_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Конспект лекций. Омск. 2010.
5. Ли Су Ен. Задачи и направления совершенствования системы социального обеспечения в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, 1997. С.11.
6. Петухова И.В. Определение понятия «социальная защита»/И.В.Петухова//Журнал ВАК: Управление экономическими системами: электронный научный журнал.
7. Современная экономика труда: Монография/ Рук.авт.коллектива и научн.ред. В.В. Куликов: Институт труда Минтруда России (НИИ труда) -М.: Финстатинформ. 2001. C.482
8. Роик В. Д. Основы социального страхования. М. Анкил, 2005. С. 26.
9. Якимчук С.В. Социальная защита населения, ее совершенствование в современных условиях. Монография - Белгород : ИП Остащенко А.А. 2008. С. 70.
10.Карепина О.И. Расходы бюджета города Ростова-на-Дону на социальную политику в современных условиях//Научные труды SWorld. 2015. Т. 15. № 2 (39). С. 49-53.
11.Богославцева Л.В. Генезис дефиниции «финансовые потоки» с точки зрения эволюции теоретической экономической мысли//Финансовые исследования. 2012. № 4 (37). С. 13-21.
© О.Ю. Богданова, 2016
УДК 336
Богославцева Людмила Викторовна
канд. экон. наук, доцент кафедры Финансы
РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О КОНТРАКТАЦИИ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические подходы к раскрытию экономической сущности расходов бюджетов, расходных и бюджетных обязательств. Обосновывается необходимость повышения качества контрактов использования бюджетных средств с учетом современных условий. Предлагаются меры, направленные на реализацию государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Ключевые слова
Федеральное казначейство, расходы бюджетов, расходные обязательства, лимиты бюджетных
обязательств, контракт, контрактация.
Органы Федерального казначейства обеспечивают повышение эффективности бюджетных расходов, повышение качества государственных и муниципальных услуг благодаря применению передовых технологий, оптимизации административных и технических процедур, кроме того казначейство призвано обеспечить качественное управление финансовыми ресурсами и исполнение бюджета, а также контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. [4, с. 270]
В этой связи охарактеризуем принципиальные отличия в подходах к раскрытию сущности дефиниции « расходы бюджетов».
Под расходами бюджета одни ученые понимают сложную систему перераспределения валового внутреннего продукта с целью финансового обеспечения деятельности государства. В отечественной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
экономической литературе также отмечается, что главное назначение расходов бюджетов — это финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти.
Ряд ученых считают, что расходы бюджета — это экономические денежные отношения, возникающие в связи с перераспределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, а также их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 6 закрепляет несколько иное определение расходов бюджета как денежных средств, выплачиваемых из бюджета за исключением источников финансирования дефицита бюджета. [1]
Общим в различных подходах ученых к раскрытию содержания расходов бюджетов является денежный характер финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.
Данное теоретическое положение подтверждается на практике основными направлениями бюджетной политики на текущий год и плановый период. Так, целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являлось обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при безусловном исполнении принятых обязательств. Отличительной особенностью основных направлений бюджетной политики на 2016 год является отражение длящихся мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. [3].
Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным бюджетным законодательством разграничением полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Таблица 1.
Таблица 1
Источники исполнения расходных обязательств публично-правовых образований
Расходные обязательства соответствующих публично-правовых образований исполняются в основном за счет
Российской Федерации субъекта Российской Федерации муниципального образования
• собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета; • в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации • устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. • В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства субъектов РФ исполняются за счет средств бюджетов ГТВФ государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета
В целях эффективного исполнения расходов бюджетов в бюджетном законодательстве и нормативных актах органов казначейства используется понятие бюджетного обязательства, как части расходного обязательства, подлежащей исполнению в соответствующем финансовом году.
Источники исполнения расходных обязательств публично-правовых образований, представленные в таблице 1 закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов предусмотрено финансовое обеспечение следующих приоритетных расходных обязательств: расходы на социальную сферу (33,6 - 34,7%), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (35,0 - 30,6%). Вместе с тем следует отметить постепенное снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9% в 2014 году до 13,7% в 2017 году.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
В 2016 - 2018 годах почти две трети общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета составляют межбюджетные трансферты; расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения установленных функций; расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд путем оформления государственных контрактов.
Кассовое исполнение расходов бюджета осуществляется с использованием поэтапно выполняемых операций санкционирования оплаты денежных обязательств и финансового обеспечения расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета предусматривает ряд обязательных для исполнения стадий, а именно:
- формирование и утверждение бюджетной росписи главным распорядителем бюджетных средств;
- утверждение и доведение до распорядителей (РБС) и получателей бюджетных средств (ПБС) уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств (ЛБО);
- принятие денежных обязательств ПБС;
- подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
На лицевом счете отображается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель или получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.
К новшествам деятельности органов казначейства в современных условиях можно отнести формирование документа в рамках механизма электронного санкционирования, подтверждающего возникновение денежного обязательства заказчика по оплате работ, выполненных в рамках заключенного контракта. Государственные и муниципальные закупки занимают значительное место в расходах бюджетов бюджетной системы страны, следовательно, проблема оптимизации бюджетных расходов через систему государственных и муниципальных контрактов крайне актуальна.
Отметим, что в экономической литературе все шире применяется не только термин «контракт», но и термин «контрактация».
Можно предположить, что правовую основу для применения термина «контрактация» составил федеральный закон США «О конкуренции при контрактации» (1984).
