем составе такие структурные подразделения как централизованную бухгалтерию, методический кабинет, РЦПИ и ХЭГ.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетная классификация расходной части бюджета включает:

- функциональную классификацию расходов (ФКР);

- ведомственную классификацию расходов (ВКР);

- экономическую классификацию расходов (ЭКР).

Экономическая классификация расходов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию [т.е. распределение расходов по видам деятельности, типам организаций, видам расходов (заработная плата, ремонт и т.д.)]. На основе этой классификации составляют сметы расходов [3, с.18].

Средства из бюджета на содержание образовательных учреждений и проведение мероприятий, выделяются на основе утверждённых смет. Сметно-бюджетное финансирование применяется для обеспечения государством денежными средствами учреждений и организации, действующих в бюджетной сфере. При этом используются: индивидуальные сметы, общие сметы, сметы расходов на централизованные мероприятия, сводные сметы. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается.

Бюджетная смета образовательного учреждения является росписью расходов учреждения по статьям экономической классификации Бюджетной классификации Российской Федерации. В течение 10 дней со дня получения уведомления о выделении бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по форме [2, с.16]. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения, текущее содержание учреждений (административно-хозяйственные расходы и операционные).

Расчёт сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объёмов деятельности учреждения, определённого плана развития учреждения и фактического его исполнения за предшествующий период. Правильно установленные типовые нормы расходов, имеют важное значение, для распределения бюджетных ассигнований на образование.

Анализ исполнения сводной сметы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ исполнения сводной сметы по образовательным учреждениям

Расходы 2013 г. в руб. 2014 г. в руб. 2015 г. в руб. Темпы роста 2014 к2013 в % Темпы роста 2015 к 2014 в%

Утверждено 278194,7 332093,6 88996 119,4 26,8

Про финансировано 270231,2 331793,3 - 122,8 -

Продолжение таблицы 1

% профинансированных от утвержденных 97,14 99,91 - - -

Кассовые расходы 270231,2 331793,3 - 122,8 -

% кассовых от утвержденных 97,14 99,91 - - -

Фактические расходы 266112,6 306513,7 - 115,2 -

% факт. расходов от утвержденных 95,66 92,3 - - -

На практике различают кассовые и фактические расходы. Кассовые расходы - это суммы выделенные банком с текущих или бюджетных счетов бюджетных учреждений на их расходы. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть исчислены, но не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

выплачены (заработная плата, суммы причитающиеся кредиторам за выполненные работы, и др.). Фактические расходы - это действительные расходы учреждения по исполнению сметы, оформленные соответствующими документами. Они отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов.

В целом по образовательным учреждениям Калтасинского района наметилась положительная тенденция, при увеличении темпов ассигнований в 2014 году на 19,4%, растут одновременно темпы финансирования и более быстрыми темпами на 22,8%. В то же время надо отметить, что образовательные учреждения остаются недофинансированными, так как если в 2013 году смета исполнена на 97,14%, то уже в2014 году кассовое исполнение сметы составило уже 99,91%.

Большую часть расходов в общей сумме как исчисленных, так и утвержденных сумм расходов составляет фонд заработной платы и начисления на заработную плату. Немного меньше планируются расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования. Весомую долю в расходах занимают расходы по оплате коммунальных услуг и на продукты питания.

В ходе проведенного анализа выявлено, что в МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский район РБ имеются неэффективные расходы в сфере образования. В структуре финансовых нарушений нецелевое использование бюджетных средств составило 300 тыс. руб. или 1,5% от общего объема выявленных финансовых нарушений.

Сумма нецелевого использования бюджетных средств по сравнению с 2014 и 2013 годами увеличилась в 3 и 2 раза соответственно.

Неправомерные расходы составили в 2015 г. 2935 тыс. рублей или 14,8% к общему объему финансовых нарушений. Сумма неправомерно использованных бюджетных средств, установленных контрольными мероприятиями, по сравнению с 2014 г. уменьшилась на 616 тыс. руб., 2013 г. - на 205 тыс. руб.