В России в 1994 году д.э.н. Ю.А. Ковальков и к.т.н. О.Н.Дмитриев применили этот термин в работе «Концепция государственного регулирования контрактации на поставку военной продукции». [5]
По-нашему мнению, фундаментальный характер исследования контрактов и контрактации носит работа профессора Сухарева О.С. «Теория контрактов О.Уильямсона и институциональные изменения: современное видение агентских взаимодействий», в которой он ссылается на определение контрактации О.Уильямсона как долгосрочных контрактных отношений, сохраняющих автономность участников при обеспечении специфических гарантий. [6]
Объективная необходимость раскрытия нового содержания контрактации по отношению к расходам бюджетов возникла в связи с принятием письма Министерства финансов Российской Федерации N 02-1310/141 и Федерального казначейства России N 42-7.4-05/2.3-41 от 21 января 2013 года «О гражданско-правовых договорах бюджетных учреждений», в котором идет речь об определении процента контрактации лимитов бюджетных обязательств.
В условиях кассового исполнения расходов бюджетов под контрактацией бюджетных средств понимают процесс заключения государственных контрактов между получателями бюджетных средств и их контрагентами на основе принципов и процедур, установленных законодательством Российской Федерации в сфере размещения государственных заказов. А уровень контрактации лимитов бюджетных обязательств
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
фактически показывает процентное соотношение сумм государственных контрактов к сумме доведенных лимитов бюджетных обязательств.
При расчете уровня контрактации важно выявлять причины превышения сумм принятых на учет бюджетных обязательств над доведенными лимитами бюджетных обязательств, к которым могут относиться:
- заключение государственных контрактов с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- нарушение сроков доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;
- постановка на учет бюджетных обязательств по исполнительным документам;
- учет бюджетных обязательств, в которых не определена сумма, с целью последующего предоставления в установленном порядке из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ межбюджетных трансфертов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.12.2014г.№ 2745-р;
-учет бюджетных обязательств на основании повторно представленных сведений и др.
В целях выявления причин несоответствия данных реестра государственных контрактов и учтенных в органах Федерального казначейства бюджетных обязательств, формируются следующие формы:
- Отчет «Сведения о превышении бюджетными обязательствами неиспользованных доведенных бюджетных данных»;
- Отчет «Перечень сведений о контрактах, по которым обнаружены несоответствия принятым бюджетным обязательствам». [7, с.107]
Одним из факторов повышения эффективности закупок является информационная открытость всех ее стадий.
В Федеральном законе № 44-ФЗ информационному обеспечению закупок уделено особое внимание и одним из принципов контрактной системы определена открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок.
С 2016 года планируется к вводу в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок, которая станет «правопреемником» Официального сайта www.zakupki.gov.ru. Единая информационная система в сфере закупок должна стать многофункциональным порталом, характеризующимся следующими преимуществами:
- обеспечение доступа к данным планирования и проведения закупок; возможностью обеспечения
- создание условий для повышения качества контроля за соответствием информации, размещаемой заказчиком и указанной им в плане закупок и плане-графике закупок, в контракте и реестре контрактов;
- обеспечение информацией о государственных и муниципальных контрактах, информацией о реализации планов закупок и планов-графиков, библиотекой типовых контрактов, результатами мониторинга закупок, контроля и аудита в сфере закупок,
- создание условий общественного обсуждения закупок, что в целом направлено на повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе путем внедрения казначейского сопровождения;
- обеспечение обмена электронными документами единой информационной системы в сфере закупок с иными информационными системами, используемыми всеми участниками данных правоотношений.
Отметим, что Правительство Российской Федерации в постановлении от 30 сентября 2014 г. № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок» определило Федеральное казначейство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию и развитию единой информационной системы в сфере закупок, а также ответственным органом исполнительной власти за обслуживание, ведение единой информационной системы в сфере закупок, установление порядка регистрации и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок.
В этой связи Федеральным казначейством проводится разработка и внедрение порядка функционирования единой информационной системы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
в сфере закупок с целью снижения количества фактов нарушений получателями бюджетных средств и формирования актуальной и достоверной информации о контрактации бюджетных обязательств, что требует доработки программного обеспечения, например, в части:
- автоматического выявления соответствия показателей главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
- сравнения данных Реестра государственных контрактов с данными о принятых бюджетных обязательствах;
- выверки Реестра государственных контрактов;
- выборки данных о заключенных государственных контрактах и принятых бюджетных обязательствах.
Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - СПС «Консультант Плюс»
2. Богославцева Л.В. Стратегические направления деятельности федерального казначейства по обеспечению оптимизации расходных обязательств. В сборнике: Актуальные проблемы финансовой политики, права России и Украины в современных условиях. Материалы XII Международной НПК молодых ученых, студентов, аспирантов, преподавателей вузов Российской Федерации и Украины. Ростов-на-Дону, 2013.С. 8-14.
3. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации.// minfin.ru
4. Карепина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 270-274.
5. Ковальков Ю.А., Дмитриев О.Н. Концепция государственного регулирования контрактации на поставку военной продукции (на примере авиационных средств).// Военная мысль. № 8(9-10)/1994.
6. Сухарев О.С. Теория контрактов О.Уильямсона и институциональные изменения: современное видение агентских взаимодействий.// JET_2012_3.pdf
7. Такмазян А. С. К вопросу внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в национальную систему бюджетного учета и отчетности // Финансовые исследования. 2015. №3. С.107-112.
8. Богданова О.Ю. Особенности бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации//Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 21-26.
© Л.В. Богославцева, 2016
УДК 338.2
Борисова Дина Владимировна
ассистент ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА С РЕГИОНАМИ ПФО
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты товарооборота Ростовской области с регионами Приволжского федерального округа. Приводятся статистические данные по товарообороту в целом, вывоз/ввоз продукции, а также данные для укрупненных видов продукции.
Ключевые слова
Товарооборот, укрупненные группы видов продукции, вывоз и ввоз продукции.