Наибольший удельный вес в структуре нарушений занимает неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств -44,0% от общей суммы выявленных финансовых нарушений. По сравнению с уровнем прошлого года этот вид нарушения увеличился на 3,3%, с 2013 г. - уменьшился на 29,0%.

Иные финансовые нарушения, допущенные в результате несоблюдения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, завышения сметных назначений, необеспечения сохранности материальных ценностей, недопоступления платежей в доходы бюджетов составили 39,7 %.

В результате применения мер принуждения к нарушителям законодательства в финансово-бюджетной сфере восстановлены в соответствующие бюджеты и на лицевые счета учреждений МКУ Отдела образования администрации МР Калтасинский район РБ 1596,3 тыс. руб., в том числе в бюджет Республики Башкортостан - 1061,11 тыс. руб., в бюджеты муниципальных образований - 494,44 тыс. руб., на лицевые счета учреждений - 40,74 тыс. руб.

Предотвращены потери средств бюджетной системы на общую сумму 3,7 тыс. руб. путем уменьшения кредиторской задолженности, сокращения излишне предусмотренных бюджетных ассигнований.

Рекомендовано более рационально использовать средства, предназначенные на оплату коммунальных

услуг:

- экономно использовать электрическую энергию: ввести контроль над освещением помещений, провести беседу с работниками учреждения о необходимости данной меры, возможности больше проводить мероприятий в утреннее время выходных дней.

- экономно расходовать воду, не допуская утечек. Устанавливать качественные комплектующие для сантехники.

Предлагается оказывать учащимся по их просьбе дополнительных образовательных услуг, не входящих в перечень гарантированных образовательных услуг и взимать плату со всех категорий граждан, за исключением несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Организовать работу тренинг-центра, где будут проводиться семинары, лекции, курсы повышения и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

другие обучающие мероприятия.

В каждом образовательном учреждении и в детских садах предлагается установить в пустующих помещениях при входе киоски для продажи методической литературы, учебной литературы, оказывать услуги ксерокопирования и распечатки, редактированию текстов, сканированию.

Предлагается увеличить объемы внебюджетного финансирования образования за счет:

- создания компании из школьников старше 14 лет по выполнению озеленительных работ, что позволит предлагать услуги муниципальным и районным властям,

- создания компании по организации ярмарок, торгующих разнообразной кустарной продукцией, сделанной школьниками старше 14 лет,

- сдачи в аренду площадей, принадлежащих МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский район РБ во временное пользование.

Предлагаемые мероприятия являются выгодными для МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский район РБ района РБ.

Список использованной литературы:

1. Гинзбург И.В. Правовое регулирование бюджетных расходов на среднее общее образование в Российской Федерации и ее субъектах // Финансовое право. - 2014. - № 6. - С. 19-26.

2. Колганова Н. А. Непрерывное образование в контексте экономических теорий образования // Проблемы современной экономики. - 2010. - №3. - С. 405-407

3. Рахматуллина Ю.А., Кабирова А.С. Государственные и муниципальные финансы. Практикум / Уфа, 2014.-110с.

4. Стецюнич Ю. Н. Знание особенностей финансирования образовательных учреждений в современных условиях как необходимость эффективного управления // Царскосельские чтения. - 2015. - № XIX / том II. -С. 159-162

© Рахматуллина Ю.А., Ягафарова И. Р., 2016

УДК 332

Романенко А.П.

студент магистратуры Р.Г. Абакумов к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с понятием кластера в экономике, основные методологические подходы к кластеризации территорий, а также моделирование и управление территориальными кластерами.

Ключевые слова

Кластер, кластеризация, инновации, развитие территорий.

В современной научно-популярной литературе все чаще можно встретить такое понятие как кластер. Существует множество определений этого понятия, среди которых:

Кластер - ярко выраженный пример многофункциональной и многоаспектной экономической системы. Экономический кластер - структура предприятий, объединенных едиными материальными,

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.